Галерея автора
Эти панно сделаны без использования текстильного клея. Использовала ткань бортовку, но можно взять любую грубую ткань. Грубая, рельефная фактура, только даст боле интересный эффект.
1.Определяемся с размером панно. Вырезам кусок ткани в длину и ширину на 10 см больше, нужного нам размера. Ткань хорошо проглаживаем горячим утюгом через мокрую тряпку, ткань должна полностью дать усадку.
2.Берём ДВП, фанеру или, в крайнем случае, толстый картон, только не гофрированный. ДВП, и фанеру перед началом работы надо загрунтовать, клеем ПВА или покрыть эмалью. Картон закрыть кусочком п\э пленки.
3.Далее начинаем делать непосредственно панно. Раскладываем ткань на п/э пленке и в центре кусочка ткани, белой акриловой краской закрашиваем прямоугольник. Если планируется, что вокруг картинки не будет обрамление из краски, размер прямоугольника должен быть на несколько миллиметров меньше распечатки. Т.е после того как картинка будет наклеена, краску не должно быть видно. Если планируется обрамление краской, прямоугольник рисуем больше на величину картинки с обрамлением. Если краской планируется закрасить всё панно, то прямоугольник рисуем размером на несколько мм меньше размера панно.
Краске надо дать полностью высохнуть, пленку под тканью, лучше периодически менять, тогда краска высохнет быстрее. Эту процедуру необходимо повторить не мене трёх раз. Не надо стараться с первого раза закрасить ткань, это не получится, но сильно увеличит расход краски и время на изготовление панно.
Когда последний слой краски высохнет полностью, клеем ПВА смазываем место, на которое будет наклеена распечатка. Распечатку, если она напечатана на обычной бумаге, замачиваем минут на 15 в воде, промокаем, смазываем клеем и приклеиваем как при обычном декупаже, старательно приглаживая валиком и не допуская воздушных пузырей. Если распечатка сделана на рисовой бумаге, замачивать её не надо, просто, прикладываем к намазанной клеем ткани и, смачивая сверху водой, разравниваем. Если для панно используем салфетку, клеим ее, как обычно клеим салфеточки на деревянные доски, но соблюдая большую осторожность.
4.Когда картинка полностью высохнет, накладываем ткань на основу и загибаем края ткани на обратную сторону. Закрепляем их клеем. С обратной стороны работы приклеиваем крест- накрест две два кусочка шпагата, так чтобы они прошли через углы работы.
5.Из бамбука делаем рамочку. Панно шпагатом крепим к узлам рамочки. Красивой плотной бумагой заклеиваем обратную сторону работы.
6.Всю работу покрываем 1-2 слоями акрилового лака.
Галина Карпова
Вот такие коллажи получились у нас .«Зима-кружевница» , работа Сони Ф.
«Деревья в снегу» , работа Иры Г.
Для коллажей на «зимнюю» тему я приготовила белые кружева, блестящую ткань, гипюр, шнуры и тесьму, бумажные ажурные салфетки, полубусины, пёрышки. Кроме этого, ножницы, фигурные дыроколы, разный клей, белый карандаш, белую гуашь, кисти. Для фона мы взяли серо-синий картон размером примерно А2. Соня начала свою работу с того, что белым карандашом наметила композицию своей будущей картины.
Справа на переднем плане решила наклеить из «серебряного» трикотажа ёлочку. Что нам и неудивительно в преддверии новогодних праздников! Для этого нарезала произвольные треугольники и наклеила на ПВА.
Заинтересовавшись красивой тканью, решила сделать справа тоже большое дерево.
Рядом Соня наклеила фрагменты кружавчиков, напоминающих ёлочки.
Для закрепления фрагментов клеем ПВА промазывали их ещё и сверху, как в декупаже.
Надыроколила снежинок. В каждую приклеила полубусинку.
Увлекшись творчеством решила наклеить их и на ёлочку.
У маленьких деревьев вдалеке стволики подрисовала белой гуашью. Вот так выглядит сонин коллаж после высыхания клея.
А Ира для своего коллажа выложила ствол дерева белым с блёстками шнуром, а крону сделала из маленьких ажурных салфеточек. Идея маленького деревца пришла к Ире позже, поэтому композиция картины немного пострадала. Маленькое деревце – сенильная проволока, пёрышки и полубусины, «снежные» сугробы – обрезки разных кружевных тканей.
Панно подготовлены для выставки, мне осталось приклеить только карточки с надписями.
Любая отделка стен после ремонта надоедает, хочется что-то изменить и найти способ проявить свою фантазию, талант и творческие навыки.
Объемное панно из подручных материалов – одна из модных тенденций в дизайне 2017.
Просматривая эффектные работы на иллюстрациях, может показаться, что это сложно. Но если на школьных уроках труда на «отлично» получались фигурки из пластилина и соленого теста, есть опыт работ с бисером или природными материалами – все получится.
Панно на стену ручной работы – особый декор, способный оживить самую обычную обстановку, внести новую дизайнерскую концепцию и оживить атмосферу.
Выбор материала и техники для воплощения идеи зависит от многих факторов:
Большое панно на всю стену лучше расположить в большой комнате, где много пустующего места. Купить картину или наклеить фотообои проще всего. Но в этом нет ничего оригинального, плюс большие расходы, а новый объект вскоре надоест.
Другое дело – собственный «шедевр», который можно с гордостью демонстрировать всем посетителям дома.
Глядя на неповторимое произведение, друзья и родственники будут интересоваться, как сделать подобное панно своими руками?
Сначала лучше выбрать свободную стену, а потом решать, что это будет – коллаж из фото, рисунок, лепка или мозаика из битой плитки. Общий замысел и сюжет изображения должен соответствовать функционалу помещения и практичности в уходе.
Например, несложно самостоятельно нарисовать на стене санузла аквариумных рыбок на гладко окрашенной стене, но краска должна быть стойкой и несмываемой.
Если материал подвержен разрушению или накоплению пыли, лучше покрыть готовое изделие бесцветным лаком, как фото панно из соленого теста.
Основа краски для панно должна подходить к материалу облицовки стен. Например, если это акриловая эмаль, то и для росписи стен подойдут акриловые краски.
Стены в детской можно украсить панно из обоев, которое легко соорудить вместе с ребенком из остатков рулонных материалов, оставшихся после ремонта.
Совет: Поручите детям часть увлекательного процесса создания самодельного декора. Они охотно вольются в творческий процесс. Это поможет развитию мелкой моторики пальцев и пространственного мышления.
Дети могут собирать природные материалы – красивые веточки, листья и шишки для панно. Если не умеют рисовать – поручите ребенку распыление краски из баллончика по трафарету.
Они с увлечением будут обводить крупные кленовые листья на картоне, вырезать их очертания, чтобы напылять на стенах в прихожей контурный рисунок золотистой и серебристой краской. Аэрозольные краски и трафарет в декоре любой комнаты – лучшее решение для тех, кто не умеет рисовать.
Кухня – вотчина продуктов, где многие сыпучие материалы подойдут для декора. Перед тем как сделать панно своими руками, сделайте у себя в шкафчиках ревизию.
В распоряжении начинающих декораторов целая природная палитра, которая годами сохраняет естественный цвет. Панно из кофе, круп и специй украсит свободный фрагмент стены в обеденной зоне.
Работа выполняется в несколько этапов:
Совет: Чтобы не было разногласий, сюжет панно рекомендуется согласовать со всеми членами семьи.
Для кухни подойдут любые «аппетитные» материалы:
Готовое панно желательно аккуратно вскрыть бесцветным лаком в 2-3 слоя, чтобы со временем его было легко очищать от пыли.
Изображение можно оставить как бы незавершенным или ограничить бортиком (рамкой). Совместное украшение кухни – интересное занятие, в которое легко вовлечь членов семьи трех поколений.
Интересные идеи подскажут специалисты, записавшие мастер класс по изготовлению панно своими руками:
Тем, у кого хорошо получается лепить фигурки, небольшие скульптуры или мастерить кукол из любого материала, стоит освоить технику работы с соленым тестом.
Для рельефного панно замешивают мелкую соль с мукой 2:1, добавляя немного растительного масла, воды и сухого клея для обоев, вымешивая как обычное тесто. Оно должно быть пластичным, но достаточно твердым.
Готовая масса не должна приставать к рукам. Из нее отделяют небольшие кусочки или шарики, из которых оформляют лица персонажей, фрукты, листья и другие элементы панно. Оно будет лучше держаться, если крепить к рамке в виде переносного декора или прикрепленного непосредственно к кухонной стене.
Можно добавлять любой другой материал, чтобы завершить сюжет, например, ткань с вышивкой, бусины или пряжу.
Рельефная картина сохнет около недели, зато потом получается твердый долговечный материал. Готовое творение можно разукрасить и вскрыть лаком, как фото представленного панно.
Изготовление декора своими руками – увлекательный творческий процесс. Обычно после освоения одной из техник на примере украшения из теста или круп для кухни, хочется перейти к украшению других комнат.
В детской комнате будет уместно украшение из осенних листьев или цветной бумаги панно из ткани в технике пэчворк.
Спальню рукодельницы украсит панно из цветов, кожи ткани или пуговиц. Популярный сюжет – денежное деревце, где к пуговицам можно добавить монетки или зеленый кофе.
Для ванной или санузла отличным украшением станет «морской» материал – гладкая цветная галька, ракушки и веточки кораллов.
Гостиную украсит, пробка, бамбук, поделочный камень. В умелых руках любой материал станет основой для самодельного шедевра.
Благодаря использованию листов бумаги подобные картины смотрятся объемно и необычно. Эти оригинальные композиции представляют собой нечто среднее между собственно произведением живописи и скульптурой. С течением времени коллаж перестают воспринимать как дополнительную технику, позволяющую создавать необычные картины, и выделяют в самостоятельный предмет искусства. В середине XX века эта разновидность ДПИ становится еще более популярной. Очень интересны, например, композиции Луизы Невельсон, выполнявшей коллажи из найденных обломков мебели, бочек, предметов интерьера, деревянных ящичков, панно и т.д. Очень часто в этот период коллаж используется для обрамления фотографий. Древесина становится едва ли не обязательным элементом всех подобных композиций. В одном и том же произведении искусства этот материал мог сочетаться с графическими или живописными изображениями.
Считается, что первым в художественную форму технику коллажа перевел в 1924 г. немец Джон Хартфилд, использовавший такие панно в качестве сатирического оружия против Гитлера. Однако популярными объемные композиции в начале века были и в России. Самыми известными русскими коллажами считаются картины А. Лентулова «Москва» (1913) и «Василий Блаженный» (1913). В первом панно были использованы кусочки бумаги, во втором – фольга. Достаточно популярны и произведения художника В. Татлина, отличающиеся динамичностью композиций.
. Вегетативный
. В качестве основных элементов используются растения или их фрагменты. При этом художник старается сделать готовое произведение максимально реалистичным. Растения при этом выступают не как часть пейзажа или общего сюжета картины, а как самостоятельный элемент, на который сделан основной акцент.
Декоративный.
Такие коллажи отличаются фантастичностью сюжета. Главной целью, которую ставит перед собой художник, выполняя подобное произведение, являются оригинальность и неповторимость. Глядя на такую картину, зритель пытается отгадать замысел автора, его настроение.
Пейзажный
. Название этого вида коллажа говорит само за себя. На таких панно изображают разного рода пейзажи – природные или городские. Это может быть море, лес, красивые здания и т.д..
Формо-линейный.
Основными элементами подобных коллажей являются геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Даже фон в таких произведениях представляет собой сочетание этих простых элементов.
Оформляются коллажи обычно с помощью паспарту и рамы. Паспарту называют широкую рамку, обрамляющую панно. Ее основной задачей считается облегчение зрителю восприятия картины. Рама и паспарту также защищают картину от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.