Уличные сцены в романе преступление и наказание цитаты. Уличные сцены в романе преступление и наказание Преступление и наказание сцены

03.11.2019

128.12kb.

  • , 438.39kb.
  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тип урок , 52.21kb.
  • Материалы к урокам по литературе в 11 классе Из цикла «Ф. М. Достоевский. Преступление , 74.26kb.
  • Урок зарубіжної літератури в 10 кл. Тема: Петербург в романе Достоевского «Преступление , 58.53kb.
  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» конспект , 242.9kb.
  • Урок по литературе в 10-м классе. Учитель Баранова Г. В. Тема: Ф. М. Достоевский: многоплановость , 43.74kb.
  • Достоевский Ф. М. Теория Раскольникова (по роману «Преступление и наказание») , 27.45kb.
  • , 115.33kb.
  • Гуманизм в романе Достоевского «Преступление и наказание» , 29.31kb.
  • ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

    Петербург в романе - это реальный город определенного време­ни, в котором произошла описанная трагедия.

    1. Город Достоевского имеет особый психологический климат, располагающий к преступлению. Раскольников вдыхает вонь распи­вочных, всюду видит грязь, страдает от духоты. Жизнь человека ока­зывается зависимой от этого «зараженного городом воздуха». Сы­рым осенним вечером у всех прохожих «бледно-зеленые больные
      лица». Нет движения воздуха даже зимой («снег без ветра») или осе­нью... Все к этому привыкли. «Господи, что за город?» - говорит мать Раскольникова. Сравнивает с комнатой, в которой не открыва­ется форточка. Свидригайлов тоже подчеркивает его ненормаль­ность: «город полусумасшедших», «странно сочинился».
    2. Петербург - город пороков, грязного разврата. Публич­ные дома, у трактиров пьяные преступники, а образованная моло­дежь «уродуется в теориях». Дети порочны в порочном мире взрос­лых. Свидригайлову снится пятилетняя девочка с порочными глазами. Конченый человек, он ужасается.
    3. Город страшных болезней и несчастных случаев. Никого не удивляют самоубийства. (Женщина на глазах у прохожих бросается в Неву, Свидригайлов стреляется на глазах охранника, попадает под колеса коляски Мармеладов.)
    4. Люди не имеют дома. Главные события в их жизни происхо­дят на улице. Катерина Ивановна умирает на улице, на улице Рас­кольников обдумывает последние детали преступления, на улице происходит его покаяние.
    «Климат» Петербурга делает человека «маленьким». «Малень­кий человек» живет ощущением надвигающейся катастрофы. Его жизнь сопровождается припадками, пьянством, лихорадкой. Он бо­лен своими несчастьями. «Нищета - порок», так как разрушает личность, ведет к отчаянию. В Петербурге человеку «некуда пойти».

    Миколка, начитавшийся «раскольничьих книг», выдает себя за преступника, потому что привык себя считать всегда виноватым. (Сектантская вера приводит к мысли: это социальная и нравственная причина, происходящая от желания вырваться за пределы города.)

    5. Привыкание к оскорблению, быть скотом дорого обходится людям. Катерина Ивановна сходит с ума, даже в «забытьи» вспоми­нает о былом «благородстве». Соня становится проституткой, чтобы спасти от голода семью. Милосердием, любовью к людям она и жива.

    «Маленький» человек у Достоевского обычно живет только сво­ими несчастьями, он ими упоен и не пытается что-то изменить в сво­ей жизни. Спасением же для него, по Достоевскому, является его лю­бовь к такому же человеку (Соня) или страдание. «Нет счастья в комфорте. Покупается счастье страданием», - писал Достоевский после опубликования «Преступления и наказания». Человек не ро­дился для счастья ни в какие времена.

    6. Петербург в романе является той исторической точкой, в кото­рой сосредоточились мировые проблемы. (Когда-то вера людей была поддержана воскресением Лазаря, который и воскрес, потому что ве­рил.) Сейчас Петербург - нервный узел истории, в его судьбе, в его социальных болезнях решаются судьбы всего человечества.

    Петербург в романе Достоевского дается в восприятии Расколь­никова и Свидригайлова. Город преследует Раскольникова, как кош­марный сон, неотвязчивый призрак, как наваждение.

    Куда бы ни повел нас писатель, мы не попадаем к человеческому очагу, к человеческому жилью. Комнаты называются «каморками», «проходными углами», «сараями». Господствующий мотив всех опи­саний - безобразная теснота и духота.

    Постоянные впечатления от города - толчея, давка. Человеку в этом городе не хватает воздуха. «Петербургские углы» производят впечатление чего-то нереального, призрачного. Человек не признает этот мир своим. Петербург - город, в котором невозможно жить, он бесчеловечен.

    Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».

    Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались ге­рои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

    Ход урока.

    I. Беседа по первичному восприятию романа «Преступление и наказа­ние».

    1. Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам?
      Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных
      вами.
    2. Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?
    3. Современник ФМ. Достоевского Н.К. Михайловский назвал та­лант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждени­ем?
    4. На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступле­ние и наказание»?
    5. В чем причина преступления Раскольникова?
    6. Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопро­сы вам интересно было бы получить ответ?
    7) Каково ваше отношение к героям романа?
    П. Оформление тетрадей.

    Роман «Преступление и наказание» (1866).

    Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагне­тено «ужасов», до неестественности...Но - бессилен,!

    А. Фадеев

    III. Вступительное слово учителя.

    В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторской отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, автор всем повествованием взывает: «О, люди возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т.е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибели в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево - на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

    Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступ­ление в защиту человеческой личности.

    IV. Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их. В «Петербурге Достоевского»:

    • Кто главный герой романа? Каким мы видим его?
    • Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?
      Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите
      внимание на общую атмосферу улицы.
      (Учащиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома
      процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).
    Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдил­ся и от которого морщился». Учащиеся отметят удушающую тесноту помеще­ния и укажут, что каморка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в кото­ром задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петер­буржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

    Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его по­лучат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изобра­жение летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поми­нутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

    Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора» котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухи полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

    Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

    Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и об-неряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»" Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процент­щица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.

    Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жал­кого, безобразного.

    Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение ос­новного пейзажного мотива. Каково ваше самое сильное впечатление, ко­гда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

    Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому чело­веку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не со­всем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький сто­лик».

    Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»

    Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров не­уклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

    Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов.

    Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики - типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, вроде паяца, с красным носом, но отчего-то чрезвычайно унылый», «прынцессы» увеселительных заведений почти «все с глазами подби­тыми». Трактирная и уличная стихия - противоестественная, нечеловеческая I вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактир «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности человеческого существования. Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли :

    1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2)
    2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)
    3. Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл. 4)
    4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1, гл. 5)
    5. Описание комнаты Сони (ч,4, гл. 4)
    6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)
    7.Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)
    Беседа по этим сценам :
    1. Какие эпизоды вас наиболее потрясли?
    2. Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?
    3. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них
      людей?
    4. Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в рас­пивочной?
    5. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку неку­да пойти»?
    6. В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых?
    7. Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?
    8.Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
    Цель этой беседы - подвести учащихся к пониманию неразрешимости трех противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический, образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу...Надорвалась-!»). Удушливой скученно­сти толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой песчинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездолен­ных. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоре­чия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе. Сделайте вывод по теме урока. Запишите его.

    С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Стрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

    Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть»

    Пейзажи : ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубий­ства Свидригайлова).

    Сцены уличной жизни : ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

    Интерьеры : ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл. 2 (кабак, где Рас­кольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната - «сарай» Сони),

    Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит...

    Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тя­жело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

    Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бро­дячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», В холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из. крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам иде т Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ива­новну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце If века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах d грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

    Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди оту­пели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними и может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, зло­радной насмешки.

    Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «ка­морка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, от­дельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все э то темные, сырые «гробы».

    Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, ин­терьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен че­ловеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скан­далы и преступления.

    Домашнее задание:

    1. По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу

    Российской империи»; «История семьи Мармеладовых».

    2. Подготовиться к беседе:

    • Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)
    • Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня...Так тому и быть!».)
    • Подумать над вопросами: Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти проти­воречия? Какие выводы о характере Раскольникова вы делае­те на основании поступков? Мотивы преступления?

    «Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных.

    Цель: Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство лю­дей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова. Оборудование: индивидуальные карточки.

    Ход урока.

    В ходе беседы, используя чтение с комментированием эпизодов, прихо­дим к мысли о неприятии Раскольниковым мира, в котором человек унижен и оскорблен.

    Во вступительном слове учитель рассказывает о Раскольникове, о его ду­шевном состоянии и материальном положении к началу действия романа. Герои мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова - Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

    Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идет делать «про­бу» «предприятию», мысли о котором возникли месяца полтора назад? Вспомните разговор студента с офицером в распивочной.

    - Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?

    Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устрой­ством общества и желанием помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя в пле­ну у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей камор­ки, «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься» Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».

    - В чем же сомневался герои?

    В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного созна­ния, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.

    - Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе -процентщице, в распивочной, после сна.

    «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!...И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пако­стно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор...и нечем тут было сму­щаться!» После сна о забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове,...Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучитель­ный разлад.

    - Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи
    Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2 - 4). Данные эпизоды
    говорят о противоречивости характера героя. Какие противоречия вы
    можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

    В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.

    Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал в душе Раскольникова?

    (монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели вы­копать, и пользуются!...Ко всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой на бульваре: «Бедная девочка!...- сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери).

    Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба, он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников - мыслитель, жизнь окружающих людей вызывает в нем глубо­кие размышления, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь при­ходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение.

    Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с це­лью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается.

    История преступления и наказания Родиона Раскольникова (день заднем): Первый день: ч. I, гл. 1-2; Второй день: ч.1, гл. 3-5; Третий день: ч. 1, гл. 6-7; Четвертый день: ч.2, гл. 1-2; Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1; Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч.4 , гл. 1-4; Десятый день: ч. 4, гл. 5-6; Тринадцатый день: ч. 4, гл. 1-6; Четырнадцатый день: ч. 4, гл. 7-8; Спустя полтора года - эпилог.

    Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к Ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, за­казывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: Убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство. - Вывод по теме урока:

    Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей? Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?

    1. Ответить на вопросы:
    a. В чем главная причина преступления Раскольникова?

    B. какой мотив убийства из тех, которые Раскольников на­зывает Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?

    №2.

    информационный

    Электронный модуль

    2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:

    1.Интерьер (комната, квартира):

    Ч.1, гл.1,

    Ч.1, гл.2,

    Ч. 1, гл. 2,

    Ч.1, гл.3,

    Ч.3, гл. 5,

    Ч.4, гл.4,

    Ч.4, гл.5.

    2. Улица (перекрестки, площади, мосты):

    Ч.1, гл.1,

    Ч.1, гл.5,

    Ч.2, гл.2,

    Ч.2, гл.1,

    Ч.2, гл.6,

    Ч.5, гл 5,

    Ч.6, гл.8

    3. Трактир:

    Ч.1,гл.1

    Ч.1, гл 2

    Ч.2, гл.6,

    4. Цвет города : (желтый и красный)

    По тексту (можно дать опережающим заданием для ученика с высокой учебной мотивацией)

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «В помощь учителю»:

    Карточка ЭОР к теме: «Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    ЭОР №1.

    Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

    ФЦИОР www.fcior.edu.ru :

    Электронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    ЭОР №2.

    Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского (базовое изучение)

    Электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Русская литература XIX века. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского».

    ЭОР №3.

    Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

    Электронный учебный модуль «Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    ЭОР №4.

    «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение)

    Электронный учебный модуль «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Достоевский «Преступление и наказание».

    ЭОР №5.

    Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

    Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Литературный путь Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский».

    ЭОР №6.

    Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

    Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский. Преступление и наказание».

    ЭОР №7.

    Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (баз. изуч)

    Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Творчество Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"».

    ЭОР №8.

    Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)

    Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский "Преступление и наказание"».

    ЭОР №9.

    Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение)

    Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Роман Достоевского "Преступление и наказание"».

    ЭОР №10.

    Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

    Электронный учебный модуль «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

    ЭОР №11.

    Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов (углубленное изучение)

    Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

    ЭОР №12.

    Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович (углубленное изучение)

    Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

    ЭОР №13.

    Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов (базовое изучение)

    Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

    ЭОР №14.

    Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин (углубленное изучение

    Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

    ЭОР №15.

    Коллекция «Петербург - столица Российской империи»

    Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу, содержит фотографии основных архитектурных и исторических объектов города, историко-архитектурные справки об этих зданиях, подборку литературных произведений о Петербурге-Ленинграде

    3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

    Фамилия, имя


    Работу выполнили:
    Меньщикова Алена, Мельников Захар,
    Хренова Александра, Печенкин Валерий,
    Швецова Дарья, Валов Александр, Мецлер
    Вадим, Елпанов Александр и Томин Артем.

    Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми)

    Раскольников идёт по улице и впадает "в
    глубокую задумчивость", но от
    размышлений его отвлекает пьяный,
    которого провозили в это время по улице в
    телеге, и который крикнул ему: "Эй ты,
    немецкий шляпник". Раскольников не
    застыдился, а испугался, т.к. он совершенно
    не хотел бы привлекать ничьего внимания.

    В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:
    описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его
    характер и делает намёки на замысел Раскольникова.
    Он чувствует отвращение ко всему окружающему и
    окружающим, ему некомфортно: "и пошёл, уже не замечая
    окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о
    нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными
    эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение"

    Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)

    На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский
    собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и
    пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде
    возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким
    человеком", от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя
    над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург
    сначала ударом кнута по спине кнутом(аллегорическое отвержение
    Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту
    героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову
    подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки,
    швыряет двугривенный в воду.

    Переходя к художественному построению текста и художественным
    средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте
    образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: удар
    противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее
    дочери, реакция Раскольникова("злобно заскрежетал и защелкал
    зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом
    раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется"
    указывает на привычное отношение петербургской публики к
    "униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и
    издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как
    нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель
    грошей на улице".
    Художественные средства направлены на усиление чувства
    одиночества Раскольникова и на отображение двойственности
    Петербурга.

    Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения)

    Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения)
    Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,
    одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова "
    тянуло шляться" по злачным местам, «когда ему тошно
    становилось, "чтоб еще тошней было"». Приближаясь к одному из
    распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает
    на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных "оборванцев",
    ругающихся друг с другом, на "мертво-пьяного" (оценивающий эпитет,
    гипербола) нищего, лежащего поперек улицы. Всю мерзкую картину
    дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и
    простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом
    месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные
    впечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетой
    как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в
    соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое
    и истасканное»).

    В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность
    («большая группа женщин толпилась у входа, иные
    сидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),
    собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,
    своем бедственном положении и рады поглазеть на
    происходящее.
    На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается
    одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
    непонимания, равнодушия людей друг к другу.

    Часть 2 гл.6 (сцена на … мосту)

    В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на котором
    стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных
    происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.
    Достоевский использует метафору "зрители" по отношению к людям,
    собравшимся на мосту.
    Мещане - бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,
    пытавшаяся покончить жизнь самоубийством - это в каком-то смысле
    собирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей и
    страданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.
    "Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и
    безучастия." "Нет, гадко... вода... не стоит, - бормотал он про себя", как бы
    примеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собирается
    совершить намеренное: пойти в контору и сознаться. "Ни следа давешней
    энергии… Полная апатия заступила ее место" - метафорично отмечает автор, как
    бы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую после
    увиденного.

    Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны)

    Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,
    предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и не
    было видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда Катерина
    Ивановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которой
    преимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудность
    интересов этой массы, их привлекает не что иное, как странное
    зрелище. Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, она
    ужасна и непредсказуема.
    Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни и
    личности, одна из важнейших тем романа. Кроме того, эпизод смерти
    Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать
    Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе
    Любовь и Бога.
    Эпизод очень важен для Раскольникова, герой все больше утверждается
    их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.

    Вывод:

    Ф.М.Достоевский обращает внимание на другую сторону Петербурга - с
    самоубийцами, убийцами, пьяными. Все грязное и вонючее попадает вместе с
    воздухом во внутрь человека и порождает не самые хорошие чувства и эмоции.
    Петербург душит, угнетает и ломает личность.
    Писатель придаёт первостепенное значение изображению углов и задворок
    блистательной столицы империи, и вместе с городским пейзажем в романе
    возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества.
    От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с
    недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме
    безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими
    людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого,
    безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к
    «униженным и оскорбленным». На улицах многолюдно, но тем острее
    воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
    непонимания, равнодушия людей друг к другу.

    Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание» Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова.

    Петербург достоевского. сцены уличной жизни

    Можно сказать, что творчество Достоевского насыщено в значитель­ной мере полемикой с Чернышевским, с его романом «Что делать?», с различны­ми схемами человеческой «натуры». Сила Достоевского была не в полемике с Чернышевским как таковой, а во всестороннем изо­бра­жении современной мятущейся человеческой личности, в критике неустройств современного обще­ства. Великие романы Достоевского имеют философский характер.
    Преступление и наказание сцены уличной жизни Петербург Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь. Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры – не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат».

    Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и

    Ни следа давешнейэнергии… Полная апатия заступила ее место» — метафорично отмечает автор, какбы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую послеувиденного.9. Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны) Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и небыло видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда КатеринаИвановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которойпреимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудностьинтересов этой массы, их привлекает не что иное, как странноезрелище.

    Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, онаужасна и непредсказуема. Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни иличности, одна из важнейших тем романа.

    Post navigation

    Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова(«злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.

    Урок. образ петербурга в романе ф.м.достоевского (преступление и наказание)

    Нравственный эксперимент Раскольникова заключается в том, что он считает: человеку хорошему, желающему осчастливить человечество, позволено приносить в жертву жизнь – не свою, а чужую, пусть даже, по его мнению, самую никчемную. Герой проверяет свою теорию, и для него становится очевидным, что он не победитель, а жертва: «себя убил», а не «старушонку». Отчасти подстрекателем убийства становится Петербург.

    Достоевского трудно заподозрить в ненависти к этому городу, но здесь писатель безжалостно разоблачает атмосферу жестокого, зловонного, пьяного урбанистического монстра, душащего Раскольникова и навязывающего ему идею того, что выживает лишь сильнейший. Город-соучастник Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров.

    One more step

    • Школьный ассистент - готовые сочинения по русскому языку и литературе
    • Петербург в романе Достоевского Преступление и наказание
    • Я-дитя века»
    • Преступление и наказание сцены уличной жизни
    • Готовые школьные сочинения
    • Образ города в романе Ф
      • Урок-модуль «В Петербурге Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)
    • Петербург Ф
    • Информационный центр Центральный Дом Знаний
    • Образ города в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
    • Тема: Преступление и наказание

    Школьный ассистент - готовые сочинения по русскому языку и литературе Автор создает книгу о обедневших дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью.
    Великолепная панорама Во второй части романа, в главе 2-й, Раскольников лихорадочно ищет место, чтобы спрятать взятые у старухи ценности. И здесь вдруг он замирает от захватывающей дух панорамы — чистый воздух, голубая река и отражающиеся в ней купола храма. Восхищает ли это героя? Нет, он никогда не понимал, не мог расшифровать для себя эту «пышную картину», от которой веяло на него «необъяснимым холодом» и «духом немым и глухим».
    «Пьяный» Петербург Достоевского преступление и наказание созданного им героя занимало, конечно, не только как остропсихологический детективный сюжет. Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» — не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений.

    Сцены уличной жизни

    Он активно помогает Мармеладову, делает всё, что в его силах, как будто отмаливает своё преступление. Значителен эпизод, описывающий сумасшествие Катерины Ивановны. Катерина Ивановна выводит на улицу своих детей, заставляет их петь песни.
    Раскольников, наблюдая всё это, оправдывает себя, убеждая Соню, что общество преступно и не имеет право судить его как преступника. И наконец, последний эпизод, в котором Раскольников на Сенной по совету Сони встаёт на колени, «поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Он хотел публично признаться в своём преступлении, но смех и замечания толпы остановили его.
    Однако он всё спокойно вынес. Итак, можно сделать вывод, что сообщником, соучастником преступления Раскольникова является город Петербург.

    Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание цитаты

    Внимание

    Эта площадь в позапрошлом веке выполняла функцию «лобного места», кроме того, там располагался огромный «толкучий» рынок под открытым небом. И именно туда Достоевский то и дело выводит своих героев, остающихся, несмотря на гущу народа, все-таки в ужасающем одиночестве со своими больными думами и чувствами. Распахнутые окна трактира, впрочем, — это предвосхищение публичного раскаяния героя, потерпевшего фиаско в своих античеловечных себялюбивых убеждениях.


    Инфо

    В заключение Прикоснувшись к знаменитому роману, мы убедились в том, что Санкт-Петербург Достоевского – это полноправный участник сюжета и идейного содержания произведения. Это же можно сказать и о других сочинениях Федора Михайловича. Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа Юрия Лотмана, в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России.

    Уличные сцены в романе преступление и наказание цитаты

    Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию. Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб. Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой.

    Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой. Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое. Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма – атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.

    Дата добавления: 11 Октября 2013 в 22:07
    Автор работы: Пользователь скрыл имя
    Тип работы: практическая работа

    Скачать архив (14.36 Кб)

    Файлы: 1 файл

    Скачать файл

    СООБЩЕНИЕ.docx

    - 16.92 Кб

    2. Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание»

    Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова. Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях. Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался. Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также

    другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее. В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно.

    Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова. Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства. В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы. Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку. Эта уличная сцена символизирует жестокость и равнодушие уличной толпы, никто не пытается остановить Миколку, кроме мальчика. После этого сна Раскольников оставляет мысль об убийстве. Он радуется тому, что освобождён от этой навязчивой идеи. Но вот, возвращаясь домой, он делает ненужный крюк через Сенную площадь, где происходит случайная встреча, предопределившая всю дальнейшую судьбу его. Обратите внимание, происходит это вновь на Сенной. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близ лежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Здесь наш герой встречает Лизавету Ивановну, сестру старухи, и узнаёт, что завтра, в семь часов, её не будет дома. Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно».

    На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.

    Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления.

    На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия». Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Но человек не способен жить в одиночестве, и Раскольников в том числе. В следующих эпизодах он вновь идёт к людям, то есть на улицу. Как обычно это Сенная. Здесь он слушает пение девицы лет пятнадцати под аккомпанемент шарманщика. Раскольников заговаривает с людьми, проходит через Сенную, сворачивает в переулок, где оказывается рядом с большим домом, в котором были распивочные, а также разные увеселительные заведения. Его всё занимает, он заговаривает с женщинами, ко всему ему хочется примкнуть. Мы видим, что Раскольников не может усидеть у себя в каморке, несмотря на плохое самочувствие. Он идёт на улицы. Здесь он или наблюдает жизнь, как например, женщину-самоубийцу, бросившуюся с моста, на котором он стоял, или принимает активное участие, например, в сцене гибели Мармеладова под колёсами коляски. Он активно помогает Мармеладову, делает всё, что в его силах, как будто отмаливает своё преступление.

    Значителен эпизод, описывающий сумасшествие Катерины Ивановны. Катерина Ивановна выводит на улицу своих детей, заставляет их петь песни. Раскольников, наблюдая всё это, оправдывает себя, убеждая Соню, что общество преступно и не имеет право судить его как преступника. И наконец, последний эпизод, в котором Раскольников на Сенной по совету Сони встаёт на колени, «поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Он хотел публично признаться в своём преступлении, но смех и замечания толпы остановили его. Однако он всё спокойно вынес.

    Итак, можно сделать вывод, что сообщником, соучастником преступления Раскольникова является город Петербург. Верно, на мой взгляд, замечание Свидригайлова о городе: «народ пьянствует, молодёжь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грёзах, уродуется в теориях…Так и пахнул на меня этот город с первых часов знакомым запахом». Как бы вторит ему Пульхерия Александровна: «…здесь и на улицах, как в комнатах без форточек душно. Господи, что за город!» Несправедливо устроенный мир вызывает в душе Раскольникова бунт,. Он пытается защитить слабых и обездоленных, и в то же время встать над этим миром, позволить себе полную свободу от совести, оправдывая себя тем, что сам мир преступен. Уличные сцены, как мне кажется иллюстрируют и подтверждают эту идею.


    Описание работы

    Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади. Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета.