Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы. Что такое синквейн? Заметки арт-терапевта Синквейн на тему библиотека

17.03.2024

«Первые библиотеки» - Софийский собор в Киеве. Появление термина. Софийская библиотека. Литературные памятники Древней Руси. Первые библиотеки на Руси. Древнейшие сокровища Новгорода. Библиотека Ярослава. Первые книги на Руси. Что читали наши предки. Развитие библиотечного дела.

«День библиотек» - Просто невозможно представить нашу жизнь без книг и без библиотек. Популярна библиотека у молодёжи как культурно-досуговый цент. Библиотеки Республики Татарстан. Или сосредоточиться - Великое создать. Но только 10 (24) января 1865 года была открыта городская публичная библиотека. Второе место занимают произведения В.И.Ленина, переведенные на 222 языка.

«Работа школьной библиотеки» - И еще одна очень важная функция закрепляется за библиотекой: Таким образом библиотека превращается в информационный центр, где пользователи могут: Иногда библиотеки школ называют медиатеками. Школьная библиотека на сайте школы: Печорская лингвистическая гимназия. (Краткий справочник школьного библиотекаря.

«Роль школьной библиотеки» - Извлекать информацию по заданной проблеме. Ориентация в специфике научно-популярного и учебного текста. Фонд дополнительной литературы. Воспитание гражданственности. Ссылки и цитирование источников. Младшие школьники. Литературное чтение. Чтение. Возможность научиться. Осуществлять информационную переработку текста.

«Книга и библиотека» - Сотни писцов переписывали книги на пергаменте. Такими были первые книги. Первая книга была напечатана 1 марта 1564 года. Шумный современный город и будущее нашей планеты. В.И.Ленина в Москве. В Египте на болотистых берегах Нила рос тростник. Были книги и в золотом переплёте. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец.

Дорогие друзья!

Ваша задача - до 4 октября написать свой собственный синквейн, посвятив его любимому учителю, и отправить его в соцсети библиотекарям (https://vk.com/id229998310 или https://vk.com/id146229856) или принести в письменном виде в библиотеку! Ваши синквейны будут опубликованы в День учителя в группе ВКонтакте .

А что же такое синквейн?

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Мы очень ждем Вашего участия! Порадуйте любимых учителей творчеством от всей души!

Роль синквейна на уроках литературы

Главной задачей литературного образования является развитие личности ребенка, способной чувствовать красоту, переживать, видеть мир в его единстве. Литература должна развивать и совершенствовать способность к фантазии, творчеству, к богатому и сложному ассоциативному мышлению.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение, оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Синквейн можно использовать на уроках литературы, русского языка.

Правила построения синквейна:

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.

Первая строка - тема сиквейна , заключает в себе одно слово - существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два прилагательных или причастия, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Например, дружба

крепкая верная

объединяет поддерживает лечит

дружба -великая сила

согласие

На мой взгляд синквейн - это не только способ проверки знаний. Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, повторить, что находится у обучающегося на уровне ассоциаций. Когда я приступаю к изучению новой темы, в начале урока даю синквейн: "А что вы уже знаете об этом? Что думаете?" Анализируя полученные результаты, корректирую представления ребят о данном понятии в ходе изучения темы. Ведь на любом уроке обучающиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

В середине урока, когда ребята подустали или тема трудна для восприятия, предлагаю им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы и узнаю, как идет восприятие обучающими нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы закончено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учащихся. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, можно увидеть, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учителя при этом не только экономят время, но и проверяют одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда я знакомлю обучающихся с синквейнами, сначала объясняю им, как пишутся такие стихотворения. Затем даю несколько примеров.

На житейскую тему:

Каникулы.

Светлые, весёлые.

Гуляем, расслабляемся, спим.

Отдыхать – не работать!

Счастье!

После этого предлагаю группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала это будет трудно. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Называю тему для синквейна. Каждому участнику даю 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает им возможность поговорить о том, почему они так написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудноуловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Синквейн – это не только способ проверки знаний ученика, у него есть и другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у обучающихся на уровне ассоциаций. Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Форма синквейна вариативна, что способствует разноплановому составлению заданий.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в литературном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. У обучающихся составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу текста при подготовке к написанию творческой работы. В отличие от сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет сочетать элементы работы с текстом – словом – сочинением, дает возможность сконцентрировать внимание на самом важном. Эффективно использование синквейнов на уроках литературы и для подведения промежуточных итогов по пройденному произведению.

Если же вдруг возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим: либо тема синквейна не близка (не понята или просто не интересна), либо же необходимо поработать над расширением словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если обучающиеся легко составили стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто каждый ученик вспомнинает свой синквейн. Вот примеры некоторых из них:

Петербург (по роману «Преступление и наказание»)

пьяный знойный

душит давит угнетает

здесь невозможно жить

безнадежность.

или

Обломовка

безжизненная вялая

спит ест бездельничает

всё словно умерло

смерть

Что же касается литературы, то для неё синквейны – это даже больше, чем метод контроля или запоминания. Обучающиеся пробуют написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда подбирают для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то чувствуют, насколько ближе, понятнее и роднее стал тот или иной персонаж, словно пропускают искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.