Материнская любовь — особенное чувство, доступное только мамам. Особенности его проявления мы разбираем в примерах сочинений. 🙂
Материнская любовь – чувство, которое не знает преград, ограничений или каких-либо условностей. Оно бесконечно, сопротивляться ему – бессмысленное и глупое занятие. Мама – единственный в мире человек, который любит нас безусловно, в любой ситуации, как бы мы себя не проявляли.
А.Г. Алексин повествует о первом походе мальчика в школу, в первый класс. Толя хотел казаться взрослым и не позволял маме провожать его, но та все равно пошла за ним, следила из-за угла. Увидев ее в первый раз в толпе бесконечно идущих людей, мальчик немного разозлился. Возможно, он просто не понимал, что значило для ее материнского сердца отпустить его одного во взрослую жизнь. Но он ощутил всю теплоту ее сердца и своей любви к ней, когда открывал окно класса и увидел ее, блуждающую глазами по окнам здания школы. Так хотелось помахать ей рукой и успокоить, сказать, что у него все хорошо. Но на уроках вести себя так нельзя.
Мы не всегда понимаем собственных матерей, порой нам неведомы их чувства. Они нам кажутся глупыми, порой переходящими границы наших собственных представлений о заботе и любви. Наверное, до конца понять материнские чувства нам придется только тогда, когда появятся собственные дети.
Материнская любовь хранит нас в течение всей жизни. Нельзя ругать маму или обижаться на нее за чрезмерную опеку. Только мама может любить нас, не требуя ничего взамен. Узы матери и ребенка разорвать невозможно. Порой мы это понимаем слишком поздно.
Материнская любовь – чувство, а может, состояние души, которое невозможно погубить ничем. Как бы ребенок не вел себя, каких бы проблем не доставлял, материнская любовь только крепнет. Более того, матери больше любят тех людей, за которых приходится больше волноваться. Так уж устроено материнское сердце.
Справится мама и с надменным отношением к ней собственного ребенка. Михаил Агеев повествует об истории, которая произошла с гимназистом Вадичкой. Из-за того, что он забыл деньги для оплаты за учебу, мама принесла их в гимназию сама. Но мальчик так стеснялся бедно одетой матери, что и подходить к ней не хотел, а на вопросы гимназистов отвечал, что это их гувернантка. Посмотрев на нее со стороны, Вадичке стало жаль маму, но совсем ненадолго. Наверное, в тот момент он просто не задумывался о том, что мать терпит нужду и состарилась раньше времени ради его образования, ради его будущего.
Часто мы не задумываемся о том, какой ценой наши родители, наши матери воспитывают нас, добывают одежду, пищу, игрушки. Порой в стремлении обеспечить ребенку лучшее будущее матери забывают самих себя, а дети, не осознавая всю серьезность их жертвы, начинают стесняться их, отгораживаться от них.
Материнская любовь – самое сильное в мире чувство. Оно способно преодолеть все трудности и неприятности: голод, нужду, унижения, неблагодарность. Задачей каждого ребенка должно быть обеспечение счастья и покоя своих матерей.
Материнская любовь – глубочайшее чувство, способное преодолеть все жизненные трудности и проблемы. Часто мама жертвует собой, чтобы уберечь ребенка от нужды или голода, а когда избежать этого невозможно, то она готова принять недовольство чада, но не взвешивать на него взрослые проблемы.
Такая ситуация описана в тексте Ю.Я. Яковлева, который пытается донести до читателя, что иногда неправильно понимаем своих матерей, судим их незаслуженно жестко. А все потому, что не знаем и маленькой части тех страданий, которые приходится ей испытывать, глядя на единственный кусочек колбасы, лежащий на тарелке сына. Только спустя многие годы, герой рассказа понял, отчего мама так долго смотрела в окно, отчего вздрагивали ее плечи, как тяжело ей было слышать звук с укором хлопающей двери.
Мы многого не знаем о жизни собственных родителей. О том, с какими трудностями им приходится сталкиваться, какой ценой им достается наше благополучие. Понимание приходит с возрастом, когда у человека появляются собственные дети, и он, теперь уже со стороны родителя, наслаждается детской неосознанной жестокостью.
Материнская любовь, материнское сердце – самое дорогое для каждого человека. Это то, что оберегает нас всю жизнь, придает сил и поддерживает в любой ситуации, в которой мы оказываемся.
Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над человеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарищества, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предательства.
Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».
Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завладевшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайлова. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.
Какова роль детства в жизни человека? Что заключает в себе образ родного дома в нашей душе?
Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведении писатель исследует процесс становления характера. В сознании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатейший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, сословных. Постепенно герой начинает открывать для себя окружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается трагедия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»
И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее безмятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кровля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерусская природа с неторопливым течением рек, безмятежным духом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в памяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудесной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красавицы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.
Другая определяющая черта характера Обломова - независимость от мира внешней жизни, чувство внутренней свободы. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чиста и ясна как стекло».
Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отрицательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и нянек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опровергались доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развивалась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.
Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испытать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом несколько приближается к тому женскому типу, который существовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким образом, детские годы, по мысли писателя, полностью определяют наш характер и жизненный сценарий.
Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лермонтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницкого, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».
Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ:
Проблема материнства
Проблема слепой материнской любви
Материнство как подвиг
Возможные тезисы:
Любовь матери - самое сильное чувство на свете
Быть хорошей матерью - настоящий подвиг
Мать готова на все ради своих детей
Иногда материнская любовь ослепляет, и женщина видит в своем ребенке только хорошее
Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»
Ярким примером слепой материнской любви является комедия Фонвизина «Недоросль». Простакова настолько сильно любила своего сына, что видела в нем только хорошее. Митрофану все спускали с рук, любые его капризы исполнялись, мать всегда шла у него на поводу. Итог очевиден - герой вырос избалованным и эгоистичным юношей, который не любит никого, кроме себя, и не равнодушен даже к собственной матери.
Л. Улицкая рассказ «Дочь Бухары»
Настоящий материнский подвиг описывается в рассказе Улицкой «Дочь Бухары». Аля, главная героиня произведения, была очень красивой девушкой. Став женой Дмитрия, восточная красавица родила девочку, но вскоре выяснилось, что у ребенка синдром Дауна. Отец не смог принять неполноценного ребенка и ушел к другой женщине. А Бухара, любившая дочку всем сердцем, не сдалась и посвятила свою жизнь воспитанию девочки, сделав все возможное для ее счастья, пожертвовав собственным.
А. Н. Островский пьеса «Гроза»
Не всегда материнская любовь выражается в ласке. В пьесе островского «Гроза» Кабаниха, свекровь главное героини, очень любила «воспитывать» своих детей, давая им наказания и читая морали. Неудивительно, что сын Тихон проявлял себя как безвольный, несамостоятельный человек и мямля, который не может и шагу ступить без «маменьки». Постоянное вмешательство Кабанихи в жизнь сына негативно сказалось на его жизни.
Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
В романе Достоевского «Преступление и наказание» также прослеживается нескончаемая материнская любовь. Пульхерия Александровна больше всего беспокоилась о счастье сына Родиона и верила ему несмотря ни на что. Ради него женщина была готова жертвовать дочерью. Создается впечатление, что сын для Пульхерии был намного важнее Дуни.
А. Н. Толстой повесть «Русский характер»
В повести Толстого «Русский характер» подчеркивается сила материнской любви. Когда танкист Егор Дремов получил ожоги, обезобразившие его лицо до неузнаваемости, он побоялся, что семья отвернется от него. Герой навестил родных под видом своего друга. Но порой материнское сердце видит яснее чем глаза. Женщина, несмотря на чужой облик, узнала в госте своего родного сына.
В. Закруткин повесть «Матерь человеческая»
О том, насколько большим может оказаться сердце настоящей матери, рассказывается в повести Закруткина «Матерь человеческая». Во время войны главная героиня, потеряв мужа и сына, осталась одна со своим будущим ребенком на разграбленной фашистами земле. Ради него Мария продолжала жить, а вскоре приютила маленькую девочку Саню и полюбила ее как родную. Через некоторое время малышка умерла от болезни, героиня чуть не сошла с ума, но упорно продолжала свое дело - возрождать уничтоженное, для тех, кто, может быть, вернется. За все время беременная женщина успела приютить на своем хуторе еще семь сирот. Этот поступок можно считать настоящим материнским подвигом.
Материнская любовь - это любовь к своим детям, проявления к ним материнских чувств и заботы. Это готовность защитить свое дитя в любой момент времени, даже ценой жизни.
Обратимся к произведению Д. Н. Мамина-Сибиряка. Дед Емеля на охоте выслеживал олениху с олененком. Мать всеми возможными способами пыталась отвести угрозу от теленка. Дед, участвуя в данном поединке, вспомнил, как его дочь защищала своего сына от напавших на них волков. Она погибла, но ее сын остался жив. Эти воспоминания спасли жизнь беззащитных животных.
Вспомним нашу повседневную жизнь. Она также окружена любовью и заботой наших матерей.
Каждая мама, когда ее чадо болеет не отходит от него, заботится и переживает, проявляя свою любовь.
Исходя из жизненных ситуаций можно сделать вывод, что материнская любовь проявляется не только среди людей, но и среди животных.
Обновлено: 2017-05-18
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что есть сильнее материнской любви? Это именно та любовь, которая долго терпит, не ищет своего, все покрывает, все переносит. Мы с рождения пребываем в материнской любви, как в коконе. Это наша зашита и опора, но не всегда мы ценим эту любовь, часто раздражаемся беспокойством о нас, уже взрослых. И, только когда мать уходит из жизни, понимаем, какое сокровище мы потеряли.
В рассказе Михаила Агеева «Случай с деньгами» герой, конечно, любит свою маму, но малодушно стесняется ее непрезентабельного вида перед товарищами. Он намеревался пробежать мимо нее неузнанным, но мама, конечно, узнала сына. Она принесла забытые сыном деньги для оплаты учебы, чтобы он не волновался. Сын же был груб с ней. Одноклассникам он не признался, что это его мать, назвал ее обнищавшей гувернанткой, ищущей место, и вместе со своими товарищами смеялся над ней. Он поступил предательски. Для матери этого мальчика стало очевидным, что сыну стыдно пред друзьями за ее бедную, поношенную одежду, за ее старость (конечно, она экономила на себе ради сына). Заплатив за гимназию, она, сгорбившись, пошла домой и больше к сыну не подошла. Взгляд ее был виноватым и горестным. Безусловно, она оправдала и простила сына, ведь материнская любовь прощает все. Но разве можно обижать свою мать?
Если говорить о силе материнской любви, то можно вспомнить стихотворение Дмитрия Кедрина «Сердце», в основу которого положена украинская легенда. В стихотворении говорится о том, как казак, одержимый любовью к дивчине Оксане, по просьбе ее приносит любимой в рушнике сердце матери. Всходя на крыльцо, казак споткнулся, выронил сердце, и оно спросило его: «Не ушибся, сынок?». Даже вырванное из груди родным сыном сердце матери продолжает болеть о нем.
Писатель А. Фадеев в воспоминаниях о своей матери повествует о горечи, пережитой им у материнской могилы. Он предостерегает молодых людей от таких поступков в отношении родителей, о которых придется сокрушаться до конца жизни.
Писатель А. Алексин призывает беречь матерей так же, как они берегут своих детей. Алексин отмечает жертвенность, свойственную матерям, и естественность ее, но, полагает писатель, дети с той же естественностью должны сопротивляться безудержному благородству материнских жертв, а не принимать их как должное. Ведь придет время, и наступит раскаянье.
Подводя итог, можно назвать материнскую любовь безмерной. Это бесценный дар, которым дети дорожат не всегда. Но необходимо ценить эту любовь, а не использовать ее, иначе отзовется холодность к матери неминуемой расплатой.