Юхан Юлиус Христиан Сибелиус (швед. Johan Julius Christian Sibelius), более известный как Ян Сибелиус (Jean Sibelius, имя произносится как Жан, в русском традиционно Ян; 8 декабря 1865, Хямеэнлинна, Великое княжество Финляндское, Российская Империя - 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) - финский композитор шведского происхождения.
Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в Тавастгусе в Великом княжестве Финляндском. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Он рано потерял отца, провёл детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своём родном городе.
В семье говорили на шведском языке и поддерживали шведские культурные традиции. Однако родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. С 1876 года по 1885 он учился в Нормальном лицее Хямеэнлинны.
Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Кристиан - на виолончели, Ян - вначале на рояле, но после предпочёл скрипку.
Уже в десять лет Ян сочинил небольшую пьесу.
Впоследствии, его влечение к музыке возрастало и он начал систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера.
Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений.
В 1885 год поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешёл в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником Мартина Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института.
В 1889 году Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.
По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра - по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-лейтенант и губернатор, принимавший участие в национальном движении - Август Александер Ярнефельт.
За Куллерво последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.
Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений - последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 году в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Похьёлы» (фин. Pohjolan tytr), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelan joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).
Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) - свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903 году. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько сюит для оркестра также уступают лучшим сочинениям композитора.
Ян Сибелиус
Финляндия / Композитор / Поздний романтизм, неоклассицистские черты / Главные жанры: симфоническая музыка, концерт
Яну Сибелиусу выдалась честь стать символом своей страны. Финский народ удостоил маэстро ещё при его жизни таких почестей, которые воздаются лишь немногим композиторам. Сибелиус настолько масштабная фигура, настоящая глыба, что писать о нём можно бесконечно. Музыка Сибелиуса целостна и самобытна. Создаётся впечатление, что она буквально высечена из гранитного камня.
Сибелиус прожил долгую жизнь и прошел сложный творческий путь, став крупнейшей музыкальной фигурой. В самой его личности всё очень непросто. Известно, что он был господином с характером, иногда вспыльчивым, непредсказуемым и весьма своеобразным. Гений, одним словом. Он, будучи национальным финским композитором, главным героем страны, чьё лицо было на банкноте в 100 финских крон (много ли у нас композиторов на деньгах?), при этом сам не был финном по национальности. Сибелиус этнический швед, и говорил он в основном по-шведски. Впрочем, в Финляндии два государственных языка.
Юхан Кристиан Юлиус Сибелиус таково его полное имя. В семейном же кругу просто Янне. Это достаточно распространённое в Скандинавии имя. Однако впоследствии он сам себя называл на французский лад Жан, и во всем мире он известен именно как Жан Сибелиус. В России его упрямо называют Яном Сибелиусом. Такова традиция.
Говоря о Сибелиусе, нельзя не упомянуть о связи композитора с Россией. Он родился и жил на территории Великого Княжества Финляндского, которое тогда было частью Российской империи. Фактически, он был русским подданным вплоть до 1917 года, когда Владимир Ильич Ленин своим декретом подарил Финляндии независимость. Сибелиус активно поддерживал творческие связи с русскими композиторами. Многими исследователями отмечалась связь между первыми симфониями Сибелиуса и Бородина. В 1906 году Сибелиус побывал в Петербурге, дирижируя своей симфонической поэмой «Дочь севера». Известно, что он дружил с Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым, с которым его связывала не только любовь к музыке, но особенная страсть к горячительным напиткам.
Тем не менее, Сибелиус самый большой долгожитель среди композиторов. Он прожил жизнь длиною почти в век. Композитор умер в возрасте девяноста трех лет в 1957 году. В финском городе Турку есть Музей Сибелиуса. Музей этот появился благодаря стараниям Отто Андерссона профессора этнологии и музыковедения Або Академии, собиравшего сведения о композиторах и музыке и в 1928 году подарившего городу коллекцию музыкальных инструментов. В тридцатые годы в распоряжение музея попали рукописи Яна Сибелиуса и подробные данные о жизни и творчестве композитора, которые предоставил друг Сибелиуса Адольф Паум. Уже в 1949 году Сибелиус согласился на то, что музей, носивший название «Музыкально-исторические собрания Або Академии», будет переименован в его честь.
В творчестве Сибелиуса сильна связь с фольклором финской земли. В композиторе всегда жил интерес ко всему финскому и, особенно, к финскому языку. Сибелиус открыл для себя таинственный мир «Калевалы»: «Я думаю, что «Калевала» очень современна. По-моему, она сама музыка: тема и вариации ». Во время работы над симфонической поэмой «Куллерво», Сибелиус встретился с известной сказительницей Ларин Параске, находившейся в то время в Порвоо. Аутентичное исполнение рун и причитаний повлияли не только на темы «Куллерво», но и на формирование собственного музыкального языка Сибелиуса. Для Финляндии Сибелиус одновременно и Глинка, и Чайковский, и Прокофьев в одном лице.
В начале своей карьеры композитора Сибелиус был преимущественно автором камерных произведений. Во время своей учёбы в Вене он знакомился с симфонической музыкой своих современников и всё больше проникался обаянием оркестра. В 1899 году он пишет свою Первую симфонию. Обращение к этому жанру привело Сибелиуса к идеалу абсолютной музыки. В Первой симфонии, как и во Второй, написанной в 1902 году, современники поспешили услышать черты борьбы за национальную независимость. Таким образом, Сибелиус и его музыка стали символом национального движения. Сам Сибелиус ничего не имел против этого.
Вторая симфония является общепризнанной и популярной во всём мире. Первая часть спокойная, можно сказать, пасторальная. При этом в ней есть какая-то природная сила, нечто настоящее, подлинное. И это невозможно не расслышать. Вторая часть симфонии демонстрирует уже другое настроение. В музыку проникает сумрачность, которая позже станет фирменным знаком стиля Сибелиуса. Это очень красивая, выразительная музыка. Влияние русской школы слышится в финале произведения, возникают аналогии с Чайковским и Глазуновым. Про своё отношение к тембровым краскам Сибелиус говорил: «Я никогда не состоял с оркестром в законном браке, я всегда был его любовником...»
Интересно, что Сибелиуса часто сравнивают с Малером. Они почти ровесники, хотя Сибелиус пережил Малера на 40 лет. В 1907 году Густав Малер приехал с концертами в Хельсинки. Они встретились, пообщались. Сибелиус восторженно сказал Малеру: «Я восхищаюсь вашими симфониями. Глубокая логика симфонии как жанра требует внутреннего единства всех ее тем». На что Малер ответил абсолютно противоположным по идее высказыванием: «Симфония должна быть как мир: в ней должно умещаться все». Малер, который был одним из самых именитых дирижеров своего времени, ни разу не дирижировал сочинениями своего коллеги.
Жизнь Сибелиуса была трагична. Уже в двадцатых годах у композитора наметились некоторые черты будущего жестокого кризиса. Первая мировая война была для Сибелиуса трудным временем. Не поступали авторские гонорары от его немецкого издателя «Breitkopf & Hartel». Для Сибелиуса это означало бедность. Чтобы хоть как-то содержать семью, он был вынужден сочинять песни, пьесы для фортепьяно. Сам Сибелиус называл такие сочинения «бутербродными». Вот что он писал в 1927 году, ему только исполнился 61 год: «Изоляция и одиночество ведут меня к отчаянию. Выжить мне помогает алкоголь. Я одинок и оскорблен» .
Сибелиус, как и многие композиторы, мечтал написать Девятую симфонию. Для многих композиторов девять это сакральное число. Бетховен, Шуберт, Брукнер, Малер, даже Ральф Воан Уильямс стремились достигнуть этой цифры. Сибелиус же не смог закончить даже Восьмую. Уже во время написания Шестой симфонии он отмечал: «Работа теперь идет не с той скоростью, что прежде, а самокритика растет вне всяких пределов». Известно, что Сибелиус скрупулёзно работал над созданием Восьмой симфонии вплоть до 1943 года. По-видимому, результат его не удовлетворил и в конце 1940-х годов композитор сжег целый ряд произведений. Это стало неоспоримым доказательством загадочной «тишины Ярвенпяя». Восьмая симфония должна была стать главным шедевром. Там, кстати, планировался хор. Мучимый глубоким творческим кризисом, Сибелиус завершил свою композиторскую деятельность более чем за тридцать лет до конца жизни. Все это время музыкальный мир ждал от него новых сочинений особенно Восьмой симфонии, о которой столько говорилось, однако ожидания не сбылись. Последние годы он прожил фактически в творческом молчании и отчаянии.
Загадку Сибелиуса не просто разгадать. Он хоть и странный композитор, но, безусловно, великий. Его музыка действует, как некий настой из таинственных трав. Вы будто пьете его и не знаете, чем это кончится весельем, грустью, забытьем, а может и смертью.
Самое популярное и часто исполняемое произведение Сибелиуса это маленький шедевр «Грустный вальс» (Valse triste). Должно быть не все знают, что это только одна часть из музыки к драме А. Ярнефельта «Смерть» (Kuolema). Главный герой драмы Паавали убежден, что смерти нет. Однако на протяжении спектакля его родные покидают этот мир один за другим: смерть уносит мать, жену, детей и вынуждает Паавали смиренно склониться перед ее властью. Музыка «Грустного вальса» иллюстрирует следующую картину: сын стоит ночью у постели умирающей матери и видит, как Смерть подходит к кровати.
Смерть самого Яна Сибелиуса окружена трагической тайной. Маэстро умер в "Айноле" в тот самый момент, когда в зале торжеств Хельсинского университета исполнялась его Пятая симфония, которая считается самой жизнеутверждающей из всех его произведений.
Рандеву с дилетантом :
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В настоящее время интерес к музыке очень высок. Она находиться на одном из первых мест в сфере предпочтений молодежи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке при этом идет речь. Очевидно, что с каждым годом популярность низкопробной, так называемой "попсовой", музыки все более возрастает, а классическая музыка с ее огромным духовным потенциалом остается мало востребованной.
В наше время дети слушают музыку разных жанров, а классическую музыку, порой, совсем не воспринимают." А ведь классическая музыка, - по мнению Н.Н. Кондратюк, - это лучшее, отобранное временем наследие человечества. Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание - ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей".
Музыкальное искусство играет большую роль в преобразовании общества, содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Особенно благотворное влияние музыкального искусства на детей. Музыка, окружающая ребенка с первых дней жизни, воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя и углубляя его. Общение с музыкой композиторов - классиков, открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения, развитие музыкально - творческой деятельности.
Образцом высокохудожественной музыкальной культуры может служить творчество выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса (1865-1957). Вся его жизнь - в музыке, а вся его музыка посвящена родине. Искусство Сибелиуса неразрывно связано с прошлым и настоящим финского народа, с природой Финляндии, с её песнями и сказаниями. Ян Сибелиус явился основоположником финской национальной музыкальной школы и её крупнейшим представителем.
Творчество Яна Сибелиуса исследовали ученые-музыковеды Маргарита Аксеевна Вачнадзе, Вера Николаевна Александрова, Елена Филипповна Бронфин, А. Ступель и др. Музыкальное наследие композитора изучается в профессиональных музыкальных учебных заведениях, очень часто исполняется на симфонических концертах и входит в репертуар прославленных музыкальных коллективов и симфонических оркестров всего мира.
Анализируя современные программы по музыке для общеобразовательных школ, таких авторов, как Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова и другие, мы обнаружили, что не во всех из них среди имен выдающихся композиторов-классиков можно встретить имя Яна Сибелиуса - основоположника финской классической музыки. Это говорит о том, что творческому наследию Яна Сибелиуса, которое достойно высокой оценки и обладающему художественными и музыкально-педагогическими достоинствами уделяется непростительно мало места.
Вершинное положение в культуре свой страны занял в 20 веке финский композитор Ян Сибелиус. Наряду с прославленным сводом народно-эпических сказаний "Калевалой", музыка Сибелиуса принадлежит к высшим проявлениям творческого гения финского народа. Финляндия чтит Сибелиуса как национального героя. Еще при жизни он удостоился на родине такого почета, каким, вероятно, не пользовался ни один музыкант в мире. Его 50-летие в 1915 году отмечалось как всенародное торжество в честь первого гражданина страны. С тех пор каждый юбилейный год композитора превращается в народный праздник.
Еще при жизни Сибелиуса его имя было присвоено высшему музыкальному учреждению Финляндии - институту, где он когда-то учился, ставшему ныне Академией Сибелиуса. Его именем названы различные музыкальные организации, создан посвященный ему музей. Слава Сибелиуса объясняется не только его гениальной одаренностью и высоким мастерством. В его творчестве, выросшем на почве поэтической и народнопесенной культуры Финляндии, получили выраженные глубокие черты национального характера. В монументальных формах его симфоний и поэм с удивительной силой и красотой отразился образ суровой и прекрасной страны. Органически связанная с эпопеей борьбы финского народа за независимость его музыка воспринималась как символ национально - освободительных стремлений.
Недостаток внимания музыкально-педагогической общественности к творчеству Яна Сибелиуса и возможности эстетического воспитания на примере высокохудожественных фортепианных произведений композитора составляет основу противоречия исследуемой проблемы и доказывают актуальность выбранной нами темы дипломной работы: "Фортепианная музыка Яна Сибелиуса как средство музыкально-эстетического воспитания школьников "
сибелиус фортепианная пьеса школьник
Север - это не только волшебство белых ночей полярного сияния, не только красота синеющих вдали горных вершин, но это еще и завораживающая музыка морских волн. Север - это мужество, борьба, это всегда труд, и поэтому традиционная сага Севера не многословна и сурова. Даже если ее повествует звуки музыки. Будем помнить об этом, открывая наш экскурс в музыку Суоми, которую мы привыкли называть Финляндией.
Ян Сибелиус основоположник финской национальной музыкальной школы и ее крупнейший представитель. Искусство Сибелиуса неразрывно связанно с прошлым и настоящим финского народа, с природой Финляндии, с ее песнями и сказаниями. В музыке Сибелиуса мы чувствуем биение пульса его родной страны. В его творчестве нашла свое отражение и суровая природа Финляндии, страны "тысячи озер", гранитных скал и вековых лесов. Чтобы чувствовать себя счастливым, композитору всегда было необходимо солнце, свет, пение птиц; но с юных лет он полюбил и другой облик родного края: матовые, пастельные краски заснеженного северного ландшафта, таинственный полумрак длинных полярных ночей, вихри и завывания снежных бурь.
С пяти лет его начали обучать игре на фортепьяно, но гаммы и упражнения надолго отбили у мальчика охоту к музыкальным занятиям. Однако при всех своих незаурядных музыкальных способностях, маленький Сибелиус совсем не производил впечатления вундеркинда. Это был обыкновенный, жизнерадостный ребенок, любивший порою пошалить и порезвиться со своими товарищами. Единственное, что его отличало, это необыкновенная любовь к природе. По окончании средней школы, уступая настояниям матери и бабушки, которые, хотя и поощряли домашнее занятие Янне музыкой, но слышать не хотели о профессии музыканта, юноша поступил на юридический факультет Хельсинского университета. Одновременно он занимался и в Музыкальном институте по классам скрипки и теории музыки. Вскоре музыкальная жизнь столицы настолько увлекла молодого Сибелиуса, что он забыл о юриспруденции. В музыкальном институте Сибелиус брал уроки игры на скрипке и теории композиции. Сначала Ян больше увлекался скрипкой, но постепенно пересилила композиция. Дипломные сочинения Сибелиуса - струнное трио, струнный квартет - были публично исполнены в 1889 году в Хельсинки и имели большой успех. В институте завязалась дружба Сибелиуса со знаменитым пианистом и композитором Ферруччио Бузони, который в 1888 - 1889 годах был преподавателем фортепьяно. Осенью 1889 года Сибелиус отправился для завершения образования в Берлин. Двухгодичное пребывание в Германии, Австрии принесло много интересных впечатлений. В Берлине он брал уроки у известного теоретика Альбрехта Беккера. Там завязались новые знакомств: с молодыми музыкантами с немецкими и финскими, с их музыкой; он слушал "Дон Жуана" Рихарда Штрауса и симфонию "Айно".
Пребывание Сибелиуса на родине в 1890 году ознаменовалось важным событием в его жизни - он обручился с Айно Ярнефельт. В этот счастливый период своей жизни, молодой композитор становиться одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии. Он общается с ее крупнейшими деятелями, знакомится с известным драматургом Минной Кант, продолжает встречаться со своим покровителем и советчиком Р. Каянусом, пианистом - композитором О. Мериканто и др. Близким его другом стал талантливый художник, привлекший своими картинами внимание всей Европы, Аксель Гален - Каллела. Друзья проводили целые часы в оживленных беседах по животрепещущим вопросам искусства где-нибудь в кафе или ресторане Хельсинки. Все они были горячими приверженцами национального направления в искусстве, неиссякающим источником их вдохновения являлись образы "Калевалы".
Много интересных впечатлений вынес Сибелиус из поездки в Италию. Посетив Рим, Венецию и другие города, он был, по собственному признанию, "в высшей степени пленен природой, поразительными историческими достопримечательностями и населением страны". Благодаря дружеской помощи Каянуса, Сибелиус получил возможность путем самообразования совершенствовать свое оркестровое мастерство.
Почти все его произведения этого периода непосредственно связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзией, особенно "Калевалы". Сибелиус остается приверженцем музыки, связанной с поэтическим текстом, вокальной и программной. В письме к поэту Ю. Х Эркко он говорит: "Я считаю, что музыка сама по себе, так сказать - абсолютная музыка, не может удовлетворить. Она вызывает те или иные ощущения, эмоции, но при этом в душе всегда остается какая-то неудовлетворенность…Музыка может полностью проявить свое воздействие только тогда, когда ей дает направление какой - либо поэтический сюжет, другими словами, когда сфера, создания музыкой, проясняется, а слова, как бы прекрасны они ни были сами по себе, приобретают еще большее значение". Вскоре он снова уехал для дальнейшего совершенствования, на этот раз в Вену. Австрийская столица, являвшаяся крупнейшим музыкальным центром, обладала огромной притягательной силой для всех причастных к искусству .
Когда 26 - летний композитор вернулся в 1891 году домой, он убедился в том, что некоторые его сочинения охотно исполняются и пользуются признанием. Вскоре Сибелиус выступил с большим произведением, в котором впервые широко раскрылось его дарование, - симфонической поэмой " Куллерво " для двух солистов, мужского хора и оркестра. Первые наброски ее были сделаны еще в годы пребывания за границей.
К. Флодин писал: "…Он стремился создать музыку финскую от начала до конца. В своеобразном характере напевов рун, в ритмах народных танцев, в мелодиях пастушеских рожков он нашел близкие ему настроения. В применяемых им звукорядах, в использовании пятидольного размера он полностью следовал старинным рунам…." Появление произведения такого размаха и значения после сугубо школьных опытов и немногих изданных или исполненных публично камерных сочинений и оркестровых пьес, после малоплодотворных "годов странствий" за границей, представляет загадку для биографа.
С осени 1892 года Сибелиус начинает преподавать в Музыкальном институте в Хельсинки. Он ведет класс композиции параллельно принимает участие в работе институтского струнного квартета, исполняя партию второй скрипки. В это время в Хельсинки при Филармоническом обществе по инициативе Каянуса открылась Оркестровая школа. Сибелиуса пригласили и туда в качестве преподавателя композиции.
"И это было не единственным доказательством деятельной заинтересованности Каянуса во мне, - рассказывал композитор. - Огромное значение для меня имело то, что он полностью поставил свой оркестр на службу моего искусства, предоставляя его в мое расположение, когда я хотел испробовать эффект некоторых тембровых сочетаний или услышать реальное звучание моей партитуры. Поощрение Каянуса в очень большой степени способствовало моему развитию как оркестрового композитора на протяжении последнего десятилетия девятнадцатого века. Я перед ним в долгу за все то, что он сделал для меня не только в годы моей молодости, но и позднее, ибо искусство, было совсем невелико".
Летние месяцы 1893 года дали жизнь и другим творениям Сибелиуса. По - видимому, еще весной, студенческое общество Выборга обратилось к нему с просьбой написать музыкальное сопровождение к серии "живых картин", повествующих о некоторых моментах исторического прошлого Карелии. Композитор охотно откликнулся на это предложение. Ближайшие годы проходят в неустанных и плодотворных трудах. Сибелиус завершает сюиту "Лемминкяйнен", сочиняет свою единственную одноактную оперу "Девушка в башне".
Зима 1903/04 года оказалась последней, проведенной Сибелиусом в Хельсинки. Жизнь в столице начинала все больше его тяготить. Тут был ряд причин - и личных и общественных. Обостренная политическая обстановка в стране, национальное угнетение, особенно ощущавшиеся в городах, причиняли композитору - патриоту тяжелые моральные страдания. К этому примешивалось и физическое недомогание: начавшаяся еще в 1901 году болезнь ушей усилилась и вызвала серьезную тревогу. Кроме того, жизнь в Хельсинки постоянно мешала сосредоточить все душевные силы на творчестве, в котором Сибелиус видел и свое призвание, и выполнение общественного долга.
Творческая деятельность композитора понемногу приближалась к концу. Его высказывания о музыке, полны глубокого значения. В них виден большой и мудрый художник, широко и смело мысливший, никогда не шедший на поводу у модных течений. "Прожив такую долгую жизнь, как моя, - рассказывал Сибелиус, - и наблюдая за тем, как одно направление рождалось вслед за другим, расцветало и умирало, уже менее решительно занимаешь позицию. Стараешься найти хорошее там, где ищешь. Познаешь часто, что почти каждая музыкальная "школа" в том или ином отношении имеет в себе что-то хорошее. Если бы я вновь стал молодым, но с таким опытом, как сейчас, то я думаю, например, что был бы более терпим к Вагнеру, чем когда-то. Мое отношение к Вагнеру в большой степени, я думаю, зависело от того, что его влиянию поддавались все мои друзья как молодые, так и старые. И все же я и сегодня ставлю Верди выше Вагнера…"
По просьбе Яна Сибелиуса Э. Гилельс сыграл две прелюдии и фуги Шостаковича. "Сибелиус слушал с полузакрытыми, сосредоточенно, в полной неподвижности. Когда замерли звуки рояля, он помолчал некоторое время и затем сказал, сделав широкий жест рукой: " Вот музыка, слушая которую начинаешь ощущать, что стены этой комнаты раздвинулись и потолок стал выше…"
История песен финского народа уходит вглубь веков. В восточной части Финляндии возникли замечательные песни - руны. Руны - строфические песни, с преобладанием хореического размера (чередование одного долгого и одного короткого слога), с богатой, разнообразной мелодикой, с определенным четким ритмом. Чаще всего размеры 5/4 и 7/4. Искусство рун сохранилось. И в наши дни в более отдаленных местностях Финляндии можно встретить певцов-сказателей, которые помнят наизусть множество этих напевов, дополняя их все новыми импровизациями. Руны, вошедшие в сборник "Калевала", являются подлинным народным творчеством.
Развитию национального самосознания Сибелиуса способствовала также среда, в которой он вращался в юные годы. Друзья композитора, молодые поэты и писатели побуждали Сибелиуса работать в области вокальной лирики и театральной музыки. Именно к этому периоду относится создание "Кулерво - симфонии" в пяти частях для большого оркестра, хора и солистов; сюжетом для нее послужили некоторые эпизоды "Калевалы".
Мы видим, что почти с самого начала творчество Сибелиуса завоевало широкое общественное признание. Это признание заслуг Сибелиуса перед национальной культурой выразилось, между прочим, и в том, что решением финского Сената в 1897 году Сибелиусу была назначена ежегодная стипендия, давшая ему возможность намного сократить свою педагогическую деятельность.
Выдающийся финский композитор Ян Сибелиус еще при жизни возведенный соотечественниками в ранг классика финской музыки и своего рода национального героя, известен широким кругам отечественных любителей искусства и музыкантам-профессионалам главным образом как автор монументальных симфонических полотен-симфоний и симфонических поэм, а так же прочно вошедшего в исполнительский репертуар скрипачей всего мира скрипичного концерта ре минор. От симфонии "Куллерво" и симфонической поэмы "Саgа" (1892) до 7 симфонии (1924) и "Типиолы" таков славный путь Сибелиуса-симфониста, сыгравшего заметную роль в развитии мирового симфонизма.
На фоне столь широкого признания необычайно ярких по своему образно-эмоциональному строю симфонических произведений, фортепианное творчество композитора, преимущественно в жанре фортепианной миниатюры, занимало относительно скромное место, оставалось в тени, и до последнего времени не привлекало к себе сколько-нибудь серьезного внимания пианистов-исполнителей и музыковедов. Более того, в музыковедческой литературе укрепилось мнение о якобы сугубо "периферийном" характере фортепианных опусов на том лишь основании, что Ян Сибелиус "не был пианистом и, судя по некоторым его высказываниям, очевидно, не очень любил рояль". Обучаясь в юности игре на скрипке, он, естественно, не уделял занятиям на фортепиано специального внимания.
Уже в своих самых ранних, еще далеко несовершенных, фортепианных опусах Сибелиус проявил понимание выразительных средств рояля как инструмента, способного раскрыть глубокий психологизм душевных переживаний, отобразить неповторимое очарование суровой северной природы. Начав писать фортепианную музыку еще в конце 80-х годов, композитор сохранил к ней глубокий непреходящий интерес на протяжении всего творческого пути. Лишь в 1957 году вышла первая специальная работа о фортепианных произведениях композитора финского музыковеда Эрика Тавасштерна "Фортепианные произведения Сибелиуса".
Дружба с Ферруччио Бузони, длившаяся долгие годы, окончательно укрепила его веру в неисчерпаемые возможности этого "царя инструмента". Фортепианное творчество Яна Сибелиуса относительно равномерно, без больших перерывов, развертывается в границах между опусами 5-м и 114-м. В этих достаточно широких пределах мы встречаем и большую сонату Фа мажор (ор.12), и три сюиты из музыки к драме Адольфа Пауля "Король Христиан 2" (ор.27), и программную трехчастную сюиту "Кюлликки" на сюжет 11-й и 12-й рун "Калевалы" (ор.41), и ставшей весьма популярным "Грустный вальс" ор.44 из музыки к драме Арвида Ярнефельта "Куолема", три сонатины ор.67, фортепианные обработки финских народных песен (1903). Последние фортепианные произведения Сибелиуса - пять эскизов ор.114 (1929) - год, который стал завершающим в плодотворной деятельности композитора.
Фортепианное творчество Я. Сибелиуса в жанровом отношении достаточно разнообразно. Однако истинный аромат сибелиусовской фортепианной музыки более всего ощутим в фортепианных миниатюрах, объединенных композитором в небольшие циклы разнохарактерных пьес по 5 - 13 номеров. Таковы 10 пьес ор.24 (1894 - 1903), Багатели ор.34 (1914 - 1916), Лирические пьесы ор.40 (1912 - 1914), 10 пьес ор.85 (1909), 13 пьес ор.76 (1914), 6 пьес ор.94 (1019), Багатели 2 ор.97 (1920), 8 маленьких пьес ор.99 (1922), Пять романтических пьес ор.101 (1923), Пять характерных впечатлений ор.103 (1924) и уже упоминавшиеся Пять эскизов ор.114 (1929).
Не только в крупных программных симфонических произведениях, но и в фортепианных миниатюрах, которых композитор написал свыше 120. Ян Сибелиус остается непревзойденным певцом северной природы. Об этом свидетельствует неповторимый колорит сибелиусовской музыки, ее глубоко национальные истоки, характерные названия ряда пьес, таких, как "Песня рыбака" (ор.58,№8) или "Марш финских охотников" (ор.91). Весьма показательны в этом отношении два цикла фортепианных миниатюр - ор.75 (1914) и ор.85 (1916). Первый из них посвящен наиболее распространенным в Финляндии деревьям ("Осина", "Береза", "Ель" и др.); второй - цветам ("Гвоздика", "Колокольчики", "Львиный зев" и др.)
Фортепианные произведения Я. Сибелиуса публиковались в нашей стране относительно редко и, как правило, в виде отдаленных пьес, вкрапленных в репертуарные и педагогические сборники. Пожалуй, наиболее представителем собранием фортепианной музыки Я. Сибелиуса в последнее время явился раздел сборника "Избранные фортепианные произведения финских композиторов" Этот сборник дает некоторое представление о процессах эволюции жанра фортепианной миниатюры и, в какой-то мере, фортепианного стиля Я. Сибелиуса в целом.
Специфика нашей работы обусловлена необходимостью изучить и обобщить передовой опыт отечественных педагогов - музыкантов по проблеме изучения творческого наследия великого финского композитора Яна Сибелиуса в системе школьного музыкального образования. В данной главе мы попытаемся раскрыть содержательную основу форм и методов изучения школьниками произведений Яна Сибелиуса, предлагаемые такими педагогами, как Д.Б. Кабалевский; В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова.
На наш взгляд не вызывает сомнений тот факт, что в школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры. Это выражается в подготовке ребенка и эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно - эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы. Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является непосредственно музыкальный материал для слушания и репертуар для пения, которые в свою очередь должны отбираться по следующим критериям: музыкальные произведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников; педагогически целесообразными; романтически приподнятыми; создающими в представлении школьников эталоны красоты; доступными для соответствующего возраста учеников; представлять жанры всех эпох и стилей; отвечать тематическому содержанию программы. На каком же материале надо воспитывать вкус и музыкальную культуру? Это, прежде всего, должны быть лучшие образцы музыки народной, классической и современной. Непременно это музыка Яна Сибелиуса, которая стоит в первом ряду шедевров классической музыки.
На этом уроке предлагается разучивать новую песню композитора И. Кружкова "Прогулка". Эта песня даст нам еще один интересный пример того, каким может быть музыкальный образ. В тексте песни есть два действующих лица - старушка и пудель, есть и совершенно точно описанные события: старушка думает, что она повела пуделя гулять, а пудель уверен, что это он повел старушку гулять. Забавная штука, в которой нет ни каких неясностей. Все совершенно понятно. Но искать в музыке песни "образ старушки" и "образ пуделя" - бесполезно. Разве лишь в фортепьянном сопровождении есть маленькая разница, но разница эта, даже если ребята ее заметят, не создает различных образов. Легче заметить, как в начале песни бабушка и пудель спят, а потом отправляются на прогулку. Как же можно охарактеризовать музыкальный образ этой песни? Очевидно, мы все (даже если песня будет спета на незнакомом языке!) ощутим в этой музыке образ веселого рассказчика какой - то веселой, смешной истории. А когда вы сами будете петь эту песню, стремясь, конечно, к тому, чтобы рассмешить своих слушателей, она станет вашим образом - образом веселых ребят, поющих смешную историю. Петь эту песню можно по-разному. Ребята сами могут предлагать разные варианты исполнения: начинать медленно, ускорять, замедлять, словом проявлять творческую фантазию. Данная шуточная песня допускает это больше, чем многие другие песни, требующие более строгого исполнения. На этом же уроке будет исполнено сочинение еще незнакомого ребятам композитора - "Грустный вальс" Сибелиуса. Ян Сибелиус, финский композитор, сделал для своей Родины - Финляндии то же, что для другой страны Европы - Норвегии сделал Эдвард Григ. Он стал родоначальником новой финской музыки. Сочинение Сибелиуса, которое прозвучит сегодня в классе, пожалуй, самое популярное его сочинение, одинаково любимое исполнителями, и слушателями. Слушая его, ребята, возможно, почувствуют, как сказалось на нем влияние Чайковского. Вслушавшись внимательно в эту музыку, они услышат не слишком простой, не однозначный, а непрерывно развивающийся образ - "образ грусти". Эта неотвязная тоска, вызывающая слезы… Человек не победил, как побеждал Бетховен, но он борется, как часто боролся Чайковский. Прослушав "Грустный вальс", мы так и не узнаем, чем же кончится эта борьба с горем, с грустью, с печалью. Но то, что грусть сильна, - мы чувствуем…И в то, что это, действительно, "Грустный вальс", - верим… .
В своей работе "Ровесники" Д.Б. Кабалевский публикует интересную по содержанию и доступную по возрасту семиклассников беседу о творчестве Я. Сибелиуса, которой могут воспользоваться педагоги при подготовке данного урока музыки. По мимо "Грустного вальса" Д.Б. Кабалевский предлагает знакомство с симфоническими поэмами "Финляндия" и "Туонельский лебедь" (по мотивам "Калевалы"). В методическом пособии "Музыка 4-7 классы" Д.Б. Кабалевский дает точные указания: как построить урок музыки в 6 классе (2 четверть, урок № 6).
Ян Сибелиус (1865 - 1957) - известный композитор 20 века. Финляндия любит его как национального героя. Этому способствовала глубокая народная суть творчества композитора. С 1951 г. правительством были организованы фестивали имени Я. Сибелиуса, которые ежегодно проводятся и в наше время. В Хельсинки есть музей Я. Сибелиуса. Произведения его вызывают все больший интерес у современных исполнителей и слушателей разных стран. "Грустный вальс" - один из музыкальных эпизодов, написанных родоначальником новой финской музыки Яном Сибелиусом к драме финского драматурга А. Ярнефельта "Смерть".
Образ чего? Непрерывно развивающийся образ - "образ грусти" Словно человек - то совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется, даже улыбнулся… Нет, опять эта неотвязная тоска, вызывающая слезы… Но человек не хочет сдаваться. Мы так и не узнаем, чем же кончится эта борьба с горем, с грустью, с печалью. Но то, что грусть сильна, - мы чувствуем…? Что характерно для музыкального языка? - Обратите внимание на развитие музыки.
Больная просыпается, поднимается: облаченная в белое, словно в какой - то бальный наряд, она мечется во все стороны, бесшумно скользя и простирая руки. И в ответ на ее жесты отовсюду собираются в пары для танцев безмолвные мужчины и женщины. Она бросается к ним, старается привлечь к себе их внимание. А ее будто ни кто не замечает. Силы покидают больную. Она падает, встает, снова пытается танцевать. Ее вновь окружают призраки. Еще мгновение - и на пороге появляется Смерть…" (Из книги В. Александровой и Е. Бронфии "Ян Сибелиус"). Эта сцена подсказала Сибелиусу мысль написать музыку к ней в темпе "свободного вальса".
Несмотря на значительное место творчества Яна Сибелиуса в мировой музыкальной культуре, его творчество незаслуженно обделено вниманием авторами современных программ по Музыке. Те программы, в которых мы обнаружили произведения Я. Сибелиуса, предлагают изучение его творчества на примере 1 - 3х произведений (Кабалевский Д.Б., Алеев В.В., Ямалетдинова Н.Г., Хусаинова Р. Х.). Данные нашего исследования мы поместили в таблицы.
В основе программы Д.Б. Кабалевского лежит его концепция массового музыкального образования. Ядром концепции Д, Б, Кабалевского стала совокупность идей : формирование музыкальной культуры школьников как части всей их духовной культуры; развитие нравственно-эстетических ориентаций личности; сверхзадача музыкального воспитания - связь музыки с жизнью; тематический принцип построения программы по музыке; опора на генетические основы музыкального искусства (интонация, песенность, танцевальность, маршевость, развитие, формы музыки, музыкальные образы и музыкальная драматургия и др.); связь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр); преобразующая сила музыки; музыка "легкая" и "серьезная", что значит современность в музыке и другие.
Творчеству Я. Сибелиуса в программе Д.Б. Кабалевского уделено весьма скромное место, всего одно произведение предлагается к изучению.
Программа " Музыка " 1 - 4 кл, 5 - 8 кл .
Татьяна Николаевна Кичак
Татьяна Ивановна Науменко
Программа "Музыка" рассчитана на восемь лет обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.
Цель предмета "Музыка" в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту, а в старших классах (5 - 8) в духовно-нравственном воспитании школьников через обобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
В данной программе мы также обнаружили одно произведение Яна Сибелиуса - "Грустный вальс".
Программа " Музыка " 1-8 класс
Рида Хабиевна Хусаинова
В основу программы "Музыка" положена концепция общего музыкального образования, разработанная Д.Б. Кабалевским. Программа составлена с учетом республиканского и федерального компонентов содержания музыкально-эстетического образования. Ее содержание направлено на всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной культуры Башкортостана, России и мира.
Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к искусству как важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирование его всестороннего развития. Занятие искусством влияет на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одаренности. Этим обусловлена особая роль школьного художественного образования. Проблема изучения национальной музыкальной культуры является одним из основных факторов гуманизации жизни современной школы - насыщение ее духом высокого национального музыкального искусства.
В программе данных авторов наиболее разнообразно представлено творчество Яна Сибелиуса. В программу включены фортепианные пьесы, симфонические произведения, а также пьесы для скрипки и фортепиано. В программе даны небольшие методические рекомендации к изучению темы "Между музыкой разных народов нет непереходимых границ". Авторы предлагают проследить взаимопроникновение и взаимообогащение музыкальной культуры народов разных стран, рассматривать фольклор и профессиональную музыку каждой страны в процессе их взаимовлияния, обратить внимание на интернациональность музыкального языка.
Анализ современных программ по Музыке показал:
Творчеству выдающегося финского композитора 20 века Яну Сибелиусу уделено незаслуженно мало места.
В тех программах, куда включены произведения композитора, очень скромно представлено его творчество (1 - 4 произведения).
Отсюда следует вывод, что изучению творчества Я. Сибелиуса необходимо уделять значительно больше времени и места в музыкальном образовании школьников.
Сибелиус очень любил природу, она вдохновляла его на создание прекрасных произведений. Образы финской природы претворены Сибелиусом в четвертой симфонии, симфонической поэме "Caga", "Весна", "Дриада", "Океаниды". В этих произведениях чувствуется влияние импрессионизма. Переезд Сибелиуса с семьей весной 1904 года из Хельсинки в небольшую усадьбу в деревне Ярвенпяя, в живописный уголок близ озера Туусула, оказал большое влияние на творческую работу композитора. В усадьбе, располагавшейся в саду и окруженной лесом, композитор создал наиболее зрелые произведения, в том числе "3" и "4" симфонии в 1907 и 1911 годах, которые были восприняты как новое слово в творчестве композитора. Эти симфонии знаменовали переход Сибелиуса на путь лирического симфонизма и вызвали поиск новых средств выразительности и новых форм. Лирическое углубление в свой внутренний мир Сибелиус передал в своем фортепианном творчестве.
Сибелиус написал более 150 фортепианных произведений, около 115 из которых были опубликованы. Сам композитор опрометчиво говорил, что он пишет мелочи для фортепиано в свободные моменты в качестве отдыха от больших оркестровых вещей. В период с1911 по 1919 годы появляются фортепианные циклы: Лирические пьесы ор 40, Четыре лирические пьесы ор.74, 13 пьес ор.76, 6 пьес ор 94. Но самыми интересными и заслуживающими внимания являются 2 фортепианных цикла Сибелиуса ор 75 "Деревья" (1914-1919) и ор 85 "Цветы" (1916-1917). Эти циклы относятся к одним из самых лучших образцов фортепианного наследия композитора. Пять пьес ор 85 носит подзаголовок "Цветы". Каждая пьеса посвящена определенному цветку.
№ 2 "Гвоздика" (Оеилет) - пьеса написанная в трехчастной форме, звучит в тональности As-dur, с ладовым контрастом as-moll средней части. Мельком взглянув на пьесу, в частности на ее фактуру, и не зная кто ее сочинил, можно смело ответить Феликс Мендельсон "Песня без слов". Пьеса кантиленного характера в романтическом стиле, с красивейшей мелодией дополненной полифоническим подголоском среднего голоса, насыщает нас звуками, словно ароматами цветка. Так и хочется наслаждаться и утопать в красоте педальных обертонов, так и хочется кружится в трехдольном вальсовом ритме, богатстве и красоте гармонических оборотов напоминающих лепестки цветка. Но вдруг, смелый ритмичный ход квартолей с акцентом и переход на аккордовою фактуру водит нас в атмосферу печали. (нотный пример средней части).
Обилие бемолей (7) дает нам недолгую смену настроения, а мелодический ход as-moll гаммы и тот же акцентированный ход квартолей возвращает нас в первоначальное состояние наслаждения и блаженства, чувственности и красоты. И лишь небольшая кульминация неожиданно вернувшихся квартолей и аккордовой фактуры, заставляет нас взволноваться, но лишь на мгновение, успокаивая нежной тоникой ля бемоль мажорного аккорда. (нотный пример последней строчки произведения).
№ 4 "Аквилегия" Эта пьеса так же привлекает внимание своей романтической темой, подчеркнутой ля бемоль мажорной тональностью, звучащей свежо даже чуточку ароматно. Пьеса трехчастна с темой вступления. Сибелиус во вступлении использовал на первый взгляд не совсем удобное перекрестное движение рук, когда тема звучит в низком регистре, а аккомпанемент в верхнем. Поиграв вступление несколько раз руки быстро привыкают к скрещенному движению и исполнение становится очень удобным (нотный пример вступления).
Основная тема песенная, нежная. Сибелиус использует в звучании темы сопоставление параллельных тональностей. As-dur - f-moll заканчивающееся неожиданным до мажорным арпеджио, которое плавно переходит в звучание мелодической восходящей секвенции, построенной на нисходящем мотиве - вздохе: приводящем нас к прерванному обороту Д7 - 4 ступень. (нотный пример три такта последней строчки).
Затем основная тема повторяется в верхнем регистре, словно композитор переводит наш взгляд вверх и мы с умилением рассматриваем верхние лепестки цветка - нежные и красивые, удивляемся природному волшебству. В средней части настроение меняется, появляются взволнованные мотивы, повторы в левой руке, небольшое отклонение в Des-dur, тревожное короткое арпеджио левой руки вновь приводят нас к до мажорному арпеджио. И наконец, звучит реприза. В звучании основной темы появляется изумительный хроматический ход в противоположном движении, который наконец разрешает основную тему в тонику. Звучит заключительный раздел, где аркой выстраивается в звучании тема вступления. И только фермата заставляет нас задуматься о том - какие чудеса рождает природа! Последние четыре такта звучат как монолог автора: "Вот такой этот необычный цветок" (нотный пример последних четырех тактов).
Оригинальная тональность в миксолидийском ладу. Первая часть - аккордовая фактура, размер две четверти, чередование аккордов в левой руке подчеркивает и напоминание нам покачивания березы. Основная тема в сопрано - регистре напоминает мелодию народной песенности - звучная, ритмичная, активная, за счет штриха staccato с акцентами, подчеркнутая четвертными длительностями звучит дважды и рисует в воображении ствол дерева:
№ 5 Ель - заключительная пьеса цикла. Достойная, сильная, монументальная и просто шикарная. Сибелиус выбрал для создания пьесы жанр вальса. Этот вальс сопоставим по красоте с "Грустным вальсом". Небольшое вступление арпеджио stretto приводит нас к основной теме - богатой, роскошной, свободной, независимой по звучанию. Пьеса по форме выдержана в одной тональности h - moll ассоциируется с некоторой сдержанностью, суровостью красок и колорита природного края Финляндии.
Средняя часть - Risoluto - решительный и бурный поток чувств тридцать вторых, обогащенных хроматическими гармоническими сочетаниями короткого арпеджио и подчеркнутых басов заставляет нас волноваться и сопереживать автору. Но … буря быстро затихает и успокаивает нас. Опять возвращается первая тема - крепкая, стойкая, но очень короткая. Обрывается и разрешает наше восприятие, успокаивая, в тонику си минорного арпеджио. Послушав пьесу, можно представить образ самого композитора, понять его стойкость, мужество, патриотизм, величие, талант, гордость, красоту и любовь!
Сущность эстетического воспитания, его содержание и влияние на развитие всесторонне-гармоничной личности. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей. Музыка как одно из средств эстетического воспитания, примеры проведения урока.
курсовая работа , добавлен 21.06.2010
Формирование музыкально-эстетической культуры – важнейшая задача эстетического воспитания старшеклассников. Педагогические условия формирования музыкально-эстетической культуры и эмоционально-ценностного отношения к "легкой" музыке у старшеклассников.
дипломная работа , добавлен 05.06.2012
Связь музыки с литературой, живописью, танцем и театром. Цели и задачи спецкурса "Классическая музыка на уроке в начальной школе". Понятие классики и стиля в музыке. Репертуар отечественной и мировой классической музыки в программе для начальных классов.
презентация , добавлен 13.10.2013
Сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Методика воспитания посредством музыки. Эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности. Гармоничное сочетание умственного и физического развития.
дипломная работа , добавлен 09.05.2011
Понятие и способы эстетического воспитания младших школьников. Использование музыки как психолого-педагогическая проблема. Методические рекомендации по использованию музыкальных средств в воспитательной работе. Курс занятий кружка "Музыка вокруг нас".
дипломная работа , добавлен 14.03.2014
Особенности развития личности младших школьников и формирования их творческих способностей. Изучение русского музыкального фольклора в условиях урока музыки. Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора.
дипломная работа , добавлен 18.11.2011
Понятие духовного воспитания. Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков и его реализация в учебно-воспитательном процессе в анализе программы "Музыка" в 5-7 классах. Разработка уроков музыки с использованием духовных произведений.
курсовая работа , добавлен 30.09.2008
Теоретические основы патриотического воспитания школьников. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы. Возрастные особенности младших школьников. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школы. Важность среды урока музыки.
курсовая работа , добавлен 06.02.2008
Определение сущности и особенностей эстетического воспитания младших школьников, а также его роли в развитии личности. Рассмотрение основ реализации эстетического воспитания средствами искусства. Разработка методических рекомендаций по данной теме.
дипломная работа , добавлен 28.06.2015
Личностно-ориентированный подход к образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки в 1-4 классах по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки". Использование методов, основанных на поли- и монохудожественном подходе к процессу обучения.
Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 в Хямеэнлинне в Великом княжестве Финляндском. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Он рано потерял отца, провёл детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своём родном городе.
В семье говорили на шведском языке и поддерживали шведские культурные традиции. Однако родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. С 1876 года по 1885 он учился в Нормальном лицее Хямеэнлинны.
Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Кристиан - на виолончели, Ян - вначале на рояле, но после предпочёл скрипку. Уже в десять лет Ян сочиняет небольшую пьесу. Впоследствии, его влечение к музыке возрастает и он начинает систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера. Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений.
В 1885 год поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешёл в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником Мартина Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института.
В 1889 Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.
По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра - по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-лейтенант и губернатор, принимавший участие в национальнои движении - Август Александер Ярнефельт.
За Куллерво последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.
Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений - последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Похьёлы» (фин. Pohjolan tyt?r), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelan joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).
Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) - свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько сюит для оркестра также уступают лучшим сочинениям композитора.
Особое положение в финской национальной культуре занимает симфоническая поэма «Финляндия», являющаяся музыкальной иллюстрацией истории народа и имевшая антироссийскую направленность. Мелодия имела успех и стала национальным гимном. Её исполнение, в том числе и насвистывание мелодии в общественных местах, каралось русскими властями заключением.
Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений - особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось (в 1933 г. была даже анонсирована её премьера); однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 г. композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей, - возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.
Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903-1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О. Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С. Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».
С 1940 интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р. Штраус и Э. Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.
Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим художникам. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса.
Он долгие годы был масоном, и по праву являлся одним из выдающихся деятелей финского масонства. Сибелиус был одним из основателей ложи «Суоми» № 1 в Хельсинки. В дальнейшем он был главным органистом Великой Ложи Финляндии. В 1927 году Сибелиус написал девять вокальных и инструментальных композиций, собранных им под общим названием «Масонская музыка для обрядов». Первое издание партитуры, предназначавшееся для распространения среди масонов, увидело свет в 1936 году. Второе издание вышло в 1950 году, исправленное и дополненное автором за счет новых композиций, в том числе известной симфонической поэмой «Финляндия», сопровождаемой при масонском исполнении особым текстом.
Камерные сочинения
Для фортепиано
Для органа
«Луоннотар», поэма для сопрано и оркестра (1913) Op.70.
Мелодекламация
Сочинения без обозначения опуса
Среди дирижёров, выполнивших записи всех симфоний Сибелиуса (включая или исключая «Куллерво») - Владимир Ашкенази, Джон Барбиролли, Пааво Берглунд, Леонард Бернстайн, Осмо Вянскя, Александер Гибсон, сэр Колин Дэвис, Курт Зандерлинг, Лорин Маазель, Геннадий Рождественский, Саймон Рэттл, Петри Сакари, Юкка-Пекка Сарасте, Лейф Сегерстам, Неэме Ярви.
Важные записи некоторых симфоний Сибелиуса осуществили также Карел Анчерл (№ 1), Томас Бичем, Герберт фон Караян (№ 1, 2, 4-7), Роберт Каянус, Кирилл Кондрашин (№ 2, 3, 5), Сергей Кусевицкий (№ 2, 5, 7), Джеймс Левайн, Евгений Мравинский (№ 3, 7), Юджин Орманди (№ 1, 2, 4, 5, 7), Евгений Светланов (№ 1), Георг Тинтнер (№ 7), Серджиу Челибидаке (№ 2, 5), Георг Леохарт Шнеевойгт, Пааво Ярви («Куллерво»). Прочие оркестровые произведения Сибелиуса записывали также дирижёры Ханс Росбауд, Вильгельм Фуртвенглер.
Записи скрипичного концерта осуществили скрипачи Ида Гендель, Гидон Кремер, Анна-Софи Муттер, Давид Ойстрах, Ицхак Перлман, Исаак Стерн, Яша Хейфец, Генрик Шеринг.
Финляндия чтит Сибелиуса как национального героя. Еще при жизни он удостоился на родине такого почета, каким, вероятно, не пользовался ни один музыкант в мире. В небольшом городе Хяменлияна на юге центральной части Финляндии, невдалеке от Хельсинки, 8 декабря 1865 в семье военного врача Христиана-Густава Сибелиуса родился сын. Его назвали Йоган-Юлиус-Христиан, впоследствии он стал известен под коротким именем Ян.
Рано потеряв отца, маленький Ян провел детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своем родном городе. Он обладал неистощимой фантазией, населявшей непроходимые лесные чащи диковинными существами — нимфами, колдуньями, гномами. Эта черта сохранилась у него и в зрелом возрасте. Недаром учителя называли его мечтателем.
Свое образование Ян начал в шведской школе, но вскоре перешел в финскую. В роду Сибелиусов не было музыкантов, но многие из них очень любили искусство. Следуя упрочившейся семейной традиции, подрастающих детей обучали музыке: сестра Линда выбрала рояль, брат Христи — виолончель, Ян начал заниматься на рояле, но затем предпочел скрипку. В десятилетнем возрасте он сочинил небольшую пьеску.
Лет в 15 его влечение к музыке настолько возросло, что решено было начать более серьезные, систематические занятия. Преподавателем выбрали руководителя местного духового оркестра Густава Левандера, этот музыкант дал своему ученику не только хорошую техническую подготовку, но и некоторые музыкально-теоретические знания. В результате занятий юный музыкант написал несколько камерно-инструментальных сочинений.
Ян Сибелиус в 11-летнем возрасте
Как старший сын, Ян должен был стать опорой семьи. В двадцатилетнем возрасте он поступил на юридический факультет университета в Хельсинки, втайне мечтая о другом — об артистической карьере скрипача-виртуоза.
Параллельно с занятиями в университете юноша посещал Музыкальный институт. Вскоре его успехи окончательно убедили родных в том, что настоящее его призвание — музыка.
С исключительной теплотой отнесся к нему директор института М. Вегелиус, преподававший теоретические дисциплины. Чувствуя большую одаренность начинающего композитора, Вегелиус старался не стеснять его раскрывающийся талант и богато проявляющуюся творческую фантазию строгими рамками традиционных теоретических предписаний.
Исключительно благотворную роль в жизни молодого Сибелиуса сыграл возглавлявший национальное направление в финской музыке Р. Каянус. В своем старшем друге Сибелиус встретил покровителя и советчика, оказавшего на первых порах существенную помощь молодому композитору.
Весной 1889 года Сибелиус закончил Музыкальный институт. Наряду с другими талантливыми представителями финской молодежи Сибелиус получил государственную стипендию для совершенствования за рубежом. Двухгодичное пребывание в Германии и Австрии принесло много интересных впечатлений.
Пребывание Сибелиуса на родине в 1890 ознаменовалось важным событием в его жизни — обручением с Айно Ярисфельт. Вскоре он снова уехал для дальнейшего совершенствования, на этот раз в Вену В Австрии Сибелиус написал два симфонических произведения. Посланные в Хельсинки Каянусу, они были исполнены там, но без особенного успеха.
Заграничная поездка расширила художественный кругозор молодого композитора, не принеся, однако, больших результатов в изучении музыкально-теоретических дисциплин. В этом сказалось его упорное сопротивление окостеневшим традиционным нормам и стремление оставаться самобытным. Невелики были и творческие достижения этого периода.
Тем не менее, когда 26-летний композитор вернулся в 1891 домой, он убедился в том, что некоторые его сочинения охотно исполняются.
Вскоре Ян Сибелиус выступил с большим произведением, в котором впервые широко раскрылось его дарование, — симфонической поэмой «Куллерво» для двух солистов, мужского хора и оркестра Первые наброски ее были сделаны еще в годы пребывания за границей.
Выдвинув Сибелиуса в первые ряды деятелей финской культуры, «Куллерво» сыграло большую роль и в его личной жизни. Если раньше родители его нареченной не решались отдать дочь за музыканта с необеспеченным общественным положением, то теперь их сомнения рассеялись. Летом 1892 года состоялась свадьба.
В юной Айно Сибелиус нашел подругу, поддерживавшую его на жизненном пути. Но семья требовала немалых забот. Надо было думать об устройстве на работу, и выход был найден с помощью друзей. Вегелиус пригласил своего воспитанника преподавать теорию композиции и вести класс скрипки в Музыкальном институте, а Каянус возложил на него такие же обязанности в своей оркестровой школе. Педагогическая деятельность Сибелиуса продолжалась около 8 лет. Впоследствии он возвращался к ней лишь изредка, не чувствуя, видимо, к тому большой склонности.
Супруга композитора Айно
В этот счастливый период своей жизни, в начале 1890-х годов, молодой композитор становится одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии. Почти все его произведения этого периода непосредственно связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзии, особенно «Калевалы». На этом этапе творчества Сибелиус остается приверженцем музыки, связанной с поэтическим текстом, — вокальной и программной.
Сочинения начала 1990-х годов подтверждают этот принцип: «Странствие в лодке» для смешанного хора на текст рун «Калевалы», увертюра «Карелия» и сюита под тем же названием, симфонические поэмы «Весенняя песнь» и «Лесная нимфа», в которых возрождаются сказочные образы лесных чудищ, волновавшие воображение маленького Яна в детские годы.
Этот период творческих исканий и опытов завершился произведением, в котором Сибелиус выступил уже как большой, законченный художник и как мастер оркестрового письма. Это была «Сюита о Лемминкяйнене» — четыре легенды для симфонического оркестра, принесшие их автору европейскую, а вскоре и мировую славу.
Ян Сибелиус с дочерьми Хайди и Маргарет
После трагического героя Куллерво композитор обратился к самому веселому, жизнерадостному персонажу «Калевалы», сочетающему в себе качества храброго воина и неотразимого покорителя сердец. Четыре части сюиты посвящены важнейшим эпизодам его бурной жизни.
Сюита поражает своеобразием и непосредственностью мелодического языка, удивительной свежестью гармонических красок. Она казалась свежим дыханием Севера, влившимся в пряную, несколько изысканную атмосферу цивилизации конца XIX века. Облик великого художника северных просторов здесь проявился хотя и не в полную силу, но уже достаточно отчетливо. У замечательной сюиты Сибелиуса странная судьба.
Интерес и сочувствие обычно сопровождали его прежние выступления. Сюита же была встречена недоверчиво, неодобрительно. Началось с резких выступлений артистов оркестра. Слушая на репетициях их пререкания с композитором, молодая жена Сибелиуса тихо плакала, сидя в ложе. Лишь благодаря его настойчивости и возросшему влиянию сюиту удалось отстоять. Критики оценили новое произведение довольно сдержанно, отметив будто бы недостаточно выраженный национальный характер музыки и наличие влияний Вагнера, Листа, Чайковского.
Однако, при несомненных следах влияний, вполне понятных у молодого композитора, сюита покоряет, прежде всего, своей самобытной силой. Но даже две последние легенды, вскоре получившие мировое признание как образцы подлинно финского искусства, не привлекли внимания критиков.
Рояль композитора
Расстроенный Сибелиус вовсе исключил первые две части, которые в дальнейшем в течение 37 лет не исполнялись и не публиковались. В то время как «Туонельский лебедь» и «Возвращение Лемминкяйнена» совершали триумфальное шествие по концертным эстрадам многих стран, первая половина сюиты оставалась забытой. Лишь в 1934 известный финский дирижер Г. Шнеефойхт исполнил все четыре части.
Несмотря на неудачи, жизненные трудности и разочарования, творчество Сибелиуса пробивало себе путь не только на родине, но и за рубежом. Каянус исполнял его музыку в Париже, сочинения его, изданные в Германии, вызвали интерес в странах Европы и США.
В это время пришли признание и помощь оттуда, откуда меньше всего можно было ожидать: сенат назначил Сибелиусу постоянную государственную стипендию, что было беспримерным случаем в истории Финляндии.
Значительных событий в зрелые годы его жизни относительно немного: нечастые выступления в качестве дирижера, поездки в Россию, Западную Европу и Америку, встречи с выдающимися современниками. Заботливая жена охраняет его покой, создавая условия для плодотворного труда. Жизнь композитора проходит главным образом в его рабочем кабинете. Здесь рождаются и произведения, приносящие их автору славу трибуна национально-освободительного движения Финляндии.
Ян Сибелиус на балконе своей усадьбы "Айнола"
В ноябре 1899 в Хельсинки проводились празднества печати в пользу фонда, поддерживавшего своими средствами финскую прессу. Кульминационным моментом вечера явилась заключительная сцена, называвшаяся «Финляндия пробуждается». Широкий отклик встретило вступление к последней картине Сибелиуса, ставшее известным всему миру в виде отдельной симфонической пьесы под названием «Финляндия». Несмотря на свои небольшие размеры, это образец монументального музыкального искусства, подлинный памятник патриотического воодушевления. Современники говорили, что «Финляндия» больше способствовала освободительной борьбе народа, чем тысячи речей и памфлетов. Здесь господствуют яркие краски, широкие мазки кисти.
В этот же период Сибелиус создает Первую симфонию. Она впервые была исполнена под управлением автора 26 апреля 1896. В ней справедливо отмечались явные влияния, в частности Чайковского и Бородина. Вторая симфония Сибелиусом была закончена довольно быстро и 3 марта 1902 года впервые исполнена под управлением автора в Хельсинки.
К тем же годам относится самое популярное, хотя и не вполне характерное для Сибелиуса произведение — «Грустный вальс» из музыки к драме «Смерть» А. Ярнефельта. Такие малые формы, как музыкальные номера, к драматическим спектаклям, занимали видное место на всем протяжении его творческой жизни.
Почти одновременно Сибелиус создал произведение крупного масштаба, Концерт для скрипки с оркестром. В 1903 Сибелиус приступил к работе над своим единственным скрипичным концертом, в который вложил всю свою любовь к инструменту. Концерт знаменит своей сложностью: в нем ярко выражено стремление композитора выявить беспредельные выразительные возможности скрипки - те, что для него самого как исполнителя не были доступны. Первое исполнение Концерта для скрипки с оркестром состоялось 8 февраля 1904 года в Хельсинки под управлением автора
Один из величайших скрипичных концертов в исполнении скрипача №1 в мире с невероятным оркестром под управлением дирижера-звезды, на скрипке, созданной легендой. Музыка - Ян Сибелиус, концерт для скрипки с оркестром d-moll, op.47 (1903 год) Солист - Максим Венгеров Оркестр - Chicago Symphony Orchestra Дирижер - Дэниел Баренбойм Инструмент - конечно, Страдивари!
Весной 1904 в жизни Сибелиуса про изошло событие, оказавшее немаловажное влияние на его дальнейшую творческую работу: вместе с семьей он переселился из Хельсинки в небольшую усадьбу в деревне Ярвенляя, в 30 километрах от столицы, в живописной местности близ озера Туусула. Усадьба получила название «Айнола», что означает по-фински «жилище Айно», в честь жены Сибелиуса.
Здесь композитор прожил более полувека; здесь он создал свои наиболее зрелые произведения, в том числе пять симфоний.
«Мне необходимо было уехать из Хельсинки , — говорил он близким друзьям. — Для моего творчества требовались иные условия. В Хельсинки любая мелодия умирала во мне. К тому же я слишком общителен и не способен отказываться от всевозможных приглашений, мешающих моей работе».
«Айнола» - усадьба-музей Яна Сибелиуса
Подлинным «освящением» нового жилища — Айнолы — явилось выдающееся произведение, начатое композитором вскоре после переселения — Третья симфония. Законченная лишь в 1907, она была воспринята как новое слово в творчестве Сибелиуса. Эпическая грандиозность предшествующих двух симфоний уступает здесь место лирической углубленности.
Четвертая симфония Сибелиуса считается одной из самых своеобразных симфоний начала нашего столетия. Как утверждал композитор, Четвертая была создана «в виде протеста против современных музыкальных произведений». Это — особый мир, где все крайне необычно — и мелодика, сохраняющая, однако, глубокую народную основу, и гармонический язык, и формы, и оркестровые краски.
Ян Сибелиус с женой Айно накануне своего 90-летия
Слава Сибелиуса с каждым годом все шире распространялась по странам мира. Предпринятое им в 1914 году концертное турне в США прошло с триумфом и сопровождалось чествованиями, отразившими популярность его творчества за океаном.
Разразившаяся мировая война нарушила некоторые планы Сибелиуса: пришлось отказаться от второй поездки в США, куда его снова настойчиво приглашали, прервались связи с музыкантами Западной Европы.
Но даже война не помешала торжественно отметить в декабре 1915 года пятидесятилетие великого композитора.
Тогда же Сибелиус впервые познакомил слушателей с новой, Пятой симфонией. Она выделяется монументальностью замысла. Но еще с 1918 в душе композитора зрел новый большой замысел — Шестая симфония. Она была написана лишь через 5 лет — срок необычайно долгий для ее автора, что отчасти можно объяснить сложными обстоятельствами этого периода. 16 февраля 1923 симфония впервые прозвучала под управлением Сибелиуса в Хельсинки.
Приближаясь к шестидесяти годам, Сибелиус проявляет высокую творческую активность. Он пишет Седьмую симфонию и ряд других крупных произведений.
Известный дирижер С. Кусевицкий метко назвал Седьмую «Парсифалем» Сибелиуса. Кажется, что великий художник, пройдя долгий путь, останавливается на вершине, просветленным взглядом охватывая окружающий мир.
Последнее из значительных произведений Сибелиуса — симфоническая поэма «Тапиола» — написано в 1926. С конца 1920-х годов творческая деятельность Сибелиуса прекратилась почти на тридцать лет. Лишь изредка композитор создавал небольшие сочинения или переделывал старые.