Судьба маленького человека в преступлении и наказании. «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание. «Маленькие люди» Достоевского

08.03.2020

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.Достоевский … В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич… Только если уж слишком была невыносима шутка, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Изображение человеческих страданий в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

5 слайд

Описание слайда:

План работы 1. Викторина «Внимательный ли Вы читатель»? (1 часть романа) 2. Ваши впечатления о прочитанном. 3. Анализ содержания 1 главы. Работа над таблицей. 4. Анализ содержания 2 главы. Записи в тетрадях. 5. Самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос) 6. Выводы. Записи в тетрадях.

6 слайд

Описание слайда:

Внимательный ли Вы читатель? 1. Действие романа «Преступление и наказание» начинается глубокой осенью. 2. Раскольников шёл делать пробу своему предприятию. 3. Уходя от Алёны Ивановны, Раскольников заходит в распивочную и встречает Мармеладова – титулярного советника. 4. Возвратившись домой, Раскольников читает письмо, которое написала ему сестра Авдотья Романовна. 5. Из письма Раскольников узнает, что сестра Дуня собирается выйти замуж за Петра Петровича Лужина по любви. 6. Встретив на улице с пьяную девушку, герой решил помочь ей добраться до дома. 7. Раскольников пошёл было к Разумихину, одному из прежних товарищей по университету, но передумал. 7. До преступления Раскольников видит два сна. 8. Около года назад Родион невольно подслушал разговор студента и офицера в трактире о старухе-процентщице и Лизавете. 9. Раскольников задумал и совершил убийство старухи процентщицы и её сестры Лизаветы.

7 слайд

Описание слайда:

План первой части романа 1. Знакомство с Раскольниковым (1 глава). 2 Исповедь Мармеладова (2 глава). 3. Письмо матери (3-4 главы). 4. Встреча с пьяной девочкой на бульваре (4 глава). 5. Сны Раскольникова до убийства (5-6 главы). 6. Разговор студента и офицера в трактире, подслушанный Раскольниковым (6 глава). 7. Убийство процентщицы и её сестры Лизаветы (7 глава).

8 слайд

Описание слайда:

Знакомство с героем «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей коморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке…» Сенная площадь

9 слайд

Описание слайда:

Родион Раскольников … С некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься… …Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.

10 слайд

Описание слайда:

Родион Раскольников Что вызывает симпатию? Что вызывает неприязнь к нему? замечательно хорош собою угрюмый занимался усердно необщительный отзывчивость на чужое горе скрытный любит мать и сестру высокомерный жажда добра и справедливости с презрением относится к людям

11 слайд

Описание слайда:

Бывают иные встречи… Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное…

12 слайд

Описание слайда:

Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было… И отсюда питейное! Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена. А между тем... о, если б она пожалела меня! Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! Но... такова уже черта моя, а я прирожденный скот! Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу... Пью, ибо сугубо страдать хочу! Ну, кто же такого, как я, пожалеет?

13 слайд

Описание слайда:

Причины гибели Мармеладова социальная (бедность, нищета) нравственно- психологическая (нет поддержки в семье) философская («я прирожденный скот»)

Произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стало одной из важнейших книг русской классической литературы. Оно несет очень важный смысл, так как относится не просто к книгам художественной литературы, а заслуженно считается философским шедевром. "Маленькие люди" в "Преступлении и наказании" Достоевского играют самую важную роль.

«Маленькие люди»

Тема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» играет почти ведущую роль. Если посмотреть и внимательно проанализировать героев произведения, то можно заметить, что почти все действующие лица в книге указывают читателю на жизненно важные черты характера человека.

Вообще, говоря о «маленьких людях» в романе «Преступление и наказание», нужно сказать, что Федор Михайлович выделил несколько критериев, отличающих этих героев от других. В литературе словосочетание «маленький человек» обозначает тех лирических героев, которые не способны противостоять окружающим проблемам, вынуждены вести постоянные борьбу за выживание с наиболее властными людьми. Кроме того, как выделяет сам Достоевский в произведении «Преступление и наказание», «маленькие люди», как правило, живут и держаться на самом низком уровне жизни, проводя за гранью бедности большую часть своего существования.

Кроме того, сам Федор Михайлович изображает своих героев не просто нищими и неспособными обеспечить себя необходимыми средствами, а обиженными жизнью, униженными другими и чувствующими себя абсолютным ничтожеством во внешнем мире.

Герой Родион Раскольников

«Маленький человек» «Преступления и наказания» Раскольников ведет главную сюжетную линию. Именно вокруг него и разворачиваются все события. как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом.

Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг - соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.

Герой Семен Мармеладов

В «Преступлении и наказании» «маленький человек» Мармеладов тоже имеет важную роль. Бывший военный, потеряв работу, впадает в депрессию. Все деньги, которые получает данный «маленький человек» «Преступления и наказания», он пропивает, из-за чего не может обеспечить свою семью. Несмотря на это, Мармеладов прекрасно понимает свое положение, однако исправить его он уже не в силах - настолько невозможной ему кажется борьба с собственным пьянством. Из-за своего же алкоголизма и умирает герой, а смерть его слишком глупа для человека, которого раньше уважали, - он просто напивается и попадает под колеса повозки. Погибая, Мармеладов говорит своей старшей дочери, что она единственная опора семьи, тем самым он сбрасывает с себя любую ответственность и обязательства перед своей семьей.

Образ Мармеладова

Мармеладов - лирический герой, который не смог противостоять своим финансовым трудностям, однако нашел отличный способ уйти от них: появившаяся алкогольная зависимость позволяла бывшему половнику хоть ненадолго забыться. Однако он сам был вершителем своей судьбы - он сам погубил свою семью, пропив все семейные средства; он сам взял в долг у очень жадного человека, который потом не давал покоя семье; он сам потерял свою сущность.

В одном из разговоров с Раскольниковым Мармеладов спрашивает Родиона, знает ли он то чувство, которое возникает в тех обстоятельствах, когда человеку некуда вернуться. Ведь Семен считал, что у него нет дома, что идти ему некуда. Но все ведь заключалось в том, что уходя из дома, он забирал все деньги, после чего семья вновь оставалась без средств к существованию. В том, что Мармеладову не были рады дома, была лишь его собственная вина.

Сонечка Мармеладова

Среди всех «маленьких людей» «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова отличалась своей самоотверженностью. Соня, видя, в каком трудном положении находится семья, устроилась на работу, совсем неподходящую для юной девушки. Сонечка и ее образ «маленького человека» в «Преступлении и наказании» тоже имеет не последнюю роль. Несмотря на свою работу продажной девушки, Соня все равно живет принципами сердца. Ее религиозные взгляды стали для Сонечки путеводителем по жизни. Христианские нормы, которыми руководствуется героиня, становятся немаловажной причиной для признания Раскольникова в убийстве.

Образ Сонечки

Бескорыстная героиня, способная принять любого человека, не обвиняя его ни в чем, словно луч света во всем произведении. Образ Сонечки - это образец праведного человека, поставленного в рамки вынужденного существования, которое заставляет его делать совершенно неправильные поступки. Однако положение Сонечки оправдано - она стала спасительницей для семьи. Именно благодаря ее работе младшие братья и сестры могли хотя бы изредка нормально питаться, а мать могла и работать, и успевать решать домашние заботы.

Катерина Мармеладова

Проблема «маленького человека» в «Преступлении и наказании» отразилась также и на Катерине Мармеладовой - матери Сонечки. Тридцатилетняя женщина, в раннем возрасте ставшая вдовой, второй раз выходит замуж очень неудачно - несмотря на то, что когда-то Семен был порядочным и почитаемым человеком, со временем он становится невыносимым пьяницей. Катерина, которая является многодетной матерью, пытается бороться с мужем, пытаясь ему объяснить, что от его пьянства страдают дети, - вся семья живет очень бедно, у них имеется огромное количество долгов, а старшая дочь из-за своей работы уже никогда не сможет выйти замуж. Катерина постоянно говорит об этом своему мужу, показывая ему, что не нужно ломать жизни и другим своим детям, что старшая дочь и так пожертвовала своим будущим, чтобы семья все-таки смогла выжить. Однако все ее нравоучения никак не действуют на мужа - он по-прежнему пьет и заявляется домой только тогда, когда ему вновь нужны деньги.

Изнеможенная женщина уже не в силах терпеть такое поведение мужа и однажды просто начинает лупить Семена. Свидетелем этой сцены становится Родион Раскольников, что оказывает на него сильное впечатление. Он оставляет последние деньги на подоконнике, чтобы хоть чем-то помочь этой семье. Однако Катерина, которая была родом из порядочной семьи, не принимает его деньги. Это сразу характеризует личность Мармеладовой - несмотря на свое положение, она слишком горда, чтобы принимать подачки со стороны. «Маленький человек» Катерина Мармеладова не в силах унизиться перед другими.

Разумихин

Образ Разумихина олицетворяет противоположность образов «маленьких людей» в произведении «Преступление и наказание». Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Нищий студент, влюбленный в Дуню и ухаживающий за обезумевшим Раскольниковым, он старается выжить в своем трудном положении. Его жизнелюбие и оптимизм руководят его поступками и мировоззрением. Несмотря на то, что он точно так же, как и сам Раскольников, находится на социальном «дне», он пытается выбраться из него честными и праведными путями. Федор Достоевский изобразил данного героя как зеркальное отражение Раскольникова, показывая читателям, что возможен и другой исход такой жизненной ситуации.

Образ Разумихина

Разумихин - воплощение веры в лучшее и способности выживать даже в самых сложных условиях. Герою удается не сойти с ума в своей бедности, которая точно так же мешает его нормальной жизни, как и жизням всех других героев. Такое умение, как оставаться верным своим принципам, сильно помогает Разумихину не впадать в апатию, в которую впал Раскольников. Но кроме этих моральных качеств, Разумихин также не разочарован в людях, не замечает их истинной сущности. Он до конца верит Раскольникову в том, что он не является убийцей. Кроме того, он уверен, что все признания Родиона сказаны в бреду, поскольку известие о смерти старухи-процентщицы оказало сильное впечатление на героя - он был ее должником.

Главное в произведении

Глядя на все высказывания и цитаты «маленьких людей» в «Преступлении и наказании», можно сказать, что Федор Михайлович Достоевский был первым писателем, который обращал внимание не на финансовое положение человека, а на его духовные качества. Все герои произведения Достоевского слишком горды, чтобы принимать помощь других. Все они стараются выжить, каждый следует своим путем. Однако их объединяет одна общая цель - выбраться из нищеты, начать свою жизнь заново и прожить ее счастливо. Дороги, по которым идут герои, приводят их к разным решениям. Раскольникова она привела к каторге, Сонечку - к унижению, Катерину - к болезни, Мармеладова - к пьянству.

Общий вывод

Достоевский отлично показывает в своем произведении, насколько сильно люди сами виноваты в том, что их жизни складываются именно так. Отличный пример тому Раскольников: он мог бы не идти на убийство, а пытаться найти работу, которая со временем принесла бы ему приличный доход. Так и Мармеладов, который мог попытаться бросить пьянствовать и найти хорошую работу, что обеспечить свою семью. Катерина могла на минуту забыть о своей гордости, вернуться в родительский дом, а не выходить замуж во второй раз.

Все герои столкнулись с серьезными последствиями из-за своей гордости и попыток выбраться из своего положения нечестным путем. Именно это и показывает автор, именно это и стало главной темой произведения.

Величие человека – понятие слишком неустойчивое. Кто такой великий человек? А кто маленький? И возможно ли разделение общества на «Наполеонов» и «тварей дрожащих» - тема, которая стала сквозной в творчестве Достоевского, в очередной раз поднимается в «Преступлении и наказании».

Туманный и дождливый Петербург становится декорацией, на фоне которой разворачиваются человеческие трагедии. Главные герои – ничем неприметные «маленькие» люди, не чиновники или аристократы, а и вовсе опустившиеся граждане. Но не все так просто, как кажется.

Родион Раскольников – ключевая фигура романа – влачит полуголодное существование, не может оплатить квартиру, из-за чего решается на тяжкое преступление. Бедность толкает его также заложить подарок – кольцо от своей сестры. Но убийство, которое совершил Родион – не просто отчаянная попытка выжить. Это еще и желание преодолеть себя. «Тварь ли я дрожащая», повторяет Раскольников, - «или право имею»? Таким образом молодой человек словно впускает себя в другой мир – мир избранных. Но он не знает, что не сможет справиться с грузом раскаяния, который свалится на него после.

Проблема маленького человека в этом романе плавно перетекает в проблему выбора. Ведь разве это приговор? Мы видим Соню Мармеладову, ее отца, мачеху. Отец, загнанный системой в угол, не находит лучшего решения всех проблем, чем алкоголь. Он спивается, оставляя собственных детей без будущего. Екатерина Ивановна, его жена, на первый взгляд, сохранила остатки человечности, однако, её больше заботит собственное прошлое, чем участь приемной дочери и родных детей. Она упивается воспоминаниями о волшебном прошлом, умирая от чахотки.

Но в Соне Мармеладовой мы видим совершенно другой подход к жизненному выбору. В трудной жизненной ситуации она выбрала путь, назад из которого дороги нет – «желтый» билет. Но назвать ее бедной духом и «маленькой» женщиной нельзя. Она ищет спасение в духовности, ее внутренней силы хватает на всю семью, вместе с Раскольниковым. Соня даёт надежду собственным примером: в любой жизненной ситуации можно сохранить себя.

Отдельного разговора достойна сестра Раскольникова, которая готова выйти замуж за нелюбимого человека, только бы помочь брату. Это тоже выбор, и выбор сильного человека, который ставит интересы родных выше собственных.

Таким образом, проблема «маленького человека» в романе Достоевского тесно перекликается с проблемой жизненного выбора. Мы видим, что в любой жизненной ситуации человек сам строит свою судьбу, и никогда не поздно взять ее в свои руки.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

sochinenienatemu.com

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников - один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.
Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.
Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти. ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели. Понимаете ли, понимаете ли вы. что значит, когда уже некуда больше идти. ” - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, измученного, задавленного своей неизбежной судьбой.
Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладовой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.
Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.
Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.
“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.

41511 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.
  • Произведение: Преступление и наказание
  • Это сочинение списано 58 454 раз

Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.

Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагические судьбы «маленьких людей» - Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных». Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.

Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий облик, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл, что он человек, не утратил чувства безграничной любви к детям и жене. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии помочь своей семье и себе. Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет только Бог, и «маленький человек» велик в своих бесконечных страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в огромный равнодушно холодный Петербург. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).

«Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди», по Достоевскому, малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.

Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.

Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.

«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.
Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».

Тема «маленького человека» в романе ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  1. Тема «маленького человека» - сквозная в творчестве Достоевского.
  2. Особенности изображения «маленьких людей» у Достоевского.
  3. Образ Мармеладова и Екатерины Ивановны..
  4. Образ Сонечки Мармеладовой.
  5. Раскольников и его семья.

Тема «маленького человека» является у Ф. М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Так, уже первый роман выдающегося мастера, который называется «Бедные люди», затронул эту тему, и она стала основной в его творчестве. Практически в каждом романе Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям.
У Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он.

В романе «Преступление и наказание» перед глазами читателя проходят судьбы многих «маленьких людей», вынужденных жить по жестоким законам холодного, враждебного Петербурга. Вместе с главным героем Родионом Раскольниковым читатель встречает на страницах романа «униженных и оскорбленных», вместе с ним переживает их душевные трагедии. Среди них и обесчещенная девочка, за которой охотится жирный франт, и бросившаяся с моста несчастная женщина, и

Мармеладов, и его жена Екатерина Ивановна, и дочь Сонечка. Да и сам Раскольников также относится к «маленьким людям», хоть и пытается возвысить себя над окружающими его людьми.
Достоевский не только изображает бедствия «маленького человека», не только вызывает жалость к «униженным и оскорбленным», но также показывает противоречия их душ, соединение в них добра и зла. С этой точки зрения особенно характерен образ Мармеладова. Читатель, безусловно, испытывает сочувствие к бедному, измученному человеку, который в жизни потерял все, поэтому опустился на самое дно. Но Достоевский не ограничивается одним только сочувствием. Он показывает, что пьянство Мармеладова навредило не только ему самому (его выгоняют с работы), но также принесло много несчастий его семье. Из-за него голодают маленькие дети, а старшая дочь вынуждена пойти на улицу, чтобы хоть как-то помочь обнищавшему семейству. Вместе с сочувствием Мармеладов вызывает к себе также презрение, его невольно обвиняешь в бедах, свалившихся на семью.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. С одной стороны, она всячески пытается не допустить окончательного падения, вспоминает свое счастливое детство и беззаботную молодость, когда она танцевала на балу. Но на самом деле она просто утешается своими воспоминаниями, разрешает приемной дочери заниматься проституцией и даже принимает от нее деньги.
В результате всех несчастий Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни, спи-вается и кончает с собой. Погибает от чахотки его жена, вконец измученная нищетой. Они не вынесли давления общества, бездушного Петербурга, не нашли в себе сил противостоять гнету окружающей действительности.

Совершенно другой предстает перед читателями Сонечка Мармеладова. Она тоже «маленький человек», более того, хуже ее судьбы ничего нельзя придумать. Но, несмотря на это, она находит выход из абсолютного тупика. Она привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от нее зависят жизни ее братьев и сестер, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, в ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому. Именно образ Сони Мармеладовой становится самым очевидным разоблачением идеи крови по совести Раскольникова. Не случайно вместе со старухой-процентщицей Родион убивает и ни в чем не повинную ее сестру Лизавету, которая так похожа на Сонечку.

Беды и несчастья преследуют и семью Раскольникова. Его сестра Дуня готова выйти замуж за противного ей человека, чтобы материально помочь своему брату. Сам Раскольников живет в нищете, не может даже прокормить себя, поэтому даже вынужден заложить кольцо, подарок сестры.

В романе много описаний судеб «маленьких людей». Достоевский с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в их душах, сумел показать не только забитость и униженность таких людей, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности.

sochineniya-referati.ru

«Маленький человек» в романе «Преступление и наказание»

«Маленький человек» в романе «Преступление и наказание» - это, пожалуй, одна из главных тем бессмертного произведения Достоевского. И здесь Федор Михайлович выступил продолжателем традиции, основанной Пушкиным, Гоголем и другими писателями, которые тоже в своем творчестве уделяли внимание «маленьким людям». Позже тема получила развитие в прозе Толстого и Чехова.

Кто же они такие – эти «маленькие люди»? Что стоит за данным определением? Рассмотрим его на примерах образов из «Преступления и наказания».
Главный герой романа – молодой студент Раскольников. Он мечтает о вселенской справедливости, хочет изменить мир, жаждет героизма и видит себя Наполеоном. Но живет в пятиугольной комнатке, похожей на гроб, перебиваясь с хлеба на воду и не отказываясь от помощи матери и сестры, вынужденных зарабатывать деньги тяжким трудом. Стремления Раскольникова похвальны, но в итоге он становится банальным убийцей, обычным, по нашим, современным меркам, зэком.

Сестра главного героя – Дуня, славная, добрая, чуткая девушка. Она жалеет брата и хочет ему помочь. Но чтобы обеспечить себе хоть какое-то будущее, Дуняша решается на брак с лицемерным подлецом Лужиным. Другого выхода девушка просто не видит. Перед ее глазами – пример матери, которая всю жизнь трудится, но выбраться из беспросветной нищеты не может.

Члены семьи Мармеладова тоже относятся к категории «маленьких людей». И самый яркий с этой точки зрения – образ Сонечки. Старшая дочь Мармеладова – наполовину сирота. Матери у нее нет, а отец женился на другой женщине. В семье – куча детей. Их нужно кормить. И Соня становится проституткой. Ее сложно назвать девушкой легкого поведения – это будет в корне не верно. Ведь дело не в распущенности Сони. На такую грязную работу ее толкает нужда. А отец и мачеха не брезгуют брать деньги, полученные Соней от клиентов. Глава семейства пьет на них. А его жена – покупает еду малышам.

Есть и другие «маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Они здесь буквально на каждом шагу. Вот женщина с пожелтевшим лицом алкоголички собирается утопиться в реке; а вот бредет пьяная, обесчещенная девчонка – а за ней толстый, богатый хлыщ, который уже положил глаз на ее юное тело. Весь роман буквально кишит «маленькими людьми»… И делается страшно о того, как много их; как тяжела и безрадостна их жизнь…

А ведь у каждого из героев – чистая и светлая душа. Они хотели бы совершать благородные поступки, делать что-то великое для человечества. Но элементарные бытовые проблемы, вечная нищета и грязь засасывают их, словно болото. Люди мельчают, деградируют… И только любовь способна поднять их над рутиной. Это Достоевский показал читателю на примере Сони, которая идет за своим милым на каторгу. И при этом – счастлива. Вот оно спасение от обмельчания! Вот он путь к величеству! Бывшая проститутка нашла его. И дала надежду всем тем, кто сидит на дне пропасти и не знает, как из нее выбраться.

vsesochineniya.ru

  • Правовое государство и гражданское общество Становление и развитие идеи правового государства Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более […]
  • Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
  • Страхование автомобиля в Омске В России страхование автомобиля представлено двумя программами: ОСАГО и КАСКО. Начинающие автолюбители задаются вопросом, какой тип страховки лучше и в чем разница? Определённые […]

Тема урока: «Маленькие люди» в романе

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель: показать развитие темы «маленьких людей» в произведениях русской литературы; раскрыть суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассмотреть жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.

Оборудование: текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал, опорный конспект, иллюстративный материал.

Ход урока.

    Организационный этап.

    Актуализация опорных знаний.

Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?

Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступление, по мере работы Достоевского над романом?

В чем заключается жанровое своеобразие романа?

Каково значение цвета и чисел в романе?

    Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Роман Ф.М. Достоевского называют социально-философским. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Этой темой пронизан и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царят особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира, почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – бывший студент. Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин.

Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания.

    Работа над темой урока.

    Объяснение учителя

Имена и фамилии героев тщательно продуманы Достоевским и полны глубокого смысла.

Имя

Его значение в романе

Раскольников

Раскол – раздвоение: с одной стороны, страстная любовь к людям, с другой – полное безразличие к своим интересам.

София

Смиренность, мудрость. Соня Мармеладова – смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.

Лебезятников

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Соню и раскрывает замысел Лужина

Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)

Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя

Разумихин

Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным»

Лизавета Ивановна

Значение имени Елисавета – «почитающая Бога»

    Аналитическая беседа: «Семья Мармеладовых»

    Беседа

Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?

Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.

Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету?

    Комментированное чтение эпизода «На квартире Мармеладова»: портреты жены и детей, описание комнаты, жильцы дома.

Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.

С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?

Какие художественные приемы использует писатель в этих эпизодах?

На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?

Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?

Какие уроки дают нам Мармеладов и его семья?

    Обобщение учителя.

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

В крайней нищете живет семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Мармеладова к пьянству.

Катерина Ивановна – женщина, задавленная нищетой, по словам мужа, «горячая и непреклонная». Она с золотой медалью и похвальным листом окончила Дворянский благородный институт, вышла замуж за пехотного офицера по любви и бежала с ним из родительского дома.

3.Аналитическая беседа: «Семья Раскольниковых»

Почему о Раскольниковых читатель узнает не сразу, а из письма?

Каковы отношения между членами семьи?

Что мы узнаем о матери Раскольникова?

Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

    Работа с карточками.

5.Подведение итогов урока.

В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор.

Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города не только рождает материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. «Маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами.

Домашнее задание.

Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова».

Нелестным прозвищем «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей зовутся обладатели крайне скромного дохода, порой находящиеся в весьма затруднительном материальном положении; они обижены судьбой и окружающими, терпят нужду и унижения.

В романе «Преступление и наказание» к числу «маленьких людей» относится и главный герой – Родион Раскольников, которого в начале повествования читатель находит в самом угнетенном состоянии не только в материальном, но и духовном плане: именно нужда толкает его на преступление, именно деньги он считает если не главной, но одной из главных движущих сил в господствующей системе устройства мира. Стремясь помочь нуждающимся, обиженным, оскорбленным, он решается на убийство, однако, как мы знаем, оно никому не приносит добра и счастья: Родион сносит богатство под камень, а тяжесть содеянного и вину за него принимает на себя – жертва, по бессмысленности способная тягаться с жертвой Сонечки. Конечная цель Раскольникова достигнута не была, и не может быть достигнута, но если это так – что же может оправдать средства?

Семья Раскольникова также причисляется к тем самым униженным и оскорбленным, за счастье и право на которое так яростно и самозабвенно борется главный герой: Пульхерия Александровна, приходящаяся Родиону родной матерью, живет на скромную пенсию и небольшой заработок с мелкой работы, а сестра Дуня терпит издевательства богатых баринов, будучи простой гувернанткой. Они смирились со своей участью и не смотрят в небо на журавлей, синица в руках для них – богатство, которое следует беречь и лелеять. Роль «маленьких людей» надежно укоренилась в их облике и манере поведения, маска смирения стала уже их истинным лицом – хорошо ли это, или напротив, достойно порицания, решению на самом деле едва ли принадлежит.

Несколько другую сторону человеческого отчаяния представляют Мармеладовы, несмотря на сахарную фамилию живущие далеко не сладкой жизнью. Глава семейства Семен Захарович сдается, проигрывает бой самой судьбе и становится одним из тех жалких обывателей, которые, по природе своей будучи людьми недурного и даже добродетельного характера, не пытаясь даже поднять руки в жесте защиты, безропотно принимают удары, подставляя при этом вторую щеку. В трясину отчаяния и безысходности он утягивает с собой и жену, Катерину Ивановну. Нужда толкает старшую дочь Мармеладова Сонечку на отчаянные поступки, жертвы, не оправданные в большей степени никем из тех, для кого предназначались.

Яркий пример бойца являет собой бывший студент Разумихин, друг Родиона, не прогнувшийся под ветром обстоятельств и сохранивший дух отчаянный и непокорный, не забывающий никогда о самом главном, единственном, что осталось у «маленьких людей» - надежде и простом человеческом сострадании.

Таким образом, главными действующими фигурами в романе «Преступление и наказание» являются люди обедневшие и отчаявшиеся, однако проявляющие свои качества при этом совершенно разным образом. Именно эта многогранность личностей в произведении и делает его столь значимым для самосознания русского народа и всего человечества в целом.

Вариант 2

Тема маленького человека была популярна в русской классической литературе, ей посвящались отдельные произведения («Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя), она косвенно фигурировала в сюжетах многих произведениях на другую тему. Не стал исключением и роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Для начала разберемся, кто же такой «маленький человек». Как правило, это тихий и всеми забытый, незаметный для общества человек. Зачастую он пуглив и боится общаться с людьми, часто к его образу добавляется невзрачный вид, низкий рост или худоба, он носит старую, изношенную одежду. Как правило, он ведет жалкое и бедное существование.

Персонажей, подходящих под описание типичного «меленького человека», в романе несколько. Первым таким персонажем можно назвать главного героя, студента Родиона Раскольникова. Начнем с внешнего описания – он высокий и худой, несмотря на то, что он был достаточно хорош собой, любого человека отталкивает в нём его внешний вид – он носит старые лохмотья, в которых многие люди «посовестились бы днём выходить на улицу». Живет Родион бедно, снимая жалкую маленькую комнатку на окраине Петербурга. Такая жизнь сделала его тихим и скромным, она сломила его энергичную натуру. Понимая, что он достоин большего, Родион в конце концов выводит свою теорию о «тварях дрожащих и право имеющих», которая приводит к ужасным для него последствием. Его преступление есть пример бунта «маленького человека» против своей жалкой и несчастной жизни.

Вторым «мельником человеком» «Преступления и наказания» можно назвать главу семейства Мармеладовых, Семена Захаровича. О нём нам известно немного - в отличие от Родиона, Мармеладов уже давно не молод, ему примерно пятьдесят лет. Он бывший титулярный советник, ныне в отставке.

Внешне он среднего роста, с большой лысиной и отёкшим от пьянства лицом. Женившись на вдове офицера, взвалив на себя большую ответственность обеспечивать семью, Мармеладов был уволен с должности и, не найдя в себе сил пережить такой сложный момент, стал пропивать итак бедное имущество семьи. В романе он предстаёт перед нами самым что ни на есть классическим «маленьким человеком» - он слаб и не может переживать удары судьбы, он тих и незаметен для большинства людей, он отвергнут обществом и живет вне его. Его жена, Катерина Ивановна, тоже подходит на роль «маленького человека» - она, так же как и муж, неспособна бороться с проблемами и трудностями, которые взвалились на их семейство.

Единственной надеждой их семьи остаётся только Соня – несмотря на внешний вид и образ жизни, типичный для «маленького человека», в течение романа она раскрывается как сильный и волевой человек, в неё проявляются черты, которые не позволяют называть её «маленькой», как её отчима Семена или родную мать Катерину.

Тема маленького человека в романе Преступление и наказание

Фёдор Михайлович Достоевский, является величайшим автором русских произведений, а также представителем русского классицизма. Труды великого автора заслуживают большого уважения. Одним из самых важных произведений, созданных Фёдором Михайловичем, является произведение, преступление и наказание.

Несмотря на всю обширность произведения, в нём можно выделить основные темы, которые выделил автор, социальное неравенство, а также темы, касающиеся философии и психологии. На протяжении всего произведения, можно выделить определённых, так сказать маленьких людей. Выражение маленькие люди, впервые было употреблено в литературе, писателем Гоголем. Достоевский решил продолжить его дело и подчеркнул в своём произведении, всю значимость маленьких людей в жизни.

Главная особенность маленьких людей, является в том что, они не могут управлять своей жизнью, они являются людьми, которыми управляет всевышний, управляет судьба. Стоит назвать кого автор перечисляет к маленьким людям, это Мармеладовы, Авдотья Романовна, Лизавета, Пульхерия Александровна. Основная роль возложена на данных персонажей, это душевные мучения. Это люди, которые терпят всяческую обиду, унижение и никак не могут повлиять на свою жизнь.

Прочитав данное произведение, у читателя может возникнуть ощущение жалости к данным персонажам. К примеру персонаж Мармеладов, не способен вытерпеть нравственных мучений своей жены, её плач и крик. В тот же самый момент, он готов, даже терпеть побои от неё, лишь бы не причинять ей душевные мучения.

Главное что хочет показать автор, в своих маленьких людях, это их желание оказать всю возможную помощь другим людям, которые являются пострадавшими. В произведении задаётся вопрос, может ли быть человек счастлив, если решает чужие судьбы, ответ, совершенно точно нет. А если этот человек, всей своей душой желает помочь пострадавшему, это является самым благим делом. К это заслуживает уважения со стороны других людей.

Создание данного произведения, показывает автора, со стороны человека миролюбивого, который заслуживает большого уважения. Именно в данном произведении, показывается его настоящая гениальность и большая проницательность. Именно в этом человеке показывается вся его любовь к ближнему.

  • Сочинение Летние деревенские ночи

    Летние деревенские ночи.Каждый человек, которому посчастливилось хотя бы раз в жизни провести ночь в деревне, никогда не забудет эти волшебные воспоминания.

  • Бути справжньою людиною - це горде звання для кожного з нас. Але не кожен достойний цього високого титулу. Людина – істота соціальна, тобто існувати без суспільства вона не може. І важливо залишатися людиною в будь-яких обставинах та в будь-якому оточенні

  • История создания повести Невский проспект Гоголя

    На протяжении трех лет с 1830 года Гоголь ходил на занятия, которые проводились на территории Академии искусств. Там он был вольноприходящим студентом, поэтому посещал далеко не все мероприятия и занятия