В. Шукшин, "Материнское сердце": анализ. "Материнское сердце" (Шукшин В. М.): сюжет и герои рассказа. Материнское сердце. Шукшин В.М Формы организации учебной деятельности

30.10.2019

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Шукшин в рассказе «Материнское сердце» встаёт на сторону главных героев (1) и (2) хотя оспаривать нарушенный закон трудно и даже невозможно (3) в произведении на первое место выходит материнская

любовь (4) которая не поддаётся никаким писаным законам (5) и неистребимая вера в человека.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

{Шукшин в рассказе «Материнское сердце» встаёт на сторону главных героев}, (1) [ и, (2) (хотя оспаривать нарушенный закон трудно и даже невозможно), (3) в произведении на первое место выходит материнская любовь), (4) (которая не поддаётся никаким писаным законам), (5) и неистребимая вера в человека].

4 предложения, все отделяются запятыми

В опасном месте на стыке союзов И ХОТЯ зпт нужна, нет второй части «ТО»

Ответ: 12345.

Ответ: 12345

Актуальность: Текущий учебный год

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Этому чувству советский писатель, сценарист и режиссер посвятил небольшое произведение, глубину которого сможет раскрыть художественный анализ. «Материнское сердце» Шукшин создал с необыкновенным мастерством художника, способного слышать даже самые тонкие струны человеческой души.

О чем рассказ Шукшина?

С чего можно начать анализ? «Материнское сердце» Шукшин начал с невеселой истории из жизни простого деревенского парня. Звали его Витькой Борзенковым. К характеристике образа этого героя и стоит приступить, излагая краткое содержание и художественный анализ. Материнское сердце Шукшин назвал мудрым, не преминув отметить, что всяческую логику оно не признает. Что имел в виду автор, можно понять, прочитав рассказ.

Простой деревенский парень

Витька собирался жениться, а потому ему нужны были срочно деньги. Затем, чтобы раздобыть средства на свадьбу, он поехал в город продавать сало. В рассказе этот герой играет не главную роль. Значимым является образ матери Витьки. Однако раскрывается характер этой женщины именно благодаря истории, которая случилась с ее сыном.

После того как Борзенков осознал случившееся, он разозлился на всех: на Риту, на город и на весь свет. А потому потратил на выпивку последний червонец, после чего затеял драку, в которой пострадали несколько человек. Среди них был даже сотрудник милиции. Витьку отправили в КПЗ, а мать его прибыла в город, как только узнала о беде, в которой оказался ее любимый сын. Далее изложено характеристика главной героини и анализ рассказа Шукшина.

Материнское сердце

Витькина мать рано осталась вдовой, родила пятерых детей, но выжили только трое. В произведении типичный образ русской деревенской женщины изобразил Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого - это, прежде всего, характеристика героини - повествует о стремлении матери вызволить сына из тюрьмы несмотря ни на что. Ее не интересует очевидная вина Витьки. Она не думает о людях, которые оказались в больнице по его вине. Она руководствуется лишь тем, что подсказывает ей ее любовь. И в этом заключается главная идея, которую ввел в рассказ Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого следует делать, основываясь на специфическом общении женщины с сотрудниками правоохранительных органов, - это рассказ о необыкновенной активности, силе, упорстве.

В милиции

Когда она явилась в отделение, там как раз обсуждали недавнее происшествие. Каким изобразил Шукшин материнское сердце? Анализ произведения позволяет сделать вывод, что понятие это хотя и абстрактное, но применимо к необыкновенной силе, которой может обладать лишь женщина. К тому же только та, чей ребенок оказался в беде. Не играет роли, сколько лет этому ребенку, преступник он или порядочный человек. Делая анализ рассказа Шукшина «Материнское сердце», следует обратить внимание на сцену в милиции. Мать Витьки вошла, тут же упала на колени и запричитала громко.

У прокурора

Милиционеры - люди, несклонные к жалости. Но даже они разжалобились и посоветовали женщине наведаться к прокурору. Какой идее посвятил Василий Шукшин «Материнское сердце»? Анализ рассказа говорит о том, что это произведение о тяжелой женской судьбе, которую помочь пережить может лишь безграничная любовь к детям и слепая надежда на человеческое участие и понимание.

Прокурор проявил твердость и не проникся трогательной историей о доброте Витьки, который «тверезым и мухи не обидит». Но мать и на этот раз не сдалась, и лишь сделала вывод, что этот человек «обиделся за своего». Добившись разрешения на свидание с сыном, она отправилась снова в милицию.

Разговор с сыном

По дороге мать Витьки думала о том, как отправится в краевые организации. Она всю жизнь надеялась на помощь и понимание людей. Ей верить больше было не на что. Она вытирала слезы и молча плакала, но не замедляла шага. Мать Витьки Борзенкова всю жизнь только тем и занималась, что пыталась справиться со своим героем. В ее душе неистребимо жила вера в добрых людей, которые помогут.

Она ни разу не подумала о том, что ее сын совершил преступление, что существует закон, на который нельзя закрыть глаза. А когда увидела его похудевшим, осунувшегося, вдруг в мире перестали существовать и милиция, и безжалостный прокурор. Мать поняла, насколько страшная беда приключилась с сыном, и знала теперь точно, что только она сможет его спасти.

В краевые органы

Увидев его беспомощность, она принялась все описывать в радужных красках. И милиционеры, и прокурор якобы посоветовали ей отправиться в краевые органы. Мать рассказывала и сама в это верила, что выпустить Витьку они вовсе не против, да только прав не имеют. Но там, в областном центре, есть люди, от которых все зависит. Они то Витю не оставят в беде. На прощание мать посоветовала сыну помолиться, приговаривая: «Будем со всех сторон заходить». А затем вышла из камеры и пошла, опять ничего перед собой не видя из-за слез. Она должна была спешить, и теперь точно знала, что если понадобится, пройдет все инстанции, но вызволит сына. Она отправится в краевые организации даже пешком, если нужно, но Витя ее выйдет на свободу.

Таково краткое содержание рассказа, который создал В. М. Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого изложен был в этой статье, посвящен всепоглощающей материнской любви.

С ранних рассказов начала 60-х гг. образ матери раскрывается в интерьере бытовой лирической зарисовки , пронизанной автобиографическими ассоциациями. В «Далеких зимних вечерах» (1961) это изображение деревенской жизни детей Ваньки и Наташки с матерью в условиях военных лишений, причем, по воспоминаниям Н.М.Зиновьевой (Шукшиной), некоторые из выведенных здесь бытовых подробностей, как, например, «стряпание» домашних пельменей, имеют реальную подоснову . В художественном плане центральной в рассказе становится образно-символическая антитеза тепла и холода, уюта и хаоса, что связано с постижением гармонизирующего воздействия матери и на детские души, и на картину бытия в целом: «Родной, веселый голос ее сразу наполнил всю избу; пустоты и холода в избе как не бывало… началась светлая жизнь» . Образ матери раскрывается в щедрой детализации как предметно-бытового («стрекот швейной машинки»), так и речевого характера. Ее сочувственные, «задумчивые» слова о воюющем на фронте отце детей воссоздают трагедийный исторический фон действия, сводят единичное и эпохальное, вселенское в целостном духовно-нравственном пространстве: «Отцу нашему тоже трудно там… Небось в снегу сидят, сердешные… Хоть бы уж зимой-то не воевали» .

Углубление психологического анализа при создании образов матерей соотнесено у Шукшина с художественным познанием неизбывного драматизма их отношений с сыновьями, что становится магистральным сюжетом рассказов «Племянник главбуха», «Сураз», «Крепкий мужик» и др. В «Племяннике главбуха» (1961) личность матери предстает в воспоминаниях юного героя, покинувшего дом и тоскующего в городе. При том, что Витька с матерью зачастую «не понимали друг друга», поскольку мать воплощала охранительное, домашнее начало, а Витьке «нравилась жизнь вольная» , - его восприятие матери оказывается значительно шире бытовых, повседневных отношений. В подробностях ее поведения, речи он интуитивно распознает высокую культуру родственного обращения с домашним, природным универсумом: «Он вспомнил, как мать разговаривает с предметами… с дождиком… матушкой дороженькой… с печкой…» . Как будет показано в рассказе «В профиль и анфас» (1967), подобное материнское одухотворение близкого и дальнего пространства обладало немалым педагогическим потенциалом, преподносило герою урок сыновства. Она заставляла сына перед отъездом проститься с печью, «всякий раз… напоминала, как надо говорить»: «Матушка печь, как ты меня поила и кормила, так благослови в дорогу дальнюю» .

В «Племяннике главбуха» щемящие воспоминания о матери помогают герою ощутить присутствие материнской ипостаси в природе, в бескрайней степи: «Матушка степь, помоги мне, пожалуйста… Стало легче оттого, что он попросил матушку степь» . Посредством утонченной психологической детализации в произведении передается хрупкость, трепетность материнско-сыновних отношений – в частности, растерянность, неловкость матери при разговоре с подрастающим сыном о возможном втором замужестве. Использованное в финале драматургическое положение «одной на сцене» позволяет изнутри высветить антиномичный душевный мир героини, передать мудрое прозрение ею остро драматичных ритмов бытия: «Плакала и сама не понимала отчего: от радости ли, что сын помаленьку становится мужчиной, от горя ли, что жизнь, кажется, так и пройдет…» .

Драматизм отношений матери с непутевым, не укоренившимся в жизни сыном еще более рельефно прорисовывается в рассказе «В профиль и анфас»: и в подвижной пластике диалогов, и в горьком укоре материнского обобщения («Пошто же, сынок, только про себя думаешь?.. Про матерей-то пошто не думаете?» ), и в несобственно прямой речи сына, напоминающей психологическую ремарку к напряженному «драматургическому» действию: «Они настойчивые, матери. И беспомощные» . Эта антиномия силы, величия матери – и ее уязвимости, беспомощности запечатлена в «жестовой» детализации финального эпизода расставания с сыном: «Бездумно, не то задумчиво глядела в ту сторону, куда поедет сын… голова ее затряслась у него на груди… перекрестила его» . Лейтмотив этого эпизода («А мать все стояла… Смотрела вслед ему») замедляет ритм повествования, представляя сиюминутные коллизии на фоне немеркнущих ценностных ориентиров.

Творческая попытка изобразить личность матери в эволюции , в призме ее переживаний высветить сложный, исполненный болезненных противоречий душевный склад центрального героя осуществлена в рассказе «Сураз» (1969). Внешние поступки еще молодой матери, «немилосердно выпоровшей» сына за школьные проказы, а затем «ночь рвавшей на себе волосы и вывшей над сыном», получают глубокую психологическую мотивировку: «Прижила Спирьку от «проезжего молодца» и болезненно любила и ненавидела в нем того молодца» . Отголоски этой женской, материнской драмы раскроются в сюжетной динамике рассказа в деструктивном мироощущении самого Спирьки Расторгуева. В зрелые же годы мать героя становится воплощением устойчивого, домашнего начала («жалела, стыдилась, что он никак не заведет семью» ). Ее суд над ним – любящий и милостивый – пробуждает тайные струны в душе героя, проступающие как во внешнем поведении, так и в сокровенной сердечной работе: «Нашел впотьмах голову матери, погладил по жидким теплым волосам. Он, бывало, выпимши ласкал мать» . Невольное возвращение Спиридона к внутренней молитве, мыслям о матери, о ее страданиях за него становится лейтмотивом всего рассказа и являет незримую силу противодействия общей трагедийной логике судьбы: «вот кого больно оставлять в этой жизни – мать», «все хотелось отвязаться от мысли о матери», «вспомнилась мать, и он побежал, чтоб убежать от этой мысли – о матери» . Этими внутренними метаниями исподволь обусловлена в рассказе и история сложных отношений героя с манящей его стихией женственности – от болезненного вожделения к замужней учительнице до подлинной героики самоотверженного спасения погибавшей от голода матери двух малолетних детей.

В системе нравственно-философских координат шукшинского рассказа личность матери становится воплощением охранительного начала, судьба же центрального героя подчас раскрывается в призме ее восприятия и оценок, что составляет важнейший ракурс изображения картины мира .

В одном из ключевых эпизодов рассказа «Крепкий мужик» (1969) мать разрушившего сельскую церковь бригадира Шурыгина занимает позицию сурового, вовсе не снисходительного, в отличие от сюжетной ситуации рассказа «Сураз», нравственного суда над впавшим в духовное беспамятство сыном. В ее ярком речевом самовыражении проступают не попираемые никакими извне приходящими обстоятельствами глубины народного религиозного сознания . Просветляющее, укорененное в многовековой традиции видение церкви как родного дома («она сил прибавляла») сочетается в речах матери с апокалипсическими нотами грозного пророчества сыну о Высшем возмездии за совершенный грех: «То ли дома окочурисся в одночасье, то ли где лесиной прижмет невзначай» .

Пророческий потенциал материнского слова обнаруживается и в рассказе «Беспалый» (1972), где контуры назревающей семейной драмы героя обозначаются через сочувственный взгляд матери. В проходном, казалось, эпизоде ее внешне сугубо бытового столкновения с невесткой звучит мудрое материнское слово об устроении супружеских отношений, заключающее в себе невольное предвидение («Не век ты собралась с мужем жить» ). А в рассказе «Ванька Тепляшин» (1972) в остроконфликтной драматургии «больничного» эпизода, «нелепого» происшествия художественно постигается антиномия житейской незащищенности матери – и ее потаенной мудрости. На уровне композиционной организации повествования данная антиномия раскрывается в контрастном наложении двух точек зрения на мир – сына и матери. В живом, любяще-сыновнем восприятии Ваньки Тепляшина, емко отраженном авторской «ремаркой» («так она вольно вскрикнула, радость человеческая» ), набрасываются психологические штрихи к первоначальному портрету матери: «Пробирается через улицу, оглядывается – боится…» . В узловом конфликтном эпизоде с больничным охранником индивидуализированные черты этого портрета обретают расширительный, архетипический смысл, в них просматривается тягостная инерция вековой социальной униженности простой русской женщины : в образе просящей, «взмолившейся» матери, в передаче ее «заученно-жалкого, привычно-жалкого» голоса, в «жестовой» детализации ее поведения: «Мать сидела на скамеечке… и вытирала полушалком слезы» . В финальном же диалоге материнское слово, проникнутое «горькой думой» о сыне, открывает высоту зоркого обобщения о жизненной драме героя, тупиках его максималистского мировосприятия и неустроенности («Нигде ты, сынок, как-то не можешь закрепиться» ). Комментирующая этот разговор лаконичная ремарка («Мать никогда не переговорить») знаменует пересечение взглядов героя и повествователя, в ситуативном выдает присутствие вечного и дорастает до уровня афористично выраженной житейской мудрости.

Для поздних рассказов Шукшина оказывается весьма характерным насыщение порой эскизных, связанных с матерями эпизодов потенциалом бытийных, социальных обобщений . Так, в рассказе «Боря» (1973) напряженное ожидание прихода матери пребывающим в больничной палате героем высветляет сокровенные пласты его душевной жизни, а наблюдения повествователя за ним откристаллизовываются в философское размышление об иерархии нравственных ценностей, о величии обычной жалости к человеку, квинтэссенцией которой является сострадательная по своей природе материнская любовь: «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, всю жизнь – жалеет» . Этически направленная авторская мысль обращена к природной тайне самой личности матери, непостижимым образом способствующей гармонизации мира: «Оставь ей все, а отними жалость, и жизнь в три недели превратится во всесветный бардак» . Симптоматичное проявление подобной гармонизации выхвачено из потока повседневности в рассказе «Други игрищ и забав» (1974). Здесь возникает уникальный в шукшинской характерологии образ еще совсем юной матери Алевтины, переживающей под воздействием свершившегося события глубинное, пока не осознанное для нее самой изменение, преображение внутреннего существа. Материнская ипостась как знак душевного превосходства, свыше ниспосланный дар вступает в стремительной событийной динамике рассказа в резкий контраст с поведением суетящихся, выясняющих отношения родственников: «Она, как стала матерью, сразу как-то поумнела, осмелела, часто баловалась со своим Антоном и смеялась» .

С годами в прозе писателя возникают особые рассказы – портреты матерей , где пути художественного воплощения центрального образа оказываются весьма разнообразными и могут быть основаны на использовании фольклорных архетипов , на сказовом самораскрытии героини , на объективном авторском повествовании .

Из многовековой фольклорной традиции прорастает образ страждущей за сына матери в рассказе «В воскресенье мать-старушка…» (1967). Его лейтмотивом становится прочувствованное исполнение слепым народным певцом Ганей песни про «мать-старушку», принесшую в тюрьму «передачку… родному сыну» . Эта популярная в военные годы песня становится значимым коммуникативным событием, ибо в воображении самого «сказителя», слушателей дорисовывались подробности картины, когда «виделось, как мать-старушка подошла к воротам тюрьмы» . Прямое речевое самовыражение матери, заключающее в себе обобщение народного опыта («А то люди говорят…»), таит ее глубинное, постигаемое уже на надсловесном уровне переживание, которое и образует смысловую кульминацию Ганиной песни:

Повернулась мать-старушка,

От ворот тюрьмы пошла…

И никто про то не знает –

На душе что понесла .

Примечательна сопряженность образного ряда данного рассказа с непосредственным общением Шукшина с матерью, которая выслала сыну слова этой помнившейся ему лишь по мотиву песни . Подобным автобиографизмом пронизан и рассказ «Сны матери» (1973; первоначальное название «Сны моей матери»), где в сказовой форме материнского повествования («рассказывала она их не один раз» ), в живой диалогической ткани, с характерными особенностями народного говора рисуются грани ее личности, выявляются потаенные душевные искания.

Эти пять снов в самом деле объединены темой «потустороннего мира» , однако было бы неточным трактовать их исключительно в свете переживания «суеверного страха» перед загадками бытия. За попытками заглянуть в таинственные, подчас пугающие письмена судьбы, растворенные в бытовых реалиях, – как, например, в экспозиционном сне или в пророчестве о гибели мужа – проступают незамутненные источники народной веры, прозрение надматериального измерения Божьего мира . Именно христианским сознанием продиктованы здесь и восприятие явившихся во сне «двух мальчиков в сутаночках», передающих для сестры героини призыв не плакать без меры об умерших дочерях; и стремление выполнить наказ умерших «Авдотьиных девочек» о помощи бедным. Смиренное осознание собственного несовершенства приходит к героине в сновидческой встрече с рано ушедшей из жизни подругой, где в духовном озарении перед земным взором приоткрываются различные уровни загробного бытия.

Актуализация надрационального сновидческого измерения при постижении глубин материнской души происходит и в экспозиционной части рассказа «Письмо» (1970), где старуха Кандаурова остро ощущает духовную недостаточность человеческого существования вне Богообщения («Да где же у меня Бог-то?» ). Как и в «Снах матери», здесь наблюдается прямое сказовое самораскрытие матери в ее письме к дочери, зятю и внукам. Сила материнского догляда, позволяющего интуитивно воссоздать конкретные эпизоды не вполне благополучной семейной жизни дочери, обнаруживает в монологичной, казалось, форме письма «драматургический» потенциал живого действия. Знаменитая «всеохватывающая диалогичность шукшинского рассказа» выразилась здесь в разнонаправленном, эмоционально гибком, мудром материнском слове . Это и исповедальные проекции на собственный детский опыт («Мы тоже када-то росли у отца с матерей, тоже, бывало, не слушались ихного совета, а потом жалели, но было поздно» ), и воспоминания о своем несчастливом замужестве, и вразумляющий юмор в обращении к зятю: «Еслив ты опять приедешь такой задумчивый, огрею шумовкой по голове, у тебя мысли-то перестроютца» . В миросозерцании героини совершается антиномичное переплетение радостно-торжественного видения жизни («Господи, думала старуха, хорошо, хорошо на земле, хорошо» ) – и заключенного в финальном психологическом штрихе самоиронического модуса, противоположного наивной восторженности: «Старая! – сказала она себе. – Гляди-ко, ишо раз жить собралась!.. Видали ее!» .

По портретному принципу строится и рассказ «На кладбище» (1972). Психологически подробно воссозданный разговор рассказчика со старушкой на могиле ее сына являет соприкосновение преходящего и надвременного, которое изначально проистекает от мистического восприятия матерью места погребения сына как сокровенного, заповедного пространства, не терпящего присутствия чужого. Раздумья героини о Высшем предначертании, свершившемся в безвременной потере («не нам это решать дадено, вот беда» ), взыскательные нравственные оценки нынешней жизни служат композиционным обрамлением звучащего из ее уст «рассказа в рассказе», который образует смысловое ядро произведения. Посредством речевой, жестовой пластики здесь передано то, как на место привычной угнетенности «постоянным» горем у старушки в момент рассказывания выдвигается совсем иное, одухотворенное, проясненное восприятие мира («глядя на меня ясными умытыми глазами» ). В ее легендарном повествовании о чудесной встрече солдата с плачущей на кладбище женщиной рисуется священное, свободное от житейских напластований воплощение жертвенного материнства, впервые явленного самой Богородицей: «Я есть земная божья мать и плачу об вашей непутевой жизни» . Это взаимопроникновение чудесного и обыденного (у солдата «на гимнастерке-то образ божьей матери») чутко ощущается и самим рассказчиком, в связи с чем примечательным становится его импульс «снять пиджак и посмотреть – нет ли и там чего» . Данный «вставной» рассказ высветляет в произведении черты житийного жанра, которые сфокусированы на «праведном образе матери, актуализирующем богородичные черты, связанном с функцией защиты и заступничества, наполненном жалостью и милосердием к свои детям» .

Художественное постижение глубин материнского сознания в призме объективного авторского повествования осуществляется в рассказе «Материнское сердце» (1969). Остросюжетная история с Витькой Борзенковым воспроизведена здесь отрывистым пунктиром, лишь как композиционно необходимая увертюра к центральной теме – материнского сердца . С момента введения этой темы в рассказе заметно замедляются повествовательный ритм, течение художественного времени, а авторское слово насквозь «пропитывается» материнским мировидением: «Мать Витькина узнала о несчастье на другой день…» .

Многомерными предстают в рассказе речевые средства раскрытия внутреннего мира матери . Краткая, в немалой степени типичная для своего времени предыстория («родила пятерых детей», муж погиб на фронте) сменяется яркими речевыми самовыражениями матери, так ни разу и не названной по имени, а предстающей в своем изначальном, высшем природном качестве. В ее прямых, насыщенных колоритом народного слова обращениях («батюшки-святы», «андел ты мой господний», «сыночки вы мои милые», «сжальтесь вы над ним», «анделы вы мои, люди добрые») предпринимается отчаянная попытка утвердить приоритет общегуманистических, христианских принципов над иными формами регуляции человеческой жизни: «Да способитесь вы как-нибудь с вашей обидушкой – простите вы его, окаянного» . Художественным «нервом» шукшинского повествования становится то, как в сфере несобственно прямой речи героини, где рациональному знанию предпочтены вера и сердечное понимание поняла , что этот длинный враждебно настроен к ее сыну», «поняла , что и этот невзлюбил ее сына» ), материнское слово сочувственно подхватывается и вместе с тем объективируется, исподволь корректируется словом повествователя . Исходный для повествователя нравственный посыл («Материнское сердце, оно – мудрое» ) не препятствует ему вновь и вновь подвергать аналитическому осмыслению душевные устремления героини, искусно – при помощи повторов, инверсий – сохранять при этом напряженно-взволнованное звучание ее голоса: «Она вызволит сына, она верила в это, верила . Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем… Странно, мать ни разу не подумала о сыне – что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда» . Подобное многозначительное пересечение веры матери с раздумьями повествователя происходит и в финальной реплике, сообщая речевой ткани рассказа художественное единство: « «Ничего, добрые люди помогут». Она верила , помогут» .

Композиционно рассказ «смонтирован» из «драматургически» напряженных сцен, где за внешним речевым поведением персонажей скрывается мощный психологический подтекст. Среди них выделяются эпизод в милиции, разговор матери с прокурором и особенно ее встреча с заключенным сыном, обрисованная в своем исконном, повторяющемся в веках значении, которое состояло в том, что «рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный» . Поразительна творческая энергия отношения матери к речи, воспринимаемой как орудие протеста против отчаяния – особенно в связи с оптимистичным «перетолковыванием» ею заведомо неутешительных слов прокурора. Теплящийся у матери опыт народной веры, выразившийся в искреннем призыве сына к молитве, несколько подтачивается, однако, проявлениями сиюминутного прагматизма («Со всех сторон будем заходить» ), изображение чего способствует объективности авторского художественного познания характеров и обстоятельств.

Итак, образы матерей, и шире – тема материнства составляют один из существенных проблемно-тематических уровней художественного мира Шукшина. Творя на протяжении более десятка лет галерею этих образов, писатель отталкивался от автобиографических воспоминаний и, сверяясь с ними, двигался к масштабным обобщениям социального опыта, к воплощению нравственных, онтологических интуиций . Образы матерей запечатлены в шукшинских рассказах и в портретно-монографическом плане, и в «драматургии» напряженных, конфликтных отношений с прочими персонажами, социальными обстоятельствами, бытийными закономерностями. Опора на восходящие к древнейшей культуре архетипические представления о материнстве органично соединилась у Шукшина с разработкой оригинальных повествовательных стратегий, изобразительно-выразительных средств создания образов матерей – в единстве исторически определенного и вечного.есь вы как-нибудь с вашей обидушкой - простите общегуманистических, христианских принципов над иными формами регуляции мент рассказывания выдвигается совсем иное, одухотворенное, проясненное восприятие мира (" место привычнойатери"альное название " " которая по просьбе сына выслала ему слова этой помнившейся лишь по мотиву песни. Подобным авни, наваются весьма разнообразными и могут быть основаны на использовании фольклоркает уникальный в шукшинской характерологии образ еще совсем юной матери Алевтины, переживающей под воздейст

Литература

1.Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 3-х т. Т.2. Рассказы 1960 – 1971 годов / Сост. Л.Федосеева-Шукшина; Коммент. Л.Аннинского, Л.Федосеевой-Шукшиной. М., Мол. гвардия, 1985.

2.Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 3-х т. Т.3. Рассказы 1972 – 1974 годов. Повести. Публицистика / Сост. Л.Федосеева-Шукшина; Коммент. Л.Аннинского, Л.Федосеевой-Шукшиной. М., Мол. гвардия, 1985.

3.Шукшин В.М. Надеюсь и верую: Рассказы. Киноповесть «Калина красная». Письма. Воспоминания. М., Воскресенье, 1999.

4.Бобровская И.В. Агиографическая традиция в творчестве В.М.Шукшина. Автореф. дис… канд. филол. наук. Барнаул, 2004.

5.Глушаков П.С. О некоторых «суеверных мотивах» в творчестве Василия Шукшина // Шукшинские чтения. Феномен Шукшина в литературе и искусстве второй половины ХХ века. Сб. матер. музейной науч.-практич. конф. 1 – 4 октября 2003 г. Барнаул, 2004. С.61 – 66.

6.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Василий Шукшин // Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн.2: Семидесятые годы (1968 – 1986): Уч. пособие. М., Эдиториал УРСС, 2001. С.57 – 66.


© Все права защищены

Урок внеклассного чтения в 7 классе

Образ матери в рассказах В.М.Шукшина

Гамира Зяляева, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Камскополянской средней школы «1

Цели:

Вызвать интерес к творчеству В.М.Шукшина;

Развивать речевые и творческие способности учащихся;

Развивать умения и навыки анализа художественного анализа текста.

Оборудование: портрет В.М. Шукшина, презентация.

Опережающее задание:

1-ая группа готовит материал о матери В.М.Шукшина;

2-ая группа читает и анализирует рассказ «Сны матери»

Вопросы для анализа текста:

    Какова основная тема рассказа?

    Почему рассказ называется «Сны матери»?

    Какие художественные детали раскрывают нравственные качества Марии Сергеевны: доброту, справедливость?

3-я группа читает и анализирует рассказ «Змеиный яд»

Вопросы для анализа текста:

    Как раскрывается характер героя, когда он узнаёт о болезни матери?

    Какую вину он почувствовал перед матерью?

    Какие художественные детали рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: хамство, неуважение к человеку, благодарность?

4-ая группа читает и анализирует рассказ «Далёкие зимние вечера»

Вопросы для анализа текста:

    Какова основная идея рассказа?

    Какие художественные детали показывают, что произведение о войне?

Теория литературы: тема, идея, художественная деталь.

Вступительное слово учителя.

В середине 70-х годов село Сростки на Алтае стало широко известно в нашей стране и за её пределами. Здесь родился и жил В,М,Шукшин. Живописны окрестности села: холмистая равнина с берёзовыми колками, красавица Катунь с многочисленными островами и протоками, известная для тысяч россиян гора Пикет. У подножия Пикет, на пригорке стоит на виду у всего села Дом-музей матери В.М.Шукшина. Этот дом Василий Макарович купил матери в 1965 году на крупный гонорар, полученный за роман «Любавины».

Любил В.М.Шукшин этот дом. А когда приезжал к матери, не мог нарадоваться и надышаться той полнотой воли и душевного покоя, которую человек может испытать только на родной земле, в материнском доме.

Тема нашего урока «Образ матери в рассказах В.М.Шукшина».

Теории литературы. Тема. Идея. Художественная деталь.

1-ая группа.

Мать Шукшина Мария Сергеевна значила для сына многое. Он любил её благодарной, сыновней любовью, гордился ею. Молодой женщиной, оставшись одна с малолетними детьми, она подняла Василия и Наташу на ноги, воспитала, научила крестьянскому труду, дала образование.

2-ая группа анализирует рассказ «Сны матери».

1-ая группа.

Наталья Макаровна Зиновьева, сестра В.Шукшина, рассказывала: «Однажды заболела мама – хватанул радикулит. Она совсем обезножила, спину ни согнуть, ни разогнуть. Она написала письмо Васе о своей болезни. Действительно, Вася долго и напористо искал змеиный яд, который ей порекомендовал врач. Это лекарство тогда было в дефиците. В отчаянии, боясь, что он не найдёт этого яда, Василий послал телеграмму: « Письмо получил, ищу лекарство». Мама тогда переживала, что написала письмо. Теперь, говорит, пол- Москвы обегает. Но вскоре она получила бандероль со змеиным ядом. Эта история и стала сюжетом для написания рассказа «Змеиный яд».

3-я группа анализирует рассказ «Змеиный ряд».

В тяжёлые военные времена Марии Сергеевне с двумя детьми жилось очень трудно. Мать вышивала, шила, ткала людям и себе, словом, что-то зарабатывала на картошку, муку, крупу. Зимы тогда были холодные, снежные. От холода ничто не спасало: ни одеяла на окнах, ни тряпьё на пороге у двери. Единственной спасительницей была русская печь, которую надо было чем-то топить. Мария Сергеевна с Васей ходили за березняком в Талицкий остров (это по замёрзшей Катуни поздно вечером километра три).

Рассказ «Далёкие зимние вечера» повествует об этих детских годах Василия Макаровича.

4-ая группа анализирует рассказ «Далёкие зимние вечера»

1-ая группа. Мария Сергеевна тяжело переживала смерть любимого сына, её горе было велико и неотступно. Мать по-прежнему посылала письма сыну, теперь на его могилу.

«…Дитёнок мой, дитёнок, прости меня: я тебя потопила своей слезою горькою. Не могу я ни на одну минуточку забыться. Были бы у меня крылышки, я бы каждый день летала на твою могилочку. Мне бы легче было…Сын ты мой любимый, светлая тебе память, ласка ты моя несчастная».

Умерла Мария Сергеевна 17 января 1979 года, пережив своего сына на четыре года. Похоронена она в Сростках, на сельском кладбище.

Итоги урока.

Каково общее впечатление от рассказов?

Какой из них показался более интересным?

Почему?

Оценка знаний учащихся.

Домашнее задание: написать отзыв по группам

Шукшин – это душа Алтая
А.Б.Карлин
Посмотри на нашу маму... Это народ с большой буквы.
В.М.Шукшин

2014 год на Алтае объявлен годом Василия Макаровича Шукшина. Прочитав его рассказы, я поразилась тому, как Шукшин писал: открыто, понятно, доступно. Ему не надо было искать материал для творчества. В.М.Шукшин писал о простых людях, о деревенском быте.Сам он человек удивительный. Он прожил всего 45 лет. Но за это время столько сделал, что другому человеку хватило бы на всю жизнь. Шукшин был и писателем, и режиссёром, и артистом.
Его герои задумываются о своей жизни: "Зачем всё это?" И заставляют задуматься и нас, читателей. Он подчёркивает то, что мы не замечаем. В рассказах Шукшина возникают вопросы о смысле жизни, о добре и зле.
Меня особенно тронула тема матери в творчестве Шукшина. Наверное, каждый писатель хоть раз в своей жизни писал о своих близких, в особенности о матери. Не исключение был и В.М. Шукшин. В таких рассказах как «Далёкие зимние вечера», «Материнское сердце», «В воскресенье мать старушка…», «На кладбище», и др. рассказывается про отношение матерей и их детей друг к другу.
Например, в произведении «Далёкие зимние вечера» образ матери показан в заботе о детях. На протяжении всего рассказа писатель показывает отношение детей Ваньки и маленькой Тали к матери. Когда мама возвращается с работы, в доме появляется праздник. А мать, хоть и очень уставшая, в нескончаемых заботах, хочет “рассказать им что-нибудь доброе, хорошее”. От мамы как бы веет «запахом доброты». Она и сама тоже отдыхает душой со своими детьми.

В рассказе «В воскресенье мать - старушка…» о матери поётся только в песне, но Василий Макарович смог написать так, что этот короткий образ влияет на весь рассказ. Мать пришла к своему родному сыну в тюрьму, принёсла передачку, но узнаёт, что прошлой ночью он был расстрелян:

«Твоего тут сына нет.
Прошлой ночью был расстрелян,
и отправлен на тот свет.
Повернулась мать-старушка,
От ворот тюрьмы пошла…
И никто про то не знает -
На душе что понесла».

А рассказ «Материнское сердце»! Мать способна на все, лишь бы спасти своего ребенка. “Материнское сердце, оно - мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”. Для матери сын –это смысл ее жизни. «Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, осталась нищей, но сына выходила – крепкий вырос, ладный собой, добрый... Все бы хорошо, но пьяный – дурак-дураком становится”. Шукшин показывает переживания, которые испытывала мать Витьки. Так переживать может только мама.

И я считаю, что Шукшин смог так ярко рассказать об этом чувстве, потому что сам очень сильно любил свою маму. Сама Мария Сергеевна о себе говорила так: "Всю жизнь я пласталась, чтобы только детей до ума довести. Меня за это иногда сестры осуждали. А я каждый день хотела скорее к детям прийти, рассказать им что-нибудь доброе, хорошее». Мария Сергеевна поддерживала сына во всем.
И сын платил ей большой любовью. Какие теплые письма он ей писал: “Сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе живем”. “Милая, душа томит об Вас, Мамочка, как твое здоровье, родная?”.

По словам самого Шукшина, многое, о чём он писал, его научила мама. Это любовь, забота, ласка и понимание.
Я считаю, сколько бы ни прошло лет, рассказы Шукшина, и особенно на тему матери, будут находить отзывы в сердцах людей.

Гетмановой Юлия, 8 класс (2014 г.)
Конкурс «Золотое перышко»