Франси́с Жан Марсе́ль Пуле́нк (фр. Francis Jean Marcel Poulenc ; 7 января , Париж - 30 января , Париж) - французский композитор , пианист, критик, виднейший из участников французской «Шестёрки ».
Происходит из богатой и известной (по сегодняшний день) французской буржуазной семьи фабрикантов . Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). В начале 1920-х гг. участник творческого содружества «Шестёрка». Испытал влияние Э. Шабрие, И. Ф. Стравинского , Э. Сати , К. Дебюсси, М. Равеля, Сергея Прокофьева , выступал с докладами о творчестве Мусоргского . Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе «Шести», является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры. Вот что сам Пуленк говорил об этом времени четверть века спустя:
Как вспоминал музыкант, семья Пуленк по отцовской линии отличалась глубокими религиозными взглядами, но «без малейшего догматизма» . Брат прадеда Франсиса, аббат Жозеф Пуленк, был кюре церкви Иври-сюр-Сен, троюродный брат - францисканским монахом . Отец композитора, Эмиль Пуленк, также был человеком набожным, в то время как для его супруги, Женни Руайе, религиозность была лишь частью хорошего воспитания. И когда в возрасте 18 лет Франсис остался сиротой, влияние матери для него оказалось сильнее: юный Пуленк на время забывает о церкви.
Только спустя почти два десятилетия в духовной жизни композитора случился новый перелом. В августе 1936 года , в автокатастрофе трагически погиб один из его коллег - композитор Пьер-Октав Ферру . Имея очень впечатлительный характер, Пуленк буквально впадает в оцепенение: «размышляя о такой бренности нашей физической оболочки, я вновь возвратился к духовной жизни» . Его память воскрешает рассказы отца о знаменитом месте паломничества недалеко от Авейрона. И в поисках душевного успокоения, композитор отправляется туда, в Рокамадур.
Эта маленькая старинная деревушка приютилась на высокой горе Святого Амадура. Рокамадур был издавна известен среди паломников как обитель чудотворной и таинственной Черной Девы - статуи Мадонны, имеющей, в отличие от привычных канонов , черный цвет лица и рук. Исследователи отмечают, что подобные статуи из камня, свинца или черного эбенового дерева получили особое распространение в средневековой Европе XII века. Но в Рокамадурской церкви Нотр-Дам (), в главной из семи древних часовен, встроенных в скалу, деревянная фигура Рокамадурской Богоматери датируется, предположительно, I веком от Рождества Христова.
Что послужило причиной духовного перерождения Пуленка - особая ли энергетика святого места или мистическая загадка Черной Девы, но «так или иначе, в Нотр-Дам де Рок-Амадур Франсис Пуленк увидел нечто, захватившее его» . Как говорил сам композитор, «Рокамадур окончательно вернул мне веру моего детства» . С того времени паломничества в обитель стали важной частью его жизни. Это необыкновенно мирное место помогало отрешиться от внешней суеты, очистить душу, здесь рождались новые творческие замыслы. Отныне Черная Рокамадурская Богоматерь стала неизменной покровительницей композитора, под защиту которой он ставил многие свои произведения.
Пуленк - один из наиболее значительных французских композиторов XX века. Его музыка отличается оптимистическим настроением, галльским юмором, богатством и красотой мелодий, за что он и снискал славу «французского Шуберта». Большое внимание композитор уделял и религиозной тематике. В его наследии - произведения различных жанров, в том числе балеты и оперы.
Франсис Пуленк родился в Париже 7 января 1899 года в семье богатого предпринимателя. Его мать была прекрасной пианисткой, в доме всегда звучала музыка, и занятия на фортепиано с мальчиком начались в четыре года, а когда ему исполнилось восемь, в доме появилась прекрасная преподавательница, племянница Сезара Франка мадемуазель Буте де Монвель. Наиболее сильными музыкальными впечатлениями детства стали произведения Дебюсси, Стравинского и «Зимний путь» Шуберта. В шестнадцать лет юноша решил избрать своей профессией фортепиано. Начались занятия с прекрасным пианистом Рикардо Виньесом, который познакомил Пуленка с Эриком Сати и Жоржем Ориком, ставшими позднее его ближайшими друзьями. Увлечение литературой привело его к знакомству с Гийомом Аполлинером, Полем Валери, Андре Жидом, Полем Элюаром.
Пуленку было пятнадцать, когда началась Первая мировая война. В начале 1916 года он был мобилизован. Служил в противовоздушном соединении, затем, вплоть до 1921 года, в Министерстве авиации. Свободное время он отдавал музыке. Появляются его первые произведения - фортепианные пьесы, песни на стихи Ж. Кокто,Г. Аполлинера, П. Элюара. В эти годы Пуленк сближается с Дариусом Мийо, Луи Дюреем, Артюром Онеггером и Жерменой Тайфер. Вместе с Ориком они составили «Шестерку», вдохновителем которой был поэт и художник Жан Кокто. После демобилизации в 1921 году Пуленк, которому было уже поздно поступать в консерваторию, начал заниматься контрапунктом у профессора Шарля Кёклена. В 1923 году было создано его первое крупное сочинение - балет «Лани» для дягилевской труппы. Среди других сочинений - хореографический концерт для фортепиано и 18 инструментов «Утренняя серенада», Сельский концерт для клавесина с малым оркестром, «Веселые песни» на анонимные тексты XVII века.
Наиболее ярко многогранный талант композитора проявился в 1930-е годы: им написаны кантаты «Бал-маскарад» и «Засуха», Литании к Черной Богоматери, хоры, фортепианная Французская сюита на темы композитора XVI века К. Жервеза. Балет «Примерные животные» по Лафонтену Пуленк писал уже после начала Второй мировой войны, «в самые темные дни лета 1940 года, когда хотел во что бы то ни стало отыскать надежду для судьбы своей родины». Образы басен символически представляли Францию. В это время композитор снова был призван в армию и служил в зенитном соединении. Ко дню освобождения страны он пишет кантату «Лик человеческий» на стихи П. Элюара. В последующие годы возникают опера-буффа «Груди Тирезия» (1944), трагедийная, сложная по построению опера «Диалоги кармелиток» (1953) и, наконец, одноактная моноопера «Человеческий голос» (1958). Все больше привлекает его духовная тематика. Пуленк пишет Четыре маленькие молитвы святому Франциску Ассизскому, Четыре рождественских мотета, Stabat Mater, Gloria, мотет Awe verum corpus, Лауды святого Антония Падуанского. Среди его последних произведений - фортепианная импровизация Памяти Эдит Пиаф, монолог для сопрано с оркестром «Дама из Монте-Карло», музыка к пьесе Кокто «Рено и Армида».
ПУЛЕНК ФРАНСИС - французский композитор, пианист.
Иг-ре на фортепиано учил-ся у Р. Винь-е-са (1914-1917 годы). Как ком-по-зи-тор сфор-ми-ро-вал-ся под влия-ни-ем Э. Шаб-рие, Э. Са-ти, К. Де-бюс-си , М. Ра-ве-ля, И.Ф. Стра-вин-ско-го.
В конце 1910-х годов имел ус-пех как ав-тор ря-да ори-ги-наль-ных по за-мыс-лу не-боль-ших со-чи-не-ний («Нег-ри-тян-ская рап-со-дия», 1917 год; цикл «Бес-тиа-рий» на сло-ва Г. Апол-ли-не-ра, 1919 год; оба со-чи-не-ния для го-ло-са и ин-ст-ру-мен-таль-но-го ан-самб-ля).
В 1921-1924 годах учил-ся ком-по-зи-ции у Ш. Кёк-ле-на.
Один из наи-бо-лее зна-чительных ком-по-зи-то-ров «Шес-тёр-ки», при-ни-мал уча-стие в кол-лек-тивных со-чи-не-ни-ях этой груп-пы (ба-лет «Но-во-брач-ные на Эй-фе-ле-вой баш-не», Па-риж, 1921 год). По за-ка-зу С.П. Дя-ги-ле-ва на-пи-сал од-но-акт-ный ба-лет «Ла-ни» («Les Biches», по мо-ти-вам кар-тин А. Ват-то; Мон-те-Кар-ло, 1924 год, ба-летмейстер Б.Ф. Ни-жин-ская). В даль-ней-шем соз-дал ещё несколько со-чи-не-ний в ба-лет-ном жан-ре: «Ут-рен-няя се-ре-на-да» («Aubade»; Па-риж, 1929 год, балетмейстер Ни-жин-ская), «При-мер-ные зве-ри» (по бас-ням Ж. де Ла-фон-те-на; Па-риж, 1942 год, балетмейстер С. Ли-фарь) и другие.
В те-че-ние многих лет вы-сту-пал как ак-ком-па-ниа-тор пев-ца П. Бер-на-ка, для ко-то-ро-го со-чи-нил около 90 ро-ман-сов (на-чи-ная с цик-ла «Ве-сёлые пес-ни», 1926 год; все-го на-пи-сал свыше 160 пе-сен на сти-хи современных по-этов).
С середины 1930-х годов зна-чительное ме-сто в твор-че-ст-ве за-ня-ла ду-хов-ная му-зы-ка в рам-ках ка-то-лической тра-ди-ции: «Ли-та-нии Чёр-ной ма-дон-не» (име-ет-ся в ви-ду де-ревянная ста-туя во французском городе Ро-ка-ма-дур; 1936 год), Мес-са G-dur (1937 год), 4 по-ка-ян-ных мо-те-та (1939 год), Stabat Mater (1951 год), 4 ро-ж-де-ст-вен-ских мо-те-та (1952 год), мо-тет «Ave verum corpus» (1952 год), 7 рес-пон-со-ри-ев Стра-ст-ной ут-ре-ни (7 répons des ténèbres; 1962 год).
В го-ды ок-ку-па-ции Па-ри-жа германскими вой-ска-ми Пуленк на-пи-сал кан-та-ту для двой-но-го сме-шан-но-го хо-ра a cap-pella «Лик че-ло-ве-че-ский» («Figure hu-maine», 1943 год, на текст П. Элюа-ра из сборника «По-эзия и прав-да 1942 го-да»; по-свя-ще-на П. Пи-кас-со), в ко-то-рой от-ра-зил пат-рио-тические на-строе-ния фран-цу-зов и ко-то-рую счи-тал сво-им луч-шим со-чи-не-ни-ем. Кан-та-та впер-вые ис-пол-не-на 25 марта 1945 года на английском языке по ра-дио Би-Би-Си, впер-вые во Фран-ции про-зву-ча-ла в 1947 году.
Центр твор-че-ст-ва Пуленка - три опе-ры: «Гру-ди Ти-ре-сия» (1944 год, по сюр-реа-ли-стической пье-се Апол-ли-не-ра; Па-риж, «Опе-ра-Ко-мик», 1947 год), «Диа-ло-ги кар-ме-ли-ток» (по пье-се Ж. Бер-на-но-са; Ми-лан, «Ла Ска-ла», 1957 год, на итальянский язык, под управлением Н. Санд-зоньо; впер-вые на французском языке по-став-ле-на в том же го-ду в Па-риж-ской опе-ре) и «Че-ло-ве-че-ский го-лос» (на текст Ж. Кок-то ; Па-риж, «Опе-ра-Ко-мик», 1959 год).
Пуленк - ав-тор многих ин-ст-ру-мен-таль-ных со-чи-не-ний, сре-ди ко-то-рых - «Сель-ский кон-церт» для кла-ве-си-на с ор-ке-ст-ром (1928 год, по-свя-щён В. Лан-дов-ской), Кон-церт для ор-га-на, струн-ного ор-ке-ст-ра и ли-тавр (1938 год); кон-цер-ты и другие со-чи-не-ния для фортепиано; ка-мер-ные ан-самб-ли, в том числе со-на-ты - для флей-ты и фортепиано (1957 год), клар-не-та и фортепиано (1962 год), го-боя и фортепиано (1962 год).
Пуленк со-чи-нял пре-имущественно в тра-диционных жан-рах и для при-выч-ных ис-пол-ни-тель-ских со-ста-вов, не вы-хо-дя за пре-де-лы ма-жор-но-ми-нор-ной рас-ши-рен-ной то-наль-но-сти с мо-да-лиз-ма-ми, с ис-поль-зо-ва-ни-ем тер-цо-вых ак-кор-дов с по-боч-ны-ми то-на-ми. Боль-шин-ст-ву его со-чи-не-ний свой-ст-вен-ны изя-ще-ст-во и эле-гант-ность, иро-нич-ность и ме-лан-хо-лич-ность, про-зрач-ность фак-ту-ры, рит-ми-че-ская жи-вость и изо-бре-та-тель-ность.
На ме-ло-дический стиль со-чи-не-ний 1920-х - середины 1930-х годов по-влия-ла эс-те-ти-ка «Шес-тёр-ки» (ис-поль-зо-ва-ние по-пу-ляр-ной му-зы-ки Па-ри-жа). Во-каль-ная пар-тия ли-ри-ко-пси-хо-ло-гической мо-но-опе-ры «Че-ло-ве-че-ский го-лос» пред-став-ля-ет со-бой экс-пе-ри-мент в об-лас-ти музыкальной дек-ла-ма-ции («ому-зы-ка-лен-ный» раз-го-вор по те-ле-фо-ну бро-шен-ной жен-щи-ны с воз-люб-лен-ным).
«Диа-ло-ги кар-ме-ли-ток» - наи-бо-лее зна-чи-мое в этическом ас-пек-те и эмо-цио-наль-но силь-ное со-чи-не-ние Пуленка. Сю-жет опе-ры ос-но-ван на ис-то-рическом со-бы-тии: 17 июля 1794 года, за несколько дней до па-де-ния яко-бин-ской дик-та-ту-ры, 16 мо-на-хинь кар-ме-лит-ско-го мо-на-сты-ря в Ком-пь-е-не бы-ли при-го-во-ре-ны к смер-ти ре-во-люционным три-бу-на-лом и гиль-о-ти-ни-ро-ва-ны (в 1906 году при-чис-ле-ны к ли-ку бла-жен-ных); се-ку-ля-ри-за-цию во вре-мя Французской ре-во-лю-ции конца XVIII века Пуленк ос-мыс-ли-ва-ет как тра-ге-дию в отечественной ис-то-рии. Ме-ло-дический стиль этой опе-ры со-еди-ня-ет во-каль-ную дек-ла-ма-цию и тра-ди-ции французской во-каль-ной му-зы-ки конца XIX - начала XX веков (вос-хо-дят к опе-ре «Пел-ле-ас и Ме-ли-зан-да» К. Де-бюс-си, му-зы-ке М. Ра-ве-ля).
Об-ра-зец сти-ля Пуленка в об-лас-ти гар-мо-нии, рит-ма, ин-ст-ру-мен-тов-ки - кан-та-та «Бал-мас-ка-рад» (на текст М. Жа-ко-ба, 1932 год). А. Онег-гер пи-сал о вос-хи-ще-нии «ред-ким му-же-ст-вом» Пуленка, соз-даю-ще-го «ес-те-ст-вен-ную му-зы-ку» «в во-до-во-ро-те мод-ных сис-тем».
Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной сцене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 году восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки Негритянской рапсодией для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой оглушительный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью.
Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за Негритянской рапсодией создает вокальный цикл Бестиарий (на стихи Гийом Аполлинера), Кокарды (на стихи Жана Кокто); фортепианные пьесы Вечные движения, Прогулки; хореографический концерт для фортепиано с оркестром Утренняя серенада; балет с пением Лани, поставленный в 1924 году в антрепризе Сергея Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей:
Вот что сам Пуленк говорил об этом времени четверть века спустя:
Начиная с 1933 много выступал как аккомпаниатор вместе с певцом Пьером Бернаком, первым исполнителем многих вокальных сочинений Пуленка. В годы 2-й мировой войны участвовал в движении Сопротивления.
Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие их которых написаны на стихи П. Элюара . Именно в этих жанрах по - настоящему открылся щедрый дар Пуленка - мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта , Шуберта, Шопена , сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением человеческой души. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.
Пуленк вошёл в историю музыки как участник творческого содружества „Шестёрка“. В Шестёрке - самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, - он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизмеримым юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой.
Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе „Шести“ является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры. Вот что сам Пуленк говорил об этом времени четверть века спустя:
«Груди Тирезия», опера-буфф по фарсу Г. Аполлинера (1944)
«Диалоги кармелиток», по драме Ж. Бернаноса (1956)
«Человеческий голос», музыкальная трагедия по монодраме Ж. Кокто (1958)
«Дама из Монте-Карло», монолог для сопрано с оркестром, слова Ж. Кокто (1961)
«Новобрачные на Эйфелевой башне» (совместно с Д. Мийо и др.), сценарий Ж. Кокто (1921)
«Лани», балет с пением (1923)
«Утренняя серенада», хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов (1929)
«Примерные животные», по Ж. Лафонтену (1941)
Сельский концерт для клавесина (или фортепиано) с оркестром (1927)
Концерт для двух фортепиано с оркестром (1932)
Концерт для органа, струнного оркестра и литавр (1938)
Симфониетта (1947)
Концерт для фортепиано с оркестром (1949)
«Бал-маскарад», светская кантата для баритона и камерного оркестра на слова М.Жакоба (1932)
Литании к Черной Рокамадурской Богоматери для женского или детского хора и органа или струнного оркестра (1936)
«Засуха», кантата для хора и оркестра на слова Э. Джеймса (1937)
«Stabat Mater» для сопрано, хора и оркестра (1950)
«Gloria» для сопрано, хора и оркестра (1959)
«Семь слов на кресте» для сопрано (детский голос), детского и мужского хоров и оркестра (1961)
Трио для фортепиано, гобоя и фагота (1926)
Струнный квартет (1946)
Секстет для фортепиано, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (1940)
Французская сюита для девяти духовых инструментов, барабана, клавесина и арфы (или фортепиано) на темы К. Жервеза (1935; есть версия для фортепиано)
Сонаты для двух кларнетов (1918), кларнета и фагота (1922), валторны, трубы и тромбона (1923), скрипки и фортепиано (1943), флейты и фортепиано (1957), виолончели и фортепиано (1958), гобоя и фортепиано (1962), кларнета и фортепиано (1962)
Пьесы для различных инструментов с фортепиано
«Вечные движения» (1918)
Пять экспромтов (1921)
«Прогулки» (1921)
«Памяти Альбера Русселя» (1929)
Восемь ноктюрнов (1929-1938)
Шестнадцать импровизаций (1932-1960)
2 сонаты для двух фортепиано (1918, 1953)
Застольные песни для четырех мужских голосов на анонимные тексты XVII века (1922)
Семь песен для смешанного хора на слова Г. Аполлинера и П. Элюара (1936)
Mecca G-dur для смешанного хора (1937)
«Лик человеческий», кантата для двойного смешанного хора на слова П. Элюара (1943)
«В снежный вечер», маленькая камерная кантата для шести голосов или хора на слова П. Элюара (1944)
Восемь французских песен для смешанного и для мужского хора на старинные народные тексты (1945)
Четыре рождественских мотета для смешанного хора (1952)
Лауды святого Антония Падуанского для мужского хора (1959)
Негритянская рапсодия на слова из «Поэм Макоко-Кенгуру» (1917)
«Бестиарий, или Кортеж Орфея», шесть песен на слова Г. Аполлинера (1919; есть версия для голоса и фортепиано)
«Кокарды», три песни на слова Ж. Кокто (1919; есть версия для голоса и фортепиано)
Сельские песни на слова М. Фомбсра (1942; есть версия для голоса и фортепиано)
Озорные песни на анонимные тексты XVIII века (1926)
«Тот день, та ночь», цикл песен на слова П. Элюара (1937)
«Банальности», цикл песен на слова Г. Аполлинера (1940)
«Каллиграммы», цикл песен на слова Г. Аполлинера (1948)
«Лед и пламень», цикл песен на слова П. Элюара (1950)
Циклы и отдельные произведения на слова Л. Арагона, Р. Десноса, М. Жакоба, Ф. Гарсиа Лорки, Ж. Мореаса, Ж. Расина, П. Ронсара, Шарля Орлеанского, П. Элюара и других поэтов
«Беседы с Клодом Ростаном» (1954)
«Эмануэль Шабрие» (1961)
«Я и мои друзья» (1964)
« » (1964)
Дюмениль Р.
Современные французские композиторы группы «Шести». Л., 1964.
Медведева И.
. М., 1969.
Пуленк Ф.
Письма. Л.; М„ 1970.
Пуленк Ф.
. Л., 1977.
Филенко Г.
Французская музыка первой половины XX века: Очерки. Л., 1983.