Вальс грибоедова история создания музыкального произведения. Кто написал полонез огинского и грибоедовский вальс. Кто написал Грибоедовский вальс

25.06.2019

Лучшие образцы классической музыки, проверенные временем, и сегодня заставляют задуматься, взгрустнуть или, наоборот, улыбнуться и забыть обо всем. К таким шедеврам относится полонез Огинского. Это произведение знакомо каждому из нас еще со школьной скамьи. Тем не менее, довольно часто можно услышать вопрос: «Кто написал полонез Огинского?» В этой статье мы раскроем историю создания этого музыкального шедевра и остановимся на творчестве композитора, сочинившего его.

Кто написал полонез Огинского?

Автором этой бессмертной пьесы является польский музыкант, а впоследствии и политический деятель - Михаил Клеофас Огинский. Он родился в 1728 г. в имении Гузов, расположенном рядом с Варшавой. Его родители принадлежали к аристократическим кругам. Поэтому с раннего детства Михаил занимался музыкой и учился играть на многих инструментах: арфе, скрипке, фортепиано, виолончели. Уже в молодые годы он создает первые сочинения - романсы, песни, полонезы, небольшие оперы. Свое музыкальное мастерство юный Огинский продолжает совершенствовать в Италии у таких мастеров, как П. Байо и Дж. Виотти. В семидесятые годы он ведет активную политическую деятельность, добиваясь независимости родной Польши. С 1789 года Михаил работает польским послом в Голландии и Англии. В 1794 году композитор был избран в Национальный Совет. После восстания Т. Костюшко, в котором он принимал непосредственное участие, композитор иммигрирует в Италию. Там он проживает в Константинополе, а с 1823-го - во Флоренции.

Произведения Михаила Клеофаса

Отвечая на вопрос о том, кто написал полонез Огинского, невозможно не затронуть творчество композитора. Его наследие составляют многочисленные романсы и фортепианные пьесы - мазурки, полонезы, менуэты, марши, вальсы. Практически все сочинения характеризуются наличием в мелодике и ритмике национальных польских черт и элементов, особым лиризмом и изяществом. А в 70-х годах огромной популярностью у слушателей пользуются полонезы. Один из них - фа мажорный, получивший негласное название «Раздел Польши». Он был создан под впечатлением от происходящих в те годы политических событий. Полонезы Огинского оказали огромное влияние на последующие поколения В 19-м веке они постоянно звучат на балах и званых ужинах в Петербурге и Москве

Полонез Огинского «Прощание с Родиной»

Это произведение, созданное в 1794 г., по праву считается лучшим творением Михаила Клеофаса. Историки полагают, что композитор написал полонез, скоропостижно покидая в связи с подавлением русскими войсками восстания Тадеуша Костюшко. Полонез Огинского (орган и скрипка) максимально точно передает настроение композитора, его тоску по Родине. Он символизирует расставание со страной, причем во всех смыслах - как отъезд за кордон и как прощание с захваченной победителями Речью Посполитой. Сегодня в Польше этот полонез считается музыкальным символом. Были даже высказаны предложения сделать его гимном страны. Вот такая непростая история у этого музыкального шедевра. Теперь, уважаемые читатели, вопрос «Кто написал полонез Огинского?» не поставит вас в тупик?

Вальсы ля-бемоль мажор и ми минор . С детских лет Сашу с сестрой обучали игре на фортепьяно, и к 13 годам он "сделался превосходным фортепьянистом". "Очень хороший музыкант" – так о нём отозвался скупой на похвалы Михаил Глинка. Всю жизнь музыка была для Грибоедова убежищем, где он находил утешение. Любил играть Моцарта, Бетховена, Гайдна. Часто импровизировал, но не считал это достойным записывать.

Сохранились два вальса Грибоедова: Вальс ля-бемоль мажор (E-moll) и Вальс ми минор (As-dur). Первый был написан зимой 1823/24 гг. в доме Бегичева :

Вальс ля-бемоль мажор – слушать

О нём рассказала Е.П. Соковнина, племянница С.Н. Бегичева : "В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию "Горе от ума " и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своём кабинете. У меня сохранился сочинённый и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки". Возможно, второй грибоедовский вальс был написан тогда же.

По мнению, критиков вальсы "изобличают несомненное музыкальное дарование, но ещё не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки в серьёзной школе". С этим не спорят. Просто почти 200 лет слушатели с удивлением и восторгом открывают для себя "наивные" вальсы Грибоедова. Особенно запоминается грибоедовский вальс ми минор с его грустной, струящейся мелодией:

Романс "Ах, точно ль никогда"

Один из лучших исполнителей романса – Георгий Виноградов.

Романс "Ах, точно ль никогда" – слушать

Опера "Горе от ума"

В 1910 г. М.М. Иванов написал музыку на текст комедии "Горе от ума ". Опера успеха не имела: трудно представить, как можно петь тексты, которые декламировали десятилетия. Единственным привлекательным моментом оперы был грибоедовский вальс E-moll, звучавший на балу у Фамусова.

У Исаака Ньютона была кошка. Учёный сделал проём в двери, чтобы та могла свободно выбегать на улицу. Через пару месяцев, у кошки появились котята. Выжило несколько, себе Ньютон оставил одного. Учёный подумал, что и второму животному нужно выбегать на улицу. Исаак взял пилу и сделал в двери второе отверстие рядом с первым. Ему и в голову не пришло, что оба животных могут выбегать из одного выхода.

"Свой талант у всех", Александр Сергеевич Грибоедов, "Горе от ума".

Итак, что мы имеем, сугубо как структуру. Человек, который не ответил на очевидные вещи и получил всеобщее порицание - факт. Успешная модель, получившая признание в виде победы на конкурсе - факт. Супруга одного из лучших российских футболистов поколения - факт.

Свой талант есть у всех

Когда я готовил материал об американских спортсменах, которые впустую тратят деньги, помимо их полнейшей безалаберности и глупости, была другая вещь - об этой безалаберности СМИ не говорили в негативных тонах. Они ни разу не написали - "Курт Шиллинг - тупой придурок, слил всё в игровых автоматах!". Не только потому, что Шиллинг уважаемая в медиа-пространстве персона. Так же они относились и к менее известным спортсменам, которые еще более неадекватно тратили деньги. Почему? У них не было цели показать - "какие игроки тупые" (даже у FOX). Была цель разобраться. Нет смысла в крике "дурак", если после этого крика ничего не следует.

Когда вы смотрите "Умники и умницы" или другое интеллектуальное шоу, вы ведь не предъявляете претензий конкурсанткам, что у них не третий размер груди. "Эээй, где твои ножки, на зеленой дорожке!" Нет. Красота не ее дело. Её дело «полонезы». Передача не называется "Горячие красотки отвечают на вопросы". Она про умников.

В словосочетании "конкурс красоты", главное слово - "красота", всё остальное - "общеобразованный", "социально-активный", "духовноразвитый" тоже самое, что в моем трудовом договоре "Не лазь ВКонтакт!" - для галочки. Вы знаете, как это делается. В характеристиках на предприятии нужно что-то писать. Это слова-формации, они будут преследовать многих из вас, даже если вы в жизни не слышали про Огинского и никак не повлияют на то, что "комсомолка", "умница" и "красавица" уже давно три разных человека.

В словосочетании "конкурс красоты", главное слово - "красота"

СССР гордились, что тираж Фолкнера достигает в стране самых больших размеров. То, что "Сарторис" мало кто понимает даже на родине писателя, никого не заботило, нужно ведь показать высокий общеобразовательный уровень. Вчера заходил в букинистическую лавку. Знаете каких зарубежных авторов сдают чаще всего? Лондон, Фолкнер, ОГенри - тех, у кого были гигантские тиражи.

Те из вас, кто читал "Войну и мир" затруднятся сказать, о чём этот роман. После короткого мозгового штурма признают - читал, мол, потому что надо. Вот это "надо" - один из факторов ополчения против Жирковой.

Нет ничего зазорного в том, чтобы не знать очевидных вещей. Что в этом такого? Я говорю - я не знаю, вокруг чего вращается Земля. Что произошло? Она перестала вращаться? Солнце перестало светить?

Во время последнего локаута в НБА журналисты признавали - игроки просто не знают о чем говорить с переговорщиками, они двух слов связать не могут (рэп-культура и прочее). СМИ хоть раз написали - "Рэджон Рондо - тупица" или "Кобе через каждое слово повторяет - ээээ"? Нет. Зачем? У них совершенный баскетбольный интеллект. Это их выбор говорить "ээээ".

И плюрализм проявляется в таких мелочах - любое социальное движение, любая религия, любое мнение имеет право на жизнь, если не наносит вред окружающим. Какой вред вам нанесло интервью Инны Жирковой (вы ведь ухахатывались) ? Какой вред получила сама Жиркова?

Нет ничего зазорного в том, чтобы не знать очевидных вещей

Когда Бэкс женился на Виктории, чего только не было в прессе: "Пусть она от него отвалит", "Она испортит нашего лучшего игрока", "Уберите подальше эту селебрити", "Ферги разберись"... но мне было плевать. Если эта девушка делает счастливой игрока моей любимой команды, а он в итоге приносит пользу общему делу - плевать, пусть она будет хоть из Ливерпуля.

И потом – в сюжете с Жирковой журналист постоянно перебивал собеседницу, вооружившись формулировками, выдернутыми из регламента конкурса красоты. Он старался "срезать" собеседницу, как в рассказе Шукшина . И срезал. И это тоже не «плохо-хорошо». Это жанр. Телекиллинг.

Какой вред вам нанесло интервью? Какой вред получила Жиркова?

Юрий Жирков успешный футболист, заботящийся о своей семье. Спроси сейчас у многих девушек - хочет ли она, чтобы ее супруг зарабатывал миллионы, семья имела шанс жить в Лондоне, объездить весь мир и получать доступ ко многим жизненным благам лишь за то, чтобы в эфире сказать, что не знаешь, кто такая Агния Барто, думаете, кто-нибудь бы отказался?

Я никого не оправдываю, просто констатирую - нет ничего зазорного в том, чтобы чего-то не знать, даже самого очевидного. Вообще-то, это и есть ключ к знанию. Ведь после этого интервью, многие из вас «забили» в Google – «полонез» (причём через "с"), «Огинский» (через "А"), «вальс» и «Грибоедов». Я так точно. И не стыжусь.

В отдаленном совхозе "Победа"
Был потрепанный старенький "ЗИЛ".
А при нем был Степан Грибоедов,
И на "ЗИЛе" он воду возил.

Он справлялся с работой отлично.
Был по обыкновению пьян.
Словом, был человеком обычным
Водовоз Грибоедов Степан.

После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер.

На заплеванной маленькой сцене
Он буквально творил чудеса.
Мужики выражали сомненье,
И таращили бабы глаза.

Он над темным народом смеялся.
И тогда, чтоб проверить обман,
Из последнего ряда поднялся
Водовоз Грибоедов Степан.

Он спокойно вошел на эстраду,
И мгновенно он был поражен
Гипнотическим опытным взглядом,
Словно финским точеным ножом.

И поплыли знакомые лица...
И приснился невиданный сон -
Видит он небо Аустерлица,
Он не Степка, а Наполеон!

Он увидел свои эскадроны.
Он услышал раскаты стрельбы
Он заметил чужие знамена
В окуляре подзорной трубы.

Но он легко оценил положенье
И движением властной руки
Дал приказ о начале сраженья
И направил в атаку полки.

Опаленный горячим азартом,
Он лупил в полковой барабан.
Был неистовым он Бонапартом,
Водовоз Грибоедов Степан.

Пели ядра, и в пламени битвы
Доставалось своим и врагам.
Он плевался словами молитвы
Незнакомым французским богам.

Вот и все. Бой окончен. Победа.
Враг повержен. Гвардейцы, шабаш!
Покачнулся Степан Грибоедов,
И слетела минутная блажь.

На заплеванной сцене райклуба
Он стоял, как стоял до сих пор.
А над ним скалил желтые зубы
Выдающийся гипнотизер.

Он домой возвратился под вечер
И глушил самогон до утра.
Всюду чудился запах картечи
И повсюду кричали "Ура!"

Спохватились о нем только в среду.
Дверь сломали и в хату вошли.
А на них водовоз Грибоедов,
Улыбаясь, глядел из петли.

Он смотрел голубыми глазами.
Треуголка упала из рук.
И на нем был залитый слезами
Императорский серый сюртук.

1983 год

Рецензии

Друг подарил касету с записью домашнего концерта...не устаю слушать эту вещь...и хозяйку...А еще как в одиночку вышел из запоя, но вот те на...сегодня выходной...пусть земля тебе будет пухом...Александр...

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании