Что значит иммерсивный театр. Спокойно, Маша, я иммерсивный театр! Выбрать себе сказку

19.06.2019

Главное правило – никаких правил.

Индустрия развлечений меняется и развивается. Последнее ноу-хау – иммерсивный театр. Формат появился в Нью-Йорке и буквально за несколько месяцев покорил мир.

Здесь зритель полностью погружается в действие, ведь в таком театре в буквальном смысле. Как правило, в иммерсивных шоу задействовано большое количество актеров, а сами события разворачиваются в необычных локациях.

События могут развиваться нелинейно – у каждого персонажа своя история, но все они сплетены между собой. Зачастую, оказываясь на спектакле второй или третий раз, зрители открывают для себя новые истории, которые в прошлый раз могли попросту остаться незамеченными.

Вернувшиеся

Когда: 16, 18, 23, 24, 25, 30, 31 августа;
1, 7, 8, 13, 14, 15, 21, 22, 27, 28, 29 сентября;
4, 5, 6, 12, 13, 20, 25, 26, 27 октября;
2, 3, 4, 9, 10, 16, 17, 22, 23, 24, 30 ноября;
1, 7, 8, 13, 14, 15, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30 декабря

Первый в России и всего четвертый в мире успешный проект данного жанра. Здесь вместо сцены используется четыре этажа особняка, а зрители участвуют в шоу, надев специальные маски.

Для создания спектакля актерам пришлось долго осваивать необычные методики взаимодействия с аудиторией. За время подготовки в особняке появились потайные лабиринты и двери.

«Увидеть все детали и понять новаторскую форму проекта невозможно за один визит, говорит Мигель, продюсер, режиссер и хореограф-постановщик шоу. – 240 сцен проходят параллельно на протяжении двух с половиной часов в 50 комнатах особняка, некоторые из которых являются тайными».

Зеркало Карлоса Сантоса

Здесь зрителя приглашают не на спектакль, а на ужин. При этом обещают, что это будет самый необычный ужин из тех, что может случиться в Москве. Гостей ждет событие на грани музыки, театра и перфоманса. Конечно, не обойдется без вкусных закусок и вина.

Пиковая дама

Вершина творчества Чайковского – мистическая и страшная опера «Пиковая дама». Но что будет если к великой музыке добавить мрачные интерьеры и великолепную игру актеров? Зрителей ждет атмосфера страстей, азарта и беспощадной судьбы. Проводником в этот мир станет сам Пушкин.

В спектакле заняты около 70 артистов - музыканты, оперные певцы, балет, драматические актёры. Идеальный живой звук, виртуальные декорации и оптические иллюзии позволяют зрителям чувствовать себя участниками разворачивающихся прямо вокруг них событий.

Идиот

Отправиться в путешествие по страницам одноименного романа Достоевского можно вМосковском Драматическом Театре им. Сергея Есенина. Спектакль-путешествие вынуждает зрителя стать непосредственным участником событий, а текст Достоевского звучит современно и будто обращается к ряду сегодняшних проблем.

Фото с сайта "Спектакли - Усадьба Струйских"

Школа сна

Зрителям раздаются пижамы, укладывают на специально предоставленные кровати и учить правильно спать. Спектакль «Школа сна» становится уникальным мастер-классом, который организовали московский Центр драматургии и режиссуры в партнерстве с неформальным театром «Трикстер».

Здесь сон представляется как научное явление, которым можно управлять. А что еще может быть нужно человеку в XXI веке?

В конце ноября-начале декабря в Ельцин Центре прошел фестиваль «Территория», на котором екатеринбуржцы могли познакомиться с новейшими тенденциями в современном театре. В рамках образовательной программы фестиваля театральные критики Роман Должанский и Алексей Киселев рассказали о новых театральных терминах и особое внимание уделили иммерсивному театру. Рассказываем, что они имели в виду.

Как сразу отметил Роман Должанский в своей лекции «Новые театральные термины», иммерсивные спектакли сегодня находятся на пике своей популярности. Именно их ставят на первое место сегодняшние театралы.

«Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель становится частью происходящего. Такой театр еще называют «театром квестом», «театром-променад» или «театром-бродилкой»

Сегодня такой вид действа захватил все театральные сцены, предлагая зрителям покинуть привычные места в зале и отправиться в путешествие по миру книжных героев. «Вы приходите в театр или галерею и становитесь участником этого искусства - вы должны потрогать что-то на экспозиции, чтобы на ней что-то появилось, вы должны куда-то пойти, чтобы часть спектакля началась. Это искусство, которое оперирует и другими органами чувств помимо зрения. Меняется форма, значит меняется и ощущение. Другими словами, без вас это искусство не существует», - говорит Алексей Киселев. Этот жанр театра он соотносит с компьютерными играми, где игроку предоставляется возможность встать на место главного героя.

С английского словосочетание «immersive theatre» переводится, как «театр вовлечения». Это и передает его главную суть - актер в любой момент может вовлечь зрителя в постановку. Поцеловать, дотронуться, вступить с ним в диалог. Первой иммерсивной постановкой считается шоу «Sleep No More» британского коллектива «Punchdrunk», в основе которого лежала линия «Макбета» Шекспира, но помещенная в 30-е годы 20 века. Спектакль проходил на площадке пятиэтажного отеля, где актеры и зрители бегали в белых масках по кабинетам и барам, не разговаривая и не снимая маски. Постановка произвела изрядный фурор в 2000-е, но в России распространения не получила. Только спустя десять лет в Москве был выпущен спектакль «Норманск», в котором зрители ходили по городу, населенному детьми индиго и «мокрецами» (так авторы обозначили «внутренне независимых людей с не зарытым в землю талантом»).

В Екатеринбурге критики не нашли таких «театров-бродилок». «Может быть они и есть, но просто не получили большого распространения. Конечно, у вас есть большое количество квестов, которые многие приравнивают к театру-променаду. Безусловно, они очень яркие, интересные, и зрители там тоже встают на место персонажей и бродят по предоставленной локации. Главное их отличие в том, что в иммерсивном спектакле со зрителем играют профессиональные актеры, задача у которых - не запутать их, не напугать, как в большинстве квестов сегодня, а именно погрузить в необходимый сюжет», - подчеркнул Алексей Киселев.

Среди знаковых для России иммерсивных спекталей Должанский и Кислев выделили спектакль-бродилку «S.T.A.L.K.E.R», поставленный «Гоголь-центром» по одноименной компьютерной игре. А она, в свою очередь, сделана по мотивам книги братьев Стругацких. Зрители надевают наушники, защитный костюм и идут по стопам персонажей игры. Главная задача - «впитать» пластику компьютерного героя.

В «Кристине» Кэти Митчелл режиссер делает второстепенную героиню пьесы «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга главной, что дает эффект неопределенности сюжета. Зритель не может увидеть всей картины, потому что путешествует по миру второстепенного персонажа. За стенками слышны звуки других героев, но это лишь иллюзия. Зритель видит глазами второстепенной героини, а то, что происходит за стенкой является симультанным действием.

«Вернувшиеся» проходят в особняке начала 19 века в центре Москвы. В доме 4 этажа и около 50 комнат, в каждой из которых разыгрывается завораживающее действие. В основе постановки лежит пьеса Генрика Ибсена «Призраки». Долгое время она была запрещена, как в России, так и в Европе, поэтому такой интерес к спектаклю сегодня вполне понятен.

Самой необычной иммерсивной постановкой Алексей Киселев назвал «Майскую ночь» Московского театра кукол. Этот спектакль невозможно увидеть - на глазах зрителей повязка. Постановка познается зрителями через тактильные и вкусовые ощущения, запахи, звуки: актеры воссоздают плеск воды, шум ветра и даже кормят пришедших.

Роман Должанский и Алексей Киселев уверенны, что театр вовлечения сегодня находится на пике своей популярности и на него еще долго будет спрос. Ведь попадая в атмосферу иммерсивного спектакля, зрители ненадолго выпадают из реальной жизни. И пусть они понимают, что это все иллюзия, они хотят возвращаться в новый неизведанный мир снова и снова.

Фотография: DR

Действие иммерсивного спектакля, поставленного по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения», будет происходить сразу на четырех уровнях старинного особняка XIX века в центре Москвы. Современное иммерсивное представление подразумевает полное вовлечение зрителя - каждый из них словно очутится в мире фильмов Дэвида Линча и Гильермо дель Торо, в котором на расстоянии вытянутой руки развернется мистическое действо, полное намеков и чувственных соблазнов.

Во время шоу зрители в масках, сохраняющих их анонимность, погрузятся в драматическую историю загадочных семейных отношений, где каждый из героев хранит тяжелую тайну прошлого. В каждой из 50 комнат будет разыгрываться действие, в котором два десятка актеров умело смешают энергетику современного театра и невероятную хореографию, визуальную эстетику кино и впечатляющие спецэффекты.

«Вернувшиеся» стали результатом творческого и профессионального союза режиссеров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и российских продюсеров Вячеслава Дусмухаметова и Мигеля, режиссера и наставника шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ.

«Иммерсивное представление такого уровня в России будет поставлено впервые. В работе над созданием шоу была чрезвычайно важна не только отдача и профессионализм команды, но и новейшие технологии работы с аудиторией и опыт моих американских коллег», - рассказывает продюсер шоу Мигель.

За музыкальное оформление шоу отвечает лидер Therr Maitz Антон Беляев, а speakeasy-бар шоу получит специальную музыкальную программу с участием российских и зарубежных артистов.

«Призраки» или «Привидения» - пьеса норвежского классика Генрика Ибсена, написанная ровно 135 лет назад, в 1881 году. Сюжет критики часто сравнивают с паутиной загадок. Некий дом готовится к большому событию - на средства вдовы почтенного капитана Альвинга должен открыться приют в память о её муже. По этому поводу собираются родственники и старые друзья, но странные события и призраки, будто вернувшиеся из прошлого, трагично меняют судьбы всех героев.

Чтобы передать атмосферу пьесы Ибсена в наше время, команда художников, декораторов и костюмеров шоу воссоздала в историческом особняке XIX века интерьер, впитавший в себя дух нордических стран.

Московская премьера сразу вызвала огромный интерес не только среди зрителей, но и у профессионального сообщества. «Вернувшиеся» стали хедлайнерами программы одного из самых престижных театральных смотров столицы - фестиваля Нового европейского театра NET.

«Одной из тем фестиваля стал иммерсивный театр - как быстро набирающий зрительскую аудиторию жанр, вчера ещё казавшийся маргинальной экзотикой. Поэтому проект, который должен стать этапным для развития этого жанра, привлёк наше внимание», - говорит арт-директор фестиваля Роман Должанский.

Адрес: Дашков переулок, дом 5 (метро «Парк культуры»)

Стоимость билета – 5000/30000 рублей

Возрастное ограничение: 18+

Официальный сайт проекта: www.dashkov5.ru

Информация от организатора

27 и 28 апреля 2019 года к составу актеров шоу присоединится талантливая актриса Татьяна Бабенкова - звезда сериала "Полицейский с Рублёвки" на канале ТНТ. Вы сможете оценить новое прочтение роли Регины и вновь погрузиться в волнующие события, происходящие в доме Алвингов. Воспользуйтесь специальным предложением только на 28 апреля! Мы снизили стоимость базового билета на 10%. С нетерпением ждем вас на шоу!

18+ - организатор имеет право потребовать удостоверение личности и отказать в проходе без возмещения стоимости билета.

Общая продолжительность шоу - 2,5 часа. Зритель сам определяет время нахождения в особняке. Зритель может остаться в баре до 24.00.

Дресс-код / Личные вещи
На протяжении всего действия запрещено говорить, прикасаться к людям без масок и снимать ее. Если вы хотите успеть за всеми событиями в особняке, мы рекомендуем вам надеть удобную обувь, а также контактные линзы вместо очков. Верхняя одежда и личные вещи должны быть сданы на хранение в гардероб.

Безопасность
В шоу будут использованы современные технические световые и специальные решения и эффекты.

VIP-билет
В стоимость включены: отдельный вход и гардероб, безлимитный premium-бар, гарантированное получение опыта «один на один» для глубокого погружения в шоу. Обладатель одного из шести VIP-билетов сможет увидеть расширенную версию шоу, получить гарантированный персональный театральный опыт с героями спектакля, а также доступ к персональному бару в секретном кабинете капитана Алвинга.

Столик Джейкоба
Вы можете забронировать один из четырех столиков на двоих напротив «Ибсен Бара». В стоимость брони входит привилегированное место, два бокала шампанского и закуски. Бронь действует с 18.30 и до окончания времени работы бара. Не дает право посещения шоу.

Билет "Путешествие по Дому" . Обладатель единственного за вечер билета совершит прогулку по особняку в сопровождении одного из обитателей. Только для вас Дом откроет свои секреты, недоступные другим. Перед приобретением данной услуги рекомендуем посетить спектакль.

Иммерсивное шоу «Вернувшиеся» - это театр, где нет кресел. А вместо сцены - четыре этажа старинного особняка. Вы надеваете маску и становитесь участником действия. Только здесь вы будете самостоятельно определять свой путь, исследовать пространство и весь реквизит. Вам доступны 50 комнат и 240 сцен, которые просто физически невозможно увидеть за одно посещение. Только некоторым зрителям удастся найти тайные комнаты. Чтобы по-настоящему понять новаторский формат проекта, а также всю глубину погружения, потребуется несколько визитов. Будьте готовы к новому уровню впечатлений и работе со своим внутренним «Я». Настоятельно рекомендуем вам дойти до финала представления.

Лишь несколько владельцев стандартных билетов смогут участвовать в особой приватной сцене наедине с актером; счастливчики выбираются особым образом. В то время как обладатели VIP-билета , в стоимость которого входит расширенная версия шоу, напитки и закуски бара, получат гарантированный тет-а-тет с актером, а это незабываемые, очень личные переживания. Обладатели VIP-билета входят в театр через отдельный VIP-вход.

Всех, кто хочет испытать особый иммерсивный опыт, спешим пригласить в особняк Алвингов на шоу «Вернувшиеся»! До конца апреля приглашаем всех, кто давно хотел посетить шоу «Вернувшиеся», но не решался, а также тех, кто у нас уже был. Приобрести билеты вы можете по специальной цене 4500 рублей. Начало - в 19.30.

До конца апреля VIP-билеты на сеансы в 19.00 будут доступны по специальной цене - 20 000 рублей.
Вам будет доступна расширенная версия постановки, индивидуальные сцены, а также доступ к персональному бару. Добро пожаловать!


Вход в театр строго с 18-летнего возраста и возможен только при предъявлении паспорта . Штрих-код на билете можно предъявить с мобильного устройства или с распечатанного билета. Точное время входа указано на билете. Вход на шоу осуществляется несколькими группами, каждая из которых входит в свое время. Это связано со строгими правилами и инструктажем. Будьте внимательны! На протяжении всего представления ни в коем случае нельзя разговаривать и трогать актеров. За порядком следят хранители особняка - черные маски.

Погружение — это именно то, что происходит с участником иммерсивного шоу. Роль зрителя преображается — это больше не пассивный наблюдатель, а один из героев действия, который может двигаться, выбирать и иногда даже влиять на происходящее.

Первую широкую известность формату иммерсивных шоу принес британский театральный коллектив Punchdrunk со спектаклем «Sleep No More», показанным впервые в 2009 году. Пятиэтажный особняк, в котором можно найти психиатрическое отделение больницы с врачами и пациентами, кладбище с призраками, укромный уголок с парой влюбленных, рассчитывающих, что никто их не увидит. Все открыто для исследования участниками процесса — зрителю предлагается не только ходить и наблюдать, но и взаимодействовать с персонажами и окружающим пространством. Решение о том, где находиться и насколько включаться в происходящее, принимает каждый сам.

Свобода строить свою сюжетную линию в сочетании с игрой профессиональных актеров и продуманным антуражем создает уникальные условия для переживания опыта совершенно нового качества, нежели в обычном представлении. Опыта, больше похожего на живое прохождение компьютерной игры или путешествие по фильму в реальности.

Необычный формат был подхвачен зрителями и творческими группами в самых разных точках мира и разросся, приобретая новые очертания. Сегодня в Москве для желающим погрузиться в опыт иммерсивного шоу найдется из чего выбирать.

Можно встретить похожие по структуре на работы Punchdrunk театрализованные представления. « » Максима Диденко и театральной компании Ecstàtic — на участниках маска, вокруг — мир из «Дубровского» Пушкина, в котором можно трогать петуха, пить водку и кормить актера пельменями.

Центр имени Мейерхольда часто становится площадкой для иммерсивный действий — Юрий Квятковский и Le Cirque de Charles la Tannes превращают все 5 этажей центра в «Норманск» — город, придуманный братьями Стругацкими, который теперь открыт для исследования.

Все больше появляется иммерсивных игровых форматов, позволяющих быть главным (или одним из главных) героем действия, складывать совершенно свою индивидуальную историю и проходить еще дальше за рамки привычного восприятия.

Городская бродилка с элементами флешмоба и психологического тренинга« » делает местом игры город. Весь процесс становится перфомансом, который воплощают сами участники, перемещаясь по Москве и следуя инструкциям, звучащимодновременно в наушниках у всех 50 человек.