Культура средневековой европы. Средневековая культура

15.06.2019

Средние века - это уникальный период в истории Европы и всего человечества, зарождение которого связано с мощным психологическим потрясением, вызванным падением «вечного города» - Рима. Империя, которая, казалось, простиралась сквозь пространство и время, представлявшаяся современникам воплощением цивилизации, культуры и процветания, в один момент канула в Лету. Казалось, что рухнули сами основы мироздания, даже варвары, подтачивавшие основы империи своими непрестанными набегами, отказывались верить в случившееся: известно, что многие варварские королевства но инерции еще долгие годы и даже десятилетия после падения Рима продолжали чеканить римские монеты, не желая признавать крах империи. Последующие же столетия были отмечены попытками возрождения былого величия исчезнувшей державы - пожалуй, именно с этой точки зрения и следует рассматривать государства, претендовавшие на великодержавный (конечно, в том ограниченном смысле, в котором это применимо к эпохе Средневековья), «панъевропейский» статус: империю Карла Великого (создание которой в культурном плане повлекло за собой недолгий период Каролингского Ренессанса конца VIII - первой половины IX вв.) и, отчасти, Священную Римскую империю .

Человек эпохи Средневековья, перестав ориентироваться на античную культуру и цивилизацию - тот яркий факел, что светил ему сквозь века - стал воспринимать мир как средоточие хаоса, как господство враждебных ему сил, и именно поэтому, стремясь защитить себя и своих близких от окружающего кошмара, он обращал свои взоры на религию, на рьяное служение Господу, которое казалось единственным спасением от напастей нового мира. Могло ли быть иначе? Как не поверить в гнев высших сил, наказывающих человечество, если вся окружающая действительность буквально рушилась на глазах: резкое похолодание, постоянные набеги варваров, Великое переселение народов, опустошающие эпидемии чумы, холеры и оспы; захват гроба Господня «неверными»; постоянный и все усиливающийся страх нападения со стороны мавров, викингов (норманнов), а позднее - монголов и турок... Все это заставляло средневекового человека рьяно и истово верить, отдавая всего себя, всю собственную личность во власть церкви, папства и Священной инквизиции, отправляясь в далекие и опасные Крестовые походы или присоединяясь к многочисленным монашеским и рыцарским орденам.

Великое переселение народов - условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII вв. германцев, славян, сарматских и других племен на территории Римской империи.

(Большой энциклопедический словарь)

Ощущение уязвимости зачастую граничило с массовым психозом, умело использовавшимся в своих целях феодалами и церковью - и не случайно золото со всей Европы широкими потоками стекалось в папский Рим, позволяя содержать идеально отлаженный бюрократический и дипломатический аппарат, долгие столетия являвший собой образец одновременно и эффективности, и коварства. Папство бесстрашно бросало вызов светской власти (например, борясь с ней за церковную инвеституру - право самостоятельно назначать и посвящать в сан епископов и других представителей клира и духовных иерархов) - и в этом деле ему было на кого опереться: многочисленные рыцари-феодалы, воспринимавшие себя единым общеевропейским сословием и гордо носившие звание «воинства Христова», с гораздо большим удовольствием подчинялись далекому Папе Римскому, нежели собственным королям. Кроме того, надежной опорой папского престола были и многочисленные монашеские (бенедиктинцы, кармелиты, францисканцы, августинцы и др.) и духовно-рыцарские (например, госпитальеры и тамплиеры) ордена, сконцентрировавшие в своих руках значительные материальные и интеллектуальные ресурсы, которые и позволили им стать подлинными центрами средневековой культуры и образования. Важно отметить и то, что на протяжении значительной части Средневековья именно Церковь была крупнейшим землевладельцем и феодалом, что, в сочетании с церковными налогами (например, церковной десятиной) служило прочной основой финансового благополучия духовной власти.

Совокупный эффект вышеуказанных факторов во многом обусловил такой историко-культурный феномен европейского Средневековья, как доминирование духовной власти над светской, длившееся в течение более чем двух столетий: с конца XI до начала XIV вв. И ярким олицетворением этого превосходства власти духовной было печально известное «унижение в Каноссе», когда всесильный император Священной Римской империи Генрих IV в 1077 г. вынужден был покорно и покаянно целовать руку Папы Григория VII, смиренно вымаливая спасительное прощение. Впоследствии баланс сил изменился, и светская власть взяла убедительный реванш за собственные унижения (вспомним, к примеру, исторический эпизод, известный как Авиньонское пленение пап), однако противоборство между церковью и королями так и не было завершено до окончания Средневековья, став, таким образом, важнейшей отличительной чертой рассматриваемой эпохи.

Основой социально-экономической и иерархической структуры средневекового европейского общества был феодализм. Натуральное хозяйство и разрыв античных торгово-экономических связей превращали замок феодала в замкнутую и абсолютно независимую экономическую систему, совершенно не нуждавшуюся в верховной королевской власти. Именно на этом основании и сформировалась феодальная раздробленность, разбившая прежде относительно монолитную карту европейского региона, состоявшую из крупных варварских королевств, на великое множество крошечных и абсолютно самостоятельных феодальных единиц, переплетенных друг с другом сотнями династических нитей и вассально-сеньориальных связей. Крепостное право и личная зависимость крестьян от феодала укрепляла экономическое благополучие и независимость рыцарских замков и в то же время обрекала нищих, полуголодных крестьян на бесправное, жалкое существование. Не отставала в корыстолюбии и церковь - достаточно упомянуть о том, что она была одним из крупнейших феодалов Средневековья, концентрировавшим в своих руках несметные богатства.

Феодализм - специфическая социально-политическая экономическая структура, традиционная для европейского Средневековья и характеризующаяся наличием двух социальных классов - феодалов (землевладельцев) и экономически зависимых от них крестьян.

С течением веков феодализм все более становился тормозом социально- экономического развития Европы, сдерживая становление буржуазнокапиталистических отношений, рост мануфактурного производства и формирование рынка свободной рабочей силы и капитала. Создание мощных централизованных государств и обширных колониальных империй объективно противоречило сохранению феодальных прав и привилегий, и в этой связи позднее Средневековье являет собой картину поступательного укрепления власти короля при одновременном ослаблении экономической и политической мощи феодалов. Однако данные тенденции все же более характерны для Эпохи Возрождения и начала Нового времени, в то время как Средневековье прочно ассоциируется с незыблемым господством феодализма, натурального хозяйства и вассально-сеньориальной иерархии .

Вопрос для самостоятельной подготовки

Что представляет собой феномен средневекового городского права? Как Вы думаете, какова роль бюргерства, гильдий и цехов в эволюции социально-экономической структуры средневекового европейского общества?

Европейская культура эпохи Средневековья - точно так же, как

и остальные сферы общественной жизни - несет ярко выраженный отпечаток господства религиозного мировосприятия (наглядным свидетельством которого можно назвать гениальные полотна Иеронима Босха - нидерландского художника несколько более поздней эпохи), в недрах которого развивались не только средневековый мистицизм и схоластика (религиозно-философское течение, характеризовавшееся синтезом христианских догматов с рационалистическими элементами и интересом к формальным логическим построениям в духе Аристотеля), но и вся художественная культура европейской цивилизации (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Процесс «обмирщения» европейской культуры и, в частности, философии, тенденция к усилению ее светского начала характерны исключительно для эпохи позднего Средневековья, или Проторенессанса, освещаемого первыми лучами занимающегося Возрождения. Не случайно авторитетный британский математик и мыслитель Бертран Рассел в своей «Истории западной философии» отмечает: «Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии, и философия соответственно пишется с точки зрения церкви» .

Более того, практически все крупные мыслители эпохи Средневековья происходили из духовного сословия и, вполне логично, выстраивали собственные философские доктрины в четком соответствии с религиозным, теологическим миропониманием. В данном контексте следует выделить виднейших богословов, внесших огромный вклад в развитие средневековой философской мысли: Блаженный Августин (который, хотя и жил в IV - первой половине V вв., т.е. еще в период Античности, до падения Рима, однако по духу с полным правом может быть отнесен к числу средневековых мыслителей), Боэций, Иоанн Скот Эриугена, Майстер Экхарт, Пьер

Абеляр, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, Уильям Оккам и Жан Буридан.

Для Средневековья характерна последовательная смена двух художественных стилей, представленных в скульптуре, живописи, декоративно- прикладном искусстве и даже моде, однако наиболее ярко проявивших себя в архитектуре: романского и готического. Пожалуй, если романский стиль, сочетавший в себе античные художественные формы с некоторыми более поздними элементами, был в первую очередь данью ушедшей великой эпохе, то готику с ее устремленностью ввысь и поражающей воображение геометрией пространства можно назвать подлинным художественным символом средневековой Европы (рис. 2.2).

Романский стиль - стиль архитектуры и искусства раннего Средневековья, характеризовавшийся сохранением многих основных черт римского архитектурного стиля (круглых арок, бочкообразных сводов, орнаментов в виде листьев) в сочетании с целым рядом новых художественных деталей.

Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI-XII по XV- XVI вв., пришедший на смену романскому стилю.


Рис. 2.2. Готический собор в Кёльне (Германия). Дата постройки: 1248 г.

Средневековая литература также была основана преимущественно на религиозной традиции и на мистическом опыте и мировосприятии. В то же время нельзя не упомянуть и о так называемой рыцарской литературе, отражавшей духовную культуру и творческие поиски феодального сословия. Во многом именно романтика рыцарских турниров, походов и героического эпоса в сочетании с любовной лирикой и сюжетом борьбы за сердце возлюбленной впоследствии лягут в основу европейского романтизма Нового времени (рис. 2.3.).

Рис. 2.3.

зелье. 1867 г.:

Тристан и Изольда - герои средневекового рыцарского романа XII в., оригинал которого не дошел до наших дней. Сказание о любви Тристана и Изольды оказало огромное влияние на последующую европейскую литературу и искусство

Справедливо говоря о резком падении культурного уровня Европы в период Средневековья, о временной утере подавляющей части античного наследия, о затухании прежде великих очагов человеческой цивилизации, все же не следует впадать в иную крайность и полностью игнорировать сохранявшуюся у европейцев тягу к свету знаний, к реализации своей внутренней творческой свободы и созидательного потенциала. Наиболее ярким проявлением подобного рода тенденций можно назвать появление в XI-XII вв. первых европейских университетов: Болонского (1088 г.) (рис. 2.4), Оксфордского (1096 г.) и Парижского (1160 г.), а несколько позже, в первой четверти XIII в. - Кембриджского (1209 г.), Саламанк- ского (1218 г.), Падуанского (1222 г.) и Неаполитанского (1224 г.).


Рис. 2.4.

В стенах университетов, где была сосредоточена вся интеллектуальная жизнь классического и позднего Средневековья, велось преподавание так называемых семи свободных искусств, традиция изучения которых уходила еще во времена Античности. Семь свободных искусств условно подразделялись на две группы: тривиум (грамматика, логика (диалектика) и риторика, т.е. первичные, базовые гуманитарные дисциплины, необходимые для постижения более глубокого знания) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Таким образом, несмотря на общую деградацию социально-экономической и культурной жизни, характерную для эпохи Средневековья, в недрах европейского общества по-прежнему теплилась жизнь. Античное наследие бережно сохранялось в стенах монастырей и университетов, и чем ярче занималась заря Возрождения, тем смелее и бесстрашнее проявляли себя созидательные силы, готовые бросить вызов закосневшей, отживающей свой век феодальной структуре общества. Средневековье близилось к своему завершению, и Европа готовилась к великому часу освобождения. Однако даже с позиций современности представляется невозможным во всей полноте ответить на вопрос, был ли феномен Средневековья неизбежным, закономерным этапом эволюции европейской цивилизации, необходимым для успешного усвоения античного опыта, или же то был, как полагали гуманисты эпохи Возрождения, период всеобъемлющего культурного и цивилизационного упадка, когда европейское общество, утратив путеводную нить разума, сошло с пути развития и прогресса.

  • Впоследствии, когда тщетность надежд на восстановление прежнего миропорядкастала более чем очевидной, а необходимость адаптации к новым историческим реалиямкак никогда актуальной, название этого межгосударственного образования было измененона Священную Римскую империи германской нации.
  • Вассалитет - средневековая система иерархических отношений между феодалами,заключавшаяся в том, что вассал получал от своего сеньора (сюзерена) феод (т.е. условноеземельное владение или, гораздо реже, фиксированный доход) и на этом основании былобязан нести в его пользу определенные повинности, в первую очередь военную службу.Зачастую вассалы передавали часть полученной от сюзерена земли во владение своим собственным вассалам, в результате возникала так называемая феодальная лестница, причемв некоторых странах (прежде всего, во Франции) действовал принцип: «Вассал моего вассала - не мой вассал».
  • Рассел Б. История западной философии. С. 384-385.

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи - культуру Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску

Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.

Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.

1.Основные периоды развития эпохи Средневековья.

Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы, гунны и другие народности. После распада в 476г. Западной римской империи на ее территории образовался ряд недолговечных государств, которые состояли из чужеземных племен, смешавшихся с коренным населением состоявшим преимущественно из кельтов и так называемых римлян. Франки разместились в Галлии и Западной Германии, весготы - на севере Испании, осготы - на Севере Италии, англосаксы - в Британии. Варварские народы, создавшие свои государства на развалинах Римской империи, оказывались либо в римской, либо в романизированной среде. Тем не менее, культура античного мира испытывала глубокий кризис в период нашествия варваров, и этот кризис усугубился привнесением варварами своего мифологического мышления и поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья.

Средневековая культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений.

На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития. Безраздельным было господство феодалов - землевладельцев. Фигура короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция) начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной экономики, способствующий становлению культурного процесса.

Важное значение имели крестовые походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел.

На втором развития зрелого (классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней, происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение городов-государств, например, Венеции, Флоренции.

2.Особенности искусства средневековой Европы.

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

1.дороманское искусство (V - X вв.) ,

Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.

Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.

2. романское искусство (XI - XII вв.)

Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.

Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом - моя крепость».

Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок - дом - башня прямоугольной или многогранной формы.

3. готическое искусство (XII - XV вв.)

Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали - статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму.

Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

Литература и музыка Средневековья.

В период зрелого феодализма наряду и в альтернативу церковной литературе, имеющей приоритет, быстро развивалась и светская литература. Так, наибольшее распространение и даже некоторое одобрение церкви получила рыцарская литература, которая включала в себя рыцарский эпос, рыцарский роман, поэзию французских трубадуров и лирику немецких минизингеров. Воспевали войну за христианскую веру и прославляли рыцарский подвиг во имя этой веры. Образцом рыцарского эпоса Франции является «Песнь о Роланде». Её сюжетом были походы Карла Великого в Испанию, а главным героем был граф Роланд.

В конце VIIв. Под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская, где было выполнено особое Евангелие.

В XIIв. Появились и быстро получили широкое распространение рыцарские романы, написанные в жанре прозы. Они повествовали о различных приключениях рыцарей.

В противовес рыцарскому роману развивается городская литература. Формируется новый жанр - стихотворная новелла, которая способствует формированию горожан как единого целого.

В период развития готики произошли изменения и в музыке. Отдельную группу в музыке Средневековья представляло собой искусство кельтов. Придворными певцами кельтов были барды, которые исполняли героические песни - баллады, сатирические, боевые и другие песни под аккомпанемент струнного инструмента - кроты.

Начиная с конца XI в. на юге Франции начало распространятся музыкально - поэтическое творчество трубадуров. В их песнях воспевалась рыцарская любовь и героические подвиги во время крестовых походов. Творчество трубадуров вызывало множество подражаний, самым плодотворным был немецкий миннезанг. Песни миннезингеров - «певцов любви» представляли собой, не только воспевание прекрасных дам, но также и прославление влиятельных герцогов. Миннезингеры служили при дворах властителей, участвовали в многочисленных состязаниях, странствовали по Европе. Расцвет их творчества наступил в XIIв., однако уже XIVв. их сменили мейстерзингеры, или «мастера пения», объединенные в профессиональные цеха. Развитие этих вокальных цехов ознаменовало собой новый этап средневекового певческого искусства.

В IX в. существовало многоголосие, но к концу XI в. голоса становятся все более самостоятельными. С возникновением многоголосия в католических храмах необходимым становится орган. Развитию церковного профессионального многоголосия немало способствовали и многочисленные певческие школы при крупных европейских монастырях.

XIII в. в истории музыки называют веком старого искусства, тогда как искусство XIV в. принято называть новым, и именно в это время начинает возрождаться музыкальное искусство Возрождения.

Заключение.

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Только церковь в течении многих веков оставалась единственным социальным институтом, объединяющим все европейские страны, племена и государства. Именно она оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировозрения людей, распространяла свои главные ценности и идеи.

Все классы средневекового общества признавали духовное родство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующим классом светских феодалов в эпоху средневековья являлось рыцарство. Именно рыцарская культура включала в себя сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений, из которых особенно большой популярностью пользовались рыцарские турниры. Рыцарская культура создавала свой фольклор, свои песни, поэмы, в ее недрах возник новый литературный жанр - рыцарский роман. Большое место занимала любовная лирика.

При всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусство Средневековья имеет и некоторые общие черты: религиозный характер, т.к. церковь была единственным началом, объединяющим разрозненные королевства; ведущее место отводилось архитектуре. Народность, т.к. творцом и зрителем являлся сам народ; эмоциональное начало глубокий психологизм, задачей которого была передача накала религиозного чувства и драматизма отдельных сюжетов.

Наряду с господством христианской морали и всеобъемлющей властью церкви, которая проявлялась во всех сферах жизни средневекового общества, в том числе и искусстве и культуре, тем не менее, эта эпоха явилась самобытным и интересным этапом в развитии европейской культуры и цивилизации. Некоторые элементы современной цивилизации были заложены именно в эпоху Средневековья, которая во многом подготовила век Ренессанса и Просвещения.

Каждый период исторического и культурного развития имеет свое мироощущение, свои представления о природе, времени и пространстве, порядке всего существующего, об отношении людей друг к другу, т.е. то, что можно назвать картинами мира. Они формируются отчасти стихийно, отчасти целенаправленно, в рамках религии, философии, науки, искусства, идеологии. Картины мира складываются на основе определенного образа жизни людей, становятся его частью и начинают оказывать на него сильное воздействие. Средневековый человек исходил из картины мира, выработанной христианством, точнее, западной его формой, получившей название католичества.

Термин «католичество» происходит от греческих слов «кат» (по) и «холэ» (целая, вся). В христианском Символе веры, составленном в IV в., церковь называется единой (единственной), святой, католической (по-церковнославянски – соборной) и апостольской. Церковь – католическая (соборная), так как она имеет своих последователей во всех странах мира и заключает в своих догматах всю полноту истины, одинаковой для всех христиан. После разделения христианства в 1054 г. на западное и восточное появились римско-католическая и греко-католическая церкви, причем последняя чаще стала именоваться православной в знак неизменного исповедания правой веры. В чем же значение католичности церкви?

Христианство – религия спасения. Для него сутью истории мира является отпадение человечества (в лице Адама и Евы) от Бога, подчинившее человека власти греха, зла, смерти, и последующее возращение к Творцу осознавшего свое падение блудного сына. Это возвращение возглавили избранные Богом потомки Авраама, с которыми Бог заключает «завет» (договор) и дает им «закон» (правила поведения). Цепь ветхозаветных праведников и пророков превращается в лестницу, восходящую к Богу. Но даже руководимый свыше, даже святой человек не может очиститься окончательно, и тогда происходит невероятное: Бог воплощается, сам становится человеком, точнее Богочеловеком, в силу своего чудесного рождения «от Духа Свята и Марии Девы» свободным от греха. Бог-Слово, Спаситель, Сын Божий является как Сын Человеческий, проповедник из Галилеи и добровольно принимает позорную смерть на кресте. Он нисходит в ад, освобождает души творивших добро, в третий день воскресает, является ученикам и вскоре затем возносится на небо. Еще через несколько дней на апостолов нисходит Дух Святой (Пятидесятница) и дает им силу выполнить завет Иисуса – проповедать Евангелие («благую весть») всем народам. Христианское благовестие сочетает в себе этику, основанную на любви к ближнему, с подвигом веры, которая «тесными вратами» ведет в Царствие Небесное. Его цель – обожение верующего, т.е. переход в вечную жизнь с Богом, достигается содействием (синергией) человеческих усилий и Божией благодати.

Как же христианин может быть уверен в своем спасении? Как сохранить правую веру? Здесь и выдвигается на первый план роль церкви. Церковь – носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры. Создание учения о церкви и ее организация стали для христианства важнейшими задачами. Они усложнялись по мере распространения новой религии среди народов Римской империи. Нужно было отражать нападения на церковь извне, бороться с ересями и расколами внутри, приспосабливаться к новым условиями. За 3–4 века появляется обширная христианская литература, спорные вопросы решаются на съездах епископов – соборах, где присутствуют представители Востока и Запада. Для западных церквей, связанных с областями латинской культуры и языка, особое значение имели труды и деятельность уроженца Северной Африки Аврелия Августина (354-430).

Сын равнодушного к религии провинциального аристократа и глубоко верующей христианки, Августин как бы проделал путь от отца к матери. Блестящий оратор, преподаватель риторики с видами на государственную карьеру, философ, христианин-отшельник, священник и, наконец, епископ африканского города Гиппия, Августин переживает увлечение античной культурой, философией Платона и приходит к христианству, становясь его защитником от язычников, еретиков и раскольников. В центре внимания Августина – проблема зла в человеке и борьба со злом, причиной которого он поначалу считал материю, плоть. Августин-христианин полагает, что Бог создал человека праведным, но с волей, свободной к добру и злу. Адам и Ева злоупотребили свободой, согрешили, запятнали душу гордыней и себялюбием, а падшая душа заразила и тело, ставшее из слуги души ее господином. Удел потомков Адама – быть во власти соблазнившего их дьявола, носить в себе первородный грех, с раннего детства прибавляя к нему грехи соплеменников и свои собственные. Воля человека стала способна только на зло, которое не было создано Богом. Оно является не чем-то реально существующим, а действием свободной воли исконно чистых ангелов и людей, пожелавших удалиться от Творца. Итак, зло есть лишь отсутствие блага, удаление от него .

Божие милосердие открыло людям путь спасения через искупающую силу воплощения, страдания и смерти Христа. Кстати, у Августина было свое видение догмата о троичности Бога: Любящий (Отец), Любимый (Сын) и Любовь (Святой Дух), которую после вознесения Христа Отец и Сын вместе посылают церкви. Спасение зависит не от воли и заслуг человека, а обусловлено благодатью, действием Бога. Но оправдание благодатью распространяется не на всех. Бог по всеведению знал, что воспользуются Его дарами немногие, и предопределил назначенное к блаженству меньшинство, а грешное большинство оставил преданным гибели.

Итак, победа над злом возможна лишь при подчинении разума авторитету веры, носительницей которого является церковь. Снова и снова Августин повторяет, что нельзя доверять ни людям, ни ангелам, ни даже Евангелию, если их слова не подкреплены авторитетом церкви. Только она преподает неповрежденным учение Христа и апостолов, только она имеет право прощать грехи и распоряжаться заслугами святых. Проповедь церкви по сути едина для всех людей и народов, она вселенская и католическая. Единству церкви, «Града Божия», который ведет человека к покою Небесного Царства, противостоит множественность земных царств, ересей, сект, которыми правит дьявол. Стоящий выше всякой власти «Град Божий» странствует по земле до Страшного суда. И хотя он привлекает к себе любовь, но имеет право использовать и принуждение, в том числе силу государства, чтобы заставить заблудших покориться. Августин признавал папу римского главой вселенской церкви, хотя и противодействовал вмешательству пап в дела африканских епископов.

Провозглашенная Августином власть авторитета воплотилась в главенство римского первосвященника над церковью и государством. В VIII в. на основании подложного документа «Дар Константина» папа получил светскую власть над Италией, в IX в. подложные «Исидоровы декреталии» объявляли, что папе должны беспрекословно повиноваться не только митрополиты и епископы, но даже соборы и императоры. Папа – земной глава церкви и наместник Христа на земле, его устами говорит сам «князь апостолов» Петр. Догмат о непогрешимости пап в вопросах веры и морали был официально принят в 1870 г., но идея эта целиком принадлежит средневековью. «Авиньонское пленение пап» (1308–1377), великий раскол католической церкви (1378-1409), усиление королевской власти, антипапские соборы (1409-1438), наконец, Реформация XVI–XVII вв. сильно ослабили власть папства, но не заставили его отказаться от своих притязаний.

Тот же принцип господства авторитета виден и в особом положении католического духовенства и монашества. Католицизм делит церковь на небесную, торжествующую и земную, воинствующую, а последнюю – на «учащихся» и «поучаемых». Целибат (безбрачие) немонашествующего духовенства имел целью не только сделать церковные имущества ненаследуемыми, но и резче отличить клириков от мирян. Для этого же было изменено и главное таинство христианства – Евхаристия. Клирики стали причащаться хлебом и вином, а миряне – одним хлебом. Наконец, мысль Августина о принуждении еретиков к повиновению была использована при организации инквизиции – особых трибуналов, которые разыскивали и осуждали еретиков.

Важным отличием католицизма от православия явилось добавление к Символу веры тезиса об исхождении Святого Духа не «от Отца», а «от Отца и Сына». Распространившаяся в церквях Испании и Франции эта прибавка в 1019 г. была одобрена папой. Два других сугубо католических догмата – о Чистилище и непричастности Богоматери первородному греху (окончательно утвержден палой лишь в 1854 г.) вытекали из августиновского учения о грехе. Он рассматривался как некий долг человека Богу, который человек может «выплатить» заслугами и даже с излишком. Эти «сверхдолжные заслуги» находятся в распоряжении Бога, церкви и папы. В их счет грешники, не успевшие покаяться при жизни, могут очиститься после смерти – в Чистилище. Богородица же «ввиду будущих заслуг Христа» была изначально освобождена от первородного греха. Доктрина «сверхдолжных заслуг» привела и к торговле индульгенциями – грамотами об отпущении грехов. Массовая продажа индульгенций в интересах папства вызывала большое возмущение и стала одной из причин Реформации.

Средневековые картины мира удивительным образом сочетают в себе представления о единстве и раздвоенности мира, созданного и управляемого единым Богом, но расколотого на Небеса и Землю. Человек той эпохи настойчиво и порой мучительно ищет в здешних вещах символы, аллегории потустороннего, чудесного, но истинно реального. Поэтому в литературе и искусстве фантазия преобладала над наблюдением, общее – над частным, вечное – над временным. Средневековье стремилось перенести божественный, универсальный порядок на Землю. Наиболее полное выражение универсализм нашел в культуре интеллектуальной элиты, самой образованной части средневекового общества.

Образование в средние века прямо связано с античными образцами. Как и в позднеримских школах, его основу составляли семь «свободных искусств» (артес либералес) – ряд дисциплин, разбитых на две ступени: тривиум (подготовительная) и квадривиум. В тривиум входили: грамматика – умение читать, понимать прочитанное и писать; диалектика – искусство вести спор посредством аргументов и их опровержений и риторика, учившая произносить речи. Квадривиум составляли арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Эти науки мыслились как учения о числовых соотношениях, лежащих в основе мировой гармонии. Обучение велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.

До XI в. крайне немногочисленные школы находились при дворах варварских королей, кафедрах епископов, церквях и монастырях. В них готовили главным образом служителей церкви. С ростом городов возникают светские городские частные и муниципальные школы, где учились бродячие школяры – ваганты, или голиарды, происходившие из городской и рыцарской среды, низшего клира. Нередко преподаватель и группа школяров кочевали с места на место. Яркую картину подобных странствий рисует Петр Абеляр (XII в.). Он преподавал в городах, монастырях и даже в сельской глуши, где студентам приходилось самим обрабатывать землю. К XII в. кафедральные школы в крупнейших центрах Европы: Болонье, Монпелье, Париже, Оксфорде, Салерно и др. – превращаются в университеты (от лат. «университас» – совокупность, общность).

Университеты обладали юридической, административной, финансовой автономией, которая даровалась им специальными указами государей и пап. Относительная независимость университета сочеталась со строгой регламентацией и дисциплиной внутренней жизни. Две корпорации – преподавателей и студентов, избирали должностных лиц: ректоров, деканов и т.д.; большую роль в обеих корпорациях играли землячества.

Университет разделялся обычно на четыре факультета: богословский (теологический), юридический, медицинский и факультет семи свободных искусств (артистический). Последний был необходимой приготовительной ступенью к любому из трех других. Чтобы поступить на высший факультет, надо было пройти курс наук на артистическом факультете и получить здесь ученые степени сперва бакалавра, а потом магистра. Они присуждались по результатам диспутов, в которых участвовали преподаватели и студенты. На высших факультетах магистру соответствовала весьма почетная степень доктора: теологии, права или медицины. Многие магистры свободных искусств являлись выдающимися логиками, математиками, астрономами. Практически все преподаватели были священниками или монахами. Особым уважением пользовался богословский факультет.

В период средневековья наблюдается особое влияние христианской церкви на формирование менталитета и мировоззрения европейцев. Взамен скудной и тяжелой жизни религия предлагала людям систему знаний о мире и законах, действующих в нем. Именно поэтому средневековая культура целиком и полностью проникнута христианскими идеями и идеалами, которые рассматривали земную жизнь человека как подготовительный этап к предстоящему бессмертию, но уже в другом измерении. Люди отождествляли мир со своеобразной ареной, на которой противоборствовали небесные силы и адские, добро и зло.

Средневековая культура отражает историю борьбы государства и церкви, их взаимодействие и реализацию божественных целей.

Архитектура

В 10-12 веках в западноевропейских странах господствует который по праву считается первым каноном средневекового зодчества.

Светские строения отличаются массивностью, для них характерны узкие оконные проемы и высокие башни. Типичные особенности архитектурных сооружений романского стиля - купольные конструкции и полуциркульные арки. Громоздкие постройки символизировали могущество христианского бога.

Особое внимание в этот период уделялось монастырским зданиям, так как они совмещали жилище монахов, часовню, помещение для молитв, мастерские и библиотеку. Главный элемент композиции - высокая башня. Массивные рельефы, украшающие фасадные стены и порталы, являлись основным элементом храмового декора.

Средневековая культура характеризуется возникновением еще одного стиля в архитектуре. Он носит название готический. Этот стиль смещает культурный центр из уединенных монастырей в многолюдные городские кварталы. При этом главным духовным сооружением считается собор. Первые храмовые здания отличаются стройными колоннами, уносящимися ввысь, вытянутыми окнами, расписными витражами и «розами» над входом. Изнутри и снаружи они украшались рельефами, статуями, живописью, подчеркивающими основную черту стиля - устремление вверх.

Скульптура

Обработка металлов используется преимущественно для производства

Эпоха Средних веков рассматривалась передовыми мыслителями нового времени как время мрачное, не давшее миру ничего: узкое религиозное мировоззрение, навязанное католической церковью препятствовало развитию науки и искусства. На сегодняшнем занятии мы постараемся оспорить это утверждение и доказать, что Средневековье, длившееся тысячу лет, оставило богатое культурное наследие для будущих поколений.

В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская по-эзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами (рис. 1). Воображением поэтов был создан образ иде-ального рыцаря - смелого, великодушного и справедливого. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труве-рами и миннезингерами (в переводе - певцы любви).

Рис. 1. Трубадур ()

В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Рома-ны переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, велика-ны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей.

В XII веке начал-ся расцвет городской литературы. Горожане лю-били короткие рассказы в стихах и басни на бы-товые темы. Их героями чаще всего были лов-кий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жад-ных монахов. С городской литературой связаны стихи ва-гантов (в переводе с латинского - бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, кото-рые в XII-XIII веках кочевали по городам и уни-верситетам Европы в поисках новых преподава-телей.

Выдающимся по-этом Средневековья был Данте Алигьери (1265-1321) (рис. 2). Данте родился во Флоренции в старинной дво-рянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астроно-мию, античную литературу. В 18 лет он пере-жил любовь к юной Беатриче, впоследствии вы-шедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в малень-кой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе. Данте написал великое произве-дение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Бо-жественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведни-ков и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположен-ного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария - огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположе-но чистилище, а на плоской ее вершине - зем-ной рай. В сопровождении великого римского поэта Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тя-желее грехи, тем ниже круг и суровее наказа-ние. В аду Данте поместил кровожадных влас-толюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада - сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте по-местил в ад и своих врагов, в том числе нес-кольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют поли-тические распри. Данте беседует с праведни-ками в раю и, наконец, созерцает Богоматерь и Бога. Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам каза-лось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный зем-ной мир, с его противоречиями и страстями. По-эма написана на итальянском языке: поэт хо-тел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.

Рис. 2. Доменико Петарлини. Данте Алигьери )

С XI века в Западной Евро-пе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. До XI-XII веков в Европе господствовал романский стиль. Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очер-тания полукруглой арки - на сводах, оконных проемах, входах в храм (рис. 3).

Рис. 3. Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) - один из лучших памятников романского стиля в Испании )

С середины XII века в сво-бодных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, боль-ницы, гостиницы. Главными ук-рашениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических. Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо-ких колонн, а снаружи на мас-сивные опорные столбы и на со-единительные арки. Залы - просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живопи-сью, резьбой, барельефами. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружев-ной каменной резьбы готические соборы кажут-ся прозрачными (рис. 4).

Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (

В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы укра-шали снаружи и внутри сотнями, а то и тыся-чами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и свя-тых, епископов и королей. На-пример, в соборе в Шартре (Фран-ция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы. Церковное искусство должно было служить «Библией для не-грамотных» - изображать сце-ны, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и уст-рашать муками ада. В отличие от античного искусства, прослав-лявшего красоту человеческого тела, художни-ки Средних веков стремились раскрыть богат-ство души, мыслей и чувств человека, его на-пряженной внутренней жизни. В готических статуях, в их гибких, вытяну-тых фигурах особенно живо передан облик лю-дей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Все за-метнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека; особенно прекрасны женские образы - Марии в Реймском соборе, Уты в Наумбурге.

Стены романских храмов были покрыты росписями. Большим достижением жи-вописи была книжная мини-атюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скан-динавских храмов XIV-XV веков.

Рассматривая культурное наследие Средневековья, остановимся на научных достижениях. В Сред-ние века процветали астрология и алхимия. Наблюдения и опыты астрологов и алхимиков способствовали накоп-лению знаний по астрономии и химии. Алхими-ки, например, открыли и усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали мно-гие химические приборы и приспособления для проведения опытов. Астрологи изучали распо-ложение звезд и светил, их движение и законы физики. Накапливала полезные знания и медицина.

В XIV-XV веках в горном деле и ремесле ста-ли активно применять водяные мельницы. Во-дяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озерах для помола зерна (рис. 5). Но позднее изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падаю-щей на него воды. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки («обогащения») и плавки метал-лических руд, поднятия тяжестей и др. Мель-ница и механические часы - первые механиз-мы Средневековья.

Рис. 5. Верхнебойное водяное колесо ()

Появление огнестрельного оружия. Рань-ше металл плавили в маленьких горнах, нагне-тая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны - плавильные печи до 3-4 метров в высоту. Водяное колесо было соедине-но с большими мехами, которые с силой вдува-ли в печь воздух. Благодаря этому в домне до-стигалась очень высокая температура: желез-ная руда плавилась, образовывался жидкий чу-гун. Из чугуна отливали различные изделия, а путем его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде. Для плавки металла в домнах стали приме-нять не только древесный, но и каменный уголь.

Долгое время редкие европейцы решались пускаться в далекие плавания в открытом море. Без правильных карт и морских приборов ко-рабли ходили «каботажно» (вдоль берега) по мо-рям, омывающим Европу, и вдоль Северной Аф-рики. Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как у моряков появился компас. Были изобретены астролябии - приборы для определения места, где находится корабль (рис. 6).

Рис. 6. Астролябия ()

С развити-ем государства и городов, науки и мореплава-ния возрастал объем знаний и, одновременно, нужда в образованных людях, в расшире-нии обучения и в книгах, в том числе учеб-никах. В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешевый писчий материал - бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда. В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468) изобрел книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрел и печатный станок. В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу - Библию (рис. 7), которая в художе-ственном отношении не уступала лучшим руко-писным книгам. Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человече-ства. Оно способствовало развитию образова-ния, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необ-ходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передава-лись следующим поколениям людей. Успехи в распространении информации важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг - шаг к Новому времени.

Рис. 7. Библия Иоганна Гуттенберга ()

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Liveinternet.ru ().
  2. Pavluchenkov.ru ().
  3. E-reading-lib.com ().
  4. Countries.ru ().
  5. Playroom.ru ().
  6. Meinland.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие жанры литературы развивались в средневековой Европе?
  2. Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?
  3. Какие стили господствовали в средневековой архитектуре?
  4. Какие технические изобретения Средневековья вам известны?
  5. Почему изобретение книгопечатания считается одним из важнейших открытий в истории человечества?

Введение
1.Ментальные основы и характерные черты западноевропейской средневековой культуры
2. Европейская культура раннего средневековья
3. Европейская культура зрелого и позднего средневековья
4. Культура Византии: этапы и тенденции развития
Заключение
Список использованной литературы

Введение

В конце V в. на развалинах Западной Римской империи начал зарождаться новый культурно-исторический тип европейского общества. Самоопределившаяся еще в IV в. Восточная Римская империя (Византия) пошла по собственному культурно-цивилизационному пути, который обрек ее на своеобразную замедленную архаизацию и стагнацию. Но, несмотря на разные пути формирования общественно-политических систем, между средневековой Западной Европой и Византией существовало бесспорное сходство, основанное на господстве феодальных отношений и христианства. Последнее, однако, внутренне раскололось на восточное православие и западный католицизм (формально раскол был закреплен в 1054 г.).

Появление двух христианских конфессий углубило экономическое, политическое и духовное размежевание между Византией и Западом. В новой Европе в течение средних веков быстрее шел процесс образования народностей, формировались разнообразные мировоззрения, складывались отдельные субкультуры и культурные центры, художественные школы, направления, стили. Борьба между стремлением к христианскому единству и тягой к национальной самостоятельности стала отличительной особенностью западной культуры средних веков. Византия находилась как бы в стороне от этой борьбы.

В истории культурного развития средневековой Западной Европы принято выделять периоды раннего средневековья (V–X вв.), зрелого средневековья (XI–XIII вв.) и позднего средневековья (XIV–XV вв.). В Италии и Нидерландах позднему средневековью соответствуют завершающий этап Проторенессанса и Раннее Возрождение, что объясняется неравномерностью развития экономики и других институтов цивилизации в различных странах Европы.

1. Ментальные основы и характерные черты западноевропейской средневековой культуры

Духовной основой средневековья, отразившейся на всех сферах жизни, стало христианство. Оно обусловило главную особенность средневековой культуры – теоцентризм. Система официальных ценностей в эту эпоху определялась верой в триединого Бога. Божественный мир – вершина космической и социальной иерархии. Природа, общество, человек рассматривались как единое целое, поскольку считались божьими творениями. Смысл жизни средневекового человека заключался в обнаружении знамений Творца всего сущего в своей душе и окружающей действительности.

Еще одна важная особенность средневекового мировосприятия – спиритуализм. Земной, природный мир представлялся лишь отражением небесного и заполнялся таинственными духами и мистическими энергиями. Это нацеливало на постоянный поиск путей установления контакта с Богом.

В средневековой культуре не осталось места для античной гармонии духа и тела. В официальной догматике материальное, телесное противопоставлялось духовному и трактовалось как нечто низменное. Такой взгляд повлиял на формирование нового представления о человеке. Он, с одной стороны, заключал в себе образ и подобие Бога, с другой – выступал как носитель плотского начала. Человек подвержен дьявольским искушениям, и они испытывают его волю. Жизнь проходит между ослепительной бездной благодати и черной бездной погибели. Только постоянное совершенствование духовного начала и жертвенное служение Богу способны помочь человеку избежать адских мучений.

Обостренная чувствительность, граничащая с экзальтацией, обусловила важную особенность средневекового менталитета. Духовность связывалась не с рациональной деятельностью, а с напряженной эмоциональной жизнью, экстатическими видениями и чудесами, воображаемыми явлениями потустороннего мира.

Другая важная черта средневекового мировосприятия – символизм, преодолевавший античную установку на созерцание чувственно-материальной формы. Человек стремился к тому, что находилось по ту сторону последней, – к чистому божественному бытию. При этом потенциально любая вещь с необходимостью представлялась, прежде всего, его знаком, образом, символом, который не смешивал привнесенный смысл и земную вещь, но предполагал их общее божественное происхождение.

Итак, вещи-символы обладали способностью отражать божественную реальность, но в разной степени. Из этой идеи вытекала следующая особенность средневековья – иерархизм. Природный мир и общественная реальность здесь были глубоко иерархичны. Место явления или предмета в универсальной иерархии связывалось со степенью их близости к Богу.

Данными особенностями средневекового мировосприятия определялась и художественная культура, главное место в которой занимали атрибуты христианского культа. Целью художественного творчества того времени являлось не эстетическое наслаждение как таковое, а обращение к Богу. Впрочем, Фома Аквинский и некоторые другие религиозные философы представляли Бога и как источник вселенской гармонии и идеальной красоты. Неотъемлемый атрибут средневекового искусства, проявившийся особенно в зрелом и позднем средневековье, – монументализм. Он отражал величие Бога, перед лицом которого человек уподоблялся песчинке. Средневековому искусству свойственен тот же символизм. Религиозно-художественное произведение в целом и любой его элемент рассматривались как знаки сверхъестественной реальности.

Средневековая архитектура являла собой своеобразный синтез искусств, объединявшихся вокруг духовного центра – собора, воплощавшего в себе Небесный Иерусалим, Царство Христово, Вселенную.

Использование в художественных произведениях символов – «следов» непрекращающегося божественного промысла – обусловило каноничность и аллегоризм средневекового искусства. Художники должны были заострять внимание на духовном содержании образов, прибегая к условностям и стилизации, обращаясь к аллегориям и ассоциациям. Таким образом, расшифровывались и представлялись в виде наглядно представленных канонизированных моральных формул смыслы сакральных символов.

Важная черта средневекового искусства – умозрительность, уводившая от мирского, чувственного начета. Бесплотность тел, отсутствие интереса к конкретно-чувственным деталям на иконе не отвлекали внимание от духовного постижения Бога. То же и в духовно возвышенной музыке, которая освобождала от власти повседневности.

2. Европейская культура раннего средневековья

В период раннего средневековья западноевропейская культура и цивилизация познала фазы кризиса и подъема. Это было время сложного, вначале робкого и подражательного, а затем все более уверенного, самостоятельного поиска целостной системы ценностей, норм, идеалов, совершаемого на перекрестке христианских, варварских и античных традиций.

Начиналась новая эпоха в условиях глубокого тотального кризиса, разразившегося после падения Западной Римской империи. Средневековое общество обретало свой путь в обстановке экономического и политического хаоса, среди обломков культуры разрушенного античного мира. Уменьшилось количество городов, которые недавно определяли качественное своеобразие античной культуры. Выживали и медленно росли преимущественно по берегам больших рек города и городские резиденции королей. В экономике этого времени господствовали натуральное хозяйство и аграрная экономика, начинался рост крупной земельной собственности. Торговые связи отдельных местностей осуществлялись главным образом по рекам и редко становились устойчивыми. Жители обменивались самыми необходимыми товарами или предметами роскоши (соль, вино, масло, дорогие ткани, пряности). Расчет с использованием денег был затруднен из-за их дефицита в обращении. Золотые монеты чеканились в основном для поддержания власти сюзеренов.

Раннее средневековье сохранило также и некоторые культурные формы, созданные античностью (прежде всего, Римом). В наступившую эпоху образование служило в первую очередь средством для обеспечения богослужебной практики и управления государством. Некоторые дисциплины, в частности риторика, полностью изменили свой смысл. В раннем средневековье последняя стала областью скорее письменного, чем устного слова, практикой искусного составления деловых документов, а не искусством красноречия. Математика преимущественно формировала навыки счета и решения задач и менее всего связывалась с познанием сущности мира, как в Древней Греции.

Зарождавшееся средневековое богословье, тем не менее, обращалось к античным авторам. Христианство вынуждено было отстаивать свои идеалы, обращаясь к культуре с глубоко развитой системой интеллектуальных традиций – со своей онтологией, гносеологией, логикой, с развитым искусством полемики. Впоследствии патристика, тяготевшая к гармоничному синтезу христианской идеи откровения и философской традиции античного рационализма, сменилась схоластикой (XI–XIV вв.), основная проблематика которой была связана сугубо с христианским вероучением.

В религиозном искусстве раннего средневековья преломлялись элементы художественного стиля варваров – фольклорные мотивы, орнаментализм, фантастичность образов и т.п.

Подчеркнутым динамизмом отличался «звериный стиль», в котором стилизованные изображения животных сочетались со спиралевидным растительным орнаментом. Изображение людей получило распространение в конце VII в. (рельеф из Хорнхаузена). Среди сохранившихся архитектурных построек того времени заслуживают внимания гробница Теодо- риха в Равенне (достроена в 20-е гг. VI в.) – образец примитивного подражания римской архитектуре – и дворцовая капелла в Ахене (788–805).

3. Европейская культура зрелого и позднего средневековья

Для Европы XI столетие стало временем отсчета нового культурного подъема. Укрепление внешних границ западного мира и снижение жестокости внутренних конфликтов делали жизнь более безопасной, что позволяло переключиться на совершенствование сельскохозяйственных технологий, укрепление торговли, развитие ремесел. Ускоренными темпами происходил рост городов, сопровождавшийся имущественной и социальной дифференциацией общества. В XI–XIII вв. окончательно оформились основные черты средневековой культуры и зародились первые ростки будущего новоевропейского культурного типа.

Одной из характерных особенностей культуры этого периода стало противоречие между раздробленностью, дивергенцией в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, с одной стороны, и объединительным пафосом идеальных образов общественного устройства, предлагавшихся религиозными мыслителями, – с другой. В социальной сфере идеал единого христианского общества уживался с функционированием самостоятельных социальных групп, сословий.

В становлении средневекового города решающую роль сыграли подъем сельского хозяйства, рост цехов и ремесленных корпораций, формирование купеческого сословия. В средневековых городах сходились крупные торговые пути, а окружающие плодородные равнины давали избыток сельскохозяйственной продукции. Экономической прерогативой городов было ремесленное, а затем и мануфактурное производство. Благодаря городам развивалась денежная система. В период зрелого и позднего средневековья в образовавшихся государствах преобладал тип торговли, ориентировавшийся в основном на местный рынок и местные источники товаров. Но зарождались и внешние торгово-экономические связи.

Таким образом, на рубеже XIII в. уже не монастыри и рыцарские замки, а города определяли экономическое и культурное развитие Европы. В XIV–XV вв. в нем усилились демократические тенденции.

Образование. Новое отношение к миру, постепенно складывавшееся в городской среде, не могло не отразиться на интеллектуальной культуре, в которой появлялось все больше светских элементов. В городах были созданы новые формы образования: платные начальные светские школы и университеты. Первый университет в Европе появился в XII в. в Париже на базе школ аббатств св. Женевьевы и св. Виктора.

Школу в городе могли открыть цех, гильдия, а то и просто частное лицо. Главное внимание здесь уделялось не церковному вероучению, а грамматике, математике, риторике, естествознанию, праву. И важно то, что обучение в школах велось на родном языке.

Университеты, возникшие в XII–XIV вв., дали еще больший импульс распространению образования, лишив церковь монополии в этой сфере. Деятельность университетов имела три важных культурных следствия. Во-первых, она породила профессиональное сословие ученых, которые получили также право на преподавание истин Откровения. В итоге наряду с церковной и светской властью появилась власть интеллектуалов, воздействие которой на духовную культуру и социальную жизнь все более усили- „алось. Во-вторых, университетское братство утверждало формы светской культуры и новый смысл понятия «благородство», заключающийся в аристократизме ума и поведения. В-третьих, в рамках средневековых университетов вместе с формированием установки на рациональное постижение теологической премудрости появлялись зачатки научных знаний.

Литература. Литература зрелого и позднего средневековья отражала творчество различных социальных слоев общества и народностей и потому была чрезвычайно многообразна.

Большое распространение по-прежнему имела церковная религиозно-дидактическая (жития святых, притчи, проповеди) и назидательная (example – поучительные примеры, занимательные истории) литература. Особое место в церковной литературе занимал жанр видений – истории об общении человека, в том числе и простого мирянина, с потусторонними силами.

Еще в X в. во Франции начала складываться поэтическая традиция жонглеров – бродячих певцов-музыкантов, знакомых, как с традициями латинской литературы, так и с героическим эпосом. На XI–XIII вв. приходится расцвет рыцарской лирической поэзии, воспевавшей могучую нравственную силу любви и воинские подвиги. Наибольшую роль в ее становлении сыграли южнофранцузские трубадуры, в стихах которых уживались традиции народной и античной поэзии. Огромной популярностью пользовались рыцарские романы – большие поэтические произведения на национальных языках, навеянные чаще всего народными героическими эпосами.

Архитектура и изобразительное искусство. В период зрелого средневековья появились два ведущих стиля, отразившие изменения в ценностных ориентациях средневекового человека, – романский и готический. Господствующим видом искусства в этот период являлась архитектура.

В средневековой культуре XI–XII вв. сложился романский стиль. Он унаследовал формы древнеримской и раннехристианской архитектуры. Для романской пластики характерны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций, экспрессивность поз и жестов священных персонажей.

Романские культовые сооружения представляли архитектонический монументальный стиль в архитектуре. Здесь формировались основные приемы скульптурных и живописных изображений, нормы и правила построения художественных образов, заданные церковной эстетикой. Светское романское искусство развивалось в замках феодалов, которые отвечали одновременно требованиям обороны, жилья и представительства, как в планировке, так и в привязке к местности (крепость Каркасон в Провансе, XII–XIII вв.).

В монастырских комплексах ведущая роль принадлежала храму. Скульптура в простых по своей конструкции романских храмах находилась как внутри, так и снаружи – на фасаде в обрамлении портала.

Романское изобразительное искусство было подчинено архитектуре. Живописные изображения, создававшиеся преимущественно в технике фрески, представляли собой выразительные цветовые композиции, иконописные сюжеты, придававшие интерьеру внушительную торжественность. Изредка культовые темы в живописи дополнялись фольклорными мотивами (фрески церкви Сен Савен Гартам, Франция).

Со второй половины XII в. в искусстве средневековой Европы началось становление готического стиля. Термин «готика» появился в эпоху Возрождения и происходит от наименования племени «готы», островерхие жилища которых напоминали крутые скаты готических соборов. Период готики оказался более сложным, а сам стиль стал изысканным и декоративным в сравнении с романским. Он определялся главным образом культурой городов, постройки которых утрачивали оборонительное значение. Развивалось светское строительство (ратуши, крытые рынки, госпитали, жилые дома). Под воздействием нового мировосприятия формировались основные особенности готического искусства. Оно вплотную приблизилось к человеку. В изображениях Христа подчеркиваются человеческие черты, облик «грозного Судьи» сменяется образом «страдающего рога». Готический человек находился в эмоционально напряженных отношениях с воображаемой сферой. В культуре того времени проснулся интерес к красоте реального мира, земным чувствам и переживаниям.

Главным конструктивным новшеством готической архитектуры явились стрельчатая арка (две обращенные друг к другу под острым углом дуги) и стрельчатый свод на нервюрах (соединение каменных ребер распорами). Они увеличивали высоту грандиозного сооружения и позволяли перекрывать пространства любого плана.

В разных государствах готический стиль имел свои яркие особенности, связанные с зарождением национальных художественных школ. Самые крупные из них – французская, немецкая и английская.

Развитие пластики в эпоху готики было неразрывно связано с зодчеством. Скульптура усиливала эмоциональное восприятие архитектуры, содействовала изобразительному воплощению не только религиозных чувств и верований, но и обоготворенной человеком природы.

Главенствующая роль здесь принадлежала круглой пластике и рельефу. Готическая скульптура – неотъемлемая часть собора. Она включалась в архитектурную композицию и разнообразила ее облик.

Готика предложила новые принципы синтеза искусств, позволившие полнее отразить эмоционально обостренное восприятие человеком связи небесного и реального миров, обращение к земному. Она создала необходимые предпосылки для возникновения гуманистической культуры Возрождения.

4. Культура Византии: этапы и тенденции развития

Крупным средневековым культурно-цивилизационным центром была Византия, возникшая в 395 г. на территориях восточных провинций Римской империи. Столицей Восточной Римской империи, отделившейся, от Западной, стал Константинополь (ныне Стамбул), основанный в 330 г. императором Константином. Государство просуществовало до 1453 г., когда Константинополь был захвачен турками. Византия на этапе становления лучше, чем западные территории Европы, сохранила и существенно видоизменила традиции античной культуры. Мало затронутая нашествиями варваров, она приняла от Рима форму централизованного государства с императором и церковью во главе. Развитие культуры Византии в гораздо большей степени, чем в странах Западной Европы, контролировалось государством. Для Византии характерны замедленный ход культурных преобразований и позднее оформление феодальных отношений. Вплоть до VII в. здесь сохранялись модифицированные ценностные основания позднеантичной культуры и цивилизации. Правление Юстиниана (527–565) отмечено в истории как грандиозная попытка вернуть былое величие Рима, преемницей которого считала себя империя Ромеев – Византия.

В IV–VII вв. уже вполне проявилось своеобразие религии Византии с ее отчетливо выраженным философски-созерцательным отношением к христианским канонам. Для византийской цивилизации характерно органичное слияние светской и религиозной власти в лице императора, символизировавшего единое управленческое начало. Возникшее в Западной Европе противостояние светской (императорской) власти духовной (папской) временами перерастало в открытые конфликты. Церковная же организация Византии целиком регламентировалась государством и находилась в полном подчинении у императора.

Литература ранней Византии носила двойственный характер, причудливо сочетая в своей основе христианское миропонимание с постантичным пафосом гражданственности и разумного выбора. Среди церковной литературы особую популярность получил жанр жития.

Мощный подъем искусства ранней Византии был связан с правлением Юстиниана. В крупных городах, прежде всего в Константинополе, велось интенсивное строительство. Возводились триумфальные арки, дворцы, сооружались акведуки, термы, ипподромы, цистерны для хранения воды. Однако основная роль в архитектуре принадлежала культовым зданиям – храмам и монастырским комплексам. В архитектуре V–VII вв. применялись два типа храмов: базиликалъный и крестово-куполъный. Храм Святой Софии в Константинополе (532– 537) – жемчужина византийской архитектуры – удачно сочетает обе архитектурные формы.

Изобразительное искусство и архитектура V–VII вв. сочетали церковные и светские жанры. Упор делался на монументальные творения. Одновременно действовало несколько местных художественных школ, формировавших на основе поучений Священного Писания систему живописных изображений, в дальнейшем канонизированных церковью. Главная задача состояла в том, чтобы изображать не единичное явление, не чувственный мир, а его идею, одновременно максимально приближаясь к божественному прототипу.

VIII в. – первая половина IX в. стали временем испытаний для Византийской культуры и цивилизации, которая пересматривала свое отношение к античному наследию. Сокращались свободные ремесленные и торговые корпорации, упразднялась наемная армия, резко сократилось количество городов. Потеряло актуальность переписывание античных книг, и лишь немногие интеллектуалы еще поддерживали традиции античной образованности. Сфера образования переживала упадок (закрылась даже патриаршая школа при храме Святой Софии), резко снизилась грамотность населения. Одновременно возвышалась роль патриархов, христианская церковь стремилась погасить последние очаги язычества.

Литература этого периода носила преимущественно церковный характер. Самым популярным оставался житийный жанр, включавший наряду с собственно религиозными повествованиями разрозненные естественнонаучные, географические и исторические сведения. В апологетической гимнографии доминировал канон с его торжественной статичностью и витиеватостью.

Вторая половина IX – XIII в. – период ослабления императорской власти и усиления позиций земельной аристократии.

Экономика. К середине X в. в Византии окончательно сложились феодальные отношения. В отличие от Запада они базировались в первую очередь на закабалении крестьян государством. Одновременно мелкое общинное землевладение поглощалось крупными феодальными поместьями, которые соперничали с централизованной системой государственной власти. В Византии XI–XII вв., несмотря на рост ремесел и торговли, так и не появились города западного типа с новым развитым самоуправлением и свободными ремесленными цехами. Цеховое производство в крупных городах жестко контролировалось государством.

Мировоззрение того времени сочетало в себе угасающие идеалы патриотизма, эмоционально-мистическую и одновременно философско-рассудочную религиозность. Возобновился интерес к античному наследию, вновь переписывались труды древних авторов. Возродилось светское образование соответственно античному образцу. В IX в. открылась высшая школа в Константинополе, которой руководил крупнейший ученый того времени Лев Математик.

Литература. Во второй половине IX – XIII вв. получили распространение различного рода систематизированные обзоры.

Архитектура и изобразительное искусство. В отмеченный период произошло дальнейшее обогащение стиля архитектуры. Ведущая роль традиционно принадлежала культовому зодчеству с его большими монастырскими комплексами и величественными храмами.

Со второй половины IX в. большие перемены коснулись церковной живописи: она все более очеловечивалась, но претендовала на пробуждение универсальных духовных переживаний, выражаемых посредством символических образов. Лаконизм композиционного построения, сдержанность цветового решения, соразмерность архитектуре отличают живопись IX–XIII вв. Именно в это время сложилась система канонических изображений в храмах.

После опустошительных походов крестоносцев, разрушивших Константинополь, в XIII в. начался заключительный этап развития культуры Византии. Его связывают с правлением династии Палеологов (1267–1453). Искусство этого времени характеризуется экспрессией и филигранной проработкой образов (мозаики церкви Кахрие Джами в Константинополе).

В 1453 г. Византия была завоевана Турцией, но созданные ее мастерами типы культовых построек, системы фресковых росписей и мозаик, иконопись, литература получили распространение и развитие в искусстве стран Западной Европы, южных и западных славян, Древней Руси, Беларуси и Закавказья.

Заключение

Итак, средние века в Западной Европе – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

Произошедшая в XX в. переоценка значения средневековой культуры подчеркивает ее особенную роль в деле создания облика нравственного поведения христианина. И сегодня специалисты справедливо отмечают в этой культуре истоки многих мировоззренческих и интеллектуальных установок, характерных для более поздних эпох, предпосылки для обновления способов познания и эстетического преображения мира. Культура европейского средневековья выработала и закрепила многие ценности, смыслы, формы жизни и творчества, которые нашли свое перевоплощение в последующие столетия.

Список использованной литературы

  1. Культурология. Учебное пособие / Под редакцией А.А. Радугина. – М., 2001.
  2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. — М., 2002.
  3. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – СПб., 2000.
  4. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М., 2002.
  5. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник. – М.: Оникс, 2007.