Животные в живописи. Анималистический жанр в изобразительном искусстве Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока

05.03.2020
Новая выставка в Школе акварели Сергея Андрияки представляет живопись, графику (в том числе и книжную), скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства с сюжетами на тему живой природы

Школа акварели Сергея Андрияки, 30 ноября 2012 - 2 февраля 2013
Москва, Гороховский пер., 17

Сегодня в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открывается выставка «Животные в изобразительном искусстве». В составе экспозиции - живопись, графика, скульптура, образцы декоративно-прикладного искусства с сюжетами на тему живой природы; книжная иллюстрация, где главные герои произведений - звери, птицы, насекомые и подводные обитатели, созданные художниками XVIII - XXI веков.

Животный мир нашей планеты столь велик и многообразен, что рассказать обо всех мастерах этого жанра от его истоков до сегодняшнего дня в рамках одной выставки просто невозможно. А поскольку она развернута в стенах учебного заведения - Школы акварели Сергея Андрияки, то авторы проекта раскрывают эту тему в виде ответов на вопросы: «Зачем сегодня, в век цифровой техники и Интернета, уметь рисовать животных? Где черпали вдохновение мастера прошлого, кто были их учителя? В какой сфере творческой деятельности современные художники, рисующие зверей и птиц, могут применить свои знания и навыки?»

Благодаря такому учебно-методическому подходу посетителям представляется уникальная возможность увидеть животных глазами анималистов разных эпох и «специальностей»: живописцев - мэтров жанра, ведущих педагогическую деятельность; графиков - оформителей детских книг и мастеров научной иллюстрации, мультипликационного кино; скульпторов, работы которых находятся фондах Музея керамики; художников, рисующих диких зверей и птиц в естественной для них обстановке. Осматривая выставку, внимательный посетитель выделит в экспозиции несколько тем: «портреты животных», «мастер и ученик», «мать и дитя», «детки не в клетке», «экскурс в историю анималистики» и др. Единственное, от чего сознательно отказались авторы, так это от сцен охоты, насилия и смерти.

Вы увидите осторожного тигра, затаившегося в камышах; юного жеребенка, трогательно прильнувшего к маминой шее; смотрящего вам прямо в душу огромными глазами длинноухого пса… Одной из «жемчужин» выставки стало полотно «Попугаи», написанное в 1766 году немецким живописцем И. Ф. Гроотом , которого искусствоведы считают одним из основоположников анималистики в России. Произведение поступило на выставку из фондов Государственной Третьяковской галереи. А еще вы увидите листы из альбома «Образ животного в искусстве» известного скульптора-анималиста В. А. Ватагина , старинные атласы с портретами загадочных существ, созданных фантазией средневековых художников; полюбуетесь шахматными фигурами, где один из королей выполнен в виде льва, царя зверей, другой - белого медведя, хозяина Арктики; узнаете, как и чем рисовать под водой; увидите великолепный орнамент, где причудливо переплетены изображения рыб, крабов, раковин и водяных растений. А иллюстрации к детским книжкам про животных и рабочие материалы к мультфильмам поднимут вам настроение и помогут объяснить ребенку, чем отличается художник-анималист от художника-аниматора.

Значительная часть экспонатов, поступивших на выставку из фондов как художественных, так и естественнонаучных музеев Москвы, представлена широкому зрителю впервые. Во время работы выставки планируется проведение пробных уроков акварельной живописи, круглые столы, экскурсии и встречи с художниками.

Источник : пресс-релиз Школы акварели Сергея Андрияки



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

А нималистика — жанр в изобразительном искусстве, посвященный братьям нашим меньшим. Героями произведений художников-анималистов выступают звери и птицы (animal — с лат. «животное»). Любовь к жизни и природе, восприятие себя как частички живого мира — вот что движет кистью творцов, склоняющих головы перед созданиями, которым премного обязан человек.


История анималистики в живописи

Анималисты в своих работах пытаются соблюсти точность изображения животного и в то же время добавить образу художественной выразительности. Часто зверя наделяют человеческими чертами, поступками и эмоциями. Истоки этого вида искусства лежат ещё в первобытном мире, когда в наскальных рисунках древние люди пытались передать анатомию животного, его красоту и опасность для человека.

От истоков древности

Скульптурные памятники животных и анималистическая керамика являются неотъемлемой частью истории Древней Африки, Америки и Востока. В Египте боги часто изображались с головами птиц и зверей. На древнегреческих вазах также присутствуют декоративные образы животных. Анималистика была одинаково развита во всех странах.


Средневековье

Средние века добавили изображениям животных аллегоричности и сказочности. Любимыми персонажами мастеров того времени были собаки. Верные друзья окружали человека в быту, на прогулке, охоте. Известный венецианский живописец XVI века, Веронезе, вводит образ собаки в религиозные сюжеты — звери идут следом за ногой Спасителя.


Эпоха Возрождения

Мастера эпохи Возрождения старались писать животных с натуры, что было довольно сложно. Никакого зверя не заставишь замереть и позировать. В XVII-XVIII веках анималистическая живопись развивается быстрыми темпами в Нидерландах, Франции и России. Образы зверей можно встретить на картинах Рембрандта, Рубенса и Леонардо да Винчи . В русском творчестве особым смыслом наделил изображения животных Серов — его иллюстрации к басням Крылова с неподражаемой живостью и сатирой передают идеи поучительных текстов.

На пороге тысячелетий

XIX-XX века немного отдалили анималистов от романтизма и возвышенности в создании образов зверей. Реализм становится характерной чертой эпохи. Живописцы стараются точно передать анатомию животного.Окрас, поза, повадки — все настолько фотографично в картинах, что порой трудно разглядеть след кисти художника. Позднее в анималистике получил распространение гиперреализм, когда мелкие детали выставляются на первый план по воле мастера, желающего сделать акцент на одном из качеств животного.




Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока

Одним из первых представителей анималистики в живописи — китайский художник И Юаньцзи, творивший в начале XI века. Он прославился уникальными изображениями обезьян в сюжетах, пронизанных стилем Востока. Продолжил его идеи император Сюаньдэ из династии Мин. Рисование обезьян и собак было его любимым занятием.


Живописцы Европы и мира

Известный немец Альбрехт Дюрер , творивший в эпоху Возрождения, оставил многочисленные акварели и литографии, довольно реалистично передающие образы животных («Лев», «Кролик», «Аист» и другие).

Поистине выдающимся анималистом считается фламандец Франс Снайдерс (XVI-XVII вв.). Его натюрморты с охотничьими трофеями — настоящие шедевры, украшающие многочисленные галереи и выставочные залы Европы. Одни из наиболее популярных картин художника — «Оленья охота», а также «Лиса и кошка».


Анималистика не была в то время популярным жанром живописи, однако буржуа любили заказывать картины с изображениями лошадей и других домашних животных. На портретах людей в стиле барокко часто присутствовали образы птиц и зверей.

Также невозможно не вспомнить одного из сильнейших художников анималистов XX века — канадца Роберта Бейтмана. Его зубры, слоны, львы, олени и леопарды смотрят на зрителя из окошка живой природы, приоткрытого на полотне мастера.


Русские художники

Россия открыла миру немало великих анималистов. Василий Ватагин посвятил свою жизнь изучению повадок и пластики животных. Его работы в графике, акварели и карандаше настолько пронзительны, что чувствуешь на себе дыхание и взгляд животного. Прекрасные примеры работ в анималистическом жанре Серова — «Купание коня» и «Волы» .


Еще один непревзойденный мастер русской анималистики — Константин Савицкий. Это его знаменитые мишки попали на картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Евгений Чарушин, Константин Флеров, Андрей Марц — представители советcкого периода в развитии направления.

Анималистическая живопись в современном мире очень близка к искусству фотографии. Тонкое мастерство и большая любовь к живым существам требуется для создания таких шедевров. Художники будто стучатся в человеческое сердце с просьбой: «Берегите этот мир природы, он уходит от нас».


ВОЙТЕХОВСКАЯ Инна Анатольевна

учитель отечественной и мировой художественной культуры

Государственного учреждения образования « Белицкий учебно- педагогический комплекс детский сад-средняя школа Лидского района»

Беларусь

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ИСКУССТВЕ

(первый урок темы)

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о своеобразии и воплощении темы животных в разных видах искусства.

Задачи:

  • — создать условия для расширения знаний учащихся о культуре первобытного общества;
  • — способствовать познаниям учащимися об анималистическом жанре искусства;
  • — сформировать представление о неразрывной связи человека и животного;
  • — формировать понимание необходимости защищать и изучать природу;
  • — воспитывать любовь к животным, умение замечать их повадки;

Оборудование и учебные материалы:

  • мультимедийна установка или компьютер;
  • презентация «Образы животных в искусстве»;
  • видеоролики;
  • репродукции картин

Ход урока

1.Организационно - психологический момент. Введение в тему урока.

Учитель. Добрый день. Сейчас мы с вами услышим очень красивую, на мой взгляд, мелодию, которая будет звучать на фоне видеосюжета.

Послушайте, пожалуйста, и подумайте, о чем сейчас мы с вами будем говорить. На экране появляется видео заставка к передаче «В мире животных», музыка аргентинского композитора Ариеля Рамиреса) (слайд 1).

Учащиеся . Мы будем говорить о животном мире; о животных; о роли животных в жизни человека.

Учитель. Вы совершенно правы.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний

На экране появляется изображение (слайд 2).

Учитель . Тема нашего урока: Образ животных в искусстве. (Табличка с названием темы на доске) А видеосюжет, который вы посмотрели, - заставка к передаче, которая так и называлась «В мире животных». В передаче рассказывали о жизни животных, их повадках, привычках. Всегда показывали интересные сюжеты о животных разных стран и континетов. Прекрасную музыку аргентинского композитора Ариеля Рамиреса взяли в качестве заставки к этой передаче. Она так органично подошла к сюжету передачи, что стала единым целым, неотъемлемой ее частью. На уроках истории вы изучали развитие общества, существование первобытных людей. Что вы можете о них рассказать?

Учащиеся. Люди жили до нашей эры. Они добывали мамонтов. У них были наскальные рисунки.

Учитель . Вспомните, пожалуйста, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки.

Учащиеся. Первобытные люди рисовали животных.

Учитель . Вспомните, изображения, каких животных увидели на скалах, как письмо из древнего мира?

Учащиеся. Мамонты, тигры, быки, кошки, собаки.

На экране появляется изображение пещерной живописи(слайд 3)

3. Изучение новой темы

На экране появляется изображение (слайд 4)

Учитель. (читается эпиграф ) " Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил".
Н. Заболоцкий

Учитель . Образ животного в искусстве имеет огромный исторический путь. Истоки звериных историй уходят в глубокую древность. Однажды в сентябре 1940 года во Франции случайно обнаружили пещеру Ласко, которая стала еще более знаменитой, чем пещера Альтамира в Испании.

На экране появляется изображение (слайд 5).

Четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображение быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, диких лошадей, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первоклассный музей первобытного искусства, называемый «доисторической Сикстинской капеллой»

На экране появляется изображение (слайд 6).

Человек издревле отождествлял свою жизнь с образами из животного мира. Животные - это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром, и зависит от него. В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

Темой наскальных рисунков, сделанных рукой первобытного человека, были образы животных. На экране появляется изображение (слайд 7).

Они непосредственно воздействовали на чувства человека, вызывали в его представлении сцены охоты и победы над животными, это рождало в них отвагу и доблесть.

В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром. Религия и культовые обряды наложили свой отпечаток. Древний мир оставил нам символические олицетворения единства животного и человека в виде фантастических, мифических животных сфинкса, крылатого быка, кентавра, птицы феникс.

На экране появляется изображение (слайд 8,9)

В древнем Египте многих животных считали священными. У Богов изображались звериные головы. Некоторые Боги были в виде животных и птиц: сокола, павиана, шакала. Но вместе с тем культура Египта - это в первую очередь монументальные постройки пирамид и захоронение фараонов.

Кошка символизировала мудрость и грацию, лев - силу и ярость. Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства.

Сохранилось множество статуэток птиц и зверей, сделанных из глины, бронзы, золота, кости, датируемых тысячелетием до н. э., и служащих предметами творчества скифских племен. В Древнем Египте животных возвеличивали наравне с фараонами, считали их богами. Их изображения, найденные в древних храмах и пирамидах, отличаются непревзойденной пышностью и декоративностью форм. В Древней Японии и Китае мастера декоративного искусства создавали причудливые композиции, одним из основных мотивов которых были образы животных.

Во времена Римской империи анималистический жанр утратил свою значимость, поскольку главной темой в искусстве был человек. В Средние века из таких историй были составлены объёмные сборники, получившие название физиологов или бестиариев. Их персонажи, полуреальные, полусказочные звери и птицы, не только поражали воображение, но и служили аллегориями человеческих добродетелей и пороков»

Рисунки животных вновь появляются лишь в эпоху Возрождения, в творчестве известных мастеров — Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Леонардо да Винчи и др. В XVII веке в Голландии выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. В картинах художников домашние животные изображались на фоне сельских мотивов. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер. В прошлом веке в анималистическом жанре работали прекрасные мастера-графики В.Ватагин и А.Лаптев, наделяя образы животных определенными человеческими качествами, с научной наблюдательностью передавая живость птиц, рыб и животных.

Создавая образ в анималистическом искусстве, художник, кроме передачи внешних форм, пластики, пропорции, выражает характер, присущий зверю или птице, отражает его индивидуальность, эмоциональное состояние, он пишет портрет своего персонажа. Всякий наблюдательный человек, сталкиваясь с животными, в той или иной мере относящийся к ним с добрым вниманием, легко может заметить разнообразие и сложность переживаний, выразительность их чувств (радости, огорчения, обиды, злобы, тоски, преданности). В зависимости от задачи художник-анималист может создать любой образ животного — грозный, гордый, трагический или героический. Любя и изучая природу, он не копирует натуру, но пытается передать изобразительными средствами удивительно многообразный и восхитительный внутренний мир животного, его настроение. Художник ищет и находит в нем что-то необычное, особенное. Создание правдивого изображения представителей фауны требует пристального изучения их жизни, внешнего облика, поведения, строения тела и характера, представления об особенностях среды обитания, откладывающей на животных свой отпечаток, наделяя их особыми качествами. Скажите, пожалуйста, почему или для чего первобытный человек стал рисовать в пещере?

Учащиеся. Хотел оставить на память кому-нибудь достижения охоты; хотел украсить свое жилье; скучно было; время было много между охотой.

Учитель. Любые ваши предположения имеют место быть. Но есть конечно одно но. . . Дело в том, что когда человек работает, то он просто добывает пищу. А вот искусство в любое время считалось высшим развитием человека. Мы с вами можем сколько угодно предполагать, что сподвигло первобытного человека взяться за уголек и нарисовать что-то вроде животного. Об этом есть очень красивое стихотворение Евгения Винокура

Пещерный человек учился рисовать.
Не находя в изяществе резона,
Тяжелым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.


Случайный шаг! Опасная стезя!..
Он кончил, и впервые с сотворенья
Из глаз звериных длинная слеза
Устало потекла-от умиленья.

И, страшной тайной творчества влеком,
Он чувствовал-назад уж нет возврата,
Когда он первобытным кулаком
Стирал слезу светло и виновато.


Косматый, дикий, шкура за спиной,
Лицо разодрала ему гримаса!..
Он радости был полон неземной,
Что слаще меда и сытнее мяса.

А теперь вы можете сказать, что случилось с первобытным человеком после того, как он стал рисовать?

Учащиеся. Он стал другим; он стал развиваться; он выделился из мира животных, хотя пока и не осознавал этого.

Учитель. Молодцы, ребята. Теперь я вам предлагаю сделать физкультминутку, которая называется Зверобика. Движения животных всегда грациозны. Вы будете делать движения тех животных, о которых поется в песне. На экране появляется видеосюжет (слайд 10) на песню « Зверобика» слова А. Хайта и А. Левенбука, муз. Б. Савельева

4. Физкультминутка «Зверобика».

Учитель. Образ животного тесно связан с разными легендами, приметами, которые к нам пришли из народного творчества. В эпоху первобытной архаики зародились мифологические рассказы о тотемных животных — основателях человеческих родов. Когда мифы утратили прежнее доверие, животные стали героями сказок, басен и легенд. Расскажите, что за приметы, легенды вы знаете?

Учащиеся. Есть примета, что если черный кот перейдет дорогу, то не повезет. Пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Волка ноги кормят», «На ловца и зверь бежит». Легенда о священной корове. В Индии считается, что в каждой корове есть что-то священное . Несмотря на то, что много людей в этой стране голодают, ни у кого из индусов не возникает мысли зарезать и съесть корову. В индийской религиозной книге Махабхарат сказано, что корова, благодаря своей чистоте, дарованной ей высшими силами, обладает возможностью наделить человека счастьем и защитить его от темноты ада. В ведических текстах говорится о том, что место, где находится корова, обладает чистой энергетикой, поэтому этим животным позволено прогуливаться даже по городским дорогам.

Учитель. Спасибо, ребята. Вы, действительно, очень много знаете о животных. Скажите, кто из вас интересуется гороскопом? А ведь в основу гороскопа положен образ того или другого животного. Внимание на экран.

На экране появляется изображение (слайд 11).

Учитель. У нас есть восточный гороскоп по годам. И гороскоп по месяцам. И в каждом из них месяц или год - символизирует какое - нибудь животное. Считается, что человеку, который родился под знаком этого животного, присущи некоторые качества. Допустим, кто-то из вас родился в год Петуха - у него будет бойцовский характер, в год Собаки - человек преданный, честный, надежный; в год Змеи - хитрый, умеет найти выход из любого положения и т.д.

5.Практическая часть.

Учитель. Сделайте зарисовку в карандаше животного, которое является вашим покровителем по гороскопу.

Учитель. А мы продолжаем знакомство с анималистическим жанром. Мы вами рассмотрим картину «Райский сад» Яна Брейгеля.

На экране появляется изображение (слайд 12).

Ваши впечатления от картины? Почему картина имеет такое название? Есть ли вымысел в изображении животных? Что здесь реалистично? Как вы думаете, зачем художник «смешал» правду с вымыслом?

Учащиеся. Художник хотел показать живописный уголок природы, в котором все дружат; в котором все счастливы; красивый тропический сюжет; очень красивые животные населяют это место, может, некоторых и нет в животном мире. Мне понравилась картина своей насыщенностью спокойного зеленого цвета. Смешение действительности и фантастики создает загадку, которую интересно разгадывать.

На экране появляется изображение (слайд 13).

Учитель. Ян Брейгель - известный фламандский художник. Родился в Брюсселе. По происхождению из великой династии фламандских живописцев Брейгелей. Ян Брейгель написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять

чувств».

На экране появляется изображение (слайд 14).

На картине «Рай» экзотические и обычные животные перемешаны в этом райском саду, щедро засаженном пышными растениями и цветами. Главной задачей художника было создание таинственного воображаемого пейзажа, поэтому он лишил Адама и Еву их роли в сюжете, чтобы подчеркнуть их окружение. Ограниченный выбор флоры и фауны может на современный взгляд казаться забавным, но Брейгель сумел вдохнуть сказочный дух в лесную поляну. Свойственные художнику глубина чувств и восприимчивость к природному окружению помогли развитию великой традиции голландской пейзажной живописи 17 века. Его в высшей степени завершенная, отточенная манера писать цветочные натюрморты, пейзажи и картины с изображением рая заслужила ему прозвище Бархатный.

Теперь мы с вами тезисно запишем главные мысли нашего урока.

Для записи в тетрадь:

Учитель. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появляется отдельный жанр. Он считается самым древним и называется он - анималистический. Расцвет получил в XVII веке в Голландии, где выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер.

Анималистка - жанр изобразительного искусства, главные герои - животные (от франц. Animale - животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Учитель. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью. Как вы думаете, почему?

Ученики. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью, ведь животное нельзя заставить позировать. Чтобы нарисовать каждую черточку, когда изображают животных.

Учитель. Но прежде чем рисовать по памяти, надо поупражняться в понимании и ощущении животного - поработать с натуры, знать анатомию животного, которого изображаешь, выполнять быстрые наброски и зарисовки. В них необходимо как можно быстрее схватить и зафиксировать движение, поэтому выполнение рисунка, наброска и зарисовки животных требует особого напряжения и собранности.

На экране появляется изображение (слайд 15) с изображением картин «Молодой заяц» А. Дюрер, «Пингвины» В.А. Ватагина, «Голова оленя» Д.Веласкеса, «Цепная собака» П.Поттера).

Животные в произведениях художников, которые мы видим на экране - очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска). Эта аналогия между чертами лица людей и мордами, животных между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.

В рабочих тетрадях вам предложено сделать домашнее задание.

Из предлагаемого списка надо выбрать характеристику для каждой картины, соединить стрелочками и объяснить свой выбор. И еще одно задание - посмотреть мультфильм «Варежка». Мы обсудим его на следующем уроке.

Учитель. Анималистический жанр используется не только в изобразительном искусстве, но и в литературе. Мы очень часто видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором. Вспомните эти произведения и образы животных.

Демонстрируется слайд (16)с изображением сказок о лисе, медведе и зайце

Учитель. Вспомним русские сказки: лиса какая?

Учащиеся. Хитрая, изворотливая, наглая;

Учитель. Заяц какой?

Учащиеся. Трусливый, боязливый, нерасторопный, обиженный;

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Строгий, но справедливый, добродушный, бесхитростный, доверчивый;

Демонстрируется слайд (17)с изображением к басням И.А. Крылова

Учитель. Басни Крылова. Ворона какая?

Учащиеся. Глупая, доверчивая, бесхитростная.

Учитель. Обезьяна какая?

Учащиеся. Хвастливая, вертлявая, болтливая, заводная.

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Неуклюжий, неловкий.

Учитель . Лиса какая?

Учащиеся. Хитрющая, нагленькая, вредная.

Учитель. Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «Проказница - Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал героям животным черты, свойственные людям.

Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…».

6. Подведение итогов

Учитель . С каким новым жанром изобразительного искусства мы познакомились?

Учащиеся. С анималистическим жанром. Он является самым древним. Нам известны наскальные рисунки быков и бизонов в пещерах. Десятки тысяч лет тому назад человек рисовал красоту зверя и запечатлел его на стенах своего жилища. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать любить животный мир, природу.

Учитель . В каких жанрах искусства он встречается?

Учащиеся. В живописи, стихах, баснях, рассказах, народных пословицах и поговорках

7. Рефлексия

На столе лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, расположите его на наше волшебное дерево.

8. Оценки за урок

До свидания!

Литература:

  1. Винокуров Е.100 стихотворений об искусстве Мозырь Издательский Дом «Белый Ветер»2002 С. 12
  2. Глебова Г.В.«Отечественная и мировая культура» Минск «Зорны верасень» 2005 г С.7-11
  3. Хурсан А.И., Гайдуль В.Е. «Свет сквозь столетия» Мн. 1998 «Асобны Дах» С. 13-15
  4. Энциклопедия для детей. Т. 7.Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство Издание 2-е, исправленное Издательский дом «Аванта +» С. 10-17
  5. Энциклопедия ВикипедиЯ https://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель,_Ян_(Младший)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71697 выдано 30.11.2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

Портал Всероссийского социального проекта "Страна талантов". Учредитель: АНО ДО "Страна талантов". Главный редактор: Черняев Е.В.


АНТИЛОПА
Грация, скорость, острота зрения, духовный идеал и средство передвижения для богов как в африканской, так и в индийской традициях. Для бушменов в Южной Африке антилопа - воплощение высшего существа - создателя мира Кагна, а в Мали - центральный герой религ. культа, одаривший людей навыками земледелия. Согласно исламским представлениям, ее красивые глаза символизируют созерцательную жизнь.
БАРАН
Солнечная энергия, пылкая страсть, мужество, импульсивность, упрямство - символ огня, стихии как созидательной, так и пожирающей и требующей жертв. В Др.Египте спиралевидные рога считались эмблемой прибывающей силы бога солнца Амона-Ра, на которого была перенесена символика бога-создателя мира Хнума, изображаемого с головой барана.
Как 1-й знак Зодиака - Овен, баран символизирует циклическое плодородие природы и солнечное тепло во время мартовского равноденствия. Овен - астрологический знак холерического темперамента и огненной планеты Марс.
В качестве огненной и солнечной эмблемы баран также считался важным жертвенным животным.
В христианской иконографии Христа иногда изображают в виде жертвенного агнца. Более распространенное изображение Христа с ягненком на руках символизирует защиту.
Как защитник стада, баран был атрибутом древнегреческого бога Гермеса (в римской мифологии Меркурия). После чудесного барана, принадлежавшего Гермесу и принесенного в жертву Зевсу, осталось золотое руно. У иудеев священный бараний рог шофар (shofar) - эмблема защиты.
БАРСУК
В Японии - ловкий хитрец со злобным характером, герой множества сказок, часто изображается в них как эгоист, заботящийся лишь о своем брюхе. Привычка барсука жить обособленно и скрытно закрепила за ним образ коварного проныры и в европейском фольклоре.
БЕЛКА
В Японии - символ изобилия. В Европе белка - символ разрушительных, жадных животных.
БОБР
Символ мастеровитости и трудолюбия, а в христианской традиции - аскетизма.
БУЙВОЛ (БИЗОН)
Символ устрашающей, но мирной силы в Индии, Азии, Северной Америке. Бизон (в Сев.Америке) символизирует для равнинных индейцев силу смерча, процветание и мужскую плодовитость.
Высокий статус буйвола в Индии и Юго-Восточной Азии сделал его здесь священным животным. Яма, индуистский и буддийский бог смерти, Лао-цзы, один из восьми Бессмертных, восседает верхом на буйволе; сердце буйвола - символ смерти в Тибете.
В Китае спокойная мощь домашнего буйвола ассоциировалась с созерцательной жизнью: согласно легенде, мудрец Лао-цзы покинул Китай верхом на буйволе.
БЫК
Мощь, власть, мужская плодовитость - многозначный символ божественности, царственности, стихийных сил природы, изменявший свое значение в различные эпохи в различных культурах. В обрядах и иконографии бык представлял как луну, так и солнце, как землю, так и небо, как дождь, так и засуху, силу, оберегавшую женщин, и мужскую потенцию, матриархат и патриархат, смерть и возрождение. Именно как символ смерти и возрождения он являлся центральной фигурой в культе Митры, дозороастрийской иранской религии, распространенной в значительной части Римской империи, раннего "конкурента" христианства.
В Индии главный святой секты аскетов Джайна предстает в образе золотого быка. Рога быка - знак неполной луны, его огромное тело - опора мира в исламской и ведичес-кой традициях; его обильное семя подпитывается луной в иранской мифологии; его мычание, топанье ногами и трясение рогами повсеместно связывали с громом и землетрясением, особенно на Крите, родине ужасного человекобыка Минотавра.
Сексуальный символизм быка очень силен в греческой мифологии, что подтверждается оргийными обрядами с участием быков в честь Диониса, и тем, что Зевс предстал перед красавицей Европой в" образе смирного белого быка, чтобы похитить ее.

ВЕРБЛЮД
Воздержание, сдержанная почтительность - ассоциации, которые отражают представления христиан о том, что верблюд способен безропотно нести тяжелую поклажу и проходить огромные расстояния без воды.
Иисус Христос использовал верблюда как метафору трудности попадания богачей в рай: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" (Евангелие от Марка, 10:25).
В западном искусстве (и на римских монетах) верблюд часто служит аллегорией Азии. Волшебный верблюд - рождественская эмблема в христианстве.
ВОЛ
Сила, терпение, тяжелая работа; повсеместно - позитивный символ. Как древний могучий помощник при вспашке, вол считался очень ценным животным, что стало причиной его частого принесения в жертву, особенно в культовых ритуалах, связанных с урожаем и приплодом.
Вол - христианский символ самопожертвования Христа, а также эмблема святого Луки и духовенства вообще. Вола часто можно увидеть вместе с ослом в сценах Рождества, иногда его скульптурные изображения поддерживают крестильные купели. Как символ природы, подчиняющейся человеческому разуму, вол является даосским и буддийским атрибутом мудрецов, а в Китае - эмблемой умозрительного образования. Белый вол запрещен в пищу в некоторых культурах.
В изобразительном искусстве часто встречаются изображения смерти, в чью повозку запряжены черные волы, также они могут быть атрибутом аллегорической фигуры Ночи. Вол - скорее лунный символ, в отличие от солнечного быка.
ВОЛК
Свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло, но также храбрость, победа, забота о пропитании. В ранних скотоводческих сообществах волк представлен в мифах, фольклоре и волшебных сказках как хищное творение природы.
Огромный, ужасный волк был одновременно символом прожорливости и сексуальности. Китайская традиция связывает волка с прожорливостью и развратом.
В скандинавском мифе символом хаоса был гигантский волк Фенрир, который проглатывает Солнце при конце света. Волк заглатывает Солнце и в одном из кельтских сказаний.
Волк - священное животное Аполлона в Древней Греции и Одина (Бодана) в скандинавской мифологии.
Волк в Турции имеет достаточно позитивный символизм. Он был тотемным животным в Центральной Азии.
В Мексике и у индейских племен Америки волк был символом танца и ассоциировался, как и собака, с духами и сопровождением душ в загробной жизни.
ВЫДРА
Лунный символ, связанный также с плодородием и религиозными обрядами инициации как в Африке, так и в Северной Америке. Китайцы приписывали этим дружелюбным и игривым животным чрезвычайно высокую сексуальную активность, и в сказках они часто превращаются в женщин, которые совращают мужчин.
ГИЕНА
В европейской традиции символ трусливой жадности и лицемерия; средневековая христианская метафора для сатаны, который кормится грешниками. Однако гиена присутствует в западноафриканских ритуалах с участием животных в качестве помощника льва: для народа Бамара в Мали она символ хранителя. В Древнем Египте была наделена властью божества, возможно из-за своей способности видеть ночью.
ГИППОПОТАМ
Грубая сила, разрушительность, плодовитость - животное с сильным амбивалентным символизмом. Богиня-гиппопотам Таварет - кроткое существо, получеловек-полуживотное с огромным животом, держит в лапах имеющий защитную силу папирус, символизирующий безопасность женщин и детей. Она сопровождала бога-разрушителя Сета и иногда служила орудием мести.
ГОРНОСТАЙ
Чистота и целомудрие - добродетели, которые персонифицирует горностай. Кроме белоснежного меха, с понятием чистоты его связывало поверье, что горностаи умирают, если их белая зимняя шубка запачкается. Отделка мехом горностая одежды или головных уборов дворян, судей и магистров символизировала моральную или интеллектуальную чистоту.
ДЕЛЬФИН
Спасение, превращение, скорость, мощь моря, любовь. Эмблема Христа Спасителя. Символизм дельфина происходит напрямую из природного дружелюбия, игривости и сообразительности этого морского млекопитающего. В греческой, критской и этрусской мифологиях сами боги путешествуют на дельфинах. Считалось также, что дельфины спасают тонущих героев или доставляют души на Острова Блаженства (что повлияло впоследствии на их значение в христианском символизме). Они были атрибутом Посейдона. Дионис (Бахус) превращал пьяных и нечестивых моряков в дельфинов и сам превращался в дельфина, чтобы доставить критских пилигримов в свое святилище в Дельфах.
Как эмблема жертвы Христовой, дельфин часто изображался раненный трезубцем или с тайным символом креста - якорем. В переплетении с якорем дельфин является символом осторожности (ограничения скорости). Наследники французского трона назывались дофинами (дельфинами), но без какого-либо отношения к символизму дельфинов - это было личное имя, ставшее титулом властителей провинции Дофин и перешедшее к французским королям в XIV в.
ЕЖ (ДИКОБРАЗ)
Культурный герой для ранних кочевников в Центральной Азии и Иране, ассоциировался с даром огня и сельским хозяйством. Похожее значение придавалось дикобразу в Восточной Африке. Свернутый в колючий шар, он представлял собой аналогию с солнечными лучами. Ассоциация с воинственностью появилась у ежа, поскольку он был атрибутом Иштар, вавилонской богини войны. Ранние христианские писатели с одобрением описывали его сообразительность в стряхивании ягод винограда, катании по ним и переноске на своих иглах. Эта привычка, по-видимому, стала причиной его позднейшей связи в христианском искусстве с прожорливостью. Еж также символ прикосновения.
ЖАБА
Согласно европейским суевериям, спутница ведьм, напоминающая о смерти и мучениях грешников. Этот демонический символизм исходит из древних ближневосточных стран и основан, вероятно, на отвращении, которое вызывала слизь, покрывающая тело этого животного.
Жабы широко использовались в китайской медицине, где они считались символами луны, влаги, вестниками дождя и поэтому связывались с богатством и удачей; в рамках философской системы "инь - ян" жабы ассоциировались со знаком "инь".
Сказочная трехлапая жаба была обитательницей луны; считалось, что лунные затмения вызваны тем, что жаба проглатывает ночное светило.
Символизм дождя и плодородия, связанный с жабой, встречается и в доколумбовой Мексике и в некоторых районах Африки, где это земноводное приобрело статус культового героя. Любопытно, что связь жабы с тьмой и злом, жадностью и похотью, которую видели средневековые европейцы, соседствовала с символизмом рождения и возрождения (в основе которого - превращение икринки в головастика и потом в жабу).
К тому же жабу связывали с долголетием и богатством. Было весьма широко распространено представление, что жаба, подобно змее, несет во лбу драгоценный камень, символизирующий удачу.
ЗАЯЦ (КРОЛИК)
Это животное наиболее часто связывали с луной; оно также символ плодовитости, желания, выведения потомства, циклического возрождения, ловкости, быстроты, бдительности и магической силы. Заячий лунный символизм был подкреплен наблюдением за их играми при свете луны. В африканских, индейских, кельтских, буддийских, китайских, египетских, греческих, индуистских и тевтонских мифах заяц ассоциировался с лунным и женским циклом воспроизводства. В даосском искусстве лунный заяц изображался смешивающим в ступке эликсир долго жительства или бессмертия. В императорском Китае заяц был символом "инь" и предвестником удачи (в Китае он также символизировал гомосексуализм).
Некоторые североамериканские индейские племена возвели зайца в статус культового героя. Как плодовитых животных, зайцев и кроликов часто связывали с магией и средствами от бесплодия и рассматривали как помощников при трудных родах.
Заяц был атрибутом богинь луны и охоты в античном и кельтском мирах, а также греческой богини Афродиты (в рим.мифологии Венеры), богов Эрота (Купидона) - как воплощение любви, Гермеса (Меркурия) - в качестве быстроногого посланца. Древние ассоциации с плодовитостью и возрождением в тевтонской и скандинавской традициях лежат в основе символизма Пасхального кролика или зайца (ссылка на зайцеголовую Eostre, англосаксонскую богиню весны). Как божественное или полубожественное создание, заяц часто был запретной пищей.
Евреи считали зайца нечистым животным. Исходя из этого и из его сексуального аппетита, он стал в христианстве символом вожделения, хотя его способность быстро скакать по скалам сделала его также аллегорией верующего, ищущего прибежища во Христе.
ЗМЕЯ
Наиболее существенный и сложный из всех символов, воплощенных в животных, возможно, самый древний из них. Сексуальная и земледельческая символика осталась основным элементом и более поздних культов змеи. Однако очевидные аналогии с пенисом и пуповиной (объединяющие в змее символы мужского и женского начал) не вполне объясняют почти универсальную символику змеи в мифологии. Змея была в первую очередь магическими религиозным символом сил, породивших жизнь, иногда она изображала самого Бога-Создателя. Ороборо - змея, кусающая себя за хвост, - символ не только вечности, но и божественной самодостаточности.
В символическом списке змея считалась находящейся в постоянном контакте с тайнами земли, вод, тьмы и загробного мира - одинокая, хладнокровная, скрытная, часто ядовитая, стремительно передвигающаяся без ног, способная проглатывать животных во много раз больше себя и омолаживаться, сбрасывая кожу. Форма тела змеи, так же, как и другие ее характеристики, рождала множество сравнений - с волнами и холмистой местностью, равнинными реками, виноградной лозой и корнями деревьев, радугой и молниями, спиралевидным движением Космоса.
В африканских мифах радуга-змея, хвостом упираясь в воды загробного мира, головой достигает небес. В скандинавских мифах огромная, непредсказуемая змея бури Мидгард держит мир в своих объятиях. Голова змеи венчала носы кораблей викингов, что имело как защитное, так и устрашающее значение.
В Ю.Америке затмения объясняли тем, что солнце или луну проглатывает гигантский змей. Согласно древнеегипетскому мифу, барке, на которой Солнце путешествует каждую ночь по царству мертвых, угрожает змея Апеп и необходима помощь еще одной змеи, чтобы барка Солнца утром смогла появиться над горизонтом. В Мексике Кецалькоатль, ацтекский вариант божественной змеи-птицы, которая встречается в фольклоре повсюду в Ю. и Центр. Америке, объединяет в себе силы земли и неба.
Символика защиты и разрушения, объединяющая все эти мифы о змеях, показывает, что змея имеет двойственную репутацию, является источником силы, если ее правильно использовать, но потенциально опасна и часто - эмблема смерти и хаоса, так же как и жизни. Пример положительной символики змеи - такое понятие йоги, как "кундалини" - символ внутренней силы, психической энергии и скрытой духовной мощи - змееподобный клубок жизненной энергии, расположенный в основании спинного мозга. В Египте ее называли "урай" или "диадема фараона" - защитная змеиная эмблема королевской власти, повергающей врагов. Змея, обвившаяся вокруг солнечного диска, или кобра с львиной головой были привычными эмблемами солнечного покровительства. В Индии кобры-божества (наги) были символами защиты и имели положительную репутацию, как, например, в изображении Будды, сидящего под укрытием кобры с семью капюшонами. И в Индии, ив некоторых других регионах змеи часто оказываются хранителями святынь, источников воды и сокровищ.
Как это ни парадоксально, змея часто используется как символ целительства и медицины. Изображения змеи, прибитой к кресту, которые встречаются в средневековом христианском искусстве, стали, таким образом, символом воскрешения и превосходства духа над плотью.
Двойственность репутации змеи, ее символизм, балансирующий между страхом и поклонением, повлияли на то, что она предстает то в образе прародителя, то в образе врага, считается то героем, то монстром.
В западном фольклоре символизм змеи по большей части отрицательный. Причина этого в ее раздвоенном языке, заставляющем предполагать лицемерие и обман, и яде, приносящем неожиданную и мгновенную смерть. В тибетском буддизме "зеленой змеей" называется один из трех основных животных инстинктов, присущих человеку, - ненависть. Змея - одно из пяти вредных животных в Китае, хотя иногда предстает и в положительных ролях. В иранском зороастризме змея - одно из самых дурных предзнаменований, предвещающее появление сатаны, также она символизирует тьму зла.
Змей, обвившийся вокруг запретного дерева в раю, - сюжет, имеющий множество параллелей в фольклоре. В древнегреческом мифе змея охраняет золотые яблоки Гесперид, а также дерево, на котором висит золотое руно.
Змеи характерны и для семитских культов плодородия, где использовались в сексуальных обрядах, приближающих приход бога. Ева предложила Адаму запретный плод (символ святотатственной попытки обрести божественную власть), что можно интерпретировать как предупреждение иудеям: не соблазняйтесь подобными конкурирующими культами. Отсюда иудейская и христианская традиция, представляющая змея как врага человечества и даже идентифицирующая его с сатаной (Откровение, 12:9). Поэтому в западном искусстве змея стала основным символом зла, греха, искушения или обмана. Ее изображали у подножия креста в качестве эмблемы первородного греха, в сценах искушения Христа, а также под ногой у Девы Марии.
КАБАН (ВЕПРЬ)
Первобытный символ силы, наглой агрессии, беззаветной храбрости практически во всей Северной Европе и в кельтской традиции, где вепрь был общепринятым символом воинов. Кабан также имел священное значение и в других местах: как символ солнца в Иране и как символ луны в Японии, где белый кабан был табу во время охоты. Свирепость дикого кабана вызывала смесь страха, восхищения и уважения. Его зооморфический символизм подтвержден находкой скульптур маленьких жертвенных кабанчиков и более крупного каменного кабана на самом юге Иберийского полуострова. Друиды, сами себя называвшие "кабанами", отождествляли себя с оккультным лесным знанием.
Уважение к кабану распространилось на Индию, где Вишну, под именем Вараха, воплотился в кабана, который прыгнул в водный поток и поднял на клыки землю, захваченную демонами. Разрушительная грубая сила - другая сторона символизма кабана: он был чудовищным соперником Геракла (в римской мифологии Геркулеса) и также египетского бога дневного света Гора, которому его дядя Сет, в облике черного кабана, вырвал глаза. Кабан стал иудейским и христианским символом тирании и похоти.
КАРП
В Китае эмблема мужественности, мужской сексуальной энергии, в Японии - самурайской силы духа, возможно из-за контраста между его бодрыми прыжками в воде и спокойствием в момент, когда он пойман и умирает. На Востоке также восхищались его долголетием; карп был и символом удачи. Вымпелы в виде карпа вывешивались на корабельных мачтах или крышах, чтобы сохранить корабль или дом от пожара.
КИТ
Выразительный символ колоссального в природе, но также древний символ возрождения (ковчег" и матка), в наиболее явном виде выраженный в библейском сказании об Ионе, который был проглочен и извергнут обратно "большим китом". Брюхо кита представляет собой таинственный мрак посвящения, ведущего к новому, просветленному образу жизни.
Символизм ковчега встречается и в исламских текстах. Кит связан с идеей посвящения в Африке и Полинезии. В Юго-Восточной Азии есть мифы о культовых героях, освобожденных китом. Кита часто связывают с Левиафаном. Средневековые представления о пасти кита как о воротах ада основывались на невежественных представлениях об ужасных монстрах морей и океанов.
КОБРА
Включает в себя основной символизм змеи. Кобра, поднявшаяся над землей и распустившая свой капюшон, имела особенно священную значимость в религиозном искусстве Индии и Египта.
Посох Аарона, который обернулся коброй, напугавшей фараона, вполне возможно, был всего лишь коброй, поднявшейся для атаки. Нет никаких сомнений в том, что средством, выбранным Клеопатрой для самоубийства, была небольшая кобра. Крупная индийская кобра была мифологизирована и стала волшебной Нагой - хранительницей сокровищ. Эту кобру отождествляли также с Шешей или Анантой, космической змеей, на которой Вишну отдыхал между этапами сотворения мира. В буддизме кобра - символ инстинкта. В Камбодже чудесная семиголовая Нага - символ радуги, связи между землей и небом.
КОЗЕЛ
Мужественность, потенция, похоть, хитрость и разрушительные тенденции в мужчине; плодовитость и забота о пропитании в женщине. Двусмысленный символизм козла распадается по линии пола. Коза Амалфея была почитаемой кормилицей греческого бога Зевса (в римской мифологии Юпитера), ее рог - рог изобилия (символизм явно основан на полезных свойствах молока для питания детей). Жизненная сила козла впечатляла древних, о чем свидетельствуют его ассоциации с некоторыми шумеро-семитскими и греческими богами.
Козлы - аналогия грешников в евангельской проповеди о Судном дне, когда Христос отделит их от овец и отправит в огонь вечный (Евангелие от Матфея, 25:32, 25:41). Отсюда, вероятно, козлиный облик средневекового дьявола, ассоциация, усиленная репутацией козла как злобного разрушительного существа. Козлы были также персонификацией глупости. В Китае, где "козел" и "ян" были омонимами, козел - позитивный мужской символ, так же как и в Индии, где, как искусный покоритель горных вершин, козел ассоциировался с превосходством. В знаках Зодиака Козерог - симбиоз козла и рыбы.
КОЙОТ
Созидательная или вредоносная изобретательность. Среди индейцев Северной Америки койот имеет репутацию большого обманщика, искусного и хитрого притворщика, выдумщика. Шошоны и другие западные племена считают, что койот ответствен за смерть, наравне с другими природными несчастьями {заморозки, наводнения).
КОРОВА
Древний символ материнского молока и (как и бык) космических сил, сотворивших мир. Во многих культурах от Др.Египта до Китая корова являлась персонификацией Матери-Земли. Она также символизировала луну и небо, чему причиной были ее рога, напоминающие полумесяц, и ее молоко, ассоциировавшееся с Млечным Путем. Нут, египетская богиня неба, иногда изображалась в виде коровы со звездой в животе, ноги которой стояли на четырех четвертях земного диска. Великая Мать Хатор, богиня неба, радости и любви, кормилица всех сущих на земле, также часто изображалась в виде коровы. Как эмблема власти корова часто изображалась с диском солнца между рогами - отражение идеи о небесной корове-матери, заботящейся о солнце в течение ночи.
Черная корова участвует в похоронных ритуалах в Индии, а белая корова - символ просветления. Как в индуистской, так и в буддийской традиции спокойный, уравновешенный характер коровы настолько полно совпадал с представлениями о благочестивой жизни, что она стала наиболее почитаемым и священным животным. Ее поведение являло образец счастья и безмятежности: например, в древнегреческих праздничных обрядах белая телка, украшенная гирляндами из цветов, открывала процессии танцующих и поющих людей.
КОШКА
Хитроумие, способность перевоплощения, .ясновидение, сообразительность, внимательность, чувственная красота, женская злость. Эти почти повсеместные ассоциации имели различный символический вес и значение в древних культурах. В Египте, где существовал весьма значительный культ богини с кошачьей головой Бастет, кошки считались несущими добро священными животными.
В иконографии кот изображался помощником солнца, отрывающим голову загробной змее. Кот также ассоциировался с другими лунными богинями, такими, как греческая Артемида, римская Диана, скандинавская Фрейя (которая ездила на колеснице, запряженной котами).
В Древнем Риме присущие кошкам своеволие и свобода поведения сделали их эмблемой свободы. Однако в других местах их ночные крики и устрашающее изменение внешности (расширение зрачков, выпускание и втягивание когтей, внезапные переходы от спокойствия к агрессивности) вызывали негативный символизм. Кельты приписывали черным котам злую хитрость, в исламской традиции их считали одним из воплощений джиннов, в Японии кошек считали предвестниками неудач, японские сказки описывают, что кошки могли вселяться в женские тела. Женоненавистнический символизм кошек закрепился в английском эпитете "cattish" (злобная, язвительная, хитрая, коварная - по отношению к "женщине).
В Индии, где кошку представляли воплощением животной красоты, буддисты вынуждены сдерживать свою недоброжелательность к ним - как и змеи, кошки отказались оплакивать смерть Будды. Наиболее негативный образ возникает в обширном фольклоре о ведьмах, где кошки предстают приближенными сатаны, ассоциируются с сатанинскими оргиями, считаются похотливыми и жестокими воплощениями самого дьявола.
КРАБ
Лунный символ, так как своим поведением напоминает фазы луны - он сбрасывает раковину, чтобы найти новую, - что навело австралийских аборигенов на мысль о связи краба с идеей возрождения. Этот же символизм используется иногда и в христианской традиции.
Инки считали краба обжорой, отъедающим от луны каждую ночь по кусочку, в результате чего она убывает. В Таиланде и в некоторых других регионах он используется в ритуалах заклинания дождя. Краб кое-где, например в Китае, также символизирует обман, и снова по причине своего поведения. На эту мысль навели его импульсивные движения.
КРОКОДИЛ
Разрушительная прожорливость - исполнитель кары Божьей; повелитель воды и земли, жизни и смерти. Для европейцев эти тропические животные были скорее легендой, и внушали чувство враждебности и безотчетного ужаса.
В Индии крокодила изображали в образе макары, рыбы с крокодильей головой, одного из существ, на котором мог путешествовать Вишну. В египетском религиозном искусстве смерть часто изображается в виде крокодила.
В изобразительном искусстве американских индейцев крокодил предстает с раскрытой пастью, в которую каждую ночь уходит солнце, а в некоторых мифах народов Центральной Америки выступает в роли создателя земли или как помощник богов во время этого процесса. Символизм возрождения, связанный с крокодилом, присутствует и в либерийском (Западная Африка) ритуале инициации - шрамы после обрезания считаются отметинами челюстей крокодила, глотающего юношей, после чего они появляются уже мужчинами.
На Востоке крокодил иногда выступает в роли огромного морского чудовища, как один из образов хаоса, или как дракон, который персонифицирует зло.
Подобный символизм крокодила встречается и во многих странах Азии, где он олицетворяет конфликт между водой и землей.
В Китае его считают изобретателем барабана и создателем пения.
КРЫСА
Разрушение, жадность, дар предвидения, плодовитость. Ночные грабители зернохранилищ, крысы обычно воспринимались как вредные животные у земледельческих народов, в частности, на Ближнем Востоке. Их отождествляли с загробным миром, а в христианской традиции - с дьяволом. Индуистский бог с головой слона Ганеша передвигается верхом на крысе; помощник японского бога благополучия Дайкоку - тоже крыса. В мифологии Южного Китая крыса принесла человеку рис. Крыса - первый знак китайского Зодиака. На некоторых картинах эпохи Возрождения черная и белая крысы, представляющие День и Ночь, грызут Время.
ЛЕВ
Божественная, солнечная энергия, королевская власть, сила, храбрость, мудрость, справедливость, покровительство, защита, но также и жестокость, всепожирающая свирепость и смерть. Лев - образ всех великих и ужасающих сил природы, основная фигура для персонификации самого солнца. Так как в действительности лев - охотник, который любит сумерки, а еще больше ночь, его символизм, связанный с солнцем, был основан не на его поведении, а на его красоте - великолепной, живописно окрашенной шкуре, пышной гриве - и исключительных физических качествах. Он считался как разрушителем, так и спасителем (сравнимым в этом смысле с двойственным характером некоторых богов), способным представлять как зло, так и борьбу со злом.
В Египте карающая богиня Секхмет, изображаемая в виде львицы, символизировала испепеляющий жар солнца; лев был также проводником в загробный мир, которому солнце доверялось в своем подземном путешествии каждую ночь.
Резьба или печати, на которых лев терзает быка, лошадь или кабана, символизировали единство противоположностей: жизни и смерти, солнца и луны, лета и зимы - тема, распространенная в Африке, Азии и на Среднем Востоке.
Спокойствие Христа перед лицом смерти отразилось в большом количестве символических историй с участием льва, включая легенду, в которой святой Иероним вытаскивает колючку из львиной лапы.
Лев по существу однозначный и широко распространенный символ королевского могущества и суверенитета, военной победы, храбрости, бдительности, стойкости и силы воли, изображаемой в искусстве в виде женщины, вступившей в схватку со львом.
Лев был эмблемой королевской власти в средневековой Шотландии и Англии и стал основным символом мощи Британской империи в XIX в. Будду называли "львом среди людей", так как лев в Индии символизирует отвагу и мудрость, религиозное рвение и защиту порядка. Лев был одним из перевоплощений Вишну, который иногда появлялся в облике полульва, получеловека и в сопровождении победительницы демонов богини-воительницы Дурды.
В Китае и Японии лев считался существом, защищающим добро; танцы в масках льва имели намерение отпугнуть злых духов (также как танцы в масках драконов). В азиатском искусстве львы часто представлены с шарами - символами солнца, космического яйца, или космической пустоты.
ЛЕОПАРД
Ярость, безжалостная сила, храбрость, гордость, скорость. Является военной английской эмблемой. В Древнем Египте и христианской традиции ассоциировался со злом. В Азии и Африке леопардовая шкура была одеждой шаманов и колдунов и символизировала их превосходство над демонической силой этого хищника. В Древнем Египте леопард считался одной из ипостасей бога Сета; жрецы носили одежду из леопардовой шкуры на похоронных церемониях для демонстрации своей способности защитить мертвых от его злого влияния. В античном мире леопард был спутником бога Диониса (в римской мифологии Бахуса) как творец,и разрушитель в одном лице, а в искусстве два леопарда часто изображались запряженными в колесницу Бахуса. Пятна на шкуре леопарда часто ассоциировались со множеством глаз Аргуса.
Леопард считается символом храбрости в европейской геральдике, так же как и в Китае, где он совмещает его с лунным символизмом.
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
Враг света, следовательно, животное, символизирующее страх и суеверие; часто ассоциируется со смертью, ночью, а в иудейской и христианской традициях - с идолопоклонством и сатанизмом. Летучая мышь также может обозначать сумасшествие, как, например, на гравюре Гойи "Сон разума". В центральноамериканской и бразильской мифологии летучая мышь - могущественное божество преисподней, иногда изображается оскалившимся, пожирающим свет или даже само Солнце. В Древней Греции и Древнем Риме летучей мыши ошибочно приписывалось острое зрение, она символизировала бдительность и проницательность. У Гомера умершие души имели крылья летучей мыши. В Европе их прибивали к дверям, чтобы отпугивать демонов. В совершенно противоположном виде символизм летучей мыши представлен в Китае, где "фу" (летучая мышь) является омонимом пожелания удачи, а две летучие мыши на поздравительных открытках означают пожелания плодородия, благополучия, здоровья, долголетия и достойной смерти.
ЛИСА
Пример хитрости - символ, логично основанный на ее уме, но часто дополняемый, особенно в европейской традиции, более позорными качествами - злобой, лицемерием, пороком. Как ночной хищник, которого трудно заманить в ловушку, лиса стала в христианстве аналогией уловок дьявола. Рыжая лиса была демоном огня в Риме. В Северной Америке лиса - нейтральный образ обманщика, в отличие от койота.
Скандинавская мифология связывает ее с образом божества Локи.
Эротические ассоциации встречаются в китайских народных суевериях, где "женщины-лисы" считались опасными соблазнительницами, а лисьи яички - афро-дизиаком, В Японии лиса символизировала коварство и способность перевоплощения, хотя белая лиса была спутником и посланником бога риса Инари.
ЛОСОСЬ
Мужество, плодородие, храбрость, мудрость, предвидение - символика, обычная у народов Северной Европы и американского Северо-Запада. Лосось, борющийся с течением во время своего пути к месту нереста, стал тотемическим символом щедрости и мудрости природы. Превращения лосося (из икринки в рыбу) и его фаллическая форма вдохновили кельтов на создание мифа о Туане Мак-Кайрилле, который в образе лосося, будучи подан в качестве деликатеса, оплодотворил ирландскую королеву. Ирландский герой Финн поранил большой палец, когда готовил Лосося Мудрости. С тех пор стоило ему пососать свой палец - и он приобщался к сокровенным знаниям и приобретал дар предвидения.
ЛОШАДЬ
Символ животной жизненной силы, скорости и красоты. За исключением Африки и Северной и Южной Америки, где лошади загадочным образом исчезли на многие тысячелетия, до тех пор, пока испанцы не ввезли их, лошадь везде связывали с приходом господствующих цивилизаций и с превосходством. Объезженная лошадь - важный символ власти; отсюда популярность конных статуй.
Смерть обычно представлялась в виде черной лошади, но она же едет и на бледном коне в книге Откровение. Белая лошадь почти всегда солнечный символ света, жизни и духовного просветления. Она эмблема Будды (сказано, что он покинул земную жизнь на белой лошади), индуистского Калки (последнего воплощения Вишну), милосердного Бато Каннон в Японии и Пророка в исламе (для которого лошади были эмблемами счастья и благополучия). Христа иногда изображают верхом на белом коне (христианство таким образом связывает коня с победой, восхождением, мужеством и великодушием). Белая лошадь, символизирующая меловые земли Южной Англии, изображалась на знаменах саксов; возможно, эта символика была связана с кельтской богиней-лошадью Эпоной, которая пришла из римской мифологии и считалась покровительницей лошадей. Крылатые лошади также солнечный и духовный символ. Лошади везут колесницу солнца в античной, иранской, вавилонской, индийской и скандинавской мифологиях. На них скачут многие другие боги, включая Одина, чей восьминогий конь Слейпнир символизировал восемь ветров. Облака были лошадьми валькирий, скандинавских дев-воительниц, служительниц богини Фрейи.
ЛЯГУШКА
Недоброжелательный символ, связанный с египетской богиней-лягушкой Хекет (помощницей роженицам). В других культурах лягушка также ассоциировалась с первобытным состоянием материи, плодородием, произрастанием, развитием, лунными фазами, водой и дождем. Лягушки были забавными символами глупых желаний.
Лягушка широко встречается как символ плодовитости и воскрешения и как предвестник весенних дождей и пробуждения природы, особенно в Др. Египте и Азии.
В ведическом мифе Великая Лягушка, в качестве первобытного состояния однородной материи, поддерживает Землю. В Др.Китае образ лягушки использовали, чтобы вызвать дождь. Лягушки означали удачу в Японии, особенно для путешественников. Их кваканье - распространенная метафора докучливых советов.
МЕДВЕДЬ
Жестокая, примитивная сила; знак воинов в Сев.Европе и Азии. Медведь был одним из воплощений бога Одина в Скандинавии. Медведь связан со многими воинственными божествами, включая древнегерманского Тора и кельтского Артио из Берна. Медведь является символом силы у североамериканских индейцев. В Китае медведь - знак мужской отваги, а появление медведей в сновидениях было признаком рождения сыновей.
Для северояпонских айну и индейцев-алгонкинов в Сев.Америке медведь является родовой фигурой. Медведь - также символ луны и воскрешения, возможно из-за своей зимней спячки. Шаманы используют маску медведя для вступления в контакт с лесными духами.
В западном искусстве медведь олицетворяет грех чревоугодия.
МЫШЬ
Издревле символизирует робость. Бесшумный вред мышей стал причиной того, что в иудаизме они - символ лицемерия, а в христианстве - символ злой, разрушительной деятельности. В народных поверьях мыши - это души, которые выбегали изо рта мертвых (красные - если покойные были добродетельны, черные - если грешны), подобно голубям, которые, как утверждалось, вылетают изо рта святых, когда их души покидают мертвые тела. В Африке мышей используют для предсказаний, так как полагают, что те знают тайны загробного мира.
НОСОРОГ
В Китае эмблема удачи, странным образом связанная с ученостью. В сказках утверждается, что его рог помогает обнаружить яд..
ОБЕЗЬЯНА
Обезьяна большая, бесхвостая - животное с весьма противоречивым символическим смыслом; ее почитали в Др.Египте, Африке, Индии и Китае, но христианская традиция относится к ней с большим подозрением, отождествляя ее с пороком, страстями, идолопоклонством и дьявольскими ересями. Способности обезьян имитировать человеческое поведение широко использовались для высмеивания тщеславия и глупости. В египетской иконографии бабуин является символом мудрости. Индийский бог обезьян Хануман олицетворяет храбрость, стойкость и самопожертвование.
Обезьяна мелкая, с хвостом, как и крупная бесхвостая обезьяна, имеет более высокий символический статус на Востоке, чем на Западе. Ее способность к подражанию и многообразие форм поведения делают ее символику в целом противоречивой и позволяют ей олицетворять как положительные, так и отрицательные стороны человеческого поведения.
Преступные намерения, похоть и жадность- качества, которые символизируют обезьяны в христианском искусстве; они также часто изображают в карикатурном виде мелкие недостатки человеческой натуры или являются аллегорией подражательного искусства.
ОВЦА
Кротость, смирение - христианский символ паствы, легко заблуждающейся и поэтому нуждающейся в духовном лидерстве.
ОЛЕНЬ
Универсальный благоприятный символ, ассоциирующийся с Востоком, восходом, светом, чистотой, обновлением, созиданием и духовностью. Взрослый олень-самец - солнечная эмблема изобилия, его ветвистые рога символизируют у американских индейцев и некоторых других народов Древо Жизни, солнечные лучи, долговечность и возрождение. Олень также связан с мужеством и страстностью, а в Китае - с богатством и удачей, слово "олень" там - омоним слова "изобилие".
ОСЕЛ
Широко известен как символ глупости, но на самом деле его символизм намного шире. Как это и было предсказано в Ветхом Завете, осел был выбран Иисусом Христом для въезда в Иерусалим, в знак его смирения. Таким образом, осел стал эмблемой смирения, терпения и бедности в христианской традиции. В противоположность этому, осел играет зловещую роль как в египетской, так и в индуистской мифологии, а в греко-римской мифологии ассоциируется с похотью и смешной глупостью. В качестве других ассоциаций, связанных с ослом, можно также привести леность и упрямство.
ОСЬМИНОГ
Символ пучины и загробного мира, связан со спиралью, водоворотом, пауком и морской змеей. Осьминог изображался на микенских медальонах со спирально закрученными щупальцами и, возможно, служил морякам амулетом против опасных глубин и дурного глаза. Негативная, пугающая символика, присущая осьминогу, возможно, также связана с чернильным облаком, которое выпускает испуганный осьминог.
РЫСЬ
Бдительность; символизм, основанный на остром зрении этого животного. Суеверия приписывают рыси возможность видеть сквозь преграды и обходить ловушки. В искусстве рысь символизирует дар зрения.
СВИНЬЯ
Ненасытность, эгоизм, похоть, упрямство, невежество, но и материнство, плодовитость, процветание и удача. Позитивное отношение к свиньям в большинстве мифов контрастирует с их в основном отрицательной символикой в мировых религиозных традициях. В некоторых вариантах древнегреческого мифа о происхождении олимпийских богов младенец Зевс (в римской мифологии Юпитер) был выкормлен свиньей. Свиньи также считались в высшей степени действенным жертвоприношением для таких богов, как богиня земледелия Деметра (Церера), Арес (Марс) и Гея. Свинья считается символом плодородия (и мужской сексуальности) в Китае.
В западном искусстве свинья символизирует ненасытность и похоть (попираемые обычно аллегорической фигурой Целомудрия), а также лень. Подобный мотив проявляется и в буддийской традиции, где свинья символизирует невежество и является одним из трех животных (наряду с петухом и змеей), которые привязывают человека к бесконечному кругу существования.
СЛОН
Сила, проницательность, долголетие, процветание, счастье; символ царской власти в Индии, Китае и Африке. Слон был величественным ездовым животным не только индийских правителей, но и индуистского бога грозы и дождя Индры. Ганеша, бог счастья с головой слона, считался также покровителем мудрости и литературы. Слон символизировал не только качества, необходимые для хорошего правителя - достоинство, интеллект, благоразумие, но также и миролюбие, обильные урожаи, плодоносные ливни, то есть все доброе и позитивное, что было в жизни индусов.
Белый слон имел священное значение в буддизме. Царица Майя узнала о скором рождении у нее сына, будущего Будды, в вещем сне, в котором очаровательный маленький белый слон вошел в нее.
Для буддистов слон - символ духовного знания и стабильности.
Слон был атрибутом древнеримского бога Меркурия, как эмблема мудрости.
СОБАКА
Преданность, защита, бдительность - символизм, источник которого лежит в основном в кельтской и христианской традициях. В более примитивных и древних представлениях собака ассоциировалась с загробным миром - как его страж и как проводник, доставляющий туда души умерших (например, мифический древнегреческий Цербер, ужасающий трехглавый пес у входа в ад).
Однако обычно символизм, связанный с собакой и смертью, более позитивен. Ацтекский бог-собака вел солнце сквозь тьму загробного мира и возрождался вместе с ним каждое утро. Собаки часто были жертвенными животными - в честь своих умерших хозяев или как посредники в общении с богами, как, например, в ирокезском жертвоприношении белой собаки. Души умерших были в более тесном контакте с собаками в древности в Центр.Азии и Персии, где телами умерших кормили собак. Этот обычай привел к семитскому и мусульманскому представлению о собаке как о нечистом, подлом, жадном животном, которого использовали только как сторожа (за исключением гончих собак, у которых был по вполне понятным причинам более высокий статус).
Собаки - символы милосердия в кельтском искусстве, спутники многих богинь - покровительниц целительства, а также охотников и воинов. Собаки - символ защиты в Японии, а также в Китае, хотя там они могут иметь репутацию демонических созданий, особенно в космическом символизме затмения и других пугающих явлений природы; они могут быть символом как солнца, так и ветра. Послушный пес - символ верности закону, хотя Будда сказал, что те, кто живет как собака, после смерти и превратятся в собаку. В индуизме собаки считаются спутниками бога смерти Ямы, что снова возвращает нас к связи собаки и загробного мира.
В других местах собак часто напрямую ассоциировали с богами, особенно в Африке. В Меланезии, в североамериканских и сибирских легендах ум собаки сделал ее символом неистощимых выдумок, создателем или похитителем огня.
ТЕЛЕЦ (ТЕЛЕНОК)
Жертвенная чистота. По этой причине иногда телец символизирует Иисуса Христа (хотя чаще его изображал ягненок). Тельцы также являлись символами процветания (заклание жирного тельца). Библейский Золотой Телец, обычно служит эмблемой предпочтения материальных ценностей в ущерб духовным.
ТИГР
Сила, свирепость, жестокость, гнев, красота и скорость. Звериный и божественный символ как агрессии, так и защиты, особенно в культурах Азии и Индии, где тигр часто заменяет льва в качестве основной эмблемы величия и дикости. Некоторые боги передвигаются на тиграх, демонстрируя этим свое могущество, например, индуистский Дурга. Удивительно, но китайский бог богатства тоже восседает верхом на тигре, символизирующем в этом случае азарт и риск (в США "тигр" - жаргонное обозначение самой низкой покерной взятки). Тигра обычно связывают с воинской доблестью, в Индии его изображение - воинская эмблема.
Защитная сила тигра прослеживается в Китае в символических каменных изображениях на могилах и дверях, индуистский бог Шива и его воинственная супруга Кали часто предстают в тигровых шкурах. В западном изобразительном искусстве тигры были большой редкостью - иногда заменяли леопардов, запряженных в колесницу древнегреческого бога виноделия Диониса (в римской мифологии Бахуса). В Ю.-В.Азии тигр - обычная родовая фигура, а сказки о свирепом народе людей-тигров известны от Индии до Сибири.
Тигр - третий знак китайского гороскопа и персонификация Гнева в китайском буддизме.
ТЮЛЕНЬ
У древних греков ассоциировался с превращением.
УГОРЬ
В настоящее время метафора изворотливости. Угорь у народов Океании также считается обманщиком и хитрецом, но чаще выступает как символ плодородия, занимая место змеи в мифологии тех народов, которые змей не знали (Нов.Зеландия).
ХАМЕЛЕОН
В настоящее время просто метафора изменчивости, однако в прошлом эта древесная ящерица благодаря своим замечательным качествам (прекрасно лазит по ветвям, ее глаза вращаются независимо друг от друга, у нее длинный, молниеносно ловящий добычу язык) имела священное значение во многих регионах Африки.
В западном искусстве обычно выступает как персонификация Воздуха.
ЧЕРЕПАХА
Сила, терпение, выносливость, постоянство, медлительность, плодородие, долголетие. Черепаха во многих культурах, особенно в Китае, - древнейший, окруженный особым почтением символ космического порядка. Китайцы отождествляли черепаху с севером, водой и зимой. Это животное также изображали на императорских знаменах в виде Черного Воина. Считалось, что черепаха защищает от огня и войны. Согласно японским верованиям, черепаха держит Мировую Гору.
Морская черепаха является эмблемой Кумпиры, бога моряков. Она также эмблема Эйи - шумеро-семитского Властелина Бездны. В Индии особенно подчеркивался присущий черепахе символизм стабильности, который выражался в представлении, что слон удерживает мир, стоя на огромной космической черепахе.
В Африке черепахи также считаются защитным талисманом, по причине того, что они очень распространены как домашние животные.
В алхимии черепаха символизирует материю в начале процесса преобразования.
ШАКАЛ
Зловонное животное, которое питается падалью. В Индии - символ разрушения или зла. В Др.Египте почитался как Анубис - бог, покровитель умерших и забвения, который сопровождал души умерших на Суд. Анубиса изображали или как черного шакала, или как человека с головой шакала.
ЯГНЕНОК (АГНЕЦ)
Чистота, жертвенность, обновление, искупление, невинность, доброта, кротость, человечность, терпение - символ Христа с самых ранних пор. На ранних христианских иконах апостолы изображались в виде двенадцати овец с ягненком среди них. Изображения ягненка с книгой относится к Христу Откровения, который также может изображаться как ягненок с семью рогами или семью глазами (символизирующими семь духов Божьих). Агнец Страшного Суда в Апокалипсисе способен к гневу, что, безусловно, противоречит всей символике ягненка. В этом победительном образе некоторые видели солнечную символику, приближающую ягненка к его противоположности, ко льву, также имеющему солнечную окраску своего символического ряда. Как бы то ни было, лев - также символ Мессии. Здесь можно найти семантические связи между Агнцем и Агни, ведическим богом огня.
Ягненок также вечный жертвенный и искупительный символ в праздновании исламского Рамадана.
ЯГУАР
Основное животное в символизме Центральной и Южной Америки, связанное с прорицанием, царственностью, колдовством, силами загробного мира, Земли и Луны, а также плодовитостью. Зеркальноглазый ягуар был внушающим ужас воплощением верховного бога ацтеков Тонакатекутли, чье магическое зеркало открывало абсолютно все - от мыслей людей до тайн грядущего. Бразильская мифология сделала ягуара культурным героем, который принес людям в дар огонь и оружие. Для некоторых ягуар был небесным пожирателем солнца и луны, для других хищным охотником перекрестков дорог. Из-за того что шаманы носили шкуры ягуаров, которые символизировали их власть в защите собственного племени или в уничтожении чужого, ягуар был опасным призраком, возможно духом умершего или живого шамана из враждебного поселения. По существу, ягуар - символ непредсказуемой и капризной власти.
ЯЩЕРИЦА
Символизм ящерицы частично совпадает с символизмом внешне похожей на нее змеи, особенно в качестве эмблемы возрождения (произошедшей, безусловно, от ее способности отбрасывать хвост, после чего он вновь отрастает).
Ящерица была добрым знаком в Египте и вообще в античном мире, где иногда ее связывали с мудростью.
Она стала атрибутом аллегорических изображений Логики.
Ящерица предстает в мифологии новозеландских маори, как монстр-покровитель.
В фольклоре австралийских аборигенов, как и в сказаниях народов Меланезии и Африки, ящерица - одно из популярных действующих лиц или родовой предок.