Бизнес-информатика
Бизнес-информатика - это наука о проектировании, разработке и применении информационных и коммуникационных систем в бизнесе. Специальность предполагает обучение дисциплинам, связанным с информационными технологиями, информатикой, экономикой и концепциями управления. Бизнес-информатика зародилась в Германии и сейчас успешно преподаётся в Центральной Европе и США, а также в России по программе бакалавра, магистра и специалиста.
В процессе обучения используется междисциплинарный подход. Cтуденты изучают предметы из разных областей. Основными областями являются информационный менеджмент , экономика, информатика и основы математики и статистики. Теоретические знания, полученные на лекциях, студенты применяют в упражнениях на семинарах и практических занятиях по программированию и проектированию.
Прикладная информатика в экономике охватывает планирование, разработку, внедрение, эксплуатацию и развитие информационных и коммуникационных систем, которые используются для поддержки текущей хозяйственной деятельности, стратегического планирования и процесса принятия решений в бизнесе и государственном управлении. Выпускники работают в качестве внедренцев информационных систем, менеджеров по поддержке информационных систем, программистов, бизнес-аналитиков и т.д.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- (ср. нем. Informatik, англ. Information technology, фр. Informatique, англ. computer science компьютерная наука в США, англ. computing science вычислительная наука в Великобритании) наука о способах… … Википедия
- (деловое моделирование) деятельность по формированию моделей организаций, включающая описание деловых объектов (подразделений, должностей, ресурсов, ролей, процессов, операций, информационных систем, носителей информации и т. д.) … Википедия
Отрасль знаний, изучающая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных отраслях человеческой деятельности. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов
Технология накопления, подготовки и обмена информацией с использованием компьютерной техники и средств связи. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Бизнес со … Википедия
Факультет бизнес информатики Государственный университет – Высшая школа экономики Год основания 2002 Декан Никитин В.В. Место … Википедия
Информатик экономист одна из самых современных и востребованных квалификаций специалистов в области информатики и экономики. Деятельность специалиста направлена на создание, внедрение, анализ и сопровождение профессионально ориентированных… … Википедия
Прикладная информатика Специализация: научно практический Периодичность: раз в два месяца Язык: русский Адрес редакции: Москва Главный редактор: Емельянов А. А … Википедия
Область знания, которая рассматривает в качестве предмета информационные системы, используемые для подготовки и принятия решений в сфере экономики и бизнеса. В качестве метода Экономической информатики рассматривается моделирование бизнес… … Словарь бизнес-терминов
- (англ. Business Rule Engine движок исполнения бизнес правил) компонент системы управления бизнес правилами предприятия, в функции которого входит выполнение правил. Он предоставляет сервисы принятия решений, которые могут вызывать внешние… … Википедия
На сегодняшний день возросло огромное количество вопросов в отношении того, что же такое бизнес информатика, кем работать и чем это интересно? Если начать с описания данного направления, то можно с уверенностью сказать, что бизнес информатика – это одна из наиболее молодых специальностей относящейся к сфере высшего образования. Несомненно, такая профессия напрямую затрагивает весьма перспективный сектор современной деятельности. Сформировалась специальность на фоне развития менеджмента, наличия прогресса в области экономики и ввиду широкого применения общественностью информационно-коммуникационных технологий.
С самого начала необходимо понять, кем работают бизнес информатики, как они работаю, и что делают? Стоит, прежде всего, обратить внимание на изучаемый материал по этой специальности. В начале обучения, подразумевающем начальную ступень подготовки, наибольшее внимание отведено естественным наукам и другим дисциплинам, которые закладывают основы в сфере информационных технологий. В частности учебный курс тесно сопряжен с такими предметами как:
Помимо вышесказанного начальное обучение включает в себя общематематические дисциплины. Среди обязательных предметов учащиеся встретят:
Далее вопрос упирается уже в экономическую среду. Обучение будущей профессии подразумевает изучение и проведение финансового и управленческого учета, основных экономических теорий и многих других предметов, связанных с гуманитарными дисциплинами.
В принципе, что подразумевает под собой профессия бизнес информатика и кем работать потом, становится уже понятно. Однако это еще не все. На третьем и четвертом курсах обучение углубится в такие области специальных дисциплин как:
Конечно, занятия, которые студенты получают на первых этапах, остаются базовыми и главным образом отличаются тем, что имеют отношение к теории предмета. Однако большое внимание в обучении уделяется методологическому процессу, имеющему прямое отношение к осуществлению автоматизации предприятия, к проектированию, внедрению и дальнейшей эксплуатации информационных систем. Что касается последних, то учащиеся будут иметь возможность узнать, каким образом необходимо производить разработку и осуществлять эксплуатацию информационных систем, а также как заниматься управлением и организацией информационно-коммуникационной технологической службы.
Практика по направлению бизнес информатика упирается во многом в тренинги, позволяющие овладеть всевозможными средствами, программами и системами, которые в свою очередь позволят воплотить в жизнь знания, полученные во время изучения теоретической базы. Это и Delphi, и MS Project, Dot net и многое другое.
Кем работать по специальности бизнес информатика могут бакалавры? Специалисты, которые получили такую степень, имеют право вести деятельность в составе исполнительной рабочей группы. Помимо этого они могут работать менеджерами различных сервисных служб и подобных им систем. Фактически бакалавр бизнес информатики – это профессиональный работник, который умеет выполнять проектирование, создание, внедрение корпоративных информационных систем, а также осуществлять анализ и необходимое сопровождение.
Говоря о видах профессиональной деятельности, стоит отметить, что согласно статистике и проведенным оценкам специалистов, в настоящий момент российскому рынку необходимы более 150000 юристов, экономистов и управляющих, которые имели бы непосредственное отношение к информационно-коммуникационным технологиям, тогда как удовлетворяются вышеупомянутые потребности в специалистах подобного профиля на настоящий момент лишь частично. Для России это примерно 10000 человек ежегодно. С такими темпами роста вакансий и работников, можно с уверенность предположить, что специалисты бизнес информатики необходимы будут еще долгое время и сразу во многих сферах деятельности.
К тому же стоит отметить, что для бакалавров бизнес информатики открываются и более широкие перспективы, в частности, работа по профессии за рубежом, поскольку согласно Болонской декларации, полученный диплом будет действителен неограниченное время и в любой стране, являющейся участницей данного процесса. Это лишь некоторые сведения, позволяющие понять, какой широкий и востребованный спектр деятельность несет с собой специальность бизнес информатика. Где работать потом – это уже решать вам!
На мой взгляд главное, чему научился в университете – это учиться. Данное умение является наиболее критичным в сфере ИТ. Без постоянного самообучения, знания и навыки обесцениваются в течении очень короткого цикла. Кафедра ПИиММЭ дала базовые знания и понятия системного анализа, экономической предметной области, проектирования баз данных, отечественных бизнес-приложений.
Январь, 2017
Январь 2017 г.
С детства я была разносторонней личностью и меня одинаково хорошо привлекали и гуманитарные дисциплины, и технические. Поэтому я выбрала направление подготовки бакалавров "Бизнес-информатика" т.к. оно включает много предметов по экономике и информатике. Своим выбором я очень довольна и мое образование полностью соответствует той работе, которой я сейчас занимаюсь.
ВолГУ - это отличное место для молодых и талантливых людей, здесь можно реализовать свои творческие и лидерские качества, участвуя в активной студенческой жизни. Университет дает возможность обрести друзей в различных профессиональных сферах, что, безусловно, будет полезно в будущем. Образование здесь дается действительно на высоком уровне и с полученными знаниями можно успешно выступать на научных конференциях и семинарах по всей стране.
Направление подготовки "Бизнес-информатика" имеет широкую направленность и я с первого дня обучения была уверена, что с дальнейшим трудоустройством не возникнет проблем. После двух лет обучения в университете я определилась с направлениями, которые меня привлекают и сформировала для себя примерный список профессий, которые мне интересны. В дальнейшем, с каждым годом этот список сокращался и к концу обучения я четко знала кем хочу работать.
Постарайтесь определить сильные, слабые стороны и интересы к окончанию школы и идите на то направление, которое вам действительно интересно. Любой человек, если он действительно любит свою работу, достигнет успеха вне зависимости от того, престижное направление у него в дипломе или нет. Но если вы выбрали дело по душе, которое еще и высоко ценится на рынке труда, то вам будет намного легче на жизненном пути.
Февраль 2017 г.
Насколько сложным/интересным/исчерпывающим можно считать обучение по данному направлению?
При выборе будущей профессии, на мой взгляд, - главное не ошибиться. Если ты сомневаешься, то представь себя через 10 лет. Кем бы ты хотел работать? И не просто работать, а получать от процесса массу удовольствий. При поступлении в ВолГУ в 2011 году передо мной был огромный выбор направлений. Однако выбор упал на направление подготовки бакалавров «Бизнес-информатика», о чем ни разу не пожалела.
Февраль 2017 г .
В школе я испытывал большую тягу к информатике, однако, я не придавал этому большого значения и к концу 11 класса я выбирал между менеджером и программистом. На программиста не получилось пройти, так как не позволили проходные баллы. В итоге я выбрал среднее между экономикой и информатикой и поступил на направление “Бизнес-информатика”. Да, своим выбором я доволен и не жалею, что не выбрал какое-нибудь другое направление.
Обучение по направлению “Бизнес-информатика” на самом деле выглядит очень простым, если есть тяга к знаниям и увлечение процессом изучения нового. Большинство дисциплин сопровождаются практическими заданиями и лабораторными работами, которые и составляют большую роль в закреплении теории. Были, конечно, и сложные дисциплины, для изучения которых нужно было прилагать больше усилий.
Свою будущую профессию я представлял сложной, ответственной и важной. Полученные знания очень пригодились при трудоустройстве, но, конечно же, не все. Без теоретической базы, которую дают в университете, работать очень сложно. Многие из изучаемых дисциплин, которые я считал ненужными, в конце концов пригодились, и я верю, что какие знания не были бы, они всегда пригодятся.
На мой взгляд выбор профессии - это очень важный момент, на котором нужно остановиться и подумать не меньше чем год-два, иначе, в противном случае, вам не интересно будет учиться и вы зря потеряете время. Если вы не можете определиться куда пойти или что выбрать - подумайте над тем, что у вас лучше всего получается делать, чем вы хотите заниматься, к чему у вас есть способности или что вам советуют близкие. Не нужно бояться неизвестного, в таком случае вы только себя ограничиваете в своих возможностях. Чтобы определиться с выбором - погуглите отзывы, посмотрите саму программу обучения по данному направлению, почитайте какие дисциплины входят в стандарт обучения данного направления и определите насколько они интересны вам.
Март 2017 г.
Тернистым путь к диплому назвать нельзя. Сложно только поначалу и то с непривычки. Но когда входишь во вкус, то почти каждый предмет кажется интересным. А при подготовке курсовых и научных работ можно открыть для себя исчерпывающие знания по особо полюбившимся предметам. Много интересных практических задач: работа с файлами, базами данных, с непосредственно данными, разные языки программирования - с этим не соскучишься.
Профильным предметом при поступлении в ВУЗ на специальности информатики является математика, а также физика и ИКТ . В среднем по России, для поступления достаточно набрать по этим предметам, и русскому языку на ЭГЕ от 35 до 80 баллов. Проходной балл зависит от престижности учебного заведения и конкурса в нем. Иногда, на усмотрение ВУЗа, для поступления может потребоваться знание иностранных языков.
Наиболее современным, прогрессивным и перспективным направлением при изучении IT является прикладная информатика. Это инновационное направление, предполагающее творческий подход, при последующей работе по специальности "прикладная информатика".
Код специальности "Прикладная информатика" – 09.03.03. Также она называется информатика ИКТ . Специальность изучается на многих факультетах – экономических, юридических, менеджмента и образования, в качестве дополнительного предмета. Специальность предполагает изучение языков программирования и иностранных языков, однако упор делается на практическое применение этих навыков в различных информационных системах.
По классификатору "Бизнес информатика" имеет код 38.03.05. Данная специальность достаточно новая и появилась только в 2009. Соответственно, выбирая специальность "бизнес информатика", кем работать для студента является важным вопросом. Бизнес-информатика позволяет получить квалификацию проектировщика, оптимизатора и администратора систем и процессов программ для бизнеса.
Чтобы студент смог получить специальность "бизнес информатика", ВУЗы обучают проводить аналитику, планирование и организацию IT-проектов различного уровня сложности. Кроме логического мышления и технического склада ума, от студентов по направлению 38.03.05 требуются аналитические способности, коммуникабельность и лидерские качества.
Под кодом 09.03.01 в классификации находится специальность "Информатика и вычислительная техника". Кем работать с такой квалификацией каждый решает сам, на основании усвоенных знаний в областях разработки ПО, IT дизайна и информационной безопасности. За период обучения студенты овладевают высокоуровневыми языками программирования, и навыками администрирования ОС и локальных сетей.
Обучение по направлению 09.03.01 занимает 4 года. Несмотря на относительно короткий срок обучения, направление "Информатики и вычислительной техники" считается одним из самых сложных, поскольку подразумевает получение навыков для разработки программ и алгоритмов.
Прикладная информатика с уклоном в экономику является подразделом "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем" 02.03.03 по бакалавриату и 02.04.03 в магистратуре. Информатика с дополнительной специальностью "экономиста" позволяет создавать, внедрять и сопровождать ПО в сфере экономики, анализируя его работу и алгоритмы.
Студент, получивший образование в области "прикладной информатики в экономике" умеет решать функциональные задачи, и оперировать финансовыми и материальными потоками, посредством специального ПО.
Прикладная математика и информатика – специальность в вузах по коду 01.03.02 в бакалавриате и по коду 01.04.02 в магистратуре. В противовес узким специалистам областей экономики, образования и юриспруденции, "Математика и информатика" позволяет применять полученные навыки в любой работе, которая связана с использованием ПО, ИКТ , коммуникационных сетей и систем, и ведением математических расчетов. Полученные навыки студент сможет применять в аналитических, научных, проектных и технологических сферах.
На кафедре "Информатика и системы управления" изучаются направления раздела "Информатика и вычислительная техника" 09.00.00. Студенты получают навыки в сферах 3D моделирования, WEB-разработки, технологии защиты информации, проектировании интеллектуальных систем контроля и разработки микропроцессорных систем.
Кафедра "Информатика и статистика" позволяет студентам получить квалификацию по специальностям раздела "Информационная безопасность" 10.00.00. На кафедре преподаются специальные дисциплины, которые направлены на обеспечение информационной безопасности по специальностям 10.05.01-05 и взаимодействию с соответствующим программным обеспечением.
Специальность уровня бакалавра по направлению 02.03.02 "Фундаментальная информатика и информационные технологии" имеет направленность на системное математическое программирование, обработку информации и управление коммуникационными системами. Кроме программирования, студент получает знания в областях дизайна и звукообработки , и может управлять телекоммуникационными объектами.
В России насчитывается более 50 ВУЗов, предлагающих обучение студентов по направлениям информатики.
В институтах России можно получить навыки для работы программистом, разработчиком, инженером информационных систем, дизайнером, и администратором локальных и WEB сетей. Также изучается специальность учитель информатики в ВУЗах на магистратуре, по направлениям 02.04.01 и 09.04.02.
Специальность "прикладная информатика" в колледже не вошла перечень кодов специальностей от 2015 года. Обучение прикладной информатике на основании диплома дает выпускникам право без сдачи ЕГЭ получить квалификацию "Техник-программист". Обучение длится 3-4 года и открывает возможности для работы на любом предприятии в должности программиста.
Одной из наиболее востребованных технических специальностей в настоящее время является информатика. Поэтому многие выпускники, получившие высокие баллы по математике, выбирают направление IT. Специальности, связанные с информатикой можно подразделить на фундаментальные, прикладные и дополнительные.
В зависимости от выбора, студент обучается взаимодействовать с различными системами на этапах от разработки до администрирования и практического использования в различных вычислительных сферах.
Возможно Вас заинтересуют.
Несовершенство современных информационных технологий, свойственное всему новому и бурно развивающемуся, требует довольно высокого уровня подготовки кадров в этой области. Известно множество примеров, когда проекты готовых или разработанных на заказ Корпоративных Информационных Систем на этапах внедрения и эксплуатации оканчиваются провалом. Главная причина подобных неудач - отсутствие специалистов, органично сочетающих знания в технике, экономике, менеджменте и информационных технологиях.
Процессы глобализации мира, определяемые в значительной степени стремительным развитием информационных технологий (ИТ), диктуют новые правила ведения бизнеса и новые подходы к организации и управлению производством. Телекоммуникации, связь и обработка информации достигли такого уровня, когда управление отдельными предприятиями и целыми промышленными отраслями стало возможно с позиции управления единым «живым организмом». Информационные системы предприятий стали корпоративными информационными системами (КИС) и обеспечивают «прозрачность» ведения дел компаний на всех уровнях управления. Наличие КИС в компаниях даёт возможность оперативно реагировать на изменения внешних и внутренних условий ведения бизнеса, позволяет увеличивает его доходность в сравнении с общепринятыми традиционными подходами, делает «информатизированную компанию» привлекательной для инвестиций. Кроме того, не надо забывать о необходимости интеграции в мировой рынок, которая невозможна без Системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000.
Сегодня в России существует порядка 60 направлений профессиональной подготовки в области ИТ и более 50 - в области экономики и менеджмента. Но, как показала практика, ни одно из них не способно сформировать синтетические знания на пересечении этих областей. Попытки «механически» привнести недостающие дисциплины на традиционные университетские кафедры профессиональной подготовки, как правило, заканчиваются неудачей. В итоге, общество получает либо специалистов с неглубокими знаниями в ИТ и совершенно поверхностными в менеджменте и экономике, либо - с неглубокими знаниями в менеджменте и экономике и совершенно поверхностными в ИТ. Как написал Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння».
Таким образом, современное информационное общество требует специалистов, обладающих комплексными, сформированными особым образом и органично сочетающимися знаниями экономики, менеджмента и права, владеющих теоретическими основами и практическими навыками аналитической поддержки принятия решений, концептуального проектирования корпоративных информационных систем, управления проектированием и внедрением ИТ. Современное общество требует специалистов информационных систем - Business Software Applications Specialist.
Именно синтез знаний на пересечении различных предметных областей и определяет единение слов «Бизнес» и «Информатика» в названии нового образовательного направления кафедры «Информационные системы» Южно-Уральского государственного университета. И задача этой кафедры ликвидировать этот «флюс» по К.Пруткову.
Государственные стандарты и программы подготовки бизнес-информатиков новы не только для российского высшего образования. Они не имеет аналогов и в западной системе высшей профессиональной подготовки, где экономическими дисциплинами и основами менеджмента выпускники ИТ-специальностей овладевают, как правило, на этапе получения дополнительного образования в специализированных школах. О поддержке этого образовательного направления официально заявили зарубежные и отечественные лидеры отрасли: Microsoft,IBS, IBM, SAP, Computer Association, Ланит, Крок, 1С, InterSoft Lab.
Учебно-методическое объединение, во главе которого стоит факультет Бизнес-информатики Государственного университета Высшая школа экономики, уже заключило партнёрские соглашения с этими компаниями. И это не случайно.
Квалификация бизнес-информатика позволяет ему проводить планирование, осуществлять руководство и координацию деятельности в сфере создания, внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем, позволяет грамотно решать следующие задачи:
Объектами профессиональной деятельности бизнес-информатика являются:
инструментальные средства для документирования, описания, анализа и моделирования информационных и коммуникационных процессов в информационных системах;
Организация учебного процесса этого образовательного направления соответствует принципам Болонского процесса, участником которого Россия стала в 2003 году. Учебный процесс построен по схеме 4+2:
На первой ступени высшего образования обеспечивается фундаментальность знаний специалиста, а в двухгодичной магистратуре проводится функционально-ориентированная подготовка. На младших курсах первой ступени подготовки основное внимание уделяется естественнонаучным дисциплинам, базовой подготовке в области информационных технологий (информатика и программирование, базы данных, проектирование информационных систем), общим математическим дисциплинам (математический анализ, линейная алгебра, дискретная математика, теория вероятности и математическая статистика), экономическим (экономическая теория, финансовый и управленческий учет) и гуманитарным дисциплинам. Специальные дисциплины, такие, как логистика, управление персоналом, стратегический менеджмент, информационное право, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, архитектура корпоративных информационных систем, управление жизненным циклом программных средств, информационная безопасность и т.д., появляются на третьем-четвертом курсах.
Знания и умения, получаемые на первой ступени, базовые и поэтому в большей степени имеют теоретическую направленность. Это методологии, связанные с подготовкой предприятия к автоматизации, проектированием, внедрением информационных систем, организацией ИТ-службы, управлением и эксплуатацией информационных систем и управлением разработкой. Приобретение навыков практической работы ограничивается тренингами для овладения различными инструментальными средствами и системами, которые подкрепляют теоретические курсы, например, MS Project, CASE-технологий, Aris, Borland Builder C++ и Delphi, FrameWork и Dot net и т.д. Специалисты, получившие степень бакалавра, подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как менджеры сервисов и систем.
Функционально-ориентированная вторая ступень подготовки ставит своей целью углубленное изучение практических проблем бизнеса, формирование практических навыков аналитической, консультативной, научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности. В отличие от первой степени, учебный процесс в магистратуре основан на практической работе студентов в штате ИТ-компаний, подкрепленной очной углублённой индивидуальной теоретической подготовкой в университете. У магистров расширяется круг экономических, управленческих дисциплин, углубляются знания в соответствии с выбранным направлением специализации ИТ-компании:
Выпускник магистратуры подготовлен к деятельности по руководству группой исполнителей, отделом ИТ, он может выполнять функции топ-менеджера по организации и управлению бизнесом в сфере ИТ.
Совсем недавно кадровый дефицит лидеров ИТ индустрии и промышленных компаний удовлетворялся перекупкой квалифицированных кадров одной компанией у другой. Но сейчас и цены выросли, и перекупать стало некого. А организация внутрифирменной системы тренингов подготовки и переподготовки специалистов требует слишком много затрат, слишком много средств нужно вкладывать в свое развитие. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов только российскому рынку труда сегодня требуется порядка 150 тысяч юристов, «управленцев» и экономистов, а до 10% этого бизнеса непосредственно связано с информационными технологиями. Специалисты бизнес-информатики востребованы во всех сферах бизнеса, в которых применяются информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день неудовлетворенная потребность в специалистах такого профиля составляет только в России порядка 10 тысяч человек в год. Кроме того, в соответствии с Болонской декларацией, диплом любой страны-участницы процесса действителен без ограничений во всех странах-участниках, для бакалавров и магистров Бизнес-информатики открываются не только отечественный, но и зарубежный рынок труда информационных технологий.