Всё что делает нашу жизнь проще. Гений леонардо да винчи Гений да винчи

23.06.2020

Кравченко Алёна

Творческая работа ученицы 4 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городской фестиваль творчества младших школьников

«Радуга талантов»

Номинация «Первые шаги в науку»

Формирование гениальной личности

в начальной школе

(на примере гения Эпохи Возрождении Леонардо да Винчи)

4 «Б» класс, МБОУ гимназия № 8

Руководитель: Пунанцева Ольга Николаевна,

Учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 8

Мурманск

2012

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………. 4

  1. ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ГЕНИАЛЬНОСТЬ
  2. ГЛАВА 2. « ПРИЗНАКИ (КРИТЕРИИ) ГЕНИАЛЬНОСТИ»
  1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
  2. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ
  3. ЦЕПКАЯ ПАМЯТЬ
  1. ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ГЕНИАЛЬНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тема

Формирование гениальной личности в начальной школе

(на примере гения Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи)

4 «Б» класс, МБОУ гимназия №8

Аннотация

Актуальность данной работы состоит в том, что феномен гениальности вызывает огромный интерес на протяжении нескольких столетий но, несмотря на это, тема до конца не изучена. Путь становления гения проходит несколько этапов: задатки, способности, одарённость, талант-гений. Среди учащихся начальной школы есть способные и талантливые дети, которым данная работа, поможет развить задатки гениальности. На примере общепринятого гения Леонардо да Винчи рассматривается три признака гениальности: любознательность, концентрация внимания и память, как условия развития задатков гениальности у учащихся в начальной школе.

Сочетание приёмов и методов привело к достижению поставленной цели.

Полученные данные: изучен и систематизирован материал в виде сборника упражнений для тренировки концентрации внимания и памяти, составлены диаграммы

Выводы: В ходе данного исследования удалось установить, что начать формировать задатки гениальности возможно уже в начальной школе. А при правильном питании, разумном занятии спортом и ежедневных тренировках можно улучшить концентрацию внимания и памяти.

ВВЕДЕНИЕ

Впервые о теме своей исследовательской работы я задумалась на уроке окружающего мира, когда мы проходили эпоху Возрождения и её самых ярких представителей. Больше всего меня поразил Леонардо да Винчи

Оказалось, что он был не только великим художником, но и инженером, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, одним из лучших в свое время певцом, пловцом, наездником, фехтовальщиком, архитектором и даже кулинаром. Мне стало интересно, и я задумалась над вопросом: А возможно ли начать формирование гениальной личности уже в начальной школе?

Цель: изучить особенности и условия формирования задатков гениальности в начальной школе

Задачи:

Объект исследования: феномен гениальности

Предмет исследования: особенности гениальности на примере Леонардо да Винчи.

Методы работы: анализ литературы по теме исследования; анкетирование; наблюдение; метод сравнительного анализа, анализ результатов.

Гипотеза: Развить задатки гениальности возможно уже в начальной школе.

Актуальность темы: Феномен гениальности вызывает огромный интерес на протяжении нескольких столетий но, несмотря на это, тема до конца не изучена. Путь становления гения проходит несколько этапов: задатки, способности, одарённость, талант-гений. Среди моих одноклассников есть способные и талантливые дети, которым данная работа поможет развить задатки гениальности. На примере общепринятого гения Леонардо да Винчи мы рассмотрим три признака гениальности: любознательность, концентрацию внимания и память, как условия развития задатков гениальности у учащихся в начальной школе.

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ГЕНИАЛЬНОСТЬ.

Гениальность - наивысшая степень проявления творческих возможностей личности.

В отличие от одарённой личности, гений связан с созданием новых творений, открытий раннее неизведанных путей творчества. Гениальность выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий.

В способностях детей всегда проявляется индивидуальные различия. Они могу проявиться в успешной учебе, в том, что у разных детей различные склонности к разным предметам, и они с разной глубиной осваивают знания. А при одних и тех же способностях успехи могут быть разными. Способности развиваются на протяжении всей жизни. Однако большей частью способности раскрываются и развиваются в детстве.

Учёные сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Правдивость этих слов легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимается музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы.

Способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей.

В 4 «Б» классе гимназии № 8 было проведено анкетирование, с целью выяснения интересов учащихся. В нём принимали участие 28 человек. Результаты анкетирования показали, что наибольший интерес у ребят вызывает изучение английского языка -17ч. (61%), на втором месте: занятие спортом -13ч. (46%) , на третьем: музыка - 7ч. (25%). Несколькими видами заняты-15ч. (54%) (Приложение№1)

Таким образом, можно утверждать, что разнообразие видов деятельности учащихся 4 «Б» даёт возможность для комплексного развития их способностей. А развитие способностей и их тренировка – путь к гениальности.

ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ (КРИТЕРИИ) ГЕНИАЛЬНОСТИ

2.1.Любознательность

От природы каждый человек любознателен. Маленький ребёнок в период от 3 до 6 лет задаёт много вопросов. Уже в начальной школе у большинства ребят желание задавать вопросы снижается. Это связано с неумением правильно задавать вопросы, а иногда и с невозможностью получить на них ответ.

Учащимся 4 «Б» класса был задан вопрос: «Сколько времени, по вашему мнению, тратят на вас ваши родители?» В анкетировании приняли участие 28 человек. Результаты анкетирования: до 1 часа -7 ч. (25%); от 3 до 5 часов -10 ч.(36%); более 5 часов -7 ч.(25%) (Приложение к главе 2)

Для сравнения вопрос: «Сколько времени, Вы, тратите на своих детей?» мы задали родителям. Данные анкетирования: до 1 часа-1 ч.(4%); от 3 до 5 часов-17 ч. (61%); более 5 часов – 10 ч.(36%) (Приложение№2)

Данные результаты свидетельствуют о том, что взрослые и дети по - разному оценивают совместно проведённое время.

Познакомившись с биографией Леонардо да Винчи, мы выяснили, что он обладал большим кругом интересов. Его образование было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности.

Мы проанализировали перечень предметов изучаемых гением и сравнили его с предметами, изучаемыми на начальной ступени гимназии. (Приложение). Ряд предметов совпал, кроме того появился новый круг предметов, который способствует физическому и эстетическому развитию личности. У современных школьников есть возможность ответить на вопросы: читая книги, посещая музей, театры, кружки,пользуясь Интернетом.

Таким образом, чтобы развить любознательность, необходим интерес, интрига, возможность задавать вопросы и терпеливо, доступно на них отвечать. У учащихся 4 «Б» класса в гимназии и в семье есть все возможности удовлетворить и развить любопытство.

2.2. Концентрация внимания

Концентрация внимания - умение управлять своим вниманием. Где внимание - там результат. Важно сконцентрировать своё внимание на том, что для тебя действительно важно.

Возвращаясь к личности Леонардо да Винчи, обратим внимание на то, что он мог

годами осмысливать некоторые задачи. Потом возвращался к тем из них, которые в своё время были не решены и достигал результата.

Человек может жить вполне нормальной жизнью, но параллельно продолжать осмысливать какую-то проблему. Именно такая способность концентрировать некоторые части своего интеллекта на глобальной проблеме и служит яркой характеристикой гения.

Исследовав данные проводимого исследования внимания учащихся 4 «Б» класса при поступлении в 1 класс и сравнив их с результатами в 4 классе, получили следующие данные: высокий уровень 13ч.(54%) - 20ч.(83%); хороший 3ч.(13%) - 3ч.(13%), средний 4ч(16%) - 1ч.(4%); низкий 4ч.(17%) – 0ч.(0%). Улучшение результата – 11ч. (46%). Количество обследуемых -24 человека.

Изучив специальную литературу по данному вопросу, удалось найти и систематизировать упражнения для тренировки и концентрации внимания. (Приложение)

Таким образом, можно утверждать, что концентрацию внимания нужно изучать в динамике. Полученные результаты исследования учащихся 4 «Б» класса показали хорошую динамику, а подобранные упражнения смогут помочь дальнейшему развитию внимания.

2.3. Цепная память

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов, включающий этапы запечатления, хранения и извлечения поступающей информации.

Память это основа личности. Среди многих выдающихся личностей встречаются примеры феноменальной памяти. Например: Леонардо да Винчи. Он мог пристально наблюдать за целым коллективом людей, за тем, как они радуются и смеются, а потом пойти к себе в мастерскую и зарисовать их лица по памяти с невероятной точностью.

Развитие и совершенствование памяти не проходит со временем, а лишь возрастает.

Для выявления цепкости памяти учащихся 4 «Б» класса было проведено наблюдение. В течение недели несколько предметов в классе переставлялось на разные места. В конце недели учащимся было предложено вспомнить, где стояли эти предметы в определённый день. Результаты: точно воспроизвели всё - 15 ч.(54%); воспроизвели частично – 11ч.(39%); не справились с заданием – 2 ч.(7%).

Изучая специальную литературу, мы подобрали несколько интересных упражнений и игр. (Приложение)

Тренировать память можно и на уроках: письмо по памяти, заучивание стихов, заучивание исторических дат, запоминая даты жизни писателей.

Таким образом, при длительных и системных тренировках возможно улучшить память. Учащиеся 4 «Б» класса показали хороший уровень зрительной памяти. ГЛАВА 3 ПУТИ РАЗВИТИЯ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Решение стать гением - отличная цель. До пределов гениальности Леонардо да Винчи конечно дорасти вряд ли получится, но все же... Рецепт становления такой личности сложен, труд велик, но результат - всегда активно работающий мозг. Ежедневное стремление к познанию нового, занятие музыкой, иностранными языками, физкультурой поможет приблизиться к цели. Существует несколько шагов развития гениальности:

  1. Правильное питание серого вещества. Ему необходимы разнообразные элементы,

но без излишеств. В рационе должны преобладать фрукты и овощи.

  1. Для того чтобы иметь "гибкий" мозг, нужно обладать гибким телом. Люди,

занимающиеся спортом, имеют лучшую память. Хорошо заниматься бегом, плаванием. Немаловажно, что спорт должен сочетаться с хорошим сном. Во время сна наш мозг воспроизводит новые способы запоминания.

  1. Ежедневные тренировки. Необходимо бороться с однообразием или устоявшими

В сознании привычками, например, чистить зубы, держа щетку в левой руке, если вы обычно чистите правой. Умственная гимнастика, которая заключается в играх и упражнениях на внимательность, зрительную и слуховую память, на скорость реакции, логики и счета ещё один вид тренировки.
С чего же начать тренировки? С изучения нового языка. Носители нескольких языков, являются более умными. Лучше выбрать язык, совершенно далекий от русского (корейский, китайский, японский). Китайцы, корейцы, японцы являются интеллектуально более развитыми народами, благодаря сложности языка, изучение которого развивает мозг во всех областях. Другой путь тренировки мозга - учеба игре на каком-либо музыкальном инструменте. В нашем классе идёт углублённое изучение английского языка, ребята посещают занятия в лингвистических центрах « Лингва» и « Логос». 7 человек занимаются в вокальном ансамбле «Нотки», 6 человек обучаются игре на музыкальных инструментах. Спортсмены класса – победители и призёры соревнований, обладатели юношеских разрядов.

Мы проанализировали, как влияет выбранное направление деятельности на успеваемость. Среди ребят, интересующихся английским языком -16 ч. (94%) обучается на 4 и 5.Среди ребят, занимающимися спортом- 10 ч.(77%) обучается на 4 и 5 . Среди ребят, занимающихся музыкой – 6ч. (86%) обучается на 4 и 5.

Таким образом, можно утверждать, что при правильном питании, занятии спортом и ежедневных тренировках внимания, памяти возможно начать развитие гениальности в любом возрасте. А у ребят 4 «Б» класса для этого есть все предпосылки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот уже почти пять столетий неизменный интерес вызывает не только художественное наследие Леонардо да Винчи , но и его теоретические труды, открытия и изобретения . Великий Леонардо ди сер Пьеро да Винчи оставил потомкам много загадок и тайн.

Творческая личность, талант, гений - восходящие ступени творческого развития человека, разные меры оценки его достижений. Гений является высшей ступенью, завершающей развитие творческой личности. Гений - это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но не всякий талант - гений.

И пусть не каждый сможет достичь высот Леонардо да Винчи, стремиться к этому должен каждый. В ходе данного исследования удалось установить, что учащиеся 4 «Б» класса занимаются разнообразными видами деятельности: изучением языка, спортом, музыкой, а некоторые даже несколькими видами. У них созданы все предпосылки для развития любознательности. А при правильном питании, занятии спортом и ежедневных тренировках можно улучшить концентрацию внимания и память. Ведь эти признаки гениальности развить у себя могут все. Для этого необходимо лишь 1 процент таланта и 99 процентов труда. (Томас Эдисон) И чем раньше начнутся тренировки внимания, памяти, чем больше мы проявим любознательности, тем ближе мы будем к высшей ступени творческого развития.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что развитие задатков гениальности возможно в начальной школе нашла своё подтверждение. Проводить наблюдения, сопоставлять полученные данные и изучать эту тему планируется дальше, ведь рассмотрено лишь три критерия гениальности личности.

На основе проведенного исследования и собранных данных о Леонардо да Винчи мы подготовили классный час, презентацию, которую в дальнейшем можно будет использовать на уроках окружающего мира при изучении тем: «Эпоха Возрождения», «Великие люди». Нами собран и систематизирован в виде сборника упражнений материал для развития памяти и концентрации внимания. Он сможет быть полезен как учителям, так и ученикам нашей гимназии. Собранный, систематизированный и обработанный материал об интересах, увлечениях одноклассников может быть использован в следующем году новым классным руководителем. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(написать позже)

Вставляем литературу и форматируем текст по требованиям! Теория вся, заканчиваем приложения и с богом!!!

Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи проявил себя универсальным творцом. Он был скульптором, архитектором, изобретателем. В Италии его называли чародеем, волшебником, человеком, который может всё. Бесконечно талантливый, он создавал различные механизмы, проектировал невиданные летательные аппараты типа современного вертолета, придумал танк. Гениальный мастер, он внес огромный вклад в искусство, культуру и науку.

Написанный им портрет флорентийской девушки «Мона Лиза», или «Джоконда», как предполагается, жены богатого флорентийского купца делле Джокондо, демонстрируется в парижском Лувре и считается шедевром мировой живописи. Столетия улыбка «Джоконды » притягивает к себе миллионы людей-

Леонардо родился близ Флоренции в местечке Винчи, был внебрачным сыном нотариуса Пьеро и простой крестьянки Катерины. Отец пытался приобщить его к своей профессии.

Но юного Леонардо не интересовали общественные законы, меньше всего хотелось ему заниматься переписыванием бумаг. Заметив тягу сына к живописи, отец отдал его в обучение флорентийскому художнику и скульптору Верроккио. Смотрите - кредит под залог ПТС автомобиля в Москве под 5%. Шесть лет Леонардо изучал секреты художественного ремесла и ваяния. Мастер быстро распознал выдающийся талант в своем ученике и пророчил ему большое будущее.

В двадцать лет Леонардо начал работать самостоятельно. Он был высоким, стройным, привлекательным юношей, обладал немалой силой, руками гнул подковы, ему не было равных в фехтовании, женщины восторгались им. Но несмотря на многие достоинства, ему не удалось устроиться во Флоренции, где художникам покровительствовал глава Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный, которому больше всего нравились работы знаменитого Боттичелли. Леонардо не хотел быть на второй роли и уехал из Флоренции.

Он отправился в Милан, где прожил 17 лет. Именно в Милане Леонардо проявил многие свои таланты. Правитель города герцог Лодовико Моро вначале поручил ему заняться прокладкой водопровода и канализации. С этими проблемами молодой Леонардо успешно справился. Потом он заинтересовался анатомией и сделал несколько рисунков к анатомическому атласу человека. Тогда же он приступил к работе в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря», где отразил завершающий период жизни Христа, когда Он с грустью сказал своим ученикам: «Один из вас предаст Меня». В этой работе Леонардо, как отмечали современники, проявил себя тонким психологом, сумел передать напряженность ситуации и разные чувства, которые охватили учеников Иисуса после этой Его сакраментальной фразы.

В Милане Леонардо сделал одну из своих интересных скульптур — конный портрет отца Лодовика Моро, герцога Франческо Продвижение сайтов в Москве: budet.top . До нашего времени статуя не дошла, ее разбили французы, но остался рисунок художника, который дает представление о масштабе и величии скульптуры. В 1513 году по приглашению Папы Римского да Винчи приехал в Рим участвовать в росписи Бельведерского дворца. Вскоре он вернулся на родину и во Флоренции в большом зале палаццо Веккио сделал фреску «Битва при Ангъере».

В 1516 году он принял приглашение французского короля Франциска I и остаток своих дней прожил в королевском замке Клу около города Амбуаз. В этот период жизни он написал картину «Иоанн Креститель», подготовил цикл рисунков на библейские темы, изобрел приспособление для измерения силы ветра и скорости движения корабля. Среди его работ позднее обнаружились проекты землеройных машин, подводной лодки. После его смерти осталось несколько томов рукописей, которые содержат наброски и чертежи разных машин, назначение которых непонятно до сих пор.

Витрувианский человек — знаменитый рисунок, на котором в круге и квадрате изображен обнаженный мужчина с разведенными руками и ногами. Для художников того времени он считался каноническим. Леонардо создал его для изучения пропорций человеческого тела. Основой ему послужил трактат римского архитектора Витрувия.

2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.

Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.

Сын нотариуса и подмастерье художника

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.

Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.

Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.

Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.

Жизнь в Милане: становление гения

Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.


Музей Леонардо да Винчи в Милане

Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.

Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.

Изобретения да Винчи

Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.

Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.

Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.

Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.

Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.

Танк, подлодка, пулемет

Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.

Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.

Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.

В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.

Был у Леонардо и чертеж некоего подобия современного танка. Конечно, это не танк, но специфическая боевая повозка. Круглую и закрытую со всех сторон повозку приводили в движение семь членов экипажа. Сначала да Винчи полагал, что двигать повозку могут лошади, но затем он понял, что люди, в отличие от животных, не испугаются замкнутого пространства. Главной задачей такой боевой повозки было наступление на противника с целью давить и расстреливать его из мушкетов, расположенных по всей окружности повозки. Правда, как и в случае с подводной лодкой, этот проект Леонардо да Винчи тоже остался лишь на бумаге.

Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.

Еще один проект да Винчи в сфере вооружения – знаменитый пулемет. Он был разработан Леонардо потому, что стрельба из огнестрельного в то время требовала постоянного перезаряжания стволов, которое отнимало очень много времени. Для того, чтобы избавиться от этой досадной необходимости, Леонардо придумал многоствольное орудие. По задумке изобретателя, оно должно было стрелять и перезаряжаться практически одновременно.

Тридцатитрехствольный орган состоял из 3 рядов по 11 малокалиберных пушек, соединенных в виде треугольной вращающейся платформы, к которой крепились большие колеса. Один ряд пушек заряжался, из него производился выстрел, затем платформа переворачивалась и ставился следующий ряд. Пока один ряд стрелял, второй охлаждался, а третий перезаряжался, что позволяло вести почти непрерывный огонь.

Друг французского короля

Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.

Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.

Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись:

В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства.

“Единственное желание хороших людей – добывать знание.”
Леонардо да Винчи

Без сомнения, Леонардо да Винчи - самый универсальный гений в истории человечества. Он заложил основы современных - биологии, физики, механики, анатомии, геологии, изобразительного искусства, архитектуры.

Но по отдельности Леонардо да Винчи не был ни ботаником, ни геологом, ни физиком, ни художником, ни архитектором. Самый образованный человек своего времени, - он постиг все науки самоучкой. Леонардо с гордостью подписывался - «Леонардо да Винчи, ученик опыта». Пожалуй, это единственный пример в истории, когда для великого художника искусство не было главным делом жизни.

Трудно найти такие области знания и техники, которые не обогатил Леонардо да Винчи своими крупными открытиями. Занимаясь анатомией на практике, Леонардо знал человеческое тело лучше любого художника своего времени. Он лично провёл более тридцати вскрытий трупов. Трудно даже представить себе, какой опасности он подвергал себя при отсутствии холодильников и антисептиков.

Рисунок сердца Леонардо да Винчи. Анатомические изучения и зарисовки мужского плеча (1509 год)

Леонардо восхищался красотой человеческого тела. Он проиллюстрировал мысль римского архитектора Витрувия о том, что фигуру человека с распростёртыми руками можно с абсолютной точностью вписать как в круг, так и в квадрат.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Универсальность гения Леонардо оценили лишь, когда обнаружились его неизвестные ранее труды - записные книжки и рукописи (около семи тысяч листов), многие из которых проиллюстрированы.

После смерти Леонардо да Винчи в 1519 году весь его архив по завещанию получил ученик художника Франческо Мельци. До самой своей смерти в 1570 году Мельци хранил эти бумаги, как святыню. Но после смерти Мельцы записи Леонардо были разрознены, и никто толком не занимался их изучением до XIX века. Судьба многих из них, попавших в частные собрания, неизвестна до сих пор. Так, в 1980 году на аукционе в Лондоне американский нефтепромышленник и коллекционер Арманд Хаммер приобрёл манускрипт Леонардо за 2,4 миллиона фунта стерлингов. На его 72 страницах Леонардо изложил свои мысли по гидравлике и космологии. Этот текст, после аукциона, получил название Кодекса Хаммера. Сегодня он известен как Кодекс Гейтса, так как был перекуплен в 1994 году Биллом Гейтсом за 30 млн долларов.

Арманд Хаммер
«Кодекс Хаммера»

Билл Гейтс

К счастью, отдельные мысли Леонардо были сведены вместе в «Трактате о живописи» ещё в XVI веке. Интересно, что название трактата не отражает его содержания, так как сам трактат не представляет цельную систему взглядов художника на искусство. Ценность трактата заключается в том, что он содержит выдержки и ссылки из старых манускриптов, которые считаются безвозвратно утерянными.

Необходимо отметить необычность рукописей Леонардо да Винчи. Художник всю жизнь учился у природы. Ещё Гераклит сказал - природа скрытна. И Леонардо пытался ей в этом соответствовать: он зашифровал свои записи. Да Винчи был левшой, писал справа налево в зеркальном отображении. Ранние его записи совершенно невозможно прочитать, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определённую форму, характерный, правда, малоразборчивый, почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его тексты. Но оказалось, это был не последний урок сокрытия тайн, преподанный Леонардо потомкам. Он имел привычку писать по слуховому методу: то разделял слоги одного слова, то неожиданно соединял несколько слов в одно.Вот поэтому многие тайны гения остаются неразгаданными, что, впрочем, иногда и к лучшему. Леонардо, например, предлагал способ, как сделать плоды деревьев ядовитыми (чем не средство массового поражения!) и даже проводил опыты в своём саду. У него хватило здравого смысла остановиться в своих изысканиях и ядовитые плоды, содержащие мышьяк, выращивать не стал.

Леонардо тяготел к крайностям. Может быть, поэтому произошёл такой резкий скачок в мировосприятии уже сложившегося мастера. Да Винчи был автором прекрасных Мадонн и автором проектов самых изощрённых средств массового уничтожения людей. Но ведь Леонардо не был военным, более того, по свидетельствам знавших его людей, мастер отличался мягким характером и добрым сердцем (он даже был вегетарианцем).

Конечно, итальянские республики непрерывно воевали друг с другом. Перевороты, убийства, интервенции были обычным делом тех лет. И Леонардо жил в этом бурном и опасном мире. Но почему-то всё это мало задевало его современников-художников. Рафаэль, Боттичелли, Гоццоли были целиком погружены в сентиментальные библейские сюжеты. А Леонардо, собираясь поступить на службу к герцогу Миланскому Людовико Сфорца, заявляет себя не как художник, а как военный инженер, создатель новых образцов истребителей техники.

В своём письме, адресованном герцогу, он писал: «У меня есть проекты мостов, очень лёгких и прочных, которые легко переносить с места на место. У меня есть проекты орудий, способных забрасывать противника градом камней. Я могу сделать повозки, безопасные и неуязвимые, - они будут двигаться по полю боя, и не найдётся ни оружия, ни человека, который бы смог уничтожить их». Как из волшебного ларца доставал да Винчи смертоносные проекты. Танк (в эпоху конницы!), вертолёт, пушки, стреляющие шрапнелью, скафандр, подводная лодка, пароход, парашют, дымовая завеса для войск - вот далеко не полный перечень военного арсенала, созданию которого он отдал лучшие часы своей жизни, как бы и вовсе позабыв о живописи.

Леонардо да Винчи - универсальный гений. Пропеллер вертолёта
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Дизайн летательного аппарата
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Дизайн моста
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Скафандр
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Телега

Справедливости ради нужно отметить, что Сфорца, при дворе которого Леонардо да Винчи работал в качестве инженера-строителя, благоразумно отверг жестокие предложения изобретателя. Всё, предлагаемое Леонардо - оригинальное, новое, невиданное, на столетия опережающее своё время.

Так, только спустя пять столетий после смерти Леонардо учёные сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить её - предшественницу современного автомобиля. Изобретательность Леонардо не знала границ, поэтому на его чертежах, которые он сам называл «синьками», были часто представлены механизмы, совершенно немыслимые для того времени. Например, он создал чертежи воротов, рычагов и винтов для поднятия огромных тяжестей, хотя их невозможно было создать - изобретение шарикоподшипников было ещё делом далёкого будущего.

Не менее интересны и «мирные» изобретения гения - часы, ткацкий станок (один из самых интересных проектов Леонардо), машина для изготовления иголок, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Отдавая должное универсальности гения Леонардо да Винчи, нельзя не сказать о том, что он оставил и богатейшее наследие как писатель. Эта грань его таланта представлена баснями, притчами, афоризмами, поучительными, глубокими по смыслу. Вот одна из них: «на фиговое дерево, стоящее без плодов, никто не смотрел, когда же оно захотело, произведя означенные плоды, получить похвалу от людей, то было ими согнуто и сломлено».

Леонардо принадлежит афоризм: «Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь». Жизнь же Леонардо да Винчи - «самой загадочной личности в истории человечества» [по словам Кеннета Кларка, британского историка искусства] - вечная!

фото с сайтов: warwick.ac.uk, ibiblio.org, latimesblogs.latimes.com, bohemianbookworm.com, guardian.co.uk, gallerycache.wordpress.com, bayridgess.limestone.on.ca, smh.com.au, vincemmuseum.wikispaces.com

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

Офтальмолог из Лондонского городского университета Кристофер Тайлер заявил, что у известного художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, вероятно, было прерывистое расходящееся косоглазие.

Выяснить это помогло исследование шести картин, рисунков и скульптур художника. Ученый считает, что это заболевание помогало Леонардо да Винчи в создании точных и выразительных портретов.

Напомним, что при косоглазии один или оба глаза при взгляде на объект отклоняются от центральной оси. Со стороны видно, что роговицы расположены несимметрично по отношению к углам или краям век.

Косоглазие бывает врожденным и приобретенным. В первом случае оно возникает из-за генетических отклонений или проблем во время вынашивания ребенка.

Приобретенное косоглазие чаще всего проявляется из-за различных глазных заболеваний, например высокой степени близорукости, глаукомы или катаракты. Косоглазие может развиться и после тяжелых травм или перенесенных заболеваний, таких как корь, скарлатина, дифтерия.

Среди художников косоглазие встречается не редко. Например, Рембрандт, Дюрер и Дега тоже страдали данным заболеванием. Это видно из их автопортретов, на которых заметно неправильное положение роговицы одного из глаз.

Офтальмолог Кристофер Тайлер предположил, что этот недуг мог быть и у Леонардо да Винчи. В своем исследовании врач проанализировал несколько портретов, скульптур и автопортретов мастера, измерив в них угол косоглазия - то есть угол, на который зрачки отклонялись от срединной линии.

Одним из первых объектов стали статуя Давида и терракотовый бюст, получивший название «Молодой воин» работы Андреа дель Верроккьо. Искусствоведы считают, что моделью для молодого воина был сам Леонардо, который на тот момент был подмастерьем Верроккьо.

Статуя Давида работы Андреа дель Верроккьо

Ученый заметил, что внешне воин и Давид во многом похожи, и у обеих скульптур Тайлер выявил косоглазие.

На полотнах Леонардо «Иоанн Креститель» и «Спаситель мира», где тоже, вероятно, есть изображение художника, офтальмолог нашел признаки косоглазия у героев.

Анализ выравнивания глаз на портретах и скульптурах говорит о том, что да Винчи страдал прерывистым расходящимся косоглазием. В расслабленном положении угол косоглазия, по-видимому, составлял -10,3 градуса, но когда художник фокусировался, глаза возвращались в правильное положение, - пояснил автор исследования.

Ученый предположил, что эта особенность помогала художнику замечать всю глубину цвета и объемы объектов, которые он изображал. Об этом говорил и сам Леонардо да Винчи, когда писал: «Первое, что нужно учитывать, это то, имеют ли предметы нужные контрасты, соответствующие их [трехмерному] положению».