Алексей романов личная жизнь. Алексей романов - новый король среди композиторов. У вас в семье не было музыкантов

20.06.2019

Имя Алексея Романова знакомо любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в российской рок-музыке. Группа Воскресение была и остаётся одной из признанных величин жанра; кроме того Романов играл ведущую роль в не менее популярной в Советском Союзе группе СВ . Несмотря на то, что последняя студийная работа Воскресения выходила аж в 2003 году, Романов не прекращает активно гастролировать. А сейчас выходит книга его стихотворений - как ставших популярными песнями, так и неизвестных, но не менее самодостаточных. Накануне презентации издания Звуки связались с Алексеем и узнали о готовящемся издании, нынешнем состоянии Воскресения и любимых гитарах музыканта.

Звуки : Многие артисты сейчас обращаются к краудфандингу на регулярной основе, вы же впервые используете его, насколько я знаю. Ваши впечатления?
Алексей : Честно говоря, я не сильно этим занимался. Это делает Андрей Харченко , мой приятель и, по совместительству, опытный продюсер, который пытается мне помогать. Достаточно оперативно у него получился весь процесс подготовки книги. Я даже не ожидал, что это вообще сработает. Но как-то всё сложилось, и 19 декабря будет презентация. В принципе, для меня важнее сыграть концерт, а вот Андрей считает это презентацией книги. По старой продюсерской привычке он решил пошустрить

Звуки : Его инициатива?
Алексей : Да, он всё придумал, нашёл корректора, разруливал всё это находясь в Лондоне, привлек кого-то из Амстердама... Такое ощущение, в общем, что всё сделалось само.
Звуки : А вы принимали участие в подготовке?
Алексей : Я дал подборку стихов. И ещё мы отбирали фотографии, смотрели компоновку страниц, я делал мелкие замечания – мог перепутать слово, что-то неправильно написать.
Звуки : Какого временного периода стихотворения попали в книгу?
Алексей : От сотворения мира до наших дней.
Звуки : Есть и надавно написанные?
Алексей : Относительно недавние... Я к этому не очень серьёзно отношусь, получится что-то - запишу. Если понравится - запомню, что оно есть.

Звуки : Недавно в серии книг о русском роке вышло издание о вас, написанное Андреем Бурлакой . Вы читали эту книгу?
Алексей : Мы с Бурлакой знакомы довольно давно – честно говоря, я удивлён, что он не обратился ко мне напрямую. Мог бы и дать рукопись дать вычитать. Я её в глаза не видел, но прочитавшие мне сказали, что там написана ерунда.

Звуки : В каком состоянии сейчас ваши проекты и проекты музыкантов "Воскресения"? Готовятся ли какие-то живые программы или студийная работа?
Алексей : Пока ничего особенного мы не затевали, я занимаюсь таким вольным музицированием, у меня есть концертный вариант трио: аккомпанируют басист с барабанщиком. Недавно ещё меня пригласили выступать с Араксом . Программа, в основном, из песен Антонова и т.д. Певец там Анатолий Алёшин, что само по себе прекрасно. Со мной сделали семь песен, и я с удовольствием с ними катаюсь, потому что это профессиональный коллектив. Ну и так громко я ещё никогда не выступал.

Звуки : Вы ходите на концерты других исполнителей? Что-то из музыки вас в последнее время впечатлило как автора и как слушателя?
Алексей : Я постоянно делаю какие-то открытия. Правда, по большей части, я восполняю пробелы в классической музыке. Ну и в джазе с блюзом. Из наших артистов мне сейчас интересен Ромарио.
Звуки : Это из относительно молодых, получается.
Алексей : Всё относительно. Артисты быстро стареют, а потом долго остаются молодыми. По концертам: нечасто и достаточно случайно хожу на концерты, хотя меня туда-сюда постоянно приглашают. То ли лень, то ли что-то ещё… Но бывает, да.
Звуки : Судя по фейсбуку, вы часто путешествуете. Это для вас хобби, предмет интереса, нечто вдохновляющее?
Алексей : И то, и другое, и третье. Мы же всю сознательную юность просидели взаперти. Сейчас выпала возможность получить визы на несколько лет, и, как появляется свободная копейка, мы с супругой стараемся куда-то улизнуть.

Звуки : Как вы думаете, реальны ли сейчас случаи, подобные тем, что происходили с рок-музыкантами в доперестроечное советское время - с вами, например?
Алексей : Для меня мало что изменилось, честно говоря. Я до сих пор вижу, что схватить могут любого и посадить за что угодно, хоть за угон космических кораблей.

Звуки : Насколько я знаю, вы коллекционируете гитары, расскажете о самом ценном для вас лично экспонате.
Алексей : Не такая уж и большая. Кое от чего я избавился, от очевидного хлама… У меня есть удивительный Martin Dreadnought D-42, гибридная модель Peter Frampton . Она была воссоздана по мотивам его пропавшей гастрольной гитары. Она подписная – внутри есть автограф Фрэмптона. И она одна из 70 выпущенных экземпляров, то есть, это ограниченная серия. Я ее редко куда-то ношу, но вот недавно я с ней поучаствовал в записи пары песенок Геннадия Рябцева (мультиинструменталист и участник Динамика и группы Юрия Антонова , ныне иеромонах Герман, регент мужского хора Валаамского монастыря - прим. Звуков) . Оказалось, что она потрясающе звучит в микрофон – я такого от неё не ожидал. На этой гитаре я играю дома, тренируюсь-сочиняю, но и в боевых условиях она проявила себя шикарно. Остальные инструменты недорогие. Есть любимчики. Fender Bullet Deluxe 81-года, его таскаю на концерты Аракса. В Воскресении я играю на достаточно редком Gibson. Он не очень дорогой, но модель сама по себе интересная – с двумя вырезами и маленькой "башкой".

Алексей Романов : творческий вечер и презентация книги стихов "Всё сначала"
Москва, Центральный дом литераторов

В КПЗ ни читать, ни писать нельзя. Там можно только считать клопов и смотреть, как перемещаются солнечные зайчики. А в одиночке я пустился в свои излюбленные восточные дела - медитировал, поднимался над полом, вспоминал детально свою жизнь… Были у меня романтические надежды, что я что-нибудь там сочиню, но ничего не получилось. Кстати, в тюрьме мне пришлось пройти экспертизу на предмет сумасшествия - судьба предоставила возможность откосить. Но я по здравому размышлению понял, что лучше лагерь, чем дурдом. Из лагеря рано или поздно выходят, а из дурдома - никогда. Он поселяется внутри человека.

Мелик-Пашаев и некоторые музыканты ушли; Голутвин и другие продолжали ждать Романова, готовили концертную программу «Времена года», основанную на стихах Юрия Левитанского и других известных поэтов. При записи альбома вернувшийся из тюрьмы Романов (спевший и сыгравший на бас-гитаре) смог предложить только одну свою новую песню - «Спешит моя радость».

В 1985-м он становится участником организованного Мелик-Пашаевым проекта «В едином ритме». В проекте участвовал и Владимир Кузьмин; когда Кузьмин уходит, игравший с ним бас-гитарист Евгений Казанцев начинает аккомпанировать Романову. Алексей играл в 1987 году на танцах в Сокольниках, параллельно работал в Перовском «Досуге»: «Необходимо было трудоустроиться, в противном случае можно схлопотать уголовную статью за тунеядство. Подвернулась дивная возможность провести зиму и весну, репетируя с друзьями в особняке Фон Мекк, прорезалось несколько новых вещиц, пару концертов мы всё-таки дали, а потом сгорела казённая „Вермона“ и нас уволили. „Яблоки на снегу“ категорически отказывались исполнять…».

Алексей Воробьев - Алиса Музыка: Романов Алексей Дмитриевич Слова: Ракова Екатерина Сергеевна, Ковалев Александр Валерьевич Режиссер: Дмитрий Захаров.

В 1987-м Романов снова воссоединяется с Голутвиным в группе СВ, приведя туда и Казанцева; по этому случаю выходит альбом «Возвращение». В 1990 году, после записи единственной виниловой пластинки СВ «Солдат вселенной» Романов, Казанцев, барабанщик Юрий Китаев решают исполнять новые песни втроём и покидают группу.

В 1991-м Казанцева заменяет Андрей Сапунов, а ещё через год Китаева заменяет сын знаменитого певца Андрей Кобзон. Трио даёт концерты, принимает участие в организованной Александром Барыкиным телепередаче «Живая вода», которая пропагандировала исполнение музыки не под фонограмму; Романов поёт там свою близкую к панк-року песню «Моя последняя любовь (по прозвищу Смерть)». Однако выпустить альбом «Семь вещей» на компакт-диске трио удаётся только в 1995-м, через год после того, как снова начала существовать группа «Воскресение». В записи приняли участие также (как саксофонист) Владимир Пресняков-старший и последний клавишник СВ Андрей

Миансаров.

Песню «Светлая горница» Романов написал не на собственные стихи, а на стихотворение поэта Серебряного века Михаила Кузмина. Шесть песен Романова спел сам автор и только одну («Мне тебя утешить нечем») - Сапунов.

Лидером «Воскресения» Алексей Романов остаётся по сей день.

Личная жизнь

Алла Романова - бывшая жена, позже жена Андрея Макаревича

Лариса Романова - нынешняя жена, участница группы Los De Moscu

Дискография

Группа «Воскресение »

;Студийные альбомы

  • 1979-1980 - Воскресение 1 (в 1993 году вышло ремастеринговое переиздание двойным диском, содержащее песни с альбома «79» и записи 80 года, он же «Кто виноват? / Воскресение 79-80». В 2002 году вышла ремастеринговая версия альбома «79». )
  • 1981 - Воскресенье 2 (в 1992 году вышло ремастеринговое переиздание)
  • 2001 - Всё сначала (новые песни + новые записи песен разных лет)
  • 2003 - Не торопясь

;Концертные альбомы

  • 1994 - Концерт. ДК Мехтех (1982)
  • 1995 - Мы вас любим - двойной, запись концерта в зале «Россия» 16 июня 1994
  • 1995 - Живее всех живых - запись концерта в зале «Promotion club» 28.03.95
  • 1998 - Живая коллекция - запись с концерта на телевидении
  • 2000 - 50 на двоих - совместный концерт с группой Машина Времени (20 лет группе «Воскресение» и 30 лет «Машине Времени») в спорткомплексе «Олимпийском»
  • 2003 - Не торопясь Live - концерт-премьера альбома «Не торопясь» в УСЗ «Дружба» 5 марта 2003 года
  • 2005 - Посмотри, как я живу - концерт, издан - cтудия «Союз»
  • 2005 - Я привык бродить один - концерт в Новокузнецке, издан - cтудия «Союз»

;Сборники

  • 1996 - Легенды русского рока, «Воскресение», выпуск 1
  • 2002 - Легенды русского рока, «Воскресение», выпуск 2

Трио: Романов - Сапунов - Кобзон

;Студийные альбомы

  • 1995 - 7 вещей

Сольное творчество

;Студийные альбомы

  • 1994 - Солнцем освещённая дорога

;Концертные альбомы

  • 1994 - Акустический концерт (Алексей Романов и Константин Никольский)

Группа «СВ »

;Студийные альбомы

  • 1983 - Радуюсь
  • 1984 - Московское время
  • 1987 - Возвращение
  • 1988 - Делай свое дело
  • 1990 - Солдат вселенной

;Концертные альбомы

  • 1990 - Концерт, посвященный 10-летию группы Воскресение
  • 1991 - «Машине времени» - ХХ!
Алексей Романоф (Перепёлкин)
Основная информация
Полное имя

Алексей Романоф-Перепёлкин

Дата рождения
Годы активности

1998 - наст. время

Страна

Россия

Профессии
Жанры
Лейблы
vintagemusic.ru

Алексей Романоф (Перепёлкин) (род. 14 апреля , Москва) - российский певец и композитор, солист российской поп-группы «Винтаж ». Бывший солист российской группы «Амега» (1998-2005 год). Алексей является автором почти всех песен группы «Винтаж ».

Группа «Амега»

Коллектив был образован продюсером и композитором Андреем Грозным. Лидером группы должен был стать Алексей Романов (Перепелкин). Но 2001 году со скандалом он уходит из проекта в сольное творчество.Но в 2005 ненадолго Алексей Романов вернулся в группу, но за неделю до съёмок клипа на песню «Убегаю» неожиданно объявил о своём уходе. Группа выпускала хиты, которые становились любимыми у всей страны благодаря тому, что их творчество отличалось глубокими осмысленными текстами поэтессы Татьяны Ивановой и оригинальными аранжировками Андрея Грозного и саундпродюсера Сергея Харуты. В конце октября 2001 г. канал MTV сообщил, что группу покинул Алексей Романов. Вернулся он на российскую сцену в сентябре 2002 года. Перед этим он около года провел в Испании, где жил у друзей и готовил свой собственный проект. В 2003 году Алексей выпускает собственный EP «Nunca Olvidare: Никогда не забуду».

Группа «Винтаж»

В 2006 году вместе с экс-солисткой группы «Лицей» , Анной Плетнёвой создал группу «Винтаж ». История возникновения группы из уст солистов звучит примерно так: Анна торопилась на важную встречу, однако её планам не суждено было сбыться. Она столкнулась с автомобилем Алексея Романова. Пока артисты ждали сотрудников ГАИ, они приняли обоюдное решение создать поп-группу.

По утверждениям Алексея Романова, после встречи с Плетнёвой, группа полгода работала в студии, пытаясь найти собственное звучание: «Мы реально заперлись в студии. Полгода просидели в поисках звука. Мы не понимали. Мы тогда, как слепые котята, были. Сейчас, конечно, круто об этом вспоминать. Мы тогда творили нашу собственную новую историю, которая никакого отношения не имела к предыдущим проектам». Изначально было принято решение назвать коллектив «Челси», однако затем было выбрано название «Винтаж». Алексей рассказывал, что группа в то время подала запрос в лондонскую адвокатскую контору, которая владеет брендом «Челси», но через некоторое время увидели по телевизору, как Сергей Архипов вручил диплом с аналогичным названием группе из «Фабрики звёзд».

Дискография в группе «Амега и Сольный альбом»

Альбомы
  • «Вверх. Часть 1» - 1999
  • «Вверх. Часть 2» - 2000
Сольный альбом
  • EP «Nunca Olvidare: Никогда не забуду» - 2003

Дискография в группе «Винтаж»

Альбомы
  • «Криминальная любовь» - 2007
  • «SEX» - 2009
  • «Анечка» - 2011
  • «Very Dance» - 2013
  • Настоящая фамилия Алексея - Перепёлкин, а «Романоф» его псевдоним. Но по слухам Алексей даже по паспорту является «Романоф».

Вокалист «Винтажа» первый секс-опыт получил в пионерлагерях

На днях в ротации на радио появилась новая песня известной своей сексуальным имиджем группы «Винтаж» - «Роман». Мы не могли упустить такой прекрасный повод пообщаться с автором музыки нового хита и вокалистом коллектива Алексеем Романовым. Правда, разговор пошел не только о творчестве, но и о личной жизни. Красавчик Алексей не слишком охотно рассказывает о самом интимном, но для «Экспресс газеты» он сделал исключение.

История создания новой песни очень интересная. Мы хотели записать трио вместе с двумя известными певицами. А потом прилетела наша солистка Аня Плетнева из Швейцарии, послушала песню и сказала: «Буду петь одна!» - рассказывает Алексей. - Интуиция Ани вообще для меня очень важна. Даже наша с ней встреча была не случайна. Мы ведь познакомились во время аварии прямо на улице. Я тогда водил всего лишь три месяца и врезался в «шкоду». Ждал гаишников. А мимо в это время проезжала Аня Плетнева. Увидела меня, вышла из машины и с ходу предложила поработать вместе. Нет, это не имело отношения к внезапной страсти. Она, конечно, знала, кто я, и хотела сделать совместный проект.

И тут случайно увидела и подумала: «О, Романов, замечательно!» Просто иногда едешь по дороге и думаешь о чем-то, и вдруг видишь, что вот оно валяется. Что ж не подобрать-то…

О личной жизни Алексея не известно практически ничего. Поэтому, мы не упустили случая задать ему несколько пикантных вопросов. Беседа неожиданно вышла откровенной.

Сексуальный имидж «Винтажа» - это наше мироощущение. Таким образом мы выражаем все свои скрытые и не скрытые эмоции. Но не потребности. Их обычно люди реализовывают лет до 24-х. Потом начинается уже взрослая жизнь и какие-то игры и фантазии. И это гораздо интереснее. Фантазийный мир иногда лучше, чем реальность, - поделился Алексей.

- А когда ты впервые стал задумываться о сексе?

Лет в 12-13. Но это не были порнографические или эротические фантазии, а просто какие-то картинки. Первые секс-опыты у меня происходили в пионерских лагерях. Все эти поцелуи в деревянных домиках… Правда, целоваться мне поначалу не нравилось. Это было как-то непонятно, неудобно. Но это делали все, а значит, и мне надо было. А первый секс у меня был в 15. Она была чуть старше меня, и мы познакомились в компании. Это не было связано с первой любовью, а просто вышло как само собой разумеющееся. Получилось необычно и странно, потому что не было никакого физиологического восторга. Думаю, в этом возрасте вообще трудно получить полноценное удовольствие. Наверное, для всех это только лишь удовлетворение интереса. А первая любовь… Все было достаточно банально.

Я уже был артистом, но никакого отношения к шоу-бизнесу девушка не имела. Мы встречались год, для меня это был достаточно долгий срок. А потом у меня было очень много романов в то время, когда я пел в группе «А-Мега». Это происходило и на гастролях и вообще везде и всегда. Наверное, каждую неделю у меня была новая девушка. Думаю, что они все хотели длительных отношений, но со мной тогда это было просто невозможно, я был совершенно к этому не готов.А сейчас для меня нереален секс без любви. В отсутствие каких-либо чувств он приносит колоссальное разочарование. Потому что ты хочешь, прежде всего, удовлетворить себя, а человек рядом тебе особо не интересен. Ну разве только что в качестве испытуемого или используемого. И после ты испытываешь только отвращение.

- То есть, ты завязал с такой жизнью, потом что сильно влюбился?

Да, я встретил на тусовке общих друзей девушку, которая стала моей женой. В 25 лет я женился и мы вместе семь лет. Моя дочка сейчас пошла в первый класс. Заранее я всего этого не планировал. Просто у меня к тому моменту все в голове устаканилось и разгульная жизнь мне надоела. Мне захотелось стабильности, хотя когда мы встречались и даже прожили год, я еще об этом не думал. Но это была любовь с первого взгляда. Я вообще очень влюбчивый и влюбляюсь до сих пор. Но жене я изменять не могу.

- А кого же ты любишь?

Я искренне люблю Аню Плетневу. И она, наверное, влюблена в меня. Но наши с ней чувства гораздо глубже и выше тех, которые основываются на сексе.

- Зато на гастролях, наверное, тебя поклонницы осаждают…

А я запираюсь в номере и сижу в интернете. Единственное, что мы делаем – встречаемся с фан-клубами. Это, как правило, подростки, которые еще мало что знают о сексе.

- Но ты для них, я думаю, секс-символ…

Да никакой я не секс-символ. Я не хожу на тусовки и я замкнутый и закрытый человек. Большинство вообще не знает, что я работаю в группе «Винтаж» и меня это устраивает. Я получаю удовольствие от того, что могу пойти в магазин и спокойно два часа выбирать продукты, не раздавая при этом автографы. Так что если ко мне подойдет девочка-поклонница и скажет «Алексей, я вас люблю!», я ее просто обниму. По отечески…

Но за «Винтажом» закрепился имидж очень сексуальной группы… Припоминаются кадры из клипа «Плохая девочка», в которых Аня Плетнева обнимает голую мужскую попу. Кстати, попа была, случайно, не твоя?

Эпатаж – это часть работы и своего рода просто представление. Просто такой скандальной группы на нашей эстраде еще не было. Всегда приятно рушить стереотипы. И да, признаюсь: это моя попа снялась в ролике. Но Аня ничего не видела. Спереди все было надежно прикрыто.

- Я ей все равно завидую…

Да ладно, мужчины друг от друга ничем не отличаются. Но не думаю, что мы в каком-нибудь клипе снова будем показывать мужскую пятую точку. Даже мою. Придумаем что-нибудь новое и более завораживающее.

- Эротику или порно? Снялся бы в таком фильме в качестве эксперимента?

Есть только один порнофильм, заслуживающий моего личного внимания - это «Калигула». Но с тех пор никто не решился на повторение этой же истории. И так красиво, как там, половой акт показать ни у кого больше не получалось. Не то, чтобы я много порно смотрел… Кстати, в данный момент отношусь к нему достаточно скептически. Для меня это какой-то зоопарк. А раньше мы порнофильмы примеряли на себя. Но единственный мой вывод после таких экспериментов – эти странные позы очень неудобны.

Композитором года в России назвал Алексея Романова крупный музыкальный критик Максим Кононенко в своем блоге http://pop.gzt.ru/ . «Этот парень превзошел Константина Меладзе», -

И продолжает в рецензии на новый альбом Кати Лель. "Если на пластинке хотя бы один раз встречается фамилия “Алексей Романов”, то сразу же надо брать. Главный поп-композитор года, количеством хитов превзошедший даже Константина Меладзе, на новом альбоме Кати Лель представлен сразу тремя прекрасными песнями. Совершенно невозможно понять, где этот парень берет столько красивейших мелодий - но где-то он их берет"

Я давно уже считал, что слава Меладзе несколько завышена, как и его брата, певца Константина Меладзе, который из года в год поет однообразные песни, написанные ему братом. Почему Константин не привлекает других авторов и композиторов, не знаю, не хотелось бы думать, что причина банальна – деньги не должны уходить из семьи.

И вот теперь на композиторском олимпе новый король. Что о нем известно? Немногое, в Интернете намного больше информации о другом Алексее Романове – известном советском рок-музыканте, который продолжает работать в своем жанре.

Но так как Максим кроме фотографии, он ничего больше о Романове не говорит, я попытался узнать немножко больше.

Как пишется на http://www.zelen.ru/music/music94-romanov.htm «Алексей Романов - экс-вокалист поп-рок трио "Амега" - вернулся на российскую сцену в сентябре 2002 года. Перед этим он около года провел в Испании, где жил у друзей, отдыхая от злобных нападок прессы и бывших продюсеров».

- Алексей, что заставило писать тебя собственные песни?

Отсутствие секса (шутка, конечно). Я понял, что мне нужно писать собственные песни, после того, как поговорил с Андреем Грозным, а он спросил меня, знаю ли, что меня ждет через 10 лет. Я понял, что я не знаю. Чтобы знать это, мне надо было писать сольные песни, развиваться самому как личность, артист и доказать самому себе, что я тоже чего-то стою.

- Встречались ли вы с какими-нибудь сложностями, начав сольную карьеру?

Да, у меня были неприятности, связанные с уходом из группы. 2002 год вообще был очень тяжелый. Я именно из-за этого и уехал в Испанию. Сейчас не хочется уже об этом говорить - все позади. Я отдохнул, побыл наедине с природой. Конечно, было сложно все начинать сначала, но не надо этого бояться. Если ты потерял надежду и не можешь начать все сначала - считай, что ты умер.

2,5 октавы. Но, к счастью, или к сожалению, в этой стране это неважно. Да и везде это неважно. Главное, чтобы ты пел искренне и о том, что тебя действительно волнует, а сколько уж у тебя октав... Можно и на двух нотах спеть песню так, что все будут плакать. Например, в моей последней песне, которая выйдет в сентябре, "Пожалуйста, не плачь", немного нот, и ее диапазон не велик, но зато она очень искренняя и честна.

Большинство твоих песен написано в Испании. Неужели эта солнечная страна повлияла на творчество? Или все же любовь стала стимулом для сочинительства?

На самом деле, на мое творчество повлияла Антарктида. Вернее, удаленность от нее. Я очень был рад, что я не там, и, испытывая эту радость, написал огромное количество песен. Да, Испания, природа и, конечно, любовь - все вместе.

- Музыка какого исполнителя/группы оказала на вас влияние?

Queen. Группа Wham!, Джордж Майкл, Уитни Хьюстон, Мадонна (она - особенно). Мы встречались с ней в Нью-Йорке. Как человек она мне очень понравилась.

- На какую целевую аудиторию вы ориентируетесь, сочиняя свои песни?

Глупо на кого-то ориентироваться, я же пишу не бизнес-план, а песни. А то, что они нравятся многим, мне очень приятно.

- Как вы относитесь к термину "попса"? Делаете ли вы для себя разделение на "попсу" и "поп-музыку"?

Я бы хотел придумать новый термин, потому что и тот и другой мне уже порядком надоели. Почему бы не назвать это просто "мейнстрим", или перевести на русский язык? Нет ни попсы, ни рок-музыки, ни поп-музыки - все смешалось. В Америке Бритни Спирс называют рок-певицей, и это правда. Я считаю, что я уже вырос из того возраста, когда артисты обращают на это внимание.