Спектакль один день из жизни фаины раневской. Прошла премьера спектакля-биографии фаины раневской. Как вы нашли актрису на роль Раневской

20.06.2019

«Фаина. Птица, парящая в клетке» - так называется интригующий проект, организованный Стеллой Самохотовой и Софьей Лежневой. Последняя - профессиональный драматург, а вот Самохотова, можно сказать, зашла в театр с черного входа. Бывшая предпринимательница, поклонница Раневской, пригласила на роль Фаины Георгиевны актрису «Современника» Светлану Коркошко, удивительно похожую на Раневскую и голосом, и внешностью, поставила спектакль на «намоленной» сцене Центрального дома литераторов - и получилось нечто, балансирующее между коммерческой антрепризой и профессиональным театром.

«Крючком» для зрителя, конечно же, стали знаменитые остроты Фаины Раневской. Престарелая актриса добродушно переругивается со своей домработницей Марусей, встречает зашедшую в гости Любовь Орлову и излагает им свои взгляды на кино, театр и на жизнь. Текст пьесы «Фаина. Птица, парящая в клетке» построен так, чтобы у сценической Раневской была возможность ввернуть в перепалку с Марусей о плохо сваренном борще какой-нибудь «раневский» афоризм: «Извращений всего два: хоккей на траве и балет на льду».

Зал ЦДЛ заполнен примерно наполовину; зрители с ностальгическим огоньком в глазах рассматривают трогательно воссозданный на сцене быт 70-х: телефон с рычажками, коричневая лампа, высокое зеркало-трюмо.

Если больной хочет жить, врачи бессильны, - голосом, неотличимым от голоса самой Раневской, произносит Светлана Коркошко. Но этого мало. Поспорив еще с домработницей, которая не хочет подходить к телефону, «Раневская» добавляет: - Ты знаешь женщину, которая потеряла бы голову от того, что у мужчины красивые ноги?

Вот теперь зрители довольно смеются: шутки Раневской знают и любят все.

Но это саркастичное впечатление рассеивается очень быстро, когда понимаешь, что афоризмы Раневской использованы в этом спектакле не просто «для привлечения внимания», а что они - необходимая часть образа великой актрисы, который Светлане Коркошко удалось сделать глубоким и грустным. Афоризмы - единственное, что осталось в массовом сознании от судьбы великой актрисы, всю жизнь бывшей королевой эпизода - и страдавшей от этого. Спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке» раскрывает эту сторону жизни Раневской, которая жалуется, что в зрелом возрасте, когда она только и может играть по-настоящему, ей предлагают только эпизоды на два-три слова в кино, сниматься в котором она может «только под наркозом». «Блеснуть мордой на экране…» - говорит Раневская, зал смеется. Не смеются те немногие, кто понимает, что гениальное чувство юмора, какое было у Раневской, бывает только у очень глубоких и очень печальных людей.
Конечно, надо было поставить первый спектакль о Раневской по-другому: на исторической сцене Большого театра, с массированной пиар-компанией в прессе, чтобы режиссером был Олег Табаков, а саму Раневскую играл Сергей Безруков. Но создатели спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке» отнеслись к истории великой актрисы бережно, с любовью, и создали тихую и лиричную постановку, покоряющую своей непритязательностью и наивностью, и она еще обязательно найдет своего зрителя. Ведь на великие судьбы всегда будет спрос.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Корреспондент «ВМ» в антракте поговорил с продюсером спектакля Стеллой Самохотовой.

Стелла Георгиевна, вы ведь в театральном мире человек новый. Расскажите, почему вы решили создать спектакль о жизни Раневской?

Я всю жизнь занималась бизнесом, а сейчас «на пенсии». Всегда любила театр и восхищалась Раневской, и решила: почему бы и нет? Я считаю, что Раневская - эталон: актрисы, женщины, умного человека.

- Как вы нашли актрису на роль Раневской?

С одной стороны, когда ставишь спектакль не в репертуарном театре, то чтобы он не умер, в нем должны играть актеры, которые интересуют людей. С другой - у меня было четкое представление о том, какой должны быть актриса, играющая Раневскую. И я поняла, что не всегда медийность - залог успеха.
Светлана Ивановна Коркошко в свое время блистала во МХАТе, у Дорониной, теперь работает в «Современнике». Те, кому сейчас 50, должны помнить ее роли и в кино, и в театре.

- Кто написал саму пьесу?

Предлагали ли вы свою пьесу к постановке другим театрам, и есть ли планы продолжения спектакля на большой профессиональной сцене?

Не хочу пока рассказывать об этих планах, чтобы не сглазить. Сегодня мы играем спектакль второй раз - выпуск был 12 мая - а оказывается, что в актерской среде бытует мнение, будто второй показ - провальный. Надеюсь, что это будет не так. ЦДЛ любезно пригласил нас показать спектакль в своем зале - он «знаковый» для любителей театра и уютный, камерный. Ставить его в обычном театре не было цели, и пока нет на это времени.

- Где еще можно будет посмотреть ваш спектакль?

У нас будут показы здесь, в ЦДЛ, в сентябре, октябре, а «официальная» премьера - 7 ноября в Театриуме на Серпуховской. Врать не буду - коммерческая сторона меня тоже интересует. Если какой-то репертуарный театр заинтересуется нашей пьесой, мы с радостью обсудим постановку.

ЦИТАТЫ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

Деньги съедены, а позор остался (о своих работах в кино) .

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.

Если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом!

ВАЖНО: Обращаем ваше внимание, что спектакль состоится на сцене ДК Железнодорожников
.

Жанр Сатирический спектакль о 2-х днях из жизни Фаины Раневской
Лежнёва С. С., Самохотова С. Г.
Режиссёр: Станислав Евстигнеев
Сценография: Роман Ватолкин
Продолжительность: 2 часа

В ролях: Дмитрий Прокофьев, Мария Кресина, Евдокия Германова, Светлана Коркошко, Игорь Письменный, Марина Куделинская

Народная артистка СССР Фаина Раневская в скором времени отметит 70-летний юбилей. За долгие годы она сыграла множество ролей в театре и кино, но… все эти работы кажутся ей, талантливому творческому человеку, склонному к самоедству, чем-то несерьезным. И, как назло, сейчас, когда она чувствует, что находится на куда более высоком профессиональном уровне, чем когда-либо, достойных предложений по работе не поступает. Пожилая одинокая женщина, у которой никогда не было собственной семьи, по-настоящему любила всего лишь нескольких людей, большую часть которых пережила. Среди них – ближайшая подруга Павла Вульф, умершая совсем недавно. Подобно солнцу, выглядывающему из-за туч, дорогой призрак появляется всякий раз, когда Раневская отчаивается. А поводов для уныния у нее много – интересных, крупных ролей не дают ни в театре, ни в кино, и круг общения, и без того совсем не широкий, сужается почти до предела. Одиночество Фаины Георгиевны немного разбавляет присутствие домработницы Маруси, девушкой из провинции, собирающейся выйти замуж и очень специфически относящейся к своим непосредственным обязанностям. «Бытовые» дела вроде уборки, готовки или покупки продуктов превращаются у нее в комедию положений. Помощница по хозяйству и творческий человек не сходятся друг с другом во взглядах на то, что такое настоящая работа. Их постоянные стычки на этой почве создают множество замечательных ситуаций – от лирических до комических. Друзья, которых у Фаины Георгиевны, как и любого другого человека, было немного, постепенно покидали этот мир. Но кое-кто довольно долго блистал на небосклоне, раскрашивая унылые «серые будни» яркими красками. Среди них – звезда советского кинематографа Любовь Орлова, подобно лучу света, стремительно проникающая в «темное царство» своей одинокой коллеги и подруги. Что больше всего терзает Раневскую накануне юбилея – одиночество или отсутствие нормальной работы, интересных, больших ролей? Конечно же, второе! И именно этого ей больше всего хочется, а вовсе не празднования «красивой даты» со всеми вытекающими оттуда последствиями в виде поздравлений от коллег, полных лицемерия. Именно так воспринимает подготовку к грядущему торжеству Раневская, создавая трудности представителю администрации театра Владиславу, который никак не может добиться от ветерана сцены согласия на участие в своем празднике. Воспоминания. Сожаления. Радости. Печали. Размышления. Чувства. Монологи. Диалоги. И все это – под современную героям спектакля музыку, льющуюся из старинного радиоприемника. Легендарные афоризмы Фаины Георгиевны Раневской, гармонично вплетенные в контекст разговоров, лирические и комические сцены, плавно сменяющие друг друга, подобно волшебным узорам внутри калейдоскопа… Все это позволяет увидеть легенд советского театра и кинематографа такими, какие они есть – живыми людьми, состоящими из плоти и крови, которых беспокоят те же проблемы, что и их современников и вообще не чуждо ничто человеческое. Просто работа у них другая, связанная с постоянной отдачей своих сил, чувств и эмоций и доводящая порой до морального опустошения. Но зритель всего этого не должен видеть, поскольку театр для него – праздник, которой ничто не может омрачить.

Чем же закончилась в итоге борьба великой актрисы с руководством театра? Какова судьба ее юбилея? Ответ на эти (и многие другие) вопросы заключен внутри спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке»! Стоит только досмотреть его до конца!

Раневская Фаина Георгиевна (урождённая Фанни Ги́ршевна Фе́льдман – советская актриса театра и кино.

НАГРАДЫ, ЗВАНИЯ, ПРИЗНАНИЯ:

  • 1937 - Заслуженная артистка РСФСР
  • 1946 - Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • 1947 - Орден «Знак Почёта»
  • 1947 - Народная артистка РСФСР
  • 1948 - Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • 1949 - Сталинская премия второй степени за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» Александра Штейна
  • 1950, 1967 - Орден Трудового Красного Знамени
  • 1951 - Сталинская премия второй степени за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» Анатолия Сурова
  • 1951 - Сталинская премия третьей степени за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
  • 1961 - Народная артистка СССР
  • 1976 - Орден Ленина
  • В честь Ф. Г. Раневской назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 29 сентября 1986 г.

«Я сыграла бы намного больше в театре и кино, если бы мне предоставили такую возможность, – сетовала Раневская. – У меня ничего практически не сыграно. Всё осталось во мне. Не любили меня режиссёры. За что? Наверное, за инициативу, я вечно с ними спорила, всегда сама ставила задачи и решала их, а этого не надо было делать. Судьба могла бы быть намного удачнее».

Фаина Равневская родилась в семье богатого промышленника Фельдмана в Таганроге. Отец лишил ее содержания, когда Фаина решила пойти на сцену. После революции она осталась одна, все родственники покинули Россию. В это время будущая великая актриса жила одной мечтой – стать актрисой.

Ей не принимали в труппу ни одного театра. Режиссеры считали ей смешной, некрасивой, неуклюжей и….. бездарной. Сама Раневская свою мечту стать актрисой и желанием «полезть на сцену» объясняла своим нахальством. Потом ей всю жизнь приходилось доказываться, что она может играть серьезные драматические роли, а не только быть смешной. Она смогла это доказать, блистая на сцене и в кадре даже в эпизодических ролях. Известна история спектакля «Шторм», на который зрители приходили в театр ровно на те 10 минут, когда актриса Раневская была на сцене в роли Маньки-спекулянтки. Режиссер Юрий Завадский однажды сказал, что он отстранит актрису от участия в спектакле, на что Раневская ответила, что она постарается играть похуже. Но это не помогло. Раневскую сняли со спектакля.

Своим единственным учителем в профессии Раневская считала Станиславского. А на вопрос, почему она так часто переходила из одного театра в другой, отвечала: «Искала святое искусство и нашла… в Третьяковской галерее».

Роли в театре:

1936 - «Васса Железнова» М. Горького - Васса
1945 - «Лисички» Лилиан Хелман - Берди
1951 - «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского- Манька-спекулянтка
1958 - «Деревья умирают стоя» А. Касона - Бабушка
1966 - «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика- Этель Сэвидж
1980 - «Правда - хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского - Филицата

Работы в кино:

1934 - Пышка - госпожа Луазо
1937 - Дума про казака Голоту - попадья
Песни из фильма “Дума про казака Голоту”
1939 - Ошибка инженера Кочина - Ида Гуревич, жена портного
1939 - Подкидыш - Ляля
1939 - Человек в футляре - жена инспектора гимназии
1940 - Любимая девушка - Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 - Мечта - Роза Скороход
1941 - Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - Горпина
1942 - Александр Пархоменко - тапёрша

В таганрогском Чеховском театре дали спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке». Интервью «Таганрогской правде» дала продюсер этого театрального проекта Стелла Самохотова.

«Ехали сюда с трепетом, волнением, опасениями и сомнениями, которые нам не свойственны, когда мы выступаем в каких-то других городах», – призналась она.

– Приехали, посмотрели город, пришли в театр и сразу почувствовали какую-то особую атмосферу, теплоту в душе, родилось ощущение, что всё получится, всё будет хорошо, – вспоминала Стелла Георгиевна наутро после спектакля. – Может, дух Фаины Георгиевны был где-то рядом.

– Не огорчает, что пуще всего публика откликается на шутки погрубее?

– Публика реагирует абсолютно на всё. Просто на шутки она реагирует смехом, и это слышно. Но когда после спектакля люди уходят из зала, утирая слёзы, и говорят друг другу: «Давай помолчим», – это ещё большая реакция, чем та, которую слышишь. То, что с людьми происходит после финала, – главное ощущение для автора и актёров.

– Как вы сами подступались к этому материалу? Трудно пришлось?

– Трудным это для меня не было. Когда поняла, что я хочу это сделать, у меня не возникло никаких опасений. Да, увидев спектакль, многие специалисты были шокированы, что пришло на ум вообще подступиться к такой теме, возникла сама мысль написать это и поставить. И надо же было найти актрису, которая воплотила бы образ этой великой женщины. Меня спасло то, что я не опиралась ни на чьи авторитеты, ни от чьих мнений не зависела. Это мой первый театральный опыт.

– Что делали раньше?

– У меня был бизнес, который я закрыла.

– Не театральный?

– Нет. Я осуществила мечту своей юности, которую в силу семейных обстоятельств не реализовала тогда, не став режиссёром. Наконец в 50 лет поняла, что я имею право сделать то, что всегда хотела.

– Получилось?

– Не мне судить. Люди говорят, что да.

– Учились у мэтров?

– Ни у кого. Нет, я, конечно, владею информацией, много видела, читала, знала – не то что грузила уголь на танкере, а потом пришла и решила спектакль поставить. Нет, театр всегда любила.

– Но своей театральной площадки-то у вас не было? С чего начали?

– Да, театра не было, но это легко решается сейчас при наличии денег, особенно в Москве. Я финансово ни от кого не завишу. Декорации, костюмы – всё, конечно, стоит денег, но если человек не обременён заботами о финансах, он может осуществить свою мечту.

– А осуществлённая мечта, в свою очередь, приносит прибыль? Сейчас это коммерческий проект?

– Ну, это прежде всего для души. Он не убыточный, но я бы и не сказала, что это коммерческий проект. Не стремилась на этом зарабатывать. Я хотела отдать дань памяти человеку, которого боготворю.

– Как долго работали над пьесой?

– Она писалась на одном дыхании, я даже не помню, было ли это полтора месяца или два… Такое ощущение, что она существовала всегда и нужно было её просто зафиксировать на бумаге.

– Результат может произвести впечатление инсценированного сборника высказываний Фаины Раневской, всё довольно упрощено. Нарочно, чтобы легче до публики «достучаться»?

– Именно так. Не забывайте – это антреприза! Не драма, не абсолютная комедия. Это предложение людям вообще вспомнить о том, что у нас великое искусство, которое создавали великие актёры, и не забывать об этом передавать из поколения в поколение.

– На уровне фольклора?

– Кто как воспринимает… Сделать пьесу о жизни Раневской – это нужно быть слишком смелым человеком. Зна- ете, мы не имеем права просто копаться в этом. Поэтому мы сделали то, что воз- можно сделать. В честь этой великой женщины. И, я считаю, сделали с любо- вью и предельно аккуратно.

– Каков, по вашим прогнозам, срок жизни этой постановки?

– Она надолго. Пока я существую и будет та актриса, которая сможет воплотить образ Раневской на сцене.

– Есть и дальнейшие планы?

– А зачем останавливаться? Проект о Фаине Раневской уже существует. А вот то, что будет сделано дальше, необходимо, чтобы доказать, в том числе и себе самой, что первая удача – это не случайность.

– Как реагируете на негативные отзывы о вашей работе?

– Есть такие люди, которые реализуют свою вредность через доступные им формы. Пишут в Интернете гадкие вещи о спектакле. Зачем мне на это реагировать? Есть гадкий человек – это его жизнь, его судьба, этой своей гадкостью он сам себя съест. Так что пусть пишут. Иногда безразличием бороться с гадостями эффективнее. Мы просто делаем своё дело. Ездим, играем, видим реакцию людей, слышим их благодарные отзывы, и это доказательство убедительнее всего.
Виктор ГАЛЬПЕРИН

СПРАВКА «ТП»

Пьеса «Фаина. Птица, парящая в клетке» написана в соавторстве Стеллой Самохотовой и драматургом Софьей Лежневой. Роль Раневской сыграла народная артистка России Светлана Коркошко. Любовь Орлову играет заслуженная артистка РФ Евдокия Германова, домработницу Марусю – Мария Кресина, Владислава – Игорь Письменный, а в роли Павлы Вульф – Марина Куделинская.