Как пишется робин гуд. Кто такой Робин Гуд

05.05.2019

Английские легенды о Робин Гуде дошли до нашего времени в форме баллад, стихов-песен, которые исполнялись под музыку и пляски. Они зародились в XIII веке, когда норманны завоевали Англию и притесняли местное население. Предполагают, что у Робин Гуда был прототип - владелец земли, у которого отобрали имущество. Он вынужден был отправиться в леса, где в те времена скрывалось много разбойников. Робин отличался от всех умением метко стрелять из лука и благородством, он защищал слабых и угнетенных. Неслучайно его чаще называли не разбойником, а народным мстителем.

В средневековой Англии существовали суровые законы, дававшие королю право единолично распоряжаться всеми своими землями, угодьями и подданными. Вся живность в лесах принадлежала королю. Никто не имел права охотиться в королевских угодьях. Замеченному в охоте грозила смертная казнь, которая нередко осуществлялась на месте. Иногда так называемых браконьеров приводили в города и казнили прилюдно на рыночной площади.

Робин Гуд и его вольные стрелки скрывались в знаменитых Шервудских лесах. Они грабили на дорогах и охотились. Их выслеживали вооруженные лесничие, гонялись королевские стражники, но поймать удачливого Робина не удавалось. Чаще всего стражники оказывались одураченными, что давало народу повод для сочинения насмешливых шуток, стихов, песен.

Однажды лесничие поймали в лесу двух сыновей одной вдовы, которые подстрелили оленя. Их привели в Ноттингем. Шериф велел обоих повесить на рыночной площади при скоплении народа. Об этом донесли Робин Гуду. Он решил спасти юношей, переоделся нищим и пришел на рыночную площадь. Но едва шериф и его подопечные подвели братьев к виселице, как Робин Гуд вытащил свой рожок и затрубил. Тотчас на площадь прискакали его стрелки, одетые в зеленые плащи, которые ждали этого сигнала. Они освободили парней и посмеялись над шерифом.

Обо всех неудачах доносили королю, который жаждал поймать ненавистного ему Робин Гуда. Прибывшему из Ноттингема шерифу король посоветовал выманить разбойника из леса хитростью, схватить его и привести к нему для казни.

Шериф объявил турнир-состязание стрелков из лука. Победитель получал в награду золотую стрелу. Он рассчитывал, что вольные стрелки захотят принять участие в состязании и прибудут, как всегда, в зеленых плащах. Но один из сподвижников Робин Гуда по прозвищу Малютка Джон посоветовал сменить зеленые плащи на пестрые. Переодевание удалось. Шериф и его подопечные не узнали в толпе вольных стрелков. Победителем турнира стал Робин Гуд, он получил золотую стрелу и вместе с сотоварищами благополучно вернулся в лес.

Оттуда они направили шерифу язвительное письмо, в котором назвали победителя турнира. Это письмо они прикрепили к стреле. Робин Гуд выстрелил, стрела полетела через лес и попала в раскрытое окно шерифа.

Еще не раз Робин Гуд подсмеивался над шерифом: он и грабил его, и обманывал, и всегда поучал - не притесняй бедняков.

Как-то Робин Гуд отдыхал под деревом. Мимо него прошел веселый парень, распевавший песню. Через некоторое время парень возвращался той же дорогой и был очень грустным. Робин Гуд спросил его, отчего он так печален, и тот рассказал, что собирался жениться, но из села его невесту насильно забрал лорд и хочет сделать ее своей женой. Робин Гуд тут же позвал своих вольных стрелков, они вскочили на коней и помчались в селение. Они успели вовремя - лорд и девушка находились уже в церкви. Робин Гуд прогнал старого лорда, и парень со своей невестой тут же обручился.

Вскоре Робин Гуд решил и сам жениться. Он выбрал себе благородную девушку, представился перед ней графом. Девушка его полюбила, но ему пришлось вернуться в свой Шервудский лес. Опечаленная девушка переоделась и отправилась его искать. Робин Гуд тоже переоделся и вышел на дорогу. Он встретил богато одетую девушку и принял ее за купца. Девушка тоже его не узнала. Они взялись за оружие, но ошибка вскоре выяснилась. Там же в лесу они обручились.

Прошли годы, и Робин Гуд почувствовал, что ослабела его рука, стрела летела мимо цели. Он понял, что пришел его час. Его отправили на выздоровление в женский монастырь. Но там ему пускали кровь, и он ослабел еще сильнее. В конце концов его снова привезли в лес. Там он в последний раз выпустил свою стрелу и дал наказ своим товарищам - похоронить его в том месте, где упадет стрела.

Сергей Львов

Он провел свою жизнь в лесу. Его боялись бароны, епископы и аббаты. Его любили крестьяне и ремесленники, вдовы и бедняки. (Из старинных хроник.)

О его смерти рассказывают так. Однажды славный стрелок из лука почувствовал: в руках недостает силы, чтобы натянуть тетиву, а ногам трудно идти по привычной лесной тропинке. И тогда он понял: приблизилась старость...
Он отправился в монастырь, настоятельница которого слыла искусной врачевательницей, и попросил полечить его. Монахиня прикинулась, что обрадована его приходом, приветливо проводила пришельца в дальнюю келью, заботливо уложила его на постель, острым ножом вскрыла вену на могучей руке (кровопускание тогда считали хорошим средством от многих недугов). И, сказав, что тотчас вернется, ушла.
Время текло медленно. Кровь текла быстрее. Но монахиня все не возвращалась. Наступила ночь. За ночью пришел рассвет, и тогда стрелок понял, что стал жертвой предательства. Над изголовьем его ложа было окно в лес. Но сил, чтобы дотянуться до окна, у истекающего кровью уже недостало. В груди едва хватило дыхания, чтобы последний раз протрубить в изогнутый охотничий рог. Слабый, дрожащий звук, рога прозвучал над лесом. Верный друг услышал призывный сигнал. В тревоге он поспешил па помощь.
Поздно! Уже никто не смог бы спасти стрелка. Так враги, которые долгие годы не умели одолеть Робина Гула ни в жарком бою, ни в упорном поединке, извели его черным предательством.
Старинный историк называет год и день, когда это случилось: 18 ноября 1247 года.
Прошло несколько веков. Начинались и заканчивались войны. Самая короткая длилась несколько дней, самая длинная – сто лет. По городам и деревням Англии проносились опустошительные эпидемии. Вспыхивали восстания. На престоле сменялись короли. Люди рождались и умирали, поколения приходили на смену поколениям.
Однако бурная череда событий, как любили говорить в старинных книгах, не могла изгладить из памяти англичан имени Робина Гуда.
Однажды, это было лет двести пятьдесят тому назад, в маленький городок близ Лондона медленно въехала тяжелая карета. Карета была нарядной, пышной: только самые важные люди королевства разъезжали в таких. Действительно, в карете сидел важный господин: сам лондонский епископ! Он приехал в городок, чтобы прочитать горожанам проповедь. Покуда карета ехала от городских ворот к церковной площади, епископ успел заметить, что городок словно бы вымер. Епископ не удивился этому. Значит, слух о его приезде опередил карету, и горожане поспешили в церковь: им не часто доводится видеть и слышать его преосвященство. И он привычно представил себе, как выйдет из кареты, как медленно поднимется по ступеням храма сквозь почтительно расступающуюся толпу... Но церковная площадь была пуста. На церковных дверях висел тяжелый замок.
Долго стоял епископ на пустой площади, багровея от гнева и стараясь сохранить достойный вид, подобающий его сану и торжественным ризам, что было совсем нелегко перед запертой дверью.
Наконец какой-то прохожий, поспешая отнюдь не в церковь, бросил на ходу епископу:
– Сэр, вы ждете напрасно, мы празднуем сегодня день Робина Гуда, весь город в лесу, и в церкви никого не будет.
О дальнейшем рассказывают по-разному. Одни говорят, что епископ сел в карету и вернулся в Лондон, произнося мысленно такие слова, какие епископы обычно не произносят. Другие утверждают, что он отправился на городской луг, где горожане, нарядившись в зеленые кафтаны, изображали сцены из жизни Робина Гуда, и присоединился к зрителям.
Что же это была за жизнь? Почему память о ней сохраняют веками? Почему целый город мог много часов подряд вспоминать Робина Гуда и думать только о нем?
Что вам известно о Робине Гуде, кроме тех страниц романа Вальтера Скотта "Айвенго", где он выведен под именем храброго йомена, вольного крестьянина Локсли?
У Робина Гуда два жизнеописания. Одно – очень короткое. Ученые собрали его по крупицам в старинных хрониках. Из этого жизнеописания можно узнать, что Робин Гуд был разорен богатыми недругами и бежал от них в Шервудский лес, глухую и густую чашу, тянувшуюся на много десятков миль. К нему примкнули такие же, как он, беглецы. Он объединил их под своим началом в грозный отряд "лесных братьев" и вскоре стал настоящим властелином Шервудского леса. Робин Гуд и его стрелки числом более ста охотились на запретную королевскую дичь, враждовали с богатыми монастырями, грабили проезжих нормандских рыцарей, помогали преследуемые и беднякам.
За поимку Робина Гуда власти много раз объявляли награду. Но ни один крестьянин, в чью хижину он заходил, ни один из "лесных братьев" не соблазнился этими посулами.
Вот все или почти все, что известно историкам о Робине Гуде.
Второе жизнеописание Робина Гуда куда подробнее. Из него можно узнать, как он впервые столкнулся с королевскими лесничими и чем закончилась эта встреча; как он познакомился с беглым монахом – братом Туком – и Маленьким Джоном, которые стали его помощниками, и о том, как Робин Гуд побеждал па состязаниях из лука, как он враждовал с шерифом Ноттингема, притеснявшим крестьян, как отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Где же записано все это и многое другое о Робине Гуде? Не в исторических трудах, а в народных песнях – балладах, как называют их историки литературы.
Их сочиняли по всей Англии на протяжении многих веков. Автором этих песен был народ, а исполнителями – странствующие певцы. Песни о Робине Гуде обрастали разными подробностями, несколько маленьких песен сливались в одну или одна большая распадалась на несколько маленьких... Певцы, которые пели эти баллады, если умели писать, записывали слова песни и за плату давали их списать желающим. А когда в Англии появились первые типографии, песни о Робине Гуде стали печатать. Поначалу это были отдельные листы с оттисками песен. Их охотно раскупали жители городов и деревень, которые раз в год, летом, праздновали день Робина Гуда.
Вот в этих-то песнях постепенно и сложилось второе жизнеописание Робина Гуда. В нем он такой, каким его представлял себе народ. Если старинная латинская хроника утверждает, что Робин Гуд был дворянином, то народная песня решительно называет его сыном крестьянина. Простые люди Англии легендарную биографию Робина Гуда стали считать его настоящим жизнеописанием. В течение многих десятилетий и даже веков всему, что рассказывали о Робине Гуде в песнях, англичане верили как непреложному историческому факту.
Этому есть любопытное свидетельство. В одной из самых старых баллад рассказывается, как Робин Гуд пятнадцатилетним юношей отправился в город Ноттингем на состязание стрелков из лука. На полпути его остановили королевские лесничие и стали издеваться над ним. "Неужели этот мальчишка, который едва может согнуть собственный лук, осмелится появиться перед лицом короля на состязаниях!" – восклицали они. Робин Гуд побился с ними об заклад, что он на сто футов попадет в цель, и выиграл это пари. Но королевские лесничие не только не заплатили ему выигрыша, а пригрозили, что поколотят его, если он осмелится показаться на состязаниях.
Тогда Робин Гуд, как с восторгом сообщает баллада, перестрелял из своего лука всех насмешников. Народ не любил королевских лесничих, которые не давали бедняку ни собрать в лесу хворост, ни тем более поохотиться на лесную дичь или поудить рыбу в лесных ручьях и реках. Не любя королевских лесничих, народные певцы с восторгом распевали эту балладу.
И вот в апреле 1796 года, то есть спустя пять столетий после того, как жил Робин Гуд, в одном из английских журналов появилось сообщение. Вот оно: "Когда несколько дней назад рабочие копали землю в саду в местечке Кокслейн неподалеку от Ноттингема, они наткнулись на шесть человеческих скелетов, которые лежали вплотную друг к другу, аккуратным рядом. Предполагают, что это часть тех пятнадцати лесничих, которых убил в свое время Робин Гуд".
Можно представить себе, как издатель журнала спросил у автора заметки: "А вы уверены, что это те самые скелеты?". И автор ответил, как отвечают журналисты всех времен: "Ну, что же, впишем для осторожности слово "предполагают". Но ни автору, ни издателю не пришло в голову усомниться, что Робин Гуд действительно сражался с королевскими лесничими по дороге в славный город Ноттингем: ведь об этом поется в балладах!
Почему Робин Гуд стал любимым героем народных песен? Чтобы ответить на этот вопрос, придется, пожалуй, напомнить вам то, что вы учили на уроках истории: в 1066 году Англию захватили норманны с Вильгельмом Завоевателем во главе. У коренного населения Англии – саксов – они отнимали землю, дома и имущество, огнем и мечом навязывали им свои законы. Старинный историк называет Робина Гуда одним из тех, у кого отняли землю.
Вражда между старыми и новыми властителями сохранялась и два века спустя. Помните, какое место занимает в книге Вальтера Скотта "Айвенго" вражда саксонских и нормандских дворян? Однако саксонские дворяне скоро примирились с завоевателями. Но песни о Робине Гуде не забылись. Их распевали в отрядах крестьян, восставших под предводительством Уотта Тайлера. Народ сердцем чувствовал: борьба Робина Гуда, прославленная в песнях, – это не только борьба саксов против норманнов, но вообще борьба народа против угнетателей.
Я перелистываю старинную книгу, в которой собраны одна за другой баллады о Робине Гуде. Вот баллада про то, как Робин Гуд сражался с другим своим злейшим врагом – рыцарем Гаем Гайсбурном и как, победив его и переодевшись в его одеяние, – а надобно вам знать, что Гай Гайсбурн всегда носил поверх лат выделанную конскую шкуру, – он снова перехитрил ноттингемского шерифа. Вот баллада "Робин Гуд и епископ", в которой рассказывается, как выместил на епископе Робин Гуд свей гнев против церкви. Вот баллада про то, как Робин Гуд спас трех сыновей бедной вдовы, – и в каждой из этих баллад он всегда один и тот же: смелый в бою, верный в дружбе, шутник, весельчак, насмешник, не стареющий народный герой.
Я рассказал вам о Робине Гуде, каким его изображали народные баллады, и теперь вы сами сможете заметить, в чем изменил Вальтер Скотт этот образ, когда вывел его в "Айвенго".
У Вальтера Скотта йомен Локсли, имя, под которым выведен в романе Робин Год, становится верным помощником Ричарда. Робин Гуд, каким воспел его народ, отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Народ помнит Робина Гуда именно таким, каким он воспет в старинных народных песнях. И в этом и есть бессмертие Робина Гуда.

Рисунки П. Бунина.

Своим именем Робин Гуд обязан вовсе не английскому слову "good", то есть "хороший", как обычно считают российские читатели. Наиболее распространено мнение, что свое прозвище он получил от "hood", то есть, капюшон или другой головной убор. Робин Гуд – Робин в капюшоне.


Персонаж английского фольклора, умелый лучник и воин из Шервудского леса (Sherwood Forest), который грабит богатых и раздает свою добычу бедным. Любопытно, что эта черта не была частью оригинального персонажа баллад и появилась лишь в 19-м веке. Неизвестно был ли у легенды о благородном разбойнике реальный прототип или основой для нее послужили только средневековые баллады и сказания, но за прошедшие века Робин Гуд стал одним из самых популярных элементов английской культуры, и история о нем прекрасно чувствует себя в век кино и телевидения.

Своим именем Робин Гуд обязан вовсе не английскому слову "good", то есть "хороший", как обычно считают российские читатели. Наиболее распространено мнение, что свое прозвище он получил от "hood", то есть, капюшон или другой головной убор. Робин Гуд – Робин в капюшоне. Попытки связать это имя с действительно существовавшим человеком ни к чему не привели, в частности потому, что Роберт (Robert) на протяжении последних десяти веков было одним из самых популярных имен в Англии, а Робин – едва ли не самой популярной уменьшительно-ласкательной его версией. Неудивительно, что в средневековых записях нашлось немало народу по имени Роберт или Робин Гуд, и часть из них и правда была преступниками – но не настолько известными и значительными, чтобы поспособствовать рождению легенды.

Робина Гуда сопровождает отряд верных соратников, все вместе они живут в Шервудском лесу в Ноттингемшире (Nottinghamshire), где, в основном, происходит действие первых баллад о Робине и современных кино- и телефильмов. В самых ранних источниках он был ушедшим в леса йоменом, свободным крестьянином, но позже часто изображался аристократом-изгнанником, несправедливо лишенным своих владений из-за козней бессовестного шерифа. Лесного лучника часто называют Робином из Локсли (Loxley) – считается, что он родился в этой деревне близ Шеффилда (Sheffield), но эта версия датируется концом 16-го века, тогда как существуют и более ранние версии места его рождения, например, деревенька Скелоу в Южном Йоркшире (Skellow, South Yorkshire), которую связывают с именем Робина Гуда с 1422 года.

Первая ссылка на стихи о Робине Гуде датируется концом 14-го века, но сами баллады были записаны только в 15-м и 16-м веках, и уже в них Робин Гуд обладает всеми своими основными чертами – он происходит из простолюдинов, поклоняется Богородице, пользуется повышенным вниманием у женщин, он умелый лучник, терпеть не может церковников и враждует с Ноттингемским шерифом (Sheriff of Nottingham). В отряде Робина уже появились Маленький Джон (Little John), Уилл Скарлет (Will Scarlet) и Мач, сын мельника (Much the Miller"s Son), но еще нет упоминания о деве Мэриан (Maid Marian) и веселом монахе брате Туке (Friar Tuck) – они возникнут чуть позже. В популярной культуре Робин Гуд считается современником и сторонником короля Ричарда Львиное Сердце (Richard the Lionheart), то есть живет в Англии (England) 12-го века.

Интересно, что первые баллады дают читателям несколько деталей, чтобы определить время действия, таких как король Эдуард (Edward), например, но баллады, конечно, не могут считаться в таких делах надежным историческим источником. Тем более, что королей с таким именем было несколько - король Эдуард I вступил на престол в 1272 году, а Эдуард III скончался в 1377 году. С 16-го века Робин Гуд "становится" дворянином, как правило, его считают графом Хантингтоном (Earl of Huntingdon), и эта версия пользуется большой популярностью до сих пор.

В любом случае, Робин Гуд – образец для любого благородного разбойника. Он собирает дань с богатых торговцев, рыцарей или высокопоставленных церковников, которым не посчастливилось встретиться с ним в Шервудском лесу, предлагая им отобедать сочной олениной, добытой, само собой, браконьерством. Правда, платой за такой обед обычно служит кошелек "гостя". Существуют и исключения из правил – в одной из баллад Робин Гуд приглашает на обед рыцаря, намереваясь обчистить его до нитки, но узнав, что рыцарь вот-вот лишится своей земли, на которую положил глаз жадный аббат, он дает ему достаточно денег, чтобы заплатить долг аббату.

Робин Гуд молод, высок, хорош собой и очень неглуп, несмотря на свое простое происхождение. Он и его люди обычно одеваются в зеленое, что помогает им прятаться в густых лесных зарослях. У него острый язык, он любит пошутить, и может оказаться вспыльчивым и скорым на расправу. Очень интересно, что в балладах Робин держит своих людей в строгом подчинении, и, признавая его главенство, они встают перед ним на колени как перед своим лордом – в средневековых сказаниях нет и намека на современные идеалы равенства и братства. Историки утверждают, что легенда о Робине Гуде культивировалась, в основном, в среде джентри, мелкого дворянства, и было бы ошибкой видеть в нем воплощение крестьянского восстания. Он не столько бунтует против социальных стандартов средневековья, сколько воплощает их – щедрый, в меру благочестивый и куртуазный, презирающий жадных, изнеженных и неучтивых врагов. Хотя в его отряде "весельчаков" ("Merry Men") больше ста человек, регулярно описываются в балладах только четыре-пять из них, самые ближайшие друзья и соратники Робина.

Самое позднее к началу 15-го века Робин Гуд стал ассоциироваться с майскими праздниками, и примерно тогда же в источниках появилась романтическая привязанность Робина Гуда к деве Мэриан (или Мэрион), которая становится в итоге его подругой жизни. Мэриан тоже изображается то простолюдинкой, то наследницей знатного рода, и в современной культуре считается, что, в конце концов, Робин и Мэриан женятся и покидают лес, возвращаясь к богатой и цивилизованной жизни.

Викторианская эпоха создала собственного Робина Гуда – именно в этот период он становится филантропом, который грабит богатых, чтобы одаривать бедных, - а 20-й век принес свои изменения: от книги к книге, от фильма к фильму Робин Гуд превращался из веселого разбойника в национального героя эпического масштаба, который не только заботится о слабых, но еще и отважно защищает английский трон от недостойных и продажных лордов.

Как говорилось в известной французской комедии – «Даже если Фантомаса не существует — придумай его». До сих пор доподлинно неизвестно, существовал ли прототип у самого знаменитого преступника Франции, созданного на страницах писателей Пьера Сувестра и Марселя Алена.

Но речь не о нем, а о том, что люди во все времена верили, что со злом обязательно должен бороться смельчак, который не побоится бросить вызов суровой действительности и защитит бедных и обездоленных. Иногда такие герои действительно существовали, а иногда кто-то, опасаясь быть пойманным, совершал ратные подвиги против государства под маской кого-то другого, придуманного, чтобы отвести подозрение. Наверно, одна из самых больших загадок находится в Великобритании. И ее имя – Робин Гуд.

Робин Гуд-одна из величайших легенд этой страны. Падший дворянин, которому помогала банда преступников, живших в Шервудском лесу и грабивших богатых, чтобы дать бедным, в то же время бросая вызов коррумпированному шерифу и королю, который, по мнению многих, не имел права править Англией. Но что нам о нем известно? И существует ли он вообще? Попробуем разобраться.

Его легенда были жива на протяжении веков, потому что он является вневременным символом благородного, бескорыстного человека, который принес свое собственное понятие справедливости для людей. В данном случае Робин Гуд представляет собой устранение дисбаланса между имущими и неимущими (отметим, что Ноттингем от этого только выиграл – тысячи туристов ежегодно приезжают в этот город, чтобы прикоснуться к легенде).

Преступник или спаситель?

Легенда о Робин Гуде восходит к средневековым временам, причем самые старые ссылки встречаются не в исторических хрониках, а просто как замечания и пометки в различных писаниях. С начала 13-го века несколько английских судей по всей стране ссылались в своих письменных записях на имена «Robinhood», «Robehod» или «Rabunhod». В данном случае, скорее всего, имеет место быть обобщенному имени для всех беглецов и преступников. Тем не менее, первое упоминание о предполагаемом историческом Робин Гуде можно найти в хронике, написанной около 1420 года. Там также впервые упоминается «Lytil John», который стал всем известен, как помощник Робин Гуда – Маленький Джон.

Более раннее (но от этого не совсем точное) упоминание встречается в работе шотландского летописца Джона Фордуна, написанной между 1377 и 1384 годами. В источнике упоминается 1266 год – за год до этого между королем Генрихом II и аристократом Симоном де Монфором произошел конфликт, в результате которого последний хотел свергнуть короля. Тогда-то и возник знаменитый убийца Роберт Гуд, а также Маленький Джон вместе со своими сообщниками из числа лишенных наследства (по разным причинам).

Со временем появилось много баллад и рассказов о характере Робина Гуда, но ни одна из них не дает единого описания этого человека, что он на самом деле сделал. Некоторые из этих баллад связывают Робина с исторической фигурой Роберта Гуда из Уэйкфилда, который, как Шервудский герой, возможно, был агентом короля Эдуарда IIпосле Ланкастерского восстания 1322 года. Другие рассказы говорят, что Робин Гуд был на самом деле Робином Локсли, дворянином из Йоркшира, который потерял все свои земли и богатства в результате интриг местных властей. Однако все еще открыт вопрос – когда же (хотя бы теоретически) существовал Робин Гуд? При каком короле он жил и «работал»?

XVI век ознаменовался тем, что легенда о Робин Гуде получила историческую обстановку – конец 12 века, а именно 1190-е годы, когда король уехал сражаться в крестовых походах. Рассказы обрастали новыми подробностями, например, недальновидным и жалким новым королем Джоном, который правил Англией, пока Ричард отсутствовал, появляется и злой Шериф Ноттингема. Викторианская эпоха даже сделала Робина национальной фигурой, саксонцем, ведущим своих собратьев против Нормандских захватчиков.

Почему Ноттингем?

По сей день Ноттингем – в частности, Шервудский лес — является духовным домом Робина Гуда, но для этого нет реальной причины; хотя во многих балладах, составленных на протяжении веков, есть ссылки на Ноттингем и Шервуд. Однако реальные причины нам неизвестны. Но вот интересная деталь — в Англии есть два Локсли- к северо-западу от города Шеффилд находится небольшая деревушка по имени Локсли, которая издавна ассоциировалась с легендами о Робине Гуде и о гостинице Робин Гуд, построенной в 1799 году, будучи попыткой эксплуатировать эту славу.

Также есть еще один Локсли в Уорикшире, недалеко от Стратфорд-на-Эйвоне, и здесь некоторые историки проследили путь Робин Гуда к предку одного из нормандских захватчиков, которые пришли с Вильгельмом Завоевателем и поселились там.

Тем не менее, Ноттингем всегда будет территорией Робин Гуда, и город привлекает сотни тысяч туристов со всего мира каждый год, стремящихся увидеть, среди прочего, знаменитый 1000-летний крупный дуб, называемый домом Робина Гуда в Шервудском лесу.

Сейчас, по прошествии стольких веков трудно сказать, действительно ли Робин Гуд существовал, или это был игра воображения угнетенного властью народа, желавшего верить в чудо? Объединение различных традиций, исторических персонажей и романтических идеалов свелись в одну картинку под названием Робин Гуд, благородный разбойник. И закончить можно цитатой из той же знаменитой французской комедии: «- Мне бы хотелось, чтобы он действительно существовал, и чтобы ты его встретила.
-Я тоже. Ты думаешь, я его боюсь? Меня восхищает этот человек».