Со времени своего появления в составе флотов всего мира подлодки играли в развитии всей тактики морского боя едва ли не решающее значение. Чего стоит хотя бы легендарная немецкая U-35, которая отправила на дно Атлантического океана 226 кораблей и транспортов, причем сделано это было всего за 19 боевых выходов.
Но те суда были весьма небольшими, а экипаж их жил в действительно спартанских условиях: максимальное удобство, на которое они могли рассчитывать — душ из морской воды, который им был положен регулярно, по собственному желанию. Времена шли, корабли становились все более впечатляющими. Не отошли от этой тенденции и их подводные сородичи. Не так давно появилась и самая большая в мире подводная лодка, которая способна затмить своими габаритами даже некоторые надводные суда.
В конце сентября 1980 года на просторы Белого моря вышла «Акула». Неизвестен художник, который покрыл носовой отдел судна красивой росписью, изображавшей акулу и трезубец. Разумеется, после спуска на воду картину уже не было видно, но в народе название «Акула» уже прочно вошло в обиход.
Все суда этого класса официально стали называть этим именем, а для их экипажей даже был введен шеврон с изображением оскалившейся пасти акулы. На Западе эти подлодки стали именоваться Typhoon. Вскоре самая большая подводная лодка «Тайфун» стала официальным соперником американской "Огайо".
Да, в те годы наши бывшие союзники интенсивно пополняли свой подводный флот новыми судами... Но «Акула» должна была стать не просто очередной лодкой, а частью огромной и очень важной программы «Тайфун». Техническое задание на ее проектировку отечественная наука и промышленность получили еще в 1972 году, а куратором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.
Но самая большая в мире подводная лодка все же известна во всем мире именно своими размерами. Отчего же все специалисты бывают шокированы ими? Быть может, корабль не так уж и велик?
Официальное название одного из оставшихся в нашем флоте кораблей, - «Дмитрий Донской». Так каковы размеры самой большой подводной лодки? Ее полное водоизмещение составляет 27 000 тонн, в длину этот гигант равен 170 метрам, а ширина составляет 25 метров. Его палуба настолько велика, что там легко может развернуться груженый КАМАЗ. От киля и до верхней части рубки высота также равна 25 метрам. Для справки: это высота восьмиэтажного дома, улучшенной планировки и с высокими потолками. Остальные две субмарины ни в чем не уступают «Донскому».
Если же самая большая в мире подводная лодка поднимает все выдвижные устройства, то высота уже аналогична девятиэтажному дому. Нет, в проектировке судна не участвовал знаменитый Церетелли: просто такие габариты были обусловлены размерами новых межконтинентальных ракет повышенной мощности.
Новое оружие получило советское наименование «Гром», на Западе же они назывались Rif. Эти ракеты значительно превосходили американский «Трайдент-I», которыми оснащались лодки «Огайо», обладая много лучшими характеристиками по дальности полета и количеству разделяющихся боевых блоков, которые могли преодолевать практически любую систему противоракетной обороны.
Вот только платить за столь впечатляющие характеристики пришлось не менее впечатляющими габаритами. Каждая ракета не только весит 84 тонны, но и имеет диаметр в 2,5 метра! Американский же аналог весит 59 тонн. При сопоставимых характеристиках. Так что справедливости ради заметим, что наша самая большая в мире подводная лодка все же не смогла стать «самой-самой» по всем показателям.
Хотя нет, смогла. Дело в том, что «Акула» - единственный ракетоносец, который может обстреливать половину Земного шара, находясь при этом подо льдами Северного Ледовитого океана. Это что-то невероятное даже по сегодняшним меркам. Дело в том, что каждая ракета Р-39 могла поражать цели, расположенные на расстоянии 9000 км: проще говоря, выпущенная на самом Северном Полюсе ракета легко долетала до экватора. Разумеется, до США столь грозное оружие доставало и подавно. Так как наибольшая глубина погружения подводной лодки этого типа достигала пятисот метров, что на 200 метров превосходило показатели «Огайо».
Из-за этого лодкам не было нужды выходить в далекие морские походы: отойдя на пару тысяч километров, они могли буквально «раствориться» на просторах северных морей.
Глупо было бы думать, что идея о создании гигантских субмарин посещала умы исключительно советских конструкторов. Какие известны самые большие подводные лодки мира? Во-первых, это упоминавшаяся нами «Огайо»: ее длина также составляет 170 метров, но вот ширина - «только» 12 метров. Собственно, на этом список заканчивается. Больше ни одна страна в мире не смогла создать ничего похожего.
Таким образом, конструкторам пришлось полностью перерабатывать компоновку судов. В конце 1973 года постановление о начале работ по проекту было окончательно одобрено. Первая лодка была заложена в начале 1976 года, а на воду ее спустили уже 23 сентября 1980 года. Помимо циклопических размеров, программа предусматривала совершенно невероятный распорядок эксплуатации этих объектов.
Секретность была невероятная, утечек не было вообще. Так, фото самой большой подводной лодки американцы вообще получили случайно, просто просматривая спутниковые снимки СССР. По слухам, в военном ведомстве полетели головы: просмотреть под носом такого «кита» - непростительная оплошность!
В Обнинске пришлось строить гигантский учебный центр с военным городком и полной социальной инфраструктурой. Там должны были готовить сразу несколько экипажей подводников. Для каждой (!) из семи лодок полагалось иметь три комплекта: два экипажа были боевыми, которые должны были работать посменно, и третий — технический, отвечающий за состояние механизмов. Режим их работы весьма своеобразен.
Первый комплект моряков бороздит просторы океанов в течение трех месяцев. Постепенно на корабле начинают копиться неисправности. Судно идет на базу, экипаж грузят в комфортабельные автобусы (где их уже ждут семьи), а затем отправляют на отдых. Место «курортников» занимают технари. Работники «паяльника и напильника» проводят полную диагностику всех систем, проводят профилактику и устраняют все найденные неисправности.
Таким образом, «Акула» - самая большая подводная лодка - похожа на автомобиль «Формула-1» на пит-стопе. Тут вам и «колеса» поменяют, да и пилота могут заменить, если в том будет необходимость.
В это время второй боевой экипаж, слегка уставший от отдыха, прилетает в Обнинск. Здесь их немилосердно прогоняют по всем тренажерам, а затем моряки, доказав свою профессиональную пригодность, отправляются в Мурманск. После этого их отправляют на корабль, который к тому времени приведен в полную боеготовность и может выходить в море. Процесс повторяется снова и снова.
Вообще, условия для работы на этих субмаринах действительно сказочные. Матросы срочной службы вспоминают, что на борту имеется сауна, тренажерный зал и комфортабельные каюты. Служить так можно хоть целый год: психофизическая усталость минимальная. И это крайне важно для ракетоносца, который может месяцами «лежать» под льдами Северного океана, маскируясь от средств обнаружения противника.
Вот чем уникальны самые большие подводные лодки России (сегодня их осталось три).
В движение уникальные ракетоносцы приводились сразу двумя реакторами ОК-650ВВ, причем мощность каждого из них составляла 360 МВт. Топливом служила особо чистая двуокись урана. Чтобы понять мощь этих силовых установок, достаточно знать, что они бы легко обеспечили электрификацию всего Мурманска и его пригородов. Их энергия крутит гигантские гребные винты и обеспечивает функционирование сложнейших бортовых систем.
На флоте лодки получили также прозвище «батон», так как форма корпуса сильно напоминала это хлебобулочное изделие. Но это только лишь внешняя оболочка грозного корабля. Он нужен, чтобы максимально снизить сопротивление водной среды. Внутри «скорлупы» располагается второй, особо прочный корпус уникальной конструкции. Такого не делал никто в мире.
Более всего он напоминает две положенные рядом друг с другом гигантские сигары, которые соединяются друг с другом посредством сразу трех сквозных переходов, которые расположены на носу, в центре и на корме. После этого не вызывает удивления тот факт, что самая большая атомная подводная лодка в свое время проектировалась самыми лучшими инженерами Союза.
Проще говоря, в одном внешнем корпусе расположены фактически две подлодки. Для удобства их именуют «левый борт» и «правый борт», подразумевая этим термином всю «сигару» целиком. Уникальность конструкции еще и в том, что «борта» полностью дублируют друг друга: турбины, двигатели, реакторы и даже каюты. Если на одной половине все откажет, пройдет утечка радиации или что-то подобное, экипаж переберется на вторую половину и сможет привести гигантскую субмарину в порт приписки. Да, самые большие подводные лодки России не имеют аналогов в мире.
Все, что находится на правой субмарине, обозначается нечетными цифрами. На левой — четными. Так делается для того, чтобы экипаж попросту не запутался. К слову говоря, всех моряков на борту также называют «специалистами левого» или «специалистами правого» бортов, то есть даже экипаж на лодке полностью продублирован.
Между двумя корпусами остается довольно значительное пространство, в котором располагается все важное оборудование, которое крайне необходимо защитить от воздействия высокого давления прочих негативных факторов среды. Да-да, эта подводная лодка (самая большая, кстати) даже ракеты имеет там: располагаются они между бортами «сигар» и в передней части рубки (точнее, перед ней). Это также уникальная отличительная черта, так как подобной компоновки ракетного вооружения вы не найдете больше ни на одной субмарине мира.
При этом «Акула» как бы «толкает» свое массивное вооружение перед собой. Важно! При погружении вода заполняет (!) пространство между бортами, а потому при движении оказывает огромное влияние на маневренность судна. Это позволяет не только сэкономить ресурс двигателей, но и... невероятно понизить показатели шумности.
Чем еще характерна эта подводная лодка? Самая большая — это хорошо, но американцы этих судов боятся совсем по другой причине.
Со времен появления субмарин более всего их экипажи боятся шума, который возникает при работе систем и механизмов. Шумы демаскируют корабль, выдают его вражеским ВМФ. «Акула» же со своим двойным корпусом стала чемпионом не только по размерам, но и по предельно низкому уровню издаваемого при работе шума. В одном случае результат и вовсе получился неожиданным... Где-то неподалеку от Шпицбергена самка кита долго кружила вокруг подлодки, принимая ее за своего кавалера.
Акустики, смеясь и шутя, записали на пленку ее любовные серенады. Кроме того, о корпуса «Акул» порой трутся косатки, издавая заинтересованные трели. Даже ихтиологи с мировым именем заинтересовались этим феноменом. Они пришли к выводу, что совокупность шумов двигателя и резонансных звуков масс воды, плещущихся внутри внешнего корпуса, как-то привлекает морских обитателей.
Конечно же, самая большая российская подводная лодка явно проектировалась не с целью обольщения китовых самок и игр с косатками, но эффект все равно получился крайне любопытным.
Даже по сравнению с надводными кораблями условия проживания на «Акулах» были просто немыслимо хороши. Пожалуй, разве что вымышленный «Наутилус» Жюля Верна мог потягаться с отечественной субмариной. Шутливо ее прозвали «плавучим отелем».
К экономии веса и габаритов при проектировании лодки не стремились, а потому экипаж проживал в роскошных каютах на два, четыре и шесть мест, которые были обставлены и вправду не хуже гостиничного номера. Спортивный комплекс также поражал воображение: огромный спортивный зал, множество тренажеров и беговых дорожек.
Четыре душевые и девять гальюнов также имеет далеко не каждый надводный боевой корабль. В сауне, стены которой были обшиты дубовыми досками, могли мыться до десяти человек. И даже бассейн в четыре метра длиной на борту также был. Что характерно: пользоваться всем этим богатством могли даже срочники, что для нашей армии вообще является чем-то немыслимым.
Западные страны просто панически боялись этих ракетоносцев. Разумеется, после развала Союза появилась куча «партнеров», которые сразу убедили правительство порезать на металл три уникальных корабля. Заложенный на верфях седьмой борт ТК-210 так и вовсе варварски растащили, решив не достраивать. Огромные суммы денег и титанический труд, которые народ СССР затратил на создание этих невероятных машин, были фактически выплеснуты в холодную воду Северного океана.
И утилизация прошла даже при том, что военные и конструкторы едва ли не умоляли создать на основе субмарин плавучие базы снабжения для северных городов. Увы, но сегодня службу продолжает нести только «Дмитрий Донской», который переделали под ракеты «Булава». Никакой опасности для США они не представляют. Крейсеры же ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» ожидают или утилизации, или столь же бессмысленной модернизации.
Как же американцы поступили со своими «Огайо»? Разумеется, их пилить никто не стал. Лодки проходят плановую модернизацию, их оснащают новыми крылатыми ракетами. Правительство США вовсе не намерено разбрасываться технологиями, на создание которых было потрачено столько времени и сил.
Класса "Акула" до сих пор является непобежденным рекордом СССР. Находясь в автономном плавании 120 суток, она с легкостью и незамеченно пересекала океаны, ей под силу разломать толстый арктический лед и поразить цели противника, в течение короткого времени выпустив весь боекомплект баллистических ракет. Сегодня найти ей применение не могут, а ее судьба туманна.
Развернувшаяся между СССР и США, требовала от обеих сторон достойных ответов на обоюдные вызовы. В 70-х годах Соединенные Штаты получили на вооружение корабль с водоизмещением 18,7 тонны. Скорость его составляла 200 узлов, в оснащение входило оборудование, совершавшее подводные пуски ракет с глубины от 15 до 30 метров. В ответ от советской науки и военно-промышленного комплекса руководство страны потребовало создания превосходящей техники.
В декабре 1972 года было выдано тактико-техническое задание на создание подводного крейсера с шифром «Акула» и номером 941. Начало работ стартовало с постановления правительства о начале разработки, проект поручили выполнить ЦКБ «Рубин». Реализация конструкторской мысли произошла в самом крупном эллинге мира - на заводе «Севмаш», закладка состоялась в 1976 году. При строительстве подлодки было сделано несколько технологических прорывов, один из них - агрегатно-модульный способ постройки, что существенно сократило сроки сдачи объекта. Сегодня этот метод применяется повсеместно во всех видах кораблестроения, но подводная лодка класса «Акула» была первой во всем.
В конце сентября 1980 года с верфи Северодвинска был спущен в Белое море первый подводный крейсер «Акула» проекта 941. По морской легенде или были, на носу подлодки, пока ее не спустили на воду, ниже ватерлинии, была нарисована оскалившая зубы акула, хвостом обвивавшая трезубец. После спуска в море рисунок исчез под водой и эмблему никто больше не видел, но народная память, падкая на символику и приметы, сразу дала название крейсеру - «Акула». Все следующие подлодки типа 941 получали то же название, а для членов экипажей была введена собственная символика в виде нашивки на рукаве с изображением акулы. В США крейсеру дали название «Тайфун».
Подводная лодка класса «Акула» по конструкции напоминает катамаран - два корпуса, каждый из них имеет диаметр 7,2 метра, расположены параллельно друг другу в горизонтальной плоскости. Герметичный отсек с модулем управления расположен между двумя главными корпусами, в нем находятся пульт управления и радиотехническое вооружение крейсера. Ракетный блок находится в передней части лодки между корпусами. Переходить из одной части лодки в другую было возможно по трем переходам. Весь корпус лодки состоял из 19 водонепроницаемых отсеков.
Проекта 941 («Акула») имеют в конструкции, у основания рубки, две всплывающие эвакуационные камеры вместимостью на весь действующий экипаж. Отсек, в котором разместился центральный пост, расположен ближе к корме крейсера. Титановая обшивка укрывает два центральных корпуса, центральный пост, торпедные помещения, остальная поверхность зашита сталью, на которую нанесено гидроакустическое покрытие, надежно скрывающее лодку от систем слежения.
Передние убирающиеся рули горизонтальной конструкции находятся в носовой части лодки. Верхняя рубка усилена и оснащена крышей округлого строения, способной взламывать прочное ледовое покрытие при всплытии в северных широтах.
На подлодки типа 941 устанавливались энергетические установки третьего поколения (их мощность составляла 100.000 л. с.) блочного типа, размещение было разведено на два блока в прочных корпусах, что уменьшило габариты ЯЭУ. При этом эксплуатационные качества были улучшены.
Но не только этот шаг сделал легендарными подводные лодки класса «Акула». Характеристики ГЭУ включали два водо-водяных ядерных реактора ОК-650 и две турбины парового типа. Все собранное оборудование позволило не только повысить эффективность всей работы подлодки, но существенно снизить вибрацию, а соответственно, улучшить шумоизоляцию корабля. Атомная установка вводилась в действие автоматически при исчезновении электрического питания.
Основное вооружение - твердотопливные баллистические ракеты «Вариант» (вес в корпусе - 90 т., длина - 17,7 м.). Дальность ракеты составляет 8,3 тыс. километров, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая из которых имеет мощность в 100 килотонн в тротиловом эквиваленте и индивидуальную систему наведения.
Старт всего арсенала боекомплекта подлодки может осуществляться единственным залпом с коротким интервалом старта между единицами ракет. Запуск боекомплекта производится из надводного и подводного положения, максимальная глубина на старте составляет 55 метров. Проектные характеристики предусматривали боекомплект в 24 ракеты, впоследствии уменьшенный до 20 единиц.
Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.
При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).
Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью - более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название - «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом - проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.
Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.
Экипаж подводного крейсера в основном комплектовался офицерами, мичманами. Старший офицерский состав размещался в двух- и четырехместных каютах оборудованных телевизором, умывальником, системой кондиционирования воздуха, шкафами для одежды, письменными столами и пр.
Матросы и младший офицерский состав получили в распоряжение удобные кубрики. На подводной лодке условия для жизни были более чем комфортными, только корабли этого класса оборудовались залом для спортивных занятий, бассейном, солярием и сауной. Чтобы не слишком отрываться от реальности в длительном походе, был создан живой уголок.
За весь период строительства подлодок типа 941 было принято на вооружение ВМФ шесть крейсеров:
Атомные подлодки класса «Акула» были сведены в одну дивизию, базой для них служит Западная Лица (Мурманская область). Реконструкция бухты Нерпичья была окончена в 1981 году. Для базирования крейсеров типа 941 были оборудованы причальная линия, пирсы со специальными возможностями, построен уникальный кран грузоподъемностью 125 тонн для погрузки ракет (не введен в эксплуатацию).
На сегодняшний день все имеющиеся в наличии атомные подводные лодки класса «Акула» находятся в порту приписки в законсервированном виде, решается их дальнейшая судьба. Подлодка «Дмитрий Донской» была модернизирована под боевое снаряжение «Булава». По сообщениям в СМИ, в 2016 году планировалось утилизировать недействующие экземпляры. Сообщений о реализации плана не было.
Гигантская подводная лодка проекта 941 «Акула», до сих пор является уникальным вооружением, единственным крейсером, способным нести боевое дежурство в Арктике. Они почти неуязвимы для противолодочных подлодок, находящихся на вооружении США. Также ни один потенциальный противник не имеет технических авиационных средств для обнаружения крейсера под толщей льда.
Статье требуется доработка наждачкой
Статье требуется доработка по причине: Карточка, вводный абзац, содержание, оформление .
Проект 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) - советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН). Разработаны в одном из ведущих советских предприятий в области проектирования подводных лодок, в конструкторском бюро «Рубин», в городе Санкт-Петрбург. Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Атомные подводные лодки проекта 941 - самые большие в мире и до сих пор одни из самых мощных.
В декабре 1972 года, было выдано тактико-техническое задание, на проектирование, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.
ТК-208 является первой построенной подлодкой данного типа. Она была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года. Ее выход на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском корабля на воду, в носовой части было нанесено изображение акулы. Потом нашивки с акулой начали появляться и на форме экипажа. Хоть проект и был начат позже, чем американский проект, крейсер все равно вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было построено и спущено на воду 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был сделан.
Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив:
«Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система - «Тайфун» имеется и у нас».
Брежнев не просто так назвал «Акулу» «Тайфуном», он сделал это, для того чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16000 тонн.
27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты - выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён одновременный пуск 20 ракет Р-39.
Серге́й Ники́тич Ковалев (15 августа 1919, Петроград - 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) - генеральный конструктор советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалер четырёх орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), кавалер ордена Октябрьской Революции (1979), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР - с 1981), доктор технических наук.
Сергей Никитич Ковалёв родился 15 августа 1919 года в городе Петрограде.
В 1937-1942 годах обучался в Ленинградском кораблестроительном институте. Из-за Великой Отечественной Войны закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте.
В 1943 году, после того как закончил институт, был распределен на работу в Центральное конструкторское бюро № 18 (позже стало называться Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). В 1948 году был переведен в СКБ-143 на должность помощника главного конструктора. C 1954 года становится главным конструктором парогазотурбинной лодки проекта 617.
С 1958 года является Главным (впоследствии Генеральным) конструктором атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения проектов 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ и 941. На «Севмаше» только по проектам Ковалева, было построено 73 подводные лодки. В общей сложности по всем проектам Ковалева было построено 92 подводные лодки.
Сергей Никитич Ковалев умер в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни.
Почетные звания
Ордена и медали
Премии
Энергетическая установка подводных лодок была выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в двух разных, укрепленных корпусах. Реакторы были оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения, а также для контроля состояния реакторов, подлодка была оснащена импульсной аппаратурой. Также при проектировании в ТТЗ был включен пункт об обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).
Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально построен совершенно новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире. Корабли этого проекта обладают большим запасом плавучести - более 40 %. В полностью погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» - «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.
На «Акулах» членам экипажа обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок условия для проживания. За небывалый комфорт «Акул» прозвали «плавучей гостиницей», а моряки называют «Акулу» «плавучим Хилтоном». При проектировании подлодок проекта 941, по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда размещена в обшитых пластиком под дерево 2-местных, 4-местных и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.
На «Акуле» имеется и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело–тренажерами и гребными тренажерами, беговыми дорожками. Правда, кое-что из этого не работало уже с самого начала. Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.
Название | Заводской номер | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Текущий статус |
---|---|---|---|---|---|
ТК-208 «Дмитрий Донской» | 711 | 17 июня 1976 | 23 сентября 1980 | 12 декабря 1981, 26 июля 2002 (после модернизации) | Модернизирован по проекту 941УМ. Переоборудован под новую БРПЛ «Булава». |
ТК-202 | 712 | 22 апреля 1978 (01 октября 1980) | 23 сентября 1982 (24 июня 1982) | 28 декабря 1983 | В 2005 году разделан на металл при финансовой поддержке США. |
ТК-12 «Симбирск» | 713 | 19 апреля 1980 | 17 декабря 1983 | 26 декабря 1984, 15 января 1985(в состав СФ) | В 1998 году исключён из состава ВМФ. 26 июля 2005 года доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы». Утилизирована |
ТК-13 | 724 | 23 февраля 1982 (5 января 1984) | 30 апреля 1985 | 26 декабря 1985 (30 декабря 1985) | 15 июля 2007 американской стороной подписан контракт на утилизацию. 3 июля 2008 года в док-камере на «Звёздочке» была начата утилизация. В мае 2009 году разделан на металл. В августе 2009 года шестиотсечный блок с реакторами переведен из Северодвинска на Кольский полуостров в губу Сайда для долговременного хранения. |
ТК-17 «Архангельск» | 725 | 24 февраля 1985 | август 1986 | 6 ноября 1987 | Из-за отсутствия боекомплекта в 2006 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации. |
ТК-20 «Северсталь» | 727 | 6 января 1987 | июль 1988 | 4 сентября 1989 | Из-за отсутствия боекомплекта в 2004 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации. |
ТК-210 | 728 | - | - | - | Не закладывался. Готовились корпусные конструкции. Разобраны в 1990 году. |
ТК-208 «Дмитрий Донской» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула», вооруженный баллистическими ракетами, предназначен для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника. Модифицирован по проекту 941УМ. Оснащён ракетным комплексом «Булава» с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. «Дмитрий Донской» - самый быстрый из всех кораблей серии, он на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941 «Акула»
Дата | Событие |
---|---|
16 марта 1976 | |
25 июля 1977 | |
29 декабря 1981 | |
9 февраля 1982 | |
Декабрь 1982 | Переход из Северодвинска в Западную Лицу |
1983-1984 | Пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19 в состав которого входит Р-39 (советская твердотопливная баллистическая ракета подводных лодок) |
3 декабря 1986 | Занесена на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей Военно-Морского флота |
18 января 1987 | Занесена на Доску почета передовых частей и кораблей МО СССР |
Август 1988 | Испытание по программам «Грунт» и «Россыпь» |
20 сентября 1989 | Перешла в Северодвинск на «Севмашпредприятие» на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У |
1991 | Сворачивание работ по проекту 941У |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
1996 | Возобновление работ по проекту 941УМ |
1989-2002 | Проведена модернизация по проекту 941УМ |
7 октября 2002 | Присвоено наименование «Дмитрий Донской» |
26 июня 2002 | Выход со стапелей |
30 июня 2002 | Начало швартовых испытаний |
26 июля 2002 | Повторно введена в состав Северного флота |
2008 | Проведен ремонт и модернизация на ОАО ПО «Севмаш» |
Сентябрь 2013 | Сообщалось о планах пусков МБР Р-39 «Булава» с «Дмитрия Донского» для подтверждения технических характеристик ракеты |
9 июня 2014-19 июня 2014 | Выход с территории ОАО ПО «Севмаш» в море |
21 июля 2014 | Вернулась на территорию Беломорской Военно-Морской базы после проведения государственных испытаний РПКСН 955 «Борей» и К-551 «Владимир Мономах» |
30 Августа 2014 | Вместе с ПЛАРК К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» и МПК-7 «Онега» проекта 1124М «Альбатрос» вышел в Белое море |
Технические характеристики ТК-208 «Дмитрий Донской» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 27 узлов (50 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 320 метров |
400 метров | |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 165 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 турбины по 45000 л/с |
ТК-202 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Второй корабль из этой серии.
Дата | Событие |
---|---|
02 февраля 1977 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
25 июля 1977 | Отнесена к подклассу тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения (ТРПКСН) |
28 декабря 1983 | Вступление в строй Военно-Морского флота СССР |
18 января 1984 | Включена в состав Северного флота |
28 апреля 1986 | Попадание в трал рыболовецкого судна |
20 сентября 1989-1 октября 1994 | Средний ремонт в городе Северодвинск на ФГУП «Звёздочка» |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
28 марта 1995 | Выведена из боевого состава Военно-Морского флота и поставлен на отстой в губе Нерпичья, в городе Заозерск |
2 августа 1999 | Отбуксирована в город Северодвинск |
1999-2003 | Находилась в городе Северодвинске на ФГГП «Звездочка» в ожидании разделки на металл |
2003-2005 | Разделана на металл. Реакторные отсеки отбуксированы на отстой в губу Сайда |
Технические характеристики ТК-202 | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 25 узлов (46,3 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 400 метров |
Предельная глубина погружения | 480 метров |
Автономность плавания | 180 суток |
Экипаж | 160 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 150 МВт 2 гребных вала по 50 тыс лс на валу |
ТК-12 «Симбирск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Третий корабль из этой серии.
Дата | Событие |
---|---|
19 апреля 1980 | |
21 мая 1981 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
17 декабря 1983 | Спущена на воду |
22-25 августа 1984 | Первый выход в море в рамках заводских ходовых испытаний |
13-22 ноября 1984 | Государственные испытания с испытанием ракетного комплекса |
27 декабря 1984 | Вступление в строй Военно-Морского флота СССР |
28-29 декабря 1984 | Осуществила переход к месту постоянного базирования в губу Нерпичья (Западная Лица) |
12-18 июня 1985 | Перешла из губы Нерпичья в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» |
7 августа-3 сентября 1985 | |
4-10 сентября 1985 | Испытания отдельных функций навигационного комплекса в акватории Белого моря |
21 сентября-9 октября 1985 | Выполнена поход в высокоширотные районы |
4-31 июля 1986 | Проведен межпоходовый ремонт на «Севмашпредприятии» |
1-18 августа 1986 | Выполнила программу расширенных акустических испытаний |
Август-сентябрь 1986 | Первый из кораблей этого проекта совершил поход на Северный полюс |
1987 | Присвоено звание «Отличный корабль» |
27 января 1990 | Выведена в резерв 1-й категории для предстоящего ремонта |
9 февраля 1990 | Пришла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта |
10 апреля 1990 | Выведена в резерв 2-й категории из-за проведения операции по перегрузке активных зон реактора |
Ноябрь 1991 | |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
1996 | Выведена в резерв. Поставлен на прикол в губе Непричья |
2000 | Исключена из состава Военно-Морского флота |
Ноябрь 2001 | Получила неофициальное название «Симбирск» |
Июль 2005 | Отбуксирована из пункта постоянного базирования в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы» |
Июнь-апрель 2006 | С борта корабля утилизировано отработавшее ядерное топливо |
2006-2007 | Разделана на металл. Реакторные отсеки были загерметизированы, спущен на воду и отбуксирован для длительного хранения в губу Сайда |
Технические характеристики ТК-12 «Симбирск» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 27 узлов (50 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 320 метров |
Предельная глубина погружения | 380 метров |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 168 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тысяч л.с. |
ТК-13 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Четвертый корабль из этой серии.
Дата | Событие |
---|---|
23 февраля 1982 | Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) |
19 января 1983 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
30 апреля 1985 | Спущена на воду |
26 декабря 1985 | Подписание приемного акта об вступлении подлодки в строй |
15 февраля 1986 | Включена в состав Северного флота с постоянным базированием в губе Непричья |
Сентябрь 1987 | Подлодку посетил Генеральный Секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев |
1989 | Завоеван приз ГК Военно-Морского флота по ракетной подготовке |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
1997 | Выведена из боевого состава Военно-Морского флота |
15 июня 2007 | Подписан контракт на утилизацию |
Технические характеристики ТК-13 | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 27 узлов (50 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 320 метров |
Предельная глубина погружения | 400 метров |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 165 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тыс. л.с. |
ТК-17 «Архангельск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Пятый корабль из этой серии.
Дата | Событие |
---|---|
9 августа 1983 | Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) |
3 марта 1984 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
12 декабря 1986 | Спущена на воду |
12 декабря 1987 | Прибыла в постоянное место базирование в губу Нерпичья (Западная Лица) |
19 февраля 1988 | Включена в состав Северного флота |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
17 июня 2001 | Убыла в город Северодвинск для ремонта |
18 ноября 2002 | Присвоено наименование «Архангельск» |
2002 | Окончен ремонт на «Севмашпредприятии» |
15-16 февраля 2004 | На подлодке в море вышел В. В. Путин с сопровождающими его лицами |
26 января 2005 | Выведена из состава сил постоянной готовности |
Май 2013 |
Технические характеристики ТК-17 «Архангельск» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 25 узлов (46,3 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 400 метров |
Предельная глубина погружения | 480 метров |
Автономность плавания | 120 суток |
Экипаж | 180 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 172 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тысяч л.с. |
ТК-20 «Северсталь» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Шестой корабль из этой серии.
Дата | Событие |
---|---|
12 января 1985 | Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) |
27 августа 1985 | Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота |
11 апреля 1989 | Спущена на воду |
19 декабря 1989 | Подписан приемный акт о вступлении в строй |
28 февраля 1990 | Включена в состав Северного флота |
Июнь 1990 | Приняла участие в учениях по определению демаскирующих факторов |
3 июня 1992 | Отнесена к подклассу ТАПКСН |
11 октября 1994 | Убыла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта |
3-4 декабря 1997 | Заняла первое место на СФ по ракетной подготовке |
1998 | Заняла первое место на СФ по борьбе за живучесть |
20 июня 2000 | Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом присвоено наименование «Северсталь» |
2001 | По итогам года была объявлена лучшей подлодкой Северного флота |
29 апреля 2004 | Выведена в резерв |
2008 | Находилась в резерве до принятия решения об утилизации или перевооружении |
Май 2013 | Принято решение об утилизации |
Технические характеристики ТК-20 «Северсталь» | |
---|---|
Надводная скорость плавания | 12 узлов (22,2 км/ч) |
Подводная скорость плавания | 25 узлов (46,3 км/ч) |
Рабочая глубина погружения | 400 метров |
Предельная глубина погружения | 480 метров |
Автономность плавания | 180 суток |
Экипаж | 160 человек |
Надводное водоизмещение | 23200 тонн |
Подводное водоизмещение | 48000 тонн |
Наибольшая длина | 173,1 метра |
Наибольшая ширина | 23,3 метра |
Высота | 26 метров |
Силовая установка | 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт 2 турбины по 45 тысяч л.с. |
ТК-210 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Планировалась к закладке в 1986 году на Севмаше под заводским номером 728. Должна была стать седьмым кораблём в серии, однако из-за договора по ОСВ-1 строительство было отменено, а уже готовые корпусные конструкции были разобраны на металл в 1990 году.
У Военно-Морского флота США на вооружении находится только одна серия стратегических лодок, которые относятся к третьему поколению - «Огайо». Всего подлодок типа «Огайо» было построено 18, из них 4 были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». Первые атомные подводные лодки этой серии вступали в строй одновременно с советскими «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последующей модернизации, в том числе и с шахтами, запасом места и со сменными стаканами, на них используется один тип баллистических ракет - Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и их числу «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».
«Огайо», в отличие от проекта 941 «Акула» предназначены для боевых дежурств в открытом океане в тёплых широтах, в том случае, когда «Акулы» часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников Военно-Морского флота США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.
Предшественники «Акул» - подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США - в зоне действия мощных противолодочных соединений, к тому же им приходилось преодолевать противолодочный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.
В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные ракетные войска стратегического назначения.
После принятия в боевой состав Военно-Морского флота СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула», США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023-2026 годов.
3-4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта атомных подводных лодок «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около атомной подводной лодкой «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка Военно-Морского флота США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.
«Ты лжец, Нам-Бок, ибо все знают, что железо не может плавать»
/Джек Лондон/
Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей. Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.
Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее.
Размеры корабельных механизмов просто Огромны. Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).
Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы. «Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.
Причина данного парадокса очевидна:
Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.
В случае с 11 000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11 000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент - 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.
Якорь подводного ракетоносца пр. 941 "Акула"
Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора "Нью-Джерси"
Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!
Большая разница
В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. Субмарины сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.
Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки. О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.
Малышка С-189 на фоне "Мистраля"
Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет. Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен ВОВ* и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.
*даже сравнительно «свежая» С-189 постройки 1950-х годов создана на базе трофейного немецкого «Электробота»
Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:
Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабе
Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».
Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).
В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»)
А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».
Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же - «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!
Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».
При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра немногим больше, чем у «обычных» подводных лодок - около 11 метров. Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ. Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда. Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.
Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой !
Можно долго восхищаться акульим видом:
"Акула" и один из РПКСН семейства 677
Современный РПКСН проекта 955 "Борей" на фоне исполинской рыбины
Погрузка 90-тонной "кузькиной матери"
Всего в боекомплект лодки входило 20 твердотопливных БРПЛ Р-39
Огайо
Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» - неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?
Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.
Убийца авианосцев
Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (в/и наводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).
Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.
Для того, чтобы разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.
"Батон" и Акула
Два "батона"
Щука-Б
Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное до появления американских АПЛ типа «Сивулф».
Но, вы не подумайте, что Щука-Б так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).
В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона». Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.
Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» - непревзойденным подводным киллером типа «Лос-Анджелес» требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).
Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?!
Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести. Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.
В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса. Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.
Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме. Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».
Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).
Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов)
Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные "кольца" - не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)
Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок. Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» - целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.
Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы, традиционно, ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.
Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А лодки по-прежнему огромны.
Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа "Сивулф"
Транспортировка вырезанных реакторных отсеков АПЛ
Новейшая российская многоцелевая АПЛ К-329 "Северодвинск" (принятие в состав ВМФ запланировано на 2013 год).
На заднем плане видны две проходящие утилизацию "Акулы"
Во время холодной войны, в 70-е годы между СССР и США началась очередная гонка за то, кто первый овладеет атомным подводным флотом. Наличие подобного дало бы значительное преимущество той или иной стороне. И именно благодаря упорству конструкторов, подгоняемых военными силами, на свет родилась самая большая подводная лодка .
Американцы утвердили свои позиции за счет атомного ракетного крейсера под названием «Огайо», который в наличии имел около 24 ракет с ядерными боеголовками. Это заставило взяться российских умельцев за более мощный проект, получивший название 941 «Акула», однако иностранные СМИ окрестили его «Тайфун».
До сих пор подлодка, ставшая самой большой в мире, считается наиболее успешным и масштабным проектом, что когда-либо был реализован на территории СССР. Она имела в себе 19 отсеков, каждый из которых был доступен для посещения. Предусмотрено было даже всплытие в невероятно холодных условиях, то есть из-подо льда, что объясняет мощные уплотнение рубки и ее хорошо продуманную защиту.
Самая большая атомная подводная лодка не зря получила такое звание, ведь в длину занимает свыше 173 метров. Наиболее ярким примером, приводимым для соотношения размеров, является футбольное поле. В длину «Тайфун» занимает две такие спортивные площадки. Но впечатлить успел и своим водоизмещением – более 50 тысяч тонн, а это в два раза больше, чем у «Огайо» созданного американскими мастерами.
Сопоставимы они были лишь в скорости – 24 узла могла развить и та, и та подлодка в максимальных своих потугах. Касательно автономности «Огайо» точных данных нет, но вот русское творение могло находиться в водах мировых океанов не менее полугода, без дозаправки и потребности пополнять запасы провизии. Все было включено и предусмотрено.
В движение «Тайфун» приходил лишь благодаря двум ядерным реакторам, которые вырабатывали необходимую энергию для соответствующих каждой из них турбин. Экипаж, обслуживающий корабль, состоял из 150 людей, значительная часть которых была офицерами. Для них были созданы наилучшие условия – обширные каюты на две или четыре персоны. Персональные небольшие кубрики и помещения имели матросы. Стоит учесть, что даже в них, в каждом имелись свои умывальники и телевизоры. Большую часть времени экипаж проводил за вахтой, а в свободные периоды имел возможность отправиться в спортзал, посетить сауну или бассейн, которыми внутри была обустроена подлодка.
В случае тревоги и поступившего указания о том, что боевые действия разрешены, враг мог бы ощутить на себе поочередный взрыв двух десятков ядерных ракет, которые без труда бы превратили в одно сплошное выжженное место сразу несколько прибрежных Американских штатов. Именно из-за этого некогда «Акула» была переименована в «Тайфун». Стоит учесть, что кроме ракет обшитая сталью лодка так же имела в своем распоряжении около трех десятков торпед.
Изготовлено в рамках проекта 941 было, начиная с 1976 по 1988 год, ровно шесть таких подводных конструкций, каждая из которых до сих пор пригодна для действий. Трое эксплуатируются, две находятся в запасе и одна позволяет проводить испытания новых разрабатываемых орудий.