В парке среди ив скульптура женщины золотая. Девушка с веслом: Возвращение

12.06.2019

Подготовлено редакцией ИноСМИ для проекта "Weekend РИА Новости"

Девушка, которая была слишком сексуальной для , вернулась из небытия и встала на пьедестале, обнаженная, как в день своего создания, на набережной в Парке Горького.

Иван Шадр, любимый художник советского диктатора, изваял ее в 1934 году. Его смелая статуя "Девушка с веслом", дань восхищения красоте и советскому атлетизму, стала центральным элементом парка.

Однако сталинские дуболомы вскоре передумали и сослали 23-футовую статую обнаженной девушки на Украину, где она и пропала. Для парка скульптор создал менее чувственную версию, по-прежнему обнаженную, но больше соответствующую канонам социалистического реализма.Во время Второй мировой войны немцы разнесли ее на кусочки.

Новое открытие и реабилитация исходной версии скульптуры, копия которой, рядом с финишной чертой международной регаты, - часть захлестнувшей Россию волны ностальгии по культурным символам советских времен.

Кроме того, оно разрушает один из широко распространенных мифов. Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр. Дело в том, что с конца 1930-х по 1980-е годы в советских парках часто устанавливались статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами - невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.

"Само выражение “девушка с веслом” стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. - Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться".

Юлия Аникеева, дважды чемпион Советского Союза по гребле и исполнительный директор Ассоциации любителей гребного спорта России, выросла среди шуток на эту тему, что не помешало ей счесть "Девушку с веслом" подходящим символом для

Поэтому она начала поиск оригинальной версии статуи, отправив своих подчиненных рыться в архивах бурной эпохи военных потерь и менявшихся стандартов.

В целом в России поиск символов и идентичности нередко приводит обратно в СССР. Это можно считать реакцией на внутренние трудности и упадок мощи на внешнеполитической арене, с которыми страна столкнулась после

Сейчас россияне поют несколько видоизмененный вариант советского национального гимна, смотрят телеканалы, транслирующие исключительно программы советских времен, и ходят в рестораны и бары, оформленные в стиле советского шика. Над Кремлем в ночи по-прежнему горят красные звезды, а почти в любом городе можно увидеть памятник .

Парк Горького, открытый в 1928 году и бывший в советские времена местом культурного отдыха для пролетариата, сейчас тратит миллионы долларов , восстанавливая свое былое лицо. Руководство парка убрало из него и сомнительные кафе, процветавшие в 1990-х годах. Сгоревший театр отстраивается заново, восстанавливаются обветшавшие сооружения, оборудуется .

В 1935 году исходная версия "Девушки с веслом" г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.
Позднее ее заменили новым вариантом. В 1936 году газета "Вечерняя Москва", ссылаясь на директора парка, писала, что это было сделано "в соответствии с критикой и замечаниями посетителей". Художественные стандарты менялись, и, по мнению историков, статуя была сочтена слишком чувственной, чересчур модернистской.

Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической. Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе.

"Обнаженная натура должна была соответствовать “хорошему вкусу”, - объясняет г-жа Деготь. - Сексуальность не разрешалась. Она считалась вульгарной".

Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее.

Это стало очевидным, после того как более сексуальная "Девушка с веслом" г-на Шадра была сослана на Украину, в Луганск, и установлена там в парке. Скульптор посетил город в 1936 году и одобрил это, утверждает Татьяна Шеремет, дочь главного городского архитектора того времени. Однако к 1937 году, по ее словам, работа г-на Шадра исчезла. Ее заменила изваянная кем-то другим статуя девушки с веслом в купальном костюме.

Что произошло с оригиналом - "большая загадка", говорит г-жа Шеремет, ведшая бесплодные поиски в городских архивах.

В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта.

"Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную "Девушку с веслом"", - говорит заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц.

Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая "Девушка с веслом". Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную - меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой "Девушки с веслом", а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи - крупнейшего хранилища русского искусства.

Там прошлой весной ее и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать "Девушку с веслом" своим символом.

"Никто не знал, как она будет выглядеть, - говорит бывшая чемпионка по гребле. - Я помнила статую одетой девушки. Поэтому я действительно удивилась, как и мы все, когда выяснилось, что она обнажена".

Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя на этой неделе в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка.

"Она очень красивая", - считает г-жа Аникеева. По ее словам, "Девушка с веслом" - это одновременно напоминание о советской спортивной доблести и укор коммунистическим нравам.

"Очернять наше прошлое, наши победы было бы губительно, - говорит она. - Но мы хотим показать, что теперь мы живем в другой стране. Идея о то, что она должна быть одетой - это ушло в прошлое".

Эта перемена отразилась и в более пикантной стороне регаты, которая каждый год проходит на Москве-реке.

Чтобы привлечь внимание к событию и повлиять на современную российскую публику, гребная ассоциация наняла фотографа из журнала Playboy и устроила выставку фотографий. Семь длинноногих российских актрис и прочих знаменитостей сфотографировались с веслами в различных позах. На снимках все модели одеты, но некоторые весьма скудно.

"Это вульгарно, - замечает г-жа Марц, рассматривая фотографии в своем кабинете в Третьяковской галерее. - Мне жаль Шадра".


В советское время практически все сферы культуры цензурировались. Не стали исключением и скульптурные композиции в Москве. Даже самые известные памятники смущали чиновников своим внешним видом. Скульпторов заставляли их переделывать в соответствии с представлениями чиновников о советском реализме. Удивительно, но один из символов Москвы подвергся преображению уже в XXI веке.

Дом под юбкой


Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.

Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.


Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.

В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.


Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.

Девушка с веслом


Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.


Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.


На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.


Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.

К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.

«Рабочий и колхозница»


Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.


Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.

Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре


Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.


Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.

Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.

К счастью, в борьбе за целомудрие памятников не пострадали сами художники. Борис Иофан – молодой зодчий,автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, сам оказался в опале.

Подготовлено редакцией ИноСМИ для проекта "Weekend РИА Новости"

Девушка, которая была слишком сексуальной для , вернулась из небытия и встала на пьедестале, обнаженная, как в день своего создания, на набережной в Парке Горького.

Иван Шадр, любимый художник советского диктатора, изваял ее в 1934 году. Его смелая статуя "Девушка с веслом", дань восхищения красоте и советскому атлетизму, стала центральным элементом парка.

Однако сталинские дуболомы вскоре передумали и сослали 23-футовую статую обнаженной девушки на Украину, где она и пропала. Для парка скульптор создал менее чувственную версию, по-прежнему обнаженную, но больше соответствующую канонам социалистического реализма.Во время Второй мировой войны немцы разнесли ее на кусочки.

Новое открытие и реабилитация исходной версии скульптуры, копия которой, рядом с финишной чертой международной регаты, - часть захлестнувшей Россию волны ностальгии по культурным символам советских времен.

Кроме того, оно разрушает один из широко распространенных мифов. Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр. Дело в том, что с конца 1930-х по 1980-е годы в советских парках часто устанавливались статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами - невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.

"Само выражение “девушка с веслом” стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. - Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться".

Юлия Аникеева, дважды чемпион Советского Союза по гребле и исполнительный директор Ассоциации любителей гребного спорта России, выросла среди шуток на эту тему, что не помешало ей счесть "Девушку с веслом" подходящим символом для

Поэтому она начала поиск оригинальной версии статуи, отправив своих подчиненных рыться в архивах бурной эпохи военных потерь и менявшихся стандартов.

В целом в России поиск символов и идентичности нередко приводит обратно в СССР. Это можно считать реакцией на внутренние трудности и упадок мощи на внешнеполитической арене, с которыми страна столкнулась после

Сейчас россияне поют несколько видоизмененный вариант советского национального гимна, смотрят телеканалы, транслирующие исключительно программы советских времен, и ходят в рестораны и бары, оформленные в стиле советского шика. Над Кремлем в ночи по-прежнему горят красные звезды, а почти в любом городе можно увидеть памятник .

Парк Горького, открытый в 1928 году и бывший в советские времена местом культурного отдыха для пролетариата, сейчас тратит миллионы долларов , восстанавливая свое былое лицо. Руководство парка убрало из него и сомнительные кафе, процветавшие в 1990-х годах. Сгоревший театр отстраивается заново, восстанавливаются обветшавшие сооружения, оборудуется .

В 1935 году исходная версия "Девушки с веслом" г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.
Позднее ее заменили новым вариантом. В 1936 году газета "Вечерняя Москва", ссылаясь на директора парка, писала, что это было сделано "в соответствии с критикой и замечаниями посетителей". Художественные стандарты менялись, и, по мнению историков, статуя была сочтена слишком чувственной, чересчур модернистской.

Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической. Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе.

"Обнаженная натура должна была соответствовать “хорошему вкусу”, - объясняет г-жа Деготь. - Сексуальность не разрешалась. Она считалась вульгарной".

Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее.

Это стало очевидным, после того как более сексуальная "Девушка с веслом" г-на Шадра была сослана на Украину, в Луганск, и установлена там в парке. Скульптор посетил город в 1936 году и одобрил это, утверждает Татьяна Шеремет, дочь главного городского архитектора того времени. Однако к 1937 году, по ее словам, работа г-на Шадра исчезла. Ее заменила изваянная кем-то другим статуя девушки с веслом в купальном костюме.

Что произошло с оригиналом - "большая загадка", говорит г-жа Шеремет, ведшая бесплодные поиски в городских архивах.

В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта.

"Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную "Девушку с веслом"", - говорит заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц.

Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая "Девушка с веслом". Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную - меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой "Девушки с веслом", а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи - крупнейшего хранилища русского искусства.

Там прошлой весной ее и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать "Девушку с веслом" своим символом.

"Никто не знал, как она будет выглядеть, - говорит бывшая чемпионка по гребле. - Я помнила статую одетой девушки. Поэтому я действительно удивилась, как и мы все, когда выяснилось, что она обнажена".

Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя на этой неделе в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка.

"Она очень красивая", - считает г-жа Аникеева. По ее словам, "Девушка с веслом" - это одновременно напоминание о советской спортивной доблести и укор коммунистическим нравам.

"Очернять наше прошлое, наши победы было бы губительно, - говорит она. - Но мы хотим показать, что теперь мы живем в другой стране. Идея о то, что она должна быть одетой - это ушло в прошлое".

Эта перемена отразилась и в более пикантной стороне регаты, которая каждый год проходит на Москве-реке.

Чтобы привлечь внимание к событию и повлиять на современную российскую публику, гребная ассоциация наняла фотографа из журнала Playboy и устроила выставку фотографий. Семь длинноногих российских актрис и прочих знаменитостей сфотографировались с веслами в различных позах. На снимках все модели одеты, но некоторые весьма скудно.

"Это вульгарно, - замечает г-жа Марц, рассматривая фотографии в своем кабинете в Третьяковской галерее. - Мне жаль Шадра".

К:Скульптуры 1936 года

«Де́вушка с весло́м» - общее название скульптур , выполненных в разное время скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко , ставшее нарицательным для обозначения подобных им гипсовых статуй («гипсового соцреализма »), которые в советское время украшали парки культуры и отдыха .

История

Работы И. Д. Шадра

Работы Р. Р. Иодко


Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР . На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году . Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадровской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

  • О девушке с веслом есть песни: Валерия Сюткина , групп «Аквариум » (альбом «Лошадь белая »), «Красная Плесень » (альбом «Профессор Бибизинский ») и «Ундервуд » (альбом «Красная кнопка »).
  • В песне Владимира Высоцкого «На таможне» есть такие строки: «Доктор зуб высверлил. Хоть слезу мистер лил, но таможенник вынул из дупла, чуть поддев лопатою, мраморную статую - целенькую, только без весла».
  • В песне группы ДДТ «Новые Блокадники» есть такие слова: «Мы лепили любовь - вышла баба с веслом».
  • у композитора и баяниста ансамбля "Березка " В. Темнова есть, помимо прочих, куплет ("Париж"):
На площади Согласия Музеи все облазил я, Скульптурами Родена Любовался; "Весна", "Мыслитель", "Поцелуй" - Слепил он множество статуй, А Девушку с веслом - Не догадался!..

Напишите отзыв о статье "Девушка с веслом"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Вергасов Ф.
  • // Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. - СПб., 1999, с. 20-29.
  • / Автор-составитель Вадим Серов (статья Девушка с веслом )

Отрывок, характеризующий Девушка с веслом

«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.
Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться.
Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.
Князю Андрею вдруг стало от чего то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой то своей отдельной, – верно глупой – но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Граф Илья Андреич в 1809 м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.
В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!».
Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.
Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо освещенных с другой стороны. Под деревами была какая то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.
Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
– Только еще один раз, – сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.
– Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос.
– Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…
Два женские голоса запели какую то музыкальную фразу, составлявшую конец чего то.
– Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.
– Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
– Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что то отвечала.
– Нет, ты посмотри, что за луна!… Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так!
– Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони: «Ведь второй час».
– Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
– Ах… Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно.
«И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему то ожидая и боясь, что она скажет что нибудь про него. – «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

Большое несчастье для произведения изобразительного искусства — быть перетиражированным. Так, в русской живописи прекрасная картина Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу" была почти погублена многочисленными репродукциями и безобразными самодельными копиями, которые любили вешать в общественных местах, а также фантиками любимых детьми конфет "Мишка косолапый". То же самое пооизошло и с лучшим произведением советского скульптора И. Д. Шадра. "Девушка с веслом" - стало именем нарицательным для безликих гипсовых скульптур, в многочисленных количествах устанавливаемых в скверах и парках.

Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал г-н Шадр, не зная, что статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами - лишь невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.

«Само выражение “девушка с веслом” стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. - Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».

Но сам оригинал не дает повода для иронии — это одно из лучших произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.) В том, что забыт оригинал, но живет память о его дурных копиях — пресловутых декоративно-парковых поделках, вины автора нет. Хотя, возможно, их рождению невольно посодействовал сам скульптор, подав дурно понятый пример: Иван Шадр первым установил свою «Девушку с веслом» (8-метровая статуя из тонированного бетона) не в зале музея, а «на улице» — в ЦПКиО имени Горького. Он поступил так в соответствии со своим творческим кредо, будучи убежденным в том, что скульптура должны выйти из закрытых «хранилищ прекрасного» непосредственно к зрителям, стать частью их повседневной жизни. «Скульптура должна не экспонироваться — жить!» — говорил Иван Шадр.

В 1935 году исходная версия «Девушки с веслом» г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.

Позднее ее заменили новым вариантом. В 1936 году газета «Вечерняя Москва», ссылаясь на директора парка, писала, что это было сделано «в соответствии с критикой и замечаниями посетителей». Художественные стандарты менялись, и, по мнению историков, статуя была сочтена слишком чувственной, чересчур явно модернистской.

Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической.

Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе. «Обнаженная натура должна была соответствовать “хорошему вкусу”, - объясняет г-жа Деготь. - Сексуальность не разрешалась. Она считалась вульгарной».

Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее. В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта. «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную “Девушку с веслом”», - говорит заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц.

Впоследствии эта работа из ЦПКиО «пропала». В других парках появились поставленные на поток ее тяжеловесные копии, далекие от оригинала. Когда же мастер сам сделал повторение своей скульптуры и ее поставили в парке Луганска (тогда Ворошиловграда) на Украине, скульптор Кирилл Афанасьев в своем письме Ивану Шадру сообщал, что «ее любил весь город. Тоненькая, стройная, она стояла в парке около ивы, у водоема».

Г-н Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную - меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи - крупнейшего хранилища русского искусства.

Там прошлой весной ее и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.

Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена на этой неделе в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка.