Сообщение про глинка михаил иванович краткая биография. М. И. Глинка - биография. О чем надо знать

01.10.2021

Михаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру. Это очень яркая и творческая личность, которая заслуживает внимания, благодаря своему таланту и интереснейшему жизненному пути.

Юные годы.

Михаил Иванович был рожден в мае 1804 года. Местом рождения является село Новоспасское. Рос он, достаточно, в обеспеченной семье. Воспитывался Михаил бабушкой, а родная мама приняла участие в его воспитании только после того как бабушки умерла. В возрасте десяти лет, Михаил Глинка начать проявлять творческие способности и осваивать игру на фортепиано. Он был очень музыкальным и талантливым мальчиком.

В 1817 году началось его обучение в Благородном пансионе. После его окончания, юное дарование начал много времени посвящать музыке. В этот временной промежуток, Михаил создал первые свои произведения. Однако, Глинка не был удовлетворен своей работой и постоянно стремился к тому, чтобы расширить свои знания и довести до совершенства, созданные произведения.

Творческий рассвет.

1822-23 годы отличительны прекрасными работами, песнями и романсами композитора. Это плодотворное время, которое подарило миру настоящие шедевры. Михаил заводит знакомства с выдающимися людьми Жуковским и Грибоедовым.

Глинка совершает поездки в Германию и Италию. Он был очень впечатлен итальянскими талантами, такими как Беллини и Доницети. Благодаря им, Михаил усовершенствовал собственный музыкальный стиль.

После своего возвращения в России, Глинка старательно работал на оперой "Иван Сусанин". Премьера состоялась в 1836 году на сцене Большого театра и принесла колоссальный успех. Следующее известное произведение "Руслан и Людмила" уже не пользовалось такой огромной популярностью, получила много критики и под этим влиянием Глинка уезжает из России и направляется в испанию и Францию. Возвращение на родину состоится только в 1847 году.

Путешествия не прошли даром и подарили большое количество удивительных произведений Глинки. Михаил успел попробовать себя в роли преподавателя по пению, готовил оперы. Он вложил огромный вклад в формирование классической музыки.

Последние годы. Смерть и наследие.

Умер Михаил в 1857 году. Его тело покоилось на Троицком кладбище. А позже прах композитора перевезли в Санкт-Петербург и перезахоронили.

Наследие Глинки очень богатое. Композитор создал примерно 20 песен и романсов. Так же им было написано несколько опер, 6 симфонических произведений. Михаил Глинка вложил огромный труд и вклад в развитие музыкальной сферы. Его произведения трогают наши сердца и заставляют восхищаться великим человеком.

Вариант 2

Михаил Иванович Глинка – родился в 1804 году, а умер в 1857.

Родился Михаил Иванович в обеспеченной семье. С ранних лет проявлял интерес к музыке и именно поэтому поступил в Петербургский институт и всё свободное время, что во время обучения, что после окончания института, посвящал музыке.

Воспитанием Глинки занималась бабушка, хотя родная мать так же не была мертва. Маму допустили к воспитанию сына только после смерти бабушки, что вызывает особый интерес в его биографии.

Глинка всегда видел изъян в своих творениях и стремился усовершенствовать каждую композицию, позволяя себе эксперименты. Михаил Иванович всегда гнался за каким-то идеалом. И вот в поисках этих самых знаний об идеале Глинка и отправился заграницу, да так и осел там на год. Это случилось уже на завершении его карьеры и жизни. Он умер в берлине и был кремирован. Прах композитора был благополучно доставлен на родину и развеян над великим городом Петербургом, где произошли все самые важные перемены в жизни Глинки.

Многие его произведения популярны до сих пор и транслируются во многих оперных театрах.

3 класс, 4, 6 класс для детей

Творчество

Удивительно, но в начале творческого пути великий русский композитор был крайне недоволен собой и своими творениями. Замечания и насмешки со стороны даже далёких от музыки людей уверенности не добавляли. Так в день премьеры знаменитой оперы «Жизнь за царя» кто-то прокричал, что такая мелодия подходит лишь для кучеров. «Руслана и Людмилу» царь Николай I демонстративно покинул, не дождавшись конца. Однако время расставило всё на свои места. Современных пианистов он не выносил, и однажды нелестно высказался об игре Ференца Листа. Себя же причислил равным Шопену и Глюку, остальных не признавал. Но всё это будет потом, а пока…

Первые соловьиные трели 1 июня 1804 года огласили село Новоспасское Смоленской губернии, что по преданию указывало на неординарные способности появившегося в этот час мальчугана. Под чересчур бдительным оком бабушки Михаил рос нелюдимым, изнеженным и болезненным ребёнком. Ненадолго отвлечься и погрузиться в мир прекрасного позволяли уроки музыки на скрипке и фортепиано с гувернанткой Варварой Фёдоровной. Требовательная и бескомпромиссная особа на всю жизнь сформировала восприятие шестилетнего ребёнка, что искусство – это ещё и труд.

Огранка дарования продолжилась уже в Благородном Петербургском пансионе, а через год при педагогическом университете, где окончательно оформился музыкальный вкус будущего композитора. Здесь знакомится с А.С. Пушкиным. На выпускном вечере даровитый юноша блистал виртуозной игрой на рояле и дипломом второго по успеваемости ученика. Небольшие формы – рондо, увертюры, написанные в этот период, одобрительно встречены критиками. Пробует писать оркестровую музыку, но основное место 20х годов 19 столетия занимают романсы, на стихи Жуковского, Пушкина, Баратынского.

Нет предела совершенству

Страстного мечтателя жажда познаний влечёт поближе познакомиться с западноевропейским искусством. И весной 1830 года Глинка отправляется в заграничное путешествие. Германия, Италия, Франция, где изучает основы композиции, вокальный стиль бельканто, полифонию, увидели уже зрелого мастера. Именно здесь, на чужбине, решается создать русскую национальную оперу. На помощь приходит друг – Жуковский, по совету которого в основу произведения легла история об Иване Сусанине.

Умер в Берлине 15 февраля 1957 года, затем по настоянию сестры прах перевезён в Россию. В историю мирового искусства вошёл как родоначальник русской классической музыки двух направлений – народной музыкальной драмы и оперы-сказки, заложил фундамент национального симфонизма.

Биография Композитора Михаила Глинки для детей

Глинка Михаил – величайший русский композитор, который стал автором многочисленных великих симфоний, а также опер.

Дата рождения – 20 мая 1804 года, а дата кончины – 15 февраля 1857 года. Еще с самого детства воспитанием композитора занималась бабушка, а его собственная родная мать была допущена к воспитанию сына исключительно после смерти бабушки.

Что примечательно, уже в десять лет Михаил Иванович начал играть на фортепиано. В 1817 году началось его обучение в пансионе при педагогическом институте Петербурга. После того, как Глинка окончил пансион, все свое свободное время он стал посвящать музыке. Именно в этот временной период были написаны его первые произведения. Также известным фактом является то, что самому композитору не очень нравились свои ранние произведения. Он постоянно их дорабатывал, чтобы они стали лучше.

Расцвет творчества этого великого человека приходится на период с 1822 по 1823 год. Именно в этом временном промежутке были написаны такие композиции, как «Не искушай меня без нужды» и «Не пой, красавица, при мне».

После этого композитор отправляется в свое путешествие по Европе, которое дает новый виток его творчеству. По возвращении в Россию, композитором пишется еще ни одно великое произведение.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Островский Александр Николаевич

    Островский Александр Николаевич появился на свет 31 марта 1823 года. В большом городе - Москва. В купеческой семье. В возрасте 8 лет умирает его мать. Мечтой его отца было видеть сына юристом, однако он начал проявлять интерес к литературе.

  • Римский-Корсаков Николай Андреевич

    Николай Андреевич Римский-Корсаков является известным на весь мир русским композитором, а также дирижером. Дата рождения – восемнадцатое марта 1844 г, дата кончины – двадцать первое июня 1908 г.

  • Драгунский Виктор

    Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Наибольшую известность приобрёл благодаря «Денискиным рассказам». Истории Драгунского, в основном, направлены на детскую аудиторию

  • Алигьери Данте

    Знаменитый поэт, автор всем известной «Божественной комедии» Алигьери Данте родился во Флоренции 1265 года в дворянской семье. Существует несколько версий истинной даты рождения поэта, но подлинность ни одной из них не установлена.

  • Расул Гамзатов

    Поэт Р. Гамзатов появился на свет 8 сентября 1923 года в дагестанском селении Цада. После школы учился в педагогическом училище, затем пошел работать учителем.

20 мая 1804 года появился на свете великий русский композитор, создатель национальной композиторской школы Михаил Глинка. Сочинения этого великого музыкального гения оказали огромное влияние на творчество П. Чайковского, А. Драгомыжского и музыкального объединения «Могучая кучка».

Свой род Глинка вел из древнего польского рода, его прадед, приняв в 1654 году российское подданство, сменил и веру, став православным христианином. Михаил рос очень болезненным и мнительным мальчиком, воспитанием его занималась бабушка, мать отца, которая не доверяла своей невестке. Композитор, вспоминая свое детство, сам себя называл мимозой.

  1. Музыкой великий композитор увлекся с 10-тилетнего возраста , он одновременно обучался игре на фортепиано и пианино.
  2. Глинка учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Его первыми учителями стали такие музыкальные педагоги, как Джон Филд и Карл Цейнер.
  3. Во время учебы в пансионе Глинка познакомился с Александром Пушкиным, с которым дружил вплоть до самой смерти поэта.
  4. В поисках постоянного вдохновения Глинка сближается с В. Жуковским, А. Грибоедовым, В. Одоевским. Долгое время композитор чувствовал себя неудовлетворенным и считал свои работы неудачными.
  5. С 1830 года начинается европейское турне Глинки: он посещает Италию, Германию и прочие европейские страны.
  6. Идею для написания русской национальной оперы в виде предания о русском герое Иване Сусанине Михаилу Глинке подсказал поэт В. Жуковский.
  7. Жена Глинки Мария Иванова, с которой он обвенчался в 1835 году, приходилась композитору дальней родственницей.
  8. Огромный прижизненный успех композитору принесла премьера оперы «Жизнь за царя».
  9. Личная жизнь композитора была очень несчастной. В 1840-году у Глинки появилась любовь – Екатерина Керн. В 1841 году девушка забеременела от композитора, но была вынуждена сделать аборт, за который Глинка корил себя всю свою жизнь, ведь именно он настоял на этом. В конечном итоге роман ничем и не закончился, композитор предпочел разорвать отношения со своей любовницей.
  10. В 1825 году великий русский поэт написал красивое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и посвятил его своему предмету обожания – Анне Керн, годами позже Глинка переработал стихотворение в романс и посвятил его дочери Анны – своей любимой Катеньке Керн.
  11. С супругой Глинке тоже не повезло. Она увлеклась корнетом Н. Васильчиковым, с которым тайно обвенчалась. После развода Глинка остаток своей жизни прожил в одиночестве, так как боялся повторно заключать брак.
  12. Творчество Глинки очень часто подвергалось критике. Именно она стала мотиватором для свершения второго европейского музыкального турне, которое композитор начал с Франции, затем он отправился покорять Испанию.
  13. В 1848 году в Варшаве гений русской классической музыки создает симфоническую фантазию Камаринскую, в основу данного произведения легли мотивы русских народных песен. П. Чайковский позже напишет, что вся русская симфоническая школа сосредоточена в Глинке, словно дуб в одном лишь желуде.
  14. В Париже Глинка начинает работать над симфонией «Тарас Бульба», которая является незаконченным произведением.
  15. Михаил Глинка увлекался церковными напевами и пытался их обработать в русском стиле.
  16. До конца жизни композитора его верным спутником была родная старшая сестра Людмила.
  17. Глинка является автором музыкальной оперы, написанной по произведению его товарища А. Пушкина «Руслан и Людмила».
  18. Многие современники Глинки вспоминали о том, что в молодости композитор обладал прекрасным голосом. Его тенор восхищал публику. Однажды пение Глинки так очаровало князя Кастриото Скандеберка, что юноша был уже близок к обмороку. Когда его привели в чувство слуги, он рассказал, что слышал пение ангела и подумал о том, что начинается Страшный суд.
  19. Теща Глинки всегда называла его при посторонних людях «мой маленький Моцарт». Когда друзья однажды спросили композитора о том, является ли его теща поклонницей Моцарта, тот ответил, что она даже и знать не знает об этом человеке. Теща Глинки, прослышав, что Моцарт стал богатым человеком благодаря музыке, считала, что ее зятя непременно должна ожидать подобная судьба.
  20. Глинка из всего перечня известных композиторов признавал лишь Шопена, Глюка и самого себя, наряду со своими произведениями он играл сочинения и этих композиторов. Блестящих пианистов того времени он просто не переносил на дух. Однажды он высказался негативно по поводу игры Ф. Листа. Глинка сказал, что внешность Листа является не примечательной, да и от его игры у беременных женщин случаются выкидыши.

Признание после смерти


Свою смерть великий русский композитор нашел в 1857 году на территории Германии, в Берлине. Глинку было решено похоронить на лютеранском кладбище. Однако, стараниями его старшей сестры Людмилы прах великого музыкального гения был перевезен на Родину.

Именно благодаря Людмиле произведения Глинки после его кончины начинали пользоваться успехом.


Когда прах Глинки перевозили из Германии в Россию, его гроб был тщательно упакован в картонную коробку, на которой была написано, что в ней перевозят фарфор.

На русском православном кладбище, находящемся в Берлине, имеется надгробная плита, посвященная Михаилу Глинке, на ней туристы могут увидеть бюст великого композитора, который был сооружен в 1947 году по приказу Военной комендатуры советского сектора немецкой столицы.

Русский композитор Глинка оставил значительный след в мировой музыке, стоял у истоков своеобразной русской композиторской школы. Его жизнь вместила многое: творчество, путешествия, радости и трудности, но главное его достояние - это музыка.

Семья и детство

Родился будущий выдающийся композитор Глинка 20 мая 1804 года в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. Отец его, отставной капитан, имел достаточное состояние, чтобы жить безбедно. Прадед Глинки был поляком по происхождению, в 1654 году, когда Смоленские земли перешли к России, он получил российское гражданство, принял православие и зажил жизнью русского помещика. Ребенка сразу отдали на попечение бабушки, которая растила внука в традициях того времени: держала его в душных комнатах, не развивала физически, закармливала сластями. Все это плохо отразилось на здоровье Михаила. Он рос болезненным, капризным и изнеженным, сам себя впоследствии называл «мимозой».

Глинка почти стихийно научился читать после того как священник показал ему буквы. С раннего возраста он проявлял музыкальность, сам научился на медных тазах имитировать колокольный звон и подпевать песням няни. Только в шесть лет он возвращается к родителям, и они начинают заниматься его воспитанием и образованием. К нему приглашают гувернантку, которая помимо общеобразовательных предметов учила его игре на фортепьяно, позже он еще осваивает скрипку. В это время мальчик очень много читает, увлекается книгами о путешествиях, эта страсть превратится потом в любовь к перемене мест, которая будет владеть Глинкой всю жизнь. Также он немного рисует, но музыка занимает главное место в его сердце. Мальчик в крепостном оркестре узнает много произведений того времени, знакомится с музыкальными инструментами.

Годы учебы

Прожил в деревне Михаил Глинка недолго. Когда ему было 13 лет, родители отвезли его в недавно появившийся в Санкт-Петербурге Благородный пансион при Педагогическом институте. Учиться мальчику было не очень интересно, так как большую часть программы он уже освоил дома. Его гувернером был бывший декабрист В. К. Кюхельбекер, а одноклассником - брат А. С. Пушкина, с которым Михаил впервые встретился в это время, а позже стал дружен.

В пансионерские годы он сходится с князьями Голицыными, С. Соболевским, А. Римским-Корсаковым, Н. Мельгуновым. В этот период он значительно расширяет свой музыкальный кругозор, знакомится с оперой, посещает многочисленные концерты, а также занимается с известными музыкантами того времени - Бемом и Фильдом. Он совершенствует свою пианистическую технику и получает первые уроки композиторской профессии.

Известный пианист Ш. Майер занимался с Михаилом в 20-х годах, обучая его работе композитора, правя его первые опусы, давая основы работы с оркестром. На выпускном вечере пансиона Глинка в паре с Майером сыграл концерт Гуммеля, публично продемонстрировав свое мастерство. Композитор Михаил Глинка окончил пансион вторым по успеваемости в 1822 году, но желания учиться дальше не испытывал.

Первый опыты сочинительства

Окончив пансион, композитор Глинка не спешил искать службу, благо материальное положение это ему позволяло. Отец не торопил сына с выбором места работы, но не думал, что он всю жизнь будет заниматься музыкой. Композитор Глинка, музыка для которого становится главным в жизни, получил возможность съездить на воды на Кавказ для поправки здоровья и за границу. Он не оставляет занятий музыкой, изучает западноевропейское наследие и сочиняет новые мотивы, это становится для него постоянной внутренней потребностью.

В 20-х годах Глинка пишет знаменитые романсы «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на текст А. Пушкина. Появляются и его инструментальные произведения: адажио и рондо для оркестра, струнный септет.

Жизнь в свете

В 1824 году композитор М. И. Глинка поступает на службу, становится помощником секретаря в Канцелярии путей сообщения. Но служба не задалась, и в 1828 году он подает в отставку. В это время Глинка обрастает большим количеством знакомых, общается с А. Грибоедовым, А. Мицкевичем, А. Дельвигом, В. Одоевским, В. Жуковским. Он продолжает заниматься музыкой, участвует в музыкальных вечерах в доме Демидова, пишет много песен и романсов, издает вместе с Павлищевым «Лирический альбом», где были собраны произведения разных авторов, в том числе и его самого.

Заграничный опыт

Путешествия были очень важной частью жизни Михаила Глинки. Первый большой зарубежный вояж он совершает после выпуска из пансионата.

В 1830 году Глинка отправляется в большое путешествие в Италию, которое растянулось на 4 года. Целью поездки было лечение, но оно не принесло должного результата, да и музыкант не занимался этим всерьез, постоянно прерывая курсы терапии, меняя докторов и города. В Италии он знакомится с К. Брюлловым, с выдающимися композиторами того времени: Берлиозом, Мендельсоном, Беллини, Доницетти. Под впечатлением от этих встреч Глинка пишет камерные произведения на темы зарубежных композиторов. Он много занимается за рубежом с лучшими педагогами, совершенствует исполнительскую технику, изучает теорию музыки. Он ищет свою сильную тему в искусстве, и таковой для него становится тоска по дому, она подталкивает его к написанию серьезных произведений. Глинка создает «Русскую симфонию» и пишет вариации на русские песни, которые потом войдут в другие крупные сочинения.

Большой композиторский труд: оперы М. Глинки

В 1834 году у Михаила умирает отец, он получает материальную независимость и приступает к написанию оперы. Еще за рубежом Глинка понял, что его задача - писать по-русски, это стало толчком к созданию оперы на национальном материале. В это время он входит в литературные круги Санкт-Петербурга, где бывали Аксаков, Жуковский, Шевырев, Погодин. Все обсуждают русскую оперу, написанную Верстовским, этот пример вдохновляет Глинку, и он принимается за наброски к опере по новелле Жуковского «Марьина роща». Замыслу не суждено было реализоваться, но это стало началом работы над оперой «Жизнь за царя» по сюжету, подсказанному Жуковским, по мотивам легенды о Иване Сусанине. Великий композитор Глинка вошел в историю музыки именно как автор этого сочинения. В нем он заложил основания русской оперной школы.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года, успех был грандиозным. И публика, и критики приняли сочинение чрезвычайно благосклонно. После этого Глинка получает назначение капельмейстером Придворной певческой капеллы и становится профессиональным музыкантом. Успех окрылил композитора, и он приступает к работе над новой оперой по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Он хотел, чтобы либретто написал поэт, но его безвременная кончина помешала осуществлению этих планов. В сочинении Глинка демонстрирует зрелый композиторский талант и высочайшую технику. Но «Руслан и Людмила» была принята более прохладно, чем первая опера. Это очень расстроило Глинку, и он вновь собрался ехать за границу. Оперное наследие композитора небольшое, но оно имело решающее влияние на развитие национальной композиторской школы, и до сих пор эти сочинения являются ярким образцом русской музыки.

Симфоническая музыка Глинки

Развитие национальной темы нашло свое отражение и в симфонической музыке автора. Композитор Глинка создает большое количество сочинений экспериментального характера, он одержим поиском новой формы. В своих сочинениях наш герой показывает себя как романтик и мелодист. Произведения композитора Глинки развивают такие жанры в русской музыке, как народно-жанровый, лирико-эпический, драматический. Самыми значительными его сочинениями являются увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота», симфоническая фантазия «Камаринская».

Песни и романсы

Портрет Глинки (композитора) будет неполным, если не упомянуть его песенное творчество. Всю жизнь он пишет романсы и песни, которые приобретают невероятную популярность уже при жизни автора. Всего им написано около 60 вокальных произведений, из которых самыми заметными являются: «Я помню чудное мгновение», «Признание», «Попутная песня» и многие другие, которые и сегодня являются частью классического репертуара вокалистов.

Частная жизнь

В личной жизни композитор Глинка не был удачлив. Он женился на милой девушке Ивановой Марье Петровне в 1835 году, надеясь найти в ней единомышленника и любящее сердце. Но очень быстро появилось множество разногласий между мужем и женой. Она вела бурную светскую жизнь, тратила очень много денег, так что даже доходов от имения и оплаты за музыкальные труды Глинки ей не хватало. Он был вынужден брать учеников. Окончательный разрыв происходит, когда в 1840-х годах Глинка увлекается Катей Керн, дочерью музы Пушкина. Он подает на развод, в это время выясняется, что его жена тайно обвенчалась с корнетом Васильчиковым. Но расставание затягивается на 5 лет. За это время Глинке пришлось пережить настоящую драму: Керн забеременела, требовала от него решительных мер, он субсидировал ее избавление от ребенка. Постепенно жар отношений угас, и когда развод был получен в 1846 году, Глинка уже не имел желания жениться. Остаток жизни он провел один, увлекался дружескими пирушками и оргиями, что пагубно отразилось на его и без того слабом здоровье. 15 февраля 1857 года в Берлине Глинка скончался. Позже по требованию его сестры прах покойного был перевезен в Россию и захоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

Личное дело

Михаил Иванович Глинка (1804 - 1857) родился в селе Новоспасское Смоленской губернии, расположенном в двадцати верстах от города Ельня. Отец его был помещиком. С десяти лет мальчик начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 1817 году его отдали в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге. Михаил отлично учился, особых успехов достиг в рисовании и иностранных языках. Одновременно он серьезно занимался музыкой с ирландским пианистом и композитором Джоном Филдом, жившим в России с 1802 года, а также с другими преподавателями. Во время летних каникул в усадьбе родителей Глинка исполнял с крепостными музыкантами сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена и других авторов. В 1822 году закончил обучение в пансионе. Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ. С 1824 по 1828 год был помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

Первые музыкальные произведения Михаил Глинка создает в 1820-х годах. Уже в 1825 году он пишет знаменитый романс «Не искушай» на стихи Баратынского. В конце апреля 1830 года Глинка уехал за границу. Он побывал в Неаполе, Милане, Венеции, Риме, Вене, Дрездене. Поселившись в Милане, много слушал итальянские оперы. «После каждой оперы, - вспоминал он, - возвратясь домой, мы подбирали звуки, чтобы вспомнить слышанные любимые места». Продолжал работу и над собственными сочинениями. Среди произведений, созданных им в эти годы, выделяются «Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса» и «Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота». Глинка знакомится с крупнейшими композиторами того времени: Доницетти, Беллини, Мендельсоном, Берлиозом. В Берлине изучает теорию музыки под руководством знаменитого педагога Зигмунда Вильгельма Дена.

Заграничные занятия Глинки были прерваны известием о смерти его отца. Вернувшись в Россию, он занялся реализацией возникшего еще в Италии плана - создать русскую национальную оперу. По совету Вяземского, Глинка выбрал сюжет о подвиге Ивана Сусанина. В конце апреля 1835 года Глинка женился на Марии Ивановой. («Кроме доброго и непорочнейшего сердца, - писал он матери о своей избраннице, - я успел заметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок и бережливость... несмотря на молодость и живость характера, она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях»). Композитор поселился в родовом имении, посвящая почти все свое время работе над оперой.

Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Годы после постановки первой оперы стали временем признания Глинки в России и за рубежом. В это время им были написаны многие замечательные произведения. На стихи Нестора Кукольника Глинка создал цикл из двенадцати романсов «Прощание с Петербургом» и романс «Сомнение». Тогда же были сочинены лучшие романсы на стихи Пушкина - «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье». Были романсы и на стихи Жуковского и Дельвига. Как руководитель придворной певческой капеллы Глинка ездил по стране в поисках хороших голосов (эту должность он занимал до 1839 года).

В 1837 году Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила». Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к другим поэтам с просьбой сочинить либретто. Среди них были Нестор Кукольник, Валериан Ширков, Николай Маркевич и другие. Итоговый текст принадлежит Ширкову и Константину Бахтурину. Туда вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава), подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы. Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге ровно через шесть лет после премьеры первой оперы. Если жанр «Жизни за царя» Глинка обозначил как «отечественная героико-трагическая опера», то вторую свою оперу он назвал «большая волшебная опера». По словам Глинки, публика приняла оперу «очень недружно», император и его двор демонстративно покинули зал до окончания представления. Фадей Булгарин резко критиковал оперу в печати. В поддержку Глинки выступил Одоевский. Он писал: «...на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

В 1844 году Глинка отправился в Париж, затем с 1845 по 1848 годы жил в Испании, изучал народные песни и танцы. Результатами этого стали увертюры на народные темы «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848). В последующие годы он живет в в разных городах: Петербург, Варшава, Париж, Берлин. Пишет оркестровые вариации «Вальса-фантазии», влияние которых чувствуется в симфонических вальсах П. И. Чайковского. Приехав в Берлин, Глинка вновь встречается со своим учителем по музыкальной теории Деном. Он изучает полифонические произведения Баха, мечтая создать русскую полифонию. Однако сделать это он уже не успел. Михаил Иванович Глинка умер в Берлине в феврале 1857 года.

Чем знаменит

Михаил Глинка

Традиции, заложенные двумя операми Глинки, развились в русской музыке в жанры героико-эпической и сказочной оперы. Наследниками этих традиций стали Даргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский. «Жизнь за царя» произвела такое впечатление на современников и потомков, что, несмотря на то, что и до нее русские композиторы создавали оперы, историю отечественной оперной музыки часто отсчитывают с ее премьеры. Более скрупулезные историки все равно признают ее значения, относя все предшествующие русские оперы к «доглинкинской эпохе».

Изначально Глинка сомневался, стоит ли ему браться за оперу о Сусанине, так как уже существовала опера Катерино Кавоса «Иван Сусанин», впервые поставленная в 1815 году. Однако Жуковский убедил композитора, сказав, что многие произведения созданы на одинаковые сюжеты, и это не мешает им сосуществовать. По предложению Жуковского, для написания либретто был приглашен барон Егор Розен. В советский период биографы характеризовали его как навязанного Глинке «весьма посредственного поэта, к тому же плохо владевшего русским языком». Но надо признать, что Розен сумел справиться с весьма трудной задачей, так как опера создавалась необычно: сначала Глинка писал музыку, и лишь потом Розен сочинял стихи. Было свойственно Розену и крайнее упорство. Если композитору не нравился какой-либо стих, Розен упрямо спорил с ним до последнего, отстаивая свой вариант.

Закончена опера была в октябре 1836 года. Директор императорских театров А. Гедеонов передал ее на отзыв Кавосу, автору оперы «Иван Сусанин» 1815 года. Кавос написал блестящий отзыв и приложил много усилий, помогая постановке, а в день премьеры сам дирижировал оркестром. Есть легенда, что Николай I изменил название оперы «Иван Сусанин» на «Жизнь за царя». На самом деле название изменил сам Глинка по совету Жуковского - они сочли неверным использовать название оперы Кавоса, которая тогда еще шла в театрах. Выбрали новый вариант «Смерть за царя». Николай I же, сказав: «Отдавший жизнь за царя не умирает», исправил слово «смерть» на «жизнь».

Премьера была назначена на 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Михаил Иванович отказался от положенного ему гонорара, сказав: «Я не торгую своим вдохновением!». Публика Большого театра в Петербурге восторженно приняла оперу, император плакал во время спектакля.

О чем надо знать

После февральской революции А. Городцов предложил заменить в либретто оперы «Жизнь за царя» заключительный гимн новым вариантом со словами: «Славься, свобода и честный труд». После октября 1917 года опера «Жизнь за царя» не ставилась до 1939 года, когда под руководством дирижера С. А. Самосуда стала готовиться новая постановка - под названием «Иван Сусанин». Либретто написал поэт Сергей Городецкий. В его варианте сюжет был довольно сильно изменен. Действие было перенесено из 1613 года в октябрь 1612, когда польские войска в Москве были окружены ополчением Минина и Пожарского. Сюжет стал несколько странным: король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить русское ополчение, однако отряд, направившийся из Польши в Москву, по неизвестным причинам оказывается под Костромой, в деревне, где живет Иван Сусанин. У Сусанина же поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина. О том, что Сусанин спас находившегося в монастыре под Костромой царя Михаила Федоровича, в новом варианте ничего не говорилось. В либретто вообще отсутствовали упоминания о царе. В заключительном гимне вместо «Славься, славься, наш русский царь, / Господом данный нам царь-государь! / Да будет бессмертен твой царский род, / Да им благоденствует русский народ! » стали петь: «Славься, славься, ты Русь моя! / Славься, родная моя земля! / Да будет во веки веков сильна / Любимая наша родная страна!.. ». В таком варианте опера Глинки ставилась с 21 февраля 1939 года. В 1992 году Большой театр поставил оперу с первоначальными названием и либретто.

Прямая речь

«Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу», - М. Глинка.

«Глинка... в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни», - В. В. Стасов.

«Глинка возвысил народный напев до трагедии», - В. Ф. Одоевский.

«Хоту только что исполняли с величайшим успехом... Уже на репетиции понимающие музыканты... были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом... какие тонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какая увлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!», - Ференц Лист об «Арагонской хоте» Глинки.

«Когда задумываешься, в чем, прежде всего, проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки, неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве - о глубочайшем постижении композитором духа народности», - Д. Д. Шостакович

22 факта о Михаиле Глинке

  • Помимо изучавшихся в Благородном пансионе французского, английского, немецкого, и латинского языков, Михаил Глинка изучил также испанский, итальянский и персидский языки.
  • Из-за занятости Жуковский не мог сам написать либретто оперы. Он лишь создал для нее небольшую песню «Ах, не мне бедному…».
  • Партию Сусанина в первой постановке оперы исполнил Осип Петров, а партию Вани - певица контральто Анна Воробьева . Вскоре после премьеры она вышла замуж за своего партнера по сцене и стала тоже Петровой. В качестве свадебного подарка Глинка сочинил дополнительную арию Вани («Бедный конь в поле пал…» в четвертом акте).
  • В знак своего восхищения оперой Николай I подарил Глинке бриллиантовый перстень.
  • В день премьеры оперы «Жизнь за царя» А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и М. Ю. Виельгорский сочинили в честь Глинки.
  • Глинка впервые использовал балетные сцены в опере не в чисто декоративных целях, а заставив их служить раскрытию образов героев и развитию сюжета. После Глинки в русской опере даже сложился стереотип: русские поют, враги танцуют (полонез в «Жизни за царя», затем поляки у Мусоргского, половцы у Бородина).
  • В третьем действии, когда поляки убеждают Сусанина вести отряд, реплики поляков написаны в ритме полонеза или мазурки с размером 3/4. Когда речь ведет Сусанин, размер музыки 2/4 или 4/4. После того, как Сусанин решается на самопожертвование и делает вид, будто его заинтересовали предлагаемые поляками деньги, он тоже переходит на трехдольный размер (на словах «Да, ваша правда, деньги — сила»).
  • Вплоть до конца XIX века было принято, что вторым действием «Жизни за царя», где звучит знаменитая «танцевальная сюита», дирижировал не оперный, а балетный дирижер.
  • «Патриотическая песня» Глинки с 1991 по 2000 годы был официальным гимном Российской Федерации.
  • Роман на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение», посвященные Анне Керн, Глинка посвятил ее дочери Екатерине Керн.
  • Первыми исполнителями «Патетического трио» стали в 1832 году музыканты оркестра театра «Ла Скала» кларнетист Пьетро Тассистро, фаготист Антонио Канту и сам Глинка, исполнивший партию фортепиано.
  • При первой постановке «Руслана и Людмилы» в декорациях сада волшебника Черномора художник использовал изображения одноклеточных организмов: фораминифер и радиолярий , взятые из немецкого зоологического атласа.
  • Великий князь Константин Павлович настолько не любил вторую оперу Глинки, что приказал провинившихся солдат вместо гауптвахты отправлять слушать «Руслана и Людмилу».
  • В арии Финна в опере «Руслан и Людмила» Глинка использовал мелодию народной финской песни, услышанной им от ямщика-финна.
  • В «Руслане и Людмиле» Глинка придумал оркестровый прием подражания гуслям: арфа пиццикато и фортепиано, который взяли на вооружение другие композиторы, в частности Римский-Корсаков в «Снегурочке» и «Садко».
  • Партию Головы исполняет скрытый от зрителей мужской хор. Рассказ Головы об истории Черномора и чудесном мече можно назвать единственной в истории арией для хора.
  • Партия Ратмира предназначена для женского голоса контральто, а Черномор у Глинки вообще не поет.
  • В марше Черномора звучит обычно челеста - инструмент, вошедший в оркестр лишь в конце 1880-х. Она заменяет использованную Глинкой и ставшую сейчас редкой стеклянную гармонику . Сравнительно недавно оригинал нот с партией стеклянной гармоники был найден в Берлине и первоначальная версия оперы поставлена в Большом театре.
  • Народную грузинскую мелодию, которую Глинка положил в основу романса «Не пой, красавица, при мне…» на стихи Пушкина, записал в Грузии и сообщил Глинке Александр Грибоедов.
  • Поводом к созданию «Попутной песни» послужило открытие в 1837 году первой в России железной дороги.
  • Первый памятник Глинке был поставлен в 1885 году в Смоленске. Бронзовая ограда памятника выполнена в виде нотных строк, где записаны 24 отрывка из произведений композитора.
  • На основе «Жизни за царя» 1920-е годы был создан спектакль «Серп и молот», в котором действие оперы Глинки было перенесено в Гражданскую войну.

Материалы о Михаиле Глинке

Михаил Иванович Глинка

Имя Михаила Ивановича Глинки не случайно стоит в истории русского искусства рядом с именем Пушкина. Они были современниками, почти ровесниками (Глинка на пять лет моложе), композитор не раз обращался к творчеству поэта, писал романсы на его стихи, создал оперу «Руслан и Людмила».

Но к Пушкину обращались многие и до Глинки, и после него. Важно то, что у обоих гениальных художников была единая задача, блистательно ими решенная: найти дорогу, по которой русские художники выйдут в один ряд с классиками мирового искусства. Это сделали, прежде всего, они сами - Пушкин и Глинка, став основоположниками русской литературной и музыкальной классики. Пушкина и Глинку сближает и ясный, светлый и оптимистический взгляд на мир, вопреки всем его несовершенствам и противоречиям. Отсюда такая стройность и ясность их собственных произведений.

Глинка осознал свое призвание очень рано. В помещичьем доме села Новоспасского, близ города Ельни (ныне Смоленская область), где он родился и провел детские годы, музыка звучала постоянно: играл крепостной оркестр, музицировали приезжавшие в гости любители музыки. Миша Глинка учился играть на фортепиано, немного на скрипке, но более всего любил слушать музыку. «Музыка - душа моя»,- сказал однажды мальчик учителю, упрекавшему его за то, что на другой день после одного из домашних музыкальных вечеров он был необычно рассеян и думал вовсе не об уроках. Глинка М.И. Портрет.

Петербургский Благородный пансион, куда Глинка поступил тринадцати лет, дал ему хорошее образование. Среди учителей были люди, преданные науке, любившие искусство. Глинке посчастливилось: его ближайшим воспитателем - гувернером - стал молодой преподаватель русской словесности Вильгельм Карлович Кюхельбекер, лицейский товарищ Пушкина (в будущем участник восстания декабристов). Кюхельбекер организовал в пансионе литературное общество, куда вошли Глинка и Лев Пушкин, младший брат поэта. Продолжались и музыкальные занятия. Глинка учился у лучших петербургских педагогов, в частности у Шарля Майера, молодого пианиста, уроки которого вскоре превратились в совместное - на равных - музицирование. Но в глазах семьи обучение музыке будущего композитора было, как и у большинства его современников, лишь частью обычного светского воспитания. После пансиона Глинка поступил в ГУ путей сообщения

Окончив пансион, Глинка поступил на службу, ничего общего с музыкой не имевшую, - в Главное управление путей сообщения. По внешности жизнь его была похожа на жизнь других молодых людей его времени и его круга, но чем дальше, тем больше овладевала им жажда творчества, жажда музыкальных впечатлений. Он впитывал их всюду и везде - на оперных спектаклях, на любительских музыкальных вечерах, во время поездки на Кавказ для лечения, где слух его был поражен народной музыкой, совсем не похожей на европейскую. Он сочинял романсы, и некоторые из ранних его опытов мы и сейчас можем отнести к сокровищам русской вокальной музыки. Такова элегия на слова Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды» или романс «Бедный певец» на слова В. Жуковского.

Звучащие в некоторых сочинениях раннего периода горечь и разочарование не были только данью романтической моде. Глинка, как и большинство русских честных людей, был глубоко потрясен разгромом декабрьского восстания 1825 года, тем более что среди восставших были и его товарищи по пансиону, и его учитель Кюхельбекер.

С детских лет Глинкой владела страсть к путешествиям, любимым его чтением были книги с описанием дальних стран. Не без труда преодолев сопротивление семьи, он в 1830 году отправился в Италию, привлекавшую его не только роскошью природы, но и музыкальными красотами. Здесь, на родине оперы, он ближе познакомился с творчеством всемирно известных композиторов, в частности баловня Европы Россини, а с Винченцо Беллини встретился и лично. Здесь впервые зародилась у Глинки мысль написать оперу. Замысел этот был еще не вполне ясен. Композитор знал лишь, что это должна была быть национальная русская опера, и при этом опера, в которой музыка была бы равноправной частью музыкальнно-драматического целого, а не включалась бы в действие в виде отдельных эпизодов.

Однако, чтобы написать такую оперу, нужно было обладать большим запасом знания и опыта. Знакомясь везде, где только можно было, с творениями великих мастеров. Глинка постиг уже многое. Но нужно было привести знания в порядок и систему. И вот, пробыв в Италии около четырех лет, наполненных незабываемыми впечатлениями от природы и искусства этой страны. Глинка осенью 1833 года отправился в Берлин, к известному «музыкальному знахарю», как он выразился в письме к матери, ученому-теоретику Зигфриду Дену. Нескольких месяцев занятий оказалось достаточно, чтобы Глинка почувствовал уверенность в себе и смог, вернувшись на родину, приступить к выполнению заветной мечты - к созданию оперы. Опера Глинки “Иван Сусанин”

Сюжет оперы был подсказан Глинке поэтом Жуковским. Это был исторический факт: подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с польской шляхтой, вторгшейся на нашу землю, чтобы посадить на русский трон польского королевича Владислава, завел вражеский отряд в глухой лес и там погиб, но погубил и врагов. Сюжет этот уже не раз привлекал внимание русских художников, поскольку события начала XVII века невольно ассоциировались с пережитым Россией нашествием Наполеона, а подвиг Сусанина - с подвигами известных и безвестных героев-партизан 1812 года. Но было одно сочинение, стоявшее особняком: поэтическая «Дума» Кондратия Рылеева – поэта-декабриста, воплотившего в ней прямой, бескомпромиссный, величественный характер крестьянина-патриота. Глинка с воодушевлением принялся за дело. Вскоре был готов и план оперы, и большая часть музыки. Но не было ее текста! И Жуковский посоветовал Глинке обратиться к барону К.Ф.Розену, довольно известному (хотя и не первого ранга) литератору. Розен был человеком образованным, чрезвычайно интересовался вопросами драматургии. Он восторженно приветствовал пушкинского «Бориса Годунова» и даже перевел его на немецкий язык. А главное, он умел писать стихи к уже готовой музыке.

27 ноября 1836 года опера о подвиге русского человека и русского народа увидела свет. Национальным был не только сюжет, но и музыка, основанная на принципах народного музыкального мышления, народного творчества. Как выразился тогда музыкальный писатель В.Одоевский, Глинке удалось «возвысить народный напев до трагедии». Это относится и к партии Сусанина, и к замечательным народным хорам. И как контраст простым и величественным народным сценам Глинка создал картину блестящего польского бала, на котором шляхта как будто заранее праздновала победу над русскими.
Опера Глинки “Руслан и Людмила”

Успех «Ивана Сусанина» окрылил Глинку, и он задумал новое сочинение - оперу «Руслан и Людмила». Но работа двигалась трудно и с перерывами. Отвлекала служба в придворной певческой капелле, не способствовала творчеству и домашняя обстановка - разлад с женой, которая оказалась человеком глубоко равнодушным к делу жизни Глинки.

Шли годы, и сам Глинка стал иначе смотреть на юношескую поэму Пушкина, видя в ней не только вереницу увлекательных приключений, но и нечто более серьезное: повесть о верной любви, побеждающей коварство и злобу. Поэтому только увертюра к опере летит на всех парусах, под стать поэме, все же действие развертывается неторопливо, эпически.

«Волшебник Глинка»,- назвал как-то композитора А. М. Горький. И действительно, необычайно ярко в опере нарисованы сцены в чертогах волшебницы Наины, в садах Черномора. В них преображены звуковые образы реальной действительности - и услышанные в юности напевы народов Кавказа, и персидская мелодия, бог весть какими путями залетевшая в Петербург, и мелодия, которую про себя напевал извозчик-финн, возивший Глинку на водопад Иматру…
Опера “Руслан и Людмила” (Голова) Глинки

«Руслан и Людмила» - сочинение, в котором мы и до сих пор открываем не расслышанные ранее красоты, в свое время было оценено по достоинству немногими. Но среди них, помимо русских друзей, был всемирно известный венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Он переложил для фортепиано «Марш Черномора» и блестяще его исполнял.

Несмотря на жизненные трудности, в «руслановские годы» Глинка создал много и других замечательных произведений - музыку к драме Нестора Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом» - тоже на слова Кукольника. Памятью о глубоком чувстве Глинки к Екатерине Керн (дочери Анны Керн, в свое время воспетой Пушкиным) остался прекрасный романс «Я помню чудное мгновенье» и симфонический «Вальс-фантазия» - своего рода музыкальный портрет юной девушки на праздничном фоне бала.

Михаил Глинка с супругой

Весной 1844 года Глинка отправился в новое путешествие - во Францию, а оттуда - через год - в Испанию. Самобытная, горячая и страстная народная музыка Испании пленила Глинку и нашла творческое отражение в двух симфонических увертюрах: «Арагонской хоте» (хота - жанр испанских песен, «неразлучных с пляской», как говорил Глинка) и «Воспоминании о летней ночи в Мадриде»- сочинениях, которые Глинка, по его словам, хотел сделать «равно докладными знатокам и простой публике». Та же, в сущности, цель была поставлена и достигнута в знаменитой «Камаринской» - фантазии на темы двух русских песен, свадебной и плясовой. В этом сочинении, как сказал потом Чайковский, «как Дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Последние годы жизни Глинки были наполнены новыми замыслами.


Прославленный мастер, известный и на родине, и за рубежом, он не уставал учиться, осваивать новые формы искусства. В частности, его привлекали древнерусские церковные напевы, в которые было вложено вдохновение и мастерство многих поколений распевщиков, вышедших из народа. Найти для этих музыкальных сокровищ соответствующую им оправу должен был помочь старый знакомый Глинки Зигфрид Ден, теперь уже, конечно, не учитель, а друг и советчик. И Глинка, которым и в эти годы, как встарь, владела «охота к перемене мест», отправился в Берлин. Это было его последнее путешествие, из которого он уже не вернулся.

3 февраля (15 - по новому стилю) 1857 года Глинки не стало. Через несколько месяцев гроб с его телом был перевезена родину и захоронен в Петербурге. В последние годы жизни, в те недолгие месяцы, которые Глинка проводил в Петербурге, его окружали музыканты и любители музыки, представители более молодого поколения. Это были композиторы А. С. Даргомыжский и А. Н.Серов, братья Стасовы (Владимир - историк, археолог, критик и Дмитрий - юрист), В. П. Энгельгардт - музыкант-любитель, в будущем известный астроном. Все они боготворили Глинку, восхищались всем, что выходило из-под его пера. И для этого поколения, и для следующего, только еще вступавшего на музыкальную дорогу. Глинка стал учителем и основоположником.

Интересен и тот факт, что первым гимном Российской Федерации с 1990 по 2000 годы стала “Патриотическая песня” именно Михаила Ивановича Глинки. Гимн исполнялся без слов, общепризнанного текста для неё не было. Неофициальный текст планировали ввести в 2000 году:

Славься, славься, родина - Россия!
Сквозь века и грозы ты прошла
И сияет солнце над тобою
И судьба твоя светла.

Над старинным московским Кремлём
Вьётся знамя с двуглавым орлом
И звучат священные слова:
Славься, Русь - Отчизна моя!

Но новый Президент В. Путин выбрал мелодию советского гимна.

Основные сочинения.

Оперы:

  • «Иван Сусанин» (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1843)
  • Музыка к трагедии Н. Кукольника “Князь Холмский» (1840)

Для оркестра:

  • «Вальс-фантазия» (1845)
  • 2 испанских увертюры - “Арагонская хота” (1846) и «Ночь в Мадриде” (1848)
  • “Камаринская” (1848)

Камерные ансамбли:

  • Большой секстет для фортепиано и струнных инструментов (1832)
  • Патетическое трио (1832) и др. сочинения
  • 80 романсов, песен, арий на стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова