"Бедная Лиза": анализ произведения Карамзина. Сочинения по русскому языку и литературе Создание проблемной ситуации

04.07.2020

Популярность повести "Бедная Лиза", анализ которой мы проведем, была столь велика, что окрестности Симонова монастыря (именно там происходят описанные в произведении трагические события) стали местом своеобразного "паломничества", почитатели таланта Карамзина таким образом выражали свое отношение к судьбе полюбившейся им героини.

Сюжет повести "Бедная Лиза" смело можно назвать традиционным: бедная крестьянская девушка жестоко обманута богатым и знатным человеком, она не выдерживает предательства и уходит из жизни. Как видим, ничего особо нового читателю не предлагается, но в этот избитый сюжет Карамзин вносит неподдельный человеческий интерес к героям, он описывает их историю в доверительной, интимной манере, его влечёт к себе мир душевных переживаний героев, соприкасаясь с которым он и сам испытывает глубокие и искренние чувства, которые находят выражение в многочисленных лирических отступлениях, характеризующих и героев, и, в первую очередь, самого автора, его гуманистическую позицию, готовность понять каждого из героев.

Образ Лизы стал для своего времени очень крупным художественным открытием, главная мысль Карамзина звучала даже не полемически, а вызывающе: "... и крестьянки любить умеют!"". Обратим внимание на восклицательный знак, автор настаивает на своём, готовый историей "бедной Лизы" доказать это своё утверждение, которое у большинства "просвещённых читателей" сначала могло вызвать в лучшем случае лишь улыбку.

Образ Лизы в повести "Бедная Лиза" создан в русле противопоставления жизни сельской, близкой к природе, чистой и целомудренной, где ценность человека определяется только его человеческими качествами, и городской, условной и в этой своей условности испорченной, портящей человека, заставляющей его приспосабливаться к обстоятельствам и терять свое лицо в угоду "приличиям", соблюдение которых обходится - в человеческом плане - очень дорого.

В образе героини Карамзин выделяет такую черту, как самоотверженность. Она "неутомимо" трудится, чтобы помочь матери, которая называла её "божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за всё то, что она делает для матери". Страдая от горя, вызванного смертью отца, она "для успокоения матери старалась таить печаль своего сердца и казаться спокойною и весёлою". Человеческое достоинство девушки проявляется в том, что она гордо и спокойно несет свой крест, она не может взять не заработанные ею деньги, она искренно и наивно полагает, что недостойна быть избранницей "барина", хотя и чувствует к нему большую любовь. Сцена объяснения героев в любви пронизана поэзией, в ней, наряду с условностями, ощущается подлинное чувство, поэтически воплощенное в душевных переживаниях героев, которым созвучны картины природы - утро после объяснения в любви Лиза называет "прекрасным". Образы "пастушка" и "пастушки" как нельзя более полно передают душевную чистоту героев, целомудренность их отношения друг к другу. На какое-то время душевная чистота героини преобразила Эраста: "Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которыми прежде упивались его чувства".

Идиллические отношения "пастушка" и "пастушки" продолжались до тех пор, пока Лиза не сообщила возлюбленному о сватовстве к ней сына богатого, после чего они, обезумев от страха потерять друг друга, переступили грань, отделяющую "платоническую любовь" от чувственной, и при этом Лиза оказывается несравненно выше Эраста, она полностью отдаётся новому для себя чувству, тогда как он пытается осмыслить произошедшее, по-новому посмотреть на любимую девушку. Замечательная деталь: после своего "падения" Лиза боится, чтобы "гром не убил меня как преступницу!" Произошедшее роковым образом сказалось на отношении Эраста к Лизе: "Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы". Именно этим вызван его обман: он пресытился Лизой, ее чистой любовью, кроме того, ему нужно было поправить свои материальные дела выгодной женитьбой. Попытка его откупиться от Лизы описана автором с потрясающей силой, а слова, которыми он фактически изгоняет Лизу из своей жизни, говорят о его подлинном отношении к ней: "Проводи эту девушку со двора", - приказывает он слуге.

Самоубийство Лизы показано Карамзиным как решение человека, для которого жизнь закончена прежде всего потому, что его предали, он не в состоянии жить после такого предательства - и делает страшный выбор. Страшный для Лизы еще и потому, что она - набожна, она искренно верит в Бога, и самоубийство для нее - это страшный грех. Но ее последние слова о Боге и о матери, она ощущает свою вину перед ними, хотя изменить что-либо она уже не в силах, слишком страшная жизнь ее ожидает после того, как она узнала о предательстве человека, которому верила больше, чем себе...

Образ Эраста в повести "Бедная Лиза" показан автором как образ сложный и противоречивый. Он по-настоящему любит Лизу, он старается сделать ее счастливой и это ему удается, он наслаждается своим чувством к ней, теми новыми для себя ощущениями, которые вызваны этим чувством. Однако он так и не может преодолеть в себе того, что, вероятно, можно было бы назвать влиянием света, светские условности до какого-то предела им отметаются, но потом он снова оказывается в их власти. Можно ли осуждать его за его охлаждение к Лизе? Могли бы герои быть счастливы вместе, если бы этого охлаждения не было? Новаторством в создании художественного образа Карамзиным можно считать изображение душевных страданий Эраста, который выгоняет Лизу из своей новой жизни: здесь "злодейский поступок" героя переживается им самим настолько глубоко, что автор не может осудить его за этот поступок: "Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его - но язык моё не движется - смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему". Да и финал повести даёт нам возможность увидеть, что герой страдает от содеянного им: "Эраст до конца жизни своей был несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею".

Сентиментализму присуща определённая "чувствительность", которой отличается и сам автор повести. Современному читателю такие глубокие переживания могут показаться странными, однако для времени Карамзина это было подлинное откровение: столь полное, глубочайшее, погружение в мир душевных переживаний героев становилось для читателя способом познать и самого себя, приобщение к чувствам других людей, талантливо описанным и "прожитым" автором повести "Бедная Лиза", делало читателя духовно богаче, открывало ему новое в своей собственной душе. И, наверное, в наше время горячее сочувствие автора своим героям не может оставить нас равнодушными, хотя, конечно, и люди, и времена очень сильно изменились. Но во все времена любовь остаётся любовью, а верность и преданность всегда были и будут чувствами, которые не могут не привлекать к себе души читателей.

Поэтическое творчество Карамзина Основные жанры. Анализ одного из произведений.

Николай Михайлович Карамзин - крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления. Деятельность Николая Михайловича Карамзина была высшим достижением эстетического развития этого периода. В области литературы он дал образцы философской лирики и почти всœех прозаических жанров, к которым станут обращаться в ближайшие годы русские литераторы: путешествия в письмах, сентиментальной повести, ʼʼготическойʼʼ новеллы (ʼʼОстров Борнгольмʼʼ); наконец, он дал законченные образцы ʼʼслогаʼʼ - ʼʼязыка сердцаʼʼ, где примат непосредственного чувства над рациональным познанием сказывался в эмоциональной, часто лирической окрашенности, повышении мелодического начала, богатстве, а иногда и изысканности стилистических оттенков. Широкой читательской публике Карамзин известен как прозаик и историк, автор ʼʼБедной Лизыʼʼ и ʼʼИстории государства Российскогоʼʼ. Между тем Карамзин был также поэтом, сумевшим и в этой области сказать свое новое слово. В стихотворных произведениях он остается сентименталистом, но в них отразились и другие стороны русского предромантизма. В самом начале поэтической деятельности Карамзин написал программное стихотворение ʼʼПоэзияʼʼ. При этом, в отличие от писателœей-классицистов, Карамзин утверждает не государственное, а сугубо интимное назначение поэзии, которая, по его словам. Оглядываясь на историю мировой литературы, Карамзин по-новому оценивает ее многовековое наследство. В отличие от классицистов, не признававших Шекспира, который не укладывался в рамки их поэтических правил, Карамзин восторженно прославляет великого английского драматурга. В нем он видит глубочайшего психолога. Карамзин стремится расширить жанровый состав русской поэзии. Ему принадлежат первые русские баллады, которые впоследствии станут ведущим жанром в творчестве романтика Жуковского. Баллада ʼʼГраф Гвариносʼʼ - перевод старинного испанского романса о побеге отважного рыцаря из мавританского плена. Она была переведена с немецкого языка четырехстопным хореем.. Вторая баллада Карамзина - ʼʼРаисаʼʼ - близка по содержанию к повести ʼʼБедная Лизаʼʼ. Ее героиня - девушка, обманутая любовником, кончает жизнь в морской пучинœе. Поэзию Карамзина отличает от поэзии классицистов культ природы. В стихотворении ʼʼВолгаʼʼ Карамзин первый из русских поэтов воспел великую русскую реку. Это произведение создано по непосредственным впечатлениям детства. В круг произведений, посвященных природе, входит стихотворение ʼʼОсеньʼʼ. В произведении ʼʼОсеньʼʼ - лирический пейзаж связан с грустными размышлениями автора не только об увядании природы, но и о бренности человеческой жизни.Поэзия настроений утверждается Карамзиным в стихотворении ʼʼМеланхолияʼʼ. Поэт обращается в нем не к четко выраженному состоянию человеческого духа - радость, грусть, а к его оттенкам, ʼʼпереливамʼʼ, к переходам от одного чувства к другому:

О Меланхолия! нежнейший перелив

От скорби и тоски к утехам наслажденья!

Веселья нет еще, и нет уже мученья;

Отчаянье прошло... Но слезы осушив,

Ты радостно на свет взглянуть еще не смеешь

И матери своей, Печали, вид имеешь.

За Карамзиным прочно закрепилась репутация меланхолика. Между тем печальные мотивы - только одна из граней его поэзии. В его лирике нашлось место и для жизнерадостных эпикурейских мотивов, вследствие чего Карамзина можно считать одним из родоначальников ʼʼлегкой поэзииʼʼ. Единственная его поэма ʼʼИлья Муромец осталась незаконченной. Отталкивание Карамзина от классицистической поэзии отразилось и в художественном своеобразии его произведений. Он стремился освободить их от стеснительных классицистических форм и приблизить к непринужденной разговорной речи. Карамзин не писал ни од, ни сатир.
Размещено на реф.рф
Излюбленными его жанрами стали послание, баллада, песня. Подавляющее число его стихотворений не имеет строф или же написаны четырехстишиями. Рифмовка, как правило, не упорядочена, что придает авторской речи непринужденный характер.
Размещено на реф.рф
В безрифменном стихе написаны обе его баллады, стихотворения ʼʼОсеньʼʼ, ʼʼКладбищеʼʼ, ʼʼПесняʼʼ в повести ʼʼОстров Борнгольмʼʼ.

37. Сентиментализм как художественный метод. Своеобразие русского сентиментализма. Повесть Н.М. Карамзина ʼʼБедная Лизаʼʼ

Последнее десятилетие XVIII в. - время расцвета сентиментализма. Проникновение в русскую литературу элементов сентиментализма начинается уже в 60-70-х годах. Особенно заметно оно в творчестве М. М. Хераскова. Гражданской поэзии классицизма и его ʼʼгромкостиʼʼ предвестники сентиментализма противополагают идеал нравственного воспитания личности, поэзию ʼʼтихогоʼʼ покоя и мечтательного уединœения. Богатой питательной почвой для сентиментализма явилось увлечение масонством. В русле идей сентиментализма развивается в творчестве того же Муравьева и других поэтов и прозаиков конца XVIII в. Сентиментализм. главное - внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями, близким дружеским обществом или природой. При этом устанавливается теснейшая связь между чувствительностью и моралью. Конфликты между простыми людьми, “чувствительными” героями и господствующей в обществе моралью достаточно остры. Οʜᴎ могут заканчиваться гибелью или несчастьем героя. В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие. Оба жанра связаны с именем Карамзина. Образцом жанра повести для русского читателя стала “Бедная Лизаʼʼ. Популярность “Бедной Лизы” не ослабевала в течение нескольких десятилетий. Повесть написана от первого лица, за которым подразумевается сам автор.
Размещено на реф.рф
Перед нами рассказ-воспоминание. Герой-автор сначала подробно сообщает о себе, о любимых местах в Москве, которые влекут его и которые он охотно посœещает. Это настроение включает и романтичность и мрачные предчувствия, навеянные монастырским кладбищем и рождающие мысли о смертной доле человека. Печальная история Лизы рассказана устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о патриархальном быте, Карамзин вводит знаменитую формулу “и крестьянки любить умеют!”, которая по-новому освещает проблему социального неравенства. Грубость и невоспитанность душ - не всœегда удел бедняков. Карамзин с полнотой и подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков вспыхнувшей влюбленности до глубокого отчаяния и безысходного страдания, приведшего к самоубийству. Лиза не читала никаких романов, и ей не приходилось раньше переживать этого чувства даже в воображении. По этой причине сильнее и радостнее открывалось оно в сердце девушки при ее встрече с Эрастом. С каким необыкновенным возвышенным чувством описывает автор первую встречу молодых людей, когда Лиза угощает Эраста свежим молоком. Лиза влюбляется, но вместе с любовью приходит и страх, она боится, что гром убьет ее, как преступницу, ибо “исполнение всœех желаний есть самое опасное искушение любви”. Карамзин намеренно уравнял Эраста и Лизу в общечеловеческом плане, - они оба натуры, способные к богатым душевным переживаниям. Вместе с тем Карамзин не лишил героев индивидуальности. Лиза - дитя природы и патриархального воспитания. Она чиста͵ наивна, бескорыстна и потому менее защищена от внешней среды и ее пороков. Ее душа открыта естественным порывам чувств и готова предаться им без размышлений. Цепь событий приводит к тому, что Эраст, проигравшись в карты, должен жениться на богатой вдове, а Лиза, покинутая и обманутая, бросается в пруд. Заслуга Карамзина состояла в том, что в его повести нет злодея, а есть обыкновенный “малый”, принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел данный тип молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина. Доброе от природы сердце роднит Эраста с Лизою, но в отличие от нее он получил книжное, искусственное воспитание, его мечтания безжизненны, а характер испорчен и нетверд. Не снимая вины с Эраста͵ писатель сочувствует ему. Пороки героя коренятся не в его душе, а в нравах общества, считает Карамзин. Социальное и имущественное неравенство разлучает и губит хороших людей и становится препятствием для их счастья. По этой причине повесть заканчивается умиротворяющим аккордом. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества - со всœем этим можно встретиться, в случае если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.

Поэтическое творчество Карамзина Основные жанры. Анализ одного из произведений. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Поэтическое творчество Карамзина Основные жанры. Анализ одного из произведений." 2017, 2018.

Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно – чувствительное, эстетизированное восприятие действительности, лиризм повествования и «простой» язык – проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям.

«Бедная Лиза» была напечатана в «Московском Журнале» в 1792 году. Сюжет повести: любовь бедной девушки и молодого дворянина. В основе карамзинской повести – жизенная ситуация. Социальное неравенство крестьянской девушки и дворянина предопределило трагический исход от любви. Однако для Карамзина важно прежде всего передать психологическое состояние героев, создать соответствующее лирическое настроение, способное вызвать ответное эмоциональное чувство читателя.

У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании герое ищет утешения, примирения. Драматические, а подчас трагедийные события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное, меланхолическое чувство. Несмотря на жизненность ситуации, авторское субъективно – эмоциональное восприятие действительности мешало подлинной типизации.

Большое место в повести занимают авторские лирические отступления, диалог, монолог героев. Лирическая манера повествования создаёт определённое настроение. Этому в повести служит пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж, созвучный настроениям героев, и особенно интонационный строй речи, делающий прозу Карамзина мелодичной, музыкальной, ласкающей слух и действующий на душу читателя.

В начале повести «Бедная Лиза» даётся как бы экспозиция – описание окрестностей Москвы неподалёку от Симонова монастыря, которое своим элегическим тоном предопределяет трагическую развязку.

Впервые в прозе Карамзина пейзаж стал средством сознательного эстетического воздействия.

Прозвучавший в повести призыв к человеколюбию, утверждение Карамзина, что и «крестьянки любить умеют», были важны и отвечали требованиям времени. Карамзин показал, что и простым людям свойственны высокие и благородные чувства. « Литература в первый раз стала выражением общества и потому начала оказывать на него сильное нравственное влияние».

К изображению крестьянских персонажей Карамзин обратился в очерке «Фрол Силин – благодетельный человек», напечатанный в 1791 году г в «Московском Журнале». В отличие от радищева Карамзин идеализирует положение крестьян, не показывая социальных противоречий в деревне, рабского положения крепостных. В очерке есть лишь намёк на крепостное право. Главное для писателя – подчеркнуть трудолюбие, доброту крестьянина – филантропа, который в неурожайный год делится хлебом со своими соседями. Крестьяне Карамзина «благодетельны», добры, трудолюбивы, они не ропщат на своё крепостное состояние.

Писатель раскрывает образы крестьян и в «Бедной Лизе», и в очерке «Фрол Силин» в нравственном плане. Ему важно подчеркнуть документальный характер очерка, противопоставляя его повести, в которой значительное место занимает художественный вымысел.

Сюжет сам по себе никогда не интересует Карамзина; для него важна тональность вещи, а не события внешнего мира, о которых идёт в ней речь.

В 1792 году Карамзин напечатал в «Московском Журнале» историческую повесть «Наталья, боярская дочь» (взял сюжет из «Фрола Скобеева»). Позже в 1803 году в журнале «Вестник Европы» он печатает - повесть «Марфа Посадница, или покорение Новгорода». И в обращение к истории Карамзин остаётся верен своему эстетическому принципу – идеализации жизни, теперь уже старых добрых времён, рисуя идиллические картины, взамен реальной исторической действительности. Карамзин изображает историю весьма условно.

В повести «Марфа…» побеждает монархия, которая для Карамзина была незыблема, однако ему удалось создать героический образ Марфы, ильной и волевой натуры, вызывающей сочувствие своей борьбой за республику. Олицетворяет вольность Новгорода Вадим, который также должен умереть как и Марфа. «Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок; а нет порядка без власти самодержавной».

Изображая народ, Карамзин показывает его пассивным. Характерно, что сюжет повести, её политическая тематика нарушили привычный для карамзинских повестей чувствительный сглаженный стиль. Здесь мы встречаемся и с высоким слогом, с употреблением славянизмов. «Марфа» была последним беллетристическим произведением, после которого Карамзин переходит к написанию совего исторического труда.

Карамзин является родоначальником романтической повести («Остров Бронгольм» и «Сиерра – Морена»).

В первой повести всё изображённое в нём пропущено через сознание рассказчика, обосновано в своём колорите его душевны состоянием. Повесть ведётся романтическими отрывками, как потом будет строить свои поэмы Байрон: сначала – отрывок о герое, потом – отрывок о героине. Читатель сам должен связать воедино импрессионистические наброски художника. «Остров Бронгольм» (характерно самое экзотическое звучание названия) построен на мотивах романтики оссиановского севера и суровой печали северных скальдов. Маленькая новелла «Сиерра – Морена» (1795) построена по тому же принципу, но на мотивах северных бурь и старинных замков, на мотивах шотландских баллад столь же условного эстетизированного испанского местного коллорита. Здесь подобраны один к одному мотивы яркого юга, пламенных и неукротимых страстей, эффективных пейзажей оперной Испании. Повесть трагична, но её задача – прельстить захватывающим фейверком безумной страсти.

Круг психологических наблюдений Карамзина узок; его «чувствительность» легко переходит в слащавость; эстетизорование действительности – основной порок его - губит правдивость его психологизации.

Около 1794 была написана и в 1796 году была напечатана повесть Карамзина «Юлия», одна из первых психологических и бытовых повестей в русской литературе. Здесь происходит психологическая эволюция героини. «Юлия» - повесть о личных, душевных делах, без внешних романтических событий, повесть о психологической борьбе, о развитии, росте женской души. Карамзина занимает внутренний конфликт.

Аналогический характер имеет и замечательный очерк Карамзина «Чувствительный и холодный. Два характера» (1803г.). Карамзин хотел не только анализировать душевную жизнь, но построить психологический синтез, индивидуальный характер, и он изобрёл для этого контраст двух несходных человеческих организаций.

В 1802 – 1803 гг появляется повесть «Рыцарь нашего времени».

Он взялся изобразить психологию ребёнка, - впервые в русской литературе. Он окружил его образ довольно обстоятельным изображением быта, и в этом была новая победа Карамзина. (Психологический образ мальчика, его настроений, например тонкое изображение первых смутных эротических переживаний)

Карамзин расширил рамки и возможности русской литературы и в отношении раскрытия человеческой душевной жизни человека, и в отношении самих литературных форм. Он окончательно узаконил повествовательные жанры прозы – повесть, новеллу; он вообще придал прозе достоинство, не до конца признанное «на верхах литературы до него». Он разработал жанр очерка, художественно написанной статьи. Он, наконец, узаконил в русской литературе право писателя не подчиняться жанровым нормам, а творить новые, индивидуальные типы произведения.

Лирика Н.М. Карамзина.

«Поэзия – цветник чувствительных сердец» - это может быть поставлено эпиграфом в поэзии Карамзина. Он пишет в разных поэтических жанрах: у него есть и дружеские послания, и элегии, и песни, и баллады, в которых наиболее явно проявляется личность автора. Поэзия Карамзина далека от гражданских тем и, как бы подчёркивает её личный, интимный характер, Карамзин даёт своему сборнику стихов название «Мои безделки».

В лирике особенно сильно развито субъективное, эмоциональное начало («Чувствительность! Люблю я быть рабом твоим..» - «Прометей 1798.

Эстетические принципы Карамзины противопоставлены поэтике классицистов, недаром никто из французских писателей и вообще поэтов – классицистов не назван в стихотворении («Поэзия» 1787).

В поэзии, ещё в большей степени, чем в прозе, поэт считает необходимым приукрашивать действительность. Для него поэт – «искусный лжец», который «может вымышлять приятно».

Поэзия Карамзина сентиментальна и автобиографична. Его стихотворения второй половины 90 годов, после перенесённого им идейного кризиса в результате событий 1793 годов во Франции, преимущественно печальны и пессимистичны. В них звучат идеи разлада со светским обществом, неудачной люблви, грустного восприятия окружающего мира, враждебного человеку. Примером могут служить многие стихотворения, написанные в жанре дружеских посланий: «Послание к Дмитриеву», «Послание к Плещееву», «К неверной», «К Лиле», «Послание к женщинам» и т.д.

В «Послании к Дмитриеву» Карамзин предлагает ему удалиться от мира зла, ибо общество не поддаётся исправлению, истина опасна, «Никто не хочет ей внимать».

Лирика Карамзина глубоко индивидуальна. Она передаёт тончайшие нюансы человеческих переживаний, настроение, страдание человеческой души. Однако в страдании поэт ищет и находит утешение, и это порождает сладостное чувство меланхолии. Одно из известнейших стихотворений Карамзина так и называется «Меланхолия», 1800. («Подражание Делилю»)

Меланхолия – «нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслаждения». Счастье и покой человек должен найти в самом себе, так как «мы живём в печальном мире». Надо уметь обрести гармонию в самом себе, надо уметь жить «в мире с самим собой».

Карамзин видит возможность обрести счастье в уединённой от общества жизни, в дружбе и любви («Послание к Дмитриеву» 1794).

Во многих стихотворениях Карамзина звучат мотивы жизни и смерти, неизбежность ухода в небытие, где все волнения найдут успокоение. Поэт выражает утешительную надежду на загробную жизнь. Таковы стихотворения «Кладбище»(1792), «берег» (1802).

Особенностью карамзинской лирики явилось сочетание анакреонтических мотивов с сентиментальными темами: «Весёлый час», «Прости», «Весеннее чувство».

Пейзаж в стихотворениях Карамзина приобретает особую роль, становясь предметом лирического изображения. Природа выступает в единстве с человеческими переживаниями.

В стихотворении «Осень» грустное, меланхолическое настроение связывается с картинами увядания природы.

Карамзин стал родоначальником русской романтической баллады: «Граф Гавринос» (1789), «Раиса» (1791). Балладам также свойственны драматические ситуации, сентиментально – романтическая трактовка характеров. Баллады Карамзина - предтеча романтических баллад Жуковского, хотя и уступают последнему и в глубине психологизма, и в изобразительности средств.

В ряде своих стихотворений Карамзин обращается к фольклору, однако в использовании его проявляются характерные для сентименталистов приёмы стилизации. («Доволен я судьбою», «Мы желали – и свершилось» и др.) Но в них нет ни истинного народного духа, ни народного слога.

Карамзин пишет незаконченную «богатырскую сказку» «Илья Муромец», пишет «мерой наших старинных песен». Но былинный стих Карамзина не выдержан, так как поэт подверг его литературной обработке. Характерно, что в поэме «Илья Муромец» главным оказались не подвиги богатыря, а любовные перипетии, и сам Илья Муромец изображён чувствительным героем.

Новые идеи, темы, эмоциональная насыщенность малых жанров поэзии Карамзина требовали соответствующей стилистической формы выражения. В этом отношении поэзия Карамзина мало чем отличалась от его прозы. Сравнения, перифразы, оценочно – психологические эпитеты создают определённое эмоциональное настроение. Фразеологические сочетания помогают раскрыть глубину и тонкость чувств.. Поэт подбирает слова, которые «имеют особую красоту для чувствительного сердца, представляя ему картины меланхолические и нежные» («Мысли об уединении», 1802.)

Поэзия Карамзина своим темам, настроению, поэтической образности, мелодике стиха во многом предопределила литературное творчество Батюшкова, Жуковского и Пушкина.

Жизненный и творческий путь А.Н. Радищева.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) вырос в богатой помещичьей семье, в деревне, в Саратовской губернии. Его отец не угнетал своих крестьян, и они впоследствии спасли его с семьей от смерти во время пугачевского восстания. Когда Радищеву было восемь лет, его повезли в Москву. Здесь он жил у родственника, М.Ф. Аргамакова, и учился вместе с его детьми. Учителями его были профессора Московского университета (Аргамаков был в родстве с директором университета).

В 1762 г. Радищев был «пожалован» в пажи. Студенты Пажеского корпуса учились немного, но их обязывали прислуживать при дворе императрице. Радищев с детства знал деревню, видел крепостные порядки. Потом, в Москве, он воспринял начатки передовой культуры. Теперь он узнал двор, и новые впечатления не могли не оказаться для него тяжелыми.

Осенью 1766 г. Радищев был отправлен в Лейпциг в составе группы молодых дворян для обучения в университете юридическим наукам: русское правительство нуждалось в образованных чиновниках, и их хотели подготовить за границей. Пять лет, проведенные Радищевым за границей, расширили его умственный горизонт весьма значительно. Он занимался очень усердно (изучал юридические и исторические науки, философию, естественные науки, почти прошел курс медицинских наук, внимательно следил за художественной литературой Германии, Франции).

Жилось Радищеву в Лейпциге тяжело, как и другим русским студентам, под присмотром негодяя, майора Бокума, который клал в свой карман деньги, отпущенные на содержание студентов, заставлял жить впроголодь, морил холодом зимой. Однажды студенты поняли бунт против Бокума (поводом послужила пощёчина, данная одному из них - Насакину). Насакин отплатил ему двумя пощёчинами. Бунт замяли.

В Лейпциге завязалась юношески-горячая дружба Ушакова (потом умер в Лейпциге, так и не вернувшись в Россию) и Радищева. Здесь же укрепилась дружба Радищева с А.М. Кутузовым, с которым вместе были они еще в России пажами и с которым потом долго они жили вместе по возвращении на родину.

По возвращению Радищева определили в сенат протоколистом. В 1775 г., когда Радищеву было 26 лет, он вышел в отставку и женился на Анне Васильевне Рубановской. Через два года он вновь стал служить; он поступил в коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью. Президентом коммерц-коллегии был граф А.Р. Воронцов, аристократ-либерал, недовольный правительством Потемкина и Екатерины. Он оценил честность, работоспособность, огромную культуру и огромное дарование Радищева и стал его другом на всю жизнь. С 1780 г. Радищев сделался помощником управляющего петербургской таможней; вскоре затем он начал фактически исполнять должность управляющего ею, наконец, в 1790 г. он был и официально назначен на эту должность.

Служба не могла поглотить Радищева целиком. Он хотел сделаться агитатором свободы. Так он понимал дело писателя в крепостнической стране.

Через несколько месяцев после возвращения Радищева из Лейпцига на родину, в журнале Новикова «Живописец» был опубликован анонимный отрывок из «Путешествия в*** И*** Т***». Отрывок вызвал толки. Это было первое произведение в русской литературе XVIII в., в котором была дана до конца правдивая картина ужаса крепостничества. Это был первый набросок будущего «Путешествия из Петербурга в Москву».

В 1773 г. Радищев переводит книгу Мабли «Размышления о греческой истории». В своем переводе Радищев передает по-русски слова tyranniе, tyran, despotisme; первые два слова он переводит: мучительство, мучитель, третье – самодержавство. К последнему слову, встретившемуся в тексте, он дает следующую сноску: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». К первой половине 1770-х годов относятся еще и другие дошедшие до нас литературные работы Радищева: перевод специально военного сочинения «Офицерские упражнения» и написание художественного очерка «Дневник одной недели» (действие же занимает 11 дней). В «Дневнике» очень важен психологический анализ развития чувства одиночества, разлуки с друзьями, а главный сюжетный двигатель – любовь к отсутствующим друзьям.

В 1780-х годах Радищев работал над «Путешествием из Петербурга в Москву», писал и другие произведения в прозе и стихах.

В 1789 г., паралелльно с работой над «Путешествием», Радищев пишет революционно-публицистическую статью «Беседа о том, что есть сын отечества». Рассуждая над тем, кто может быть удостоен звания истинного сына Отечества, Радищев выдвигает основное условие: им может быть только «существо свободное». Отсюда он отказывает находящемуся в крепостной зависимости крестьянину в этом звании, отказывает с великой жалостью. Но сколь гневно звучит его обличение в адрес угнетателей, тех помещиков «мучителей», которые себя привыкли почитать сынами Отечества. В статье проходит целый ряд сатирических портретов злых, ничтожных, легкомысленных помещиков. Радищев пишет, что истинным патриотом может быть человек, исполненный чести, благородства, способный всем пожертвовать для блага народа и если понадобится, «не страшиться пожертвовать жизнью».

В 1789 г. Радищев вновь выступил в печати после более чем десятилетнего перерыва. Общий подъем отразился и в его литературной жизни. В этом году появилась его анонимная брошюра «Житие Федора Васильевича Ушакова». Брошюра состояла из двух частей; в первой Радищев дал художественно написанный очерк-характеристику друга своей молодости и рассказал о жизни русских студентов в Лейпциге; вторую составили переводы философских и юридических набросков Ушакова, сделанные Радищевым. Наибольший интерес представляет, конечно, первая часть – очень тонко и глубоко задуманная повесть о молодежи. Самой жанровой формой, самым заглавием «Житие Ушакова» полемически заострено и против житий святых, и против панегириков вельможам. Это «житие» на новый лад. Его герой никак не святой. Он человек будущего века, юноша, преданный науке и идеям свободы, и он ценнее для Радищева всех генералов и сановников.

Студенты у Радищева даны как народ, Бокум – как тиран; усиление гнета тирании приводит к революционизированию народа; поднимается восстание; оно подавлено, но пламень революции уже зажжен в умах. Но Радищев повествует о «революции» с добродушным юмором. Повесть Радищева заканчивается невесело: герой умер; других ждет суровый путь борьбы. С удивительным искусством Радищев объединил в небольшом произведении и психологический анализ юношеского сознания, анализ, до него неведомый русской литературе, и серьезно поставленную педагогическую тему, и живое описание быта, и глубокую революционную мысль.

В том же 1789 г. Радищев закончил свой многолетний труд «Путешествие из Петербурга в Москву» (посвящено его другу – А. Кутузову). Он отдал рукопись ее в цензуру, и петербургский обер-полицмейстер Рылеев пропустил ее не читая. Однако попытки издать революционную книгу в существовавших тогда издательских организациях ни к чему не привели. Тогда Радищев уст роил у себя на дому маленькую типографию. Сначалаон напечатал в ней свою брошюру «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»; это была статья, написанная еще в 1782 г., посвященная описанию открытия памятника Петру I в Петербурге; она заключала глубокий анализ реформаторской деятель­ности Петра, которого Радищев ставил высоко как государственного деятеля, но осуждал за то, что он не дал своей стране свободы. Кончалась статья определен­ным указанием на безнадежность надежд на улучшение положения сверху, с тро­на, и приветствием Французской революции, прибавленным в 1789 г. Затем Радищев приступил к печатанию своего основного труда. В мае 1790 г. в книжной лавке в Гостином дворе появилось 25 экземпляров книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Имени автора не было на книге. В конце книги была помета о том, что полицейская цензура разрешила ее. Остальные эк­земпляры книги Радищев оставил пока у себя.

О книге заговорили в городе. Екатерина сказала об авторе книги: «Он бунтовщик хуже Пугачева». Немедленно начался розыск. Автора вскоре нашли. Узнав о том, что ему грозит опасность, Радищев успел сжечь все оставшиеся у него экземпляры книги, 30 июня его арестовали. Книга Радищева была под запретом вплоть до 1905 года.

Сидя в тюрьме, Радищев начал писать повесть о святом Филарете Ми­лостивом. По внешности это было именно «житие» святого; но смысл его был другой. Под видом Филарета он изображал самого себя, и «жи­тие» должно было явиться наполовину зашифрованной автобиографией.

Жена Радищева умерла еще в 1783 г., оставив ему четырех детей.

Радищев завел типографию у себя на дому и напечатал в ней свою революционную книгу. В 1789 г. в Петербурге образовалось «Общество друзей словесных наук», объединившее молодых литераторов, офицеров, чиновников. Радищев вступил в это общество и повел в нем свою пропаганду; он стал захватывать в свои руки и печатный орган общества, журнал «Беседующий гражданин». Он стал одним из центров общества, а оно было довольно многочисленно. В журнале он напечатал свою статью «Беседа о том, что есть сын отечества».

24 июля петербургская уголовная палата вынесла Радищеву смертный приговор. 4 сентября был подписан указ Екатерины о замене ему казни ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, на десять лет («помилование» было мотивировано торжеством мира с Швецией).

В это время ему очень помогал Воронцов. По пути в острог, в Тобольске, к Радищеву приехала Елизавета Васильевна Рубановская (сестра покойной жены). Она стала его второй женой.

Радищев провел в Сибири шесть лет. Здесь им было написано рассуждение на экономическую тему «Письмо о китайском торге», обширный философский трактат под названием «О человеке, его смертности и бессмертии». В нём Радищев широко использовал философскую литературу Европы XVIII в. Трактат Радищева разделен на четыре «книги». В первой из них Радищев устанавливает общие положения, определяет место, занимаемое человеком в природе. Во второй книге он приводит доказательства в пользу смертности души, в пользу материализма; в третьей и четвертой – доказательства в пользу учения о бессмертии души, идеализма.

В конце 1796 г. умерла Екатерина II; Павел I, который любил все, сделанное его матерью, переделывать наоборот, позволил Радищеву вернуться в Европейскую Россию, но с тем, чтобы он жил в деревне под полицейским надзором и без права передвижения. На пути из Сибири 7 апреля 1797 г. в Тобольске умерла Елизавета Васильевна. Это был тяжелый удар для Радищева.

В деревне Радищев продолжал работать, думать, читать. Он написал здесь поэму «Бова», очерк о поэме Тредиаковского «Тилемахида».

В 1801 г. новый царь Александр I освободил Радищева совсем, вернул ему дворянство, чин и орден, отнятые приговором 1790 г.

Воронцов привлек Радищева к работе в Комиссии составления законов. К этому времени относятся две замечательные поэмы Радищева (обе неоконченные) – «Песни древние» и «Песнь историческая». В первой из них, построенной отчасти на основе изучения «Слова о полку Игореве», центральным эпизодом поэмы является изображение вторжения в пределы славянской земли варваров-кельтов. В «Песни исторической», обширном стихотворном рассказе о мировой истории, изложенной с позиций свободолюбия и тираноборчества. Радищев

Революция на Западе Европы шла на убыль и превращалась в военную диктатуру буржуазии, и зрелище это было тяжело для Радищева. В России он не видел возможности скорого взрыва. В Комиссии составления законов его твердость и свободные взгляды привели к трениям с начальством, для которого Радищев был бунтарь, который и во второй раз может попасть в Сибирь. 11 сентября 1802 г. он покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Незадолго перед смертью он сказал: «Потомство за меня отомстит».

В 1805 г. в журнале «Северный Вестник», бывшем по существу неофициальным органом «Общества», была помещена (анонимно) одна глава из «Путешествия» Радищева.

В 1790–1800-х годах радищевское течение в русской литературе не иссякло. Радищев нашел учеников, пусть не поднявшихся до его открытой революционности, но все же донесших его традицию до преддверий декабризма. Роль радищевской проповеди в формировании политических идей декабристов бесспорна.

Поэзия А.Н. Радищева.

В ранний период своей литературной деятельности Радищев писал любовную лирику, испытав влияние народной песенной традиции и книжной лирики Сумарокова. Как отмечал сам поэт, его ранние стихи отличались большой чувствительностью и несли в себе черты автобиографизма. Впоследствии Радищев критически воспринимал свою любовную лирику.

В поэзии Радищева очень ощутимо новаторство. Для Радищева-поэта характерна склонность к художественному эксперименту, особенно в области ритмики, а также глубокое влечение к народной культуре (в частности к фольклору). Желая расширить ритмические возможности русской поэзии, он предлагает обратиться к стихам с трехсложными стопами, в частности к гекзаметру. Радищев предлагал также отказаться от рифмы и обратиться к белому стиху

Ода «Вольность» (1781-1783 По своему стилю ода «Вольность» - прямая наследница похвальных од Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Но ее содержание разительно отличается от од Ломоносова. Она посвящена не выдающемуся историческому событию, не прославлению полководца или царя. Она посвящена социальному понятию вольности, то есть политической общественной свободе.

Была создана по случаю завоевания Америкой независимости и открыто прославляла народное восстание против самовластия. Раньше одописцы называли себя рабами самодержцев, а Радищев с гордостью называет себя рабом вольности. Излагается концепция, близкая к просветительской, об общественном договоре между государем и обществом. В конце оды Радищев бросает прямой призыв к революции, направленной против самодержца, нарушившего договор с народом. В его оде народ свергает монарха, судит его и казнит

Он доказывает, что «человек во всем от рождения свободен». Начиная с апофеоза вольности, которая осознаётся как «бесценный дар человека», «источник всех велики дел», поэт рассуждает над тем, что этому мешает. Он разоблачает опасный для народа союз царской власти и церкви, выступая против монархии как таковой. Народ будет отомщён, он сам себя освободит. Ода заканчивается описанием «избраннейшего дня», когда победит революция. Пафос оды – вера в победу народной революции, хотя Радищев понимает, что «не приспе ещё година».

Не довольствуясь умозрительными доказательствами неизбежности революции, Радищев стремится опереться на опыт истории. Он напоминает об Английской революции 1649 г., о казни английского короля. Отношение к Кромвелю противоречиво. Радищев прославляет его за то, что он «Карла на суде казнил» и вместе с тем сурово порицает за узурпацию власти. Идеалом поэта служит Американская революция и ее вождь Вашингтон.

Человечество, по словам Радищева, проходит в своем развитии циклический путь. Свобода переходит в тиранию, тирания - в свободу.

Отрывки из оды «Вольность» встречаются в «Путешествии». Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, встречает некоего «новомодного стихотворца», который ему эту оду отчасти читает, отчасти пересказывает.

«Осьмнадцатое столетие», оконченное в 1801 году, подводит итоги деятельности просветителей и в какой-то степени итоги Великой французской революции. Ода «Вольность» создавалась в период подъема революционного движения в Америке и во Франции. Она исполнена твердой веры в торжество освободительных идей. Стихотворение «Осьмнадцатое столетие» написано через шесть лет после окончания Французской революции, не оправдавшей надежд просветителей, после узурпации власти Наполеоном, после тяжелых испытаний, выпавших на долю поэта. Патетические интонации оды «Вольность» сменяются скорбными размышлениями. Оглядываясь на истекшее столетие, Радищев стремится осмыслить в целом эту бурную, сложную, противоречивую эпоху.

За столетие многое достигнуто, утверждает автор, но тяжкой ценой. Основная идея стихотворения сконцентрирована в афористическом стихе: «Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро!». Столетие «омочено в крови». И всё же диалектика автора не пессимистична. Это гимн науке, гимн достижениям творческой мысли 18в. перечисляются различные достижении её учёных («Даже летучи пары ты заключило в ярем; / Молнью небесну сманило во узы железны на землю / И на воздушных крылах смертных на небо взнесло» − намёк на изобретение воздушного шара). Здесь Радищев является продолжателем традиций научной поэзии, заложенных Ломоносовым. В конце стихотворения Радищев выражает надежду на плоды, которые дала просветительская деятельность Петра I, Екатерины II, и на осуществление благих обещаний молодого императора Александра I.

Написано античным гекзаметром, редким для 18 в.

Своеобразной разновидностью политической лирики Радищева является его автобиографическое стихотворение, написанное в Сибири по пути к месту заключения:

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?

Я тот же, что и был, и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,

Чувствительным сердцам и истине я в страх

В острог Илимский еду.

Стихотворение свидетельствует о том, что ссылка не сломила дух поэта. Он по-прежнему уверен в правоте своего дела и смело защищает свое человеческое достоинство («Не скот, не дерево, не раб, но человек!»). В литературе это маленькое произведение прокладывало «след» тюремной, каторжной поэзии декабристов, народовольцев, марксистов.

Поэмы Радищева связаны с его интересом к народному творчеству, к национальной и европейской истории. Среди них наиболее примечательна поэма «Бова» (1799-1801). Содержание поэмы почерпнуто из сказки о Бове королевиче, очень популярной среди народа. Незадолго до смерти Радищев сжег почти завершенное произведение, от которого сохранилась лишь первая песня и обширный план. Поэма «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» написана под влиянием «Слова о полку Игореве», из которого взят эпиграф к этому произведению. В ней должны были выступить на празднике, посвященном Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим языческим богам, десять певцов. В своих песнопениях им надлежало прославить богов и доблестных воинов. Радищев успел написать лишь песню первого, новгородского певца - Всегласа, посвященную Перуну и борьбе новгородцев с кельтскими племенами. «Песнь историческая» - одно из последних неоконченных произведений Радищева. В ней дан широкий обзор древнего мира - Востока, Греции, Рима. Особенно подробно рассмотрены события римской истории. Содержание поэмы перекликается с ведущей темой оды «Вольность»: борьба вольности с деспотизмом. Много места отведено описанию жестоких и развратных римских императоров - Тиберия, Калигулы, Нерона, Домициана, при которых «одно слово, знак иль мысли - Всё могло быть преступленьем». Появление на троне немногих «добродетельных» монархов не меняло, по мнению Радищева, общего положения, так как не давало гарантии от повторения деспотизма, поэтому наследником великодушного правителя легко становился коронованный злодей.

Лирических стихотворений Радищев написал немного и преимущественно в последние годы жизни. В его лирике господствуют сентиментальные настроения, но поэт далёк от пассивности и надежды на загробное счастье. Его поэзия зовёт к действию, она проникнута активным гуманизмом, хотя обращена, в качестве поэзии сентиментальной, к «чувствительным сердцам».

Герой лирики Радищева – общественная личность, его тревожит судьба других людей, всего человечества. Поэт воспевает мужество и целеустремлённость в басне-элегии «Журавли» (пре. Э.-Х. Клейста). Раненный журавль не мог лететь вместе с «бодрыми братьями», которые смеялись над его бедой. Но он отдохнул, набрался сил и, «Мешкав много, летя помаленьку, Землю узрел, возделенну душою, Ясное небо и тихую пристань. Тут всемогущий болезнь излечил…Многи ж насмешники в воду упали». В лирике поэта много условностей. И журавль ранен стрелой «ловчего».

Концепция Радищева вытекает из стиховедческих взглядов Ломоносова. Согласно ей лёгкость звучания стиха должна соответствовать лёгкой доступности мыслей и чувств, выраженных в данном стихе. И наоборот, трудночитаемый стих, отличающийся отсутствием звукописи и мелодичности, выражает сложные мысли и понятия, противоречивые переживания.

Но это любование не обязывает Карамзина к сочувствию ей или аналогичным явлениям в его современности. . Если не считать подготовительного периода литературной работы Карамзина до его путешествия за границу, вся его деятельность как писателя-беллетриста и даже журналиста замыкается в короткий период от 1791 до 1803 г.; после этого времени 23 года его жизни ушли на «Историю Государства Российского». Двенадцати лет было достаточно для укрепления за Карамзиным славы великого писателя, реорганизатора русской литературы и языка. Карамзин уже в 1790-х годах выступает в роли учителя и вождя литературы. Влияние его было огромно; представители самых разных умственных течений в русском обществе открыто признавали это влияние, говорили об увлечении Карамзиным, через которое они прошли.

Критерий красоты, эффектности был основным для Карамзина как художника; критерий силы решал дело для него как историка и политического мыслителя. Нет нужды доказывать слабость обоих этих критериев. фа Посадница вызывает восхищение Карамзина-эстета. Но она побеждена. Сила монархии в лице Ивана III сокрушила ее, и Карамзин-политик осуждает ее. «Победителей не судят» - вот лозунг Карамзина. И другой - «Горе побежденным». И еще в «Истории Государства Российского» едва ли не основной аргумент в пользу самодержавия, убедительный для Карамзина, - это то, что самодержавие победило. В конце концов уже в «Марфе Посаднице» мы видим двойственную форму отношения писателя к своей героине и к своей теме вообще: Карамзин посылает фу на казнь, повинуясь силе и исповедуя право этой силы, и в то же время любуется эффектностью гибели фы.

На протяжении всего почти XVIII в. западные сентиментальные или, вернее, предромантические и в то же время предреалистические литературные течения создали обширный фонд культурных ценностей. Облик европейской культуры ко времени начала Французской революции значительно изменился по сравнению с тем, который застал на Западе Ломоносов. Классицизм доживал свой век, разрушался - и дал новое цветение, на новой основе, в революционном творчестве поэтов и драматургов конца века. Рядом с ним пышно расцветала , возвещенная Ричардсоном, Стерном, Греем, Дидро, Руссо, Клопштоком. Анализ человека «вообще», во имя государственного единства, подчиняющего и поглощающего личность, уступил место психологическому анализу личности, завоевавшей право на интерес к себе, на защиту, на культ именно в качестве конкретной индивидуальности. Эмоциональная жизнь человека, его «частные привязанности», его «страсти» стали цениться более, чем логическая схема его политических соотношений, даже чем рациональная структура его морали. За этой перестройкой отношения к человеку стояло признание неправильности политической системы феодализма, незаконности ее господства над личностью, стоял индивидуализм революционного в ту пору мировоззрения буржуазии, стояло признание человека и его человеческого счастья высшим критерием ценности. Пусть гибнет личность, было бы живо государство, - говорил классик XVII в., и его лозунг был прогрессивен и нужен в его время. Пусть гибнет то государство, которое губит личность, было бы вольно человеку строить свою жизнь, как он хочет, и добиваться своего человеческого счастья, где он хочет, - этот лозунг, прогрессивный в конце XVIII в., помогал штурмовать феодализм и его политическую систему. А то обстоятельство, что буржуазность этого лозунга несла в себе возможность перерождения в идеологию новой эксплуатации, не было заметно тогда, когда перед народами стояла первоочередная задача борьбы со старым, феодальным злом. К концу XVIII в. и Западная Европа, и Россия накопили уже немалый опыт нового искусства.

В совершенно особом отношении к Карамзину стоит творчество другого великого деятеля русской литературы, также сентименталиста и притом строившего свою литературную систему задолго до Карамзина, с начала 1770-х годов, Александра Николаевича Радищева. Ряд элементов, введенных Карамзиным в литературу, есть и у Радищева; недаром центральное произведение и того и другого писателя - сентиментальное путешествие. Но интерпретация нового стиля и даже составных элементов его у Карамзина и Радищева совершенно различны. Это были в самом деле два пути единого стиля, вернее, два русских сентиментализма, принципиально враждебных друг другу. С одной стороны, это был стиль, воплощавший революционные стремления демократии, с другой - стиль консервативного дворянского мировоззрения, связанного с передо
выми традициями, но отказавшегося от политической прогрессивности.

Карамзин, сводя воедино все элементы дворянского сентиментализма, имевшиеся уже в русской культуре, и литературе в частности, ответил на запрос, назревший в ней, ответил с большей последовательностью, яркостью, с большим талантом, чем его предшественники. Тем самым он сделал направление мысли и искусства, замыкавшееся до него все-таки в узком кругу интеллигенции, достоянием гораздо более широких слоев.

Сочинение

Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося прочитать старинную повесть Н.Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым барином и покончившей с собой, - банальный сюжет, банальная развязка. Особенно на фоне современных событий: разгула криминала, политического беспредела, террора...

Да и книги нынче иные в чести - приключенческие, фантастические, остросюжетные, с большим количеством действия.

И все же! Читаешь, вчитываешься, и постепенно странное обаяние захватывает куда больше, чем надуманные истории женщин-следователей или суперменов, спасающих планету. Пре дельно точные фразы, будто дурманное кружево, затягивают нас в мир другого измерения, в мир искренних чувств и жестокого предательства, в мир простой и одновременно сложный, как проста и сложна реальная жизнь.

Сентиментальный роман. Это лишь кажется, что он изжил себя вместе с кринолинами и каретами. Он реален и жесток, он дотошно воссоздан писательским гением и потому вечен.

В повести есть и образ самого писателя, переданный через описание Москвы, столь предметной, будто рассматриваешь выцветшую фотографию, и разноликая природа, и раздумья автора.
\"...Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалинах гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет\".

А как прекрасна героиня, \"Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве\", - от которой веет свежестью самой природы, недоступной нынешним пустоголовым красоткам.

Завязка сюжета описана одним предложением, стилистическое мастерство которого поражает: \"Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась. \"Ты продаешь их, девушка?\" - спросил он с улыбкою. \"Продаю\", - отвечала она. \"А что тебе надобно?\" - \"Пять копеек...\" - \"Это слишком дешево. Вот тебе рубль\".

Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, еще более заскраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмет рубля. \"Для чего же?\" - \"Мне не надобно лишнего\"\".

Столь же лаконична и точна характеристика молодого барина, который \"...вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце\".

Есть в повести и описание грехопадения девушки. Если сравнить его с подробными, натуралистическими эротическими сценами в нынешней литературе, с эпизодами, иллюстрирующими похабство и безвкусицу, больше напоминающими медицинский атлас или откровенную порнографию, то деликатность Карамзина может послужить уроком для нынешних писак.
\"Она бросилась в его объятия - ив сей час надлежало погибнуть непорочности! Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей - никогда Лиза не казалась ему столь прелестною...никогда ласки ее не трогали его так сильно...никогда ее поцелуи не были столь пламенны...она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась...мрак вечера питал желания...ни одной звездочки не сияло на небе...никакой луч не мог осветить заблуждения. Эраст чувствует в себе трепет - Лиза также, не зная отчего, но зная, что с нею делается... Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?\"
Столь же лапидарно комментирует писатель Лизину смерть. Но скупость словесного выражения не уменьшает силу воздействия на наши чувства: \"Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза! Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья\".

Вряд ли есть смысл напоминать биографию литератора, историка, политического и государственного деятеля Н.М.Карамзина. Сказать, что из его/Бедной Лизы\" вышли многие писательские шедевры, что эта повесть послужила стартовой для многих писателей, впоследствии прославивших себя, - почти ничего не сказать. Важно другое. Прекрасный стилист и большой ученый не только познакомил Россию с сентиментальной литературой. Он показал, как нужно писать. Жаль, что нынешние беллетристы больше учатся на других, не столь достойных примерах.