Какие черты молодых современников старался запечатлеть тургенев. Какие черты «нового человека» в образе Базарова принимает и какие отрицает И. Тургенев? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.). До того как Прометей похитил огонь все люди были однополыми и

03.03.2020

Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя...
А. С.Грибоедов

В 60-х годах XIX века в русской литературе появляется новый тип героя, который принято называть «новым человеком». Этот герой пришёл на смену «лишнему человеку», главному герою произведений первой половины XIX века. «Лишних людей», умных, образованных, не удовлетворяет окружающая жизнь и идеалы современного им общества. Все они недовольны своей жизнью без смысла, но не могут найти серьёзной цели, которая захватила бы их, придала бы смысл их жизни. Потому они и называются «лишними людьми». Убедительную характеристику «лишних людей» даёт Н.А.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?».

Жизненная позиция «лишних людей» для своего времени была более или менее понятна: герои демонстративно противопоставляли себя окружающему обществу и тем самым являлись живым упрёком этому обществу: почему молодые, образованные, способные люди оказываются «лишними»? Но во время первой революционной ситуации и позже позиция отстранения от общественной жизни становится уже недостаточной. В новых исторических условиях надо дело делать. Новых—деятельных—героев стали называть «новыми людьми» вслед за Н.Г.Чернышевским, который так назвал положительных героев своего социального романа «Что делать?».

В романе «Отцы и дети» представлен «новый человек» — Базаров. Правда, Тургенев называет его «нигилистом» и подробно объясняет, что подразумевает под этим иностранным словом. Услышав его в первый раз, Николай Петрович говорит: «Это от латинского nihil — ничего... это слово обозначает человека, который ничего не признаёт» (V). Аркадий тут же уточняет: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» (там же). Иными словами, неверно, что Базаров ни во что не верит, он доверяет «опыту», «дельной истине», то есть в «принсипы» не верит, а в лягушек верит. Д.И.Писарев, которого по общественно-политическим взглядам следует отнести к реальным (а не литературным) нигилистам, одобряет подобные убеждения Базарова: «Тут-то именно, в самой лягушке-то, и заключается спасение и обновление русского народа» («Мотивы русской драмы», X). В естественных науках, поясняет свою мысль критик, фразы и авторитеты ничего не значат, здесь нужны опытные доказательства, а их умеет найти только тот учёный, который «будет жить полной умственной жизнью и смотреть на вещи рассудительно и серьёзно» (там же).

Разговор о нигилистах заканчивается язвительной репликой Павла Петровича: «Да. Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве» (V). В этой язвительности есть свой резон: что бы Базаров и его единомышленники ни говорили, им не уйти от знаний и достижений предыдущих поколений, то есть «отцов». В этом проявляется один из законов диалектики (переход количества в качество), сформулированный, между прочим, Г. Гегелем.

Базаров как «новый человек» противопоставляется в романе главному идейному оппоненту — Павлу Петровичу Кирсанову, который и убеждениями, и историей жизни очень напоминает «лишних людей», недаром Базаров без церемоний называет его «архаическим явлением» (IV). В свою очередь, длинноволосый нигилист плохими манерами и огромным самолюбием с первого взгляда не понравился Павлу Петровичу. Плохие манеры Базарова, старательно отмечаемые писателем (небрежные ответы сквозь зубы, топание по клумбам, сидение на столе, небрежная поза «развалясь» в кресле, зевки во время разговора), можно расценить как сознательный вызов аристократам со стороны «лекарского сына»: Базаров пренебрегает правилами приличия и демонстративно насмехается над холёными руками и тугими воротничками бездельника Павла Петровича.

И тот, и другой много спорят в романе и таким образом раскрывают свои философские убеждения, политические взгляды, жизненную позицию. Тургенев подробно приводит высказывания каждого из них о народе, государственной власти, политической борьбе, общественном устройстве России, о русской истории, науке, искусстве и т.д. Базаров побеждает в этих спорах, что доказывает продуманность, основательность его убеждений и одновременно уязвимость многих взглядов Павла Петровича, который в силу возраста и долгого деревенского уединения отстал от жизни. Бывший светский лев не понимает, что приходит новое время и оно требует решительных действий, а не только красивых, хотя и справедливых рассуждений. О новом времени в романе говорит Базаров: «Прежде, в недавнее ещё время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда... А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда(...)» (X). Повторяя эту мысль, Базаров обращается к Аркадию: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим» (XXVI).

Таким образом, перед читателем раскрываются две принципиально разные жизненные позиции. Базаров — демократ и по происхождению (его дед землю пахал, а отец — полковой лекарь), и по убеждениям («Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас...» (XXVI), — говорит главный герой Аркадию), и по трудовому образу жизни. Павел Петрович — аристократ, гордящийся своим родом, пользующийся состоянием своих предков и требующий уважения к себе «за то, что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллинггоном у Людовика-Филиппа» (VII). Поведение Базарова доказывает, что он целеустремлённый, работоспособный, волевой человек. Тургеневский герой — нищий студент, такой же как Родион Раскольников, однако он не отчаивается, выдерживает все трудности (безденежье, пренебрежение богатых студентов-сокурсников, огромное физическое напряжение), которые сломили Раскольникова, продолжает учиться и занимается общественной деятельностью. Для Базарова характерно материалистическое мировоззрение и серьёзные занятия естественными науками. Деловой настрой нигилиста по душе автору, который, однако, не забывает, что свою главную цель Базаров сформулировал очень чётко: сломать всё старое, «место расчистить» (X).

Такие «разрушительные» настроения, конечно, не нравятся Тургеневу, но, будучи честным писателем, он показывает, что и на каникулах в Марьине нигилист продолжает настойчиво работать, режет лягушек, лечит маленького Митю. А Павел Петрович в том же Марьине большое внимание уделяет своему внешнему виду, манерам, но при этом не вмешивается в управление имением, предоставляя эту прозаическую заботу брату, сам же тешит своё разбитое сердце, выискивая в лице Фенечки черты сходства с княгиней Р. Базаров вполне обоснованно задаёт старшему Кирсанову свой язвительный вопрос: «Позвольте, Павел Петрович, вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public?» (X).

Тургенев изобразил Базарова человеком с сильным характером, что проявилось, например, в истории любви героя к Одинцовой. Хотя нигилист в начале романа уверенно заявляет, что любви нет, а есть физиологическое влечение полов, он вполне романтически влюбляется и получает отказ у «дамы своего сердца». Таким образом, история Базарова и Одинцовой повторяет по сути историю Павла Петровича и княгини Р. Однако Кирсанова («лишнего человека») несчастная любовь «ломает»: он теряет интерес к жизни, уезжает в деревню, где полностью отдаётся своим грустным воспоминаниям-переживаниями. Базарову («новому человеку») несчастная любовь наносит тяжёлую душевную рану, но не может сломить его: он сознательно ищет отвлечение в работе, помогает отцу лечить крестьян и т.д.

При указанных серьёзных различиях два героя-антипода кое в чём похожи, например, оба плохо знают и понимают жизненные проблемы мужиков, хотя оба убеждены в обратном. Аристократ Павел Петрович «всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон» (VII); демократ Базаров «и не подозревал, что он в глазах крестьян был всё-таки чем-то вроде шута горохового» (XXVII). Тургенев приводит разговор молодого нигилиста с мужиком, который не может ответить на заумные вопросы господина: собеседники совершенно не понимают друг друга. Выслушав нелепицу, что земля стоит на трёх рыбах, а деревенский мир с любовью подчиняется строгому барину, Базаров «презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрёл восвояси», рассуждая о том, что барин «болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?» (XXVII).

Подводя итог, следует сказать, что Тургенев сделал попытку правдиво обрисовать нового героя русской общественной жизни в тот момент, когда идеологический и психологический «портрет» революционных демократов ещё не вполне сложился. И всё же многие стороны характера Базарова, как показала история, были настолько верно подмечены писателем, что повторились в характерах реальных русских революционеров-демократов (Добролюбова, Писарева и других).

Изображая «нового человека», Тургенев противопоставил его герою предыдущей эпохи — «лишнему человеку». Автор показал, что Базаров обладает более сильным характером, чем Павел Петрович: работоспособность, целеустремлённость, воля, стремление к действию для общей пользы, широта жизненных взглядов и задач выгодно отличают молодого нигилиста от утончённого барина, эгоистичного, погружённого в личные переживания, подчинившегося внешним обстоятельствам.

Одновременно писателя пугают слишком радикальные убеждения «новых людей», их презрение к общечеловеческим ценностям (родственным отношениям, любви), пренебрежение культурными и научными традициями, выработанными «отцами и дедами». Сложное отношение к «новому человеку» позволило Тургеневу создать многогранный, интересный образ главного героя.

Урок № 1.
РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-х ГОДОВ XIX Века

Цели: напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.

Ход уроков

1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?

2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.

(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы , защищающие старые порядки, либералы , выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы , настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)

И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.)

II. Реализация индивидуального задания.

Сообщение учащегося.

история написания романа

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.

Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».

И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».

Вопросы и задания:

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.

2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)

3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.

Чтение со слов: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?

5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)

6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)

7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.)

8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)

Домашнее задание.

1. Чтение романа (11–15-я главы).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Урок №2.
Е. БАЗАРОВ В СРЕДЕ КИРСАНОВЫХ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ

Цели: работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X; обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.

Ход уроков

I. Опрос учащихся.

Вопросы:

1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?

4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?

6. Как вы понимаете смысл названия романа?

7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).

II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).

Вопросы:

1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда . Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.)

2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)

3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

Вопросы:

1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?

2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)

3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)

6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».)

7. Как относятся к Базарову простые люди?

8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)

Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.

(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)

План:

1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.

2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?

Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?

Урок № 3 ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ
(ПО РОМАНУ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»)

Цели: разобрать взаимоотношения Базарова и Аркадия Кирсанова, постараться понять неизбежность разрыва между героями, «уловить» социальную обусловленность разрыва; выяснить, какое место занимает любовь в жизни героев романа, способны ли они на сильные чувства, выдержат ли испытания любовью; показать глубокие внутренние различия Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур; раскрыть (в столкновении Базарова с Одинцовой) превосходство Базарова над дворянами в сфере чувств.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».

Вопросы:

1. Чтение и анализ текста со слов: «…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость…»

2. Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров?

3. Почему Аркадий примкнул к нигилистам? («Молодая смелость да молодой задор», Базарова же толкает на борьбу «дерзость» и «злость».)

4. Искренне ли А. Кирсанов вначале разделяет взгляды Базарова?

5. Почему, несмотря на желание, Аркадий не может сделаться «сильным, энергическим»?

6. Почему друзья разошлись? Есть ли последователи у Базарова? (Образованные и обеспеченные либеральные дворяне стремятся к комфорту (нравственному и физическому). Им хочется чувствовать, что они прогрессивные люди. Но когда приходится действовать, самовлюбленность и эгоизм делают их неспособными к последовательной борьбе («…ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить…» – говорит Базаров Аркадию). Аркадий – временный попутчик Базарова. Аркадий Кирсанов не привык к трудностям, в борьбе с которыми вырабатывается характер, идеи Базарова не были глубоко прочувствованы им.)

7. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?

II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».

Для Тургенева способность человека любить – критерий его состоятельности. Своих героев писатель обязательно проводит через это испытание.

Примерные вопросы для обсуждения:

2. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? (В памяти Павла Петровича княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах в любви. Он «терзался и ревновал, не давал ей «покою, таскался за ней повсюду…» Куда девались его самоуважение и гордость?)

3. Одна из проблем романа – конфликт Базарова с миром дворянства. Взаимоотношения героя с Одинцовой – лишь разветвление этого конфликта. Каковы взгляды Базарова на любовь и женщин вообще? (У Базарова преобладает цинически-потребительский взгляд на женщину. До встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров никого не любил, поэтому у него сложилось превратное представление об этом чувстве.)

4. Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет? (Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

5. Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову? (Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

6. Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)

Выводы. Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств .

Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.

7. Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»?

8. Счастливы ли Аркадий и Катя? (Их чувства естественны, а потому прекрасны.)

9. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?

Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение Базарова к родителям.

2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?

Урок № 4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА
И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» (ГЛАВА 27 И ЭПИЛОГ)

Цели: показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине).

Ход урока

I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:

1. Родители Е. Базарова. Кто они? (Старики Базаровы – люди простые, доживающие свой век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся им. Василий Иванович Базаров – высокий «худощавый человек с взъерошенными волосами». Он разночинец, сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением. Арина Власьевна – «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Автор рисует ее образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами.)

2. Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность? (Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность.)

3. Как Базаров относится к родителям? (Базаров понимает, что «переделать» родителей невозможно. Он любит их такими, какие они есть (хотя разница во взглядах очевидна). Базаров противопоставляет родителей высокому свету: «…Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать», – говорит он Одинцовой. Но тем не менее в общении с матерью и отцом сын «угловат и беспомощен»: ни приласкать, ни успокоить. Он часто молчит и делает все возможное, чтобы спрятать подальше, подавить в себе чувство сыновней любви. Ведь любовь и сыновняя, и родительская, по понятиям Базарова, чувство «напускное».

II. Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова (с небольшими сокращениями).

III. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? (Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.)

2. Установите причину болезни и гибели героя. (Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию еще не познанного Базарова настигает смерть.)

3. Д. И. Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замечательное».

А. П. Чехов: «Что за роскошь – «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Согласны ли вы с такими утверждениями Чехова и Писарева?

4. Каково отношение Тургенева к своему герою?

И. С. Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Отношение писателя к Базарову было не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение» . Писатель не верил, что люди базаровского склада «найдут путь обновления России» (Д. К. Мотольская).

И. С. Тургенев: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». В этих словах, на мой взгляд, любовь писателя к своему герою.

5. Расскажите, как в столкновении с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова. (По мнению М. М. Жданова, Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение .

6. Д. И. Писарев считает смерть Базарова героической, сродни подвигу. Он пишет: «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг». «…Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь ее обмануть, остаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера». Прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?

7. Как могла бы сложиться его судьба?

8. Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой? (Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего , чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Одинцовой Базаров восхищался, с чувством любви он уже не считает нужным бороться.

В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.)

9. Почему роман не кончается смертью героя?

10. Существует ли базаровщина в наши дни? (В эпилоге И. С. Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Взволнованный голос автора! Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жесткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и любят стареющие родители.)

Домашнее задание.

2. После прочтения статьи ответить на вопросы:

1) Каковы коренные свойства базаровского типа?

2) Каково, по мнению Писарева, отношение автора к базаровскому типу вообще и к смерти героя в частности?

3) Что, с точки зрения Писарева, управляет поведением Базарова?

4) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

3. Письменный ответ (индивидуальное задание): Чем интересен роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?

4. Выпишите интересные высказывания о романе литературных критиков Н. Н. Страхова, В. Ю. Троицкого. Какие из них, на ваш взгляд, ближе к точке зрения Тургенева на своего героя? С какими следует поспорить?

Урок № 5.
СПОРЫ ВОКРУГ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»

Цели: познакомить с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.

Ход урока

I. Повторение изученного.

Примерные вопросы:

1. Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого направлен. (Роман был задуман в 1860 г. в Англии, закончен в России в 1861 г., напечатан в «Русском вестнике» в 1862 г., посвящен В. Г. Белинскому, направлен против дворянства.)

2. Какие события романа вы считаете главными?

3. В чем суть основного конфликта?

4. С какой целью И. С. Тургенев сталкивает Базарова с другими героями романа? Что такое «прием психологической пары»? Какие персонажи романа в ней участвуют?

5. Что такое «нигилизм»?

6. В чем суть базаровского нигилизма?

7. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?

8. Почему Тургенев «заставил» своего героя умереть? Верил ли Базаров в бессмертие души?

9. Что, на ваш взгляд, в романе устарело и что современно?

10. Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?

II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».

И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».

«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев) .

В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»

1. Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.

Статья Писарева «Базаров». (2–4, 10, 11-я главы.)

Беседа с учащимися по вопросам:

1) Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены? (Писарев со свойственной ему афористической чеканностью раскрывает существо базаровского типа, который порожден суровой школой труда. Именно труд развил энергию… Грубость и резкость Базарова Писарев объяснил тем, что «от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства».)

2) Что, по мнению Д. И. Писарева, управляет поступками Базарова?
(Причины активной деятельности, по Писареву, «личная прихоть или личные расчеты». Критик, проглядев революционность Базарова, не смог четко объяснить, что значит «личные расчеты». Писарев обеднил и понятие «личной прихоти», не наполнив его революционным содержанием.)

3) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

(Д. И. Писарев так написал об отношении к Базарову и его предшественникам в русской литературе: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли, у Базаровых есть – и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».)

4) Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности? (Для Тургенева его герой стоит «в преддверии будущего». Базаров погибает, а его одинокая могила заставляет задуматься, что последователей и продолжателей у демократа Базарова нет.

Писарев как бы солидарен с Тургеневым, так как считает, что у Базарова «нет деятельности». Ну а если «незачем ему жить; так надо посмотреть, как он будет умирать». Критик подробно анализирует главу о болезни и смерти Базарова, восхищается героем, показывает, какие гигантские силы и возможности есть в этом новом типе. «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг».)

5) Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?

2. Д. Д. Минаев 1 . Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.) .

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как свет, бела рука.

В речах, в приемах – такт и мера,

Величье лондонского «сэра», –

Ведь без духов, без несессера 2

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

«Спокойствие, спокойствие!» – твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

* * *

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, – дерзость ведь какая, –

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург 3 ?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров, –

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

Беседа с учащимися по вопросам:

2) Каковы особенности формы стихотворения? (Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»)

3. М. А. Антонович «Асмодей 4 нашего времени» (1862 г.).

Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.

По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.

В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение.

Некоторые выдержки из статьи.

«С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы…

…в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души…

В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму…

О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти…

[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная…

Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество…

Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения…

Павел Петрович [Кирсанов], человек холостой… до бесконечности погруженный в заботы о франтовстве, но непобедимый диалектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего племянника…»

На доске записываются некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.

– «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении».

– Тургенев «главного своего героя… презирает и ненавидит от всей души», а «отцам отдает полное преимущество и старается возвысить их…»

– Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости». Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова».

– Базаров «ненавидит всех»… «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце».

4. Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. "Отцы и дети"». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.

Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».

III. Реализация домашнего индивидуального задания.

Чтение письменного ответа на вопрос «Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?».

Домашнее задание.

1. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети». (Срок написания – неделя).

Примерные темы:

1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».

2) Русское дворянство в изображении Тургенева.

3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?

4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?

5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)

6) Отношение к женщинам героев романа.

7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».

8) «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.

9) Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).

2. Биография поэта Ф. И. Тютчева.

3. Чтение стихотворений поэта.


Где такая скульптура
Александр Качалин

Где то недалеко от Ленинского проспекта? ТРЕТИЙ НЕ ЛИШНИЙ 6

Всего 2 .

Какая империя, из когда либо существовавших на земле, была самая большая и могущественная для своего времени?

Daniel Pago 2

Британская империя была крупнейшей за всю историю человечества с колониями на всех континентах (42,7 млн км2). На втором месте — Монгольская империя Чингисхана. Это крупнейшее континентальное унитарное государство за всю историю человечества. Оно было основано Чингисханом в 1206 году и включало в себя наибольшую в мировой истории территорию: от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Камбоджи.

Олег Романько 9

Всего 2 .

Что вершит судьбу человечества в этом мире? Некое незримое существо или закон, подобно Длани Господней парящей над миром?

Гость 1 Всего 1 .

Как описать рисунок «Прометей и Атлант» и ответить на вопросы, см?

Задание по истории «Древнего мира» для 5 класса:

Опишите рисунок «Прометей и Атлант». Каким мукам и за что Зевс подверг Прометея?

Что держит на плечах великан Атлант?

lady 2

На этом рисунке изображена тяжелая ноша братьев-титанов Прометея и Атланта. Титаны в древнегреческой мифологии — это божества второго поколения, дети Земли и Неба (Геи и Урана).

Справа на рисунке изображен Прометей, его называют защитником людей. По легенде он похитил огонь с Олимпа, который был отобран у людей, чтобы вернуть его назад и пронес на Землю в стебле тростника. Он показал людям как его сохранить. После чего Зевс, верховный бог, наказал Прометея и приковал к скале. Каждый раз к нему прилетал орел и выклевывал печень, которая снова отрастала. Его наказание длилось много веков, Прометей был бессмертный, как и другие боги. И в итоге он был освобожден Гераклом, который убил орла стрелой.

Слева на картине изображен Атлант, который держит на плечах небесный свод. Согласно древнегреческому мифу, так наказал его Зевс за участие в битве на стороне титанов против богов. Титан был отцом Геспид, которые охраняли золотые яблоки, продлевающие молодость. Когда Гераклу необходимо было добыть их, он договорился с Атлантом, чтобы тот помог ему. Геракл не мог справиться со змеем, охранявшим сад, который тоже изображен на картине. Потому Геракл временно переложил ношу на свои плечи, пока Атлант добывал яблоки. После того, как яблоки были получены, Геракл хитростью переложил небесный свод на плечи Атланта и он держал его до тех пор, пока титаны с богами не помирились.

Чёрна­я 2

Всего 3 .

До того как Прометей похитил огонь все люди были однополыми или безполыми?

В греческом мифе сказано, что в наказание за то, что Прометей похитил огонь у богов и отдал его людям, Зевс приковал его к скале а людям послал в наказание первую женщину Пандору??
Получается мы были однополыми, ведь это не только в мифах греции есть но например у Блаватской в Тайной доктрине!

Зевс поклялся отомстить. Он приказал Гефесту вылепить из глины подобие девы стыдливой, названной Пандорой. [французский толковый словарь] Le Petit Robert 2. Париж, 1990, с. 1362). «После того как создал Зевс прекрасное зло вместо блага, Деву привел он, где боги другие с людьми находились… Диву бессмертные боги далися и смертные люди, как увидали приманку искусную, гибель для смертных» [Гесиод. Теогония, с. 585–589. Пер. с др. - гр. В. Вересаева]. Затем в Теогонии Гесиода (VIII–VII вв. до н. э.) следуют 22 строки поношения женщин, где мы читаем: на горе мужчинам посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших.

Guest 1

Роман И.А.Тургенева «Отцы и дети» вышел накануне крестьянской реформы и вызвал бурные споры. В образе ключевого героя автор показал «нового человека», наделив его достоинствами и отрицательными чертами характера.

Уже с начала повествования через диалог в доме Кирсановых становится ясно, что Евгений Базаров принадлежит к нигилистам, отрицающим традиционные устои, искусство и все то, что нельзя проверить научным путем.

В дальнейших эпизодах Тургенев раскрывает сильные и слабые стороны человека с неординарным мышлением, который твердо отстаивает свою позицию. Явная негативная черта в образе Базарова – скептическое отношение к любви. Он искренне считает светлое чувство ничтожным, но природа подвергает Евгения испытанию любовью к Анне Одинцовой. Он пытается бороться с эмоциями, которые неожиданно вызвали внутренний конфликт. Лишь перед смертью Базаров осознает утопичность теории нигилизма. Автор показывает, что человек не в состоянии отрицать душевные чувства, поэтому осуждает эту черту характера героя.

К положительным качествам Базарова относится чистосердечность и открытость. К нему тянутся слуги и крестьянские дети. В отличие от Павла Кирсанова он не заносчив и способен на милосердие, что доказывает сцена с лечением маленького Мити. Ребенок Фенечки спокойно сидит у него на руках, хотя до этого отказался идти к Аркадию. Тургенев подчеркивает доброту героя: «дети чувствуют, кто их любит», он явно приветствует эту черту характера Базарова.

В то же время автор порицает холодное отношение Евгения к родителям, отрицание привязанности к ним. Базаров редко навещал родной дом, тяготился общением со стариками, хотя те всегда ждали его с нетерпением. Отец буквально не отходил от сына ни на шаг. Очевидно, что и сам Евгений испытывает к близким нежные чувства, но характер не позволяет ему открыто выказать привязанность. В эпизоде отъезда Базарова с Аркадием старики показаны глубоко несчастными, что говорит об осуждении виновника их печали.

Таким образом, через поведение героя в различных ситуациях автор показывает собственное отношение к нему. Тургенев не одобряет нигилизм, отрицание очевидных вещей и чувств, пренебрежение родительской любовью. В то же время он принимает чистосердечие, бескорыстие и благородство в характере «нового человека». Автор не разделяет взглядов Базарова, но явно уважает и сочувствует своему герою.

Обновлено: 2017-02-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Работа над главным романом «Отцы и дети» была завершена Тургеневым в июле 1861 года. К этому времени в его творческой судьбе произошло горькое событие - разрыв с «Современником», обусловленный несогласием писателя со статьей «Когда же придет настоящий день?» Н. А. Добролюбова по поводу романа «Накануне».

Наступила пора 60-х годов. Тургенев видел, что многое меняется в расстановке общественных сил в русском обществе, наблюдал отражение этого процесса в редакционной жизни журнала, с которым много лет был связан, развитию которого способствовал и где взошла звезда его собственной литературной славы.

Он понимал, что на смену дворянам-либералам пришло молодое поколение революционеров-демократов, к числу которых принадлежал и Добролюбов, появившийся в «Современнике» вместе с Чернышевским в конце 50-х годов. И хотя сама статья содержала лестный отзыв о романе, Тургенев не мог согласиться с ее революционными выводами. Добролюбов писал, что у России тоже есть свои поработители, но не внешние (как у родной страны героя романа), а внутренние. И потому ей необходимы «русские Инсаровы» для борьбы с «внутренними турками». «Когда же они наконец появятся? Когда же придет настоящий день?» - к таким вопросам сводился смысл статьи.

Тургенев решительно не согласился с подобным толкованием своего романа. К тому же он, будучи сторонником не социальной революции, а реформ, не мог разделить радикальных настроений молодого критика. И потому Тургенев просит Некрасова «не печатать этой статьи». Тот колеблется. Видя это, Тургенев заявляет: «Выбирай: я или Добролюбов». Некрасов принимает сторону идейно близкого себе человека - Добролюбова и тем самым предопределяет уход Тургенева из журнала.

«Распалась связь времен...»- Даже Тургенев, предполагавший неравнодушное отношение к своему роману, не рассчитывал на кипение страстей вокруг «Отцов и детей». Но более всего его обескураживало обозначившееся в печатных публикациях стремление к одностороннему истолкованию существа конфликта и характера главного героя романа.

Россия конца 50-х годов жила в преддверии огромного социального события - отмены крепостного права, которое для страны должно было стать переломным моментом во всех сферах общественной жизни, включая ломку мировоззрения передовых общественных слоев.

Как и предполагалось, время «раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и «новых» людей России - разночинцев-демократов, отцов и детей.

В русской истории так было не раз. Проблему отцов и детей знала и русская литература. Вспомним нравственный раскол в русском дворянстве 20-х годов XIX века, изображенный Грибоедовым, или дворянскую духовную оппозицию 30-х годов - центральную проблему в «Герое нашего времени».

Однако что касается романа Тургенева, то здесь речь шла не только о споре поколений, но и о разрыве связи времен, столь очевидном для писателя. Поэтому конфликт в «Отцах и детях» имел откровенно драматический характер.

«Отцы и детн». «Отставные люди»- и «наследники». В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х годов XIX века. Именно принадлежность ко времени явилась источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым.

1840-е годы были порой дворян-либералов. Тогда понятие «либерал», по словам Тургенева, означало «протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, пуще всего любовь к народу, который, находясь еще под гнетом крепостного бесправия, нуждался в деятельной помощи своих счастливых сынов». Либерально настроенных людей, исполненных веры в прогресс, гуманность, цивилизацию, нередко называли идеалистами, романтиками. Вообще с 40-ми годами связывают атмосферу высокой духовности в русском обществе. Это время Белинского, Станкевича, Тургенева, братьев Кирсановых.

Подобно Тургеневу, Николай Петрович закончил Петербургский университет и «вышел... кандидатом». Он, как и Тургенев, мог оказаться в Париже, если бы не 1848 год, свидетелем которого, как известно, стал писатель. Как Тургенев, он любит Пушкина, музыку. Словом, это люди одной крови. И Павел Петрович для автора не только воплощение comme il faut и олицетворение гвардейско-дворянского идеала, но человек, способный принести свое большое честолюбие и все важные карьерные соображения в жертву всепоглощающей любви-страсти и вместе с потерей любимой женщины утратить всякий смысл существования.

За героями-дворянами в романе Тургенева стоит исторически сформированная культурная традиция, обусловившая вполне определенный тип духовности с его нормами и ценностями,- то, что мы называем дворянским аристократизмом.

В 60-е годы на культурной сцене появляется новая социальная группа - разночинная интеллигенция.

Главной «мишенью» для молодого, напористого поколения разночинцев стало аристократическое дворянство. Они отказались видеть в аристократизме высшую форму тогдашней культуры. Связывая дворянский аристократизм с социальными последствиями крепостнической системы - нищетой и бесправием народа, отсутствием общественных прав человека, разночинцы категорически не принимали всего того, что было ему присуще, вплоть до аристократической манеры одеваться и поведения в обществе. Вот почему так претят тургеневскому Базарову ухоженные ногти, аккуратно выбритый подбородок и «каменные» воротнички Павла Петровича.

Как идейный вызов аристократизму, разночинная молодежь культивировала в себе небрежность и даже неопрятность в одежде. Поэтому длинный балахон с кистями, красные руки, дешевый табак, развязность поведения Базарова - это вполне значимые, идеологически весомые знаки в портрете шестидесятника.

Тургенев с первых страниц романа стремится показать взаимное неприятие старого и нового поколений. Так, Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия: «не сразу» подал ему руку. Павел Петрович же при встрече с гостем вообще руки «не подал и даже положил ее обратно в карман». И кстати сказать, Базаров заметил это.

Обе стороны подчеркнуто невежливы в оценках друг друга. «Этот волосатый?» - таков первый отзыв Павла Кирсанова о Базарове. Не скупится на характеристики и Базаров, называя дядю Аркадия «архаическим явлением», а Николая Петровича «отставным человеком».

Откровенное пренебрежение звучит в вопросе Павла Петровича, обращенном к племяннику: «Ну, а сам господин Базаров собственно что такое?» - как будто речь идет о неодушевленном предмете, а также к Базарову относительно лягушек: «Вы их едите или разводите?» Подчеркнуто неучтиво и поведение Базарова, когда он, зевая, лениво отвечает Павлу Петровичу.

Тургенев, несмотря на то что его обвиняли в пристрастном отношении к героям, старался подняться над готовящейся «схваткой». Он одинаково ироничен в описании деревенского щегольства Павла Кирсанова, всех его фесок, «пестреньких» утренних рубашек, темных английских сьютов, китайских красных туфель, лаковых полусапожек, душистых усов и в портретной характеристике «господина нигилиста», с мешком лягушек, в шляпе, обвитой цепким болотным растением, шагающего через клумбы.

В тургеневском романе самоочевидны аристократическая спесь Кирсанова («лекарский сын», а «не робеет») и болезненное самолюбие разночинца («Дрянь, аристократишко»). Словом, Тургенев был готов рассказать о главном конфликте своего времени без предубеждения.