Джессика Рэббит (Jessica Rabbit) — роковая красотка мультяшка. Главная героиня романов писателя Гэри Вульфа, комиксов, мультфильмов и великого фильма Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера».
Джессика Крупник была скромной девушкой мультяшкой, с пышными грудями, тонкой талией и широкими бедрами. Кроме того у девушки были светло-зеленые глаза, длинные ресницы, маленький нос, пухлые красные губы и рыжие длинные волосы. Она одевалась по-простецки и постоянно завязывала волосы в хвостик.
Крупник работала на радиостанции секретаршей, пока не встретила . Роджер запал на девушку, приглашая ее на многочисленные свидания, и та постепенно начала выходить из своего серого образа жизни, носить красивые платья и распускать волосы.
Шефу Джессики Отто, агенту Рейха, это не понравилось. Он похитил девушку, заставляя выступать с лозунгами перед нацистами, которые были сражены шикарными формами мультяшки.
Бедную девушку спас Роджер, после чего она и стала его женой — Джессикой Рэббит.
Жизнь стала налаживаться. Кролик начал сниматься в мультфильмах Маруна, а Джессика стала певичкой в клубе «Чернила и Краски», попутно снимаясь в фильмах Марвина Акме, владельца Мультауна. Ее любимой одеждой стало длинное красное платье с блестками без бретелек, с соблазнительными вырезами и красные длинные перчатки.
Вскоре угрожая карьере мужа, Джессику заставили сыграть в ладушки с Акме. Этот процесс снял детектив , предоставив доказательства нанимателю Маруну и Роджеру.
За всем стоял судья Рок, который хотел прибрать к рукам Мультаун, принадлежащий Акме, в котором жили мультяшки. Он подставил Кролика Роджера убив Акме, разыскивая завещание, в котором Марвин обещал отдать мультяшкам их дом.
Джессика сразу же взялась за это дело, разыскивая и спасая мужа. Она явилась к детективу Валлианту, указывая на невиновность мужа и попросила о помощи. Но детектив не повелся на колдовскую красоту Джессики.
Зная, что убийца судья Рок, Джессика поспешила к Маруну, но было уже поздно, судья пришил и его. Она проследовала за Роком в Мультаун. Там девушка спасла от гибели Эдди Валлианта, который считал, что убийца — сексапильная жена Кролика. Они объединили свои свои усилия, что бы спасти Роджера, но их повязали хорьки.
Развязка произошла на складе «Акме», где Рэббит, Роджер и Валлиант оказались заложниками сумасшедшего судьи Рока, который собирался стереть с лица земли Мультаун, с помощью «сиропа», и проложить через него автостраду.
Валлианту удалось одолеть судью Рока, который оказался мультяшкой и его хорьков. Судья Рок растворился в собственном «сиропе», Кролик Роджер был оправдан, а Мультаун перешел во владения мультях, так как Эдди сумел найти завещание.
Я не плохая, просто я так нарисована.
Джессика: Если бы вы знали, как тяжело женщине, которая выглядит как я!
Валлиант: Знали бы вы как тяжело мужчине, который глядит на женщину, которая выглядит как вы!
Я хочу чтобы ты знал, что я люблю тебя. Люблю тебя больше, чем женщина может позволить себе любить кролика!
Стратегический научный резерв из фильмов Marvel
Смерть Циклопа в комиксах
Кома Железного человека
Кто лучший персонаж в «Пиццерии у Фредди»?
Кто лучший герой Моаны?
Лучший косплей Элой
Ориентация Трейсер
Джессика Рэббит - мультипликационный персонаж, обладающий всеми свойствами роковой красавицы. Гэри Вульф написал романы, первый из серии которых - «Кто подставил кролика Роджера», где в одном мире есть живые люди и герои мультиков. После произведений автора появились комиксы на это тему и одноименный кинофильм Роберта Земекиса.
Раньше Джессика Крупник одевалась скромно, прикрывая свои пышные формы и узкую талию простыми, незамысловатыми нарядами. Ее красивые рыжие волосы были всегда завязаны в хвостик. Зеленые глаза, пухлые губки и длинные ресницы не так выделялись, потому что Джессика не придавала особого значения макияжу и косметическим процедурам. И в общем, весь вид у девушки был простецкий и не запоминающийся.
Джессика проводила свои дни на работе, профессия - секретарь на радиостанции. После встречи с кроликом Роджером вся ее жизнь полностью изменилась. Они ходили на романтические свидания, гуляли вместе. Джессика стала наряднее одеваться, больше следить за своей внешностью, поняла красоту платьев и распущенных длинных волос. Начальник девушки по имени Отто был шпионом Рейха. Ему этот роман пришелся не по душе, поэтому он решил похитить Джессику. Ее заставили читать лозунги нацистам, которые были в восхищении от внешности красавицы. Из плена мультяшку спас кролик Роджер, после этого они поженились, и девушка получила новую фамилию - Рэббит.
Жить стало лучше, семейная пара отлично ладила. Кролик получал роли в мультиках Маруна, а его жена пела в клубе «Чернила и краски». Она снималась в кино, по предложению режиссера Марвина Акме, который был владельцем города мультиков. Джессика полюбила длинное платье красного цветам с красивым декольте и соблазнительные перчатки такого же цвета.
Однако, вскоре, Джессике начали угрожать, заставляя ее быть с Марвином. Их отношения запечатлели на видео, и детектив Эдди предъявил пленку нанявшему его Акме, а также Роджеру. Оказывается, спланировал этот шантаж местный судья Рок. Он хотел получить власть в Мультауне и стать самым главным. После подставы кролика Роджера, он решил убить Акме. Рок также занялся поиском завещания Марвина, где речь шла о передаче дома для мультяшек.
Джессика решала справиться с делом сама, она искала мужа и занималась его спасением. Пытаясь завлечь детектива своей красотой, Джессика просила его помощи, но ничего не получилось. Джессика попыталась спасти и Акме, узнав, что убийца - судья, но было уже поздно. Ей удалось спасти только детектива, который подозревал ее. Теперь их силы объединились, только им помешали хорьки.
Склад «Акме» стал местом развязки сюжета, где Джессика с мужем и другом Эдди боролись за свою жизнь со злодеем. Рок хотел уничтожить мультяшный город, используя специальный «сироп». Его мечтой была постройка огромной автострады.
Детектив сумел победить Рока, на самом деле бывшего мультяшным хорьком. Судью растворили в его же «сиропе». Кролик был отпущен на свободу, а завещание оказалось на своем месте. В Мультауне наступил мир и покой.
Викки Дуган (Vikki Dougan) — модель, известная под прозвищем «Спинка ». Также известна как прототип мультипликационного персонажа — роскошной девушки Джессики Рэббит.
Викки Дуган родилась в 1929 году. Уже в 16 лет она стала участвовать в конкурсах красоты. За свою карьеру была , лицом рекламных компаний, а также снялась в нескольких фильмах. Первым фильмом Викки Дуган стал «Возвращение из реальности», где та сыграла главную роль.
Настоящая слава пришла к Викки Дуган в 1950-х, когда она познакомилась с публицистом Милтоном Вайссом. Вайсс предложил молодой красотке создать образ секс-бомбы, который бы смог поразить общественность и привлечь к её персоне больше внимания. Для этой цели Милтон заказал три эксклюзивных платья с полностью открытой спиной. После того как Викки Дуган стала появляться на публике в длинных, элегантных, стильных и одновременно с этим очень раскованных и открытых платьях, интерес к её персоне действительно возрос, а в прессе её быстро окрестили прозвищем «Спинка».
После успешного эксперимента, Викки Дуган появлялась практически везде именно в платьях с открытой спиной. В прессе постоянно публиковались статьи и фотографии Викки. Интересно, что в то время её даже не пускали на премьеры некоторых фильмов, так как поступали жалобы, что всё внимание зрителей она переманивает на себя. Однажды, когда её спросили, почему она носит только платья с полностью открытой спиной, Викки Дуган ответила: А что делать, если у меня такая маленькая грудь?! .
В 1960-х интерес к Викки Дуган у публики стал пропадать, так как все уже привыкли и к её образу и к платьям с открытой спиной, которые к тому времени носили многие девушки. В это время произошёл новый всплеск её популярности. Мультипликаторы, которые разрабатывали персонаж роковой красотки Джессики Рэббит, взяли за основу образ Викки Дуган. Для нового мультипликационного персонажа они скопировали не только платье с открытой спиной и постоянную манеру пытаться показать свою спину зрителям, но также многие черты характера, ужимки и манеру говорить. Самым известным анимированным фильмом с участием Джессики Рэббит стал фильм «Кто подставил кролика Роджера» 1988 года выпуска.
И «Amblin Entertainment» комедийный художественный фильм , обладатель 3-х премий «Оскар» .
Картина примечательна тем, что в ней впервые в объёме всего фильма скомбинирована рисованная анимация и игра живых актёров. Действие фильма происходит в 1947 году в вымышленном Лос-Анджелесе , где анимационные персонажи (именуемые «мультяшками », англ. toons ) представлены как реальные существа, которые живут в настоящем мире рядом с людьми. В основном мультяшки проживают в районе Лос-Анджелеса, называемом Мультауном (англ. Toontown ) и представляющем собой подобие этнического поселения одной национальной группы (по аналогии с Чайна-тауном , населённом эмигрантами из Китая). Большинство мультяшек работают актёрами мультфильмов , другие зарабатывают обычными для людей способами (в том числе и незаконными).
Бюджет фильма составил 70 млн. долларов . «Кто подставил кролика Роджера» был одним из самых дорогих фильмов, выпущенных в то время, но затраты в конечном счёте покрылись кассовыми сборами более чем в 150 млн. долларов в кинотеатрах США . Лента предоставляет уникальную возможность увидеть мультипликационных персонажей от различных студий, задействованных вместе в одном фильме.
Сцены, сыгранные живыми актёрами, режиссировал Роберт Земекис , они снимались в основном на киностудии «Borehamwood» в Хартфордшире , Англия . Мультипликационный материал был режиссирован Ричардом Уильямсом и снят на его лондонской анимационной студии.
Кролик Роджер
Картина начинается с заглавных титров короткометражного мультипликационного фильма «Somethin"s Cookin», в котором принимают участие главный герой фильма антропоморфный кролик Роджер и малыш Герман (в действительности не младенец, а карлик). Роджер, согласно сюжету, оставлен присматривать за Германом, пока его мать ходит в парикмахерскую. Малыш выбирается из манежа и отправляется на кухню, где пытается с риском для жизни добраться до банки с печеньем, стоящей на холодильнике. Роджер, отвлёкшийся на некоторое время, обнаруживает пропажу Германа и пытается вернуть его в манеж, сам при этом попадая в те же неприятности, от которых пытается уберечь малыша. Когда на него падает холодильник, вокруг головы Роджера начинают кружить птички, раздаётся команда режиссёра «Стоп!» и оказывается, что вся сцена имела место на съёмочной площадке, а вместо птичек Роджер должен был по сценарию пустить звёздочки.
Недовольный рассеянностью Роджера владелец студии «Maroon Cartoons» Р.К. Марун нанимает частного детектива Эдди Валианта (Хоскинс, Боб|Боб Хоскинс) для следующего дела: ходят слухи, будто бы жена кролика, Джессика Рэббит (мультяшная роковая женщина) имеет связь на стороне. Марун хочет предоставить Роджеру доказательства измены, рассчитывая (как ни странно) что это поможет кролику сконцентрироваться на работе. Далее по ходу развития сюжета происходит убийство магната Марвина Акме, владельца компании «ACME» и Мультауна. Именно с ним встречалась Джессика Рэббит (проводя время за безобидной, на человеческий взгляд, игрой в «ладушки»), и первым под подозрение попадает кролик Роджер. У него есть мотив и нет алиби, а улики, найденные на месте преступления, указывают на то что убийца - мультяшка.
На след Роджера выходит судья Рок (Кристофер Ллойд) из Окружного верховного суда Мультауна и его подручные, банда хорьков из «мультяшного патруля» (англ. toon patrol ). Вопреки распространённому мнению о том, что мультяшку невозможно убить, Рок нашёл действенное средство: смесь ацетона , бензола и скипидара . «Сироп» , как его называют в фильме, способен растворить любого мультяшку, и поэтому Роджеру, несмотря на его мультипликационную природу, грозит вполне реальная смерть.
Единственный человек, способный помочь Роджеру доказать свою невиновность - Эдди Валиант, частный детектив , испытывающий определённые трудности с алкогольной зависимостью . В то же время основная сложность в том, что Валиант с некоторых пор ненавидит «мультях». Когда-то давно они с братом Тэдди Валиантом держали детективное агентство, и каждый обитатель Мультауна знал: если попал в беду, есть лишь одно место, где тебе помогут - «Валиант и Валиант». Но несколько лет назад во время расследования ограбления неизвестный мультяшка сбросил на них с Тэдди с 15-го этажа рояль , Эдди сломал руку, а его брат погиб. Тем не менее, Валиант берётся помочь Роджеру (вероятно, не столько из добрых побуждений, сколько чтобы насолить судье Року, но что ещё вероятнее, испытывая вину перед Роджером за сделанные фотоснимки, послужившие основанием для обвинения кролика в убийстве).
По ходу расследования Валиант приходит к выводу, что Роджер стал пешкой в крупной игре, и основные события касаются завещания убитого Марвина Акме, в котором тот собирался передать Мультаун мультяшкам в пожизненное владение. Некая компания «Cloverleaf Industry», скупающая по всему городу земельные участки, предложила муниципалитету приличную сумму за Мультаун, и Валиант начинает подозревать, что судья Рок нанят этой компанией и лично заинтересован в том, чтобы завещание не было найдено до наступления полуночи.
Позднее оказывается, что судья Рок является единственным владельцем «Cloverleaf». Он видел проектную документацию, согласно которой муниципалитет собирается проложить недалеко от Мультауна автостраду , и планирует обогатиться, застроив прилегающую к будущей автостраде территорию закусочными быстрого обслуживания, автозаправками и т.д. Если завещание не будет найдено, городские власти продадут Мультаун компании «Cloverleaf», и судья Рок зальёт город со всеми его обитателями «сиропом».
Эдди Валиант - Боб Хоскинс
Хотя пробные показы фокус-группам предвещали провал, выход «кролика Роджера» в широкий прокат 21 июня 1988 года был встречен в целом положительно. Влиятельные американские критики Джин Сискэль и Роджер Эберт включили фильм в свои списки десяти лучших фильмов 1988 года . Эберт охарактеризовал его, как «лёгкий, очаровательный с первого и до последнего кадра игровой фильм, это весёлый, легкомысленный, дурашливый праздник, который только можно устроить с помощью кинокамеры» . Кинокритики с сайта Rotten Tomatoes поставили фильм «Кто подставил кролика Роджера» на 29-е место в рейтинге «Best of Rotten Tomatoes», в который заносятся фильмы со стопроцентно положительными отзывами .
Джессика Рэббит
Несмотря на то, что «Кто подставил кролика Роджера» считают классикой современного кино, фильм также имеет и негативные отзывы в свой адрес. Основная доля критики основана на противоречивом тоне фильма, в котором комичные мультипликационные персонажи наложены на мрачный сюжет фильма-нуар . Хотя сочетание этих двух составляющих было изначально задумано создателями фильма, некоторые чувствовали, что тон фильма слишком противоречив, из-за чего невозможно однозначно сказать, детский ли это фильм, или же фильм для взрослых. Явное и навязчивое использование темы секса (Джессика Рэббит) и бессмысленной жестокости (судья Рок), по мнению многих американских родителей и зрителей, в анимации представлялось неуместным .
Кульминацию фильма, в течение которой главные герои связаны верёвкой и в них вот-вот попадёт струя «сиропа» из брандспойта , называют слабой и неоригинальной. Анимацию фильма также критикуют за использование слишком большого числа лишних движений. Неподвижные элементы очень редко используются в «Кролике Роджере», и анимация, в основном, создана путём прорисовки «одиночного» кадра (анимировали каждый кадр, в отличие от более дешёвого, традиционного для телевидения метода анимации, где прорисовывают каждый второй кадр, то есть «парами»). Даже когда персонажи неподвижны, они всё равно продолжают двигаться (особенно Роджер, движения ушей которого были основаны на балетных па), и некоторые мультипликаторы отмечали излишек движений как ненужный и неуместный.
Фильм удостоен четырёх премий «Оскар» Киноакадемии : «Лучшие звуковые эффекты», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший монтаж фильма» и поощрительная премия Ричарду Вильямсу как «режиссёру анимации и создателю анимационных персонажей». Фильм выдвигался ещё на следующие номинации: «Лучшее художественное оформление», «Лучшая операторская работа» и «Лучшее звуковое оформление».
Фильм «Кто подставил кролика Роджера» открыл новую эру в американской анимации. С широким распространением мультипликации на телевидении начиная с 60-х годов эта область медленно деградировала до уровня т.н. «утренних субботних шоу» (низкобюджетных телевизионных мультсериалов). Даже такие гиганты мультипликации как Walt Disney Company не видели перспектив анимационного производства как главного направления деятельности . Этот дорогой фильм (стоимость производства 70 миллионов долларов - даже по нынешним меркам приличная сумма) был очень рискованным шагом для компании, и риск был оправдан позже превосходной окупаемостью. Это заставилодругие студии вернуться в область анимации: публика снова стала воспринимать мультфильмы как вид искусства, не обязательно ориентированного на малую зрительскую аудиторию. После кролика Роджера возобновился интерес к истории анимации и людям-легендам в этой области, таким как Тэкс Эвери , Чак Джонс, Ральф Бакши - они все уже воспринимались по-новому и получили благодарности и принятие от зрителей во всем мире.
Фильм интересен ещё тем, что, хотя он и снят на студии «Touchstone Pictures» (в сотрудничестве с «Amblin Entertainment» Стивена Спилберга), в кролике Роджере впервые (и по настоящий момент) персонажи от нескольких анимационных студий (таких, как «Universal Pictures », «MGM », «Republic Pictures», «Turner Entertainment», и «Warner Bros. ») появились одновременно. Благодаря этому впервые встретились в кадре Багз Банни и Микки Маус , Даффи Дак и Дональд Дак .
Кроме того, было выпущено три дополнительных короткометражных фильма, в которых фигурировали кролик Роджер, Джессика Рэббит и малыш Герман. Эти серии показывались в кинотеатрах перед различными фильмами студий «Touchstone» и «Disney» в попытках восстановить практику кинопроизводства короткометражной мультипликации. «Tummy Trouble» перед фильмом «Дорогая, я уменьшил детей » (эти серии входили в оригинальный выпуск фильма на «Диком Трэйси» и «Trail Mix-Up» перед «A Far Off Place». Все эти фильмы были выпущены в 1996 году на кассете под названием «The Best of Roger Rabbit», а в 2003 году на специальном выпуске Бербанке, Калифорния ; другие две серии были сняты на вспомогательной студии, расположенной на «Disney-MGM Studio» в Орландо .
Более сотни отдельных фрагментов фильма были объединены, чтобы совместить элементы живого действия и анимации. Сами анимационные персонажи были прорисованы вручную без компьютерной мультипликации (в отличие от трёх последовавших короткометражных фильмов); аналоговые оптические эффекты использовались для создания теней и освещения мультяшек, чтобы придать им более реалистичный объёмный вид.
Сценарист Питер Симан объяснил подобные ошибки тем, что целью фильма было «развлечение, а не история анимации».
Полнометражные мультфильмы компании Уолта Диснея | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
«Кто подверг цензуре кролика Роджера». Роман вышел в 1981 году, а затем писатель сочинил еще два продолжения, которые были опубликованы в 1991-м и 2013-м. В 2001 году Вульф подал в суд на Walt Disney Company, снявшую фильм. Автор считал, что ему недоплатили, и требовал возмещения. Процесс длился четыре года, и в итоге Вульфу выплатили компенсацию в 400 000 долларов.
Права на экранизацию студия Disney купила практически сразу после публикации. Но книга отличается от фильма Роберта Земекиса. Действие в ней происходит в наше время, а Роджер - герой комиксов, точнее, комик-стрипов, которые публикуются в газетах. Роджер нанимал детектива Эдди Вэлианта, чтобы понять, почему его работодатели отказываются от обещания дать ему собственный стрип. Вскоре Роджера находят мертвым дома, а возле его тела валяется «пузырь» (не все персонажи умеют говорить по-человечески, некоторые так и говорят «пузырями» из комиксов), доказывающий, что кто-то подверг беднягу цензуре. По тональности роман мрачнее фильма. Например, Джессика когда-то была порнозвездой и к своему мужу-кролику никаких чувств не испытывала - ее интересовали только его деньги.
По слухам, на роль детектива Эдди Вэлианта звали Харрисона Форда , но на самом деле Спилберг и Земекис видели в этом образе Билла Мюррея . Они пытались заполучить актера, но тот славился своей неуловимостью - связаться с Мюрреем так и не получилось. Спустя несколько лет, узнав об этом, Мюррей очень сожалел: «Я бы согласился играть Вэлианта, не раздумывая». Пожалел об упущенной возможности Эдди Мёрфи , но он сам отказался от предложенной роли. Также рассматривались Чеви Чейз , Роберт Редфорд , Джек Николсон , Сильвестр Сталлоне и Эд Харрис . В итоге детектива сыграл британский актер Боб Хоскинс .
В роли главного злодея продюсеры видели Тима Карри , но он оказался слишком страшным. Джон Клиз был слишком добрым, а Кристофер Ли отказался. Среди актеров, которые могли сыграть судью Дума, был даже Стинг . Роль получил Кристофер Ллойд , который по просьбе Земекиса ни разу не моргнул в кадре, что сделало его довольно угрожающим.
Приспешники судьи, дурацкие хорьки, задумывались как пародия на семерых гномов из «Белоснежки» . У них были такие имена: Тупой, Умный, Сальный, Хриплый, Психованный, Скользкий и Сверкач. Последних двух из сценария убрали, нарушив симметрию с «Белоснежкой».
Чарльз Флайшер , игравший Роджера, настолько вошел в роль, что упросил сшить для него костюм кролика. Актер подавал все свои реплики, будучи в образе кролика, что, по его мнению, помогало ему и Хоскинсу погрузиться в волшебный мир фильма. Но Хоскинс думал, что Флайшер просто выжил из ума.
Команде фильма пришлось идти на разные ухищрения. Например, для сцены с курящим малышом Германом сконструировали радиоуправляемый манипулятор, который крутил сигару. Когда Роджер разбивает об голову тарелки, это делает еще один специально собранный манипулятор. Чтобы показать осьминога-бармена, команда кукловодов подвешивала бокалы и бутылки в воздухе. Сцена в клубе «Чернила и краска» до заселения ее мультяшками и вовсе выглядела сюрреалистично: по площадке раскатывали манипуляторы, которыми управляли кукловоды, находившиеся внизу.
«Кролик Роджер» породил термин «задетая лампа», который до сих пор используется в индустрии, чтобы обозначить труднейшую работу, которую впоследствии зритель просто не заметит. Когда Эдди заходит в потайную комнату в баре, он задевает головой лампу, та начинает раскачиваться. Эту сцену сняли сначала иначе: Хоскинс не задевал лампу, освещение было статичным. Затем режиссер передумал и решил, что было бы неплохо задеть лампу. Освещение полностью изменилось, и аниматорам пришлось полностью переделывать свет на кролике.
Одной из самых сложных сцен для аниматоров стало выступление Джессики в клубе «Чернила и краска». Пайетки на платье должны были светиться. Этот эффект был достигнут путем пропуска света через пластиковый пакет, поцарапанный стальной ватой. Постпродакшен фильма длился 14 месяцев.
Земекису пришлось отказаться от сцены, в которой Эдди вышвыривают из Мульттауна и он обнаруживает на себе свиную голову. Он смывает ее в душе и поэтому встречается с Джессикой, будучи полуголым. Уплывающая в слив свиная мордочка была первой анимацией, сделанной для фильма. Увы, сцена тормозила картину, и ее вырезали.
Первая версия фильма очень плохо показала себя на тест-просмотрах. Майкл Айснер едва не закрыл фильм, еще когда бюджет перевалил за 30 млн долларов. В итоге в Disney были уверены, что у них на руках провальный проект. Впрочем, критики были в восторге - на сегодняшний день у фильма 97% «свежести» на Rotten Tomatoes - и нахваливали сложнейшую работу создателей картины.
Финансовый успех фильма привел Disney и Спилберга к идее сиквела. В 1989 году Джей Джей Абрамс встречался с режиссером и обсуждал работу над продолжением. По своей сути это был приквел, и он рассказывал, как Роджер жил на ферме, как вместе с парнем по имени Ричи Дэвенпорт отправился на поиски матери и познакомился с будущей женой, голливудской старлеткой. Когда же начинается война, Ричи и Роджер уходят в армию, а Джессику похищают нацисты и заставляют озвучивать пропаганду по радио. Чтобы спасти ее, герои отправляются в Европу в компании нескольких мультяшек. Спилберг, готовясь снимать «Список Шиндлера» , рассматривал возможность показать нацистов как комических злодеев, но, сняв картину, от этой идеи отказался. В конце 1990-х сценарий переписали, заменив военную составляющую на рассказ о попытках кролика сделать карьеру на Бродвее и в Голливуде. Несмотря на несколько записанных песен и тесты компьютерной анимации, проект был закрыт.
Роберт Земекис постоянно отвечает на вопросы журналистов насчет продолжения «Кролика Роджера». По мнению режиссера, шансы на сиквел ничтожны. «Современная корпоративная культура Disney не заинтересована в Роджере и уж совершенно точно не испытывает нежных чувств к Джессике», - сообщил режиссер в интервью The Telegraph в 2016 году.