Формирование опричнины. Обстоятельства, подготовившие опричнину. Деморализация и разложение опричного войска

21.09.2019

"Опричниной" в стародавние времена называли небольшое землевладение вдовы погибшего воина-дворянина. оставался после перехода большей части его земли к князю.

Опричнина Ивана Грозного - это особая, выделенная царем самому себе территория государства. Этот "царский" удел имел свой аппарат управления и войско.

Введение опричнины было обусловлено событиями 1565 года. В этом году царь из-за боярских измен отказался от престола и вернуться был согласен только при исполнении трех условий. В частности, он требовал себе права казнить неверных согласно своей воле, ввести опричнину, на устройство которой "земщина" (остальная часть страны) должна была выплатить огромную (по меркам того времени) сумму в сто тысяч рублей.

Опричнина Ивана Грозного включала в себя многие и центральные уезды. К этим территориям были присоединены и богатые северные районы, часть Москвы. Опричнина предполагала наличие своего военного корпуса, в котором состояла тысяча дворян. Для каждого из них было выделено поместье. Кроме того, на опричной территории была создана своя Дума, внутренние приказы, свой двор. В руках царя сосредоточились важнейшие дипломатические дела. При этом война с Ливонией полностью легла на "земщину". Опричный корпус выполнял только две задачи: охранял государя и казнил изменников.

С изменой в государстве боролись различными методами. Опричнина Грозного предполагала массовые репрессии, конфискации, переселение людей, казни. Вскоре по всему государству распространился террор. При этом расправы чинились не только над семьями бояр, но и над целыми городами. В Новгороде было казнено огромное количество народа (по некоторым свидетельствам, число жертв было около трех тысяч).

Чем дальше, тем ужаснее становилось положение в государстве. Террор стал распространяться и внутри самой опричнины - стали меняться главари. Так, на место казненного Басманова пришел Малюта Скуратов. Под репрессии попадали и именитые бояре с родственниками и близкими людьми. Жертвами террора становились и крестьяне, и государственные чиновники. Опричнина Ивана Грозного длилась целых семь лет и была отменена в 1572 году.

Последствия опричнины в первую очередь отразились на экономическом состоянии государства. В стране царил полнейший упадок. Целые районы в государстве были разорены. Многие деревни опустели, до 90% пахотных земель не обрабатывалось.

Кроме того, значительно упала мощь армии. В связи с обнищанием, разорением дворян, составлявших ядро русского войска, случился кризис в вооруженных силах. Война с Ливонией была проиграна.

В связи с массовыми репрессиями изменилась и демографическая ситуация в государстве. Резко сократилось число населенных пунктов, уменьшилось и трудоспособное население.

За время опричнины резко усилилась неограниченная власть царя. Имевшаяся в государстве Дума была подчинена Грозному.

После уничтожения земельной аристократии началось дальнейшее усиление царского деспотизма. Опричнина способствовала ликвидации независимых собственников, которые могли бы стать основой для образования в государстве гражданского общества. Народ стал зависим от власти в целом и от царя в частности.

В результате в России окончательно установился деспотический режим. Никто не был защищен от террора. Даже феодальная элита могла пострадать от произвола царя. При этом русское дворянство, которое до введения опричнины было наделено весьма ограниченными правами, получило власть.

Историки до сегодняшнего времени не могут точно установить причину возникновения такого режима в стране. По мнению некоторых авторов, Иван Грозный таким образом пытался централизовать власть.

Изначально термином «опричнина» называли наделы жен погибших дворян, вдовью землю. При Иване Грозном же смысл понятия изменился, опричниной стали именовать земли, принадлежащие царю, а также целый период в истории русского государства. Занимательным этапом в истории государства Российского является опричнина Ивана Грозного. Кратко об этом в данной статье.

Личность царя

Царь Иван Грозный (1530-1584) - это очень необычная историческая персона, один из самых запоминающихся и ярких образов в истории России. Только вот у большинства наших современников он вызывает негативные эмоции и ассоциируется с гнетом, репрессиями, ограничением человеческих прав и жестокостью. Но ведь не стоит забывать и о положительных деяниях царя, именно он первым венчан был из русских правителей на царство, а не на княжение, именно он закончил оформление абсолютизма в России, что было просто необходимо на тот момент. И это именно он способствовал значительному расширению границ страны.

Что же так испортило его репутацию среди современных обывателей? Наверное, самая главная причина тому - политика опричнины. И тут сложно не согласиться, полностью взвешенной и продуманной ее назвать нельзя. Для многих исследователей ее основной характеристикой является жестокость. Но если учесть менталитет общества России шестнадцатого века, а еще и политическую обстановку при дворе и то, что царь был юн, то все становится вполне объяснимым. Видимо, демократические меры, а именно создание Избранной Рады и созыв Земского Собора, явились неэффективными.

По сравнению с первым периодом правления, опричнина Ивана Грозного, кратко говоря, не была политикой, работающей на благо жителей страны. Многие историки задаются вопросом о том, почему царь обратился к столь жестким мерам и не была ли опричнина причиной Смуты. В любом случае, если говорить о предпосылках опричнины, то стоит учитывать не только политическую обстановку, но и личность самого Ивана Грозного.

Начало опричнины

Причины опричнины Ивана Грозного стоит искать еще в детстве царя. Хотя официально начало политики опричнины было связано с событиями 1565 года, когда государь обвинил древние боярские роды в измене и вынужден был отказаться от престола. Если разобраться, то логика этого поступка была в следующем: царь Иван Грозный согласен был вернуться в столицу на великокняжеский престол при соблюдении подданными трех условий: разрешение без суда и следствия казнить за измену; введение опричнины; обеспечение бояр земщиной. Теперь половина земельных наделов страны, при этом лучших, принадлежала царю, остальное же - Боярской думе.

Опричнина Ивана Грозного: кратко о главном

В декабре 1564 года царь совершенно неожиданно повелел собраться своим сыновьям, жене, приближенным и отправился в Александровскую слободу, забрав с собой еще и всю казну, а также многие ценные шедевры иконописи. А через месяц митрополит Афанасий получил грамоту от государя, где перечислены были все злодеяния и измены боярские. В этом документе он писал, что более не в силах терпеть сие, к простым людям же была отправлена иная грамота, где Иван Четвертый заверяет люд, что зла на них не держит, что не они явились причиной его отъезда.

Отправились тогда в слободу, где пребывал царь и бояре, и митрополит, и простые люди. Все с единой целью: призвать царя снова править. Со слезами на глазах люди молили его вернуться и просили простить. Иван Грозный на царствование вернулся, но только потребовал выполнить три условия, которые упоминались выше. Вот тогда-то и началась опричнина.

Суть явления

Самые богатые, плодородные и прибыльные земли ввел царь в свою опричнину. А также появилось новое социальное явление "опричный корпус" - тысяча молодых и сильных людей дворянского происхождения, которые стали личным войском царя, получали за свою службу, кроме жалования, еще и лучшие земельные наделы, выселяя тех, кому они по праву до этого принадлежали.

И вот здесь-то и проявился абсолютизм в полной мере, царь единолично решал все вопросы, касающиеся внутренней политики государства, о Ливонской войне должны были заботиться думные бояре. Опричники же были обязаны выполнять всего лишь две функции: охранять государя и избавляться от изменников. На вороных конях мчались они по улицам столицы с метлой и собачьей головой, прикрепленными к седлу. Это было символом того, что безжалостно они будут резать головы предателям и выметать измену из страны. Опричнина Ивана Грозного, кратко говоря, периодом была скорбным и страшным.

Репрессии

С изменами (реальными и мнимыми) и вправду боролись очень жестоко. Людей, которые были заподозрены в этом преступлении, казнили, конфисковали имущество. Через какое-то время репрессиям были подвергнуты не только отдельные граждане или же семьи, но и даже целые поселения. Более других в этом смысле пострадал Новгород, здесь единовременно были убиты три тысячи человек, а все потому, что новгородцев царь заподозрил в заговоре с Польшей.

Менялись командующие опричниками, а смысл не менялся, огнем и мечом пронесся террор по стране. Какого бы ни был человек роду-племени, хоть дворянин, хоть боярин, а хоть бы и крестьянин, угрозу ощущали на себе тогда все, и длилось это целых семь лет.

К счастью, отменить опричнину пришлось, она привела к экономическому разорению страны, а к тому же в войне российское государство проиграло, да и на Русь войной решил идти хан.

Последствия опричнины Ивана Грозного

Политика опричнины Ивана Грозного привела к весьма плачевным последствиям. Она завела страну в тяжелейший экономический кризис. Многие деревни были запущены из-за разорения дворян, бояр и крестьян, примерно девяносто процентов пахотной земли не использовалось. В социальной сфере тоже были огромные проблемы, демография страны в результате крайне неразумной и мнительной политики царя очень сильно пострадала. Погибших в эти семь лет было около пятнадцати тысяч человек.

; завершить политическую централизацию Российского государства; утвердить самодержавие (репрессивным путём).

Задачи :

1) Ликвидировать удельную систему: в 1563 году ликвидирован удел Юрия Старицкого ;

2) Подчинить царской воле церковь (церковь должна одобрять все действия царя) - дело митрополита Филиппа;

3) Разгром оппозиционных центров - Новгорода, Пскова, Твери;

4) Разгром боярско-княжеской оппозиции;

5) Проведение чистки боярской думы и системы приказов;

6) Разрешить конфликт между дворянством и боярством в пользу дворян (опора самодержавия).

Этапы опричнины:

1) 1565 - 1566 гг . - начало террора, не носит массового характера;

2) 1567 - 1572 гг . - период массового террора, пик террора - лето 1569 - лето 1570 гг.;

3) 1572 - 1584 гг . - террор носит скрытый (завуалированный) характер;

3 февраля 1565 года - начало опричнины; случаются неурожаи на севере страны, приведшие к сильному голоду.

1570 - 1571 гг. - страшная эпидемия чумы в Северо-Западной и Центральной Руси; неудачи в Ливонской войне . Наложился сакральный элемент - подготовка к Страшному суду.

1-ый этап . Казни носят единичный характер: Оболенские, Куракины, Горбатый-Шуйский, Репнины; в Казанскую ссылку направлены Ярославских, Стародубских, Ростовских князей. Весной 1566 года митрополит Афанасий добровольно снял с себя сан, ушёл в монастырь. Иван 4-ый оставил свой взгляд на Фёдоре Колычёве (Филиппе) в роли митрополита, выдвинул как условие отмену опричнины. В июне 1566 года Филипп стал митрополитом - произошёл спад террора, стали возвращаться из Казанской ссылки; происходят опалы.

В 1566 году Владимир Старицкий был лишён своего удела и сослан в Вологду.

2-ой этап (1566 - 1572 гг.) - раскручивается дело Ивана Фёдорова, лидера Боярской Думы в Земщине. В самом начале правления Ивана Фёдоровича Иван 4-ый велел казнить сына. В марте 1568 года митрополит Филипп отказал Ивану 4-му и опричникам в благоволении. Филипп схвачен, отправлен в монастырь Отрочь (Тверь) и в декабре 1569 года Малюта Скуратов убивает митрополита.

В 1569 году упорно ходили 2 слуха:

Якобы Новгород хочет не Ивана 4-го, а Старицкого;

Новгородцы хотят уйти под власть Литвы.

Слухи разошлись намеренно.

В сентябре 1566 года в Москву были вызваны Владимир Старицкий с женой и детьми (младшей дочерью), Иван 4-ый вынудил принять их яд. В этот же день мать Старицкого была умерщвлена.

В конце осени Иван 4-ый с опричным войском отправляется в карательный поход, сожжены: Клин, Тверь, Торжок, Новгород и Псков. В Новгороде было вырезана 1\2 населения, разорено 27 монастырей, вывезены все иконы, разорён Софийский Собор. В Пскове террор оказался не столь массовым.


25 июля 1570 года происходят массовые казни на Поганой Луже в Москве. К казни приговорено 300 человек, но 194 помиловано. Казнены Висковатый, Афанасий Вяземский.

В 1571 году Дивлет-Гирей подступил к Москве и поджёг её (горело кольцо к центру). В результате («Запах человеческих тел разносился на всю округу») ушедши, Дивлет-Гирей потребовал Казань и Астрахань.

В 1572 году создано опричное войско (Хворостынин) и Земское войско (Воротынский). В 1545 году у деревни Молоди (около Москвы) Дивлет-Гирей был разбит (15 июля 1572 года). После этой победы Иван 4-ый запретил употреблять слова «опричнина, опричник» и историки считали, что она была отменена.

1) Но никакого приказа об отмене опричнины не было;

2) Террор носил скрытный характер;

3) В 1572 году освободился престол в Речи Посполитой и Иван 4-ый выдвинул свою кандидатуру на трон.

3-ий этап 1572-1584 гг . Опричнина переименовалась в Государственный двор. Появляется новое направление - террор против ярых опричников. Ослаблен террор против Земщины, посмертно было реабилитировано несколько лиц и часть их имущества была возвращена дальним родственникам. В Новгород были торжественно возвращены 2 иконы (одна - чудотворная). Всплеск террора произошёл в 1575 году .

В 1574 году освободился престол в Речи Посполитой, Иван 4-ый выдвинулся на престол. Волхвы предсказали, что Иван 4-ый должен умереть (Иван 4-ый снял с себя царский титул и принял титул Московского князя; царём назначили Симеона Бикбулатовича).

С 1578-1579 гг. прекращаются казни. В 1581 году в Александровской слободе Иван 4-ый убивает сына - Ивана. Невестка Ивана Ивановича родила мёртвого сына.

Итоги опричнины:

1) Утвердилось самодержавие, завершилась централизация государства;

2) Церковь стала орудием царской политики, одобряя действия царя;

3) Государственный аппарат превратился в аппарат репрессий;

4) В стране произошёл глубочайший экономический кризис (примерно 90% земель не обрабатывалось);

5) Казна пуста, усиливается налогообложение, феодальная эксплуатация населения (в 1581 году принят «Указ о заповедных летах» - выход запрещён от одного к другому в Юрьев день);

6) Колоссальные людские потери;

7) Выбит цвет нации, верхушки всех сословий;

8) Резко ослаб военный потенциал страны;

9) Позорное окончание Ливонской войны (1558 - 1583 гг.).

В 1582 году между Русью и Речью Посполитой было подписано Ям-Запольское перемирие на 10 лет, а в 1583 году между Россией и Швецией Плюсское перемирие на 10 лет: потеряна Ливония; выход в Балтийское море; города: Иван-город, Ям, Копорье, волость Карела;

11) прекратилось летописание, удар по культуре.

Российского государства (с 1565 по 1572 год), когда государственная борьба с изменниками Родины вышла на первый план. Это был целый комплекс мероприятий, который характеризовался созданием особого опричного войска («опричников»), во времена Ивана Васильевича их называли «государевыми людьми». Первоначально численность этой царской гвардии была небольшой – 1 тыс. человек. Также «опричниной» называлась часть территории Московского царства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и «государевых людей» («Государева опричнина»). Эта мера была направлена на подрыв самостоятельности крупных землевладельцев. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Так называли часть удела или вотчины, которая оставалась вдове. Часть отходила сыновьям, а «опричь» - на прокормление вдовы.

Что привело к введению опричнины?


Главной причиной введения опричнины была внутренняя оппозиция курсу царя. Иван Васильевич чувствовал, что на Руси не ладно. Многие его мероприятия встречали скрытое противодействие. Начатые дела саботировались, тормозились, сводились на нет. Многим могущественным людям не нравилась централизация России, курс на ликвидацию старых вольностей. Естественно, что у них были сильные союзники за границей, особенно в Польше и Риме.

Царь имел данные и о том, что изменники есть в армии и в государственном аппарате, и они мешают развитию России, передают секретные данные противнику, саботируют важные начинания. Видимо, благодаря предателям польские войска смогли разгромить 26 января 1564 года в сражении при Уле армию Петра Шуйского, которая выступила из Полоцка. Русские войска шли фактически по своей территории, это их расслабило, двигались налегке, доспехи и тяжёлое сложили в обозы. Радзивилл с малым войском смог устроить засаду и внезапным ударом фактически уничтожил русское командование – Шуйского, князей Семёна и Фёдора Палецкого, нескольких воевод взяли в плен. Войска, оставшись без управления, фактически просто разбежались, людские потери были небольшими, но поляки захватили обоз и артиллерию. Польша воспрянула духом, шок потери Полоцка был преодолён, мысли о мире были отринуты. Война была продолжена. Есть мнение, что польское командование просто предупредили о маршруте русских войск. Под подозрение попали боярин Иван Шереметев и его брат Никита, смоленский наместник. Их обвинили в измене. Однако они имели много сторонников и заступников, которые выступили поручителями и внесли залог, бояр освободили.

В начале 1564 года в Москве были убиты бояре Михаил Репнин и Юрий Кашин. Немного позднее был убит Дмитрий Овчина-Оболенский. Историки выяснили, что двоюродные братья Репнин и Кашин из рода Оболенских, каждый раз выступали поручителями за обвиняемых в измене и опальных. Они были организаторами саботажа и оппозиции. Овчина-Оболенский, судя по всему, был их соучастником. Царь получал информацию об их измене, но не мог покарать их законными методами, руки были связаны старыми порядками. Боярская дума своих не выдаст, прикроет. Поэтому пришлось отдать тайный приказ о ликвидации изменников. Понятно, что боярство сразу смекнуло, откуда ветер дует. Поднялся скандал, с участием митрополита, духовенства. Царю пришлось объясняться (!). Вот и тебе «царская диктатура».

В апреле сбежал в Литву Курбский. Фактически он стал «Власовым» того времени. Причём его вина ещё тяжелее. Власов перешёл на сторону врага уже в плену. А Курбский перешёл на сторону неприятеля ещё задолго до бегства. По крайней мере, уже с 1562 года он состоял в тайной переписке с Радзивиллом, подканцлером Воловичем и польским королем. Ещё Валишевский признал, что поражение под Невелем в 1562 году, когда силы Курбского разбили вчетверо меньшие войска противника, было вызвано какими-то «подозрительными сношениями» князя с литовцами. Именно Курбский обеспечил разгром армии Шуйского, в работе Скрынникова приводятся его письма к Радзивиллу о том каким маршрутом идёт армия, как лучше организовать нападение на неё (Скрынников Р. Г. Иван Грозный). Курбский, после смерти Репнина и Кашина, понял, что очередь за ним и бежал, прихватив крупную сумму денег (он был наместником Ливонии). Он выдал полякам всю русскую агентуру в Литве и Польше и активно подключился к информационной войне против России. Сигизмунд ему дал г. Ковель, Кревскую старостию, 28 сел и 4 тыс. десятин земли.

Надо отметить, ещё один факт «кровавости» и «бесчеловечности» Ивана Васильевича. Курбский убегая, не забыл захватить золото и серебро, но бросил жену и сына. Родных Курбского великий государь и пальцем не тронул. Более того, он отпустил их в Литву к главе семьи.

В обстановке тяжёлой борьбы с Польшей и Крымским ханством, царь узнал о новом заговоре, злодеи хотели уничтожить всю его семью. Он принимает нестандартное решение – весь царский двор стал собираться на богомолье. Причём оно походило на исход, в обозы грузили все святыни, кресты, книги, иконы, казну. Позвал царь с собой и некоторых бояр, дьяков (чиновников). Объяснений никаких не дал. 3 декабря 1564 года царь Иван Грозный с семьёй, получив благословение митрополита, покинул столицу. Посетил село Коломенское, где из-за начавшейся оттепели, распутицы, пробыл две недели. Царь был в тяжёлых раздумьях. Что делать? Измена расцвела пышным цветом. Загубили его любимую жену Анастасию. Видимо, уже пытались отравить и самого государя. Можно было отказаться от борьбы, отречься от престола (так в будущем сделает император Николай II), или собрать волю в кулак и бороться с изменой, «пятой колонной». Первый путь вёл к хаосу, засилью временщиков, боярских кланов, поражению в войне. Возможно, попытке Рима утвердиться на Русской земле.

После Коломенского, государь выехал в Троице-Сергиев монастырь, затем в Александровскую слободу. Он уже сделал выбор, «перешёл Рубикон». Уже в дороге царь рассылает гонцов, призывает «выборных» дворян из всех городов, с людьми и «со всем служебным нарядом». Под рукой у государя собирается внушительное, верное ему войско. 3 января 1565 года митрополит и бояре получили от Ивана Васильевича грамоту, в ней перечислялись обиды и вины знати и чиновников со времен детства – расхищение государевой казны, земель, произвол в отношении людей, измены, покрывательство преступников, пренебрежение защитой Родины и т. д. Сообщил, что он не в силах это терпеть, «оставил своё государство» и поехал жить, где «Бог наставит». Однако государь не отрекался от престола, это дало бы оппозиции повод для возведения на престол князя Владимира Старицкого. Он оставался царем и своим указом наложил опалу на бояр и правительственный аппарат, они отстранялись от управления государством.

Одновременно другие посланники царя привезли другую грамоту, которую зачитали перед горожанами. В ней также перечислялись вины знати и чиновников. Царь заверял, что никакой обиды на простых людей не держит. Это был весьма умелый ход. Москва забурлила. Народ поднялся за своего царя. Бояре и духовенство, собравшиеся на заседание у митрополита, оказались в самой настоящей осаде. Народ потребовал отправить к царю делегацию и просить его вернуться. Простые люди и сами обратились к нему, прося не оставлять их «на расхищение волкам». Говорили, что готовы своими силами «потребить» лиходеев и изменников, пусть царь укажет на них.

К Ивану Васильевичу хотел отправиться сам митрополит, но бояре его не пустили, опасаясь, что в Москве начнётся бунт и погромы. В Александровскую слободу отправилась делегация во главе с новгородским архиепископом Пименом. За ним двинулись бояре, дворяне, дьяки. Это была «капитуляция». Делегаты умоляли царя вернуться в столицу, соглашаясь с тем, чтобы «правил, как ему, государю, угодно» и над изменниками «в животе и казни его воля». Государь смилостивился, снял опалу и продиктовал ряд условий Боярской думе и Освящённому Собору. Он получил право наказывать виновных без суда Боярской думы и печалований со стороны духовенства. А для искоренения расплодившейся «пятой колонны» и «либеральной» - мечтающей о полной свободе, оппозиции, было введено чрезвычайное положение, опричнина. В начале февраля 1565 года царь вернулся в Москву, и учредил 3 февраля «опричнину».

Основные мероприятия опричнины

Упор делался не на репрессии, хотя и без них нельзя было обойтись, а на профилактические меры. Царь отписал часть земель в своё личное владения, они были названы опричниной. В неё вошёл ряд уездов в Центральной и Западной части Российского государства, весь Север, часть Москвы, отдельные города и волости в других районах. Всё остальные земли считались «земщиной» и управлялись по-прежнему. Фактически Иван Васильевич сформировал свою огромную «вотчину» и опираясь на неё начал рушить вотчинную систему князей и бояр.

При введении опричнины из казны царь взял огромную сумму – 100 тыс. рублей, они были нужны на подъем», 180 потомков суздальских, ростовских, ярославских, стародубских князей, которых с семьями переселили в Казань. Их родовые вотчины перешли в управление государя. Это не было наказанием, они остались на службе, получили поместья в Среднем Поволжье, материальную компенсацию за переезд. Так была подорвана база десятков представителей знати, с их амбициями, связь со «своими» городами, уездами, селами.

Царь в своём новом уделе сформировал новую систему управления: опричный двор, Думу, особую гвардию из тысячи воинов. В них старались отобрать надёжных людей. Опричную Думу возглавил брат царицы Михаил Темрюкович, ключевые посты заняли Басмановы, Вяземский, Плещеевы, Колычевы, Бутурлины. Делами «земщины» руководила старая Боярская Дума. Бояре продолжали решать текущие общегосударственные дела, а по важнейшим из них делать доклады государю.

«Лучшая тысяча», гвардия была давней мечтой государя. В своё время «избранная рада» не смогла решить вопрос по учреждению гвардии, т. к. не нашли земли. Теперь призвали боярских детей из Вязьмы, Суздаля и др. городов. Проводилась тщательная проверка родственных связей, личных контактов, принимали лишь «чистых», не замеченных в связях с участниками прошлых заговоров. Последнее собеседование проводил сам царь. Земли нашлись, с них сселяли других дворян, в другие уезды. Строгую проверку проводили и в отношении будущих чиновников опричного двора, проверяли даже слуг. «Опричники» приносили особую присягу, они были должны не знаться, не вести никаких дел с «земскими». Они были подсудны только суду самого государя, получали вдвое большие денежные и земельные оклады, чем обычные дети боярские. Однако государь не хотел, чтобы «государевы люди» получив особые права, привилегии, возгордились. Он воспринимал свой пост, как службу Богу, государству и хотел, чтобы «опричники» стали своего рода военно-религиозным братством, служащим народу, Руси и Создателю. Для этого были отобраны 300 молодых людей. Их устав был близок монастырскому. Царь для них был игуменом, Вяземский – келарем, Григорий Лукьянов-Бельский – пономарем. Члены братства одевались в чёрные рясы и скуфейки. Режим дня был очень жестким: в полночь молитва – полунощница, подъем – 4 утра и заутреня, затем Литургия. В целом церковная служба занимала около 9 часов в день. Опоздание или неявка наказывались 8-дневной епитимьей. Царь лично показывал пример благочестия.

Центром опричного двора стала Александровская слобода. Однако говорить о переносе столицы не следует. Правительственные учреждения оставались в Москве, Александровская слобода стала постоянной резиденцией государя. Она была расширена, строились новые здания, церкви. Любой человек мог прийти в Александровскую слободу и рассказать об измене, злоупотреблениях, объявив на заставе, что у него государево «слово и дело».

Функции опричников не ограничивались охраной царя. Опричники фактически стали первой на Руси спецслужбой. Их численность постепенно выросла до 6 тыс. воинов. Они носили чёрные одежды, их отличительными символами была метла и изображение собачьей головы – они должны были выметать нечисть, быть верными как псы, охраняя государя и державу.

Царь продолжал и переселения, они были введены в систему. Переселив одних, их заменяли другими. Уже весной 1566 года, через год после выселения, половину боярских семей вернули из Казани, в следующем году вернули вторую половину. Но поселили их не в родных местах, а в других уездах, в основном в Рязанщине (одновременно решая проблему оборону южных рубежей). Земли брали у крупных рязанских вотчинников, им давали взамен поместья в других уездах. В результате таких «рокировок» князей и бояр превращали в служилое дворянство.

В 1566 году царь «выменял» удел у Владимира Старицкого. Старица, Верея и Алексин отошли в опричнину, а взамен двоюродный брат царя получил Дмитров, Боровск и Звенигород. В материальном отношении князь даже выиграл, получив более крупные и богатые города. Но его оторвали от «вотчины», где его считали господином. В бывших владениях Владимира Андреевича провели «перебор» - часть служилых людей оставили, других отправили в другие уезды. В 1567 году в опричнину взяли Кострому, там также провели «перебор». В 1568 году то же самое было проделано с Белозерским уездом. В 1569 году в опричнину взяли Ярославль, Ростов и Пошехонье. После добавления новых уездов опричнина заняла почти половину государства. Надо сказать, что «перебирали» не всех, большая часть боярских детей, не связанных с оппозицией, не поменяли место жительства. Так, из примерно 50-60 тыс. детей боярских, поменяла место жительства не половина, а примерно 12 тыс. человек.

В результате царь примерно за 4 года решил основную задачу – ликвидацию крупных вотчин и формировавшихся вокруг них группировок знати.

В 1564 г. царь неожиданно уехал из Москвы в Александровскую слободу , как будто отрекшись от престола. По челобитью духовенства, бояр и всяких людей Иван Грозный согласился воротиться на царство, но с условием учредить опричнину для расправы с изменниками и ослушниками. Это был особый двор, какой образовал себе царь, с особыми боярами, дворецким, казначеями и прочими управителями, дьяками, всякими приказными и дворовыми людьми, с целым придворным штатом. Летописец усиленно ударяет на это выражение «особый двор», на то, что царь приговорил все на этом дворе «учинити себе особно».

Из служилых людей Иван Грозный отобрал в опричнину 1000 человек, которым в столице на посаде за стенами Белого города, за линией нынешних бульваров, отведены были улицы с несколькими слободами; прежние обыватели этих улиц и слобод из служилых и приказных людей были выселены из своих домов в другие улицы московского посада. На содержание этого двора, «на свой обиход» и своих детей, царевичей Ивана и Федора , он выделил из своего государства до 20 городов с уездами и несколько отдельных волостей, в которых земли розданы были опричникам, а прежние землевладельцы выведены были из своих вотчин и поместий и получили земли в неопричных уездах. До 12 тысяч этих выселенцев зимой с семействами шли пешком из отнятых у них усадеб на отдаленные пустые поместья, им отведенные.

Выделенная из государства опричнина не была цельная область, сплошная территория, составилась из сел, волостей и городов, даже только частей иных городов, рассеянных там и сям, преимущественно в центральных и северных уездах (Вязьма, Козельск, Каргополь и др.). «Государство же свое Московское», т.е. всю остальную землю, подвластную московскому государю, с ее воинством, судом и управой, царь приказал ведать и всякие дела земские делать боярам, которым велел быть «в земских», и эта половина государства получила название земщины. И центральные правительственные учреждения, оставшиеся в земщине, приказы должны были действовать по-прежнему, «управу чинить по старине», обращаясь по всяким важным земским делам в думу земских бояр, которая правила земщиной, докладывая государю только о военных и важнейших земских делах. Так все государство разделилось на две части: на земщину и опричнину ; во главе первой осталась боярская дума, во главе второй непосредственно стал сам царь, не отказываясь и от верховного руководительства думой земских бояр.

Опричники. Убийство Иваном Грозным боярина Фёдорова. Картина Н. Неврева

Опричнина при первом взгляде на нее представляется учреждением, лишенным всякого политического смысла. В самом деле, объявив всех бояр изменниками, царь Иван Грозный оставил управление землей в руках этих изменников. Но происхождение опричнины находится в тесной связи с тем политическим столкновением, которым она была вызвана. Термин опричнина заимствован из удельного времени: в княжеских грамотах XIV в. опричнинами назывались уделы княгинь-вдов. Опричнина царя была как бы особым уделом, который он выделил себе из состава государства, из земщины. Но этому учреждению Иван Грозный указал небывалую прежде задачу, которая состояла в том, чтобы истреблять крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде. Таким образом, опричнина получила значение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек служилых людей, зачисленных в опричнину и потом увеличенный до шести тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы.

Таково было происхождение и назначение опричнины. Но она не отвечала на политический вопрос, которым была вызвана, не разрешала спора московского государя с его боярством . Спор возбужден был одним противоречием в политическом строе Московского государства. Это государство в XVI в. стало самодержавной монархией , но с аристократическим управлением, во главе которого стояло родовитое и притязательное боярство. Значит, характер новой власти московского государя не соответствовал свойству правительственных органов, посредством которых она должна была действовать. Обе стороны тогда почувствовали себя в неловком положении и не знали, как из него выйти. Затруднение заключалось в неудобном для государя политическом положении бояр, как правительственного класса, его стеснявшего. Поэтому выйти из затруднения можно было двумя путями: надобно было или устранить боярство как правительственный класс и заменить его другими, более гибкими и послушными орудиями, или привлечь к престолу наиболее надежных людей из боярства и с ними править, как уже и правил Иван в начале своего царствования .

А. Васнецов. Московский застенок времен опричнины Ивана Грозного

Царь и думал о том и о другом; но одного он не мог сделать, а другого не сумел или не захотел. Он не мог скоро создать другой правительственный класс, достаточно привычный и способный к управлению. Во всяком случае, избирая тот или другой выход, предстояло действовать против политического положения целого класса, а не против отдельных лиц. Иван поступил наоборот: заподозрив все боярство в измене, он бросился на заподозренных, вырывая их руками опричников поодиночке – но оставил класс во главе земского управления. Не имея возможности сокрушить неудобный для него порядок управления, он стал истреблять отдельные ненавистные ему лица. В этом и состояла политическая бесцельность опричнины: вызванная столкновением, причиной которого был порядок, а не лица, она была направлена против лиц, а не против порядка. В этом смысле и можно сказать, что опричнина не отвечала на вопрос, которым была вызвана.

По материалам произведений великого русского историка В. О. Ключевского