15 неприятных фактов о религии, православии и христианстве вообще
1. 99 % православных даже не подозревают, что христиане, евреи и мусульмане верят в одного бога. Зовут его Элохим (Аллах).
Несмотря на то, что у этого бога есть название, имени собственного у него нет. То есть, слово Элохим (Аллах) - просто означает «бог».
2. Некоторые православные даже не догадываются, что к христианам относятся все люди, которые верят, что Иисус существовал. И католики, и протестанты, и православные.
Но на сегодняшний день нет ни одного достоверного подтверждения существования Иисуса, однако Магомет был исторической личностью.
3. Мифический Иисус был иудеем по вере и евреем по национальности. Умные евреи, которым не давало покоя, что еврейской паствой рулят только кланы коганов и левитов, решили отпочковаться и создать свою контору, которую впоследствии назвали "христианством."
4.Любая религия имеет целью своего существования всего две вещи. Их следует помнить, кто бы вам какой лапши на уши не вешал.
Первая - это обогащение.
Вторая - обыдление
Обогащаются священнослужители того или иного культа. Обыдляется народ. Любое государство поддерживает основную религию, потому что церковь помогает превращать людей в стадо.
В христианстве так и говорится - паства, то есть стадо. Стадо, которое пасёт пастух или пастырь. Пастырь стрижет с барашка шерсть и увещевает перед тем, как сделать из него люля-кебаб.
5. Как только человек при помощи религии загнан в стадо, у него появляются стадные чувства и стадные мысли. Он перестает думать логически и перестает использовать органы восприятия. Все, что он видит, слышит и говорит - есть набор штампов, используемых в стаде.
6. В 1054 году произошло разделение христианской Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную - на Востоке с центром в Константинополе.
Все теории и обоснования почему это случилось не стоят и выеденного яйца (мы позже к этому вернемся), главная проблема заключалась в первенстве. Кто должен верховодить - папа римский или патриарх.
В итоге каждый стал считать себя главным.
Ребята рассудили так: дружба дружбой, а табачок врозь. Деньги счет любят.
7. В 988 году киевский князь Владимир принимает решение креститься от Константинопольской Церкви. На протяжение многих веков, церковь огнем и мечом выжигает на Руси инакомыслие и многобожие.
Почти подчистую были уничтожены все документы, относящиеся к дохристианскому периоду.
Был почти полностью уничтожен целый класс людей, называвшихся на Руси волхвами, ведунами, ведьмами, колдунами.
То есть, пласт древнейших знаний и умений, первозданный язык на котором люди общались с природой и богами, весь опыт, который копил народ в течении столетий, был стерт из людской памяти.
8. Считается, что ведуны (от санскритского слова «ведать», «знать») были своего рода совестью племени, его нравственным и духовным ориентиром: "со-" + "-весть", т.е. "совместная весть", "совместное знание". Совесть - это способ общения человека с Богом с помощью сравнения своих нравственных стандартов со стандартами окружающих людей и с опытом предков.
Народ, обладающий совестью, не нуждалось в таких инструментах, как государство, религия, пропаганда, смертная казнь.
Есть мнение, что ввиду огромной территории евразийского континента, остатки совести сохранились где-то в глубинке России.
Поэтому генетическая память русских свято хранит веру в существование справедливости (корень «вед», кстати) совести и правды.
За злобный нрав, алчность и черные рясы поповство на Руси прозвали «вороньём».
9. Уничтожение христианством «совести» на Западе происходило много позже, было более тотально и технологично.
Лагеря смерти начались именно с европейской инквизиции, когда колдуны и ведьмы на всей территории Европы были выявлены, зафиксированы, приговорены и сожжены. Все, без остатка.
Правду и совесть на Западе заменили «правом». Западный человек не верит ни в какую гипотетическую справедливость, зато верит законам, да еще и придерживается их.
10. Первый крестовый поход начался в 1096, а последний закончился в 1444. 350 лет миролюбивое христианство, именем Иисуса, уничтожало страны, города и целые народы. И этим занималось, как вы наверное понимаете, не только католичество или какой-нибудь тевтонский орден. Десятки племен существовавших на территории Московии, так же были насильно обращены в православие или стерты с лица земли.
11.В зарубежных источниках «православная» церковь пишется, как «ортодоксальная». Мы с вами ортодоксы, ребята.
12. В 1650-х - 1660-х в Московии происходит так называемый «раскол». Не будем сильно углубляться в детали, скажем лишь, что причиной церковных реформ, проведенных патриархом Никоном было всего две вещи - резкое отличие церковных порядков в Московии и в греческой церкви.
По сути, московская церковь превратилась в самочинную религиозную организацию, поражавших своей дикостью заезжих греческих священников. Особенно это стало явно видно ввиду присоединения Малороссии. Малороссия отделилась от Польши, признала своим царем Алексея Михайловича и вошла в состав Московского государства как его нераздельная часть, но церковно-обрядовая практика южноруссов сходилась с тогдашнею греческою и разнилась от московской.
Нужно было срочно все это унифицировать.
И второе. Главный политический аспект реформы заключался в «византийской прелести», то есть завоевании Константинополя и возрождении Византийской империи с помощью и за счёт России. В этой связи, царь Алексей хотел наследовать со временем престол византийских императоров, а патриарх Никон хотел стать Вселенским патриархом.
Вот так. Жажда власти. Жажда первенства.
Благодаря этому православная паства (помните, что означает паства?) во главе с пастырями еще триста лет охотилась на раскольников, которые не хотели перестраиваться.
Так что, перестройка, это не только подрывная деятельность херра Питера и Михаила Горбачева.
13. Если кто не знает, сообщу. Единственной вещью, которая отличает католическую церковь от православной, называется «филиокве» (лат. filioque - «и Сына») добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».
То есть, иудейский Элохим в православии является единственным источником святого духа. А вот католики полагают, что святой дух исходит еще и от иудея Иисуса из Назарета.
Это конечно формальности, всё всегда упирается в деньги и власть.
14. Но вот в чем проблема.
В 1438–1445 проходит XVII Вселенский собор, названный Ферраро-Флорентийским собором. Вселенскими такие соборы называются потому что на них присутствуют представители всех христианских церквей.
Решения вселенских соборов обязательны для всех (как решения Гаагского суда) и для католиков, и для православных.
На этом соборе долго обсуждались разногласия между западной и восточной церковью, а в итоге было принято решение об объединении. Собор закончился подписанием унии.
Отгадайте, кто через несколько лет открестился от решения собора?
Правильно, Московия.
15. А какой смысл отдавать первенство? Так мы сами своё стадо пасём, сами себе начальники, а тут Папа римский будет рулить.
Итого.
К двум главным целям любой религии - обогащению церковников, обыдлению (оболваниванию) масс, мы добавляем третью, выявленную эмпирическим путем - жажда власти.
В христианстве самым главным из смертных грехов является «гордыня».
Жажда власти - это и есть гордыня.
Когда я говорю «нормальный», я не имею в виду – «среднестатистический», я имею в виду – такой, который живет по православным канонам.
И это, конечно, не полный список, и пункты в нем стоят не в порядке приоритетности.
Итак, нормальный христианин:
Необходимый минимум – каждое воскресенье ходить к утренней службе. Но часто бывает, что этого недостаточно. И «ходить на службу» – это не значит просто присутствовать на ней, но значит быть душевно вовлеченным – молча ли внимая, крестясь ли, подпевая и так далее.
В идеале нужно читать утреннее и вечернее правило и молитву перед и после вкушения пищи. Особенно важно, чтобы мужья и жены молились вместе, и чтобы родители молились вместе с детьми. Включите сюда же ежедневное чтение Библии, особенно Псалтыри.
Это значит не только исповедоваться и причащаться, но и собороваться, если заболели. Это значит принять крещение, состоять в венчанном браке. Стоит даже подумать о том, не принять ли вам или другому мужчине из вашей семьи посвящение в духовный сан.
Всё, что мы делаем со своим телом, душой и словами, имеет значение для нашего спасения. Пусть ваше тело, душа и слова служат во благо вам и вашим близким. Ищите, кому бы помочь, а не чтобы помогли вам.
Священник, у которого вы исповедуетесь, посоветует вам, как соотнести посты и обычную жизнь вашей семьи. Православные соблюдают пост по средам и пятницам и, естественно, во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов.
Таинство исповеди крайне важно для души. К исповеди нужно ходить как минимум один раз во время каждого поста. Но и еще – просто, когда это необходимо вашей душе, когда есть грех, мучающий вас.
И часто находит их во время исповеди. Но священник (или духовник, если он у вас есть) в любое время выслушает вас. Это тот источник, которым нужно пользоваться постоянно.
Отдавать десятую часть дохода Господу (ведь ваш доход – это Его дар вам) – это библейская норма, которой православные христиане должны придерживаться. Если вы не можете отдавать все 10 процентов, выберите другую сумму, но отдавайте регулярно, постепенно двигаясь к тому, чтобы отдавать 10 процентов. А если вы можете отдать больше 10 процентов – отдайте. И делайте это не только когда вам тяжело, когда что-то плохое происходит в жизни – жертвуйте, когда всё хорошо. На то, что отдавать десятую часть дохода – именно православная традиция, много раз указывали отцы Церкви.
То есть помогает тем, кто нуждается. Эта помощь может быть и денежной, но помочь можно и собственным трудом, и морально поддерживая, и даже просто находясь рядом с тем, кому тяжело, с тем, кто болен и т.д.
Нужно всё время искать всё более глубокого постижения веры – и не только в том смысле, чтобы понимать, что, собственно, значит быть верующим, благочестивым, набожным. Это значит еще и то, что наш ум должен постоянно находиться во власти Господа, чтобы Он исцелял его и изменял. Все наши мысли должны быть связаны с Богом – читаем ли мы духовную литературу, посещаем ли курсы по религиозному образованию и т.д. Цель всей нашей деятельности в сфере образования – как можно глубже узнать и понять Священное Писание.
Если вы благодарны Господу за дарованное нам Спасение – вам захочется разделить свою веру с другими людьми.
То есть путешествует с целью посещения святынь. Обычно это монастыри, храмы и другие святые места.
Перевод Анны Барабаш
Христианская жизнь, способная снискать милость перед Богом, и получить Его защиту от смерти и ранения - очень просты, не требует материальных затрат и они в общем-то многим хорошо известны. Вера и благочестие - вот, что нужно. Это так просто и так сложно выполнимо для кого-то.... Увы, но нередки случаи, когда воины, оправляющиеся в зону военных действий, предаются безмерному пьянству, а то блуду, мотивируя все это: "возможно скоро смерть и нужно "насладиться" жизнью". Так ли нужно безумствовать?!
Перед отправкой в "горячую точку" искренне покайтесь и исповедуйте грехи (не уезжайте с неисповеданными грехами!), после чего обязательно примите Причастие. Уже на месте найдите единоверцев, и все вместе попросите командование, чтобы к вам чаще приглашали в часть священника для исповеди и Причащения.
Получите у священника, а затем и у родителей благословение на службу. Значение и сила благословения велики. Через родительское и священническое благословение тайным и непонятным образом по Божьей благодати воин получает одновременно и вразумление, и защиту, и силы к выживанию.
Закажите в храме за свое здравие сорокоуст, если срок военной командировки или службы более сорока дней, накажите родственникам, чтобы они еще раз заказали в последующем сорокоуст. В этом случае за вас будет молиться сама Православная Церковь, а сила церковной молитвы в ходатайстве перед Богом в несколько раз сильнее любой частной молитвы мирянина.
У воина обязательно должен быть нательный крест, освященный в храме. Это наша главная святыня. Можно с собой взять и маленькие карманные иконки, или небольшие иконы-складни, перед которыми при возможности будете молиться. Как можно чаще с молитвой накладывайте на себя крестное знамение перед началом боевого дежурства или походом, а особенно перед боем и во время оного в опасные моменты. Делайте это без перчаток и рукавиц, правильно, благочинно и неторопливо, то иначе этим оскверненным крестным знамением только бесов радовать будете.
О силе и значение крестного знамения святитель Кирилл Иерусалимский писал: "Да не стыдиться исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать, и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов".
Воин должен непрестанно молиться, и для этого существует много официально рекомендуемых Церковью молитв, и есть даже молитвенники для православных воинов. Лучше все же спросить совета у священника о должном и посильном для вас молитвенном правиле. Однако, если такого совета вы не получили, рекомендуется чаще читать известный псалом "Живый в помощи Вышняго...", непрестанно повторять краткую Иисусову молитву:"Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя", обращаться к Пресвятой Богородице "Пресвятая Богородица спаси и сохрани" и т.д. После боя благодарите в молитве Бога за сохранение. С молитвой вкушайте пищу, это, возможно, поможет избежать кишечных инфекций и отравлений. В истории Православия описаны случаи, когда и яды от крестного знамения и молитвы теряли смертельную силу.
Когда удачно поразите врага, не кричите, уподобляясь противостоящей тати: "Слава Богу!", говорите же: "Господи, помилуй мя...", помня, что ВЫНУЖДЕННО УБИВАЕТЕ пусть даже и лютых мерзавцев, и поэтому нет в этом повода к ликованию перед Богом. "Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем", - говорит Священное Писание (Сир. 8:8). И уж однозначно не материтесь, сквернословие никакими обстоятельствами Богом не оправдывается!
Возьмите с собой в дорогу бутылку со Святой водой и несколько просфор, антидор или даже артос, которые нужно сразу разделить на маленькие кусочки и засушить. Святую воду и освященный хлеб вкушайте регулярно с соответствующей молитвой (есть в молитвослове) и особенно накануне опасных событий.
Для сбережения и лечения (если все же ранят) можно взять с собой освященный елей, оставшийся после соборования (елеосвящения) или же масло из лампад, горящих перед почитаемыми или даже чудотворными иконами, имеющимися в храмах в вашей местности. Для этого нужно спросить разрешения у настоятеля храма и вам беспрепятственно для такого дела отольют немного масла. Елеем или лампадным маслом от икон помазуют с молитвой лоб и грудь перед опасными событиями, а в случае ранения - места повреждения. Благодаря этому выздоровление верующего воина ускориться, и будет проходить без осложнений.
Очень значительную защиту от смерти и ранения может получить воин благодаря стараниям родителей, жены или любимой девушки, близких друзей. Каким образом? Во-первых, близкие должны сами постоянно молиться Богу о его помиловании и защите. Во-вторых, регулярно по мере материальных возможностей заказывать церковные молебны о здравии воина. В-третьих, чаще творите милостыню, при этом пожертвовав деньги или еще что-нибудь проговаривайте про себя "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй раба Твоего (имя воина) спаси и сохрани, избави от всякого зла".
А как быть, если воин является формальным православным, не соблюдающим церковных канонов? В этом случае единственными ходатаями перед Богом о его спасении будут его верующие родственники, любимая девушка и друзья. Не стоит отчаиваться близким, провожая на службу. Известно не мало случаев, когда по горячей и постоянной молитве матери, жены или друга Господь миловал человека, давая вразумление и спасение. Так что молитесь, и чем сильней ваша вера будет, тем больше шансов, что человек вернется живым! Замечу только, что за некрещеных в церкви священники официально не молятся, но это могут беспрепятственно делать миряне в своей частной молитве.
Еще к размышлению на тему войны
"Произошло это в VII веке в Византии, во время царствования кесаря Никифора. В это время шла война с языческими племенами, населяющими современную Болгарию. Некий воин Николай был призван в армию, и отправился к месту сбора его полка. Путешествие длилось несколько дней. В первую ночь он остановился на отдых - в корчме одного маленького городка. В полночь его разбудил стук в дверь - это была дочь хозяина корчмы. Когда она принимала на постой молодого пришельца, в ней пробудилось плотское влечение. Войдя в его комнату, она без тени смущения заявила ему о цели своего визита. Николай был воспитан в набожной православной семье, и совесть не позволяли ему поддаться позорному искушению. Он решительно попросил ее выйти. Она же не уступала. Тогда, возвысив голос, он объяснил ей, что едет на войну. Как же он может очернить свою душу и тело таким действием? Через несколько дней он может погибнуть: какой же ответ он даст Богу за такой поступок? Сказав это, он перекрестился и выбежал из корчмы. Найдя иное место для ночлега, он заснул, и увидел сон. Открылась ему равнина, на которой кипела битва между греками и болгарами. Вначале вверх брали греки, но болгары выдержали натиск, а затем одержали победу. Когда Николай пригляделся к павшим грекам, его взгляд остановился на некоем пустом месте, на котором словного кого-то не хватало. Таинственный голос объяснил ему, что это место было предназначено дня него, но благодаря его стойкости перед искушением Господь Бог продлил его жизнь. В противном случае он бы погиб, опороченный грехом не имея надежды на спасение души. Все увиденное во сне скоро исполнилось. Так Николай, выдержав искушение, сохранил свою жизнь, и спас свою душу от вечного осуждения".
Почему в чудовищной мясорубке выживают? Почему кто-то попадает в плен, и потом все же возвращается живым, а кто-то в плену погибает зверски замученным? Почему кто-то выходит невредимым из плотного окружения и пробивается к своей части? Почему солдат упавший с большой высоты в пропасть остается живым, а над его бессознательным телом бандиты не поиздевались, не выстрелили в него, а только сняли сапоги? После чего он очнулся, вернулся босиком в часть, при этом он еще и уничтожил вражескую базу... Почему выживают люди там, где казалось бы, нельзя выжить? Какая сила их бережет?
Имеются тысячи и тысячи свидетельств времен Великой Отечественной войны, когда по Божьей воле невероятным и чудесным способом спасались от смерти люди: им являлись святые угодники и предупреждали от опасности, во время разрывов рядом мин и снарядов люди неведомой силой отбрасывались в сторону и оставались живыми и т.п.
В истории армии и флота было три полководца, которые ни разу не потерпели поражения на поле битвы - это генералиссимус Суворов Александр Васильевич, контр-адмирал Ушаков Федор Федорович и генерал Скобелев Михаил Дмитриевич. При этом каждый из перечисленных полководцев был глубоко верующим человеком, отличался благочестием и ни одной битвы не начинал и не оканчивал без молитвы. Опора на религиозно-нравственное чувства русского солдата была неотъемлемой часть обучения и воспитания, которую эти полководцы поставили во главе своей системы подготовки воинов. Так А.В. Суворов провел за всю свою жизнь около 200 боев и сражений и ни одного не проиграл. Удивительно, но большую часть сражений он выигрывал тогда, когда противник находился в 2 - 3 кратном превосходстве, при этом на одного убитого русского солдата приходилось 8 - 10 поверженных противников, а в итальянскую кампанию вот это соотношение достигло просто фантастической величины 1:75 (!). В битве при Рымнике армия Юсуф-Паши превосходила русско-австрийские войска в 5 раз: 100 тысяч турков против 25 тысяч солдат коалиции, при этом турки потеряли около 17 тыс. убитыми и большое количество раненых, в то время как А.В. Суворов потерял 45 (!) человек убитыми и 133 раненными человек из своих войск (соотношение 1:20). Тогда осенью 1789 года соединив силы русских войск (всего 7 тыс. человек!) с австрийскими (18 тыс. человек - фактически А.В.Суворов командовал иностранными войсками, не знавшими его руки), использовав разведку, внезапно напал на турок (100 тыс. человек!), стоящих тремя группами между реками Рымна и Рымник (История России с начала XVII века до конца XIX века. Под ред. А.Н.Сахарова. - М.6 АСТ, 1996)
На кораблях Ф.Ф. Ушакова был установлен монастырский порядок, корабли носили имена святых и христианских праздников, как отца своего родного любили его моряки. Перед боем адмирал напутствовал своих моряков: "Идя в бой, читайте Псалом 26, Псалом 50 и Псалом 90", - и добавлял - "и вас не возьмет ни пуля, ни сабля". В 1949 году была вскрыта его могила, - тело и мундир были нетленными, и ныне адмирал - официально канонизированный Русской Православной Церковью святой. Так отметил Господь большие заслуги Ушакова перед Отечеством! В сражении при острове Темра турецкий флот превосходил российскую эскадру в 1,5 раза, при этом неприятель был разбит и потерял около 1500 убитыми и около 600 - 700 человек ранеными, а русский моряки потеряли всего лишь 20 человек!
Легендарный генерал М.Д. Скобелев (еще его называли "белым генералом", за то, что он всегда одевался в белый мундир) за свои короткие 38 лет жизни участвовал в 70 сражениях и ни разу не проиграл.
Воистину здесь справедливы слова: "Если будете поступать по уставам моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их... и будете прогонять врагов ваших, падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму и падут враги ваши перед вами от меча" (Лев. 26: 3 - 8).
Горько, зная эти исторические свидетельства, слышать слова о том, что советский народ выиграл Великую Отечественную войну благодаря И. Сталину и безбожной коммунистической партии, скорее вопреки, и при этом потеряв практически в 4 раза больше, чем фашистская Германия. Многие историки не без основания связывают перелом в ходе войны в 1943 году с тем, что прекращены гонения на Православную Церковь. Известный факт - маршал Г.К. Жуков всегда возил с собой икону Казанской Богородицы.
Эти примеры приведены для того, чтобы подчеркнуть важность религиозности и благочестивости командиров. Генерал М.Д. Скобелев любил говорить: "Коня готовят к бою заблаговременно, но победа от Бога!"
В этой статье Вы найдёте советы Оптинских старцев для христиан, живущих в миру. Для удобства, мы структурировали их по пунктам.
а) не грешить,
б) согрешивши. каяться,
в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут… Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо… И будет (после шторма) штиль… явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим курсом, Богом предназначенным. Так это и будет, явленное всем чудо.
Страница 1 из 14
Автор советов и наставлений, собранных здесь, отец Валентин (Мордасов). Все свое свободное от Богослужения время он посвящал пастве. Как к неиссякаемому источнику к нему тянулись страждущие, ищущие духовного вразумления или просто жизненного совета, люди.
1. Зависит ли наше спасение от внешних обстоятельств?
Наше спасение не зависит ни от чего внешнего: важно не то - знатен или не знатен кто, богат или беден, но - добродетелен ли, верует ли, заботится ли о духовном преуспеянии и любит ли Бога (св. Климент Александрийский).
2. Как жить, чтобы спастись?
Всякое дело благочестия и любви христианской: чтение священных книг, добрые мысли, разговоры полезные, послушание святое, благодарение в искушениях и скорбях, прощение обид - носят печать молитвы и благоухают пред Богом. Все-таки надо себя принуждать, испытывать во всем и стези изнеженности преграждать, тогда труженичество и благочестие обратятся в привычку (старец Иоанн Троицкий).
3. Какие самые большие дары Божии?
Покаяние и Причащение суть большие из всех даров Божиих. Отчасти можно отнести сюда и священные книги (преп. Варсонофий Великий).
4. Чего надобно остерегаться духовному человеку?
Подвижнику добродетели надобно всячески удаляться входящих в ум и сердце ублажающих его мыслей. Сатана весьма изобретателен на злодеяния: когда людей, известных благочестием, он не может отвлечь от драгоценной для них жизни и поведения и склонить к тому, что ему угодно, то он пытается поразить их другим способом. Он хвалит их как людей, достигших совершенства, потом прославляет их как святых, ублажает их как уже ставших друзьями Божиими и достигших до края всякой добродетели. А таким образом породивши в них страсть гордости, возбуждает их во вражде против Бога и, наконец, вырывает их с корнем, подобно некоторому растению. Поэтому, как я сказал, надо удаляться помыслов, ублажающих нас в уме и сердце (свт. Кирилл Александрийский).
5. Какое самое важное дело для христианина?
Самое важнейшее дело - учиться истинной вере (свт. Амвросий Медиоланский).
6. Как получить праведное мышление?
Начало праведного образа мыслей - слушание и чтение Слова Божия и [творений] святых отцов (преп. Ефрем Сирин).
7. Что мы обязаны знать?
Волю Божию и то, какие дела суть добродетели, и какие - грехи, мы все должны знать. И кто сего не делает, тот грешит пред Богом. И выходит, что кто держит себя в темноте и безграмотности, дважды грешит: и тем, что не знает воли Божией, и тем, что не употребляет средств узнать ее и нарочно "держит себя в темноте(свт. Феофан Затворник).
8. Как укрепить себя в Церкви?
Руководством духовного отца, постоянной с ним связью; частым прибеганием к таинствам, тщательным к ним приготовлением, посещением богослужения, домашней молитвой, ежедневным чтением Евангелия, чтением книг религиозного содержания, соблюдением праздников и постов церковного года, дружбой и общением с людьми верующими и церковными.
9. Всегда ли Бог посылает ко мне людей?
Нет, иногда не Бог, а диавол посылает к нам их.
10. Как научиться духовной жизни?
Живя уединенно, испытую Божественные Писания, по заповеди Господней, и их толкование, также и апостольские предания, жития и учения святых отцов и внимаю им; и что согласно моему разумению к угождению Божию и пользе душевной, то переписываю себе и изучаю: в этом жизнь моя и дыхание. Советую поступать так же. Я подаю совет сей ко благу души, предлагая то, что для самого себя считаю полезным (преп. Нил Сорский).
Чтобы чтение Писаний было полезно, надо: во-первых, перед чтением призвать благодать Духа Святого в помощь себе; во-вторых, читать неспешно, повторяя несколько раз то, что непонятно для тебя; в-третьих, не заботиться о том, чтобы прочитать много; в-четвертых, остерегаться чтения разнокнижного.
12. Можно ли научиться духовной жизни, не обучаясь в духовной школе?
Хотя подвижник Иероним не учился в духовных школах, однако он сам образовал себя духовным чтением и беседами с духовными старцами и опытными религиозными людьми.
13. Какие религии признаются ложными?
Все существующие в мире религии, кроме истинной единой православной, - ложные и не спасают человека. Ложная религия есть посмеяние над людьми. По смерти откроется тотчас, как прочно то, на чем кто основал свою надежду… Какое же ужасающее и раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут (свт. Феофан Затворник).
14. Почему важно окружать себя назиданием в доме и везде где бываешь?
Потому, что каждый предмет в мире и всякое впечатление от предмета вызывает в человеке те или другие мысли, чувствования и желания, ту или другую деятельность, согласные с этими впечатлениями. Вот почему надо окружать себя так, чтобы все тебя назидало. Даже если что не производит худых мыслей и чувств, то отвлекает от главного - спасения души и стремления к Богу… Например, раньше комната христианина всем назидала. На стенах были прибиты листы бумаги различной величины с молитвами и изречениями из Священного Писания; множество икон, картина Страшного суда, фотографии старцев, духовников, схимников, подвижников, монастырей и храмов.
15. Как руководствоваться в духовной жизни в наше время?
Для последних времен позднейшие святые отцы уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие, не отвергая и весьма осторожный совет с современными отцами и братиями, при тщательном содержании в мыслях и чувствованиях духа смирения и покаяния. Это делание, дарованное Богом нашему времени; и мы обязаны с благоговением пользоваться даром Божиим, данным нам во спасение (свт. Игнатий Брянчанинов).
16. В каком случае внешние труды бывают безполезны?
Нет никакой пользы от всех внешних трудов, если через них не сумеем достигнуть внутренней доброты.
Не пренебрегайте псалмами, потому что они отгоняют от души лукавых духов и вселяют в нее Святого Духа.
18. Чем должна быть управляема жизнь христианина?
Жизнь христианина должна быть управляема совестью и разумом, то есть рассуждением с советом опытных. Диавол там успевает, где люди верят своему уму, своему рассуждению и у духовника не спрашивают совета.
19. Как должно проводить дни говения?
Во время говения должно отклоняться от мирской суеты, дабы подумать о своих грехах, поплакать пред Богом и приготовить чистосердечную исповедь, очищающую нас от грехов. Дни говения должно посвящать на пощение, посещение храма Божия, чтение Слова Божия и на дела милосердия: посещение больных, скорбных и бедных, чтобы им помочь.
20. Что требует Бог от человека?
Из всего Писания вижу, что требование Бога от человека сосредоточивается в следующем: чтоб он смирялся пред ближними во всем, чтоб отсекал греховные свои желания, чтоб непрестанно умолял Бога о помиловании и чтобы Он подал ему руку помощи (преп. Симеон Новый Богослов).
21. Что значит "удалиться от мира"?
Удалиться от мира - это значит оставить нравы, обычаи, правила, привычки, требования, совершенно противоположные Духу Христову.
22. Как узнать пристрастие к вещи?
Бывает у человека греховное пристрастие к вещи, например: он любуется ею, сердится на других, заводит спор, а когда лишается ее, скорбит о ней.
23. По какой причине иногда бывают хульные мысли против Бога, Божией Матери, святых икон, Святых Таин?
Перестанем судить и осуждать ближнего - и мы не будем бояться хульных помыслов. Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах, если он их не хочет и с ними не соглашается, и должно относить их к бесам. Старайся не обращать на них никакого внимания (преп. Иоанн Лествичник).
24. Какими делами приобретается Божие благоволение?
Есть пять дел, с помощью которых снискивается Божие благоволение. Первое - чистая молитва, второе - чтение Псалтири, третье - чтение Божественных Писаний, четвертое - воспоминание с сокрушением о своих грехах, о смерти и Страшном суде, пятое - рукоделие (монах Евагрий).
25. Какая польза от Иисусовой молитвы?
Молитва "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", постоянно совершаемая в сердце, иссушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отъемлет печаль, удаляет дерзость, уничтожает уныние, отгоняет леность, просвещает ум, рождает умиление, приносит слезы.
26. По какой причине должно оставлять место жительства?
Говорили старцы: Древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего; если же переселялись, то по следующим трем причинам: во-первых, если кто гневался на них напрасно, и они не могли примирить его к себе при всем употреблении к примирению; во-вторых, если их многие прославляли; в-третьих, если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли место своего жительства.
Почитать священников нужно больше родителей. "Знаете ли вы, - спрашивает святой Иоанн Златоуст, - кто есть священник?". И отвечает: "Ангел Господень". А посему и почитать пастырей, говорит он, должно больше, чем родителей, ибо они - служители Христовы на земле, и кто почитает их, тот почитает Христа.
28. Какие грехи против Духа Святого?
Во-первых, излишняя надежда на милость Божию; во-вторых, отчаяние в своем спасении; в-третьих, явное противление утвержденной истине и отвержение православной веры; в-четвертых, зависть относительно тех духовных благ, которые ближние получают от Бога; в-пятых, пребывание в грехах и коснение в злобе; в-шестых, нерадение о покаянии до конца этой жизни.
29. С кем не должно иметь дружбы?
Не води дружбы и не имей союза с врагами Христовой Церкви, с еретиками, с раскольниками, с теми, которые постов святых не соблюдают. Должно бегать от тех людей, которые не боятся и не почитают Бога (преп. Серафим Саровский).
30. Чем укрепляется вера?
Слушай Слово Божие, проповеди и поучения, читай Слово Божие, [творения] святых отцов и старческие книги, ищи и вопрошай, беседуй и общайся с верующими, богатыми в вере; молись, вопий к Богу о вере, живи по вере, чаще исповедуйся и приобщайся Святых Таин (свт. Феофан Затворник).
31. Как относиться к ближнему?
Представляйте всегда ближнего на своем месте, а себя - на месте ближнего.
32. Что важно в духовной жизни?
Постарайся во всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему всякий грех и помысл, пользоваться его советами и наставлениями. "Спасение, - говорит Премудрый, - во мнозе совете, и муж безсоветный - сам себе враг".
33. Чем более всего благоугождается Бог?
Ничем так не благоугождается Бог, как злостраданиями или телесными ради Его лишениями; и ничем так не привлекается человеколюбие Его, как слезами.
34. Как бороться со страстями?
Христианин должен стараться делать противное страсти, как например: страсть понуждает на прекословие, а ты заставляешь себя молчать; страсть понуждает на объядение, а ты не даешь себе наедаться и т. п.
35. Какую должно иметь спасительную мысль?
Если человек не утвердит в помысле своем, что он три уже года, как умер и погребен, не может исправить добродетели.
36. Как смотреть на празднование праздников?
Господь говорит в Библии: "Праздников ваших ненавидит душа Моя", - то есть когда религиозные праздники празднуют в пьянстве, в гулянии, в объедении и пр. Вообще на праздниках (празднуемых не духовно) расточается то. что собрано во дни труда.
37. Как избежать соблазнов?
1. Не смотреть, что делают люди, какие бы они ни были, но слушать и внимать, чему Слово Божие учит.
2. Подражать жизни Спасителя и Его святых угодников.
3. Слух и глаза отворачивать от непотребных, ибо через них, как дверями, всякое зло в сердце входит.
4. Более держаться дома своего (у кого нет соблазнов) и уединения.
38. Как научить ребенка страху Божию?
1. Приучить дитя преклоняться на землю пред Святым Крестом и иконами, лобызать их.
2. Чаще приводить (или приносить) ребенка в храм Божий.
3. Его рукою ставить свечи перед образами, подавать поминание, подавать милостыню, опускать монету в кружку.
4. Часто причащать Святых Христовых Таин.
5. Давать просфору и святую воду прежде пищи.
6. Научать молитвам.
7. Приводить под благословение священника.
8. Приучать к домашнему пению и чтению.
9. В присутствии ребенка вести благочестивые разговоры о Боге и спасении души.
10. Приучить его делиться лакомствами, даже своим куском хлеба, с братьями, с сестрами и посторонними лицами.
39. Как умело наказывать детей?
Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с употреблением грубых слов, чтобы такими приемами не привести детей к мысли, что они терпят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе.
40. Как детей учить божественному?
Детей должно учить Евангелию с ласкою, в виде рассказов, сея в сердцах их Слово Божие.
41. Чем отгоняется Дух Божий?
Знайте, что Дух Божий ничем так не отгоняется, как пустыми беседами.
42. Что важно в трудах?
Какая польза от наших трудов - поста, чтения Священного Писания и т. п. - если мы не научились смирять себя, прощать обиды, любить врагов, молиться за обидящих?!
43. Как употреблять время во спасение души?
Время - драгоценный дар Божий, за который потребуется на Страшном суде отчет. Спасительное употребление времени - это когда человек проводит время, во-первых, в молитве, в беседе с Богом; во-вторых, в чтении Слова Божия; в-третьих, в посещении храма Божия; в-четвертых, в благочестивых разговорах; в-пятых, в размышлениях о жизни Иисуса Христа, о смерти, о Страшном суде, о вечных муках и вечном блаженстве; в-шестых, в делании добрых дел и в трудах. Душепагубное провождение времени - в пустых разговорах и занятиях, в играх (картах, шашках, шахматах, лото) и других забавах, в пьянстве, в чтении пустых книг, в объядении, гулянках и греховных удовольствиях, особенно в зрелищах.
44. Как бороться с греховными мыслями?
Против всех греховных мыслей самое сильное оружие - молитва, особенно Иисусова молитва. Однако есть и другие приемы борьбы. Против мыслей тщеславия и самомнения - вспоминать о разложении своего тела; против гордости - приводить на память, что одна гордость все добрые дела съедает; против злопамятства - помолиться о враге; против осуждения - укорять себя в гордости, вспомнив свои грехи, помолиться, чтобы Господь исправил упавшего в грех и помиловал; против хульных мыслей - нее обращать внимания на хулу и относить ее к бесам, исповедовать (в общем) на исповеди, читать молитву тому, против кого хула; против суетных мыслей - читать Священное Писание и размышлять о Боге и божественном; против блудных мыслей - воспоминать о Страшном суде, муках вечных.
45. У каких старцев, духовных отцов спрашивать совета?
Великое спасительное дело - спрашивать совета у старцев, но в то же время святой Антоний Великий советовал удостовериться в правомыслии и в опытности старца, и тогда уже доверяться его слову и безпрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим, растолкованным святыми отцами.
46. Что значит "быть духовно нерадивым"?
Архиепископ Арсений на это отвечает: «Это значит лениво молиться, быть невнимательным к своему сердцу, не плакать о грехах, не противодействовать дурным мыслям и чувствам».
47. Что есть внимание, бодренность и трезвение?
Кто заключен в сердце, тот собран, а кто собран, тот - в сердце. Около сознания в сердце должно собираться всеми силами: и умом, и волею, и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли - ободренность, собрание чувства - трезвение. Внимание, бодренность, трезвение - три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и притом все, - тот внутри [себя] (свт. Феофан Затворник). Собранность дает возможность видеть в сердце мысли, желания, страсти, чувства.
Хорошо слушать и читать божественное, лучше - взаимное собеседование, а еще лучше - слово опытнейшего. Плодоноснее - Слово Божие, а за ним - отеческие писания и жития святых. Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие - для средних; Слово Божие - для совершенных. Перед чтением упразднить душу от всего; обратиться молитвенно к Богу. Читаемое следить вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже чтением питаться - сыта, значит. Если поразит душу какое место, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для Слова Божия - утро; житий святых - после обеда; святых отцов - незадолго перед сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Посему такие места надо выписывать и хранить на случай нужды, для возбуждения духа.
49. Что выше: тратить деньги на храм или терпеть воровство?
Одинаково хорошо тратить свои средства на украшение церквей и терпеть убыток, благодаря (за все) Промыслителя спасения - Бога.
50. Какие слезы спасительны?
Одни слезы от огорчения, от обиды - эти не полезны, а о том, что ленюсь, оскорбляюсь, не имею настоящей любви к Богу - эти слезы полезны, и о них надо молиться, чтоб Господь дал.
51. Какие два порока особенно душевредны?
Всякие пороки злы есть и душевредны, но более люто и губительно есть самооправдание и любовь к спорам; посему диавол и понуждает противоречить в самооправдание, ибо знает, что если перетерпят и не будут оправдываться, то от Бога будут оправданы (архим. Феофан Новоезерский).
52. Что лучше всего для спокойствия души?
Многое испытав в жизни, я не нашел ничего лучшего для мира и спокойствия души моей, как умеренное принятие пищи, пребывание на одном месте и прилежное занятие Божиим Словом (иеросхим. Стефан).
53. Чем угождается Бог?
Бог угождается ласковым обхождением с людьми, успокоением рассерженного, заступлением обиженного, отвращением очей от дурных предметов, противостоянием дурным мыслям, понуждением себя на молитву (архим. Феофан Новоезерский).
54. Какие это "могильщики молодости"?
Семь могильщиков молодости: неверие в Бога, пьянство, распутство, гнев, непочитание родителей, дурное товарищество и праздность (безделие).
55. Когда молитва ставится во грех?
Нет большего греха, как молиться Богу без страха, внимания и благоговения; молиться языком, а умом с бесами вести беседу (свт. Феофан Затворник).
56. Как усилить любовь ко Христу?
Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для сего хорошо всякий день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышляя и чаще вспоминая о нем в продолжение дня. От сего всегда получим дар терпения, кротости и любви ко Христу.
57. Что от нас хотят люди мирские?
Люди, живущие по духу века развращенного и неверующие, домогаются того, чтобы мы вместо воли Божией отдавались их воле, и хотят отвлечь нас от Царствия Божия.
58. Как бороться с посторонними мыслями?
Во время молитвы и духовных рассуждений остерегайтесь принимать какие-либо посторонние мысли; с запрещением говорите мысли своей: "Именем Божиим, запрещаю тебе!" - и мысль непременно послушает. Иисусовой молитвой и крестным знамением удобно прогонится вся сила вражия (архим. Феофан Новоезерский).
59. Какие бывают препятствия в молитве?
В молитве много препятствий: сон, уныние, отяжеление тела, кружение мыслей, нетерпение, расслабление, восстание бесов.
60. Часто советуют больше кушать. Как относиться к таким советам?
Не слушай советов самоугодливых людей, которые сделали себя рабами чрева и плотских страстей. Вообще бойся злых советов больше, нежели врагов (преп. Ефрем Сирин).
61. Объясните действие Адамова естества.
Христианин должен противиться Адамову греховному естеству. Святой Ефрем Сирин в своем поучении говорит: "Адамово естество - учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а подчинять себе люблю; трудиться не хочу, а других утруждать охоч; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, чтобы уничижали меня, а уничижать люблю. Мудр я на то, чтобы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому; что делать должно - то говорю, а чего не должно и говорить - то делаю. Если брат согрешит, с удовольствием обличаю его, а если грешу сам, не с приятностью принимаю обличение".
62. Почему надо избегать общения с мирскими людьми?
Не надо иметь обращения с небрегущими о страхе Божием, потому что ничего не говорят они полезного, ничего не делают для Господа, не говорят ни о добродетели, ни о благоговении, ни о чистоте. Речи их - сеть смертная; совет их - бездна адова; сообщество их - душевная пагуба (преп. Ефрем Сирин).
63. Как должно приветствовать людей?
Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это - признак ума надменного и безрассудного. Напротив того, первые всегда будем приветствовать и друга, и врага.
64. На что должно в основном обращать внимание при подвижничестве?
Внимание свое меньше всего останавливайте на внешних подвигах (например: посте, поклонах, лежании на твердом и т. п.). Хотя они необходимы, но они суть подмоги. Здание строится посреди их, но они - не здание.
Здание в сердце. На сердечные делания и обратите внимания свое (то есть чтобы не раздражаться, не обижаться, не осуждать, прощать, отвергать худые мысли и греховные желания и т. п.).
65. Как быть, если руководителя нет?
Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж, с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Старец Паисий так решил: два или три единомысленных составят союз, и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою (свт. Феофан Затворник).
66. Какая милостыня бывает?
Милостыню и помощь христианин может оказывать не только материально, но и своими знаниями, трудом, советом и другим (свт. Феофан Затворник).
67. Как лучше спрашивать старцев: одного или многих?
Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей и не вопрошать опять того же самого, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй - от рассуждения человека в старце… Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения, и этим подражает Христу.
68. Что есть богомыслие?
Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и прочих - без всякого направления мысли(свт. Феофан Затворник).
69. Каких руководителей должно вопрошать?
Святой Петр Дамаскин говорит о себе: "Много я получил вреда от неопытных советников". Посему весьма хорошо о всем вопрошать, но опытных; а неопытных - опасно, потому что они не имеют рассуждения.
70. Как Бога представлять? На небе, в себе или еще как?
Никак. Приобрести навык стоять в убеждении, что Бог везде есть и, следовательно, в тебе, и видит все твои сокровенности; и в сем убеждении держи себя благоговейно пред невидимым Богом, без всяких Его воображений. Но молись, чтобы Бог Сам научил тебя сему (свт. Феофан Затворник).
71. Какая жертва Богу главная?
Главная жертва Богу - дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
72. Что надо знать о беседах?
Разговоры требуют большого опасения: в каком духе и направлении имеешь говорить, в какое время и что именно, и с какой целью… Любящий говорить все это должен помнить, а молчаливый уже совершил и исполнил (свт. Димитрий Ростовский).
73. Что такое благочестие?
Под благочестием надо разуметь строгое православие, соединенное со строгой жизнью по заповедям Божиим.
74. Какие грехи считаются смертными?
Смертные грехи - это ересь, раскол, богохульство, отступничество, колдовство, отчаяние, самоубийство, блудный грех, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая безчеловечная обида. Смертный грех православного, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке (свт. Игнатий Брянчанинов).
75. Что надо делать и чего не следует делать в воскресенье?
Святой Косьма учил христиан: по воскресным дням не торговать, не ходить на базар, не заниматься работами, а также не ходить за ягодами, грибами, охотиться, заниматься рыбной ловлей, но ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие Слово.
76. Как должно толковать Священное Писание?
Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святый Дух истолковал его через святых отцов… И бывает Слово Божие, слово спасения для дерзких толкователей его, волию в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель (свт. Игнатий Брянчанинов).
77. Какое самое сильное средство против греха?
Ни один подвиг так не изгоняет грех, с таким удобством и силою, как ежедневное исповедание старцу (свт. Игнатий Брянчанинов).
78. Что должно сохранять, чтобы уберечься от греха?
Ум - от худых, злых и пустых мыслей; взор - от мирских прелестей. Сердце - от злых желаний и возношения. Слух - от суетных и смехотворных бесед, а наиболее - от злословных на ближнего. Язык - от осуждения и ропота. Желудок - от сластолюбия и от излишнего винопития. Всего себя - от безделия.
79. Должно ли со всеми быть откровенным?
Нельзя пред всеми и во всем быть совершенно откровенными, нельзя обо всем говорить всякому, иное нужно и умолчать, скрыть.
80. Что такое великодушие?
Великодушие - это когда среди постигших нас несчастий не смущаемся, не падаем духом, переносим их без уныния, ропота, с преданностью воле Божией.
81. Что возбуждает страсти?
Мирская поэзия, музыка и пение возбуждают только страсти (еп. Петр).
82. Как приобрести добросердечие?
Если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощью Божиею рождается в нем добросердечие, которым благоугождается Бог (авва Дорофей).
83. Что такое "самоуглубление" (удаление внутрь себя)?
Самоуглубление - главная добродетель, необходимая для того, чтобы не развлекаться влиянием мира, преградить ему возможность возбуждать страсти - это есть отречение от мира (св. Исаак Сирин).
84. Что важно в работе?
Когда работаете, то смотрите на то, с каким духом работа делается (с ропотом или гневом, недовольством, празднословием, со скверными мыслями или с молитвой и богомыслием и т. п.).
85. Какое моление злому духу не нравится?
Диавол, видя, как через умное делание в совершенстве преуспевает кто в заповедях Христовых, употребляет все усилия, чтобы истребить все книги об Иисусовой молитве и через негодных людей прервать занятие умным деланием (свт. Феофан Затворник).
86. Как вести себя с ближними?
Приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, сколько можно скрывай свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других. Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро, и не со страстным движением, не осуждай за маловажное, как будто сам ты строгий праведник. Столько прилагай старания не быть прославляемым от людей, сколько другие стараются быть прославляемы (свт. Василий Великий).
87. Какое блаженство ожидает в будущей жизни благочестивых людей?
Если кто объимет словом и соединит в одно все счастье людей со времени их существования, то найдет, что это не равняется и малейшей части благ будущей жизни (свт. Василий Великий).
88. Как послужить душе другого?
Не телу, но и душе другого послужи: вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, утешь, подкрепи (свт. Феофан Затворник).
89. Что главное есть для христианина?
Это забота о спасении других. Спасению христианин содействует молитвой о спасении, созиданием спасения: и словом, и взором, и делами, чтобы не соблазнить, наставить, вразумить, укрепить, особенно распространением Божественных Писаний (свт. Феофан Затворник).
90. Какие невыгоды супружества христианина с неверующим?
Древний учитель Тертуллиан, исчисляя невыгоды супружества христианского лица с языческим, говорил: "Где память о Боге? Где призывание Христа? Где питание веры чтением Писания? Где упоение духа? Где прославление Бога?"
91. Чего не следует иметь в доме?
Подвизающемуся много помогает ничего не иметь в комнате такого, что вызывает богопротивные мысли и чувства, ибо тогда он вне опасности двойной брани: внутренней и внешней (преп. Нил Синайский).
92. В случае нужды можно ли сократить молитвенное свое правило?
В случае великой нужды можешь сократить твое правило, именно: чтобы ради Бога ближнему послужить (старец Назарий Валаамский).
93. Что важнее: богоугождение или учение в школе, институте?
Главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому не должно, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота (свт. Феофан Затворник).
94. Отчего мы не боимся будущих мук?
Оттого не боимся мы вечного геенского мучения, что не размышляем о нем, не углубляемся умом в сущность его, не стараемся сего достигнуть трудом, хотя часто слышим и читаем о вечном мучении.
95. Как мы крадем у себя время?
Не крадите сами у себя времени, данного вам для спасения души. Крадем мы время ничего неделанием, пустословием, любопытством, бездельным мечтанием, многим сном. Сообразите, сколько бы мы добра сделали, если бы не проводили время безполезно.
96. В чем заключается единение духовного отца с его чадом?
Все, что происходит между старцем и его духовными чадами, должно быть тайною, равной исповеди, иначе враг расстроит их духовное единение о Господе.
97. Что такое "мир"?
Слово "мир" означает людей, враждебно настроенных против всего божественного и религиозного; отсюда под словом "мир", "мирское" разумеется все греховное, всеваемое нам врагом спасения: грехи, пороки, страсти.
98. Служебные дела - суетные или нет?
Дела службы не суетность - это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность - дела по удовлетворению страстей, а также ненужные и безполезные (свт. Феофан Затворник).
99. Как действует встреча на человека?
Даже короткое сближение с другим человеком оставляет отпечаток, то есть или получишь пользу, или вред для души.
100. Что нас сближает с Богом?
Нас сближает с Богом скорбь, теснота, болезнь, труды, если разумно переносим их. Не ропщи на них и не бойся их.