Что важнее – духовное или материальное? Духовное развитие и материальный успех. Как совместить? Сообщение духовные или материальные ценности

24.03.2024

Елизавета Бабанова

Замечали ли вы, что, в основном, люди делятся на две категории: одни стремятся к реализации в материальном мире, они думают о квартирах/машинах/отдыхе на Майорке, и таких людей большинство. Для других главное – духовное развитие, и чаще всего они остаются нереализованными в финансовом смысле.

Только единицы способны совместить в себе эти две силы - духовное развитие и материальный успех, гармонично продвигаясь в обоих направлениях.

Что же может помочь нам уравновесить в себе эти противоположные энергии и сбалансировать всю нашу жизнь?

Ответ - личностное развитие.

Для многих людей понятия «личностный рост» и «духовное развитие» взаимозаменяемы. А есть ли для вас разница между ними?

К какой категории вы отнесете, например, молитву? А к какой - работу над своими слабыми качествами характера?

Чтение духовной литературы - это «духовное» или «личностное»? А изучение книг по лидерству, основанному на духовных принципах, (например, Стивена Кови или Джона Максвела) способствует развитию личности или души? А ведь обе эти книги говорят также и о материальном успехе.

Ну а теперь - самый сложный вопрос. Построение успешного бизнеса, реализация в своей профессии, зарабатывание существенного капитала - свойственно ли это духовно развитым людям или это удел материалистов?

В этой статье мы выясним, что же такое личностное и духовное развитие, и можно ли работу над собой совместить со стремлением к материальному успеху.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: “КТО Я?” “ЗАЧЕМ Я ЗДЕСЬ?”, “КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ?”

Для меня, как и для многих духовно развивающихся людей, смысл жизни заключается в эволюции души.

Животным царством управляет внутренний природный механизм, не поддающийся сознательному выбору.

Человеку же была дана свободная воля определять скорость и траекторию своего пути развития.

Изучая духовные учения и жизни пророков, мы видим, какой может и должна быть наша жизнь. Мы обретаем цель, которая задает нам вектор развития.

Чаще всего этот вектор зависит от географии и свойственных данному месту традиций. В каждой развитой культуре жил или живет учитель, духовидец, жизнь которого служит для его последователей примером.

Просветленные мастера разных эпох и традиций показывают нам пункт назначения, к которому рано или поздно придет каждый из нас, вне зависимости от того, какую именно тропу мы выберем для этого пути. Все мы рано или поздно станем просветленными. Но кому-то для этого понадобится намного больше времени.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС: «КАК СТАТЬ СОВЕРШЕННЫМ?»

Если духовное развитие отвечает на вопрос “Каким быть?” и “Зачем?”, то личностное развитие отвечает на вопрос “Как это сделать?”.

Такие инструменты, как соблюдение здорового образа жизни, создание гармоничных взаимоотношений с другими людьми, ответственное выполнение своих обязанностей на работе помогают нам развиваться в правильном направлении.

2 ПРОБЛЕМЫ

Если человек развивается духовно, но при этом он игнорирует материальный мир, то происходит одно их двух:

1. Человек начинает жить в “облаках”. Чаще всего это относится к людям, изучающим эзотерические науки.

Соприкасаясь с тонкими мирами, они настолько отрываются от земли, что их семьи распадаются, они уходят с работы, теряют друзей, и вся их жизнь «трещит по швам».

Увлеченные эзотерикой люди думают, что они значительно прорвались в познании духовного мира, и что материальный мир теперь за это им обязан.

Материальный же мир живет по своим законам и не стремится удовлетворить тех, кто духовно стал более «продвинутым», но продолжает игнорировать материальные законы.

2. Второй вариант - человек впадают в апатию или, еще хуже, в депрессию. Соприкоснувшись с духовными знаниями, он осознает, что и он, и весь окружающий его мир очень далек от совершенства.

Он перестает верить в то, что его жизнь сможет снова стать радостной и наполненной, у него опускаются руки, и на протяжении многих лет он не видит “света в конце тоннеля”.

ГДЕ ВЫХОД?

Выход из обоих состояний - начать делать что-то для других людей, начать приносить пользу обществу. Даже современные ученые доказали терапевтическое воздействие благотворительной деятельности.

Наша задача - развиваясь духовно, максимально эффективно использовать те таланты, с которыми мы пришли на эту землю.

Что вы любите делать для других людей? Вы можете вести блог, кормить бездомных людей или лечить животных, помогать в просветительской деятельности человеку, который для вас стал учителем.

Вы также можете построить свой бизнес, который создаст рабочие места и даст возможность нескольким (или сотням и тысячам) семьям заработать.

Возможности сделать этот мир лучше безграничны, главное - выбрать то, к чему лежит душа, иначе благотворительность перерастет в обязаловку.

Ведь именно искренняя забота об окружающем мире позволяет нашей душе проявиться в материи. Когда мы работаем во благо других людей и получаем от этого удовольствие, наша жизнь наполняется смыслом и счастьем.

ДУХОВНОЕ ПЕРВИЧНО

Духовное развитие всегда первично. Как известно, “душа” оставляет тело, а не наоборот.

Без духовного вектора люди могут преуспеть в достижении целей, в развитии своего бизнеса, но не установив связи со своей душой, они, достигнув всех своих материальных целей, становятся несчастными.

Наверняка вы знаете истории мультимиллионеров, которые покончили жизнь самоубийством. Они стали успешными, но забыв о духовном корне, потеряли смысл существования.

ВСЕ ЕЩЕ ПРОЩЕ

Если рассматривать всю нашу жизнь с точки зрения получения и отдачи энергии, то все становится предельно ясно.

Мы получаем энергию от жизни: питание, солнце, воздух, физическая нагрузка, друзья и т.д. ради того, чтобы мы могли ее отдавать в работе, в заботе о своей семье и о других людях.

Духовное развитие - когда мы получаем энергию свыше, посредством изучения, осознания, медитации.

Личностное развитие - когда мы отдаем энергию, работая над собой и содействуя развитию общества.

Материальный успех - результат правильного взаимообмена энергией с окружающим миром.

БАЛАНС ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО

Сегодня как никогда каждому из нас необходимо стремиться к равновесию духовного и материального.

В Индии практически невозможно не подхватить какую-то болезнь, совершая паломничество или медитируя в ее ашрамах, потому что люди слишком глубоко погружены в духовное и забыли о материальности - чистоте, порядке, достатке.

В США все наоборот: смыслом жизни стали власть и деньги, и общество стало глубоко несчастно в погоне за этими ценностями.

На примере этих стран мы видим, что перекос в одну или другую сторону ведет к деградации общества в целом. Задача лидеров сегодня - соединить и сбалансировать в себе эти две энергии и потом передать знания всем остальным.

Научиться жить в гармонии с собой, максимально используя свои таланты на благо людей, одновременно получая достойную материальную компенсацию за свою работу, и при этом быть ориентированным на более высокую цель - вот гармоничное соединение духовного и материального, инь и ян.

Если вы хотите регулярно получать самые передовые знания о бизнесе и личностном развитии на вашу электронную почту, подписывайтесь на рассылку блога в правом сайдбаре сайта.

Успехов вам в вашем духовном и личностном развитии!

  • Департамент образования

    администрации города Липецка

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

    Имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА

    Открытый классный час - диспут

    на тему

    «Что важнее: материальные или духовные ценности?»,

    проведённый в 10А классе 24.10.2017 года

    Подготовила: учитель русского языка

    и литературы Кустова И.Н.

    г. Липецк, 2017 год

    Тип мероприятия: классный час - диспут

    Цель: создание условий для правильного осознания подростками жизненных ценностей с целью формирования ответственного отношения к ним.

    Задачи:

      воспитания: воспитывать любовь к труду, к людям труда; помочь каждому стать лучше, убедить в том, что человек должен самосовершенствоваться; помочь каждому учащемуся осознать себя как личность, понять своё предназначение в жизни;

      развития: развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

      образования: познакомить учащихся с понятием ценности жизни и с классификацией ценностей ; способствовать пониманию отличий между ценностью материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей; формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

    Участники: учащиеся 10А класса

    Оборудование: презентация, видеофильмы

    Литература:

    1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2003

    2. Грицанов А.А., Скакун В.М. Новейший философский словарь. – Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1999

    3. Драч Г.В. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королёв. – СПб.: Питер, 2011

    4. Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н. Этика саморазвития. Первый год занятий: кн. для учителя. – Калуга: Гриф, 2005

    5. Морозова Л.П. Классные часы. – Волгоград: Корифей, 2008

    Ресурсы Интернета:

      видеофильм https :// youtu . be / REn 050 wX - Bk

      видеофильм https :// www . youtube . com / watch ? v = jeGQHVSPzUg

    План:

      Подготовка классного часа.

      Оргмомент.

      Сообщение темы и целей классного часа.

      Работа по теме классного часа.

      Итог классного часа.

      Рефлексия.

    Ход классного часа

    1. Подготовка классного часа.

    Подбор материалов по теме классного часа с использованием ресурсов Интернета.

    2. Оргмомент.

    3.Сообщение темы и целей классного часа.

    Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница - большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Каждая ступенька – ваши желания и мечты. И каждый день даёт нам возможность подняться выше.

    Эпиграфом нашего классного часа будет высказывание одного из выдающихся философов: «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

    4.Работа по теме классного часа.

    Послушайте две притчи.

    1 притча

    Молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

    Какой смысл скрыт в этой притче? (бессмысленно прожитая жизнь).

    Имела смысл такая жизнь для него самого?

    2 притча

    В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

    Как вы думаете, что она искала?

    Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

    Как вы поняли эту притчу?

    Чем похожи притчи?

    Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки? - Можно это назвать ценностями для них?

    Так что же такое ценности?

    Ценности – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную и отрицательную значимость какого-либо объекта.

    Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

    витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни,

    уровень потребления, экологическая безопасность;

    экономические ценности: наличие равных условий для производителя и благоприятных условий для потребителя в сфере товаров и услуг;

    социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья,

    достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

    политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир.

    Материальные ценности : всё то, что можно купить, создать, построить (ругими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать).

    Духовные ценности: то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение (к ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение и т.д.).

    Как считаете, какие ценности важнее в жизни человека и какие помогают ему подниматься по ступенькам к счастью жизни: материальные или духовные?

    Вам предложен список ценностей. Пожалуйста, прочитайте его внимательно. Если вы хотели бы добавить что-то своё, допишите это ниже на пустых строках.

    Отметьте 10 ценностей, которые наиболее важны для вас лично.

    доброта

    верность

    честность

    взаимопомощь

    любовь

    дружба

    образование

    дом, квартира, дача

    справедливость

    красота

    свобода

    акции банков и компаний

    семья

    дети

    здоровье

    вера

    обеспеченная старость родителей

    общение

    автомобиль

    собственный бизнес

    знания

    творчество

    драгоценности

    милосердие

    надежда

    недвижимость за границей

    развлечения

    совесть

    душевная гармония

    яхта

    путешествия

    честь

    одежда

    деньги

    мобильный телефон

    еда

    Вопросы:

    Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план?

    Каково различие между материальными и духовными ценностями?

    А можно в современном мире обойтись без материальных ценностей? Почему?

    ВЫВОД: сами по себе такие вещи, как автомобиль, квартира, дорогой телефон, дача, яхта и т. д., хороши. Но, если они становятся самоцелью, это может быть социально опасным явлением, ведь мы построим на таких ценностях общество без перспектив - общество потребления, общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это будет общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура.

    Что же важнее для общества: духовность или материальность?

    (Нравственное общество можно построить только на духовной основе. Но и материальная сторона тоже важна, только она должна быть второстепенна).

    Представьте, что к вам в дом постучались и потребовали отдать две ценности. Какие ценности вы отдадите? Зачеркните их.

    Групповая игра «Создание новых цивилизаций»

    Учащимся необходимо разбиться на группы, перенестись мысленно в будущее (в галактическую эпоху, когда будет заселяться галактика) и представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации.

    Задача учащихся – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию.

    Цель работы группы: определить, какие пять ценностей участники считают наиболее важными, и расставить их по мере убывания значимости. При этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её.

    Современный мир очень быстро меняется, развивается.

    А могут ли поменяться ценности?

    Да, люди по-разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония.

    А как вы думаете деньги в наше время – это ценность? (да, материальная, но не духовная)

    Например, я говорю: за деньги можно купить таблетки, а вы замечаете: но не здоровье.

    Продолжите мои фразы:

    За деньги можно купить книгу… (но не мудрость, знания и умения)

    За деньги можно купить телохранителя… (но не дружбу и понимание)

    За деньги можно купить дом… (но не семью, заботу и любовь)

    За деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

    Видеофильм «Духовное развитие и материальный успех. Как совместить?» (6 мин 53 сек)

    Но есть главная ценность – ценность жизни.

    5.Итог классного часа .

    Выбор как осознанная жизненная необходимость для людей (китайская притча о выборе)

    Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

    Что за люди живут в этом городе?

    А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спрашивает мудрец.

    Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые.

    Здесь то же самое, – ответил мудрец.

    Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ живёт в этом городе.

    А кто живёт там, откуда ты пришёл? – спросил мудрец.

    Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

    Здесь ты найдёшь таких же, – сказал мудрец.

    Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

    Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.

    Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

    Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».

    Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём свою выгоду, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым».

    6.Рефлексия.

    Стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…»

    Что же является самой главной жизненной ценностью?

    Верно, самой главной ценностью является сама жизнь и любовь.

    Видеофильм «Ценность жизни - любовь» (3 мин 30 сек)

    Два мира есть у человека:

    Один - который нас творил,

    Другой - который мы от века

    Творим по мере наших сил.

    Чтение учителем стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

    Каждый выбирает для себя

    Женщину, религию, дорогу.

    Дьяволу служить или пророку –

    Каждый выбирает для себя.

    Каждый выбирает по себе

    слово для любви и для молитвы.

    Шпагу для дуэли, меч для битвы

    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает по себе

    Щит и латы, посох и заплаты.

    Меру окончательной расплаты

    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает для себя.

    Выбираю тоже – как умею.

    Ни к кому претензий не имею.

    Каждый выбирает для себя.

    Сегодня я открыл для себя, что …

    Меня удивило, что …

    Мне захотелось …

    Теперь я буду …

    А теперь послушайте притчу о каменотёсах.

    Три каменотеса усердно работают в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?

    Неужели не видишь: дроблю эти проклятые камни! - раздражённо буркнул первый.

    Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами второй.

    Я строю храм! - гордо ответил третий.

    Как вы думаете, в чём разница между этими каменотёсами? Какого из них можно назвать счастливым? (эти каменотёсы шли по дороге к счастью. Первый не будет счастлив, потому что у него нет цели; второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. И только третьего можно назвать счастливым: он видит большую красивую цель, ради которой он работает).

    Желаю и вам в вашей жизни не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой цели и добиваться их. Только тогда вы будете по – настоящему счастливы.

    И в заключение классного часа послушайте наказ известного педагога В.А.Сухомлинского:

    «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

    Триединство человека:
    Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

    – Какие бывают ценности?

    1. Материальные (способствуют жизни): простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления); более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
    2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

    И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

    – Что это и какое воздействие они оказывают?

    Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.
    Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.
    Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

    – Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение?

    И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».
    И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.

    – Какого человека мы называем нравственным?

    Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.
    Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?
    Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.
    Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

    О необходимости уверенности в себе и самоуважении.

    «Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.-Ж. Руссо).
    «Хорошо и нравственно – это одно и то же» (Л. Фейербах).
    «Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).
    Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?
    «Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому – в этом суть нравственности» (Шамфер).

    – Что определяет норму человеческой жизни?

    Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

    – Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему?

    Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов – беспредел.
    Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.
    Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».

    Два мира есть у человека:
    Один – который нас творил,
    Другой – который мы от века
    Творим по мере наших сил.

    Н. Заболоцкий

    Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.

    Духовные ценности человека - это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

    Какие бывают принципы

    Ценности делятся на материальные и духовные:

    • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
    • духовные ценности - объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

    Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

    С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

    Виды нравственных идеалов

    Виды духовно-нравственных ценностей:

    1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
    2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
    3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

    Основные духовные понятия

    Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

    Красота

    Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

    Истина

    Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

    Искусство

    Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.


    Творчество

    Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

    • памятники культуры;
    • литературу;
    • живопись.

    Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

    Любовь

    Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

    • сопереживание;
    • верность;
    • уважение.

    Без нее невозможно существование.

    Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

    Сейчас такое время, когда люди в основном делятся на два лагеря: те, кто преследует только материальные цели, не задумываясь о душе, и те, кто занимается только душой, не думая о материальном достатке.
    Оба этих лагеря находятся в конфронтации.
    Те, кто зарабатывает деньги, заняты добыванием материальных ценностей. Они бегут по жизни, не замечая ничего вокруг. Их гонит вперед очередная материальная цель или сразу несколько таких целей. И эта цепь материальных целей, которые они ставят перед собой, никогда не заканчивается. Достигли одной цели, побежали за достижением другой. Им некогда думать о том, почему у них плохое настроение не проходит уже много дней, почему оно переросло в депрессию, и мир перестал радовать душу. Почему ребенок отбился от рук. Почему замучили головные боли, и постоянно ломит спину. Почему желудочно-кишечный тракт не справляется с перевариванием пищи без лекарств. Почему аллергия не дает покоя. И нет возможности понять причины, по которым их преследуют неприятности, потому что темп жизни не позволяет. И только какая-нибудь серьезная неприятность, такая, как дорожно-транспортное происшествие с травмами или инсульт в достаточно молодом возрасте, заставляет их остановиться и призадуматься.
    Те же, кто занят исключительно душой, постоянно ищут себя, гоняются за счастьем, занимаются духовными практиками, отстранившись от реалий жизни. Они живут в придуманном мире. Они презирают деньги, поэтому деньги к ним не идут. И только оказавшись перед серьезными материальными трудностями, они начинают задумываться о том, что они сделали не так. Ведь, казалось бы, стремились к счастью, к гармонии в душе, а получили кучу неприятностей материального характера, от которых также страдает здоровье.
    А фокус в том, что стремление к очищению души, к счастью, не должны быть оторваны от реальности. А реальность нашей жизни такова, что совершенствовать нужно все ее стороны. Конечно, если мы хотим быть счастливыми. Понятно, что совершенства человек не достигнет никогда. Так как совершенство – это идеал, а полностью идеальной жизнь человека быть не может. Но для того, чтобы жизнь нас удовлетворяла в общем и целом, к идеалу надо хотя бы стремиться.

    Поэтому духовные искания не должны быть оторваны от реальности, то есть, они должны помогать нам создавать нашу новую жизнь, которая будет приносить нам радость и удовлетворение. Чтобы возрастающая любовь к себе освобождала нас от ограничений и запретов, осознанность позволяла найти и делать то, что мы действительно хотим, то, что нам нравится, и получать за это приличные деньги. Как ни крути, а полноценная жизнь человека без денег не возможна. Нужно лишь правильно к ним относиться. Это значит, что нужно понимать, что глупо ради денег губить свою душу, здоровье и жизнь в целом. А у тех, у кого они в приоритете, именно так и бывает. Исключений из этого правила я еще не наблюдала. Но и стремиться быть счастливым без денег, тоже утопия. Ведь деньги позволяют человеку сделать свою жизнь комфортной, удобной и интересной. Духовный человек - это процветающий во всех отношениях человек.
    Лично я люблю деньги и воспринимаю их, как своих преданных друзей, которые мне помогают делать мою жизнь здоровой и позволяют раскрашивать ее яркими красками.
    Желаю вам объединить в своей душе духовный и материальный мир и стараться поддерживать между ними гармонию.