Все композиторы и их произведения. Великие композиторы мира. Михаил Иванович Глинка

30.10.2019

На рубеже XIX-XX столетий в европейской культуре сосуществовали разные художественные направления. Одни развивали традиции XIX века, другие возникли в результате творческих поисков современных мастеров. Самым значительным явлением музыкального искусства стал поздний романтизм. Его представителей отличал повышенный интерес к симфонической музыке и грандиозным масштабам сочинений. Для своих произведений композиторы создавали сложные философские программы. Многие композиторы стремились в своем творчестве к продолжению романтических традиций прошлого, например, С.В. Рахманинов (1873-1943), Рихард Штраус (1864-1949). Я бы хотела подробнее остановиться на этих двух представителях стиля позднего романтизма.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов – русский композитор, пианист и дирижер.

4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы.

В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова – композитора и пианиста-виртуоза – гармонично соединились традиции русского и европейского искусства. Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова – художественный символ России. В творчестве Сергея Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания – с ритмической энергией. Музыка Рахманинова – важная часть позднего романтизма Европы. После 1917 года Рахманинов был вынужден жить за границей – в Швейцарии и США. Его композиторская и особенно исполнительская деятельность стали явлением, без которого невозможно представить себе культурную жизнь Запада 20-40 гг. XX века.

Наследие Рахманинова включает в себя оперы и симфонии, камерно-вокальную и хоровую музыку, но больше всего композитор писал для фортепиано. Он тяготел к мощной, монументальной виртуозности, стремился уподобить фортепиано по богатству красок симфоническому оркестру.

Творчество Рахманинова соединяет разные эпохи и культуры. Русским музыкантам оно позволяет почувствовать свою глубокую связь с европейскими традициями, а для музыкантов Запада Рахманинов открывает Россию – показывает её подлинные духовные богатства.

Рихард Штраус

Рихард Штраус – немецкий композитор эпохи позднего романтизма, особенно прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром.

На стиль Рихарда Штрауса оказали серьезное влияние произведения Шопена, Шумана, Мендельсона. Под влиянием музыки Рихарда Вагнера Штраус обратился к опере. Первое сочинение подобного рода – «Гунтрам» (1893 г.). Это романтическое произведение; его музыкальный язык несложен, мелодии красивы и напевны.

С 1900 года опера стала ведущим жанром в творчестве Рихарда Штрауса. Произведения композитора отличает простота и ясность музыкального языка, в них автор использовал бытовые танцевальные жанры.

Творческая деятельность Штрауса продолжалась более семидесяти лет. Начинал композитор как поздний романтик, затем пришел к экспрессионизму и, наконец, обратился к неоклассицизму.

Александр Николаевич Скрябин

Он с младенчества тянулся к звукам рояля. А в три года уже часами просиживал за инструментом, относясь к нему как к живому существу. Окончив Московскую консерваторию, Александр начал давать концерты и преподавать, но стремление к композиторской деятельности было сильнее. Он начинает сочинять и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов.

«Искусство должно быть праздничным, – говорил он, – должно поднимать, чаровать». А на деле музыка его оказалась столь дерзкой, новой и непривычной, что исполнение его «Второй симфонии» 21 марта 1903 года в Москве превратилось в натуральный скандал. Кто-то восхищался, кто-то топал и свистел… Но Скрябина это не смутило: он чувствовал себя мессией, провозвестником новой религии – искусства. Он верил в его преобразующую силу. Он мыслил модными тогда планетарными масштабами. Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности.

Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. Но замысел так и остался незавершенным. Скрябин умер в Москве 14(27) апреля 1915 года. Жизнь его, жизнь гения, была коротка и ярка.

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев – русский и советский композитор, один из знаменитейших композиторов XX века.

Определение "композитор" было для Прокофьева гак же естественно, как "человек".

В музыке Прокофьева слышится типично прокофьевская остро диссонирующая гармония, пружинистая ритмика, нарочито суховатая, дерзкая моторность. Критика реагировала мгновенно: "Молодой автор, еще не закончивший своего художественного образования, принадлежа к крайнему направлению модернистов, заходит в своей смелости гораздо дальше современных французов".

Многие современники молодого Прокофьева и даже исследователи его творчества проглядели в его музыке "лирическую струю", пробивавшуюся сквозь остросатирические, гротесковые, саркастические образы, сквозь нарочито грубоватые, тяжеловесные ритмы. А их много, этих лирических, застенчивых интонаций в фортепианных циклах "Мимолетности" и "Сарказмы", в побочной теме первой части Второй сонаты, в романсах на стихи Бальмонта, Апухтина, Ахматовой.

О Прокофьеве можно сказать: великий музыкант нашел свое место и среди великих преобразователей жизни.

Милий Балакирев

Милий Балакирев – русский композитор, пианист, дирижер (1836/37-1910)

Образовалась «Могучая кучка» – сообщество единомышленников, поразительно многое давшее русской музыке.

Лидерству Балакирева в кружке способствовали его безупречный вкус, ясный аналитический ум и знание огромного количества музыкального материала. В кружке царили настроения, которые высказал один из критиков того времени: «Музыка может горы свернуть». Натура Балакирева была весьма энергична и обаятельна. В кружке он быстро взял на себя роль организатора.

Он относился к кружку как к своеобразному творчеству: творил, «влияя» на молодых композиторов. Из них он складывал будущую музыкальную палитру России.

Постепенно к Балакиреву пришла мысль о Бесплатной музыкальной школе.

В 1862 году Бесплатная музыкальная школа открылась и дала первый концерт. Балакирев выступил как дирижер симфонического оркестра.

Им и самим было написано немало, но он не испытывал творческого удовлетворения от созданного. Как писал Цезарь Кюи, «до самой смерти говорил он, что только то, что мы писали под его крылышком, было хорошо».

Глазунов Александр Константинович

Александр Глазунов – русский и советский композитор (1865-1936)

Глазунов – один из крупнейших русских композиторов конца 19 – начала 20 вв. Продолжатель традиций Могучей кучки и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпическую и лирико-драматическую ветви русской музыки. В творческом наследии Глазунова одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы, русская действительность, песенность славянских и восточных народов. Произведения Глазунова отличаются рельефностью музыкальных тем, полным и ясным звучанием оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременное звучание различных тем, сочетание имитационного и вариационного развития). К числу лучших произведений Глазунова принадлежит также концерт для скрипки с оркестром (1904).

Существен вклад Глазунова в камерно-инструментальную музыку, а также в балетный жанр («Раймонда». 1897. и др.). Следуя традициям Чайковского, Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен. Завершил совместно с Римским-Корсаковым оперу «Князь Игорь», по памяти записал 1-ю часть 3-й симфонии Бородина. Участвовал в подготовке к печати произведений М. И. Глинки. Оркестровал «Марсельезу» (1917), ряд произведений русских и зарубежных композиторов.

Николай Яковлевич Мясковский

Николай Мясковский – русский и советский композитор (1881-1950).

Вместе с Прокофьевым и Стравинским, Николай Яковлевич Мясковский был в числе тех композиторов, которые отражали настроения творческой интеллигенции России дореволюционного периода. Они вошли в послеоктябрьскую Россию на правах старых специалистов, и, видя вокруг себя террор, направленный против им подобных, так и не смогли избавиться от чувства закомплексованности. Тем не менее, они честно (или почти честно) творили, отображая окружавшую их действительность.

Пресса того времени писала: «Двадцать седьмая симфония – это сочинение советского художника. Об этом не забываешь ни на минуту». Он считается главой советской симфонической школы. Музыкальные произведения Мясковского отражают свое время, всего он написал 27 симфоний, 13 квартетов, 9 фортепианных сонат и другие произведения, многие из которых стали в советской музыке этапными. Для композитора было характерно слияние интеллектуального и эмоционального начал. Музыка Мясковского своеобразна, отмечена концентрацией мысли и одновременно – накалом страстей. В наше время можно по-разному относиться к творчеству Н. Мясковского, но, бесспорно, двадцать семь его симфоний весьма полно отразили жизнь советской эпохи.

Николай Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков – русский композитор (1844-1908)

Творчество великого композитора Н. Римского-Корсакова, почти полностью, принадлежавшее XIX веку, словно острием иглы вонзается и в XX век: восемь лет он жил и творил в этом столетии. Композитор словно мост соединяет два века мировой музыки. Фигура Римского-Корсакова интересна еще и потому, что он по существу был самоучкой.

Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов – советский композитор, пианист (1915-1998).

Музыку Георгия Свиридова благодаря ее простоте легко отличить от произведений других композиторов. Но эта простота – скорее сродни лаконизму. Музыка Свиридова обладает неприхотливой выразительностью, но она выразительна по сути, а не по форме, расцвеченной разного рода изысками. Ей присущ богатый внутренний мир, ее неподдельные эмоции сдержанны... Музыка Свиридова легка для понимания, а значит, интернациональна, но в то же время глубоко патриотична, поскольку тема Родины проходит через нее красной нитью. Г. Свиридов, по словам его учителя Д. Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства». Потому он считается одним из самых интересных авторов XX века.

Зачастую Г. Свиридов слыл композитором, чьи вокальные произведения трудны для исполнения. В его творческих запасниках десятилетиями копилась музыка, ожидавшая своих исполнителей. Традиционная исполнительская манера для музыки Свиридова зачастую не подходила; сам композитор говорил, что новизна и сложность его вокальной музыки связаны с тем, что сама речь постоянно совершенствуется. В этой связи он вспоминал старых, некогда известных и модных в свое время актеров и поэтов. «Сегодня,– утверждал Свиридов,– такого сильного впечатления они на нас не произведут. Речь их покажется нам то манерной, то жеманной, то чересчур простой. Поэт Игорь Северянин был наисовременен и по образности, и по словарному запасу, а сейчас воспринимается как нечто музейное». Новые особенности речи зачастую мешали певцам, но именно в этом направлении, по мнению Свиридова, следовало работать.

Пожалуй, никто до Свиридова не делал столько для развития и обогащения вокальных жанров – оратории, кантаты, хора, романса... Это выдвигает Г. Свиридова в число ведущих композиторов не только в российском, но и мировом масштабах.

Стравинский Игорь Фёдорович

Стравинский Игорь Фёдорович – русский композитор, дирижер (1882-1971).

Большую часть жизни Стравинский провел вне России, но никогда не переставал быть русским композитором. Он черпал вдохновение в русской культуре и русском языке. И он приобрел подлинно мировую славу. Имя Стравинского было и остается на слуху даже у тех, кто мало интересуется музыкой. В мировую историю музыкальной культуры XX века он вошел как великий мастер соединения музыкальных традиций современности и седой древности.

Сочинения Стравинского взламывали устоявшиеся рамки, меняли отношение к фольклору. Они помогали понять, как народная песня, воспринятая сквозь призму современности, оживает в руках композитора. Благодаря таким композиторам, как Стравинский, в конце XX века поднялся престиж фольклора и получила развитие этно-музыка.

Всего для балетного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", "Аполлон Мусагет", "Поцелуй феи", "Игра в карты", "Орфей", "Агон". Также он создал три балетных произведения с пением: "Байка", "Пульчинелла", "Свадебка".

Танеев Сергей Иванович

романтизм музыкальный импрессионизм

Танеев Сергей Иванович – русский композитор, пианист, педагог (1856-1915).

Имя этого великого музыканта и педагога ныне редко упоминается, но при более пристальном рассмотрении вызывает к себе подлинное уважение. Он не стал знаменит как композитор, однако всю свою жизнь посвятил Московской консерватории, воспитал таких бесспорно выдающихся музыкантов, как С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Р. Глиэр, К. Игумнов и других. Ученик П. Чайковского, С. Танеев создал целую школу, которая отличала российских и советских композиторов от композиторов всего мира. Все его ученики продолжали традиции танеевского симфонизма. Многие знаменитые люди рубежа XIX и XX веков, как, например, Лев Толстой, называли его своим другом и почитали за честь общаться с ним.

Танеева можно сравнить с Сократом, который, не написав серьезных философских сочинений, оставил после себя многочисленных учеников.

Танеев развил многие музыкальные теории, создал уникальный труд «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889–1906) и его продолжение «Учение о каноне» (конец 90-х–1915). Каждый художник, отдав жизнь искусству, мечтает, чтобы его имя не было забыто потомками. В последние годы жизни Танеев сильно переживал, что мало написал произведений, которые рождены были бы вдохновением, хотя писал много и интенсивно. С 1905 по 1915 год он написал несколько хоровых и вокальных циклов, камерно-инструментальных произведений.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – советский композитор, пианист (1906-1975).

Шостакович, без сомнения, был и остается величайшим композитором XX века. Современники, знавшие его близко, утверждали, что он рассуждал примерно так: зачем лезть на рожон, если потомки все равно будут знать о тебе по музыкальным произведениям? Шостакович не обострял отношения с властью. Но в музыке он протестовал против насилия над личностью.

Он написал Симфонию №7 (посвящённую блокаде Ленинграда).

Шостакович своими глазами видел: как умирают люди, как летят самолёты, бомбы, постарался в своём произведении «Симфония №7» отразить все те события, которые пережили люди.

Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле. В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта.

На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией №7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.

Импрессионизм

В последней трети XIX столетия появилось новое направление – импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – «впечатление»), первоначально оно появилось во французской живописи. Музыканты-импрессионисты стремились передать тонкие и сложные ощущения, добивались изысканности и утонченности звучания. Именно поэтому им был близок литературный символизм (70-е гг. XIX в. – 10 гг. XX в.), зародившийся также во Франции.

Символисты исследовали сферы неизведанные и таинственные, пытались познать «идеальный мир», скрытый под покровом действительности. Композиторы-импрессионисты нередко обращались к поэзии и драматургии символизма.

Основоположник музыкального импрессионизма – французский композитор, пианист и дирижер Клод Дебюсси (1862-1918). В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений.

Композиторы стремились вернуться к ясности гармоний, простоте мелодий и форм, красоте и доступности музыкального языка. Они обращались к полифонии, возрождали клавесинную музыку.

Макс Регер

Черты позднего романтизма и неоклассицизма соединились в творчестве немецкого композитора и дирижера Макса Регера. Он писал для органа, оркестра, фортепиано, скрипки, альта, камерных ансамблей. Регер стремился осмыслить наследие XVIII века, особенно опыт Иоганна Себастьяна Баха, и в своих произведениях обращался к музыкальным образам ушедшей эпохи. Однако, будучи человеком рубежа XIX-XX столетий, Регер насыщал музыку оригинальными гармониями и необычными тембрами.

Неоклассицизм

Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции XIX века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т. д.). Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины – этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально-культурных процессов у различных народов мира. Некоторые обращаются к истокам древних культур (Карл Орф) или всецело опираются на народное творчество (Леош Яначек, Бела Барток, Золтан Кодай). Вместе с тем композиторы активно продолжают экспериментировать в своих сочинениях и открывают новые грани и возможности гармонического языка, образов и структур.

Падение эстетических принципов XIX века, политический и экономический кризис начала нового столетия, как ни странно, способствовали образованию нового синтеза, обусловившего проникновение в музыку других видов искусств: живописи, графики, архитектуры, литературы и даже кинематографии. Однако общие законы, главенствовавшие в композиторской практике со времен И.С. Баха, были нарушены и преобразованы.

На рубеже XIX-XX столетий завершился длительный и сложный процесс освоения русскими музыкантами традиций, стилей и жанров европейской культуры. К концу XIX в. Петербургская и Московская консерватории стали солидными учебными заведениями. Из их стен вышли все выдающиеся композиторы той эпохи и немало прекрасных исполнителей. Сложились школы инструменталистов, певцов и танцовщиков. Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский Мариинский театр в Петербурге и Московская частная русская опера, созданная российским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841 – 1918).

В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. Их творчество трудно отнести к какому-либо определённому течению, и это – доказательство зрелости русской музыкальной культуры.

Первое впечатление, которое складывается при знакомстве с музыкой 20 века, будто между музыкальным искусством нового времени и всех предшествующих столетий лежит пропасть – столь значительны различия в звуковом облике произведений.

Даже сочинения 10-30 гг. XX века представляются излишне напряжёнными и резкими по звучанию. На самом деле, музыка 20 столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и напряжённым.

Трагические события и противоречия – войны, революции, научно-технический прогресс, тоталитаризм и демократия, не только обострили душевные переживания, присущие людям, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому, тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке 20 века. Не менее важной оказалась для искусства и тема самопознания личности.

Двадцатый век ознаменовался множеством нововведений в искусстве и литературе, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все.

Новое содержание, как водится, требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Появилось понятие атональная музыка. Это музыка, в которой четкая система тональностей на слух не определяется, а аккордовые созвучия (гармонии) связываются друг с другом свободно, без соблюдения строгих правил. Другой важной особенностью музыкального языка XX века стали необычные звучания. Чтобы передать образы современной жизни, использовали необычные шумовые эффекты (лязг и скрежет металла, грохот станков и другие "промышленные" звуки), изобретали новые инструменты. Однако более интересные результаты дал другой путь. Композиторы экспериментировали с традиционными инструментами: смешивали тембры, играли в непривычных регистрах, изменяли технические приёмы. И оказалось, что классический симфонический оркестр или оперные формы могут прекрасно показать жизнь города с его сложной системой звуков и шумов, а главное – непредсказуемые повороты мысли и "изломы" психики человека конца II тысячелетия.

Однако новаторские поиски вовсе не привели к отказу от традиций. Именно XX век возродил музыкальное наследие ушедших эпох. После двухсот трёхсот лет забвения вновь начали звучать произведения Монтеверди, Корелли и Вивальди, немецких и французских мастеров XVII в.

Коренным образом изменилось отношение к фольклору. В XX столетии появляется новое течение – неофольклоризм (от греч. "neos" – "новый" и "фольклор"). Его сторонники призывали использовать народные напевы, записанные в глубинных сельских районах, не "приглаженные" на городской лад. Войдя в сложную ткань симфонии, сонаты или оперы, такая песня привнесла в музыку невиданную доселе страстность, богатство красок и интонаций.

На рубеже XIX-XX столетий в европейской культуре сложилось новое художественное направление – экспрессионизм (от лат. expressio – "выразительность"). Его представители отражали в своих произведениях трагическое мироощущение человека эпохи Первой мировой войны – отчаяние, боль, страх одиночества. "Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества", – писал основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг (1874-1951).

Арнольд Шёнберг

Музыкальный экспрессионизм сложился в Австрии, точнее, в её столице, Вене. Его создатели – Арнольд Шёнберг, Альбан Берг и Антон Веберн. Творческое содружество композиторов вошло в историю музыки под названием новая венская (нововенская) школа. Каждый из мастеров прошёл в искусстве собственный путь, но в их произведениях есть и немало общего. Прежде всего – трагический дух музыки, стремление к острым переживаниям и глубоким потрясениям. За тем – напряжённый духовный поиск, желание во что бы то ни стало обрести религиозные и нравственные идеалы, утраченные большинством современных людей. Наконец, все три композитора разрабатывали единый метод сочинения музыки – додекафонную систему, резко изменившую традиционные представления о ладовом и гармоническом устройстве произведения.

Творчество Шёнберга решает одну главную задачу – выражает средствами музыки человеческие страдания. Тяжёлые, томительные предчувствия, ощущение тоскливого ужаса великолепно переданы уже в раннем произведении – Пять пьес для оркестра (1909 г.). По настроению и форме это камерные прелюдии, но написаны они для большого симфонического оркестра, и тонкая, прозрачная звукопись чередуется в них с мощными "вскрикиваниями" духовых и ударами литавр.

Результатом размышлений Шёнберга над событиями Второй мировой войны стала кантана "Уцелевший из Варшавы" (1947 г.) для чтеца, хора и оркестра. В качестве текста использованы подлинные рассказы очевидцев расправы гитлеровцев над жителями еврейского гетто в Варшаве. Музыка этого масштабного сочинения, построенная на одной серии, выдержана в лучших традициях экспрессионизма – она сложна, трагична и обострённо эмоциональна. Композитор словно пытается представить своих героев перед лицом Бога и Вечности и тем самым показать, что их страдания были не напрасны. Кантата завершается пением молитвы, и её музыка, основанная на звуках той же серии, органично вырастает из трагического мрака предыдущих частей.

Авангардизм

Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – авангардизм (от фр. “avant-garde” –впереди идущий), или модернизм (от лат. “modernus” – новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.

Движение музыкального авангарда охватывает 50-90-е гг. XX столетия. Оно возникло после Второй мировой войны далеко не случайно: потрясения военного времени, а за тем и резкое изменение уклада жизни вызвали разочарование в нравственных и культурных ценностях предшествующих эпох. Представителям поколения 50-60-х гг. хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.

К музыкальному авангардизму относят обычно так называемую конкретную музыку, основанную на свободе тоновых созвучий, а не на гармоническом ряде: соноризм – один из видов современной композиторской техники, использующей главным образом красочные звучания (лат. “sonorus” – звучный, шумный) и практически игнорирующий точные звуковысотные связи, электронную музыку. Первые поиски в направлении авангардизма были предприняты еще в самом начале ХХ века русским композитором А.Н. Скрябиным. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других – возмущала необычностью.

А.Н. Скрябин

Поиски новых методов творчества вызвали к жизни немало необычных стилей. Композиторы в качестве "классических" инструментов используют электронную звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику – магнитофон, синтезатор, а в последние годы – компьютер. Появление электронной музыки было вызвано желанием привлечь внимание к "классике" миллионов любителей эстрады и рока (где электронным инструментам принадлежит ведущее место). Однако композиторы, работающие в этой области, преследуют и другую цель. Они пытаются исследовать сложные отношения человека с миром техники, которая всё сильнее подчиняет сознание людей. "Живой" диалог музыканта с его электронным "двойником" в наиболее талантливых произведениях обретает глубокий символический смысл.

Хепенинг

С 50-х гг. в музыке, как и в других видах искусства (например, в театре), существует такое направление, как хепенинг (от англ., happening – "случающееся", "происходящее"). Его истоком можно считать произведение "4"33" (1954 г.) американского композитора Джона Кейджа (родился в 1912 г.). На сцену выходит пианист, который четыре минуты тридцать три секунды... молча сидит за роялем, потом встаёт и уходит. Премьера прошла со скандалом: просвещённая публика решила, что над ней просто издеваются, а обыватель получил возможность снисходительно заметить: "Так и я могу". Намерение шокировать публику, безусловно, входило в планы автора, но оно не было самоцелью. По мнению исследователей, Кейдж превратил в музыкальное произведение явления окружающей действительности: тишину в ожидании начала игры, звуки, производимые слушателями (покашливания, шёпот, скрип стульев и т. д.). Публика и музыкант таким образом выступали и в роли исполнителей, и в роли авторов стихийно возникшей пьесы. Музыка превращалась из слухового образа в образ зрительный. Это и стало в дальнейшем отличительной чертой хепенинга: исполнение произведения становится, фактически, беззвучной пантомимой. Джон Кейдж

Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых было большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20-го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и напряжённым.

Трагические события и противоречия – войны, революции, научно-технический прогресс, тоталитаризм и демократия, не только обострили душевные переживания, присущие людям, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому, тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX века.

Не менее важной оказалась для искусства и тема самопознания личности. Представителям всё новых поколений хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.

Музыкальное искусство XX века необычайно объемно. Пожалуй, нет ни одного исторического музыкального стиля, который бы так или иначе не отразился в пестром музыкальном калейдоскопе XX столетия. В этом отношении столетие стало рубежным. Всё, что накапливали предыдущие века развития музыки, и всё своеобразие национальных музыкальных культур вдруг сделалось всеобщим достоянием.

Каждая временная эпоха подарила нам своих гениев. Будь то композиторы XIX или XX века, их произведения уже заняли свою веху в истории человечества и стали для всех поколений образцом не только в музыке, и, не смотря на давность создания, призваны служить на радость людям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белянва-Экземлярская С.Н. «Музыкальные переживания в дошкольном возрасте», вып. 1., - М.: Просвещение, 1961.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1968.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5-1992 год. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре.

4. Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 2000.

5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Издательство «Мозаика» - Синтез, Москва, 2005 г.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.,1947.

7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Просвещение,1961, - с. 231.

8. Орф К.Система музыкального воспитания. - М. -Л. 1970. с.21.

9. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.

Классическая музыка сейчас далеко не настолько популярна, какой она была в свой «золотой век» — с XVII по начало XX столетия, но она по-прежнему впечатляет и служит вдохновением для многих. Известные музыкальные композиторы, создавшие эти великие произведения, возможно, жили сотни лет назад, но их шедевры до сих пор остаются непревзойденными.

Известные немецкие композиторы

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен - одно из важнейших имен в истории классической музыки. Он был новатором своей эпохи, расширив масштабы симфонии, сонаты, концерта, квартета, и по-новому объединяя вокал и инструменты, хотя вокальный жанр его не так сильно интересовал. Публика не сразу приняла его новаторские идеи, однако слава слишком долго ждать себя не заставила, поэтому еще при жизни Бетховена его творчество было по достоинству оценено.

Вся жизнь Бетховена была ознаменована борьбой за здоровый слух, однако глухота все же настигла его: некоторые из важнейших работ великого композитора были созданы в течение последних десяти лет жизни, когда он был уже не в состоянии слышать. Одними из самых знаменитых произведений Бетховена являются «Лунная соната» (№ 14), пьеса «К Элизе», симфония №9, симфония №5.

Иоганн Себастьян Бах

Еще одним всемирно известным немецким композитором является Иоганн Себастьян Бах - гениальный автор, чьи произведения в XIX веке вызывали интерес даже у тех, кто не интересовался серьезной, классической музыкой. Он писал и органную музыку, и вокально-инструментальную, и музыку для других инструментов и инструментальных ансамблей, хотя оперный жанр он все же умудрился обойти. Чаще всего он занимался написанием кантат, фуг, прелюдий и ораторий, а также хоральных обработок. Именно Бах вместе с Георгом Фридрихом Генделем - последние композиторы эпохи Барокко.

За всю свою жизнь он создал более тысячи музыкальных произведений. Самые известные произведения Баха: Токката и фуга ре минор BWV 565, Пастораль BWV 590, «Бранденбургские концерты», «Крестьянская» и «Кофейная» кантаты, месса «Страсти по Матфею».

Рихард Вагнер

Вагнер был не только одним из самых влиятельных композиторов всего мира, но и одним из самых противоречивых - из-за своего антисемитского мировоззрения. Он был сторонником новой формы оперы, которую назвал «музыкальной драмой» - в ней все музыкальные и драматические элементы сливались воедино. С этой целью он разработал композиционный стиль, в котором оркестр играет такую же сильную драматическую роль, как и певцы-исполнители.

Вагнер сам писал свои либретто, которые называл «стихами». Большинство сюжетов Вагнера было основано на европейских мифах и легендах. Он более всего известен своим восемнадцатичасовым циклом эпических опер в четырех частях под названием «Кольцо нибелунга», оперой «Тристан и Изольда», а также музыкальной драмой «Парсифаль».

Известные русские композиторы

Михаил Иванович Глинка

О Глинке обычно говорят как об основоположнике русской национальной традиции в музыке, однако его русские оперы предлагали синтез западной музыки с русскими мелодиями. Первой оперой Глинки стала «Жизнь за царя», которая была хорошо принята при первой же ее постановке в 1836 году, а вот вторая опера - «Руслан и Людмила», с либретто, написанным Пушкиным, - уже не так массово. Тем не менее, она явила собой новый тип драматургии - героико-историческую оперу, или эпическую.

Глинка стал первым из русских композиторов, которые добились мирового признания. Самые известные работы Михаила Ивановича: опера «Иван Сусанин», вальс-фантазия для симфонического оркестра и увертюра-симфония на круговую русскую тему.

Петр Ильич Чайковский

Чайковский — один из самых популярных и известных композиторов во всем мире. У многих он же является и наиболее любимым русским композитором. Работы Чайковского, тем не менее, являются намного более западными, чем произведения, которые писали другие композиторы, его современники, так как он использовал и народные русские мелодии, и руководствовался наследием немецких и австрийских композиторов. Чайковский сам был не только композитором, но и дирижером, музыкальным педагогом и критиком.

Никакие другие известные композиторы России, пожалуй, не славятся созданием балетных постановок так, как этим славится Чайковский. Самыми известными балетами у Чайковского являются: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Писал он и оперы; самые известные - «Пиковая дама», «Евгений Онегин».

Сергей Васильевич Рахманинов

Творчество Сергея Васильевича вобрало в себя традиции постромантизма и оформилось в уникальный в музыкальной культуре XX века, не похожий ни на какие другие в мире, стиль. Он всегда тяготел к крупным музыкальным формам. В основном, его произведения насыщены тоской, драматизмом, силой и мятежом; они часто отображали образы народного эпоса.

Рахманинов был известен не только как композитор, но и как пианист, поэтому значительное место в его творчестве занимают именно фортепианные произведения. Учить ноты для фортепиано он начал уже в возрасте четырех лет. Определяющим жанром у Рахманинова стал концерт для фортепиано с оркестром. Самые известные произведения Рахманинова — это Рапсодия на тему Паганини и четыре концерта для фортепиано с оркестром.

Известные композиторы мира

Джузеппе Франческо Верди

Сложно представить себе XIX век без музыки Джузеппе Верди, одного из классиков итальянской музыкальной культуры. Больше всего Верди стремился привнести в оперную постановку музыкальный реализм, всегда сам напрямую работал с певцами и либреттистами, вмешивался в работу дирижеров и не терпел фальшивого исполнения. Он говорил, что ему по душе все то, что прекрасно в искусстве.

Как и многие композиторы, наибольшую популярность Верди снискал благодаря созданию опер. Самые известные среди них - оперы «Отелло», «Аида», «Риголетто».

Фредерик Шопен

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен всегда освещал в своих произведениях красоту своей родной земли и верил в ее величие в будущем. Его имя - гордость польского народа. Шопен выделяется в сфере классической музыки тем, что писал произведения только для исполнения на фортепиано, нежели другие известные композиторы с их многообразием симфоний и опер; теперь работы Шопена стали базой для творчества нынешних пианистов.

Занимался Шопен написанием фортепианных пьес, ноктюрнов, мазурок, этюдов, вальсов, полонезов и других форм, а самые известные среди них — это «Осенний вальс», Ноктюрн до диез минор, Весенняя рапсодия, Фантазия-экспромт до-диез минор.

Эдвард Григ

Знаменитый норвежский композитор и музыкальный деятель Эдвард Григ специализировался на камерно-вокальной и фортепианной музыке. На творчество Грига ощутимо повлияло наследие немецкого романтизма. Яркий и узнаваемый стиль Грига можно охарактеризовать таким направлением, как музыкальный импрессионизм.

Нередко при создании своих произведений Григ вдохновлялся народными сказаниями, мелодиями, легендами. Его творчество оказало огромное влияние на развитие норвежской музыкальной культуры и искусства в целом. Самые известные произведения композитора — это увертюра «Осенью», концерт для фортепиано с оркестром 1868 года, музыка к спектаклю «Пер Гюнт», сюита «Из времен Хольберга».

Вольфганг Амадей Моцарт

И, конечно же, самые известные композиторы всех времен не обойдутся без этого имени, которое знают даже люди, далекие от классической музыки. Австрийский композитор и виртуозный исполнитель, Моцарт создал ряд опер, концертов, сонат и симфоний, которые оказали огромное влияние на классическую музыку и, собственно, формировали ее.

Он рос вундеркиндом: научился играть на пианино в возрасте трех лет, а в пять уже создавал маленькие кусочки музыкальных произведений. Первая симфония была написана им в восьмилетнем возрасте, первая опера - в двенадцать лет. У Моцарта был феноменальный музыкальный слух и поразительные способности к игре на многих музыкальных инструментах и импровизации.

За свою жизнь Моцарт создал более шестисот музыкальных произведений, одними из самых знаменитых среди которых являются опера «Свадьба Фигаро», симфония №41 «Юпитер», 3-я часть сонаты №11 «Турецкий марш», концерт для флейты и арфы с оркестром и «Реквием» ре минор, К.626.

Послушать лучшие произведения мировой классической музыки можно в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Бывало ли так, что вы слышали где-то хорошую песню и думали: «Как здорово было бы ее сыграть!». И действительно, зная основы нотной записи, можно открыть для себя бесконечные музыкальные возможности. Как выучить ноты - узнайте в нашей статье.

Среди этих мелодий найдётся мотив под любое настроение: романтичное, позитивное или тоскливое, чтобы расслабиться и ни о чём не думать или, наоборот, собраться с мыслями.

twitter.com/ludovicoeinaud

Итальянский композитор и пианист работает в направлении минимализм, частенько обращается к эмбиенту и умело сочетает классику с другими музыкальными стилями. Широкому кругу он известен по атмосферным композициям, ставшим саундтреками к фильмам. Например, вы наверняка узнаете музыку из французской ленты «1 + 1», написанную Эйнауди.


themagger.net

Гласс - одна из самых спорных личностей в мире современной классики, которую то возносят до небес, то критикуют в пух и прах. Он полвека играет в собственной группе Philip Glass Ensemble и написал музыку к более чем 50 кинолентам, включая «Шоу Трумана», «Иллюзиониста», «Вкус жизни» и «Фантастическую четвёрку». Мелодии американского композитора-минималиста стирают грань между классической и популярной музыкой.


latimes.com

Автор множества саундтреков, лучший кинокомпозитор 2008 года по версии Европейской киноакадемии и постминималист. Покорил критиков с первого альбома Memoryhouse, в котором музыка Рихтера накладывалась на чтение поэзии, а в последующих альбомах использовалась и художественная проза. Помимо написания собственных эмбиент-композиций, аранжирует произведения классиков: «Времена года» Вивальди в его обработке возглавляли чарты классической музыки iTunes.

Этот создатель инструментальной музыки из Италии не связан с нашумевшим кино, но и без того известен как композитор, виртуоз и опытный преподаватель игры на фортепиано. Если описать музыку Марради двумя словами, то это будут слова «чувственно» и «волшебно». Его творения и каверы понравятся тем, кто любит ретро-классику: в мотивах сквозят ноты прошлого века.


twitter.com/coslive

Известный кинокомпозитор создал музыкальное сопровождение для множества кассовых фильмов и мультиков, среди которых «Гладиатор», «Пёрл-Харбор», «Начало», «Шерлок Холмс», «Интерстеллар», «Мадагаскар», «Король лев». Его звезда красуется на голливудской «Аллее славы», а на его полочке стоят «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Музыка Циммера такая же разная, как и эти фильмы, но независимо от тональности она берёт за живое.


musicaludi.fr

Хисаиси - один из самых известных японских композиторов, получивший четыре награды Японской киноакадемии за лучшую музыку к фильму. Он прославился благодаря написанию саундтрека к аниме Хаяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров». Если вы поклонник творений студии «Гибли» или лент Такеши Китано, то наверняка восхищаетесь музыкой Хисаиси. Она по большей части лёгкая и светлая.


twitter.com/theipaper

Этот исландский мультиинструменталист просто мальчик по сравнению с перечисленными мэтрами, но к своим 30 годам он успел стать признанным неоклассиком. Записал сопровождение к балету, получил премию BAFTA за саундтрек к британскому сериалу «Убийство на пляже» и выпустил 10 студийных альбомов. Музыка Арнальдса напоминает суровый ветер на пустынном морском берегу.


yiruma.manifo.com

Самые известные произведения Ли Ру Ма - Kiss the Rain и River Flows in You. Корейский нью-эйдж-композитор и пианист пишет популярную классику, понятную слушателю на любом континенте, с любым музыкальным вкусом и образованием. Его лёгкие и чувственные мелодии для многих стали началом любви к фортепианной музыке.

Дастин О’Хэллоран


fracturedair.com

Американский композитор интересен тем, что не имеет музыкального образования, но при этом пишет приятнейшую и достаточно востребованную музыку. Мелодии О’Хэллорана использовались в Top Gear и нескольких фильмах. Пожалуй, самый удачный альбом саундтреков получился к мелодраме «Как сумасшедший».Этот композитор и пианист знает толк и в искусстве дирижирования, и в том, как создавать электронную музыку. Но основное его поприще - современная классика. Каччапалья записал множество альбомов, три из них - с Королевским филармоническим оркестром. Его музыка льётся как вода, под неё отлично получится расслабиться.

Каких ещё современных композиторов стоит послушать

Если вы любите эпичную , добавьте в свой плейлист Клауса Бадельта, совместно с Циммером работавшего над «Пиратами Карибского моря». Также нельзя упустить Яна Качмарека, Александра Деспла, Говарда Шора и Джона Уильямса - нужно писать отдельный материал, чтобы перечислить все их работы, заслуги и награды.

Если хотите ещё вкусной неоклассики, обратите внимание на Нильса Фрама и Сильвена Шово.

Если вам не хватает , вспомните создателя саундтрека к «Амели» Яна Тьерсена или откройте для себя японского композитора Тэммона: он пишет воздушные, сказочные мелодии.

Музыка каких композиторов вам по душе, а каких - нет? Кого ещё вы бы добавили в этот список?

Послушать что-нибудь из классики – что может быть лучше?! Особенно на выходных, когда хочется расслабиться, забыть о тревогах дня, заботах трудовой недели, помечтать о прекрасном, да и просто поднять себе настроение. Подумать только, классические произведения были созданы гениальными авторами так давно, что и не верится, что что-то может пережить такое количество лет. А эти произведения до сих пор любят и слушают, создают аранжировки и современные интерпретации. Даже в современной обработке, произведения гениальных композиторов остаются классической музыкой. Как признает , классические произведения гениальны, а все гениальное не может быть скучным.

Наверное, все великие композиторы обладают особым слухом, особой чувствительностью к тону и мелодии, что и позволило им создавать музыку, которой наслаждаются десятки поколений не только их соотечественников, но и поклонников классической музыки во всем мире. Если вы еще сомневаетесь, любите ли вы классическую музыку, тогда вам нужно встретиться с , и вы убедитесь, что на самом деле, вы уже давний поклонник прекрасной музыки.

А сегодня мы будем говорить о 10-ке самых известных в мире композиторов.

Иоганн Себастьян Бах

Первое место заслуженно принадлежит . Родился гений в Германии. Талантливейший композитор писал музыку для клавесина и органа. Композитор не создал нового стиля в музыке. Но он смог создать совершенство во всех стилях своего времени. Он является автором более 1000 сочинений. В своих произведениях Бах соединял разные музыкальные стили, с которыми он знакомился в течение жизни. Часто музыкальный романтизм соединялся со стилем барокко. При жизни Иоганн Бах как композитор не получил заслуженного признания, интерес к его музыке возник почти 100 лет спустя его смерти. Сегодня его называют одним из самых великих композиторов когда-либо живущих на земле. Его уникальность как человека, педагога и музыканта отражалась в его музыки. Бах заложил основы музыки Нового и Новейшего времени, разделив историю музыки на добаховскую и послебаховскую. Существует мнение, что музыка Баха мрачна и угрюма. Его музыка скорее фундаментальна и основательна, сдержанна и сосредоточенна. Как размышления зрелого, умудренного жизнью человека. Творчество Баха оказало влияние на многих композиторов. Некоторые из них брали пример с его произведений или использовали темы из них. А музыканты всего мира играют музыку Баха , восхищаясь ее красотой и совершенством. Одно из самых нашумевших произведений – «Брандербургские концерты» – отличное доказательство того, что музыку Баха нельзя считать слишком мрачной:

Вольфганг Амадей Моцарт

По праву считается гением. В 4 года он уже свободно играл на скрипке и клавесине, в 6 лет начал сочинять музыку, а в 7 уже умело импровизировал на клавесине, скрипке и органе, состязаясь с известными музыкантами. Уже в 14 лет Моцарт – признанный композитор, а в 15 лет – член музыкальных академий Болоньи и Вероны. От природы он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Он создал поразительное количество произведений – 23 оперы, 18 сонат, 23 фортепианных концерта, 41 симфонию и многое другое. Композитор не хотел подражать, он пытался создать новую модель, отражающую новую индивидуальность музыки. Не случайно в Германии музыку Моцарта называют «музыкой души», в своих произведениях композитор проявлял черты своей искренней, любящей натуры. Величайший мелодист особое значение придавал опере. Оперы Моцарта – эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Одно из самых узнаваемых произведений – «Турецкий марш» :

Людвиг ван Бетховен

Еще один великий немец был важной фигурой романтически-классического периода. О нем знают даже те, кто вообще ничего не знает о классической музыке. Бетховен – один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Великий композитор стал свидетелем грандиозных потрясений, произошедших в Европе и перекроивших ее карту. Эти великие перевороты, революции и военные противостояния нашли свое отражение в творчестве композитора, особенно симфоническом. Он воплотил в музыке картины героической борьбы. В бессмертных произведениях Бетховена вы услышите борьбу за свободу и братство людей, непоколебимую веру в победу света над мраком, а также мечты о свободе и счастье человечества. Один из самых известных и удивительных фактов его жизни – болезнь ушей переросла в полную глухоту, но несмотря на это композитор продолжал писать музыку. Он также считался одним из лучших пианистов. Музыка Бетховена удивительно проста и доступна пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются поколения, и даже эпохи, а музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей. Одна из его лучших работ – «Лунная соната» :

Ричард Вагнер

С именем великого Ричарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий» . Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни, музыка для него – только средство. Ричард Вагнер – создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности. Вагнер – автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Ричард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Ричарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:

Франц Шуберт

Австрийский композитор – музыкальный гений, один из лучших песенных композиторов. Ему было всего 17, когда он написал свою первую песню. За один день он мог написать 8 песен. За свою творческую жизнь он создал более 600 композиций, на стихи более 100 великих поэтов, в том числе Гёте, Шиллера и Шекспира. Поэтому Франц Шуберт в 10-ке лучших. Хотя творчество Шуберта весьма многообразно, по использованию жанров, идей и перевоплощений, преобладающим и определяющим в его музыке является вокально-песенная лирика. До Шуберта песня считалась незначительным жанром, и именно он возвел ее в степень художественного совершенства. Более того, он соединил, казалось бы, не соединяемое, песню и камерно-симфоническую музыку, что дало начало новому направлению лирико-романтической симфонии. Вокально-песенная лирика – это мир простых и глубоких, тончайших и даже интимных человеческих переживаний, выраженный не словом, а звуком. Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Судьба произведений композитора не менее трагична, чем его жизнь. После смерти Шуберта осталось множество неизданных рукописей, хранившихся в книжных шкафах и ящиках родственников и друзей. Даже самые близкие люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. Некоторые произведения композитора вышли в свет лишь через полвека после его кончины. Одно из самых любимых и известных произведений Франца Шуберта «Вечерняя серенада» :

Роберт Шуман

С не менее трагичной судьбой немецкий композитор – один из лучших композиторов романтической эры. Он создавал удивительную по красоте музыку. Чтобы получить представление о немецком романтизме XIX века, достаточно послушать «Карнавал» Роберта Шумана . Он смог вырваться из музыкальных традиций классической эры, создав свою интерпретацию романтического стиля. Роберт Шуман был одарен многими талантами, и даже долгое время не мог определиться между музыкой, поэзией, публицистикой и филологией (он был полиглотом и свободно переводил с английского, французского и итальянского). Он также был потрясающим пианистом. И все же главным призванием и страстью Шумана была музыка. В его поэтичной и глубоко-психологичной музыке музыке во многом отражается двойственность натуры композитора, порыв страсти и уход в мир грез, осознание пошлой действительности и стремление к идеалу. Один из шедевров Роберта Шумана , который просто обязан услышать каждый:

Фредерик Шопен

Пожалуй, самый знаменитый поляк в мире музыке. Ни до, ни после композитора не рождался музыкальный гений такого уровня в Польше. Поляки невероятно гордятся своим великим соотечественником, да и в своем творчестве клмпозитор не раз воспевает родину, восхищается красотой пейзажей, сокрушается о трагическом прошлом, мечтает о великом будущем. Фредерик Шопен – один из немногих композиторов, который писал музыку исключительно для фортепиано. В его творческом наследии нет ни опер, ни симфоний, а вот фортепианные пьесы представлены во всем многообразии. Его произведения – основа репертуара многих известных пианистов. Фредерик Шопен – польский композитор, который также известен как талантливый пианист. Он прожил всего 39 лет, но успел создать немало шедевров: баллады, прелюдии, вальсы, мазурки, ноктюрны, полонезы, этюды, сонаты и многое-многое другое. Одно из них – «Баллада №1, соль минор» .

Ференц Лист

Является одним из величайших композиторов мира. Он прожил относительно долгую и удивительно насыщенную жизнь, познал нищету и богатство, встретил любовь и столкнулся с презрением. Кроме таланта от рождения он обладал фантастической работоспособностью. Ференц Лист заслужил не только восхищение знатоков и поклонников музыки. И как композитор, и как пианист он получил всеобщее одобрение европейских критиков XIX столетия. Он создал более 1300 произведений и подобно Фредерику Шопену отдавал предпочтение произведениям для фортепиано. Блестящий пианист, Ференц Лист умел воспроизводить на рояле звучание целого оркестра, мастерски импровизировал, обладал фантастической памятью музыкальных композиций, ему не было равных в чтении нот с листа. У него был патетический стиль исполнения, что также отразилось на его музыке, эмоционально-страстной и героически-приподнятой, создающей красочные музыкальные картины и производящие неизгладимое впечатление на слушателей. Визитной карточкой композитора являются концерты для фортепиано. Одно из таких произведений . А одно из наиболее известных произведений Листа «Грезы любви» :

Иоганнес Брамс

Значительной фигурой романтического периода в музыке является Иоганнес Брамс . Слушать и любить музыку Брамса считается хорошим вкусом и характерным признаком романтичной натуры. Брамс не написал ни одной оперы, однако он создал произведения во всех других жанрах. Особенную славу Брамсу принесли его симфонии. Уже в первых произведениях проявляется самобытность композитора, которая со временем преобразилась в собственный стиль. Если рассмотреть все произведения Брамса , нельзя сказать, что на композитора сильно оказывало влияние творчество его предшественников или современников. А по масштабу творчества Брамса часто сравнивают с Бахом и Бетховеном . Наверное, это сравнение оправдано в том смысле, что творчество трех великих немцев представляют собой кульминацию целой эпохи в истории музыки. В отличие от Ференца Листа жизнь Иоганнеса Брамса была лишена бурных событий. Он предпочитал спокойное творчество, при жизни заслужил признание своего таланта и всеобщее уважение, а также был удостоен немалых почестей. Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием» , произведение, которое автор создавал целых 10 лет и посвятил своей матери. В своей музыке Брамс воспевает вечные ценности человеческой жизни, которые заключаются в красоте природы, искусстве великих талантов прошлого, культуре своей родины.

Джузеппе Верди

Какая десятка лучших композиторов без ?! Итальянский композитор известен прежде всего своими операми. Он стал национальной славой Италии, его творчество является кульминацией развития итальянской оперы. Его достижения и заслуги как композитора нельзя переоценить. Его произведения до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными как знатокам, так и любителям классической музыки.

Для Верди самым главным в опере стала драма. В созданных композитором музыкальных образах Риголетто, Аиды, Виолетты, Дездемоны органично сочетаются яркий мелодизм и глубина героев, демократичность и изысканность музыкальных характеристик, неистовые страсти и светлые мечты. Верди был настоящим психологом в понимании человеческих страстей. Его музыка – это благородство и мощь, удивительная красота и гармония, невыразимо красивые мелодии, прекрасные арии и дуэты. Страсти кипят, комедия и трагедия переплетаются и сливаются вместе. Сюжеты опер, по признанию самого Верди , должны быть «оригинальными, интересными и… страстными, при этом страсти превыше всего остального». И большинство его работ серьезны и трагичны, демонстрируют эмоциональные драматические ситуации, и музыка великого Верди придает выразительность происходящему и подчеркивает акценты ситуации. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой, он не отрицал оперных традиций, а реформировал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей единство целого. При этом не заявлял о своей реформе, не писал статей об этом, а просто писал оперы по-новому. Триумфальное шествие одного из шедевров Верди – оперы – пронеслось по итальянским сценам и продолжилось в Европе, а также в России и Америке, заставив даже скептиков признать талант великого композитора.

10-ка самых известных композиторов в мире обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

XX-й век принято считать временем великих изобретений, сделавших жизнь людей значительно лучше и в некоторых отношениях легче. Однако существует мнение, что в мире музыки в это время ничего нового не создавали, а лишь пользовались трудами предшествующих поколений. Данный список призван опровергнуть столь несправедливое заключение и отдать честь многим музыкальным произведениям, созданным позднее 1900-го года, а также их авторам.

Эдгар Варез - Ионизация (1933)

Варез - французский композитор электронной музыки, использовавший в своём творчестве новые звучания, созданные на основе популяризации электричества. Он исследовал тембры, ритмы и динамику, часто использовал довольно грубые ударные звуки. Ни одна композиция не сможет так полно сформировать представление о творчестве Вареза, как «Ионизация», созданная для 13-и ударных. Среди инструментов обычные оркестровые басовые барабаны, малые барабаны, а ещё в этом произведении вы можете услышать рёв льва и вой сирены.

Карлхайнц Штокхаузен - Zyklus (1959)

Штокхаузен, как и Варез, создавал порой экстремальные произведения. Например, Zyklus - пьеса, написанная для ударных. В переводе означает «Круг». Эта композиция получила такое название не случайно. Она может быть прочитана с любого места в любом направлении, и даже вверх ногами.

Джордж Гершвин – Рапсодия в стиле блюз (1924)

Джорж Гершвин - истинно американский композитор. Он часто использует блюзовые и джазовые гаммы в своих произведениях, вместо диатонической, которой обычно пользуются большинство музыкантов классической западной традиции. Произведение Гершвина «Рапсодия» в стиле блюз, его величайшая работа, та, благодаря которой он точно запомнится вам навсегда. Зачастую она служит напоминанием о 1920-х годах, эпохе джаза, времени богатства и роскошной жизни. Это тоска по ушедшему прекрасному времени.

Филип Гласс - Эйнштейн на пляже (1976)

Филип Гласс - современный композитор, он продолжает творить в изобилии и сейчас. Стилем композитора считается минимализм, постепенно развивающий остинато в его музыке.
Самая известная опера Гласса «Эйнштейн на пляже» длилась 5 часов без антракта. Это было так долго, что зрители приходили и уходили, когда им заблагорассудится. Она интересна тем, что не имеет абсолютно никакого сюжета, а лишь показывает различные сцены, описывающие теории Эйнштейна и вообще, его жизнь.

Кшиштоф Пендерецкий - Польский реквием (1984)

Пендерецкий - композитор, который увлекался расширением методов и уникальными стилями игры на обычных инструментах. Он, возможно, более известен другим своим произведением «Плач по жертвам Хиросимы», однако в это список попало именно крупнейшее - «Польский реквием», где соединены одна из самых старых форм музыкального произведения (автором самого первого Реквиема был Окегем, живший в эпоху Ренессанса) и нетрадиционный стиль исполнения. Здесь Пендерецкий использует вопли, короткие резкие выкрики хора и голоса, а добавление польского текста в конце довершает образ по-настоящему уникального музыкального искусства.

Альбан Берг - Воццек (1922)

Берг является тем композитором, который принёс сериализм в массовую культуру. Его опера «Воццек», основанная на удивительно негероическом сюжете, стала первой оперой в характерном смелом стиле XX века, и тем самым положила начало развитию авангарда на оперной сцене.

Аарон Копленд - Фанфары для простого человека (1942)

Копленд сочинял музыку в стиле, отличающемся от стиля его американского коллеги Джорджа Гершвина. В то время как многие произведения Гершвина подходят для городов и клубов, Копленд использует сельские мотивы, в том числе истинно американские темы, например, тему ковбоев.
Самым известным произведением Копленда считаются «Фанфары для простого человека». Когда его спросили, кому именно оно посвящено, Аарон ответил что обыкновенному человеку, так как именно обыкновенные люди существенно повлияли на победу Соединённых Штатов во Второй мировой войне.

Джон Кейдж - 4’33″ (1952)

Кейдж был революционером - он впервые стал использовать в музыке нетрадиционные инструменты, например, ключи и бумагу. Его самая поразительная инновация - модификация фортепиано, когда он засунул в инструмент шайбы и гвозди, в результате чего получались сухие ударные звуки.
4’33″ - в сущности это 4 минуты 33 секунды музыки. Однако музыка, которую вы слышите, не играет исполнитель. Вы слышите случайные звуки в концертном зале, шум кондиционирования воздуха или гул автомобилей снаружи. То, что считалось тишиной, тишиной не является - это то, чему учит школа Дзен, ставшая источником вдохновения Кейджа.

Витольд Лютославский - Концерт для оркестра (1954)

Лютославский - один из величайших композиторов Польши, специализировавшийся на алеаторической музыке. Он стал первым музыкантом, удостоившимся высшей государственной награды Польши - ордена Белого Орла.
«Концерт для оркестра» - результат вдохновения композитора от произведения «Концерт для оркестра» Бела Бартока. Она включает в себя подражание барочному жанру Кончерто Гроссо, переплетающемуся с польскими мелодиями. Самое поразительное, что это произведение атонально, оно не соответствует мажорной или минорной тональности.

Игорь Стравинский - Весна священная (1913)

Стравинский - один из величайших композиторов, живших когда-либо. Кажется, он взял понемногу от большого числа композиторов. Сочинял в стилях сериализм, неоклассицизм и необарокко.
Самой известной композицией Стравинского считается «Весна священная», которая имела скандальный успех. На премьере Камиль Сен-Санс выбежал из зала в самом начале, ругая непомерно высокий регистр фагота, по его мнению, инструмент был использован неправильно. Зрители освистали представление, негодуя на примитивные ритмы и вульгарные костюмы. Толпа буквально напала на исполнителей. Правда, балет вскоре получил популярность и завоевал любовь аудитории, став одной из влиятельнейших работ великого композитора.