Цитатный план печорина по главе бэла. Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: характеристика, образ, описание, портрет. Трагическая история о Бэле

04.07.2020

Б. Эйхенбаум считал повесть «Бэла», наряду с «Таманью», экспозицией образа Печорина. В этой повести рассказывается об обстоятельствах жизни Печорина, о его воспитании, образовании. Здесь же дан первый портрет героя.

Впервые мы узнаем о Григории Александровиче из рассказа Максима Максимыча. Штабс-капитан описывает характер Печорина, его «странности», непохожесть на окружающих. И уже здесь звучит мотив внутренней противоречивости героя. «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет...»

Повесть «Бэла» лишена психологического анализа. Максим Максимыч здесь просто передает факты печоринской биографии, не анализируя и практически никак не оценивая их. В определенном смысле штабс-капитан объективен.

Вместе с тем, искренне жалея Бэлу, которую он полюбил как родную дочь, Максим Максимыч считает Печорина неправым. Увидев, как Григорий Александрович к ней переменился, как Бэла страдает от его холодности, штабс-капитан пробует поговорить с ним. И Печорин пытается объяснить свое поведение. Он говорит, что разлюбил Бэлу, что она оказалась неспособной излечить его от скуки. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...», — говорит Печорин.

Максим Максимыч ничего не понимает из печоринского монолога. Он лишь спрашивает проезжего офицера о том, что это за мода — «скучать» и вся ли столичная молодежь такова. Для штабс-капитана Печорин — обычный столичный денди, Максиму Максимычу дико и странно слышать жалобы на жизнь от двадцатипятилетнего человека, жизнь которого вполне благополучна.

Причины этого непонимания — в разнице мировосприятия героев, их духовных запросов, культурного уровня, характера. Как замечает Белинский, умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен, «жить» для него означает «служить», и служить на Кавказе. Манеры штабс-капитана грубы и простоваты, он непритязателен в выборе знакомства. Однако у Максима Максимыча — «чудесная душа, золотое сердце», «каким-то инстинктом» он понимает «все человеческое и принимает в нем горячее участие». Так, штабс-капитан сразу же полюбил Бэлу, привязался к Печорину. Узнав о возможной встрече с ним, Максим Максимыч радуется, как ребенок.

Таким образом, «странности» Печорина не мешают Максиму Максимычу любить его. И это очень важно. Штабс-капитан интуитивно человечен, гуманен, в груди его бьется «теплое, благородное, даже нежное сердце». Думается, Лермонтов не случайно акцентирует внимание читателей на том, что Максим Максимыч искренне привязан к Печорину. Ведь в истории с Бэлой Григорий Александрович выглядит не слишком достойно. Однако, несмотря ни на что, штабс-капитан, это «золотое сердце», по-прежнему любит его. Тем самым писатель как бы уже здесь намекает, что в Печорине есть нечто подлинное, искреннее.

После смерти черкешенки штабс-капитан пытается утешить Григория Александровича, но Печорин остается спокоен. Максиму Максимычу досадно: «Я бы на его месте умер с горя», говорит он. И совсем уж непонятен штабс-капитану смех Печорина, от которого «мороз пробежал по коже».

Безусловно, Печорин страдает, потеряв Бэлу. Он не привык к открытому проявлению своих чувств, смех его в сцене с Максимом Максимычем — не что иное, как истерика. Однако история этой любви не могла закончиться счастливо: чувства Печорина лишены цельности и единства, любовь «дикарки» для него «немногим лучше любви знатной барыни».

Белинский объясняет поведение Печорина с Бэлой разницей их интеллектов, культурного уровня. «О чем он мог говорить с нею? что оставалось для него в ней неразгаданного? Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержки огня; любовь есть гармоническое слияние двух родственных натур в чувство бесконечного. В любви Бэлы была сила, но не могло быть бесконечности...», — писал критик.

Однако думается, мотивы поведения Печорина более глубоки. Скорее, он просто не способен к любви. Именно поэтому он не ценит и чувства других людей — Веры, княжны Мери. Фактически он погубил Бэлу ради собственного каприза, сиюминутной прихоти, желания избавиться от скуки. Поэтому для Печорина невозможно счастье.

В повести «Бэла» много элементов романтического стиля. В основе сюжета повести лежит традиционная романтическая схема — бегство героя из мира цивилизации в мир природы, у цивилизованного героя завязываются любовные отношения с черкешенкой. Налицо и все сюжетные атрибуты романтических историй: похищение, любовь, месть, смерть. Однако Лермонтов сохраняет реалистичность мотивировок. Разрыв героев обусловили не внешние, «роковые обстоятельства», а особенности внутреннего мира Печорина, его характер.

Таким образом, повесть «Бэла» — это первое знакомство с Печориным. Здесь мы узнаем о его воспитании, образовании, социальном положении, некоторых эпизодах из жизни на Кавказе. Характерно, что первый рассказчик в романе хорошо относится к Печорину, Максим Максимыч. искренне привязан к своему молодому приятелю. При этом штабс-капитан не понимает мотивов его поведения, особенностей характера. Это непонимание в какой-то степени отдаляет его от Григория Александровича. Симпатия и одновременно определенное отчуждение — эти два момента в восприятии Максимом Максимычем Печорина подчеркивают беспристрастность первого рассказчика и создают определенную объективность повествования. Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.

Меню статьи:

В реальной жизни редко можно встретить человека, обладающего исключительно отрицательными качествами. Их может быть в большинстве, но, какой бы ни был человек, найти хотя бы несколько положительных качеств все-таки возможно. Литература обладает возможностью рисовать самые необычные сюжеты, образы и события – порой ирреальные, которые бы невозможно было осуществить в реальной жизни. Как ни странно, но и здесь нет абсолютно негативных или положительных персонажей. Каждый герой уникален по своему, он может действовать самым бесчестным образом, но при этом не составит труда отыскать в нем хотя бы одно доброе побуждение. Одним из противоречивых персонажей является образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Противоречивость Печорина

Григорий Печорин в романе представляется как двигатель неприятностей, его появление в жизни всех персонажей заканчивается некой трагедией, либо же становится причиной летального исхода. Большинство таких ситуаций создаются непреднамеренно. Печорин не планирует никого убивать или привносить непоправимые последствия в жизнь тех или иных людей, трагизм происходит случайным незапланированным образом, вследствие противоречивого восприятия персонажами действительности, некой доли непонимания сути происходящего.

Положительные качества Печорина

В начале кажется, что позиций на этот счет должно быть значительно меньше, так как вреда он Печорина больше, чем пользы, но на самом деле все далеко не так.

В первую очередь, в глаза бросается образованность и ум персонажа. Печорин получил хорошее образование, но только этот факт не делает его умным – он любознателен по своей природе, поэтому его знание никогда не ограничивались сухими науками, ему всегда хотелось докопаться до истины, постигнуть суть.

Григорий умеет подать себя в обществе – он обладает даром заинтересовать собеседника даже самой обыденной темой, обладает хорошим чувством юмора, что также способствует его коммуникативному влиянию.

Печорин обладает не только знаниями о предмете разных наук, он также хорошо ознакомлен с правилами этикета и успешно применяет эти знания на практике – он всегда вежлив и учтив.

Нельзя не занести в положительные качества его особое внимание к своему гардеробу и состоянию костюма – он всегда выглядит опрятно и элегантно.

Печорин с некой долей трепета относится к женщинам – он заботливо ухаживает за Беллой, ласков и внимателен с княжной. Его забота и внимание становятся возможностью продемонстрировать женщинам свою влюбленность и привязанность.

Григорий – щедрый человек. Его щедрость тесно связана с отсутствием жалости или жадности. Он разрешает своим друзьям брать его лошадей для прогулки, щедро одаривает Беллу подарками – делает он это не из корыстных целей. Им руководят искренние порывы души.



Следующими положительными качествами Печорина, бесспорно, являются решительность и настойчивость – если он определил для себя цель – то будет следовать ей и делать все, чтобы ее достичь как можно быстрее.

Печорин обладает небывалой смелостью. Этот факт тоже можно отнести к положительным моментам в его образе, хотя рассматривать его смелость нужно в контексте событий, так как часто она граничит с безрассудством, что привносит в эту характеристику значительную долю горечи.

Отрицательные качества Григория Печорина

По своей сути Печорин – злой человек, но в нем это качество выглядит привлекательно – оно становится не отталкивающим фактором от его персоны, а, наоборот, притяжательным.

Григорий находит особое наслаждение в процессе игры над чувствами людей. Ему нравится наблюдать за их душевными терзаниями или смятением.

Кроме того он бесчестный и лицемерный. Он позволяет себе крутить роман с замужними женщинами.

Кроме того, не чуждо ему и чувство эгоизма, которое умело сочетается, в его случае, с завышенной самооценкой. Это становится причиной отсутствия друзей у Печорина. Он слишком легко прощается со всеми своими знакомыми и возлюбленными.


Единственного человека претендовавшего на звание друга Григория – Грушницкого, он убивает на дуэли. При чем делает это без тени сожаления. Максима Максимовича, проявившего интерес к его персоне и дружескую симпатию отталкивает.

Несмотря на трепетное отношение к женщинам Печорин грубо с ними обращается, когда его любовный пыл угасает

Поддавшись своей прихоти, он ворует и держит у себя Беллу, что приводит к смерти девушки, но и здесь он не испытывает угрызений совести.

Княжну Мери он грубо и жестоко оставляет – разрушив ее любовь и чувство нежности.

Как Печорин оценивает сам себя

Образ Печорина не лишен доли самокритики. Несмотря на то, что он страдает от завышенной самооценки, его характеристика своей личности и анализ поступков совершенных ним выглядит довольно правдоподобной. Он способен здраво оценить целостность и последствия своих действий.

Печорин считает себя злым, безнравственным человеком. Он называет себя «нравственным калекой», утверждая, что не всегда был таким.

В традициях байронического героя и «лишнего человека» Печорина переполняет уныние и сплин – он не может реализовать свои таланты и творческий потенциал и поэтому пребывает в глубокой депрессии и не видит из ее выхода. Причину, повлекшую такое состояние его души Печорин назвать тоже не может, хотя и осознает, что должен быть какой-то фактор. Григорий не отрицает, что этому может быть вполне логическое объяснение, как, например, излишки воспитания, или вмешательство небесных сил – Бога, который наделил его несчастным характером.

Таким образом, Григорий Печорин – очень противоречивый персонаж, который находится на сломе двух нравственных эпох. Он четко и явно понимает, что старые традиции и принципы уже отжили, они чужды ему и неприятны, но, что должно прийти на смену им он не знает. Его интуитивные поиски не приносят желаемого положительного результата для самого персонажа и становятся губительными и трагическими для жизни других личностей повествования.

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова можно отнести к первому социально-психологическому и философскому произведению в прозе. В данном романе автор попытался отобразить пороки всего поколения в одном человеке, создать многогранный портрет.

Печорин является сложным и противоречивым человеком. Роман включает в себя несколько повестей, и в каждой из них герой открывается перед читателем с новой стороны.

Образ Печорина в главе «Бэла»

В главе «Бэла» открывается читателю со слов еще одного героя романа - Максима Максимыча. В данной главе описаны жизненные обстоятельства Печорина, его воспитание и образование. Здесь также впервые раскрывается портрет главного героя.

Читая первую главу, можно сделать вывод, что Григорий Александрович является молодым офицером, имеет привлекательную внешность, на первый взгляд приятный в любом отношении, у него хороший вкус и блестящий ум, прекрасное образование. Он аристократ, эстет, можно сказать, звезда светского общества.

Печорин - герой нашего времени, со слов Максима Максимыча

Пожилой штабс-капитан Максим Максимыч - человек мягкий и добродушный. Он описывает Печорина довольно странным, непредсказуемым, не похожим на других людей. Уже с первых слов штабс-капитана можно заметить внутренние противоречия главного героя. Он может целый день находиться под дождем и прекрасно себя чувствовать, а в другой раз замерзнуть от теплого ветерка, может испугаться хлопка оконных ставен, но не боится идти на кабана один на один, он может долго молчать, а в какой-то момент очень много говорить и шутить.

Характеристика Печорина в главе «Бэла» практически не имеет психологического анализа. Рассказчик не анализирует, не оценивает и даже не осуждает Григория, он просто передает много фактов из его жизни.

Трагическая история о Бэле

Когда максим Максимыч рассказывает странствующему офицеру грустную историю, которая случилась на его глазах, читатель знакомится с невероятным жестоким эгоизмом Григория Печорина. В силу своей прихоти главный герой крадет девушку Бэлу из ее родного дома, не задумываясь о ее дальнейшей жизни, о том времени, когда она ему окончательно надоест. Позже Бэла страдает из-за появившейся холодности Григория, но ничего не может с этим сделать. Замечая, как страдает Бэла, штабс-капитан пытается поговорить с Печориным, но ответ Григория вызывает у Максима Максимыча лишь непонимание. У него в голове не укладывается, как молодой человек, у которого все складывается весьма благополучно, может еще и жаловаться на жизнь. Все заканчивается смертью девушки. Несчастную убивает Казбич, который ранее погубил ее отца. Полюбивший Бэлу как родную дочь, Максим Максимыч поражен той холодностью и тем безразличием, с которым Печорин перенес эту смерть.

Печорин глазами странствующего офицера

Характеристика Печорина в главе «Бэла» значительно отличается от этого же образа в других главах. В главе «Максим Максимыч» Печорин описан глазами странствующего офицера, который смог заметить и оценить всю сложность характера главного героя. Поведение и внешний вид Печорина уже привлекают внимание. Например, его походка была ленива и небрежна, но при этом он шел, не размахивая руками, что является признаком некой скрытности в характере.

О том, что Печориным были пережиты душевные бури, говорит его внешний вид. Григорий выглядел старше своих лет. В портрете главного героя присутствуют неоднозначность и противоречивость, у него нежная кожа, детская улыбка, и при этом глубокие У него светлые белокурые волосы, но черные усы и брови. Но сложность натуры героя больше всего подчеркивают его глаза, которые никогда не смеются и как будто кричат о какой-то скрытой трагедии души.

Дневник

Печорина возникает сама собой после того как читатель сталкивается с мыслями самого героя, которые он записывал в своем личном дневнике. В главе «Княжна Мери» Григорий, имея холодный расчет, влюбляет в себя молодую княжну. По развитию событий он уничтожает Грушницкого сначала морально, а после - и физически. Все это Печорин записывает в дневник, каждый свой шаг, каждую мысль, точно и верно сам себя оценивая.

Печорин в главе «Княжна Мери»

Характеристика Печорина в главе «Бэла» и в главе «Княжна Мери» поражает своей контрастностью, так как во второй упомянутой главе появляется Вера, которая стала единственной женщиной, сумевшей понять Печорина по-настоящему. Именно ее Печорин полюбил. Его чувство к ней было необыкновенно трепетным и нежным. Но в конечном итоге Григорий теряет и эту женщину.

Именно в момент, когда он осознает потерю избранницы, перед читателем открывается новый Печорин. Характеристика героя на данном этапе заключается в отчаянии, он уже не строит планы, готов к глупым и Не сумев спасти потерянное счастье, Григорий Александрович плачет, словно дитя.

Последняя глава

В главе «Фаталист» Печорин раскрывается еще с одной стороны. Главный герой не ценит свою жизнь. Печорина не останавливает даже возможность смерти, он воспринимает ее как игру, которая помогает справиться со скукой. Григорий в поисках себя рискует жизнью. Он отважен и храбр, у него крепкие нервы, а в тяжелой ситуации он способен на героизм. Можно подумать, что этот персонаж способен на великие поступки, имея такую волю и такие способности, но на самом деле все сводилось к «острым ощущениям», к игре между жизнью и смертью. Как итог - сильная, беспокойная, мятежная натура главного героя приносит людям только несчастья. Эта мысль постепенно зарождается и развивается в разуме самого Печорина.

Печорин - герой нашего времени, герой своего, да и любого времени. Это человек, который знает повадки, слабости и В какой-то мере он эгоист, ведь думает лишь о себе и не проявляет заботу о других. Но в любом случае этот герой романтический, он противопоставлен окружающему миру. На этом свете ему нет места, жизнь растрачена впустую, а выход из этой ситуации - смерть, которая настигла нашего героя по пути в Персию.

>Характеристики героев Герой нашего времени

Характеристика героя Печорин

Григорий Александрович Печорин - главный персонаж романа «Герой нашего времени», являющийся крайне противоречивым человеком. Лермонтов описывает его то, как бесстрашного и не знающего устали героя, то сидящего целыми днями у себя в комнате, вздрагивающего от малейшего шума. То молчуна, из которого слово не вытянуть, то прекрасного оратора и собеседника. Узнаём мы его понемногу, в разные периоды его жизни.

Мы знакомимся с Печориным, когда ему 25 лет и он прибывает в звании прапорщика служить в одну из крепостей на Кавказе. Он служит под командованием Максима Максимыча . Однажды, местный князь пригласил их на свадьбу, где Печорин познакомился с его шестнадцатилетней дочерью - Бэлой , и безумно в неё влюбился. Он узнал, что брат Бэлы Азамат, готов отдать жизнь за лошадь Казбича и предложил ему Карагеза (так звали скакуна), взамен своей сестры. Тот согласился и Печорин, своровав Карагеза, стал обладателем Бэлы. Но Казбич не смог простить воровства своего коня и друга. Он выждал время, похитил Бэлу и убил её. Печорин долго мучился, а через три месяца его назначили в другой полк, и он уехал в Грузию.

В следующей главе мы узнаём как Печорин, будучи проездом в Тамани, случайно выследил контрабандистов. Девушка, завлекла его на лодку, и хотела утопить, а когда он с трудом от неё отбился и вернулся в дом, то выяснил, что его шкатулку, шашку и кинжал похитил слепой мальчик, что жил в доме и отдал главе контрабандистов Янко.

В следующей главе мы видим Печорина в Пятигорске, на водах. Там он знакомится с княжной Мери , на которую претендует его друг Грушницкий . Из зависти, он также начинает за ней ухаживать, хотя совершенно её не любит. Там же на водах, он встречает свою бывшую любовь Веру , которая его безумно любит. Когда он вскружил Мери голову, она дала отбой Грушницкому, а тот в ответ начал распространять грязные слухи про него и Мери. Печорину пришлось вызвать его на дуэль и убить. Сразу после дуэли он сообщил Мери, что её не любит. Узнав, что Вера уехала, он бросается за ней, но загнав лошадь, возвращается в Пятигорск.

В ещё одной главе, мы видим Печорина в казачьей станице, где он сначала предсказывает трагическую судьбу Вулича , а затем испытывает свою, когда один бросается на вооружённого убийцу Вулича, и скручивает его.

В конце концов, Печорин становится равнодушным ко всему на свете, он глубоко неудовлетворен своей жизнью. И вскоре, после потери радости от жизни, он, возвращаясь из Персии, умирает.

Григорий Печорин - центральный персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», появившегося в конце 30-х начале 40-х годов XIX века и вызвавшего неоднозначную и весьма разнообразную реакцию у читателей. Это первый социально-психологический роман в русской классической литературе и все сюжетные перипетии, события и второстепенные персонажи показаны для того чтобы полностью раскрыть характер Печорина и личные особенности.

Роман включает пять повестей, представляющих собой некоторые этапы развития личности Печорина и раскрытие всех глубин его непростого и неоднозначного характера перед читателем.

Характеристика героя

Григорий Александрович Печорин - молодой привлекательный аристократ и офицер из Петербурга, типичный представитель молодежи 30-х годов девятнадцатого века. Он получил должное образование и воспитание, богат и независим, имеет привлекательную внешность и пользуется популярностью у лиц противоположного пола. Вместе с тем он неудовлетворен своей жизнью и избалован роскошью. Ему быстро все надоедает и он не видит для себя возможности стать счастливым. Печорин находится в вечном движении и в поисках себя: то он в кавказской крепости, то на отдыхе в Пятигорске, то вместе с контрабандистами на Тамани. Даже смерть его подстерегает тогда, когда он едет из Персии на Родину.

С помощью подробного описания внешности героя автор пытается раскрыть нам его характер. Печорин не обделен мужской привлекательностью, крепок, строен и подтянут, мундир военного ему очень идет. У него вьющиеся белокурые волосы, выразительные карие глаза, холодные и надменные, они никогда не смеются и по их выражению невозможно прочесть мысли. Светлые волосы в сочетании с темными усами и бровями придают его облику индивидуальности и неординарности.

(Печорин на коне, рисунок )

Душа Печорина горит жаждой деятельности, но он не знает куда себя применить и поэтому где бы он не появился он сеет вокруг зло и печаль. Из-за глупой дуэли погибает его друг Грушницкий, по его вине погибает дочь кавказского князя черкешенка Бэла, ради развлечения он влюбляет в себя, а затем без сожаления бросает княжну Мэри. Из-за него мучается и единственная женщина, которую он любил - Вера, но он тоже не может сделать её счастливой и она обречена на страдания.

Образ главного героя

Печорин тянется к людям, жаждет общения, но не видит отклика в их душах, ведь он не такой как они, их мысли, желания и чувства совершенно не совпадают, что делает его странным и непохожим на других. Печорин, как и Евгений Онегин у Пушкина, тяготится своей спокойной и размеренной жизнью, но в отличие от пушкинского героя он постоянно ищет способы добавить остроты в свою жизнь, и не найдя, очень от этого страдает. Его собственные прихоти всегда для него были и будут на первом месте и чтобы удовлетворить свои желания он готов на все. Ему нравиться манипулировать людьми и подчинять их себе, он получает удовольствие от власти над ними.

Вместе с тем Печорин обладает и положительными качествами и помимо упреков и порицания, вполне заслуживает и симпатии, и сочувствия. Он отличается острым умом и осуждая других, довольно самокритично и требовательно относится к себе. Печорину не чужда поэтичность и лирические настроения, он тонко чувствует природу и любуется её красотой. Во время дуэли он проявляет завидное мужество и отвагу, он не трусит и не отступает назад, его холоднокровие на высоте. Несмотря на собственный эгоизм, Печорин способен на настоящие чувства, например по отношению к Вере, оказывается, что он тоже может быть искренним и умеет любить.

(М.А. Врубель "Дуэль Печорина с Грушницким" 1890-1891 )

Личность Печорина настолько сложна и неоднозначна, что нельзя с уверенностью сказать какие чувства он вызывает у читателей: резкого осуждения и неприязни, или все таки симпатии и понимания. Основными чертами его характера являются противоречивость между его мыслями и поступками, противодействие окружающим обстоятельствам и поворотам судьбы. Герой кипит желаниями действовать, но чаще всего его поступки выливаются либо в пустые и никому не нужные действия, либо наоборот приносят боль и несчастье его близким. Создав образ Печорина, своеобразного героя своего времени, прототипов которого Лермонтов встречал на каждом шагу, автор хотел заострить внимание на нравственной ответственности каждого человека за его мысли и поступки, за жизненный выбор и как он может отразиться на окружающих людях.