Внешним сюжетом пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” служит продажа за долги имения Раневской, конец сложившегося жизненного уклада дворянской семьи. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, не понимающие происходящих вещей или понимающие их очень неправильно, связан с судьбами нескольких поколений – прошлого, настоящего и будущего России.
Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей. Можно сказать, что вся пьеса “Вишневый сад” устремлена к будущему родины.
Для других (Аня, Петя Трофимов) это – только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.
В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход… Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т. д.
От настоящего в будущее в “Вишневом саде” открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. “Да, время идет”, – замечает сам Лопахин.
Итак, “Вишневый сад” – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. “Вся Россия наш сад”, – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого…”
Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, мертвой дворянской культуры. “Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…” – произносит в своем монологе Петя Трофимов.
Мне кажется, что именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в “Вишневом саде” связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: “Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…
Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!”
А вот Гаевы, Раневские, кажется, не задумываются о жизни, жизни уходящей и будущей. Для них не оказывается бедой даже та ужасная драма, которая разыгрывается в связи с продажей их родного имения. Мне кажется, все это происходит по той причине, что у таких героев, как Раневская и Гаев, вообще не может быть ничего серьезного, ничего драматического в жизни.
Именно поэтому, на мой взгляд, с Раневской и, конечно, Гаевым связана комедийная, сатирическая основа “Вишневого сада”.
И потому эти представители прошлого не заслуживают красоты будущего, о которой говорит Петя Трофимов. Раневскую и Гаева и представителями-то можно назвать лишь с натяжкой. Они лишь призраки, которые не смогут оставить после себя даже долговечной памяти.
Потому, что герои в “Вишневом саде” четко делятся на две группы, они как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их…
На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение.
Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе.
Очевидна, поскольку сам А. П. Чехов осознавал, что “все давно состарилось, отжило” и только ждет “начала чего-то молодого, свежего”. И писатель с радостью прощался с ненавистным ему прошлым. “Прощай, старая жизнь!” – звенит в финале “Вишневого сада” молодой голос Ани, голос новой России, голос Чехова.
(No Ratings Yet)
(482 слова) «Вишневый сад» – последняя пьеса А.П. Чехова. Она была написана им в 1903 году, незадолго до революции 1905 года. Страна тогда стояла на перепутье, и в произведении автор искусно передал атмосферу той поры посредством событий, персонажей, их характеров и поступков. Вишневый сад является воплощением предреволюционной России, а герои разных возрастов – олицетворением прошлого, настоящего и будущего страны.
Раневская и Гаев представляют собой прежние времена. Они живут воспоминаниями и совершенно не хотят решать проблемы настоящего времени. Их дом находится под угрозой, но вместо того, чтобы предпринять какие-либо попытки его спасти, они всячески избегают разговоров с Лопахиным на эту тему. Любовь Андреевна постоянно нецелесообразно тратит деньги, которые могли бы пойти на выкуп дома. Во втором действии она сначала сетует: «О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…» – и буквально через минуту, услышав еврейский оркестр, предлагает «зазвать его как-нибудь, устроить вечерок». Возникает ощущение, что перед нами не взрослые, опытные, образованные герои, а несмышленые дети, которые не в силах самостоятельно существовать. Они надеются, что их проблема решится чудесным способом, сами не предпринимают никаких действий, оставляя все на произвол судьбы. В конце концов, они лишаются всего прошлого, которым они так дорожили.
Настоящее время олицетворяет купец Ермолай Лопахин. Он является представителем разрастающегося класса в России – буржуазии. В отличие от Раневской и Гаева, он не инфантилен, а очень трудолюбив и предприимчив. Именно эти качества и помогают ему в итоге выкупить поместье. Он вырос в семье крепостных, которые раньше служили Гаевым, поэтому он очень горд собой: «… битый, малограмотный Ермолай… купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Для Ермолая сад не является памятью о былых годах, участок для него — лишь средство для заработка денег. Он без каких-либо сомнений вырубает его, тем самым разрушив старое, но при этом, не создав ничего нового.
Аня и Петя Трофимов – герои будущего. Они оба рассуждают о будущем, как о чем-то безусловно светлом и прекрасном. Но на деле же для них двоих оно довольно туманно. Петя много говорит, но мало делает. В свои 26 лет он все еще не окончил университет, за что получил прозвище «вечный студент». Он критикует дворянство и поддерживает буржуазию, призывая людей к труду, сам же ни на что не способен. Из всех героев пьесы его поддерживает только Аня. Она — еще 17-летняя девушка, которая представляет собой олицетворение юности, неиссякаемой силы и желания творить добро. Ее будущее также неизвестно, но именно она успокаивает свою мать: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». У нее нет и доли сомнения в том, что потеря поместья – не самая страшная трагедия и можно посадить новый сад, так же как и можно начать новую жизнь. Хоть автор и ничего не утверждает, но, возможно, именно Аня является истинным будущим России.
А.П. Чехов показал читателям героев разных поколений, сословий и взглядов на жизнь того времени, но так и не смог дать однозначный ответ, за кем стоит будущее страны. Но все же он искренне верил, что будущее у России непременно будет ярким и прекрасным, как цветущий вишневый сад.
Пьесу «Вишневый сад», последнее драматическое произведение Антона Павловича Чехова, можно считать своеобразным завещанием писателя, в котором нашли свое отражение заветные мысли Чехова, его раздумья о прошлом, настоящем и будущем России.
В основе сюжета пьесы лежит история дворянского поместья. В результате происходящих в русском обществе перемен прежние владельцы поместья вынуждены уступить место новым. Эта сюжетная канва очень символична, она отражает важные этапы общественно-исторического развития России. Судьбы чеховских персонажей оказываются связаны с вишневым садом, в образе которого пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Герои вспоминают о прошлом усадьбы, о тех временах, когда вишневый сад, обрабатывающийся крепостными, еще приносил доход. Этот период совпал с детством и юностью Раневской и Гаева, и об этих счастливых, беззаботных годах они вспоминают с невольной ностальгией. Но крепостное право давно отменено, усадьба постепенно приходит в упадок, вишневый сад перестает быть рентабельным. Наступает время телеграфов и железных дорог, эпоха деловых людей и предпринимателей.
Представителем этой новой формации выступает в чеховской пьесе Лопахин, ведущий свое происхождение из семьи бывших крепостных Раневской. Его воспоминания о прошлом носят совсем другой характер, его предки были рабами в том самом поместье, хозяином которого он теперь становится.
Разговоры, воспоминания, споры, конфликты - все внешнее действие чеховской пьесы сосредоточено вокруг судьбы поместья и вишневого сада. Сразу после приезда Раневской начинаются разговоры о том, как можно спасти заложенное и перезаложенное имение от торгов. По ходу действия пьесы эта проблема будет приобретать все большую остроту.
Но, как это чаще всего и бывает у Чехова, настоящей борьбы, настоящего столкновения бывших и будущих хозяев вишневого сада в пьесе нет. Как раз наоборот. Лопахин делает все возможное, чтобы помочь Раневской спасти поместье от продажи, однако полное отсутствие деловых навыков мешает незадачливым хозяевам усадьбы воспользоваться полезными советами; их хватает только на сетования и пустые разглагольствования. Вовсе не борьба между нарождающейся буржуазией и уступающим ей свое место дворянством интересует Чехова, гораздо важнее для него судьбы конкретных людей, судьба всей России.
Раневская и Гаев обречены потерять поместье, которое им так дорого и с которым связано
столько воспоминаний, и причина этого заключается не только в их неспособности внять дельным советам Лопахина. Наступает время платить по старым счетам, а долг их предков, долг их рода, историческая вина всего их сословия еще не искуплены. Настоящее проистекает из прошлого, их связь очевидна, не зря же снится Любови Андреевне в цветущем саду покойная мать в белом платье. Это напоминает о себе само прошлое. Очень символично, что Раневская и Гаев, отцы и деды которых не пускали тех, за счет которых они кормились и жили, даже на кухню, теперь сами всецело зависят от выбившегося в богачи Лопахина. В этом Чехов видит возмездие и показывает, что барский уклад жизни, хоть он и овеян поэтической дымкой прекрасного, растлевает людей, губит души тех, кто к нему причастен. Таков, например, Фирс. Для него отмена крепостного права - страшное несчастье, в результате которого он, никому не нужный и всеми забытый, останется один в опустевшем доме... Этим же барским укладом порожден и лакей Яша. В нем уже нет преданности господам, отличающей старика Фирса, зато он без зазрения совести пользуется всеми благами и удобствами, которые может извлечь из своего житья под крылышком добрейшей Раневской.
Лопахин же - человек другого склада и другой формации. Он деловит, имеет крепкую хватку и твердо знает, что и как нужно сегодня делать. Именно он дает конкретные советы о том, как спасти имение. Однако, будучи человеком деловым и практическим и выгодно отличаясь этим от Раневской и Гаева, Лопахин начисто лишен духовности, способности воспринимать прекрасное. Великолепный вишневый сад интересен для него лишь как вложение капитала, он замечателен лишь тем, что «очень большой»; и исходя из чисто практических соображений, Лопахин предлагает вырубить его, чтобы отдать землю в аренду под дачные участки, - это выгоднее. Не считаясь с чувствами Раневской и Гаева (не по злобе, нет, а просто из-за отсутствия душевной тонкости), он приказывает начинать вырубать сад, не дожидаясь отъезда бывших хозяев.
Примечательно, что в пьесе Чехова нет ни одного счастливого человека. Раневская, приехавшая из Парижа, чтобы покаяться в совершенных грехах и найти покой в родовом поместье, вынуждена возвращаться обратно со старыми грехами и проблемами, так как поместье продают с молотка, а сад вырубают. Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме, где прослужил всю свою жизнь. Будущее Шарлотты неизвестно; годы проходят, не принося радости, а мечты о любви и материнстве так и не реализуются. Варя, не дождавшаяся предложения Лопахина, нанимается к каким-то Рагулиным. Быть может, чуть лучше складывается судьба Гаева - он получает место в банке, но едва ли из него получится преуспевающий финансист.
С вишневым садом, в котором так причудливо скрестились прошлое и настоящее, связаны и размышления о будущем.
Завтрашний день, который, по мысли Чехова, должен быть лучше дня сегодняшнего, олицетворяют в пьесе Аня и Петя Трофимов. Правда, Петя, этот тридцатилетний «вечный студент», едва ли способен на реальные дела и поступки; он лишь умеет много и красиво говорить. Другое дело - Аня. Осознавая красоту вишневого сада, она в тоже время понимает, что сад обречен, как обречена и прошлая рабская жизнь, как обречено и настоящее, полное бездуховного практицизма. Но в будущем, уверена Аня, должно наступить торжество справедливости и красоты. В ее словах: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого» не только желание утешить мать, но и попытка представить новую, будущую жизнь. Наследуя от Раневской душевную чуткость и восприимчивость к прекрасному, Аня в то же время полна искреннего желания изменить, переделать жизнь. Она устремлена в будущее, готова трудиться и даже жертвовать во имя его; она мечтает о том времени, когда переменится весь уклад жизни, когда она превратится в цветущий сад, дарящий людям радость и счастье.
Как устроить такую жизнь? Рецептов на этот счет Чехов не дает. Да их и не может быть, ведь важно, чтобы каждый человек, испытав неудовлетворенность тем, что есть, загорелся мечтой о прекрасном, чтоб он сам искал пути к новой жизни.
«Вся Россия - наш сад» - эти знаменательные слова неоднократно звучат в пьесе, превращая историю разорения поместья и гибели сада в емкий символ. Пьеса полна мыслей о жизни, ее ценностях, подлинных и мнимых, об ответственности каждого человека за мир, в котором он живет и в котором будут жить его потомки.
Введение
1. Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
3. Выразитель идей настоящего – Лопахин
4. Герои будущего – Петя и Аня
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и
своеобразного тонкого мастерства, проявляющегося с равным
блеском, как в его рассказах, так и в повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре
целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на все последующее их
развитие.
Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического
реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах
господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей ее
обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей,
Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько
органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов.
При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу
конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей
их социальной средой.
Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве Чехова.
До нее мысль о необходимости изменения действительности он
пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий,
выделяя те черты своих персонажей, которые обрекали их на
положение жертвы. В «Вишневом саде» действительность
изображается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается
тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские
усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными
владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они –
настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколением
принадлежит право очистить, изменить жизнь. Отсюда основная идея
пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не
только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь
на началах подлинной человечности и справедливости.
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного
подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу
его многогранного творчества, отражая сложные явления того
времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой,
драматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных
язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки
далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает
глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть
отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о
смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит
нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями
мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем
проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на
сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад» – это
пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и
страны в целом. Автор показывает столкновение представителей
прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего.
Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного
ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц,
как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что
связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый
сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему –
проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад.
В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ
цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей
жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного
дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его
владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно
задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом,
настоящем и будущем.
Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
Выразитель идей настоящего – Лопахин
Герои будущего – Петя и Аня
Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы
совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И
эти другие люди – Петя и Аня.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям.
Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие
ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к
лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм,
принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря на
свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный
опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет
уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не
останется «вечным студентом».
Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, он не
утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на
справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде.
Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в
праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку
буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом
развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя
новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и
искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее
сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что
попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны
решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и
справедливых началах. Петя вызывает глубокие раздумья у
Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого
барина», которой ему самому так недостает.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем
неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит
он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная
сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие с нескрываемой
любовью. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни,
призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти».
И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя
искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь.
Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте
их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер».
В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает
Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он
покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен
овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек
своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность
следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем
саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая
сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и
непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью.
Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько
неопытности и детства. По складу характера она во многом близка
к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным
интонациям. В начале пьесы Аня беспечна, быстро переходит от
озабоченности к оживлению. Практически она беспомощна, привыкла
жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но
все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и
жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах.
Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со
старым домом и старым миром.
Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества,
чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли
она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее
без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов
не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить
только предположительно.
Заключение
Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот
чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому
каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий
характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой
эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой
человеческих чувств.
По силе своего непосредственного эмоционального воздействия
Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве
критического реализма.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего
времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и
волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и
рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому
она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние.
Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей
родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова
широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем,
что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны
мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов
своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более
прекрасной, более справедливой, более разумной.
Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только
начинался, то мы живем в новом XXI столетии, попрежнему мечтаем
о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие
деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и
настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое
поколение должно соединить в себе высокую культуру,
образованность с практическим знанием действительности, волей,
настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить
в себе лучшие черты чеховских героев.
Список используемой литературы
1. История русской литературы второй половины XIX века / под
ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – Москва
1966.
2. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11
выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
3. А. A. Егорова. Как написать сочинение на «5». Учебное
пособие. РостовнаДону, «Феникс», 2001.
4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма»
Издательство АСТ, 1998.
Пьеса «Вишневый сад» вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова . В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой революции и произошедшие перемены в стране. Как говорил один известный критик, главным героем пьесы, на самом деле, выступает время. От него зависит практически всё. На протяжении всего произведения автор делает упор на быстротечность и беспощадность времени.
Действия пьесы «Вишневый сад» развиваются в родовом имении бывших дворян Раневской и Гаева . Сюжет комедии связан с продажей этого имения за долги хозяев. А вместе с ним с молотка пойдет и цветущий дивный сад, который является олицетворением красоты и стремления к лучшей жизни. В пьесе переплетаются жизни прошлого и нынешнего поколения. Главные герои, владельцы имения, относятся к старому времени. Они так и не смогли привыкнуть к новой жизни после отмены крепостного права. Раневская и Гаев живут одним днем. Для них время остановилось. Они не понимают, что если не действовать, то потеряют все.
Раневская любит все также сорить деньгами, несмотря на то, что у нее их почти не осталось. А на предложение купца Лопахина сделать из сада дачные участки и заработать на этом, чтобы не потерять имение, и Раневска, и Гаев отвечают отрицательно. В результате они теряют и сад, и имение. В этом поступке можно увидеть безалаберность, не практичность и нежелание хозяев прилагать какие-либо усилия. Однако другой движущей силой являлось их обостренное чувство прекрасного. Они просто не могли вырубить сад, в котором каждый листочек был напоминанием о счастливом детстве.
Новое время представлено молодыми персонажами. В первую очередь это деловитый купец Лопахин, который сам вырос под опекой Раневской. Его предки ходили в «мужиках» у хозяев имения. А теперь он вот разбогател и сам выкупил имение. В лице Ермолая Лопахина автор изобразил зарождающуюся буржуазию, пришедшую на смену дворянству. Он своим трудолюбием, практичностью, смекалкой и предприимчивостью сумел прочно обосноваться в современном обществе.
Помимо Лопахина новое поколение представляют Петя Трофимов и Аня – люди, желающие трудиться на благо общества, чтобы искупить грехи бездействующих предков. Пете Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, а он все учится. Его прозвали «вечный студент». Этот персонаж демонстрирует обостренное чувство справедливости, много философствует о том, как все должно быть, но при этом мало действует. Он ругает дворянство за праздность и видит за буржуазией будущее. Петя агитирует Аню следовать за ним, так как уверен в счастливом будущем. Хоть он и призывает трудиться, но сам на созидание не способен.
Будущее России так и остается неопределенным в пьесе Чехова. Он не дает конкретного ответа за кем это будущее и что будет дальше. Ясно только, что писатель искренне надеялся, что наступивший век будет плодотворным, и что появятся, наконец, люди, способные взрастить новый вишневый сад, как символ вечного обновления жизни.