Егер О. Всемирная история (том первый. Древний мир). Расовый тип древних эллинов Элины народ

14.06.2019

А вот в этом плане Восток – это просто другая модель, другая модель жизни, другая модель поведения, и неизвестно, что лучше. Ведь даже современная европейская цивилизация не такая уж старая, она не такая уж древняя. А вот, например, китайская цивилизация насчитывает четыре тысячи лет непрерывного развития — непрерывного, без потрясений, без изменений этнического состава. И здесь Европа, которая по сути дела начнёт свою историю, этническую историю, с эпохи переселения народов, выглядит не такой уж и древней. Не говоря об американцах, у которых всей этой истории 200 лет, поскольку они не стали считать частью своей истории историю того народа, которого истребили – историю индейцев.

Не надо забывать, что помимо Европы есть огромный окружающий мир, который так же интересен и своеобразен. И если он непонятен, это не значит, что он хуже. Вот в этом плане опять-таки нужно себе представлять, каково было отношение греков (первые лекции будут по Греции, поэтому будем говорить о греках) к окружающему миру. Вот интересно, считали они себя европейцами и думали ли они, что будут считаться базисом, на котором возникнет европейская цивилизация? Так вот, для греков, а позднее для римлян (ну с определённой модификацией), будет очень чёткое представление деления на “своих” и “чужих”: эллины и варвары.

Кто такие эллины?

Эллины – это те, которые относятся к кругу греческой культуры. Это не эллины по происхождению. Неважно, кто ты по происхождению. Эллин — это человек, который говорит на греческом языке, который поклоняется греческим богам, который ведёт греческий образ жизни. И в этом плане опять-таки было показательно, что у греков не было понятия национальности. Потом будем говорить, что у них впервые вырабатывается понятие гражданин, понятие гражданский статус, но опять-таки не понятие национальности.

В этом отношении греки были народом очень восприимчивым. Именно поэтому можно объяснить столь быстрое и динамичное развитие их культуры. Многие из так называемых греков в этническом плане не греческого происхождения. Фалес по традиции – финикиец, то есть на четверть, по край мере, представитель малоазиатского карийского народа, Фукидид по матери фракиец. И много других замечательнейших представителей греческой культуры не были греками по происхождению. Или вот один из семи мудрецов (семь мудрецов, отбор был жёсткий), сугубый скиф, Анахарсис, а считается, что он относится к кругу греческой культуры. И, кстати говоря, именно ему принадлежит одна поговорка, которая столь актуальна, скажем, в нашей стране, в нашем мире. Именно он сказал, что закон подобен паутине: слабый и бедный застрянет, а сильный и богатый прорвётся. Ну, чем это не эллинская мудрость, эллинская, а он скиф.

Так что для греков (а они потом расселятся по всему Средиземноморью и Причёрноморью) греком эллином считался человек их культуры и всё, вне зависимости от национальности. А все, которые не относятся к культуре, не говорят на греческом языке, они все варвары. Причём в тот момент слово “барбарус” (это сугубо греческое слово) не носило негативного характера, это просто человек иной культуры. И всё. Причем опять-таки любой варвар может стать представителем эллинской культуры, может стать эллином. В этом ничего непреходящего нет

Поэтому-то у них в мире и не было таких проблем, как, например, религиозные распри или распри на национальном характере, хотя греки всё время воевали, они очень неспокойный был народ. Они воевали совершенно по другим причинам.

Эллин

Само название Эллин или Еллин, восходит ещё к VIII веку до нашей эры. И берёт своё название от Эллады или по другому – древней Греции. Таким образом, Эллин – это «грек», или житель Греции, представитель греческого народа, этноса.

Надо сказать, что со временем, в I веке нашей эры, слово «Эллин», стало обозначать не только греков по национальности, но также представителей всего средиземноморья. Оно стало обозначать носителей греческой культуры, языка, и даже людей другой национальности, которые родились в Греции или соседних странах и ассимилировались там.

Со времён завоеваний Александра Македонского, греческая культура распространилась по всему тогдашнему миру. Греческие нравы, обычаи, греческий язык, проникли во все страны граничащие с Грецией, и стали в своём роде, интернациональными культурными ценностями. Вот почему весь мир тогда говорил по гречески. И даже римляне, которые пришли на смену грекам, переняли многое из того, что являлось по праву – греческой культурой.

Из всего выше сказанного, можно увидеть, что евреи под словом Эллин, подразумевали «язычника», представителем какого бы народа он не являлся. Если он не еврей, то, значит он Эллин (язычник).

Елленисты из книги Деяний 6:1

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
(Деян 6:1).

Как следствие, Апостолы поручили братьям назначить нескольких ответственных за удовлетворение потребностей вдов эллинистов.

«Ропот » в данном тексте это перевод греческого слова goggumos , которое означает «ворчание; бормотание»; «приглушенный разговор»; «выражение скрытого недовольства»; «жалоба».

«Еллинисты » это транслитерация слова helleniston , формы множественного числа родительного падежа от hellenistes. Hellas означает Эллада, Греция. В Новом Завете Hellas употребляется в отношении южной части Греции в отличие от Македонии на севере.

Слово «эллин», иначе грек, означало человека, не принадлежавшего к еврейскому народу, как, например, в Книге Деяний 14:1; 16:1, 16:3; 18:17; Послании к Римлянам 1:14.

1 В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов.
(Деян 14:1).

1 Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин.
(Деян 16:1).

3 Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
(Деян 16:3).

17 А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том.
(Деян 18:17).

14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
(Рим 1:14).

В Новом Завете слово hellenistes употребляется только три раза [Деян 6:1; 9:29; 11:20], и означает иудеев, говоривших на греческом языке. «Эллинисты» в Книге Деяний 6:1, это греко-говорящие евреи, которые следовали греческим обычаям и происходили из греко-говорящих стран.

29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
(Деян 9:29).

20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
(Деян 11:20).

Вероятно, они представляли те народы [Деян 2:8-11], которые были в Иерусалиме в день Пятидесятницы, и вслед за воскресением Иисуса, обратившиеся в Господа Иисуса Христа.

8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?
(Деян 2:8-11).

Там же их помещали Геродот , Фукидид , Паросский Мрамор, Аполлодор . Однако Аристотель переносит древнюю Элладу в Эпир . По мнению Эд. Мейера, высказанного в работе "Geschichte des Altertums" (II т., Штуттгарт, 1893), в доисторический период греки, занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою в новые земли и прежние племенные и областные названия.

Позднее генеалогическая поэзия (начиная с Гезиода) создала эпонима эллинского племени Эллина, сделав его сыном Девкалиона и Пирры , переживших великий местный потоп и считавшихся родоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создала в лице брата Эллина, Амфиктиона , эпонима Фермопильско-Дельфийской амфиктионии. Члены амфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами, привыкли называть себя эллинами и распространили это название по Северной и Средней Греции, а дорийцы перенесли его в Пелопоннес .

В VII веке до нашей эры преимущественно на востоке возникли соотносительные понятия варваров и панэллинов, но это последнее название было вытеснено уже вошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все племена, говорившие на греческом языке, за исключением македонян, живших обособленной жизнью.

Как общенациональное название имя эллины встречается впервые в VIII веке до нашей эры у Архилоха и в Гезиодовском Каталоге.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эллины" в других словарях:

    Греки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭЛЛИНЫ древние греки, как они называли себя сами. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (греческое Hellenes), самоназвание греков … Современная энциклопедия

    - (греч. Hellenes) самоназвание греков … Большой Энциклопедический словарь

    ЭЛЛИНЫ, ов, ед. ин, а, м. Самоназвание греков (чаще классической эпохи). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (вEllhneV). Впервые с именем эллинов небольшого племени,жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков Пенея, мы встречаемся у Гомера: Э., вместе с ахеянами и мирмидонянами,упоминаются здесь как подданные Ахилла, населяющие… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    эллины - эллины, ов, ед. ч. эллин, а … Русский орфографический словарь

    Эллины - (греческое Hellenes), самоназвание греков. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Ов; мн. [греч. Hellēnes] 1. Самоназвание греков. ● Впервые термин эллины для обозначения греков встречается у поэта Архилоха (7 в. до н. э.). 2. Древние греки. ◁ Эллин, а; м. Эллинка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Эллинский, ая, ое. Э ая речь. Э … Энциклопедический словарь

    Эллины - (греч. Hellenes) самоназвание греков, распространившееся в античности. Впервые это слово встречается у Гомера, однако по отношению только к одному племени, заселявшему небольшую область в южной Фессалии Элладу; Аристотель локализует его в… … Античный мир. Словарь-справочник.

    эллины - ов; мн. (греч. Héllēnes) см. тж. эллин, эллинка, эллинский 1) Самоназвание греков. Впервые термин эллины для обозначения греков встречается у поэта Архилоха (7 в. до н. э.). 2) Древние греки … Словарь многих выражений

Книги

  • Эллины и иудеи , Юрий Герт. Для Юрия Герта важнейшими всегда были темы антисемитизма, преодоления ассимиляционной безликости, осмысления собственной судьбы как части судьбы своего…
  • Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины) , Вихнович В.Л. Книга известного петербургского ученого В. Л. Вихновича посвящена жизни и трудам последнего иудейского царя Ирода Великого (73–4 гг. до н. э.), имя которого в связи с упоминанием в…

Эллины (Ἔλληνες ). - Впервые с именем эллинов - небольшого племени, жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков Пенея, - мы встречаемся у Гомера (Ил. II, 683, 684): Э., вместе с ахеянами и мирмидонянами, упоминаются здесь как подданные Ахилла, населяющие собственно Элладу . Кроме того, имя Эллады как южнофессалийской области мы находим в нескольких позднейших частях обеих Гомеровских поэм (Ил. IX, 395, 447 , XVI, 595 ; Од. I, 340 , IV, 726 , XI, 496). Этими данными эпической поэзии о географическом местонахождении Э. пользуются Геродот, Фукидид, Паросский Мрамор, Аполлодор; лишь Аристотель, основываясь на Ил. XVI, 234-235 , где упоминаются «жрецы Додонского Зевса Селлы , не моющие ног и спящие на голой земле», и отождествляя названия Селлов (подр. Геллов) и Эллинов, переносит древнюю Элладу в Эпир. Исходя из того факта, что Эпирская Додона была центром древнейшего культа исконных греческих богов - Зевса и Дионы, Эд. Мейер («Geschichte des Altertums», II т., Штуттгарт, 1893) полагает, что в доисторический период греки, занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою в новые земли и прежние племенные и областные названия; понятно, что упоминаемая у Гезиода Геллопия и гомеровские Селлы (Геллы) повторяются в фессалийских Эллинах и Элладе. Позднее генеалогическая поэзия (начиная с Гезиода) создала эпонима эллинского племени Эллина, сделав его сыном Девкалиона и Пирры, переживших великий местный потоп и считавшихся родоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создала в лице брата Эллина, Амфиктиона, эпонима Фермопильско-Дельфийской амфиктионии. Отсюда можно вывести заключение (Holm «History of Greece», I, 1894 стр. 225 след; см. также Белох, «История Греции», т. I, стр. 236-217, M., 1897), что греки признавали тесную связь между союзом амфиктионов и именем Э., тем более, что в центре народов, входивших первоначально в состав союза, географически помещались фтиотийские ахейцы, тождественные с древнейшими эллинами. Таким образом, члены амфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами, мало-помалу привыкли называть себя эллинами и распространили это название по Северной и Средней Греции, а доряне перенесли его в Пелопоннес. В VII в. до Р. Хр. преимущественно на востоке возникли соотносительные понятия варваров и панэллинов: это последнее название было вытеснено уже вошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все племена, говорившие на греч. языке, за исключением македонян, живших обособленной жизнью. Как общенациональное название имя Э., по имеющимся у нас сведениям, встречается впервые у Архилоха и в Гезиодовском Каталоге; кроме того, известно, что устроители Олимпийского празднества носили имя Гелланодиков уже раньше 580 г. до Р. Хр. Потребность в создании общенационального имени замечается уже в эпической поэзии: так, у Гомера греки носят общеплеменные имена данаев, аргивян, ахейцев, в противоположность троянцам. Аристотель и некоторые представители александрийской литературы упоминают еще одно, по мнению их древнейшее общеэтническое название народа - Γραικοί (= graeci = греки), под которым в историческое время жители Э. были известны римлянам и которое затем через римлян перешло ко всем европейским народам. Вообще, вопрос о происхождении этнических названий греческого народа принадлежит к числу спорных и не решенных по настоящее время. Ср. Ed. Meyer, «Forschungen zur alten Geschichte» (Штуттгарт, 1892); B. Niese, «Ueber den Volkstamm der Gräker» («Hermes», т. XII, Б., 1877; стр. 409 и след.); Busolt, «Griechische Geschichte bis zur Schlacht bei Chaironeia» (I т., 2 изд., Гота, 1893); Энманн, «Из области древнегреческой географической ономатологии» («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1899, апрель и июль).