"Раненая амазонка" Поликлет, Фидий, Кресил. гипсовые реплики. Мюнхенская гипотека.
Развитие социальной культуры в Греции способствовало возникновению новых отношений между художником и обществом. С целью удовлетворения наилучшим образом своих проектов заказчиками стали устраиваться конкурсы. Одному из таких конкурсов на создание скульптуры раненой амазонки для храма в Эфесе мир обязан появлению фигур воительниц исполненными выдающимися мастерами той эпохи. По дошедшим до нас описаниям Плиния Старшего в конкурсе участвовали представители разных художественных центров: Фидий (Афины), Поликлет (Сикион), Кресилай (Кидон), Фрадмон (Аргос) и Кидон. Интересен тот факт, что победитель был определён по количеству голосов, отданных за второе место после опроса самих исполнителей. Естественно, первое место каждый мастер присуждал себе. Места распределились так: 1 место – Поликлет, 2 место – Фидий, 3 место – Кресил, 4 место Кидон и 5 место Фрадмон. По дошедшим до нас копиям, созданными римскими мастерами, мы можем судить о работах только троих ваятелей: Фидия, Поликлета и Кресила и можем сравнить, как эту тему по-разному, но чрезвычайно интересно смогли раскрыть эти прекрасные скульпторы.
Все три скульптуры построены на принципе хиазма, когда композиция развивается вокруг опорной ноги. У амазонки Кресила (фотография слева) опорная нога вынесена несколько вперёд четырёхгранной колоны, символизирующей жизненные устои. Переступить колону - это перейти некую черту, отделяющею жизнь от смерти и вступить в царство мёртвых. Голова, наклонившаяся в сторону сделанного шага, трагически вскинутая рука, и постепенное угасание, выраженное в ниспадающем с тела пеплосе, оставляющим его беззащитным, поникшая кисть другой руки, опирающейся на колону это всё говорит о печальном конце.
У Фидия (фотография справа) композиция более динамична и насыщена деталями. Мы можем сделать вывод, что воительница пала от боевого топора. Что она пыталась противостоять противнику. Этому свидетельствует, твёрдо стоящая опорная нога, гордый взгляд из под вскинутой руки, ломающей оружие врага. Но опять же – ниспадающий пеплос, обнажающий тело и вторая уже склонённая и слабеющая нога говорит о неминуемой смерти.
Наконец скульптура победителя, Поликлета (центральная фотография). Идея такая же, как и у Кресила – вступление в чертоги Аида, но более ситуационно разработанная и более понятная для обыкновенного человека. Мы видим, как девушка отодвинула часть пеплоса, обнажив место ранения. Взгляд её, направленный на рану, понимающе печален. Вскинутая к небу рука с раскрытыми пальцами взывает к богам о помощи, но плащ обвился вокруг шеи и тянет тело к земле.
Используемые материалы:
http://professionali.ru/Soobschestva/skulptura_/ranenaya_amazonka/
А. П. Чубова, Г. И. Конькова, Л. И. Давыдова "Античные мастера"
Амазонка Сосикла,
Высота: 1,88 м
Лувр, Париж
«Раненая амазонка» - название типа древнегреческих статуй, изображающих раненых амазонок.
Плиний Старший в «Естественной Истории» (34.75) свидетельствует о существовании пяти бронзовых статуй, изображающих раненых амазонок, в храме Артемиды Эфесской. Он объясняет это собрание скульптур на одну и ту же тему в одном и том же месте историей конкурса, который состоялся в V в. до н. э. Участвовали, по рассказу историка, скульпторы:
Поликлет Фидий Кресил Кидон Фрадмон
Эта история подкрепляется существованием трех сохранившихся типов римских мраморных копий «Раненых амазонок», чьи греческие прототипы, судя по стилю, относятся примерно к 430 г. до н. э. Очевидно, эти три типа - то, что осталось от пяти описанных Плинием. Статуя Фрадмона, видимо, потеряна безвозвратно, а Кресил (родившийся в Кидонии) и Кидон могут быть одним и тем же человеком, то есть Плиний допустил ошибку в перечислении, и статуй было всего четыре.
Тем не менее, лишь идентификация типа Маттеи - как копии работы Фидия считается бесспорной. Определить, относится ли тип Скьярра к Поликлету, а тип Сосикла к Кресилаю, или наоборот, нельзя, и этот вопрос продолжает быть темой для исследований.
Все три дошедшие скульптуры являются изображением женщины одного типа лица, одетой в пеплос, который падает с одного (или обоих) плеч, оставляя открытой грудь. Предположительно, они ранены копьем, которое вошло в шею или в бок с правой стороны, и от этого приподнимают руку.
«Амазонка Маттеи».
(Правая рука перед лицом, колчан)
«Амазонка Сосикла».(Левая рука перед животом)
«Амазонка Маттеи», высотой 2,11 м, созданная в эпоху Августа, является римской копией с греческого оригинала Фидия. Она была найдена в 1770 г. и попала в коллекцию семьи Маттеи, в настоящий момент находится в Ватиканских музеях. Амазонка стоит, опустив глаза вниз, её правая рука поднята над головой перед лицом, а левая опущена и придерживает колчан. Голова, руки и левая плечо этого экземпляра - результат реставрации. Поднятая рука могла придерживать утраченный лук, как еще в одной статуи этого типа, находящейся в Капитолийских музеях.
«Амазонка Скьярра», высотой 1,94 м, относится к эпохи Тиберия. Она является римской копией с греческого оригинала либо Поликлета, либо Кресила. Данную скульптуру обнаружили в Риме, в 1868 году в садах Саллюстия. В данный момент она находится в Карлсбергской Глиптотеке в Копенгагене. Левая рука амазонки покоится на колонне-подставке, её правая рука поднята над головой так, чтобы ладонь была позади. Лицо женщины склоняется в сторону. Нос, часть правой руки, левая рука над локтем, обе кисти, правая стопа и лодыжка - результат реставрации. Есть другие копии этого типа: «Амазонка Лэнсдаун» находится в музее Метрополитен, другая скульптура - в Берлине .
«Амазонка Сосикла», Луврская копия, в длинном пеплосе, закрывающем ноги
Этот тип известен благодаря скульптуре высотой 2,02 м, относящейся ко II в. н. э., копии, подписанной именем «Сосикл». Она, как и предыдущая, сделана по оригиналу либо Поликлета, либо Кресила. Данный памятник был обнаружен в 1733 г., попал в коллекцию кардинала Альбани, и в настоящий момент находится в Капитолийских музеях. Амазонка держит левую руку перед грудью, а правая, с открытой ладонью, поднята. Она глядит вниз. Реставрации подлежали нос, нижняя губа, левое предплечье и рука с драпировкой.
Также существуют относящиеся к этому типу и более ранние, чем работа Сосикла бюст (герма) и бронзовые статуэтки. Копия статуи, изображающая амазонку в длинных одеяниях, находится в Лувре
«Амазонка Скьярра» , высотой 1,94 м, относится к эпохи Тиберия . Она является римской копией с греческого оригинала либо Поликлета , либо Кресила . Данную скульптуру обнаружили в Риме, в 1868 году в садах Саллюстия . В данный момент она находится в Карлсбергской Глиптотеке в Копенгагене. Левая рука амазонки покоится на колонне-подставке, её правая рука поднята над головой так, чтобы ладонь была позади. Лицо женщины склоняется в сторону. Нос, часть правой руки, левая рука над локтем, обе кисти, правая стопа и лодыжка - результат реставрации. Есть другие копии этого типа: «Амазонка Лэнсдаун» находится в музее Метрополитен , другая скульптура - в Берлине .
Этот тип известен благодаря скульптуре высотой 2,02 м, относящейся ко II в. н. э., копии, подписанной именем «Сосикл». Она, как и предыдущая, сделана по оригиналу либо Поликлета , либо Кресила . Данный памятник был обнаружен в 1733 г., попал в коллекцию кардинала Альбани, и в настоящий момент находится в Капитолийских музеях. Амазонка держит левую руку перед грудью, а правая, с открытой ладонью, поднята. Она глядит вниз. Реставрации подлежали нос, нижняя губа, левое предплечье и рука с драпировкой.
Также существуют относящиеся к этому типу и более ранние, чем работа Сосикла бюст (герма) и бронзовые статуэтки. Копия статуи, изображающая амазонку в длинных одеяниях, находится в Лувре
В ноябре месяце 1805 года князь Василий должен был ехать на ревизию в четыре губернии. Он устроил для себя это назначение с тем, чтобы побывать заодно в своих расстроенных имениях, и захватив с собой (в месте расположения его полка) сына Анатоля, с ним вместе заехать к князю Николаю Андреевичу Болконскому с тем, чтоб женить сына на дочери этого богатого старика. Но прежде отъезда и этих новых дел, князю Василью нужно было решить дела с Пьером, который, правда, последнее время проводил целые дни дома, т. е. у князя Василья, у которого он жил, был смешон, взволнован и глуп (как должен быть влюбленный) в присутствии Элен, но всё еще не делал предложения.
«Раненая амазонка» - название типа древнегреческих статуй, изображающих раненых амазонок.
Плиний Старший в «Естественной Истории» (34.75) свидетельствует о существовании пяти бронзовых статуй, изображающих раненых амазонок, в храме Артемиды Эфесской. Он объясняет это собрание скульптур на одну и ту же тему в одном и том же месте историей конкурса, который состоялся в V в. до н. э. Участвовали, по рассказу историка, скульпторы:
Эта история подкрепляется существованием трех сохранившихся типов римских мраморных копий «Раненых амазонок» , чьи греческие прототипы, судя по стилю, относятся примерно к 430 г. до н.э. Очевидно, эти три типа - то, что осталось от пяти описанных Плинием. Статуя Фрадмона, видимо, потеряна безвозвратно, а Кресил (родившийся в Кидонии) и Кидон могут быть одним и тем же человеком, то есть Плиний допустил ошибку в перечислении, и статуй было всего четыре.
Тем не менее, лишь идентификация типа Маттеи - как копии работы Фидия считается бесспорной. Определить, относится ли тип Скьярра к Поликлету, а тип Сосикла к Кресилаю, или наоборот, нельзя, и этот вопрос продолжает быть темой для исследований.
Все три дошедшие скульптуры являются изображением женщины одного типа лица, одетой в пеплос, который падает с одного (или обоих) плеч, оставляя открытой грудь. Предположительно, они ранены копьем, которое вошло в шею или в бок с правой стороны, и от этого приподнимают руку.
«Амазонка Маттеи» , высотой 2,11 м, созданная в эпоху Августа, является римской копией с греческого оригинала Фидия. Она была найдена в 1770 г. и попала в коллекцию семьи Маттеи, в настоящий момент находится в Ватиканских музеях. Амазонка стоит, опустив глаза вниз, её правая рука поднята над головой перед лицом, а левая опущена и придерживает колчан. Голова, руки и левая плечо этого экземпляра - результат реставрации. Поднятая рука могла придерживать утраченный лук , как еще в одной статуи этого типа, находящейся в Капитолийских музеях.
«Амазонка Скьярра» , высотой 1,94 м, относится к эпохи Тиберия. Она является римской копией с греческого оригинала либо Поликлета, либо Кресила. Данную скульптуру обнаружили в Риме, в 1868 году в садах Саллюстия. В данный момент она находится в Карлсбергской Глиптотеке в Копенгагене. Левая рука амазонки покоится на колонне-подставке, её правая рука поднята над головой так, чтобы ладонь была позади. Лицо женщины склоняется в сторону. Нос, часть правой руки, левая рука над локтем, обе кисти, правая стопа и лодыжка - результат реставрации. Есть другие копии этого типа: «Амазонка Лэнсдаун» находится в музее Метрополитен , другая скульптура - в Берлине .
«Амазонка Сосикла» , Луврская копия, в длинном пеплосе, закрывающем ноги
Этот тип известен благодаря скульптуре высотой 2,02 м, относящейся ко II в. н. э., копии, подписанной именем «Сосикл». Она, как и предыдущая, сделана по оригиналу либо Поликлета, либо Кресила. Данный памятник был обнаружен в 1733 г., попал в коллекцию кардинала Альбани, и в настоящий момент находится в Капитолийских музеях. Амазонка держит левую руку перед грудью, а правая, с открытой ладонью, поднята. Она глядит вниз. Реставрации подлежали нос, нижняя губа, левое предплечье и рука с драпировкой.
Также существуют относящиеся к этому типу и более ранние, чем работа Сосикла бюст (герма) и бронзовые статуэтки. Копия статуи, изображающая амазонку в длинных одеяниях, находится в Лувре