Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: формирование новых знаний (1-й урок).
Цель урока: Создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся правописания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Формы работы: фронтальная,индивидуальная, работа в паре.
Планируемы результаты:
Научатся:
Получат возможность научиться:
Предметные:
Метапредметные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Личностные
Ресурсы урока: Русский язык: учебник для 2 класса, 2 часть/ В.П. Канакиной. – 3-е изд. М.: “Просвещение”,2011г.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
компьютер, презентация “Разделительный мягкий
знак”, карточки задания для учащихся,
схема-памятка для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.).
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, то мы знаем и умеем работать.
Присаживаемся. Проверим посадку.
Открыли тетради, отступили одну строчку вниз от предыдущей работы и записали число, на следующей строчке классная работа. Посмотрите на слайд и запишите прописными буквами.
Слайд 2.
На полях с помощью простого карандашаизобразите ваше настроение: солнышко, тучку или солнышко, спрятанное за тучкой. Если у вас хорошее настроение – нарисуйте солнышко, если вам грустно – тучку нарисуйте, а если вы серьезны, изобразите солнышко, спрятанное за тучкой.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте.Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
Лес, лось, жар, жарь,
Мол, моль, кон, конь.
Да, сегодня будем писать ь. Вспомните, как пишется ь, из каких элементов он состоит?
Посмотрите на слайд, вы видите прописные буквы? мягкий знак, один ь пишется после согласного в конце слова, второй – в середине, запишите по образцу ь от начала строки до конца.
Подчеркните самую красивую букву ь .
Молодцы, вы все постарались при написании этой буквы.
III. Актуализация знаний (создание условий для возникновения у учеников потребности в учебной деятельности на основе ранее полученных знаний) (5 мин.).
Ребята, что вы знаете о букве мягкий знак? Какая особенность этой буквы?
Какую работу выполняет в русском языке мягкий знак?
Посмотрите на слайд, прочтите слова.
декабрь, мебель, коньки, январь, ноябрь
Ребята, а что это за слова?
А почему вы так решили?
Какие надо запомнить буквы в данных словах?
Что объединяет эти слова?
Посмотрите на слайд, проверьте, верны ли ваши предположения.
Какую роль здесь выполняет мягкий знак?
IV. Формирование новых знаний и умений (постановка проблемного вопроса) (7 мин).
Поработаем в парах.Посмотрите на экран, перед вами таблица, прочитайте слова в ней. Что объединяет эти слова?
Слайд 6 (1).
У вас на столе лежат жёлтые карточки с такими же словами. Ваша задача, попытаться разделить данные слова на две группы, показывая направление слов стрелочками.
Проверим, правильно ли вы расставили стрелочки.
Слайд 6 (2).
Поднимите руки, у кого все стрелки правильно расставлены. У кого была одна ошибка. Кто не справился совсем. Объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы? Докажите.
Возникали ли какие проблемы при выполнении данного задания?
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Слайд 7.
Какие цели стоят перед нами на уроке?
V. Открытие нового знания (7-8 мин.).
Обратили внимание на слайд, прочитайте слова.
Слайд 8 (1).
Солю (воду) солью (воду).
Сравним написание и произношение слов. Какой буквой они различаются?
Какое имеет значение каждое это слово?
Сколько букв и звуков в слове солю , а в слове солью ?
Прочитайте слова с правой стороны и с левой стороны по слогам, послушайте, как они звучат. –Что мы можем сказать о втором слоге в этих словах.
– Какими звуками обозначены гласные буквы, находящиеся во втором слоге?
– Как вы думаете, почему буква ю в слове солью обозначает два звука?
– Посмотрите, между какими буквами стоит ь ?
Предположите, какая роль у мягкого знака в слове солью?
Сделайте вывод, каким может быть мягкий знак.
Слайд 8 (2).
На письме после согласной буквы “эль” перед гласной буквой ю пишется мягкий знак, который в русском языке называется разделительным мягким знаком.
Обратимся к учебнику с.32, найдите сведения о языке, прочитайте самостоятельно.
Прочитайте вслух, пожалуйста.
Попытаемся создать схему, в каких же случаях пишется разделительный мягкий знак?
Обратимся к слайду, правильно ли мы сказали.
Прочитайте слова, скажите, какими звуками обозначены буквы е, ё, я, и, ю, стоящие после мягкого знака?
Молодцы, ребята, вы справились, вы получили такую же схему-сигнал, как и на слайде. Эту схему вы можете вклеить в тетрадь-памятку.
Физкультминутка. (Для глаз, спины).
VI. Первичное закрепление (4-5 мин).
Ребята, обратимся к упражнению 52. Прочитайте задание самостоятельно. Прочитайте вслух. Что необходимо сделать в упражнении?
Определить, перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак. Списать слова. Подчеркнуть одной чертой разделительный мягкий знак, двумя чертами – буквы, перед и после которыми он пишется.
Давайте выполним это упражнение у доски. Вы записываете слова, диктуя по слогам, определяя какими звуками обозначены буквы, стоящие после мягкого знака.
Какую роль здесь играет знак?
Ребята, правильно ли выполнено задание на доске? Оцените с помощью “Ладошки”.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 мин).
А теперь поработаем самостоятельно.Внимание на слайд.
Слайд 10 (1).
Зверьки, листья, борьба, друзья, соль, здоровье, пальто, веселье, ночью.
Даны слова, прочитайте их. Ребята, у вас на столе карточки синего цвета с такими же словами. Возьмите их. Послушайте задание.
Спишите только те слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Подчеркните те буквы, которые указывают, что мягкий знак является разделительным. Используйте схему-памятку, которые вы получили.
Ребята, всем задание понятно? Если да, то выполняем.
Взгляните н слайд. Проверьте, всё ли верно написано. Оцените себя: если все слова выписаны правильно – поднимите зелёный цвет, если не верно 1-2 слова – поднимите жёлтый цвет, если больше? поднимите красный цвет.
Физкультминутка.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.).
Посмотрите на доску, вы видите картинки.
Проговорите название картинок про себя. Попытайтесь понять, в каких словах пишется разделительный мягкий знак. Выпишите их.
Найдите в выписанных словах буквы, обозначающие два звука, напишите, какие звуки они обозначают. Попытайтесь выполнить самостоятельно.
Всемзадание понятно? Выполняйте.
Проверим вашу работу на слайде.
Если все правильно, крестик на верхней черте, если одно слово неверно, крестик посередине, если написано 1 слово или слова со смягчающим мягким знаком, поставьте крестик на нижней черте.
IX. Рефлексия деятельности.
Ребята, а теперь немного поиграем, я вам читаю предложение, если вы согласны, то вы поднимаете зелёный цвет сигнала, если нет – то красный.
Приготовились.
Молодцы! Почти все справились с заданием. На следующем уроке мы продолжим работать с данной темой.
X. Итог урока.
Что узнали нового о Ь знаке?
Где стоит разделительный мягкий знак?
Что было легко? Что было трудно на уроке?
Какое задание было самым интересным?
Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
-Изобразите в тетради на полях свое настроение с помощью солнышка, тучи, или солнышка скрывшегося за тучкой.
Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно?
Оценим вашу работу на уроке. У тех, кто при выполнении всех заданий получал высший балл получает пятёрки.
У тех, кто при выполнении всех заданий были недочеты, неточности получает четверки.
У тех, кто при выполнении заданий были ошибки, удовлетворительно.
Домашнее задание.
Учитель: Запишите домашнее задание на выбор, оно написано на слайде (на выбор).
Записать слова, вставляя пропущенные слоги. Подчеркнуть разделительный мягкий знак (с.32) упр. 53.
Объясни, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Записать любое слово по памяти.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В парах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.
Класс) является сложной для понимания и усваивается далеко не всеми учащимися прочно и надолго. В данной статье доступно и подробно описывается порядок изучения правила по написанию слов с разделительным "ь", а также приведены примеры заданий для закрепления полученных умений и навыков.
Изучение темы целесообразно разбить на этапы:
Правило: "Разделительный "ь" следует писать внутри слов после согласных букв перед гласными я,е, ю, ё, и".
Для прочного запоминания правило необходимо оформить в виде опорной таблицы.
Для закрепления изученного используем следующие упражнения:
1.Записываем слоги с разделительным ь и без него под диктовку.
Ню, нье, пя, рье...
2. Тренируемся произносить слова с разделительным мягким знаком. Чистоговорки:
Ткач ткёт ткани на платье Татьяне.
На дороге Дарья Увидала Марью. Дарья Рада Марье. Марья Рада Дарье.
Пословицы:
Уменьем города берут.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
[л’ис’тй’а] - листья
[ноч’й’у] - ночью
Я белю стены. - К новому белью пришили пуговицы.
Голодный зверь всегда лют. - Дожди осенью часто льют.
Рады дорогому гостю. - Приглашай сюда нашу гостью.
5. Образовываем прилагательные:
бык - бычья;
собака - собачья;
ворона - воронья;
лиса - лисья.
6. Упражняемся в образовании слов с разделительным мягким знаком по образцу:
друг - друзья;
воробей - воробьи;
стул - стулья.
7. Образовываем отчества от имён собственных по образцу:
Юра - Юрьевич, Юрьевна;
Илья - Ильч, Ильинична;
Валера - Валерьевич, Валерьевна.
8. Находим и подчёркиваем в текстах слова с разделительным мягким знаком.
9. Распределяем в 2 столбика слова с мягким знаком. В первый записываем слова с разделительным мягким знаком, в которых "ь" будет обозначать мягкость согласного, во второй - разделять согласный и гласный.
10. Записываем с комментированием и разгадываем загадки:
Вокруг вода, но с питьём беда. (Море).
Кто осенью а весной встаёт? (Медведь.)
11. Самостоятельное составление учащимися небольших словарных диктантов, которые будут содержать слова на изученное правило.
Пример: сидел у огонька, вьют воробьи, по сучьям деревьев, играют у ручья, осыпается хлопьями, затянуты льдом, пение соловья, птичьи крики, пьют воду.
12. Читаем текст и записываем его по памяти:
Птичья дружная семья носит сучья для жилья. Солнышко пригреет - справит новоселье.
13. Читаем, записываем и объясняем значение словосочетаний:
черепашьим шагом
наши меньшие братья
Выполняя предложенные упражнения дети закрепят полученные знания и навсегда запомнят, как пишутся слова с разделительным мягким знаком.
Разделительный мягкий знак: вьюга, бьтся, воробьи и т.д. Разделительный твердый знак: подъезд, въезжать, объект и т.д. В русском языке Ъ – только разделительный, а вот Ь может обозначать еще и повелительное наклонение глагола (поешь), и 2 лицо единственного числа (видишь).
Разделительный мягкий знак присутствует в таких словах:
Разделительный твердый знак присутствует в таких словах:
Итого: 60 таких слов.
Примеры слов с разделительными Ь (мягким знаком): колье, поместье, бульон, медальон, крестьянин, воробьи, соловьи, вьют.
Примеры слов с разделительными Ъ (твердым знаком): предъявить, объявить, подъезд, съезд, двухъярусный, адъютант, изъявить, предъявить, въезд, съел.
Примеры слов с разделительными мягким знаком:
Сосулька, деревья, компьютер, печенье, жилье, здоровье, веселье, батальон, павильон, вьет, шьет, медальон, стекольный, листья, вьюнок, вьющийся
Примеры слов с разделительными твердым знаком:
Подъезд, съезд, сверхъестественный, разъяренный, съесть, съябедничать, съемный, разъемный, разъем, съехаться, объявление, объявить, изъян
При должной практике, можно быстро и безошибочно определять в каких случая необходимо писать Ь или Ъ.
Разделительный мягкий знак может быть в корне слова: компьютер, вьюнок, подьячий, пьедестал, бурьян, каньон, бульон;
между корнем и суффиксом слова: соловьиное пение, воробьиный хвост;
между суффиксом и окончанием слова: лягушачья кожа, волчьего логова;
Разделительный твердый знак, как правило, пишется после русских приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед корнем с начальными буквами е, ю, я : подъезд, съжился, предъюбилейный, отъявленный.
Этот знак разделяет корни в сложных словах с начальными двух-, трех- четырех- при условии, что второй корень опять-таки начинается с букв е, ю, я: трехъязычный, двухъярусный, четырехъярдовый.
В иноязычных словах с элементами аб-, ад-, ин-, интер-, кон-, контр-,суб-, транс- напишем Ъ:
субъект, инъекция, дизъюнкция, адъюнкт, конъектура.
Разделительный твердый знак пишется в словах перед гласными е, ю, я в случаях после приставки – съездить, разъярил, съежился, объяснить, объездной, съел. Также в сложных словах, после слоа двух – трех. Например, трехъярусный, двухъэтажный, двухъжелтковое (яйцо) и т. д.
Написание разделительного мягкого знака отличается тем, что писать его нужно не после приставки, а может даже входить в корень. Например, ожерелье, соловьи, колье, волчьи, печенье, платье, льет, пьет, бьет и т. д.
Мягкий знак пишется как разделительный в середине слова или как смягчающий в конце (мышь, тишь, дичь, дочь, лось, гвоздь), приведем примеры разделительного:
веселье, статьи, клочья, сучья, ничья, тряпье.
Теперь примеры разделительного твердого знака:
Подъезд, разъезд, въезд, объел, объявление, изъян.
Разделительный мягкий знак (Ь), например, в словах: пьет, рьяно, Вьетнам, вьюга, Ньютон, Нью-Йорк, пасьянс, Обь;
разделительный твердый знак в словах (Ъ): объявление, разъединение, съехали, подъезд, конъюктура, конъюктивит, объект.
Мягкий знак между двумя согласными. Разделяет согласные буквы
письмо, больница, косьба, резьба.
мягкий знак разделяет согласную и гласную буквы
варенье, до свиданья.
твердый знак разделяет согласную и гласную буквы
объявление, необъятный.
Много слов. В любом тексте найдется пара слов с мягким или твердым знаками.
Разделительный ь мягкий знак: банька, вьюга, бульон, почтальон, бульон, лосьон, вьюга, семья, пьеса.
Разделительный ъ твердый знак: объем, инъекция, адъютант, изъян, подъезд, межъязыковой, подъем, двухъярусный.
>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)
Разделительный мягкий знак (ь)
Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.
Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.
Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.
И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:
Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
В качестве разделительного знака;
Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.
Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.
Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.
Например: Семя и семья
Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.
А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.
Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.
Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.
Разделительный ь (мягкий знак) пишется:
Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я.
Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.
Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О.
Например: шампиньоны, почтальон, бульон.
В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных.
Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.
Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:
Во-первых, вначале слова;
Во-вторых, после приставок.
А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:
1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.
Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.
2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?
Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.
3. Запиши слова во множественном числе:
Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.
4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.
I. Актуальность проблемы.
II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».
III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.
IV. Основные принципы работы.
V. Направления логопедической работы.
VI. Логопедическая работа
- на уровне слога
- на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
VII. Результативность работы.
VIII. Литература.
Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.
Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.
Виды и проявления ошибок. |
Возможные их причины |
Приёмы выявления |
Способы устранения. |
I. Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови - |
1. Незнание правила. 2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит) 3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия. |
1. Попросить ребенка рассказать правило. 3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без, например: ля – лья - ля, солю - солью, полет - польет, Коля – колья, показать нужную картинку, Например: покажи, где Коля, а где колья. |
1. Выучить или повторить правило. 2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение). 3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы: а) Зрительный анализатор: * дидактическое пособие ля- лья; *слоговая таблица с опорными знаками ле – лье; *индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку). б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад. в) Кинетический (двигательный) анализатор - слог без разделительного Ь - движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд. г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й. |
II. Неуместное использование разделительного Ь знака в словах, |
1.Несформированность или нарушение фонематического слуха. 2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
1.См. I, п.3. 2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п. |
1.См. I, п. 3. 2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда. |
III. Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например: платие – платье, веюга – вьюга, леу – лью |
1.Неправильное произношение слов. 2. Нарушение фонематического восприятия. |
||
IV. Замена разделительного мягкого знака буквой й, например: вйут - вьют семйя – семья |
Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком. |
Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком. |
Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком. |
Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.
На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).
В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.
I.Повторение правила.
II.Формирование правильных произносительных навыков.
III.Формирование фонематических представлений.
IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Рассмотрим подробнее эти направления.
Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
-Поля поле пашет, Коля колья колет.
- У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.
- Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.
-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.
-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).
Слог без разделительного мягкого знака - движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком - волнообразное движение руки («съехали с горки»).
1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
- чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,
- вставка буквы ь в слова,
-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.
Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.
Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].
На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.
Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).
А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.
Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.
Логопед вывешивает плакат.
Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).
Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака - он стоит между согласной и гласной 2 ряда.
Ля – лья
Ви – вьи
Не – нье
Тё – тьё
Дю – дью
Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака? (Да, слоги звучат раздельно).
Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)
Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).
На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.
Это 2 способ - определение разделительного мягкого знака на слух.
Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).
Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.
Это третий способ - губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».
А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).
Это четвёртый способ - рука «рисует» волну.
Логопед и дети зарисовывают знак-опору.
А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.
2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.
3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:
«Добавь разделит. мягкий знак»:
зя - зья
бе -
ря -
чи -
ся -
лю -
«Убери разделит. мягкий знак»
лья - ля
рью -
бьи -
сья -
нья -
пью –
На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.
На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.
На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.
б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п. Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.
б) в словах
- на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья
- с опорой на самостоятельное проговаривание:
- по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга
- по картинкам
б) словосочетания: птичьи перья - _____чьи ______рья
в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.
лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.
а) с опорой на речь логопеда - оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)
б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.
Л | и | с | т | ь | я |
Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают
И все увядают.
б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.
в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.
г) в текстах:
Апр...ель.
Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.
Прокат…ился в н…ебе гром.
Мурав…и под старой ел…ю
Вс…ей сем…ёю строят дом.
б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.
в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.
г) Физкультминутка.
Игра с перекидыванием мяча
"Добавь разделительный мягкий знак в слово":
Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья
"Убери разделительный мягкий знак ": полью – полю, пылью – пылю
б) образование отчеств от данных имён:
Анатолий – Анатольевич,
Василий –
Юрий -
Илья –
Савелий –
Сергей –
Евгений –
в) образование притяжательных прилагательных
Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):
У лисы голова чья? Лисья
У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы?
У медведя? У кошки? У собаки?
г) Задания на самостоятельное словоизменение:
- на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак - ночь – ночью, вить - вьют, вьёт, сидеть - сиденье, Наташа - Наталья, весело – веселье.
- на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).
весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__
Белочка.
У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.
После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме. 10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.
В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.