Есть ли у вас музыкальный слух? Основные способы определения. Online игра "Абсолютный слух"

23.04.2019

Значит, Андрей, Вы планируете поступать в нашу музыкальную школу?- Да.

У вас слух есть? - Ну мы же как-то ведём диалог…

бсолютный слух как качество личности – с пособность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, имеющими известную высоту.

Однажды оркестровую репетицию проводил молодой, но слишком заносчивый дирижер, который хотел похвастаться своим исключительным слухом и музыкальностью. Только оркестр доиграет произведение до середины, как дирижер манерным жестом останавливает музыкантов: - Второй гобой, я вас прошу в тутти в пятой цифре сыграть вашу фразу чуточку тише и более связно: та-та-та… Все сначала! Начали еще раз, увлеклись, разогнались - а дирижёр опять стучит папочкой по пюпитру: - Альты, внимание, у вас в шестой цифре есть ноты фа-ля. Сыграйте их с легонькими акцентами!
Оркестр играет,- его опять останавливают. Наконец, музыкантам это надоело, и ударник на общем пианиссимо, что есть силы, стукнул в большой барабан. Маэстро удивленно моргнул глазами и спросил: - Кто это сделал?

Абсолютный слух – редкое качество личности. Им обладает один из десяти тысяч человек. У музыкантов такая способность встречается чаще: соотношение приблизительно 1:100. Среди знаменитых музыкантов, имеющих абсолютный слух — Моцарт и Бетховен

К характерным особенностям абсолютного слуха следует отнести: его малую распространенность; обнаружение его в детском возрасте; легкость и скрытность от наблюдения процесса его формирования и развития; существование двух видов абсолютного слуха: пассивного и активного; множественность и рассеивание величины ошибок при узнавании звуков; короткую длительность реакции узнавания звуков; низкую звуковысотную чувствительность; наличие 12 опознавательных эталонов. Часть особенностей абсолютного слуха объяснялась врожденным характером этой способности. Другая оставалась без объяснения.

— Говорят, что у твоего сына абсолютный слух. — Да, он может по звукам клавиш мобильника, домофона и банкомата
определять любую комбинацию цифр.

В музыкальных консерваториях Японии приблизительно у 70 % музыкантов есть абсолютный слух. Возможно, столь большой процесс объясняется тем, что абсолютный слух более распространен среди людей, которые росли в среде с тональными языками (Мандарин, кантонский диалект, вьетнамский язык). Абсолютный слух также более распространен у тех людей, которые рождаются слепыми, имеют синдром Уильяма, или страдают аутизмом.

Сумерки, дождь стучит. По окрестным ручьям посвистывают выдры. А Сергеич — пусть и новичок в охоте, но у него абсолютный музыкальный слух. Стал подсвистывать. Сначала робко. А как начали выдры откликаться, разошёлся — просто альфа-самец. — Не свисти! — хмуро посоветовали охотники. А он не послушал. Наутро увидели распотрошённые рюкзаки. Выдры сожрали всё сливочное масло. У всех. Но обгадили только один рюкзак. Сергеича…

Музыкант Георгий Баранов высказывает интересную мысль: якобы а бсолютный слух — тяжелая патология. Обычно встречается у пианистов, постоянно привязанных к 440 Гц. Если настройщики нормально работают, это профессиональная болезнь, сильно осложняющая жизнь своему обладателю. Гораздо чаще музыканты просто «колотят понты»: — «Вы знаете, у меня ведь абсолютный!» Некоторые вообще доходят до полного, абсолютного маразма, утверждая, что у них «врожденный абсолютный слух»!

Чтобы понять, насколько смешны и нелепы эти заявления, достаточно принять во внимание всего лишь пару моментов: момент исторический — нота «ля» 300 лет назад звучала гораздо ниже, затем — постепенно повышалась; момент географический — в некоторых странах другой стандарт «ля» — 435 Гц, а в некоторых залах Америки — рояли наоборот, настраивают выше. Абсолютный слух — развивается в результате привязки звуковысотной системы к определённой частоте — например, 440 Гц. Это несчастные люди. Попадая в какую-нибудь школу или клуб с расстроенным фортепьяно, они испытывают реальные физические мучения. Но таких людей, слава Богу, не так уж много. Гораздо больше понтярщиков (-щиц), идя на поводу у распространённого заблуждения, повсюду спешащих гордо заявить — «я — абсолютник (-ница)».

Всё просто. Нормальный музыкант имеет относительный слух и способен моментально построить звуковысотную систему от любой «ля» и комфортно себя в этой системе ощущать. Вот и всё. Остальное — от лукавого.

Один мужчина пишет: «У меня есть один знакомый, он учится в музыкальном колледже, у него абсолютный слух. Это дар, и он, действительно, в какой-то степени мешает ему воспринимать не только музыку, но и другие звуки по сравнению с тем как их воспринимают другие люди. Из-за того, что он знает нотную грамоту, все звуки и музыку он воспринимает с точки теории музыки. Он сразу вычленяет ноты, мотивы, фразы и т. д. Его мозг вместо того чтобы наслаждаться музыкой начинает ее анализировать, из-за этого он не может в полной мере насладиться ею. Он слышит на какой ноте гудит пароходоный гудок, и как пищит комар в начале леса и в конце, слышит на какой ноте скрипит патрон когда в него вкручивают лампочку».

Анекдоты в тему. Молодой грузин поступает в Тбилисскую консерваторию. Всем, кому надо, деньги уже даны. Он благополучно проходит все экзамены. Остаётся сольфеджио. Ему говорят: – Это совсем просто. Мы нажимаем на фортепиано клавишу, а вы угадываете. Он отворачивается от экзаменаторов, слушает взятую ноту, потом тычет пальцем в одного из преподавателей: – Ты нажал!

Мужик устраивается на работу в консерваторию. Его послушали — все хорошо! Владение инструментом превосходное, слух абсолютный, играет эффектно, в общем — мечта любого оркестра. Берут: — Отлично, будем вас оформлять. Как ваша фамилия? — Иванов — Иванов? Хм… Странно… А имя? — Иван — Иван?!! Удивительно, непостижимо…. А отчество? — Моисеевич — Ах, как глубоко бывает зарыт талант.

Вступительные экзамены в училище им. Гнесиных…. -То есть вы пришли поступать в училище имени ГНЕСИНЫХ с фамилией ИВАНОВ? — Да. — Ираида Арчибальдовна, запишите — Иванов. КАРАНДАШОМ запишите! Как ваше имя, молодой человек? — Гусейн — ГУСЕЙН? ! — Вот что Гусейн — К этому пюпитру прикасался сам МОДЕСТ МУСОРГСКИЙ. МОДЕСТ, Гусейн, понимаете? Модест! По этим коридорам вальяжно фланировал сам Цицак фон Мицацян! ..На чем хотите играть, Гусейн Иванов? — На виолончели. — На виолон-ЧЁМ? Представляете, в органном зале Эвелина Рудольфовна объявит: Ференц Лист, 13-ая сюита, за виолончелью — Гусейн ИВАНОВ?!!! Вы хотя бы гей? — Нет!! ! — (с чувством) На что вы надеетесь, молодой человек?!!! Ну, ничего, дадим мальчику последний шанс. Как ваше отчество? — Апполинарьевич! — А В МАЛЬЧИКЕ ЧТО-ТО ЕСТЬ! Где вы живете, о, сын славного Апполинария? — В Химках. — ВОН! Вон из искусства! И Евдоксию Маркеловну в коридоре тоже заберите….

Петр Ковалев 2015 год

Абсолютный слух – это особый способ восприятия звуков. Человек, обладающий абсолютным слухом, определяет частоту звука, не сравнивая его с другими, не пропевая их про себя. Это качество отличает абсолютный слух от относительного слуха, при котором человек определяет звук, сравнивая его с другими.

Абсолютный в переводе с латинского absolutes означает «неограниченный». Различают пассивный и активный абсолютный слух.

При пассивном абсолютном слухе человек легко определяет высоту музыкального звука, но не способен его воспроизвести голосом. Активный абсолютный слух не имеет такого ограничения, обладатель этого качества может определить звук и напеть голосом.

Люди с активным абсолютным слухом – абсолютники, отличаются друг от друга быстротой определения, частотным диапазоном восприятия звуков, умением определять звуки разных тембров звучания.

Особенности звукового диапазона

Человек различает звуковые колебания в частотном диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц. Звуки высокой частоты в полном объеме воспринимаются в детстве, с возрастом верхняя граница понижается.

Человек с абсолютным слухом воспринимает звуки в обычном диапазоне, но обладает способностью точно различать звуки разной частоты, причем не на всем диапазоне слышимых звуковых колебаний, а на определенном участке.

Самая высокая точность распознавания звуков соответствует среднему регистру, уменьшается к краям частотного диапазона.

К среднему регистру относятся малая, первая, вторая октавы. В среднем регистре лежит и речевой диапазон, средняя часть диапазона – первая октава.

Эталон звучания

В 1939 году на Международной конференции в Лондоне был принят стандарт для настройки музыкальных инструментов по всему миру. Эталоном звука, по которому и сегодня сверяют свои действия все музыканты мира, служит звучание ноты «ля», соответствующее частоте 440 Гц.

Псевдоабсолютный, гармонический, внутренний слух

Кроме абсолютного, различают псевдоабсолютный слух. При этом способе распознавания звуков человек сравнивает внешний звук со звуком своего голоса. Отсчетом для определения звука может служить самый высокий или самый низкий звук собственного голоса.

Еще одной особенностью людей с абсолютным слухом является умение распознавать звуки при их одновременном звучании. Такой слух называют гармоническим. Абсолютники точно называют количество звуков в гармоническом аккорде, распознают каждый из них.

Для музыканта важно обладать не только хорошим абсолютным и относительным восприятием звуков, но и развитым внутренним слухом.

Это качество основывается на музыкальном опыте, способности мыслить музыкальными образами, представлять гармонию музыкального произведения в целом.

Внутренний слух основывается на музыкальном таланте, совершенствуется всю жизнь. Такие известные композиторы, как Бетховен, Сметана, страдающие в конце жизни глухотой, писали музыку, пользуясь исключительно внутренним слухом.

Абсолютный слух и музыкальные способности

Абсолютная способность распознавать звуковые частоты всегда врожденная, но для того, чтобы она проявилась, человек должен сначала услышать звуки. Частота услышанного звука сохраняется в памяти без изменений всю жизнь. Первым известным абсолютником считается В. А. Моцарт.

С возрастом абсолютный слух не утрачивается, а по некоторым данным, улучшается. Встречается врожденная способность абсолютного распознавания звуков в среднем с частотой 1: 10 000. Среди профессиональных музыкантов эта способность отмечается чаще, примерно у одного на несколько десятков человек.

Количество абсолютников выше у народностей с тональными языками. К таким языкам относятся японский, вьетнамский.

Жители этих стран музыкальны, любят и понимают музыку. Тем не менее, количество композиторов в этих странах в среднем не выше, чем в европейских государствах.

Дело в том, что абсолютный слух — не гарантия музыкальной одаренности. По аналогии с литературой, не достаточно распознавать цвета, чтобы рисовать, знать буквы, чтобы стать писателем.

Можно ли достичь абсолютного слуха тренировкой

Абсолютник отличается от человека с относительным музыкальным слухом способностью сохранять в памяти частоту звука. Поступающий в слуховой анализатор внешний звук сравнивается с имеющимися у абсолютника в памяти частотами и выбирается наиболее близкое значение.

Совершенно идеального звучания внешнего звука добиться сложно. В действительности даже эталон — нота «ля», воспроизводится не на частоте 440 Гц, а с небольшой погрешностью. Диапазон погрешности или звуковысотная зона составляет 435-445 Гц.

Специальной тренировкой обычный человек при желании способен максимально приблизиться к умению различать звуки с абсолютной точностью.

Возможно, не каждому удастся достичь скорости распознавания и точности определения звука, характерных для абсолютного слуха, но приблизить свой музыкальный слух к желаемому идеалу, по силам каждому.

Обязательным условием для начала занятий должно быть наличие относительного музыкального слуха. Этот способ распознавания звуков может быть развит в совершенстве и соответствовать уровню абсолютного распознавания звуков.

Существуют специальные программы – Ear Power, Earope, позволяющие совершенствовать слух самостоятельно. Желающим улучшить свой абсолютный слух предлагаются курсы, где под руководством тренера шаг за шагом постигается мастерство распознавания музыкальных звуков.

Известно большое число успешных, выдающихся композиторов, не обладавших абсолютным слухом с рождения и отточивших мастерство в профессиональной деятельности.

Недостатки абсолютного слуха

Не всегда выдающиеся качества приносят обладателю одну лишь только пользу. Абсолютный слух в обычной жизни создает даже некоторые неудобства.

Так, абсолютники слышат любую фальшивую ноту. Диссонанс режет слух, отвлекает, вносит оттенок неудовольствия в занятия. Абсолютный слух улавливает фальшивые ноты в звучании оркестра на концерте, церковного пения в храме, звуки обычного пения в караоке вызывают шок.

Кроме того, чистый абсолютный слух без развитого относительного слуха позволит человеку играть с листа сложные музыкальные произведения, идеально настраивать инструменты, но не позволит писать музыку. Обладатель абсолютного слуха с неразвитым относительным слухом воспринимает музыкальные звуки в отдельности, не чувствует их взаимного тяготения и гармонии.

Абсолютный слух обнаруживается при занятии музыкой, тренируется и развивается в течение всей жизни, не ослабевает с возрастом. Музыкальные способности человека складываются из умения точно различать высоту звука, способностью определять тембр, длительность, относительную высоту и интенсивность звуков.


Феномен абсолютного слуха


Преподаватель музыки всегда может сказать, у кого из его учеников абсолютный слух. Они не обязательно играют на инструментах лучше других или становятся солистами в вокальных группах. Их отличает способность мгновенно (за 1-2 секунды) назвать звучащую ноту . Такие музыканты легко и точно воспроизводят любую услышанную мелодию и могут записать ее. Одновременно с восприятием звука они видят его позицию на нотном стане.

Большинство музыкантов определяют ноты на слух по-другому. Они руководствуются соотношением между звуками. Легко распознавая интервал между двумя нотами, они могут назвать одну из них лишь в том случае, если им подскажут вторую. Это — относительный слух, вполне достаточный для серьезных занятий музыкой, но не феноменальный .

Веками считалось, что абсолютный слух — достояние музыкальной элиты. По некоторым оценкам, лишь один из 2000 человек обладает им. Однако все большее число экспериментов — от лингвистических исследований до сканирования мозга — доказывает, что этот дар встречается гораздо чаще . Некоторые ученые даже полагают, что все люди, независимо от музыкальной одаренности, могут развить его. Есть надежда, что современные исследования наконец внесут ясность в давний спор о том, какова природа абсолютного слуха: зависит ли он от наследственных факторов или от обучения музыке в раннем возрасте.

На съезде Американского акустического общества в 1999 году психолог Диана Дейч привела результаты исследования, проведенного в университете Сан-Диего. Оно касалось феномена абсолютного слуха у людей, говорящих на языках с тоновым ударением . Треть населения земного шара, в основном жители Азии и Африки, говорит на языках, в которых значение слова меняется в зависимости от высоты ударного слога. Вьетнамцы и китайцы, например, с раннего детства привыкают различать звуки по высоте и связывать с ними значение слов. Это развивает у них абсолютный слух . Точно так же, как музыканты-«абсолютники» сразу называют услышанную ноту, они по высоте звука мгновенно распознают смысл слова. Отклонение не превышает четверти тона. Диана Дейч считает это доказательством того, что абсолютный слух можно развить .

Почему же не все люди обладают абсолютным слухом? Данел Левитин из университета Макгила в Монреале приводит любопытное сравнение: «Человеку не нужно сверяться с радугой, чтобы определить, что помидор красного цвета. Каждый из нас мгновенно распознает любой из десяти основных цветов. Но если мы с легкостью классифицируем цвета, то почему же не можем сразу назвать каждый их двенадцати основных звуков?» У Левитина есть ответ на этот вопрос. Абсолютный слух, утверждает он, включает в себя два компонента — звуковую память и звуковое ранжирование. «Абсолютники» автоматически ассоциируют память о тоне с его позицией на нотном стане. Не имея абсолютного слуха, человек не может автоматически отождествлять ноту с ее названием. В лучшем случае он может лишь воспроизвести ноту сразу после того, как ее услышит.

Но откуда берется такая феноменальная способность? Человек рождается с ней или приобретает ее на уроках музыки? Вопрос этот очень непрост.

В музыкальных семьях любовь к музыке передается из поколения в поколение. Но только ли любовь? А способности, в том числе абсолютный слух? В последнее десятилетие ученые пришли к выводу, что абсолютный слух «обтачивается» поколениями. Как утверждает Нелсон Фреймер из университета Сан-Франциско, музыкальные гении создаются на генном уровне. Фреймер исследовал множество людей с абсолютным слухом и их родственников. Кроме того, объектами его исследований стали люди, которых рано начали обучать музыке. Оказалось, что слух лучше развивается у тех, у кого в роду были «абсолютники», чем у тех, кто просто с раннего детства учился музыке. В конце концов, Фреймер пришел к такому выводу: существует генетическая предрасположенность к абсолютному слуху, но развивается этот природный дар на занятиях музыкой .


Многие исследователи именно этим объясняют разную степень музыкального таланта у людей с абсолютным слухом. «При хорошей наследственности решающую роль играет то обстоятельство, насколько рано ребенок начал заниматься музыкой, — говорит психолог Элизабет Марвин. — Наибольших успехов достигают те, кто приобщился к этому с трех до шести лет ».

Генетик из Нью-йоркского университета Питер Грегерсен вместе с коллегами обследовал 2700 студентов американских консерваторий и колледжей и обнаружил, что среди выходцев из Азии 32% обладают абсолютным слухом, в то время как на остальных студентов приходится только 7% «абсолютников» . Конечно, это соотношение отражает генетические особенности, о которых уже упоминалось. Но, по мнению Грегерсена, имеет значение и возраст приобщения к музыке, и сам метод музыкального образования. Студенты с абсолютным слухом начали заниматься музыкой в среднем с пяти лет, тогда как остальные — с восьми. Важно и то, что в Азии при обучении музыке отдается предпочтение методу Сузуки , при котором ученики определяют ноты и играют только на слух . Например, в Японии дети поднимают флажки, цвет которых соответствует той или иной ноте . В США же принято сразу обучать нотной грамоте. Это развивает не абсолютный, а относительный слух.

Но если легкость определения нот действительно объясняется генетической предрасположенностью и методом обучения, то это должно отражаться и на работе мозга. Для того чтобы выяснить это, было проведено обследование на томографе музыкантов с абсолютным и относительным слухом. Сканирование позволило установить существенные когнитивные различия. У музыкантов с относительным слухом, когда их просили назвать ноту, вспышка активности происходила в той области мозга, где поступающая информация сопоставляется с памятью. То есть они оперировали рабочей памятью. Напротив, музыканты с абсолютным слухом для определения ноты прибегали к помощи долговременной памяти . Создается впечатление, что инструмент распознания звуков у них запрятан гораздо глубже.

Ученые сходятся в том, что зачатки абсолютного слуха есть у всех людей. У одних он развивается из поколения в поколение, у других, наоборот, притупляется. При обучении ставка на относительный слух не позволяет развиваться абсолютному слуху даже в том случае, если приобщение к музыке началось рано . Интересно, что даже люди с развитым абсолютным слухом пользуются им далеко не всегда. Они тоже прибегают к возможностям, предоставляемым слухом относительным, так как считают его более полезным.

Е. Рудерман

Online игра "Абсолютный слух"

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.


Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо...

По техническим причинам мы больше
не выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения:-(

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу .

1. ДО
2. РЕ
3. МИ
4. СИ
5. ЛЯ
6. РЕ
7. МИ
8. ФА
9. ЛЯ
10. СИ
11. СОЛЬ
12. МИ
13. ДО 1-й октавы
14. РЕ 1-й октавы
15. МИ 2-й октавы
16. ФА малой октавы
17. СОЛЬ 1-й октавы
18. ЛЯ 1-й октавы
19. СИ малой октавы
20. ДО малой октавы
21. РЕ малой октавы
22. МИ большой октавы
23. ФА 1-й октавы
24. СОЛЬ малой октавы
25. ЛЯ большой октавы
26. СИ большой октавы
27. ДО 2-й октавы
28. РЕ 1-й октавы
29. МИ 1-й октавы
30. ФА 2-й октавы
31. СОЛЬ большой октавы
32. ЛЯ малой октавы
33. СИ 2-й октавы
34. ДО 1-й октавы + нотный стан
35. СОЛЬ малой октавы + нотный стан
36. ЛЯ большой октавы + нотный стан
37. ФА большой октавы + нотный стан
38. РЕ большой октавы + нотный стан
39. МИ 1-й октавы + нотный стан
40. ДО 1-й октавы + нотный стан
41. СОЛЬ 1-й октавы + нотный стан
42. СИ 1-й октавы + нотный стан
43. РЕ 2-й октавы + нотный стан
44. МИ 2-й октавы + нотный стан
45. ФА 2-й октавы + нотный стан
46. СОЛЬ 2-й октавы + нотный стан
47. СИ 2-й октавы + нотный стан
48. ДО 3-й октавы + нотный стан
49. ДО 1-й октавы + нотный стан
50. ЛЯ малой октавы + нотный стан
51. ФА малой октавы + нотный стан
52. РЕ малой октавы + нотный стан
53. СОЛЬ большой октавы + нотный стан
54. МИ большой октавы + нотный стан
55. ДО большой октавы + нотный стан

Алексей Устинов, 2011-12-30

Игра обновлена 2013-11-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух - способность определять высоту тона, независимо от других тонов , т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык "абсолютного музыкального слуха" постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен - однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?...

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько "Блюз", достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза... а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, "на слух", но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык "абсолютного слуха" не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. - автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра "Абсолютный слух" - превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь - вначале поиграйте в игру НОТКИ - КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается - проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы... Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!

К музыкальному искусству стремится приобщиться много людей, если не на профессиональном уровне, то хотя бы на любительском. Однако это невозможно сделать без и наличия слуха. Абсолютный относится к одному из нескольких видов музыкальных способностей и вызывает массу споров о природе своего формирования. Возможно ли его развить? Давайте попробуем разобраться.

Общие и специальные способности

Общие способности, без которых невозможно даже начать занятия музыкой - это музыкальная память и здоровая психомоторика. Под музыкальной памятью подразумевается несколько типов памяти, позволяющих в той или иной форме запоминать и воспроизводить музыкальные произведения - на слух или же визуально запоминая расположение нот на клавиатуре, зрительно «фотографируя» нотную партитуру и т. д.

Ядро музыкальности также составляет:

  • ладовое чувство, позволяющее человеку различать эмоциональную окраску музыки и ее гармонию;
  • музыкально-слуховые представления о высоте звуков, о характере их воспроизведения, порядке движения (сюда же относится умение воспроизводить услышанное на слух);
  • восприятие ритма и умение работать в заданном ритмическом рисунке.

Специальные способности включают в себя те, которые необходимы для конкретной исполнительской деятельности (например, к скрипачу предъявляется ряд требований, отличных от требований к вокалисту или пианисту), а также способности, необходимые для осуществления композиторской деятельности.

Общие и специальные способности не исчерпываются только вышеперечисленными компонентами, к тому же границы между этими двумя группами не вполне четкие.

Виды музыкального слуха

Музыкально-слуховые представления по-другому еще именуются музыкальным слухом. Существует несколько его разновидностей:

  1. Внешний (восприятие музыки в реальном времени) и внутренний (умение воспроизводить музыку в воображении).
  2. Абсолютный (умение абсолютно точно распознавать и воспроизводить отдельные звуки и мелодии) и относительный (умение выстраивать мелодию или звукоряд, исходя из ладовых связей и гармонии).
  3. Гармонический (восприятие многоголосных аккордов и партий) и мелодический (восприятие одноголосных мелодий).

Что такое абсолютный музыкальный слух

В свою очередь абсолютный музыкальный слух делится на 2 категории: пассивный и активный. Пассивный - это когда человек в точности может назвать высоту воспроизведенного звука, распознать взятый аккорд или даже назвать ноты, из которых состоит мелодия. Хорошо развитый активный абсолютный слух позволяет человеку в точности воспроизводить заданную мелодию, звукоряд или аккорд.

Абсолютный музыкальный слух относится, по идее, к общим музыкальным способностям, ведь музыкально-слуховые представления находятся именно в этой категории. Однако исследователи ведут жаркие дискуссии по поводу данной классификации.

Во-первых, относить абсолютный слух к общим способностям было бы неправильно, потому что для любого вида музыкальной деятельности более важен относительный слух - умение выстраивать относительные ладовые связи (именно под этим понимают музыкальность). Абсолютный же слух - это уникальное явление. Вместе с тем его наличие не говорит о способности человека понимать музыку, а скорее свидетельствует о хорошей слуховой памяти, которая с точностью фиксирует музыкальную информацию. Поэтому некоторые исследователи утверждают, что абсолютный музыкальный слух относится к специальным способностям. Опять же, до сих пор не установлено - врожденная ли это способность или приобретенная.

Как осуществить тест на музыкальный слух

Тест на наличие музыкального слуха проходят ученики перед зачислением в музыкальную школу, студенты перед поступлением в музыкальное училище и т. д. Для людей, планирующих заниматься музыкой профессионально, такие проверки - обычное дело. Однако для того, чтобы превратить музыку в своё хобби, также необходимо удостовериться в наличии способностей. Как проверить слух музыкальный в домашних условиях?

Для этого не потребуются изощренные методы - достаточно выполнить несколько простых заданий с помощью напарника.

Задание №1

Желательно, чтобы человек, который проходит тест, стоял спиной к инструменту. Напарник должен взять на клавиатуре произвольную ноту. Испытуемому дается пара секунд, чтобы запомнить её звучание. Затем помощник одна за другой должен играть ноты вразнобой, а испытуемый должен узнать среди них ту ноту, которую держит в памяти. Повторить тест следует несколько раз.

Задание №2

Если человек, который проходит тест, знает название нот, то можно попробовать ту же самую методику: напарник берет произвольную ноту - испытуемый озвучивает её название.

Задание №3

Музыкальный слух подразумевает и хорошее восприятие ритма. Помощник должен карандашом настучать о твердую поверхность определенный ритмический рисунок, который будет длиться 5-7 секунд. Испытуемый должен в точности повторить его.

Выполнить досконально тест на музыкальный слух может не получиться с первого раза - это нормально даже для людей, у которых есть слух. Но если при многократных повторах количество правильных ответов меньше 20-30%, то, скорее всего, музыкальный слух отсутствует или очень слабо развит.

Как развить абсолютный музыкальный слух

Поскольку абсолютный музыкальный слух относится к еще плохо изученной сфере человеческих способностей, при большом желании можно все-таки попробовать его развить: даже если тест был пройден неудовлетворительно, это не гарантия, что у человека вовсе отсутствуют задатки. Выполнение систематических упражнений на развитие слуха окончательно может прояснить ситуацию: подтвердить или опровергнуть результат первого прослушивания.

Упражнения для развития абсолютного музыкального слуха

Когда осуществляется развитие музыкального слуха, упражнения стоит выбирать для начала самые простые. Когда они будут освоены - можно усложнять задания. Для тренинга понадобится помощник.

Упражнение №1

Упражнение в целом повторяет упражнение №1 из теста на музыкальный слух. С той лишь разницей, что на этот раз, когда ученик ошибается, ему необходимо сообщить правильный ответ и дать еще раз запомнить звучание ноты, а также ее название (если он владеет Педагогические исследования показали, что сообщение правильного ответа улучшает результаты дальнейших упражнений на 25-30%.

Упражнение №2

Когда предыдущее упражнение будет освоено, стоит перейти к более сложному варианту - музыкальному диктанту. Для него необходимо взять самую простую мелодию - из учебника за 1-й класс музыкальной школы.

Для первого диктанта напарник должен медленно, соблюдая размер и все паузы, сыграть всего несколько тактов, а испытуемый - на слух записать мелодию нотами. Со мелодии можно увеличивать, пробовать писать более сложные диктанты. Проверка и работа над ошибками - обязательная составляющая этого упражнения.

Заключение

Тест на музыкальный слух может сказать многое о но далеко не всё. Некоторые испытуемые слишком волнуются, и это мешает им показать весь свой потенциал.

Однако если вы приняли решение развивать музыкальный слух, нужно понимать, что выполнение упражнений должно стать если не ежедневным занятием, то осуществляться не менее 3-4 раз в неделю. При несистематических упражнениях результата достичь будет сложно, а в некоторых случаях его придется ждать годы. Развитие абсолютного музыкального слуха - дело непростое, необходимо вооружиться терпением.