Что означает череп. Что означает татуировка в виде черепа

16.06.2019

Индейских племенах и в Древнем Египте. Археологи находили наколки на бальзамированных телах императоров, высоких чиновников и иных людей. Рисунки на теле разделяли население по кастам, социальному статусу, в некоторых случаях наносились родовые тату, обозначавшие отношение к определённому древу. В древних индейских и африканских племенах имелся культ нанесения на тело изображения своего тотемного животного - волка, сокола, лисы, змеи и иных зверей.

Татуировка «Череп»

Тату в виде черепа пользуются огромной популярностью, потому как имеют множество значений и в оккультизме, и в различных идеологиях. Чаще всего такой рисунок наносят, чтобы напомнить, что никто не вечен и что все мы когда-то умрём. Проще говоря, череп - символ смерти. В некоторых оккультных направлениях подобный рисунок, наоборот, является символом бессмертия.

Тату «Череп» в идеологиях

И всё же рассмотрим, что представляет собой татуировка «Череп». Значение её во многих идеологиях можно расшифровать как «предан этой системе взглядов до самой смерти». В данном случае его часто изображают вместе с паутиной, в основном на плече и локте или на груди. У скинхедов и нацистов татуировка «Череп» - символ ненависти, знак готовности убивать во имя своей идеологии. Одним из вариантов «тату верности» является череп с розами, ножами и кастетами.

Также этот рисунок является одним из любимых символов у панков. Татуировка «Череп» на плече, груди, спине или руке такого человека означает фразу Punk not death («Панк никогда не умрёт»). Приверженцы этой субкультуры свято верят, что их идеология будет жить всегда, несмотря на то что она ещё достаточно молода.

Что означает татуировка «Череп» в преступном мире? Такое тату, а скорее наколку, часто набивают крупным ворам, имеющим жажду власти. Ещё таких представителей преступности называют ворами в законе.

Даже у военных порой используется татуировка «Череп». Значение такой наколки у людей в форме чаще можно отнести к роду войск. Например, эмблема в виде черепа с крыльями и молниями имеется у спецслужб США. Поэтому многие офицеры, преданные работе, набивают это изображение на своё тело.

Что означает такое тату в оккультизме?

В некоторых религиях череп с костями (как на пиратском флаге) является символом отпущения грехов и очищения души. Поэтому сторонниками таких религиозных взглядов наносилась татуировка «Череп». Делали это они в знак того, что отпустили все свои грехи и начинают жизнь с нуля.

Еще одно духовное значение тату "Череп" - память об усопшем родственнике или близком человеке. Тогда к основному элементу добавляются роза и лента с именем. Такой символ чаще набивается «под сердцем», в нижней части левой половины грудной клетки.

Иногда на свои тела люди наносят тату со своими знаками зодиака. Один из знаков дополнен черепом. Конкретно - рак. Что же означает такая татуировка? Это символ мужественности. Стандартно наносится на грудь, является «магнитом» для привлечения успеха и силы.

Символом мудрости и бессмертия считают татуировку в виде черепа, из глазницы которого вылезает змея. Иногда пресмыкающееся может обвивать основной элемент.

Любители азартных игр набивают черепа с костями (для нард) или домино. Ещё такая татуировка говорит о том, что жизнь - игра с печальным концом. Или может быть напоминанием о том, что забавы со смертью очень опасны.

В индейских племенах череп, нанесённый на тело, считается оберегом. Индейцы полагают, что этот символ должен запутать смерть. Она решит, что человек уже мёртв, и просто пройдёт мимо. В наше время таким приёмом пользуются гонщики и мотоциклисты, нанося на экипировку и свой транспорт черепа и кости.

Заключение

Теперь вы знаете, что значат татуировки черепа на руке, ноге или другом участке тела. Как видите, на самом деле каждая татуировка, будь то лисичка или карта, имеет множество значений. Нельзя определённо, точно сказать, что символизирует тот или иной рисунок. В первую очередь, значение создаёт человек сам, когда решается на нанесение изображения на своё тело. Для кого-то черепушка на плече - всего лишь рисунок, а для иного - целая история. Если вы набиваете себе птицу, то кто-то может увидеть в этом символ свободы, а вы вложили в неё смысл красоты.

В любом случае главное - помнить о безопасности, поэтому избегайте нанесения наколок и портаков в нестерильных местах.

Образ "череп и кости" прочно ассоциируется у миллионов людей по всему миру с символов пиратов, смерти или яда.
Но в тоже время в большинстве древних культур череп и кости издавна символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа.
Большинство исследователей масонских организаций связывают этот символ с тамплиерами, ссылаясь на легенду:
Правитель города Сидона любил одну благородную даму из Армении,но никогда не вступал с нею в греховную связь, пока она была жива; однако, когда она умерла и лежала в гробнице, он ночью, сразу после похорон,пробрался на кладбище и тайно совокупился с нею. А потом до него вдруг донесся чей?то голос: «Вернись, когда (ей) придет время родить, потому что ты найдешь (здесь) голову — свое дитя». И вот, по прошествии должного срока этот самый рыцарь вернулся, и в гробнице, мелсду ногами покойной обнаружил человеческую голову. И снова услыхал голос: «Храни эту голову, ибо она принесет тебе немало добра ибо всякий, кто ее увидит, будет тут же уничтожен.»
Финикийский Сидон и Бейрут были центрами поклонения Астарте, где она считалась главным женским божеством, а также являлась богиней земного плодородия, материнства и любви. Сидонские цари являлись её верховными жрецами, а их супруги — жрицами. К Астарте обращались, как к госпоже — владычице царей. Считалось честью и обязанностью выстраивать для неё
храм. В Иерусалимской земле существует долина Ашера, названная в честь богини.

В Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать»,дающая жизнь, мать — природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с луной и Венерой.

Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга — Таммуза, который также был её сыном, аналогично, как и Изида, оплакивала своего супруга и брата(Осириса).

Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына. У финикийцев Астарта была связана с «Утренней звездой» — Венерой, и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница. «Глаз своей богини — матери» нельзя было утратить в морском странствии. Укреплённая в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям. У сирийцев Астарот Гиеропольская полностью отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась как величественная женщина, держащая в одной руке факел, а в другой —изогнутый жезл в форме креста ansata (анх), соответствующей атрибуту египетской Изиды.

Ранее финикийцев, вавилоняне поклоняются Иштар, связывая её культ с Венерой, которая была третьей в астральной триаде Солнце — Луна — Венера. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит — Люцифер.

Череп с перекрещенными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно преданию, место для распятия Спасителя было промыслом Божиим выбрано как раз там,
где покоились бренные останки, т.е. череп и кости, прародителя рода человеческого - Адама. Поэтому Голгофа именуется еще Краниевским (т.е., впереводе с греческого, буквально: «черепным») или Лобным, местом. По легенде, кровь и вода, истекшие из ребра распятого Христа - «нового Адама» - прободенного копьем римского сотника Лонгина, с целью убедиться в смерти осужденного на крестную муку, пролившись на кости «ветхого Адама», чудесным образом омыли его от грехов, что явилось символическим прообразом последовавшего вслед за тем в течение трех дней - с пятницы до воскресенья - сошествия Христа во ад, с целью вывести оттуда в рай ветхозаветных праведников, начиная с Праотца Адама.

Но не могу понять,почему поп звезды также используют этот символ, вроде в нем нет ничего гламурного







Изображение черепа многие считают знаком смерти. Это восприятие вполне объяснимо, потому, что поддерживается самой жизнью и некоторыми историческими фактами. Например, все видели рисунки черепа и костей на трансформаторных будках и столбах для электропроводов. Иногда с помощью трафаретов под этими картинками делаются надписи: "Не влезай - убьет!" . Не менее красноречиво смотрятся знаки черепов на шкафах или пузырьках с ядами. В таких случаях рисунки черепа являются недвусмысленным предупреждением о возможной смерти из-за неосторожного поведения.

Исторический факт, который однозначно связал символику черепа со смертью, - использование образа мертвой головы на шевронах, фуражках и касках войск СС в фашистской Германии. В этом случае и не скрывалось, что череп - свидетельство готовности этих людей к безжалостному уничтожению всех, кто мешает торжеству идей нацизма.

И все же не стоит сводить символику мертвой головы лишь к идее уничтожения. На самом деле мировая культура предоставляет гораздо больше свидетельств совсем другого. Образ черепа изначально трактовался самыми разными народами как знак скорее бессмертия, силы жизни, плодородия, божественной мудрости, знаний, защиты предков. Воины воспринимали его как эмблему доблести и готовности отдать жизнь в бою за Родину.

Древняя жизнеутверждающая символика мертвой головы

берет свое начало еще с раннего палеолита. Люди каменного и бронзового веков почитали черепа мертвых как сильные обереги, вместилища особой энергии. К таким выводам пришли этнографы после анализа древнейших могильников и святилищ, найденных в процессе раскопок в Европе, Азии, Африке, Австралии и обеих Америках. Люди прошлого делали из черепов предмет поклонения. Они обрабатывали их с помощью травяных отваров, полировали, украшали резьбой, обтягивали кожей, оправляли в золото и серебро. После этого черепа помещались в родовые усыпальницы и священные места. Там они должны были охранять почитающие их племена от болезней и гибели, неурожаев, падежа скотины, женского бесплодия и прочих бед и неприятностей.

Языческие поверья многих народов утверждали, что именно в голове, то есть в черепе, сосредоточены все жизнеобеспечивающие качества личности. Поэтому такой желанной добычей для любого воина был череп врага, который часто использовался в качестве пиршественной чаши. Это означало взять себе силу и доблесть погибшего. Недаром печенежский князь Куря сделал себе роскошную чашу из головы убитого им великого воина князя Святослава, сына Ольги. Кроме того, у многих племен головами (часто - предков) было принято охранять свои поселения, амбары, загоны для животных. Считалось, что череп, зарытый в поле, поможет земле дать хороший урожай и убережет ее от засухи.

В более поздние времена поклонение черепу приняло более сложные формы. Он стал ассоциироваться с тем или иным божеством, делаясь его атрибутом.

Финикийская богиня луны, природы, материнства, урожая и изобилия Астарта (Иштар) иногда изображалась стоящей на груде черепов. Это подчеркивало ее связь с подземным миром мертвых, который становится источником жизни.

Древнеегипетская сестра и супруга Осириса Исида , которая была одной из вариаций Астарты, на редких рисунках тоже стоит рядом с мертвыми головами и как будто беседует с ними.

У древних греков одной из наиболее почитаемых олимпийских богинь была Афина , которая ассоциировалась с мудростью и законом, покровительствовала носителям знания, являлась персонификацией знаний, которые лежат в основе мироздания. Она родилась из головы Зевса, на ее щите была изображена тоже голова - Медузы Горгоны .

Скандинавский громовержец Тор носил кольцо, на котором, кроме всего прочего, была выбит череп. У викингов вообще чрезвычайно часто встречались рисунки и орнаменты, частью которых были бородатые мертвые головы предков, которые дают разные предсказания и советы склонившимся над ним людям.

Кельты тоже почитали черепа как священные предметы поклонения. Они считали их вместилищами души, самой сутью бытия. Кельты верили, что голова даже после смерти тела может продолжать полноценно жить, становясь особого рода божеством.

Древнеславянский бог солнца и плодородия Ярило в одной из рук держит череп. Наши предки считали мертвую голову превосходным оберегом от нечистой силы и болезней, поэтому не только насаживали черепа на колья около жилищ, но и клали их в постели.

Человеческий череп, инкрустированный металлом и бирюзой.

Изображение богини Астарты. Каменный барельеф.

Череп - символ бога Тора

Христианская символика адамовой головы

тоже говорит не только о смерти, но и о вечной жизни через воскрешение. Всем известно, что на традиционном христианском распятии, кроме фигуры распятого Спасителя, изображен череп. Он находится внизу всей композиции и обозначает Адама, грехи которого Иисус омыл своей жертвенной кровью и тем самым искупил. Такая изобразительная традиция характерна как для православных, так и для католических и протестантских крестов, в том числе и могильных. Подробнее об этом, и многих других погребальных традициях, Вы можете прочитать на сайте компании "Данила-Мастер".

Само слово Голгофа (название горы, где был распят Христос) переводится с древнееврейского как "место лба (черепа)". Христианские отцы церкви, ссылаясь на древних раввинов, в один голос утверждали, что это название дала горе именно могила Адама. Кровь Иисуса освятила череп, и с этого момента адамова голова стала символом спасения человечества от грехов, знаком искупления и воскресения из мертвых. На старых христианских фресках можно увидеть рисунок черепа, наполненного кровью. Так он ассоциируется еще и со Святым Граалем.

Черепа украшают кресты и облачения православных монахов схимников, которые отказались от материального мира, чтобы возродить свою душу к вечной жизни. Один из общеизвестных исторических примеров такого рода - это рассказ о русских воинах-черноризцах Пересвете и Ослябе, которых Сергий Радонежский дал Московскому великому князю Дмитрию Ивановичу для битвы с монгольским войском на Куликовом поле. Их видели издалека благодаря не только черному облачению, но и ярким белым знакам черепов на ней. Оба монаха погибли за веру и землю Русскую.

Католическое христианство тоже почитало адамову голову не только как знак смерти и бренности, но и в качестве священного предмета, дающего жизнь и здоровье, укрепляющего веру. Особенно ярко это проявилось в период раннего Средневековья. Нередко в западных монастырях и церквях черепа местных святых употреблялись в качестве чаш, из которых пили для излечения от эпилепсии, лихорадки, для предотвращения эпидемии чумы. Эти священные сосуды оковывались серебром, орнаментировались узорами и покрывались символическими знаками.

Старец Зосима (в схиме Захария)

На Востоке

религии которого признают бренную жизнь злом, а смерть благом, череп воспринимается вместилищем интеллекта, духа и энергии жизни. Древние шаманы использовали настоящие мертвые головы и их изображения во время отправления культов. После распространения буддизма поклонение черепам прекратилось, но они остались в атрибутике новой религии как особого рода священные предметы, с помощью которых можно общаться с душами. Индуизм тоже почитает изображение черепа. Богиня Кали часто изображается с ожерельем из 50-ти (по количеству букв в санскритском алфавите) черепов, которые символизируют череду перевоплощений человеческой души. Кроме того, на буддистском Востоке смерть через отсечение головы считалась священной инициацией, наилучшим выходом души из тела в конце ее земного существования.

Сибирский шаман. Восковая фигура.

Символика тайных сообществ

тоже нередко включает в себя рисунок мертвой головы. Монахами ордена тамплиеров череп воспринимался вместилищем тайного знания. Он изображался в центре восьмиконечного креста, который вручался новопосвященному в братство храмовников. У различных масонских лож череп использовался в обряде посвящения или геральдике как воплощение стойкости при хранении тайны, знаний о бренности бытия, смерти. Некоторые ложи и называются соответственно: "Мертвая голова" (в Москве и Петербурге), (Йель, США).

Общество "Череп и кости". 19в. Йель, США.

Веселый Роджер

Это еще одна знаковая ипостась мертвой головы. Многие считают его символом пиратства. Но этот улыбающийся череп с перекрещенными под ним саблями на самом деле был характерным знаком совсем не многих пиратских экипажей и их предводителей. Пожалуй, точно его использовали только Калико Джек Рэкхам, Эммануэль Уинн, Кристофер Кондента и Эдвард Инглэнд. Остальные предводители вольных разбойничьих судов предпочитали другие узнаваемые картинки. Пиратские черепа выглядели по-разному, но у всех был один повторяющийся признак: улыбка. Она говорила о том, что ходящие под флагом Веселого Роджера джентльмены удачи берут на абордаж чужие суда не убийства ради, а всего лишь для грабежа и взятия пленных, за которых можно получить хороший выкуп.

Современная стилизация символа пиратства.

Воинская символика разных времен и племен

тоже многократно воплощала образ черепа. В Европе впервые он появляется в XII веке на знамени и шлемах духовно-рыцарского ордена Благой Смерти . А с середины XVIII века этот знак приобретает огромную популярность в разных европейских армиях. После смерти прусского короля Фридриха-Вильгельма I в его честь были сформированы полки Королевских лейб-гусар, эмблемой которых были череп и кости. Впоследствии она перешла в наследство Веймарской армии и войскам Третьего Рейха . В XIX веке символ мертвой головы появился на штандартах Черного легиона - гусар Брауншвейгского полка, которые воевали с наполеоновской армией. Во время Крымской войны британские уланы героически сражались под Балаклавой и в награду получили эмблему с черепом и надписью "Слава или Смерть". Она сохранилась в полку до сих пор. Подобная символика неоднократно использовалась разными родами европейских войск как во времена 1-ой, так и 2-ой Мировых войн, причем обеими сторонами конфликтов.

Гербовая нацистская символика.

В России адамовой голове всегда придавали большое духовное значение и связывали ее с православием. Ее изображение использовали не только сражавшиеся с врагом монахи, но и обычные воины.

На Куликовом поле черное знамя с черепом развевалось над Засадным полком князя Владимира Серпуховского Храброго.

Михаил Воротынский (воевода Ивана Грозного) победил малым войском под Молодями огромные силы крымского хана Девлет Гирея. Храбростью отличился передовой полк опричника Хворостинина, который бился под стягом с адамовой головой.

Изображения черепов нравятся далеко не всем, так как эти символы выглядят слишком зловеще и страшно. Большинство обладателей тату с такими рисунками - это или достаточно мрачные люди, связанные каким-либо образом с мистикой, или представители субкультур - готы, панки, байкеры. И все же вопрос: «Каково значение тату "Череп"?» - становится все более актуальным, так как такие татуировки встречаются все чаще.

Культура разных стран

Для большинства людей первые ассоциации с изображением черепа - это опасность, агрессия, разрушение и смерть. Вспомним хотя бы пиратские суда, выходившие в плавание под флагами с изображением скрещенных костей. И все же не для всех культур этот знак настолько неприятен, некоторые народы считают его эмблемой волшебных сил. Соответственно, значение тату "Череп" в таком случае имеет исключительно положительное. Альтернативное толкование - перемены, изменчивость. Многие народы верят, что череп стоит набить себе человеку в ожидании каких-то событий, способных перевернуть его жизнь. Поможет такая татуировка и закрепить перемены - зафиксировать полученный успех или оградить от неприятностей впредь. А вот в странах Латинской Америки черепа не любят, местная культура толкует такой рисунок однозначно: «Не забывайте, смерть придет за вами».

Значение тату "Череп" - версия религии

В христианстве с черепами нередко изображаются отшельники, а иногда также апостолы, святые. Этот знак используют для подчеркивания размышлений о смерти и ее неизбежности. Присмотритесь внимательней - на многих иконах можно увидеть черепа и кости, расположенные у подножия распятия. Интересный факт - католические традиции не уделяют особого внимания смерти и ее графическим изображениям. Совсем иначе трактуется значение тату череп в православии. Не стоит забывать, что эта религия предполагает серьезную и поэтапную подготовку к смерти, с соблюдением множества ритуалов и особых правил. Используют череп и в некоторых как магический артефакт, защитный предмет. Считается, что подготовленный правильным образом предмет может применяться для контакта с миром умерших. Интересный факт - использовались черепа и в символике Считалось, что этот знак будет оберегать солдат, а также придаст им храбрости в бою.

Современное толкование

Самый простой способ узнать, что означает татуировка - спросить об этом напрямую ее владельца. Не стоит забывать о том, что искусство татуировки предполагает самовыражение и индивидуальность. Соответственно, все толкования конкретных рисунков можно считать субъективными. Даже тату черепа на руке сегодня можно увидеть не только у брутальных мужчин, но и у вполне милых юных девушек. Маловероятно, что такие особы будут делать татуировку, желая стать храбрей и агрессивней. Обывателям определенно не стоит бояться изображений черепов и предвзято относиться к тем, кто выбрал этот рисунок для себя.

Что значит тату "Череп с розами"?

Нередко черепа или скелеты целиком изображают обвитыми Такой символ может говорить о какой-то серьезной потере. Нередко это знак смерти кого-то из близких людей или расставания навсегда с кем-то дорогим. Часто такие рисунки дополняются именами или инициалами. Совсем иное значение может иметь череп с розой в зубах. Чаще всего это изображение молодых, склонных к авантюрам и легкому образу жизни. Если же такой череп дополнен крыльями, нимбом или другими декоративными элементами - толковать отдельно их не нужно. Скорей всего, речь идет об исключительно художественных изображениях, не несущих особого смысла. Особого внимания заслуживают тюремные татуировки, изображающие череп и розы. Но толковать такие рисунки можно только детально изучив значения культуры тату в тюрьме.

Жизненной и интеллекта.

Невинных детей, красивых женщин или просто случайных прохожих зарывали живьем в землю либо замуровывали в стенах строящегося здания. Отголоски этого варварского обычая звучат во многих средневековых легендах. Согласно одной из них, стены Копенгагена во время постройки несколько раз обрушивались, пока в не была принесена маленькая девочка. Дитя усадили за стол со сладостями и игрушками, и пока ничего не подозревающий ребенок играл и ел, двенадцать каменщиков сложили над ним свод. Итальянская легенда повествует о том, что возводимый мост через реку Арту то и дело обрушивался, пока в него не заложили жену строителя. Славянские князья во время строительства крепостей приказывали хватать первого попавшегося мальчика и замуровывать его в стену, и потому будто бы крепости славян называли детинцами.

Эти жуткие легенды, к сожалению, находят подтверждение в хрониках. Так, в одной немецкой хронике запись, датированная 1463 годом, бесстрастно повествует о жителях Ногаты, решивших построить новую плотину. Желая укрепить ее строительной , они до бесчувствия напоили одного нищего, а затем зарыли его в основании постройки.

Приведенные примеры позволяют понять, почему в Средние века часто упоминалось о зданиях, стоящих на костях или на «мертвых головах». Впрочем, человеческие приносились лишь в исключительных случаях. Гораздо чаще в качестве строительных выступали животные или птицы: быки, лошади, олени, петухи и. т.д.

Древние германцы, славяне, индейцы и другие нецивилизованные народы имели обычай увенчивать свои жилища черепами строительных , которые служили им оберегами от зла. С той же целью на частокол, окружавший древнее поселение, водружались черепа животных - считалось, что подобная мера предохранит его жителей от нападения врагов. Известны так же случаи использования черепа в и обрядах

В иконографии череп прежде всего земной суеты и бренности жизни. Череп является атрибутом некоторых святых отшельников: Иеронима, Ромуальда, Франциска Ассизского, а также кающейся грешницы Марии Магдалины. Погруженные в молитву, святые внимательно рассматривают лежащий перед ними череп или держат его в руках - это духовное упражнение помогает им отрешиться от земной суеты.

Иконографическое изображение "Головы Адама"

Особое значение в иконографии имеет символическое изображение «головы Адама» - черепа со скрещенными костями рук, лежащего у основания . По церковным преданиям, первый человек, похороненный именно на Голгофе, там, где впоследствии был распят , пророчествовал перед : «На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит своею кровью мой череп».

Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым . Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.

В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный , и как главный атрибут персонифицированных фигур. Все тот же символизм бренности существования передан в цикле картин, которые можно объединить в отдельный жанр эпохи барокко под латинским наименованием «Vanitas» (суета), где череп иллюстрирует известное выражение «memento mori» (помни о ).

Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. Картина в стиле Vanitas

Череп как атрибут персонифицированной Меланхолии, сидящей над раскрытой книгой, выражает бесплодность ее усилий овладеть познаниями и . Дряхлый старик, рассматривающий череп, представляет аллегорическую фигуру Старости.

В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.

В военной эмблематике изображение черепа, отличавшего карательные или элитарные подразделения, помещалось на кокардах, шевронах, жетонах, медалях, орденах и полковых знаках. Большую популярность эта эмблема приобрела в XX веке - эпохе жесточайших крупномасштабных войн, характеризовавшихся тотальным уничтожением не только солдат противника, но и мирного населения. У белогвардейцев эмблема черепа была изображена на знаке Корниловского ударного полка и Врангелевского Русского корпуса; на кресте Вермонт-Авалова, на «кресте храбрых» атамана Булак-Булаковича, а также на знаке конного дивизиона полковника Гершельмана, где череп со скрещенными костями располагался под перекрещенными саблями.

Эмблема дивизий СС "Мертва голова"

Нацисты в 1935 году ввели эмблему черепа для особых подразделений СС, ведавших концентрационными лагерями, а в 1940 году распространили ее на элитарные части СС, получившими с тех пор наименование дивизий СС «Мертвая голова». Подробнее о читайте в нашей статье полностью посвященной этой теме.

Со второй половины XX века устрашающую эмблему черепа с некоторыми второстепенными элементами - молниями, крыльями и т.д. - начали использовать в своей символике «коммандос» и военизированные подразделения спецслужб США.

В нашей стране эмблема черепа, как знак, предупреждающий об опасности, применялась не военными, а техническими службами. С этой целью череп изображался на бутылях с ядовитыми веществами, на складах боеприпасов, а в сочетании с зигзагом молнии, как знак опасного напряжения, - на высоковольтных столбах и трансформаторных будках.

В истории древних народов череп долгое время являлся преемственности жизненных сил. приносили в свои храмы черепа поверженных врагов, чтобы подчинить себе жизненную силу погибших, и этому примеру следовали многие другие народы, находившиеся на низшей стадии . Ту же цель преследовали и некоторые племена североамериканских индейцев, у которых существовал обычай скальпировать пленных врагов.

Довольно широкое распространение у древних получил и обычай изготавливать из черепов чаши. Когда человек пил из такого сосуда, он вместе с напитком, содержавшимся в нем, как бы поглощал и жизненную силу, сохранявшуюся в черепе. Примеры такого варварского обычая мы можем почерпнуть даже из отечественной истории. Лаврентьевская летопись так сообщает о гибели знаменитого русского князя Святослава Игоревича на днепровских порогах: «И напал на него Куря, князь печенежский; и убили Святослава, и отрезали голову его, и сделали из черепа чашу, оковав череп (серебром), и после пили из него».

Папский легат Гийом де Рубрук, возглавлявший посольство к монгольскому кагану в 1253- 1255 годах, между прочим, упоминает и о существовании подобного обычая у тибетцев, делавших красивые чаши из черепов умерших родителей - таким образом у них сохранялась память о предках и преемственность поколений.

С течением времени на первый план постепенно выходит другая функция черепов, призванная устрашать еще не побежденного врага. В Средние века черепа стали рассматривать как трофеи, наводящие ужас на противника, хотя отголоски прежних верований сохранялись еще довольно долго. Черепа казненных врагов или преступников, насаженные на колья либо помещенные в железные клетки, выставляли у городских ворот для предупреждения и устрашения. Иногда создавались настоящие монументальные сооружения из сотен и тысяч скелетированных голов.

Цомпантли. Чичен-Итца. Реконструкция

Один из таких жутких памятников сохранился до наших дней в Чичен-Ице, главном городе древних майя. Это Цомпантли, т.е. Стена Черепов, сложенная из многих тысяч отрубленных во время жертвоприношений голов. Стену украшают три ряда рельефов, изображающих множество черепов, насаженных на длинные шесты. Однако тем, кому пришлось пережить нашествие войск Тамерлана, Стена Черепов майя могла бы показаться сущей безделицей, ибо подобного страшного «зодчего», использовавшего в качестве строительного материала отрубленные головы или даже живых людей, не знала история.

После взятия Багдада по велению Железного Хромца, как прозвали Тамерлана, из голов пленников сложили 120 громадных пирамид. В самой большой из них насчитывалось до 70 тысяч черепов. Ту же страшную картину можно было наблюдать и в Индии после падения Дели, и в Персии после захвата Исфахана. Особую «честь» Тамерлан оказал владыкам покоренных им народов: «малая пирамида» из их черепов подпирала высокий трон этого чудовища во дворце Самарканда.

По-видимому, назначение «малой пирамиды» двоякого рода: во-первых, вся былая сила и власть побежденных правителей должна была перейти к бесчеловечному властителю среднеазиатской державы, а во-вторых, послы иностранных государей, побывавшие при его дворе, становились невольными орудиями политики Тамерлана. Рассказывая о виденных ими ужасах, они повергали в трепет собственных правителей и распространяли зловещую славу Тамерлана далеко за пределы его империи.

Поделись статьей с друзьями!

    Череп относится к разряду наиболее мрачных и угрожающих символов, вызывающих невольный трепет у впечатлительных натур. В глубоких провалах пустых глазниц, в мертвенной желтизне, в жутком неподвижном оскале суеверному человеку мерещилась затаившаяся Смерть, поэтому череп с давних пор стал символом смерти и бренности бытия. Однако символизм черепа не исчерпывается только этими значениями. Во многих традициях, особенно...