Как быть скинхедом. Современные молодежные субкультуры: скинхеды

04.05.2019


Средства массовой информации часто используют слово «скинхеды», и в подавляющем большинстве случаев оно несёт негативный оттенок. Не будем позволять себе поверхностные суждения и разберёмся, кто это такие, и почему в сознании англичан скинхед все-таки чаще одет в Кромби или Харрингтон, нежели в привычный бомбер.

Как мы рассказывали в предыдущей статье (см. ), в шестидесятые годы молодёжь Великобритании была покорена образом мода – юного эстета, гедониста и денди.

Во второй половине десятилетия наметилось несколько путей развития данного образа. Мир музыки захватывала волна психоделии, и мода не могла остаться в стороне. Вечеринки становились настоящим калейдоскопом сюрреалистических узоров и ярких красок. Совершенно другой стиль разработали для себя молодые люди, которых стали называться «хард-модами», (англ. “hard mods”). Он был проще, практичнее и сильно контрастировал с образами богемы.

Нельзя утверждать, что это было намеренным противостоянием моде. Различия между хард-модами и представителями «золотой молодежи» и творческой интеллигенции были естественными: разница на уровне социальной среды вела к расхождению во вкусах и взглядах на жизнь. Однако к концу 60-х она стала более заметна и внутри самой субкультуры. Тех модов, которые буйствовали во время знаменитых погромов на юге Великобритании в середине 60-х, можно смело считать хард-модами. Они любили подраться, занимались кражами и разбоем, носили холодное оружие и нередко объединялись в настоящие банды. Это были молодые люди, родившиеся после войны.



Подростковый возраст данного поколения пришелся на время, когда трудности военных и послевоенных лет остались позади: можно было жить, не думая лишь о том, как прокормиться и восстановить страну. Начиналась мод-революция шестидесятых, ориентированная на тинейджеров. Всем хотелось идти в ногу со временем. Вокруг появилось много музыки, клубов и стильной одежды, и все это могло стать твоим – были бы деньги!

Набравшая обороты британская экономика предоставляла рабочие места, давая возможность честным трудом скопить на стильный костюм и мотороллер. Можно было пойти и более «легким» путем – криминал во всех своих проявлениях помогал раздобыть деньги на новую одежду, наркотики и походы в самые модные клубы города. В пятницу ночью моды вели себя как прожигатели жизни, поп-идолы и люди из высшего света, но наступал день, и многим из них снова надо было выходить на работу или искать незаконный заработок.

«Меня называли хард-модом… СМИ ухватились за историю с погромами [знаменитое столкновение модов с рокерами на юге Англии в 1964-м году] и описали модов как безумную толпу наркоманов, склонных к насилию и беспорядкам. Конечно, в ерунде, которую строчили газеты, было зерно правды. Среди модов были те, кто поехал в Брайтон, Маргит и другие города только ради того, чтобы устроить там полный беспредел. Должен признаться, я был в их числе.

Репутация была всем. Я начал носить с собой оружие (топор) и был готов воспользоваться им, если понадобится… Внешний вид был очень важен – все вокруг были буквально обязаны носить шерстяной костюм"

Джон Лео Уотерс

Британские хард моды конца 60-х, Лондон

Дело в том, что, несмотря на стремление к элитарности, истоки мод-движения во многом лежали в рабочей среде. Бедные и неблагополучные районы южного Лондона были домом для многих модов и обыкновенных подростков, которые со свойственной их возрасту живостью впитывали городскую культуру.

Брикстон – один из таких районов – включал в себя обширную ямайскую диаспору. Упадок экономики, волна преступности, ураган, опустошивший в 1944-м году восток Ямайки, а также обещание рабочих мест со стороны правительства Великобритании влекли в Лондон иммигрантов с Карибских островов. Резкий приток иностранцев из далекой страны сыграл важнейшую роль в трансформации хард-модов в скинхедов. В 1962-м году бывшая британская колония получила независимость, но столь масштабное политическое событие не могло не иметь и негативных последствий для населения. Многие ямайцы продолжили эмигрировать в бывшую метрополию.

На новом месте молодёжь Ямайки познакомила лондонских сверстников со своей культурой. На острове была своя субкультура: руд бои (англ. rude boys) – буквально «грубые парни», но в ямайском английском скорее «жесткие», «суровые». Руд бои были выходцами из рабочего класса и нередко проявляли насилие по отношению друг к другу и окружающим. Жизнь их была нелегкой, ведь зачастую они росли в самых неблагополучных районах Кингстона, столицы не самой спокойной страны. Как и многие молодые люди, тем более дерзкие и зачастую замешанные в криминале, руд бои стремились одеваться с иголочки: костюмы, узкие галстуки, шляпы «трилби» и «порк пай». Возможно, этот стиль был навеян джазовыми музыкантами США. Руд бои предпочитали самую свежую и современную местную музыку: ска, а затем и рокстеди.

Ска представляет собой музыкальный жанр, возникший на Ямайке на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. Объединение американского ритм-энд-блюза с карибскими стилями менто и калипсо привело к появлению совершенно нового и весьма характерного звучания.

Во второй половине шестидесятых музыка ска эволюционировала в рокстеди. По сравнению с предшественником, данный стиль отличает замедленный темп, синкопированный бас и использование небольших коллективов с электрической бас-гитарой (ранние ска-группы представляли собой большие ансамбли и в основном использовали контрабас). Важнейшими ска-группами и исполнителями были и остаются Toots and The Maytals, The Skatalites, Bob Marley and the Wailers (лидер последних стал одним из самых узнаваемых музыкантов в истории), The Upsetters (группа знаменитого продюсера Ли «Скретча» Перри), Деррик Морган, Макс Ромео, Принц Бастер, Дезмонд Деккер и многие другие.

Итак, на волне эмиграции молодежная культура Ямайки попала на берега Туманного Альбиона. Неудивительно, что в силу близкого возраста, любви к музыке и желанию выглядеть интересно, английские ребята стали перенимать стиль руд боев. Моды традиционно любили американский соул и ритм-энд-блюз, но также весьма интересовались музыкой Ямайки. Огромная заслуга в этом принадлежит английскому лейблу «Melodisc Records», основанному в 1949-м году и выпускавшему афро-карибскую музыку. Компания начала записывать в Лондоне ямайских музыкантов и, развивая успех этих записей, основала подразделение «Blue Beat Records». Оно специализировалось на любимой руд боями, модами, а затем и скинхедами музыке ска и рокстеди.


Одним из ярчайших музыкантов, с которым сотрудничал лейбл был Принц Бастер – человек, внесший огромный вклад в становление ска и популяризацию жанра в Великобритании.

Молодежь южного Лондона с большим интересом посещала рассчитанные на ямайцев клубы, которые назывались «ска-бары», училась танцевать ска и перенимала элементы стиля. Пластинки с афроамериканской и карибской музыкой разлетались в магазинах как горячие пирожки.

Таким образом, когда в конце шестидесятых часть модов стала тяготеть к психоделической музыке, у модов южного Лондона уже была особая связь с музыкой Ямайки, и хард-моды не последовали за богемой. Коренные жители Лондона и иммигранты, хард-моды и руд бои слились в субкультуру, которую стали называть скинхедами (англ. – “skinheads”). Название субкультуры составлено из двух слов: «skin» – «кожа» и «head» - «голова». Существует версия, что это слово было взято из лексикона американских пехотинцев.

«… Мода и музыка менялись. В клубах начали играть странную музыку вроде The Byrds и Джими Хендрикса, и модам не оставалось ничего другого, как ходить в ямайские клубы – только там не переставали играть черную музыку. Итак, моды ходили в ска-клубы и перенимали стиль рудбоев, но поскольку они не были черными, они не могли так себя называть, поэтому они позаимствовали слово «скинхеды», которым называли новобранцев морской пехоты США, которым брили голову, когда они шли в армию. В морской пехоте новобранца называли «скинхедом» только офицеры, вроде: «Эй, ты, бритоголовый, иди сюда!». Так что изначально стиль скинхедов был белым вариантом стиля рудбоев.»

Дик Кумс

Эти люди все дальше уходили от рафинированности модов, и через несколько десятилетий связь двух субкультур едва прослеживалась. Но остановимся поподробнее на скинхедах первого поколения, так называемых традиционных скинхедах (Traditional Skinheads).

Как они выглядели? К привычным для модов (англ. “Sta-Prest”), которые отлично держали форму, добавилось ещё несколько не менее практичных элементов: джинсы, подтяжки и тяжелые рабочие ботинки. Стрижки стали короче и проще. Некоторые, по моде руд боев или из практичности рабочих, брились практически наголо. Скинхеды носили любимые модами и хард модами мохеровые , однако со слегка удлиненным фасоном, и клетчатые рубашки «button-down», воротник которых фиксируется пуговицами.

Огромной популярностью пользовались классические и знаменитый бомбер MA-1, ставший впоследствии иконой образа субкультуры и фактически её синонимом. Не исчезли из гардероба хард модов-скинхедов и куртки . Среди верхней одежды также пользовалась успехом ветровка - хлопковый полуспортивный бомбер с окаймляющими полосками на воротнике, рукавах и резинке снизу, а также рабочая куртка британских докеров .

Любопытной деталью была манера подворачивать брюки. Вначале слегка, чтобы были видны ботинки, затем сильнее, чтобы показать цветные носки, взятые из стиля руд боев. По воспоминаниям тех лет, как-то раз организаторы концерта дали знаменитому певцу регги Дезмонду Деккеру костюм, а он попросил укоротить брюки на пятнадцать сантиметров. В подражание своему кумиру подростки стали подворачивать свои брюки. Не говоря о том, что в определенной мере мистер Деккер поспособствовал и моде на короткие стрижки среди восторгавшихся им будущих скинхедов.

Зарождалось движение скинхедов в Великобритании в 60-х годах. В то время было в моде движение «хиппи», но некоторые молодежные группировки, чаще всего выходцы из рабочего класса, начали создавать свои сообщества, которые были против идеи мира и любви, которую проповедовали хиппи. Пацифизм был заменен драками, длинные волосы – бритыми затылками.

Поначалу в их банды входило довольно много чернокожих и выходцев из Ямайки, потому речи о нацизме еще не велось. Опасность скинхедов была выражена их изначальной нетерпимостью и вытекающей отсюда агрессивностью. Они сталкивались с рокерами на концертах, с «золотой молодежью», сыскав себе славу социально-опасных личностей.

Националистическая идеология начала свои истоки во время экономического кризиса, тотальной безработицы. Так как скинхеды чаще всего были выходцами из пролетарского класса, они были резко недовольны тем, что государство привлекает к работе лиц из стран третьего мира. Начала нарастать агрессия в сторону эмигрантов, которых обедневшие пролетарии винили во всех своих бедах.

Довольно быстро скинхеды, а точнее, их предводители, стали сильно политизированными. Многие партии поняли для себя, что это сила, которой легко управлять и направлять в нужные русла. Например, участие в митингах, заварушках и протестах.

Следует отметить, что в 80-х появилось антифашистское движение S.H.A.R.P., которое преподносит себя как «традиционные» скинхеды и, скорее, борется с националистами. Сегодня эта борьба продолжается, «шарпы» являются врагами №1 для скинхедов мира.

Культура скинхедов

Настоящие скинхеды утверждают, что никогда не будут трогать обычного человека. Они также часто говорят о том, что Адольф Гитлер не является их кумиром, а лишь некоторые его идеи входят в основу идеологии скинхеда. Например, отношение к евреям полностью совпадает с отношением к ним у немецких фашистов.

Также скинхеды никогда не будут нападать на туриста. По их мнению, туристы не несут в себе никакой опасности, они лишь познают мир, что является только похвальным. Основной их «добычей» являются выходцы из Палестины и Ирана, при этом с кавказцами и индийцами они живут мирно.

Такой подход связан с тем, что философия скинхедов предполагает «чистоту нации», им очень близка идеология арийской расы. Вторым их «врагом» являются наркотики и, конечно, наркоторговцы. Стоит отметить, что банды скинхедов не употребляют никаких наркотиков и не пьют водку, из дозволенного у них только и сигареты.

Таким образом, получается, что под прицелом скинхеда оказывается любой человек, торгующий наркотиками, к какой бы нации и расе он не принадлежал. По утверждению самих скинхедов, нападение на обычных людей, туристов, чернокожих спровоцировано хулиганами, которые не прочь «помахать» кулаками просто так.

Есть данные о том, что предводители банд-формирований скинхедов в будущем планируют создать специальную группу по борьбе с наркотиками. Но это лишь в планах и в далеком будущем, потому что, по их утверждению, бороться с наркотиками им мешают сами представители власти.

Виды скинхедов

На самом деле, довольно сложно отделить один вид скинхедов от других. Потому что, во-первых, всех их отличают бритые головы, ботинки Гриндерсы или Мартинсы, а, во-вторых, в каждой стране и в каждом регионе совершенно разные особенности у той или иной группировки. В некоторых странах молодежь объединяется и бреет затылки из желания похулиганить, в других проповедует политику Гитлера, выкрикивает фашистские лозунги и ходит со свастикой.

Но существуют некоторые наиболее популярные группировки, которые и привлекают внимание своей немалой численностью. МирСоветов предлагает ознакомиться с самыми интересными из них.

  1. Как мы говорили, группировка S.H.A.R.P., которая слывет как антифашисткая, значительно распространена в Западной Европе. Они ведут войну с нацистами не только «по старинке», то есть с помощью насилия, сегодня эта война вышла на новый уровень. Известны случаи, когда «шарпы» взламывают сайты скинхедов и просто портили им жизнь.
  2. Красные бритоголовые «Red Skins», которые получили свои истоки в Италии, в принципе, мало чем отличаются от «шарпов» своими антинационалистическими и антифашистскими взглядами. Это довольно агрессивная группировка, а основное их отличие заключается в красных шнурках на ботинках и определенной символике.
  3. Гей-скинхеды. Пожалуй, самый любопытный феномен в движении скинхедов. Любопытным его можно назвать хотя бы потому, что скинхеды, чаще всего, выходцы из рабочего класса, агрессивны, склонны к насилию. Геи же обычно – средний класс, придерживаются левых взглядов, не агрессивны, довольно женоподобны. Борются гей-скинхеды за искоренение гомофобии, занимаются пропагандой гомосексуализма. Конечно, такое движение развито в Западной Европе и пока вряд ли найдет свой отклик в восточных странах.

Иерархия скинхедов

Как и в любом другом движении, у скинхедов есть своя иерархия. Для каждой страны у определенного «класса» скинов есть свое название. Но фактически у всех их можно найти общие особенности: возрастной признак и количество времени нахождения в банде.

  1. Конечно, к первой категории можно отнести молодежь 12-14 лет, которая, нахватавшись из телевизора и окружающего мира «романтики» скинов, бреет головы и отправляется наводить порядок в мире на свой лад. Им чужда философия, идеология, они стараются выглядеть агрессивнее и берут пример от своих старших товарищей.
  2. Категория молодых людей 14-16 лет уже немного больше разбирается в том, что происходит вокруг них. Они начинают понимать, за что борются, кому это нужно, у них уже есть свои определенные (или навязанные) политические взгляды. Они участвуют в различных неонацистских митингах.
  3. Далее идет группа людей более старшего возраста, приблизительно до 20-ти лет, со своими сложившимися взглядами, знанием политики скинхеда и конкретного банд-формирования. Они занимаются агитационной работой, принимают участие в митингах, тесно связаны с экстремистскими организациями.
  4. Завершающей степенью иерархии скинов являются молодые люди старше 20 лет, довольно долго состоящие в группе скинхедов, знающие их традиции, философию, идеологию. Именно они занимаются обучением более молодых людей, руководят и организовывают свое сообщество.
  5. Сюда же нужно отнести людей, которые не относятся к скинхедам ничем, кроме внешнего вида. То есть молодые люди, которым просто нравится, как выглядят и ведут себя скины, что они слушают. Но при этом в них отсутствует какая бы то ни было агрессия, они фактически никогда не лезут в драку. Эта группа «скинов» довольно презираема в тех кругах и считается низшей кастой.

Очень часто на улицах можно встретить молодежь, называющую себя скинхедами. Слово «скинхед» можно разбить на два английских «skin head» и переводится это как «бритая голова». По сравнению с другими неформальными движениями, представители этой субкультуры, имеют самую сложную и развитую идеологию.

К сожалению, современные молодые люди потеряли ту истинную цель, которую несли основатели этой культуры. И в настоящее время большинство скинхедов придерживаются жестких расистских взглядов, часто зацикливаясь на фашизме и национализме. Хотя, есть и такие группы, которые придерживаются более мирной, антифашистской идеологии.

Вот список существующих направлений этого течения:

  • традиционные скинхеды - появились в ответ на отклонения от первоначальной скин культуры, в пример себе ставят основателей данного течения. Традиционные скинхеды слушают музыку в стиле ска, регги, рокстеди (все остальные направления предпочитают рок и патриотическую музыку);
  • S.H.A.R.P. - Skinhead Against Racial Prejudices – данное направление против расовых предрассудков;
  • R.A.S.H. - Red & Anarchist Skinheads – эти представители поддерживают идеи социализма, коммунизма и анархизма;
  • НС-скинхеды - Nazi-skinheads/ Бонхеды – Boneheads (также их называют правыми скинхедами) – проповедуют национал-социалистические идеи, правые и ультраправые взгляды на политику и остальные ценности;
  • Straight edge скинхеды - sXe Skinheads – люди, считающие, что такие вредные привычки, как увлечение алкоголем, курение и наркомания – это плохо. Данная группа за здоровый образ жизни.

Как выглядят скинхеды?

1. Отличительные знаки скинхедов:

  • «кельтский крест» (изображение креста, помещенное в круг);
  • классическая немецкая свастика;
  • череп и кости.

2. Одежда скинхедов. Отдается предпочтение военному стилю «милитари» - все, чтобы было удобно двигаться. Ботинки тоже, как правило, армейские на толстой подошве. Раз уж начали про обувь, то замечу, что цвет шнурков имеет немаловажное значение. По шнуркам можно определить принадлежность к тому или иному направлению.

3. Прически скинхедов. Как вы уже наверно догадались – это чисто выбритая голова, но, допускается и просто очень короткая стрижка.

4. Татуировки скинхедов. Тематика татуировок весьма разнообразна. Это могут быть как надписи и аббревиатуры, так и обычные узоры. Некоторые наносят на тело татуировки в виде фашистской свастики или любые другие рисунки расистско-нацисткой темы.

Идеология скинхедов

Большая часть скинхедов – расисты и националисты, а отсюда все вытекающее уже и является их основной идеологией: любовь к представителям своей нации, своей культуре и ненависть к остальным.

Ну и в конце отвечу на вопрос « как стать скинхедом?». Если вам близка по духу идеология скинов, то смело меняйте свой имидж и ищите себе подобных друзей. Только никогда не забывайте о том, что все ваши действия должны быть законны.

Для начала нужно запомнить самое главное - скинхед и фашист - это вовсе не одно и то же. Так многие думают, но это не так. Быть скинхедом - это значит испытывать гордость и увлечение. Быть самим собой. Эта статья о культуре и истории скинхед-движения.

Cкинхеды возникли в конце 50-х - в 60-е (точной даты нет) как сплав культур между белым пролетариатом Англии и иммигрантами с Ямайки и Вест Индии, которые называли себя «руд бойс». Соотношение в численности между белыми и цветными осталось невыясненным для определённых периодов, но субкультура была без сомнения примером культурного плюрализма. Руд-бойс были поклонниками ска-музыки - предшественнице реггей (если вы слышали о Бобе Марли, то он как раз и играл реггей), сплаве американского ритм-н-блюза и карибских ритмов. С Английской стороны первыми, в ком горячая ямайская музыка нашла отклик, были моды, которые так же зависали на ритм-н-блюзе и соул музыке. На базе этих двух движений и возникли скинхеды.

Со слиянием культур, стала развиваться скинхед музыка, как смесь ритм-н-блюза, соула и ямайской музыки. Таким образом к середине 60-х ямайская музыка стала наиболее важной для скинхед сцены, как музыка вошедшая в широкое обращение. В конце 60-х эта музыка прошла через многие изменения, развившись из ска в рокстеди, а после в реггей. Скинхеды, которые слушали реггей были наиболее многочисленны с 1968 по 1972. Это заметила музыкальная индустрия и полки музыкальных магазинов стали заполняться скинхед музыкой: Skinhead Train «Laurel Aitken»-а, Crazy Baldhead «the Wailers», Skinhead Moondust «the Hotrod Allstars» и многое другое. Наиболее известным коллективом и по сей день являются чернокожие «Symarip», выпустившие альбом «Skinhead Moonstomp» на «Trojan records».

Мода была довольно важной частью скинхед-культуры. Мода выросла из наследия хард модов - субкультуры лондонского пролетариата из Ист-Энда середины 60-х. Жёсткий, чистый стиль модов был частично реакцией на бесполый стиль хиппи и на неряшливость одежд длинноволосых поклонников американского рок-н ролла.

Их волосы обычно имели длину где-то в пол дюйма (1,5 см), полностью бритых тогда не было. Такая причёска имела и свои практические выгоды; она не требовала ни шампуня, ни расчёски, за неё нельзя было ухватиться во время драки.

Они носили поло, чёрные брюки с подтяжками или светло-синие джинсы, чёрные фетровые «donkey» куртки, которые не рвались ни на фабрике, ни в драке. Тогда как тяжелые рабочие ботинки со стальными носками и джинсы большинство из них носило на работу, то на ночные вечеринки они переодевались в сшитые на заказ костюмы с шёлковыми носовыми платками, галстуки и туфли. В дэнс холлах они смешивались с руд-боями из Вест-Индии.

Такой их изысканный стиль не значил, что они были вежливы. Скинхеды часто участвовали в таких анти-общественных действиях, как избиение хиппи и потасовках на футбольных трибунах. Их вражда с хиппи была основана на том, что те с их длинными грязными волосами, колокольчиками и в сандалиях претендовали на то, чтобы быть изгоями из белого среднего класса, тогда как скинхеды гордились своим рабочим классом, своим смешанным культурным происхождением и более строгим стилем.

Первые скинхеды были почти что анти-хиппи движением. Они не любили длинных волос. Короткие причёски показывали, что они гордятся своим внешним видом. Хиппи не делали этого.

В 1972 году появилось два новых музыкальных влияния на скинхед движение - даб-реггей и рок. Даб-реггей было мало интересно большинству скинхедов и их долгая привязанность к ямайской музыке начала слабеть. С приходом даба, сильно пропитанного растафарианством, исполнители, которые не хотели переходить к этому новому стандарту реггей сцены были почти забыты.

Такие известнейшие ска исполнители, как «Laurel Aitken», «Prince Buster» и «the Skatalites» были всеми покинуты аж до наступления «Ту-Тон» (2-Tone) эры. Были нападки даже на Lee Perry, отца всей современной ямайской музыки, за его активную анти-раста кампанию. Скинхеды продолжали танцевать под простые ритмы ска и рокстеди. Реггей, почти не слушали из-за его тогдашних окаменелых, замедленных, потусторонних битов. Хотя, если бы марихуана повлияла бы на скинхедов так сильно, как на растаманов, то ситуация возможно была бы иной.

Место реггей вскоре заняла новая форма рок-н-ролла, когда группа белых скинхедов из «Wolverhampton», называемая «Slade» стала очень популярной в 1973 году, они играли музыку, называемую тогда паб-рок, предшественницу Ой! Выпустив два скинхед сингла «Slade» продались майджор компании и ушли в глэм рок. После пришло время панка. Такие популярные группы, как «Sex Pistols», «The Clash» и «The Damned» привлекали к себе громадные аудитории, в которых было много подростков из среднего класса.

Скинхеды решили разграничить себя с этой аудиторией, продолжая слушать Ой!-группы, такие как «Sham 69», «Cock Sparrer» и «4 Skins». Не привыкшему уху довольно трудно отличить Ой! от панка, та музыка происходит от традиционного пения в пабах, но намного, намного быстрее. Слова первых Ой!, как и панк, песен были направлены против тупого самодовольства обрюзгшего рока, полностью продавшегося корпорациям.

К 1977 году у скинхед культуры возникли проблемы с фашистским «Национальным Фронтом», который используя молодёжь, перенявшую наиболее про-милитарные элементы скинхед-моды, начал создавать разрыв в культуре. Крайне правые стремились расколоть традиционное скинхед-движение в Британии, используя экономические проблемы, проникающие в него извне.

То было время, когда много рабочей молодёжи было безработной и абсолютно разочаровано в своём будущем. Фашисты предложили «простое решение»: свалить все проблемы на иммигрантов.

Группа бывших скинхедов с лицами растатуированными свастиками, приветствовавших наблюдателей жестом «зиг хайль!», присоединилась к возрождению британских правых, возглавленному Маргарет Тэтчер. Правые поощряли анти-иммигрантские (таким образом и анти-чёрные, т.е. расистские), анти-коммунистские, и анти-семитские взгляды.

В ответ скинхеды, верные своей традиционной культуре, создали движение «2-Tone». Для борьбы с влиянием Уайт Пауэр («White Power») идей большинство «2-Tone»-групп состояли из смеси белых и чёрных участников и всё движение было основано на расовой и культурной интеграции. Хотя часть «2-Tone»-групп были или полностью белыми, как «Madness» и анархистская группа «The Oppressed», или чёрными, как «The Equators», все они разделяли одни и те же культурные и музыкальные идеи.

Национальный Фронт увидел в Ту-Тон движении угрозу своему влиянию в скинхед культуре и они начали изо всех сил использовать насилие, пытаясь сорвать выступления «2-Tone»-групп. Последняя запись Specials «Ghost Town» EP, являющаяся комментарием на это насилие, провела 8 недель на вершине британского хит парада. Но это было бесполезно, так как к началу 1982 большинство «2-Tone»-групп распалось.

Скины в США

Первые скинхеды появились в США в 1977, где они первоначально считались агрессивной, но не особо политизированной разновидностью панка. Такие коллективы как «Agnostic Front» и «Warzone» сделали много для создания американской разновидности скин культуры, которая была еще более демократичной.

Они привнесли хардкор в список музыкальных приоритетов скинов. Музыка этих групп по сей день объединяет панк и скин культуры, людей разных национальностей и рас. Среди американских скинов были чёрная, латиноамериканская и белая молодежь. Многие организовывали свои ска и хардкор группы. Тогда все они выступали за единство, любой человек с выбритой головой воспринимался ими как брат.

Со временем скинхед-культ набрал обороты в США и уже они, а не старушка Англия стали задавать тон на скинхед-сцене. Появилась масса хороших и не очень ска и стритпанк банд, а 3-я волна ска и ска-панк еще подлили масла в огонь.

Скинхед-культура снова обрела былую мощь, но на этот раз уже по всему миру. В этом были как свои плюсы, так и минусы. Основной минус в том, что на данный момент большинство американских скинхедов представляют собой так называемых аполитичных скинов, которые на самом деле являются продуктом медиа и системы, в них нет ничего от истинного духа рабочего класса - это всего лишь дети американской мечты, напялившие на себя скинхедские шмотки.

Благодаря развитым медиа-технологиям, деполитизированности и повальной американизации современного общества такой образ скинхеда укоренился и в остальном мире, но все же были люди которых не устраивало такое положение дел.

Скинхеды против расовых предрассудков

К 1985 году, так же, как и в Англии фашизм пустил корни и в американской скинхед-культуре, с помощью таких наци-деятелей, как Bob Heick, лидера нацистской группировки «The American Front», которые устроили наци-скинхед-беспорядки в Сан-Франциско летом того года.

Скинхеды различали друг друга словами «baldies» для левых антирасистских скинхедов и «boneheads» («тупоголовые») для вайт-пауэр наци скинхедов. У бонхедов не было своей сцены, так как «Skrewdriver» (самая известная фашистская рок-группа) так и не пустили в штаты, были только местные вайт-пауэр группы, которые не умели толком играть. Бонхеды вместо этого нападали на панковские клубы, некоторые из них носили бритвы, чтобы укорачивать слишком длинные волосы или срезать анти-расистские значки с панковских курток.

В таких городах, как Минеаполис и Чикаго панки и скинхеды (или «болдиес») объединились, чтобы дать наци прямой отпор. Тоже было и в Англии, где объединились панки и ска-скины. В январе 1989 антирасистские и левые скины из более чем 10 городов собрались в Минеаполисе, чтобы создать анти-расистскую организацию скинхедов Северной Америки. К концу недели был создан «The Syndicate» и спланированы совместные анти-наци-действия.

Два города Чикаго и Минеаполис стали центром анти-расистских скинхед действий в 1987, когда группа болдиес выступила против нео-наци группировки «White Knights». После компании физического противостояния «White Knights» были изгнаны из Минеаполиса, что свело эту группировку до кучки закоренелых расистов и их лидера, члена «ККК».

На январском собрании скинхедов в Минеаполисе преобладали белые, хотя были и афро-америкинские, индейские, латинские и азиатские скинхеды. Средний возраст участников был 19 лет. Их желанием было укоренить убеждение, что скинхед культура имеет что предложить человеку любой расы.

Тогда как расовые вопросы в скинхед-культуры раздувались медиа, то вопросы классовые ими полностью замалчивались. Скинхед-движение довольно явно связывало свои надежды со сплочёнными действиями рабочего класса. Наци извратив классовый вопрос, взывая к расизму, способны дурить головы пролетарской молодёжи.

Существующая во многих американских кварталах ненависть к богатым может быть легко использована как революционными классовыми политиками, так и наци типа Tom Metzger’а и его расистской, анти-семитской организацией «White Aryan Resistance». Но тогда как бонхеды были лишь марионетками Метцгера, Синдикат действовал самостоятельно.

Хотя число антирасистских скинхедов, благодаря снова набирающей обороты музыке SKA (третья волна ска), постоянно росло, медиа упорно навязывали обывателям образ скинхеда как тупоголового нацистского штурмовика. В конце-концов это вынудило антинаци скинов принять ответные действия и они основали в Сан-Диего анти-расистскую организацию «S.H.A.R.P.» (Skinheads Against Racial Prejudice), в дополнение к Синдикату.

«SHARP» начался в Нью-Йорке в 1987. В то время в прессе преобладало мнение, что все скинхеды были White-Power наци. Это отношение во многом было вызвано благодаря буржуазной бульварной прессе. Небольшая группа скинов и сочувствующих панков решила создать группу, работающую в виде медиа-машины, распространяющей различные сообщения, о том, что не все скинхеды одинаковы, что мы имеем различные идеалы и убеждения, личные и политические.

Члены «SHARP» начали давать радио и телеинтервью, распространяя своё сообщение, которому первоначально не верило население с промытыми медиа мозгами. Однако, в большинстве случаев эти члены были учтиво встречены, даже, если их сообщение было, иногда, проигнорировано.

Однако главным исключением стало шоу Geraldo Rivera в 1988. Во время его записи один из подручных John Metzer’а (сына лидера «ККК» и главы «Белого Арийского Сопротивления» Тоm Metzer’а) бросил стул, сломав при этом нос Geraldo Rivera’ы. После этого случая медиа стали себя чувствовать совершенно свободно. Morton Downey Jr. Even зашёл так далеко, что вырезал свастику на собственном лбу, для того, чтобы поднять рейтинг собственного шоу.

В это время White-Power’ы в Нью-Йорке были на слуху, проводили свои собственные собрания, давали интервью. Хотя названия некоторых их организаций до сих пор используются по всему миру, большинство из них ушло в местную историю. Некоторые члены «SHARP» стали создавать свои суб-организации, неудовлетворённые ненасильственностью базовых идей «SHARP». Они считали, что кулаки - это лучший ответ ненависти.

Зимой 1989, первоначальная организация распалась. Тому было несколько причин, к этому были причастны внутренние разногласия, но главной причиной было резкое сокращение White-Power активности в Нью-Йорке. Много White-Power-ов покинули город в поисках более гостеприимного политического климата, разъехавшись на Юг и Запад. Многие просто выросли и перестали публично проявлять личные убеждения.

Идеи S.H.A.R.P. не умерли, они пришлись многим по душе и группировки шарп-скинов начали появляться по всему миру. В Европу его привез Roddy Moreno из Английской анархо-Oi!-банды «the Oppressed», с тех пор бонхеды чувствуют себя не очень уютно везде, где есть S.H.A.R.P. - скины.

Позже - 1 января 1993 участниками «Mayday Crew» (R.I.P.), левым крылом скинхедской crew, расположенной в Нью-Йорке, с поддержкою скинхедов из Оттавы, Минеаполиса, Чикаго, Цинциннати и Монреаля были основаны «RASH» (Red & Anarchist Skinheads), хотя скинхеды поддерживавшие левые политических взглядов были всегда («Oppressed», «Red Skins», «Oi Polloi», «Red London»). На данный момент «RASH» существует в большинстве стран Европы и Америки.

В 1994 году Гэвин Уотсон издал фотоальбом «Скины» с фотографиями жизни небольшого сообщества скинхедов из окружения Гэвина и его самого.

Заключение

Можно ещё бесконечно долго писать о скинхедах и моде, скинхедах и политике и прочих вещах, в этой статье мы лишь дали общее представление о скинхед истории и культуре.

Одним из первых названий субкультуры было «HardMods». Скинхеды 60-х годов имели общие черты стиля с субкультурой модов , а также с ямайскими рудбоями . Движение представляли выходцы из небогатых семей, которые выражали презрение к буржуазному обществу. В их субкультуре важное значение имела музыка, привезенная с Ямайки, такая как регги и ска , поэтому среди первых скинхедов встречались и чернокожие . Таким образом, расизм как составная часть идеологии отсутствовал у скинхедов первой волны. Они выражали неприязнь к выходцам из Пакистана, но скорее как к представителям «буржуазии», так как среди тех было много занимавшихся торговлей .

В 1970-х гг. скинхеды появляются и в США, где примерно до середины 1980-х гг. они не проявляли нацистских тенденций . Придерживаются различных политических взглядов.

В этот период проходят стычки между скинхедами первой и второй волны, однако пресса их освещает как «побоища между наци-скинами». В итоге на основе «старых» скинхедов формируется движение «ред-скинз» ориентирующееся на левую идеологию, но перенявшее внешний вид «новых» скинхедов . музыкальных скин-клубов, где играли музыку с расистскими текстами .

В 1980-х годах в Германии и других странах Европы, а также США, Канаде, Австралии возникает нацистское скин-движение и появляются «арийские» рок-группы, которые настраивают поклонников против мигрантов и пропагандируют гитлеризм под эвфемизмом «одинизм ». В конце 1980-х - 1990-х годов наблюдается рост нападений и убийств на почве расовой ненависти в Европе и США. В странах Восточной Европы скин-движение приняло особенно жестокий и расистский характер. Жертвами в этих странах часто становятся цыгане .

Характерной особенностью наци-скинхедов в ФРГ было их немедленное обращение к убийствам. Нападения совершались чаще всего на турков и курдов, при этом филиалы турецкой ультраправой ПНД игнорировались .

В свою очередь движение «красных» скинхедов также распространяется по некоторым странам Европы и США .

В СССР первые скинхеды заявляли о борьбе «с оккупационным режимом» и появились в Прибалтике. Они нередко гордились родственниками, которые воевали в СС .

Культура

Внешний вид

Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: свитеры, джинсы Levi"s , классическое пальто Crombie и ботинки Dr. Martens, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли.

Этот стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки». Эта внешность упоминается в нескольких песнях 60-х годов, которые записывал ямайский исполнитель ска и регги Лорел Эйткен . Основные составляющие стиля (ботинки, джинсы, рубашка, подтяжки, короткая стрижка и так далее) упоминаются в песнях «Skinhead Jamboree» и «Skinhead Girl» регги-группы Symarip, записанных в 1969 году .

Все они были одеты в отбеленные джинсы Levi’s, ботинки Dr. Martens, короткие шарфы, завязанные на манер галстука; у всех были коротко стриженые волосы.

Оригинальный текст (англ.)

They all wore bleached Levi"s, Dr. Martens, a short scarf tied cravat style, cropped hair.

В 70-е годы стиль не претерпел значительных изменений. Элементы внешнего вида были показаны в книге «Skinhead» Ника Найта , изданной в 1982 году.

В 1991 году Джордж Маршалл издал книгу Spirit of "69 - A Skinhead Bible с более подробным описанием внешнего вида и подборкой фотографий. В 1994 году Гэвин Уотсон издал фотоальбом Skins с фотографиями жизни небольшого сообщества скинхедов из окружения Гэвина и его самого.

Музыка

Ямайская музыка появилась в Англии вместе с первыми эмигрантами с Ямайки, в начале 1960-х . Впоследствии некоторые из них основали свои лейблы (Island Records , Pama Records и др.), печатавшие музыку со своей родины, что способствовало распространению ямайской музыки в начале 1960-х годов (официально издаваемая музыка могла попасть в хит-парады). Новой музыке из бывшей Британской колонии отдавали своё предпочтение моды, что впоследствии было перенято скинхедами.

Вслед за собственными лейблами, ямайские эмигранты начали записывать и издавать песни в Англии. Наиболее популярными среди скинхедов ямайскими исполнителями и продюсерами были Лорел Эйткен , Ллойд Террел, Рико Родригес, Джо Мансано (уроженец Тринидада), Роберт Томпсон и др. В конце 1960-х их имена часто встречались на пластинках, в качестве исполнителей и/или продюсеров.

Наиболее знаменитыми уроженцами с Ямайки, стала группа Symarip, записавшая реггей-треки, популярные среди скинхедов и по сей день . В начале своей карьеры группу поддержал Лорел Эйткен, помогший им подписать контракт с EMI . Для песни «Skinhead Moonstomp» Монтгомери Нейсмит, игравший в группе на органе, скопировал вступление из хита Сэма и Дейва «I Thank You», заменив только несколько слов.

Ещё одно свидетельство связи между ямайской музыкой и скинхедами - фильм «Reggae» Хораса Оува , содержащий короткие интервью со скинхедами и эмигрантской молодёжью, пришедшими на реггей фестиваль в Уэмбли 1970 года, а также кадры из клубов со скинхедами, танцующими вместе со своими чернокожими сверстниками и более старшим поколением.

Российские скинхеды

История движения

В России скинхеды появились, вероятно, в начале 1990-х годов . В отличие от Западной Европы, российские скинхеды, как и скинхеды других стран Восточной Европы, относились практически только к наци-скинхедам. Распространению расизма и «арийской идентичности» среди скинхедов в России способствовала антикоммунистическая пропаганда (вместе с критикой интернационализма) и период «дикого капитализма» 1990-х, когда социал-дарвинизм и «стремление к героическому» способствовали популярности образов «сверхчеловека» и «высшей аристократической расы» .

Также на рост численности скинхедов в России повлияла война в Чечне, сопутствующая ей дискриминация «лиц кавказской национальности», отказ возбуждать уголовные дела в связи с нападениями на мигрантов .

В начале 1990-х годов группы возникли прежде всего в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Волгограде и Нижнем Новгороде . В 1995 году в Москве появилось первое печатное СМИ скинхедов - журнал «Под ноль» . В 1995-1996 годах в роли СМИ скинхедов выступал музыкальный «металлический» журнал «Железный марш» . В 1990-е годы только в Москве появилось несколько новых скин-изданий: журналы «Стоп», «Удар», «Уличный боец», «Отвёртка» и другие . В конце 1990-х годов, поскольку почти после каждого концерта бритоголовых происходили многочисленные драки и избиения, их стали запрещать, отменять или сокращать время проведения . В 2002-2003 годах прошло несколько «показательных» судебных процессов .

Численность

По оценкам С. В. Беликова субкультура была относительно небольшой: в 1995-1996 годах более 1000 человек в России .

Гендерный и социальный состав

По состоянию на начало 2000-х годов в субкультуре преобладали парни; девушки в компании скинов, как правило, были подругами кого-то из участников компании и часто не имели отношения к движению . Женские скин-группы в 2000-е годы по оценке С. В. Беликова были малочисленны и полностью под контролем мужских компаний . Социальный состав скинхедов по оценке С. В. Беликова менялся: в начале 1990-х годов среди них преобладали подростки 14-18 лет из неблагополучных семей «спальных районов», во второй половине десятилетия уже дети представителей советского среднего класса (квалифицированных рабочих, работников научно-исследовательских институтов, инженеров), потерявших работу в связи с либеральными реформами, а также выходцы из семей, связанных с малым и средним бизнесом .

Внешний вид российских скинхедов

В начале 2000-х годов внешний вид российских скинхедов по описанию С. В. Беликова, был таким: чаще коротко стриженные волосы, чем «полированная голова», куртка («бомбер», «скутер» или джинсовая - в основном фирм Lee, Levi’s, Wrangler), футболка (со сценами насилия, на военную тематику и др.), популярны майки зелёной камуфляжной раскраски с нашитыми знаками и символами или с наколотыми значками, камуфляжной раскраски или чёрная жилетка, подтяжки, ремень с большой и привлекательной пряжкой (её иногда затачивали или наливали свинцом), джинсы (желательно фирм Lee, Levi’s, Wrangler) или камуфлированные штаны темных цветов, заправленные или подвернутые, нашивки (футбольная символика, военная и др.), тяжёлые ботинки (например, Dr. Martens, но в России часто обычные военные берцы) . Атрибутом российских скинхедов была хромированная металлическая цепочка весом около 100-150 граммов, длинной около 60-80 см, которая крепилась в двух местах на боку джинсов для украшения и ближнего боя . По цвету шнурков скинхеда можно было определить взгляды, приверженцем которых считал себя их скин-обладатель: черные - нейтральный, белые - расист, коричневые - неонацист, красные - коммунист или леворадикал .

После того как в начале 2000-х годов прошла волна задержаний подростков, одетых как скинхеды, внешний вид скинов изменился: сначала исчезли нашивки и символы, потом - хромированные цепочки и камуфляжные брюки, многие перестали брить головы . В 2003-2006 годах исчезли наиболее радикальные символы, на смену которым пришли изображения различных флагов (российского триколора, имперского стандарта и др.) . У скинов также были распространены татуировки (до 60-70 % поверхности тела), причём произвольной тематики .

Типажи российских скинхедов

С. В. Беликов в 2000-е годы описал несколько типажей: бойцы (солдаты), меломаны и музыканты, политики, «модники» .

Сленг

С. В. Беликов выделил следующие три выражения, присущие исключительно российским скинхедам: забриться (полностью побрить голову), гриндернутый (человек с гипертрофированной серьёзностью воспринимающий имидж и субкультуру бритоголовых), партиец (бритоголовый, поддерживающий тесное сотрудничество с ультраправым политическим объединением) и др.

Скинхеды в Беларуси

Первые скины появились в Беларуси в 1996 году . Их численность в Минске оценивалась в 2009 году около 300 человек, в 2000-е годы существовали такие объединения белорусских бритоголовых как «Белорусская партия свободы», «Край», «Славянский Союз - Беларусь», «Белая воля» и другие .

Различные направления движения

В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

  • Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads ) - возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов - преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), аполитичность. Неофициальный лозунг - «Remember the Spirit of 69», так как считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкой ска и регги, а также с современной музыкой Oi!.
  • Хардкор-скинхеды - ответвление скинхедов, которое в основном ассоциируется с хардкор-панк -сценой, а не Oi! и ска. Хардкор скинхеды стали распространенными в конце первой волны хардкора. Они сохранили идеи своих предшественников и не имели никаких расовых предрассудков.
  • НС-Скинхеды - появились в Англии в первой половине 70-х. Придерживаются идеологий правого толка, националисты или расисты , некоторые выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы .
  • S.H.A.R.P. (англ. Skinheads Against Racial Prejudices ) - «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились в Америке 1980-х как реакция на возникший в СМИ стереотип о том, что все скинхеды нацисты. Давали теле- и радио-интервью, где рассказывали об истинных ценностях и идеях скинхед-движения. Применяли силовые акции к НС-скинхедам.
  • R.A.S.H. (англ. Red & Anarchist Skinheads ) - «Красные» и анархо -скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма , коммунизма , анархизма. Прополитичное движение.

Предубеждения

В английском языке skinhead subculture - распространённое словосочетание, его часто можно встретить в фанзинах и на многочисленных Интернет -сайтах . В России под «скинхедами» подразумеваются асоциальные лица, как правило несовершеннолетние, безработные или агрессивно настроенные жители спальных районов, реже представители рабочего класса , использующие символику и когда это удобно - идеи НС-скинхедов для оправдания хулиганских действий. Также в официальном дискурсе средств массовой информации и государственных деятелей Российской Федерации слово скинхед используется в качестве ярлыка в рамках существующего явления социальной стигматизации , когда скинхедом объявляется каждый, кто совершил какое-либо преступление против иностранцев или лиц «не титульной» национальности на какой-либо территории.

Зачастую движение скинхедов получает излишнюю политизированность, однако это не так. Многие скинхеды не имеют вообще никаких политических взглядов, или же являются настолько различными в этом отношении со своими товарищами, что эти политические симпатии абсолютно теряются.

См. также

  • Панки , Моды , Руд-бои
  • Oi! , Ска , Рокстеди , Регги
  • Футбольные хулиганы , Хулиганство

Примечания

  1. Виктор Шнирельман . Порог толерантности. Виктор Шнирельман. Как это начиналось. Новое литературное обозрение, 2014