Робин Гуд – реальная личность или миф

09.05.2019

Как говорилось в известной французской комедии – «Даже если Фантомаса не существует — придумай его». До сих пор доподлинно неизвестно, существовал ли прототип у самого знаменитого преступника Франции, созданного на страницах писателей Пьера Сувестра и Марселя Алена.

Но речь не о нем, а о том, что люди во все времена верили, что со злом обязательно должен бороться смельчак, который не побоится бросить вызов суровой действительности и защитит бедных и обездоленных. Иногда такие герои действительно существовали, а иногда кто-то, опасаясь быть пойманным, совершал ратные подвиги против государства под маской кого-то другого, придуманного, чтобы отвести подозрение. Наверно, одна из самых больших загадок находится в Великобритании. И ее имя – Робин Гуд.

Робин Гуд-одна из величайших легенд этой страны. Падший дворянин, которому помогала банда преступников, живших в Шервудском лесу и грабивших богатых, чтобы дать бедным, в то же время бросая вызов коррумпированному шерифу и королю, который, по мнению многих, не имел права править Англией. Но что нам о нем известно? И существует ли он вообще? Попробуем разобраться.

Его легенда были жива на протяжении веков, потому что он является вневременным символом благородного, бескорыстного человека, который принес свое собственное понятие справедливости для людей. В данном случае Робин Гуд представляет собой устранение дисбаланса между имущими и неимущими (отметим, что Ноттингем от этого только выиграл – тысячи туристов ежегодно приезжают в этот город, чтобы прикоснуться к легенде).

Преступник или спаситель?

Легенда о Робин Гуде восходит к средневековым временам, причем самые старые ссылки встречаются не в исторических хрониках, а просто как замечания и пометки в различных писаниях. С начала 13-го века несколько английских судей по всей стране ссылались в своих письменных записях на имена «Robinhood», «Robehod» или «Rabunhod». В данном случае, скорее всего, имеет место быть обобщенному имени для всех беглецов и преступников. Тем не менее, первое упоминание о предполагаемом историческом Робин Гуде можно найти в хронике, написанной около 1420 года. Там также впервые упоминается «Lytil John», который стал всем известен, как помощник Робин Гуда – Маленький Джон.

Более раннее (но от этого не совсем точное) упоминание встречается в работе шотландского летописца Джона Фордуна, написанной между 1377 и 1384 годами. В источнике упоминается 1266 год – за год до этого между королем Генрихом II и аристократом Симоном де Монфором произошел конфликт, в результате которого последний хотел свергнуть короля. Тогда-то и возник знаменитый убийца Роберт Гуд, а также Маленький Джон вместе со своими сообщниками из числа лишенных наследства (по разным причинам).

Со временем появилось много баллад и рассказов о характере Робина Гуда, но ни одна из них не дает единого описания этого человека, что он на самом деле сделал. Некоторые из этих баллад связывают Робина с исторической фигурой Роберта Гуда из Уэйкфилда, который, как Шервудский герой, возможно, был агентом короля Эдуарда IIпосле Ланкастерского восстания 1322 года. Другие рассказы говорят, что Робин Гуд был на самом деле Робином Локсли, дворянином из Йоркшира, который потерял все свои земли и богатства в результате интриг местных властей. Однако все еще открыт вопрос – когда же (хотя бы теоретически) существовал Робин Гуд? При каком короле он жил и «работал»?

XVI век ознаменовался тем, что легенда о Робин Гуде получила историческую обстановку – конец 12 века, а именно 1190-е годы, когда король уехал сражаться в крестовых походах. Рассказы обрастали новыми подробностями, например, недальновидным и жалким новым королем Джоном, который правил Англией, пока Ричард отсутствовал, появляется и злой Шериф Ноттингема. Викторианская эпоха даже сделала Робина национальной фигурой, саксонцем, ведущим своих собратьев против Нормандских захватчиков.

Почему Ноттингем?

По сей день Ноттингем – в частности, Шервудский лес — является духовным домом Робина Гуда, но для этого нет реальной причины; хотя во многих балладах, составленных на протяжении веков, есть ссылки на Ноттингем и Шервуд. Однако реальные причины нам неизвестны. Но вот интересная деталь — в Англии есть два Локсли- к северо-западу от города Шеффилд находится небольшая деревушка по имени Локсли, которая издавна ассоциировалась с легендами о Робине Гуде и о гостинице Робин Гуд, построенной в 1799 году, будучи попыткой эксплуатировать эту славу.

Также есть еще один Локсли в Уорикшире, недалеко от Стратфорд-на-Эйвоне, и здесь некоторые историки проследили путь Робин Гуда к предку одного из нормандских захватчиков, которые пришли с Вильгельмом Завоевателем и поселились там.

Тем не менее, Ноттингем всегда будет территорией Робин Гуда, и город привлекает сотни тысяч туристов со всего мира каждый год, стремящихся увидеть, среди прочего, знаменитый 1000-летний крупный дуб, называемый домом Робина Гуда в Шервудском лесу.

Сейчас, по прошествии стольких веков трудно сказать, действительно ли Робин Гуд существовал, или это был игра воображения угнетенного властью народа, желавшего верить в чудо? Объединение различных традиций, исторических персонажей и романтических идеалов свелись в одну картинку под названием Робин Гуд, благородный разбойник. И закончить можно цитатой из той же знаменитой французской комедии: «- Мне бы хотелось, чтобы он действительно существовал, и чтобы ты его встретила.
-Я тоже. Ты думаешь, я его боюсь? Меня восхищает этот человек».


С самого детства героем для многих был и остается Робин Гуд (англ. Robin Hood (а не «good» — «хороший»; «hood»- «капюшон», имеет смысл «скрывать (накрыть капюшоном)», «robin» может переводиться как «малиновка») - благородный предводитель лесных разбойников из средневековых английских народных баллад, согласно им Робин Гуд действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема — грабил богатых, отдавая добытое беднякам.
Более шести столетий живет легенда о благородном разбойнике, а личность прототипа этих баллад и легенд не установлена.
В издании поэмы Уильяма Ленгленда «Пахарь Пирс», (1377 г.), есть ссылка на «стихи о Робине Гуде». Современник Ленгленда Джеффри Чосер в «Троилусе и Кризейде» упоминает «заросли орешника, где гулял веселый Робин». Более того, в «Рассказе о Геймлине», который был включен Чосером в «Кентерберийские рассказы», также изображен герой-разбойник.

Было установлено несколько реальных исторических личностей , которые могли послужить прототипом легендарного Робина. В реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы значится имя Роберта Гуда, по прозвищу Домовой, о котором сказано, что он скрывался от правосудия. Примерно в это же время возникло народное движение под руководством сэра Роберта Твинга — повстанцы совершали набеги на монастыри, а награбленное зерно раздавали бедным. Однако имя Роберт Гуд было довольно распространенным, поэтому ученые более склоняются к версии о том, что прообразом Робина Гуда был некий Роберт Фитцуг, претендент на титул графа Хантингдонского, который родился приблизительно в 1160 году и умер в 1247-м. В некоторых справочниках эти годы даже фигурируют как даты жизни Робина Гуда, хотя письменные источники того времени не содержат упоминаний о мятежном аристократе по имени Роберт Фитцуг.

Кто был королем во времена Робина Гуда? Датировка исторических событий осложняется еще и тем, что в различных вариантах легенды упоминаются разные английские монархи. Один из первых историков, занимавшихся этой проблемой, сэр Уолтер Боуэр, считал, что Робин Гуд был участником восстания 1265 года против короля Генриха III, которое возглавил королевский родственник Симон де Монфор. После поражения Монфора многие из повстанцев не разоружились и продолжали жить, как герой баллад Робин Гуд. «В это время, — писал Боуэр, — знаменитый грабитель Робин Гуд… стал пользоваться большим влиянием среди тех, кто был лишен наследства и объявлен вне закона за участие в восстании». Главное противоречие гипотезы Боуэра состоит в том, что большой лук упоминаемый в балладах о Робине Гуде, еще не был изобретен во времена восстания де Монфора.

В документе 1322 года упоминается «камень Робина Гуда» в Иоркшире. Из этого следует, что баллады, а может быть, и сам обладатель легендарного имени были к этому времени уже хорошо известны. Склонные искать следы подлинного Робина Гуда в 1320-х годах обычно предлагают на роль благородного разбойника Роберта Гуда — арендатора из Уэйкфилда, который в 1322 году участвовал в восстании под предводительством графа Ланкастерского. В подтверждение гипотезы приводятся сведения о том, что в следующем году король Эдуард II посетил Ноттингем и взял к себе на службу в качестве камердинера некоего Роберта Гуда, которому выплачивалось жалованье в течение последующих 12 месяцев.

Если взять за отправную точку упоминание о короле Эдуарде II, то получается, что герой-разбойник совершал свои подвиги в первой четверти XIV века. Однако, по другим версиям, он появляется на исторической сцене как отважный воин короля Ричарда I Львиное Сердце, правление которого пришлось на последнее десятилетие XII века - именно эта версия в художественном изложении Вальтера Скотта, в настоящее время пользуется наибольшей популярностью. С тех пор как 1819 году Вальтер Скотт использовал образ Робин Гуда в качестве прототипа одного из персонажей романа «Айвенго», благородный разбойник продолжает оставаться популярным героем детских книг, кино и телевидения.

В одном из наиболее полных сборников английских баллад, опубликованных Фрэнсисом Чайлдом в XIX веке, насчитывается 40 произведений о Робине Гуде, а в XIV веке, их было всего четыре:

В первой новелле Робин одалживает деньги и своего верного оруженосца Маленького Джона обедневшему рыцарю, чтобы отомстить жадному аббату.



Во второй — хитростью заставляет ненавистного шерифа из Ноттингема пообедать c ним олениной, которую разбойники добыли в вотчине стража порядка — Шервудском лесу.


В третьей — Робин узнает переодетого короля Эдуарда, который инкогнито приезжает в Ноттингем, чтобы расследовать нарушения закона местными правителями, и поступает к нему на службу.


художник Daniel Content Published by Rand McNally & Co ~ 1928


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

В четвертой - заключительной части баллады, опубликованная в 1495 году, повествует о возвращении Робина к разбойному промыслу и предательстве настоятельницы Кярклейского аббатства, которая доводит его до смерти кровопусканиями, когда он приезжает к ней в монастырь полечиться.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917

В ранних балладах нет упоминаний о девице Марианне, возлюбленной Робина. Впервые она появляется в поздних версиях легенды, возникших в конце XV века.


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932:


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Гигант по прозвищу Маленький Джон присутствует в отряде разбойников уже в первоначальных вариантах легенды,


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

А брат Так (бродячий монах, веселый толстяк), появляется в значительно более поздней версии. Да и сам Робин из йомена (свободным крестьянина) со временем перевоплотился в знатного изгнанника.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Известна также ассоциация Робина Гуда с Робином Добрым Малым (англ. Robin Goodfellow), или Паком (англ. Puck) — лесным духом в фольклоре фризов, саксов и скандинавов.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что Робин Гуд есть «чистое создание народной музы». И, по словам М. Горького -"...поэтическое чувство народа сделало из простого, может быть, разбойника героя, почти равного святому" (предисловие к сб. "Баллады о Робин Гуде", Пг. 1919, стр. 12).


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

БАЛЛАДА О РОБИН ГУДЕ
(пер. И. Ивановского)

О смелом парне будет речь,
Он звался Робин Гуд.
Недаром память смельчака
В народе берегут.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917

Еще он бороду не брил,
А был уже стрелок,
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог.

Но дом его сожгли враги,
И Робин Гуд исчез -
С ватагой доблестных стрелков
Ушел в Шервудский лес.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

Любой без промаха стрелял,
Шутя владел мечом;
Вдвоем напасть на шестерых
Им было нипочем.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Там был кузнец, Малютка Джон -
Верзила из верзил,
Троих здоровых молодцов
Он на себе возил!

Исторический прототип Робин Гуда

Вот уже 600 лет ученые ломают голову над тем, откуда же взялся всемирно-известный герой баллад, предводитель лесных разбойников Робин Гуд, а вернее - с кого он был срисован, и существовал ли он на самом деле. Как минимум четыре самые распространенные версии в равной степени доказывают существование Робина, да только спорят по поводу прототипов. Так, например, родившийся в 1290 году Роберт Гоуд (он же Гуд или Ход) жил во времена правления английского короля Эдуарда II. В 1322 году Роберт стал слугой графа Ланкастерского. Граф поднял восстание против короля и был, казнен, владения его перешли в государственную казну, а участники восстания объявлены вне закона. И тогда Роберт скрылся в Шервудском лесу, организовав преступную группировку с миссией выбивать деньги из богачей - дворян и королевских угодников. Также в одном историческом документе сказано, что этот самый Роберт с 24 марта до 22 ноября 1324 г. работал швейцаром при дворе Эдуарда II - так что у него был шанс раскаяться, получить прощение и поступить на королевскую службу. Но к тому времени, когда это можно было сделать, Роберт Гоуд уже был тяжело болен, и в 1346 г. скончался в Кирклейском монастыре от кровопотери.

Другая несколько похожая по хронологии событий легенда гласит, что Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля - об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г., найденном в Лондонском общественном архиве. В документе также прописано, что шериф Йорка завладел имуществом сбежавшего «Робин Гуда», однако в казну деньги не передал, а через год объявил в розыск, называя его «преступником и злодеем нашей земли». Чуть позже разбойника нашли и казнили.

В еще одной распространенной версии о загадочном Робин Гуде подчеркивается, что тот был из сословия йоменов (свободный ремесленник) из деревни Локсли, одержимый жаждой справедливости и склонный к различным незаурядным играм. Множество альтернативных версий, где говорится, что Робин якобы являлся старшим сыном графа Хантингтонского, опровергает тот факт, что барды скорее стали бы сочинять баллады и воспевать не графского сына, а социально близкого им крестьянина, помогающего беднякам.

И, наконец, по четвертой современной версии считается, что Робин Гуд жил во времена Ричарда I, Иоанна I и Генриха III, т.е. в конце XII — середине XIII веков. Поскольку герой долгое время находился вне закона и очень прославился своими подвигами, вскоре каждого пятого разбойника стали нарицать «Робин Гудом». Дела всех Робин Гудов суммировались, из чего складывались баллады и легенды.

Большинство исторических источников разделяются на два направления, по которым можно установить, по крайней мере, эпоху Робин Гуда. Одни полагают, что Робин появился при короле Эдуарде II или Эдуарде III (1307-1377 гг.), другие склонны считать, что он был современником Ричарда Львиное Сердце (1189-1199 гг.). Ясным остается одно: Робин Гуд - образ собирательный, скроенный из баллад и легенд разного времени и разных поколений.

Герой средневековой Англии

Неподалеку от города Ноттингема простирался Шервудский лес. Через него проходил проложенный еще римлянами Великий Северный Тракт — одна из главнейших дорог Северной Англии. В XI веке после завоевания Англии норманнами, новые правители жестко притесняли англосаксов и относились к ним с нескрываемым презрением. Достаточно сказать, что управляющие страной короли Нормандской и Анжуйской династии ни слова не знали из языка коренных обитателей Англии.

Англосаксы, разумеется, бунтовали - многие из них уходили в леса, создавая там банды для самозащиты. Главарем одной из таких банд и стал Робин Гуд. Его банда состояла из сотни доблестных вольных стрелков - борцов за идею. Некоторые стали такими же бессмертными фигурами в фольклоре, как и сам Робин Гуд. Например, заместитель атамана, здоровый громила по прозвищу Малютка Джон, коего Робин победил в знаменитом бою на палках у речного брода. А также тучный монах Тук - большой любитель выпить, закусить и подраться. И другие весьма колоритные персонажи - такие как Уилл Статли-Скарлетт, менестрель Алан-о-Дэйл, возлюбленная Робин Гуда Мэрион. Все они носили зеленые плащи и были отличными лучниками, «славными парнями», которые боролись за экономическую справедливость, отнимая деньги у монахов и землевладельцев и отдавая их нуждающимся.

Чтобы жить в лесу, надо чем-то питаться, а значит - охотиться. В средневековой Англии такая деятельность наравне с грабежом считалась преступной, вплоть до того, что браконьер, подстреливший оленя, обрекал себя на публичное повешение. Более мелкая дичь каралась пропорционально ее размеру - скажем, за кролика могли просто отрубить руку. Вся обитающая в лесу дичь принадлежала только королю, никто не имел права без разрешения там охотиться. Угодья короля охраняли специально назначенные лесничие, называя разбойников «наглой чернью», и старались отловить браконьеров при любом удобном случае.

Однажды Епископ решил прогуляться по Шервуду и наткнулся в лесу на банду Робина, где те беззаботно жарили оленину. Епископ не сразу понял, что перед ним - знаменитые разбойники, которых так давно разыскивает шериф, и приказал своим стражникам схватить браконьеров. Любители повеселиться от души, Робин и его друзья, принялись разыгрывать из себя простых холопов, умоляя о пощаде. Когда же забава Робину надоела, он подал знак, и к ним на подмогу примчалась остальная шайка. Епископа взяли в заложники и заставили отплясывать джигу вокруг большого дуба. С тех пор этот дуб назывался «Епископский», а многие баллады рассказывают о королевских лесничих как об извечных врагах Робин Гуда.

Впрочем, лесничие не имели той власти, какой располагал шериф Ноттингемский, т.к. в средневековой Англии шериф являлся весьма значительной фигурой, сродни губернатору. Назначенный лично королем, шериф осуществлял всю военную, полицейскую, административную и судебную власть в графстве. Также он собирал налоги, часть из которых самовольно забирал себе. Король, разумеется, об этом не знал, а вот крестьяне и аристократия воспринимали его как своего естественного врага. Не говоря уже о преступниках из отряда Робин Гуда, которые измывались над чиновником как только могли.

Как-то раз шериф приказал повесить трех сыновей старухи-вдовы за то, что они подстрелили оленя в королевском лесу. Этот случай послужил Робину очередным поводом повеселиться. Переодевшись в одежду простого ремесленника, он поспешил в Ноттингем - на площадь, где должны были казнить браконьеров. Буквально за секунду до казни Робин затрубил в свой рог, на зов которого тут же прискакали все его друзья, отбив заключенных.

Шериф ничего не мог поделать с «проклятым разбойником». Как-то раз он даже пожаловался королю, пеняя на свое бессилие. Король дал ему мудрый совет - прибегнуть к хитрости, на что шериф придумал «коварное» мероприятие. Он объявил состязание по стрельбе из лука, в котором победитель получает стрелу из чистого золота. Как ни странно, Робин купился на нехитрый трюк и уже собирался отправиться в Ноттингем, когда Малютка Джон посоветовал ему сменить свой зеленый плащ на разноцветный. Приехавшего в таком наряде Робина шериф не узнал, позволив разбойнику благополучно выиграть состязание и скрыться в лесу вместе с золотым луком.

Очень часто в балладах повествуется о том, как Робин и банда вытряхивали мошну из жирных аббатов и монахов. Делалось это неспроста, ведь церковь тогда была крупнейшим землевладельцем и драла с крестьян три шкуры.

И все же, почему говорят, что Робин был славным парнем? Он не питал лютой ненависти к дворянам и помогал даже им, если они оказывались в беде. Например, одному рыцарю пришлось заложить свое поместье местному аббату, и когда пришло время уплаты долга, он отправился в аббатство просить об отсрочке. Повстречавшись на дороге через Шервуд с Робином, который уже собирался ограбить его, рыцарь рассказал печальную историю о своей ситуации. Робин Гуд, приняв того за благородного человека, дал ему денег расплатиться с долгом, а остальная шайка поверх усыпала его подарками.

Даже в балладах существовало понятие бумеранга - добро от судьбы за сотворенное кому-то добро. Однажды на лесной дороге Робин Гуд повстречался с королем, который, по приданиям, «возвращался инкогнито из Крестового похода». То ли в схватке с королем, то ли в разговоре с ним, Робин сумел очаровать монарха настолько, что тот, вдоволь нахлебавшийся от шайки, простил им все прегрешения и принял к себе на службу.

Любовь и смерть Робин Гуда

В каждой истории должно быть место для любви, даже если это легенда о разбойнике и негодяе. Изначально лозунгом Робин Гуда и его единомышленников было не «грабить и убивать всех подряд», а только злых и зажиточных граждан, сделавших капитал путем воровства. Женщин это не касалось - они ни в коем образе не подвергались надругательствам или унижениям со стороны шайки. Однажды при очередном «налете» Робин повстречал Мэрион - знатную и непорочную девушку - и сразу полюбил ее. Долгое время выдавая себя за графа, Робин Гуд добивался ее расположения. Их чувства оказались взаимными, но вскоре герою пришлось вернуться в Шервуд к своим друзьям. Опечаленная разлукой Мэрион переоделась в мужское платье и отправилась искать возлюбленного. Случайно парочка повстречалась на лесной дороге, где Робин в темноте принял ее за богатого путника и решил обчистить. Мэрион также не узнала в грабителе своего суженого и принялась лихо защищаться. Робин Гуд был приятно удивлен такой активной атакой и предложил заключить мир. Вскоре недоразумение разъяснилось, и они счастливо зажили в лесу.

Подвиги Робин Гуда и его разбойников еще какое-то время продолжали шокировать королевство, однако через несколько лет, как сказано в балладах, энергичный и веселый герой почувствовал недомогание. Драться ему уже было не по плечу, руки ослабели. Поскольку в те времена медицины еще не было, он решил обратиться за помощью в Кирклейский монастырь, обитательницы которого славились искусством «отворять кровь». В средние века это считалось чуть ли не единственным и лучшим средством от любых тяжких болезней.

Монахини, то ли из злого умысла и заговора, либо из обычной неосмотрительности, выпустили из жил Робина столько крови, что он остался едва жив. Окончательно поняв, что ему пришел конец, Робин затрубил в свой рог, и Малютка Джон примчался за ним. С помощью верного друга герои возвращаются в лес, Робин Гуд в последний раз натягивает тетиву и пускает золотую стрелу, завещав похоронить себя там, где она упадет. Так, по легенде, с достоинством и смирением Робин ушел из жизни в мир иной.

После завершения истории Робин Гуда в Англии еще долго существовал майский праздник в его честь, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством.

О благородном разбойнике Робин Гуде написано множество стихов, повестей и баллад. Но вот был ли он реальной личностью, или всего лишь красивой легендой? По этому поводу давно идут исторические споры.

Кто был прототипом Робина Гуда?

Вероятно, самым ранним источником, повествующим о деяниях этого героя, является «Баллада о Робин Гуде», написанная в конце XIV столетия. Гордый, бесстрашный разбойник из Шервудского леса грабит богатых, помогает бедным, наказывает злых и жадных…
Позднее имя Робина Гуда начинает появляться и в других источниках. Например, в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера упоминается о «зарослях орешника, где гулял веселый Робин».
Современные исследователи считают, что прототипами Робина Гуда могли быть сразу несколько исторических личностей.
Так, в реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы встречается имя Роберта Гуда по прозвищу Домовой. Как сообщают источники, он вступал в конфликты с законом. Кроме того, приблизительно к тому же времени относится возникновение повстанческого движения во главе с сэром Робертом Твингом. Известно, что повстанцы грабили монастыри, забирали оттуда запасы зерна и раздавали беднякам.
Еще один кандидат на роль Робина Гуда - Роберт Фитцут. Легенда гласит, что Фитцут родился в аристократической семье, жил примерно с 1160 по 1247 год и устраивал мятежи, дабы завоевать якобы положенный ему по праву титул графа Хантингтонского. Во всяком случае, даты жизни Фитцута совпадают с датами жизни Робина Гуда, как они указаны в некоторых источниках. Однако в официальных архивах упоминаний о Роберте Фитцуте не найдено. Робина Гуда, однако скептики указывают на то, что современные записи не упоминают о мятежном дворянине по имени Робин Фитзут.

Кто был королем Робина Гуда?

Помимо проблем, связанных с временем происхождения историй о Робин Гуде, различные источники рассказывают нам о различных королях. Первый историк, Вальтер Боуэр уверенно поместил Робина Гуда в восстание 1265 года против короля Генриха Ш, которое возглавил его Симон де Монфор, зять короля. После его поражения во время битвы при Эвешеме большинство восставших остались в армии и вели примерно такую жизнь, которая описана в балладах о Робин Гуде. «В то время, - писал Вальтер Боуэр – известный разбойник Робин Гуд выступил среди тех, кто был лишен наследства и выслан за участие в восстание. Эти люди воспевали свои подвиги в романсах, представлениях и отрывках». Основной загвоздкой в рассуждениях Боуэра является наличие лука, который так часто встречается в балладах о Робин Гуде. Он еще не был изобретен во времена восстания Симона де Монфора.
Документ, датированный 1322 годом, рассказывает о «камне Робин Гуда» в Йоркшире. Предполагается, что баллады – не человек – были уже хорошо известны к этому времени. Те, кто разместил бы настоящего Робина Гуда именно в этом временном отрезке, предполагает, что Робин Гуд, владелец Уэйкфилда, принимавший участие в восстании графа Ланкастера, был прототипом мятежного героя. На следующий год, указыват они, король Эдуард II посетил Ноттингем и взял себе на службу придворным камердинером некоего Робина Гуда. Жалованье ему выплачивалось следующие 12 месяцев или до его увольнения, «поскольку он не мог больше работать». Это свидетельство прекрасно представлено в третьей истории «Маленького жеста Робина Гуда»
Упоминание о короле Эдуарде II поселяет героя разбойников в первой четверти 14 века. Но по другим версиям Робин Гуд появляется как сторонник короля Ричарда Львиное Сердце, который правил в последнем десятилетии 12 века, и противник брата Ричарда и его преемника Джона Безземельного – так он был назван за потерянные во Франции территории.

Вымышленные истории.

Что наиболее очевидно в Робин Гуде –это развитие легенды о нем. В ранних балладах нет упоминания о Мэриан, любимой девушке героя. Она впервые появляется в конце 15 столетия, когда фольклорные песни и танцы становятся популярными в майские праздники. Огромный малыш Джон вместе с Робином Гудом в самом начале, но отец Тук появляется в последней балладе, когда он окунает Робина в бурный поток. Настоящий Робин гуд простой йомен, позднее он превращается в мятежного дворянина.
Существует так много противоречивых дополнений к легенде о Робине Гуде, что маловероятно, что когда-нибудь будет найден настоящий герой. Большинство ученых в настоящее время согласны с тем, что он представляет собой тип – герой разбойник – который был описан в балладах, передаваемых из поколения в поколение с 1300-х годов. Рассказчики вплетают в свои рассказы разнообразные противоречивые истории и реальных людей и превращают все это в историю о человеке, который, возможно, никогда не существовал. Как писал один профессор: «Робин Гуд – это порождение музы», изобретение неизвестных поэтов, которые хотели прославить обычного человека, который искал справедливости против давления знати и богатства. Именно это прославило его и сделало героем баллад:
Он был добрым разбойником
И делал много добра беднякам
И за это Господь пощадил его душу.

Существует также версия о том, что Робин Гуд был одним из воинов короля Ричарда Львиное Сердце. Тот правил Англией в последнем десятилетии XII века. Однако упомянутый монарх почти не бывал в своей державе, проводя время в заграничных военных походах. А похождения Робина Гуда разворачиваются именно в Англии.
Прототипом Робина Гуда мог стать и некий арендатор из Уэйкфилда, в 1322 году принявший участие в восстании графа Ланкастера. Данная версия подтверждается документальными сведениями о том, что в 1323 году английский король Эдуард II, побывав в Ноттингеме, принял к себе на службу камердинером человека по имени Роберт Гуд. В «Балладе о Робин Гуде» приведены похожие факты.
Историки считают, что если Робин Гуд действительно существовал, то свои подвиги он совершал в первой четверти XIV века. Это как раз совпадало с эпохой правления Эдуарда II.

Человек в капюшоне

Большинство исследователей все же склонны считать, что Гуд – это прозвище, а не фамилия. Hood (Гуд) в переводе с английского означает «капюшон». Это традиционный элемент одежды всех средневековых разбойников. Кстати, это слово могло обозначать сразу несколько головных уборов: капюшон, чепец, башлык, клобук, шлем - главное, чтоб он защищал всю голову… А еще у термина есть переносное значение: «скрывать». Отсюда и выражение «hoodlum» – «головорез», «хулиган» (ведь честным людям не требуется закрывать лицо и голову, если они не воины). Таким образом, под Робином Гудом понимался человек скрытный и с хулиганскими замашками…
Итак, вероятнее всего, образ Робина Гуда является собирательным. Притесняемая властями и богачами беднота мечтала о народном герое, который сражался бы за справедливость, защищая права самых обездоленных.

Могила разбойника

Как ни странно, у мифического персонажа есть своя могила, рядом с которой даже установлен памятник Робин Гуду. Находится она близ аббатства Кирклесс в Западном Йоркшире.
Как гласит легенда, больной Робин Гуд приехал к аббатисе монастыря, прослышав, что она весьма сведуща в лекарском ремесле. Но та оказалась лояльной к преследовавшим разбойника властям и решила, напротив, ускорить его кончину. Женщина пошла на хитрость: сделала так, что Робин потерял слишком много крови, а чтобы пациент этого не заметил, пропускала кровь через кувшин с дыркой.
Поняв, что конец близок, Робин Гуд завещал похоронить себя там, где упадет выпущенная им стрела. Стрела упала примерно в 650 метрах от монастырской сторожки, где, по преданиям, разбойника настигла смерть. Там и устроили мемориал.
Между тем исследователь Ричард Рутерфорд-Мур сомневается в том, что Робина Гуда могли похоронить именно в этом месте. Поэкспериментировав с луком и стрелами средневекового образца, он заключил, что стрела, пущенная из окна сторожки, могла отлететь от него самое большее на 5 метров. А архивы свидетельствуют о том, что в XVIII веке в процессе прокладки труб рядом с пресловутой сторожкой обнаружили останки неизвестного мужчины. Может, это и были кости Робина Гуда? Но где они теперь – никому неведомо.

Ученые до сих пор не сошлись во мнении, существовал ли в действительности разбойник Робин Гуд. Есть версия, что легенды о благородном разбойнике — отзвуки древних языческих культов лесных существ. Сторонники этой гипотезы приводят в доказательство одно из прозвищ кельтского божка Пака, всегда разгуливавшего со свитой не очень добрых духов. Этого Пака называли Robin Goodfellow (Робин Славный Малый). Однако сегодня мифологическое происхождение Робина Гуда большинством историков не рассматривается всерьез. Полусотня дошедших до нас легенд и преданий о лесном разбойнике не содержит ничего фантастического. Образы Робина Гуда и его сподвижников предельно приземленные, они наделены множеством черт реальных людей.

Почти не вызывает споров период возникновения робингудовских легенд. Впервые упоминание о том, что народ распевает баллады о страшном разбойнике Робине Гуде встречается в поэме Уильяма Ленгленда, датированной 1377 годом. Так что возникли баллады о Робине, видимо, в XIV веке.

Как это ни покажется странным современному читателю, ни легендарный Робин Гуд, ни его возможный исторический прототип никак не могли встретиться с Ричардом Львиное Сердце и даже быть современниками знаменитого короля-крестоносца. Знакомство разбойника и монарха придумано в середине XVIII века, а популяризировал его Вальтер Скотт. Шотландский романист не очень заботился об исторической достоверности своих книг, но сила его таланта вот уже 200 лет заставляет читателей верить, что Робин Гуд жил в XII веке. «Зацементировали» это мнение многочисленные последователи сэра Скотта, заставлявшие Робина и Ричарда встречаться на страницах книг, киноэкранах и мониторах компьютеров.

Шайка Робина Гуда

На самом деле, Робин Гуд мог жить и разбойничать только спустя минимум век после царствования Ричарда. Лишь в XIII веке в Англии появились соревнования по стрельбе из лука — неизменная деталь баллад о Робине Гуде. Активный член шервудской банды, брат Тук в преданиях называется «фриаром», то есть членом нищенствующего монашеского ордена. Такие ордена появились в Англии только через несколько десятилетий после смерти Ричарда Львиное Сердце.

Получается, что если реальный Робин Гуд и существовал, то он мог жить между серединами XIII и XIV веков. Есть ли претенденты на звание прототипа шервудского разбойника, жившие в это время? Оказывается, есть, причем не один.

Чаще всего в качестве «настоящего» Робина Гуда называют некоего Роберта Хоуда. Некоторые русскоязычные сторонники этой версии, нарушая современные правила транскрибирования английских имён собственных, предпочитают писать фамилию Hode как «Гоуд» или даже «Гуд». Но фонетические уловки в качестве аргументов в историческом споре вряд ли выглядят убедительно. Ничто в биографии Роберта Хоуда не указывает на его увлечение разбоем.


Предполагаемая могила Робина Гуда

Он родился в 1290 году в семье лесничего Адама Хоуда, жившего неподалеку от городка Уэйкфилд на севере Англии. В 1322 году граф Уоррен, хозяин Хоуда примкнул к восстанию герцога Ланкастера против короля Эдуарда. Мятеж потерпел поражение, его главарей казнили, а рядовых участников объявили вне закона. Дом Роберта Хоуда, где его жена Матильда уже растила нескольких детей, конфисковали власти. В 1323 году Эдуард II посетил с визитом Ноттингем, а несколько месяцев спустя имя Роберта Хоуда на пару лет появилось в списках королевских слуг. В ведомости от 22 ноября 1324 года говорится: «По повелению Его Величества короля выдать Роберту Хоуду, бывшему гвардейцу, 5 шиллингов ввиду того, что он более не служит во дворце». Умер Хоуд в 1346 году. Эта биография легко сочетается с одной из баллад, в которой Эдуард II, переодетый аббатом, гостит у Робина Гуда в Шервудском лесу, прощает всех разбойников и берет их на свою службу. Однако всё это может быть не более чем совпадением.

Про другого соискателя звания прототипа Робина Гуда известно еще меньше. Имя некоего Робина Хода встречается в 1226 году в судебных протоколах города Йорка. Там сказано, что имущество этого человека общей стоимостью 32 шиллинга и 6 пенсов было конфисковано, а его самого объявили вне закона. Дальнейшие следы Робина Хода теряются, причем вовсе необязательно, что в Шервудском лесу.

Наконец, третий претендент имеет дворянское происхождение. Звали его Роберт Фитзут граф Хантингтонский. Единственным поводом для назначения отпрыска древнего рода главарём разбойничьей шайки является могильный камень недалеко от аббатства Кирклис, где, по преданию, умер Робин Гуд. Знаменитый лучник завещал похоронить себя там, куда упадет последняя стрела, выпущенная им из лука. И вот в середине XVIII века грянула сенсация: найдена могила Робина Гуда. Некий Уильям Стукелей, врач, масон и историк-любитель, в своей книге «Paleographica Britannica» написал, что шервудский разбойник принадлежал к роду графов Хантингтонских. В качестве доказательства он приводил надпись на могиле возле аббатства Кирклис. Она гласила: «Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Таких преступников, как он и его люди, Англия никогда не увидит вновь».


Робин Гуд и Малыш Джон

Камень этот увидеть можно и сегодня, хотя он и находится на территории частного владения. Правда, разглядеть надпись практически невозможно — она почти полностью стерлась. Подлинность её, да и самой могилы, уже в XIX веке вызывала большие сомнения: текст написан не на староанглийском, а на языке XVIII века, «состаренном» с помощью грубых ошибок. Еще большие подозрения вызвала дата смерти в конце надписи: «24 kal: Dekembris, 1247». Если использовать формат римского календаря, принятый в Англии XIII века, то получается «за 23 дня до декабря». Ни одной надписи с подобным написанием даты не известно. Современные ученые считают, что и надпись, и камень — подделка XVIII века.

Кстати, происхождение Робина Гуда из деревни Локсли, ставшее особо популярным после фильма «Робин Гуд: принц воров» никем всерьез не рассматривается. Это название не упоминается ни в балладах о Робине Гуде, ни в документах, связанных с его возможными прототипами. Впервые Локсли упомянул как место рождения графа Хантингтонского Джозеф Ристон в 1795 году, отстаивая теорию о дворянском происхождении лучника. Чем он при этом руководствовался, не понятно.


Шериф Ноттингемский

Вполне возможно, что у Робина Гуда и вовсе нет конкретного известного историкам прототипа. Может быть, жил в XIII веке в Шервудском лесу веселый и удачливый грабитель, каких в Англии того времени было множество. Он несколько раз помог знакомым крестьянам, и рассказы об этом, обрастая всё новыми подробностями и домыслами, превратились в народные предания. По крайней мере, несколько друзей и врагов Робина Гуда, известных по балладам, имеют явно легендарное происхождение.

Из всей шервудской шайки только Маленький Джон оставил некие материальные следы. Дербиширская деревня Хейзерсейдж с гордостью именует себя родиной ближайшего друга Робина Гуда. На местном кладбище вам с готовностью покажут его могилу, правда, уже с современной каменной плитой без указаний даты смерти. Когда в 1784 году это погребение вскрыли, то нашли скелет настоящего великана. Это убедило всех, что могила подлинная: ведь Джона прозвали Малышом в шутку, по легенде, он был семи футов росту (213 сантиметров). В судебных документах XIV века удалось также найти упоминание о некоем Джоне Ле Литтле, грабившем народ в окрестностях Уэйкфилда. Но это вряд ли можно считать ещё одним доказательством реальности существования Маленького Джона, ведь прозвище, даваемые по росту, не редкость.


Робин Гуд и Дева Мэриан, 1866. Картина Томаса Фрэнка Хэфи

Следы остальных соратников Робина Гуда можно отыскать только в фольклоре. Некоторые из его друзей не фигурируют в ранних версиях легенд, они стали членами шайки уже в позднем Средневековье. Примерно тогда же у Робина Гуда появилась возлюбленная. Имя Мэриан не упоминается в народных балладах, зато этот персонаж традиционно присутствовал на народных майских праздниках в качестве Королевы мая. Где-то в XV веке героем этих гульбищ, обычно проводившихся на опушке леса, стал и Робин Гуд. Как было не составить чудесную парочку? Остальное — дело рук литераторов и кинематографистов.

Происхождение извечных противников Робина Гуда тоже довольно туманное. Шериф Ноттингема, конечно, существовал, но ни в одной из легенд не упоминается его имя. Так что острую личную неприязнь к шервудскому разбойнику могли испытывать сразу десяток королевских чиновников, сменявшихся на этом посту в течение нескольких веков. Жестокий рыцарь Гай Гизборн, носивший вместо плаща конскую шкуру, — фигура легендарная. В начале тысячелетия о нём существовали отдельные предания, а в конце XV века он всплыл в балладах о Робине Гуде.


Епископский дуб

Кем на самом деле были герои и антигерои Шервудского леса, сегодня доподлинно знает только огромный дуб, стоящий в чаще у перекрестка больших дорог. Ему больше тысячи лет, еще в XIX веке для огромных ветвей пришлось сделать специальные подпорки. По преданию, именно под этим исполином Робин Гуд заставил танцевать пойманного епископа. С тех пор дерево так и называют: Епископский дуб. Было это на самом деле или нет — загадка.