Презентация на тему "воспитание патриотизма". Презентация на тему "Что значит быть патриотом?" Патриотизм красивая презентация

18.03.2021

Слайд 2

Тема:

«Патриотизм: современные тенденции формирования в молодежной среде (на примере исследований готовности молодежи к службе в Армии в малом городе Алтайского края)»

Слайд 3

Объект – патриотизм молодежи Предмет – патриотизм молодежи как основа социально-психологической готовности юношей к службе в армии Цель исследования – изучить особенности патриотических чувств молодых людей и их роль в социально-психологической готовности к службе в армии

Слайд 4

Задачи исследования:

проанализировать теоретические подходы к анализу становления патриотизма у молодежи; выявить критерии сформированности патриотических чувств и критерии социально-психологической готовности к службе в армии; изучить специфику сформированности патриотических чувств у молодых людей и отношение общества к становлению патриотизма у молодежи; выявить особенности социально-психологической готовности молодых людей к службе в армии; исследовать зависимость сформированности патриотических чувств и социально-психологической готовности молодых людей к службе в армии.

Слайд 5

Гипотеза:

«Современные тенденции становления патриотизма в молодёжной среде являются не только ценностью и социальной установкой, но и основой готовности к службе в армии».

Слайд 6

Методы исследования:

анкетирование; глубинное интервьюирование; Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»; Методика "Ценностные ориентации" Рокича; Методика «Тест-опросник самоотношения В.В. Столина»; статистическая обработка данных.

Слайд 7

Выборка:

1. Граждане Российской Федерации в возрасте от 20-45 лет, военнослужащие запаса. (n=25 чел.); 2. Юноша – школьник 11 классов г.Славгорода, допризывник, в возрасте 16-17 лет. (n=75 чел.).

Слайд 8

Создание портрета идеального солдата:

Граждане Российской Федерации в возрасте от 20-45 лет, военнослужащие запаса. Юноша – школьник 11 классов г.Славгорода, допризывник, в возрасте 16-17 лет.

Слайд 9

Черты характера идеального солдата:

патриотизм; смелость; готовность совершить подвиг; дисциплинированность; коммуникабельность; выносливость; обладание знаниями в точных науках; легкая адаптация к новым условиям; физическая готовность; уважительное отношение к другим; умение отвечать за свои поступки.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»

  • Слайд 14

    «Тест – опросник самоотношения» В.В. Столина

  • Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    К= число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа К=28/1240 =0,02%

    Слайд 18

    Слайд 19

    К= число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа К=28/1240 =0,02%

    Слайд 20

    Слайд 21

    Выводы:

    1) При анализе высказываний известных людей России о патриотизме выявлено, что патриотизм – источник жертвенности; доказывается не словом, а делом; его предназначение – защита Отечества. 2) В ходе исследования выявлены критерии сформированности патриотических чувств: патриотизм – ценность, патриотизм – социальная установка, патриотизм – основа готовности к службе в армии, а так же критерии социально – психологической готовности к службе в армии: степени выраженности агрессивности и самоотношения. 3) Изучена специфика сформированности патриотических чувств у молодых людей, выражающаяся в целостном понимании важности воспитания патриотизма; 4) Контент-анализ городской периодической печати показал, что проблеме патриотизма уделяется недостаточное внимание, что приводит к низкому уровню информированности молодых людей по данной проблеме.

    Слайд 22

    Научная новизна работы заключается в том, что: были проанализированы теоретические подходы к анализу становления патриотизма у молодежи, выявлены особенности социально-психологической готовности молодых людей к службе в армии, исследована зависимость сформированности патриотических чувств и социально-психологической готовности молодых людей к службе в армии Практическая значимость заключается в создании комплекса методик для определения социально-психологической готовности к службе в армии; разработке социальной программы «Допризывник», которая будет включать в себя мероприятия, направленные на воспитание патриотизма молодых людей.

    Слайд 23

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Педагогический совет сайт

    Слайд 2

    Познакомиться с основными документами, регламентирующими деятельность педагогов по патриотическому воспитанию учащихся; Обобщить опыт работы школы по патриотическому воспитанию учащихся; Сформулировать основные проблемы в деятельности педагогов по патриотическому воспитанию учащихся; Наметить основные шаги по решению проблем согласно Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

    Слайд 3

    Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов по патриотическому воспитанию учащихся

    Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» Рекомендации по организации патриотического воспитания учащихся План основных мероприятий по взаимодействию Совета ветеранов и Управления образования на 2007-2008 уч.г. Комплексный план работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»по патриотическому воспитанию учащихся на 2007-2008 учебный год

    Слайд 4

    Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

    Слайд 5

    На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровнепатриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

    Слайд 6

    Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

    Слайд 7

    Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

    Слайд 8

    Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

    Слайд 9

    Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

    Слайд 10

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

    Слайд 11

    В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан РФ и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

    Слайд 12

    Цель и задачи Программы

    Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

    Слайд 13

    Задачи:

    продолжить создание системы патриотического воспитания; продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, отдельных граждан; повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения; проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

    Слайд 14

    Основные направления реализации Программы

    Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений).

    Слайд 15

    1. Совершенствование процесса патриотического воспитания

    продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях деятельности институтов государственной власти; определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе; обогащение содержания патриотического воспитания; развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий; усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин; разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники применительно к каждой специальности;

    Слайд 16

    воспитание гордости за Российское государство, его свершения; увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества; воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества; обеспечение взаимодействия субъектов РФ в работе по патриотическому воспитанию; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан РФ; совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания.

    Слайд 17

    2. Развитие научно-технических и методических основ патриотического воспитания. 3. Координация деятельности общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания. 4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания. 5. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании (в том числе организация изучения в образовательных учреждениях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации)

    Слайд 18

    Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

    Слайд 19

    Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан РФ к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.Реализация Программы в тесной взаимосвязи с реформированием органов исполнительной власти, военной организации государства, системы образования, правоохранительных органов должна способствовать укреплению государства, обеспечению безопасности его граждан.

    Слайд 20

    Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.

    Слайд 21

    Система работы педагогов школы по патриотическому воспитанию учащихся

  • Слайд 22

    Патриотическое воспитание учащихся через работу библиотеки

  • Слайд 23

    Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность

  • Слайд 24

    Патриотическое воспитание учащихся через музейную педагогику

  • Слайд 25

    Патриотическое воспитание учащихся через деятельность Демократической республики «Иксландия»

    Приобретение практических навыков жизни в гражданском обществе в ходе организации политической, правовой и других видах социально значимой деятельности; Повышение правовой грамотности учащихся; Формирование и закрепление навыков реальной политической деятельности; Воспитание уважения к истории своего народа, страны, терпимости к инакомыслию, мнению другого человека, потребности во взаимопонимании и помощи тем, кто в ней нуждается.

    Слайд 26

    Патриотическое воспитание учащихся через участие в мероприятиях различных уровней

    Школьные, районные и городские мероприятия, посвященные 380-летию г. Красноярска, 70-летию Центрального района, 160-летию В.И. Сурикова, ветеранский десант, военно-спортивная игра «Патриот», военно-спортивная игра «Гвардия года», месячник военно-патриотической и спортивно-оздоровительной работы, чествование ветеранов войны и труда и др. мероприятия

    Слайд 28

    Патриотическое воспитание учащихся через систему классных часов

    Изучение государственной символики России; Уроки мужества (встречи с ветеранами ВОВ); Беседы, посвященные чествованию памятных дат, дней воинской славы; Классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери и др.; Классные часы, посвященные 380-летию г. Красноярска, 160-летию В.И. Сурикова, 70-летию Центрального района

    Слайд 29

    Патриотическое воспитание учащихся через систему дополнительного образования

    Слайд 30

    Результаты анкетирования учащихся и педагогов

  • Слайд 31

    Слово «Родина» вызывает у Вас чувство

  • Слайд 32

    Что для Вас является определяющим в понятии «Родина»:

  • Слайд 33

    Быть патриотом означает:

  • Слайд 34

    Что в наибольшей степени снижает чувство патриотизма?

  • Слайд 35

    Что оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание учащихся?

    Слайд 41

    Готовы ли Вы выполнить свой долг по защите Родины в рядах вооруженных сил?

    Слайд 42

    Какова, на Ваш взгляд, эффективность патриотического воспитания

  • Слайд 43

    Можете ли Вы назвать себя патриотом своей страны?

  • Слайд 44

    Вывод:

    подавляющее большинство обследованного контингента школьников имеет достаточно зрелое представление о таких базовых, святых для человека и гражданина понятиях, как Родина, патриотизм, которые необходимы для полноценного формирования личности; для большинства респондентов школа не является ведущим фактором патриотического воспитания; система работы по патриотическому воспитанию в школе отсутствует, большинство респондентов не удовлетворены состоянием патриотического воспитания; отсутствуют какие-либо новые подходы и формы воздействия на патриотическое мировоззрение подрастающего поколения; патриотическое воспитание носит формальный характер, его методы, вероятно, не соответствуют требованиям времени и не вызывают активного отклика у учащихся.

    Слайд 45

    Проблемные группы:

    Учителя – предметники; Классные руководители; Педагоги дополнительного образования, библиотекарь, руководитель музея истории школы

    Слайд 46

    Задание группам:

    Проанализируйте собственную деятельность по патриотическому воспитанию и предложите формы и методы активизации патриотического воспитания в школе как классный руководитель, учитель-предметник, педагог дополнительного образования, библиотекарь, руководитель школьного музея.

    Слайд 47

    Внедрить в работу по патриотическому воспитанию современные образовательные технологии: информационную, проектную, личностно-ориентированную,- шире использовать традиционные формы и методы(2008 г., отв. Грачева О.А., классные руководители, учителя-предметники, педагоги ДО); Активизировать работу с ветеранами ВОВ, чествование памятных дат, дней воинской славы (2008 г., Грачева О.А.);

    Слайд 48

    Осуществлять коллективное посещение выставок, городских музеев, изучать историю, культуру и героическое прошлое родного края в рамках программы Музейного всеобуча «Основы краеведения» (2008 г., ГрачеваО.А., классные руководители); Создать музей истории школы (до конца текущего учебного года, отв. Грачева О.А.); Оборудовать кабинет ОБЖ, провести ремонт полосы препятствий (до конца текущего учебного года, отв. Шолохов В.Н.)

    Посмотреть все слайды




    Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.




    Преимущества патриотизма Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков. Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны. Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину. Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны. Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране. Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.


    Проявления патриотизма в повседневной жизни Геополитика. Образование национальных государств – это одно из проявлений патриотизма каждой нации. Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими. Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм. Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов. Национальная культура. Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.


    Как развить в себе патриотизм Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами. Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм. Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма. Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

    План 1. Патриотизм: понятие и история происхождения патриотизма. 2. Виды патриотизма. 3. Патриотизм в современной молодежи. Факторы ее определяющие. 4. Патриотическое воспитание. Выработка патриотизма в молодежи. 5. Развитие патриотизма в Дагестанской молодежи.

    1. Патриотизм – это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к Родине и родному народу, проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни

    История происхождения понятия Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.

    2. Основные виды патриотизма 1. Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства. 2. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание истории и знакомство с достоянием народа является условием формирования осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за свой народ, желание сохранять и приумножать его ценности. 3. Местный патриотизм – проявляется в любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой Родиной» . Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и духовных связей. Именно с понятия «малая Родина» и начинается, формирование, национального российского, государственного патриотизма. И этот процесс, начинаясь в семье, организованный и целенаправленный характер приобретает в школе, называясь системой и процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно государство, не сберегаются культурные достижения наций.

    3. Патриотизм в современной молодежи. Современная молодежь – настоящее и будущее страны. Молодежь является носителем перспектив в их исходном состоянии. От того, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны.

    Фундаментом современной молодежи является патриотизм. Патриотизм в человеке закладывается еще с детства, с воспитания. Семья выступает в роли эффективного агента формирования духовных и патриотических ценностей в молодом поколении.

    Важным фактором формирования патриотизма является отношение к истории, культуре и традициям страны. Судя по полученным результатам, большинство (64%) респондентов считают русские традиции и язык основой культуры и воспитания. 25% отметили свое уважение к традициям и языку, но при этом соглашаются с тем, что в их жизни они не играют никакой роли. А 10% посчитали их «не хуже и не лучше, чем в других странах» . Таким образом, большинство студенческой молодежи видит в русских традициях и языке основу культуры России, тогда как людей безразличных или абсолютно не принимающих русскую культуру среди опрошенных - меньшинство. При этом русская история и культура вызывает однозначный интерес у 50% опрошенных респондентов, еще 40% склоняются к тому, что им это интересно, и лишь 10% не испытывают интереса к русской истории и культуре.

    4. Патриотическое воспитание - формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Общая цель патриотического воспитания - воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.

    Решая проблему патриотического воспитания молодежи, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героикопатриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» . Что же нужно молодежи для выработки патриотизма? Для того, чтобы сформировать у молодого поколения патриотизм, нужно выработать в них осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины. Современной молодежи необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.

    Что же нужно молодежи для выработки патриотизма? Для того, чтобы сформировать у молодого поколения патриотизм, нужно выработать в них осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины. Современной молодежи необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.

    5. Развитию патриотизма в молодежной среде Дагестана способствует, прежде всего, семья. В семье закладываются те патриотические ценности, которые нужны для современной Дагестанской и Российской молодежи.

    Развитию патриотизма в молодежной среде Дагестана также способствуют организации работы по патриотическому воспитанию молодежи. По данным проведенных исследований основными компонентами формирования патриотизма в молодежной среде выступают: формирование у молодежи любви к Родине, матери и родной земле(74, 4%), военно-патриотическое воспитание молодежи на примере дедов и отцов (52, 1%), формирование у молодежи уважения к людям(51%), сохранение памяти и уважения к ветеранам ВОВ(45, 8%), формирование у молодежи чувства гражданственности(37, 4), воспитание у молодого поколения правильного отношения к своей героической истории(36, 0%), формирование у детей и молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей(31, 2%).

    Патриотизм, по моему мнению, - это любовь и уважение к Родине, гордость за свою страну, готовность, в случае необходимости, защищать свою Родину и способствовать ее процветанию.

    Александр Меркулов
    Презентация патриотическое воспитание

    Введение (слайд 1)

    Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.

    В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности : «Воспитание гражданственности , трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.

    Школа должна воспитать «порядочного, патриотического » человека.

    Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним ». Но проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.

    1. Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов.

    2. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим могут попасть под отрицательное влияние.

    3. Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу низкого уровня образования родителей.

    Исходя из этого, актуальность работы по патриотическому воспитанию , заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, ее особенностях.

    (слайд 2) Поэтому основной целью моей работы в патриотическом воспитании является создание условий для формирования патриотических чувств и патриотического сознания у детей с ОВЗ.

    Задачи :

    1. Воспитывать чувства любви к своей Родине – России.

    2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому

    3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

    1. Задача - Воспитание чувства любви к своей Родине

    Для развития детей с ОВЗ нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников . Поэтому первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм » , направленную на выявление представлений о; своей малой родине, ее традициях о своей стране и отношению к природе с помощью анкеты - опросника «Я и моя страна» и «Отношение к природе и ее охране» . (в Приложение 1.) Анализ показал, что у половины обучающихся не достаточно сформированы ценности патриотизма . (в Приложение 2.)

    Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по патриотическому воспитанию . Она представлена следующими направлениями :

    1. Воспитание чувства любви к своей Родине – России :

    Закрепить знания детей о государственных символах России;

    Обобщить элементарные представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов.

    2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому , настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

    - воспитание

    Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

    (слайд 3) Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

    В рамках реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Живу в России» , мною были проведены беседы «Государственная символика. Что это такое?» , «Российский флаг» .

    В ходе классных часов были закреплены уже ранее полученные сведения о гербе, флаге и гимне России, а также были даны дополнительные исторические сведения. Ребята не имеют возможности посетить столицу нашей Родины - Москву, но познакомиться с ней поможет игра – путешествие «Москва – столица нашей Родины» . Для проведения игры были использованы слайды с видами Москвы. Дети познакомились с историей столицы, её развитием, достопримечательностями.

    (слайд 4) Так же воспитание в детях причастности к Великому Русскому народу происходит через знакомство детей с древнейшими народными праздниками : Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвовали в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица» .

    У ребят появилась возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они водили хороводы, играли в народные игры, слушали заклички и потешки, угощались блинами.

    Патриота нельзя воспитать , если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это участие в школьном конкурсе чтецов посвященному Дню защитника Отечества, подготовка к конкурсу патриотической песни , знакомство с военной символикой.

    «Помнить можно только то, о чем знаешь. Если рассказывать детям о войне, им будет что помнить» в предверии 72 годовщины Великой Отечественной войны ребята будут продолжать знакомиться с произведениями о героях военных лет.

    Задача - 2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю

    (слайд 5) Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю, гордости за свою малую родину происходит через воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

    Привить любовь к Родине ребенку с ОВЗ возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать.

    Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину. Её я воспитываю , знакомя школьников с культурой, традициями округа. Даю понятие Родины как места, где человек родился, природы родины; традиций, нравов, обычаев Малой Родины; понятия соотечественника; национальных особенностей жизни людей. Дети знакомятся с гимном Югры, сравнили герб Югры с флагом, а также поговорили о гербе Кондинского района.

    Определили с детьми что в состав Ханты - мансийского АО входят 13 городов, 9 районов, назвали столицу ХМАО и другие населенные пункты. Воспитанники называли коренных жителей ХМАО, познакомились с жилищем хантов, поговорили об их быте, охоте и традициях.

    (слайд 6) Во время прогулок с целью воспитания культуры игрового общения, ценностного отношения к наследию разучивали игры народов Севера («Караси и щуки» , прыжки через нарты, принимали активное участие в тематическом дне здоровья «Игры народов Севера» , инсценировании сказок народов Севера («Кукушка» )

    Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

    (слайд 7) Большую поддержку по ознакомлению с родным краем, оказывает тесное взаимодействие со школьной и районной библиотекой. Посетив тематические книжные выставки («Край в котором мы живём» ; Тематическая выставка к 86-летию ХМАО-Югры «Наша Югра!» ; беседа в библиотеке «Родные поэты» знакомство с поэтом А. Тархановым; «Поэты края» ; тематическая выставка; «Вороний праздник» - беседа с элементами игры, обретают чувство гордости за свою малую Родину - Югру, осознают свою этническую и национальную принадлежность.

    3 задача. Формирование основ экологической культуры

    (слайд 7) Так же гражданско – патриотические чувства проявляются через формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

    Изучая совместно с библиотекарем и учителем биологии узнали что, к сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Еще с прошлого учебного года решили, что будем заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

    Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.

    Так же ребята заняли 1 место за участие в районном конкурсе «Жалобная книга природы» , учились создавать коллаж, в котором отражалась экологическая проблема и призыв о помощи и защите всего живого.

    Заключение

    (слайд 8) Ведущая роль в процессе гражданско-патриотического воспитания воспитанников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру.

    Поэтому педагогу так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью, способной жить в обществе и следовать правилам установленным в нем. Итак, патриотическое воспитание – процесс долгий , сложный, требующий времени, усилий и педагога и учащегося.

    А процесс патриотического воспитания детей с ОВЗ осложняется еще и рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии. Но тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной школы, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.

    (слайд 9) Для более успешной организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ на следующий учебный год к задачам :

    Будет добавлено направление, по которому планируется продолжать работу по изучению данной темы :

    4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность, по ознакомлению с историческим и культурным наследием родного края, его жителями.

    Продуктом изучения темы будет являться оформление альбома «Знаменитые люди Югры» .

    (слайд 10В заключении хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества. Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания . Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества , настоящих граждан России

    Показатели сформированности представлений о своей стране и ее традициях, экологическом воспитании и распределение воспитанников по уровням на начало и конец 2016-2017 учебного года

    Воспитанник Я и моя страна Отношение к природе и ее охране

    нг кг нг кг

    Кол-во баллов Уро

    вень Кол-во баллов Уро

    вень уровень уровень

    1 4 н 9 ср н ср.

    2 7 н 10 ср н ср.

    3 11 ср 13 в ср в

    4 8 ср 11 ср н ср

    5 10 ср 12 в н ср

    6 5 н 10 ср ср в

    7 5 н 11 ср н ср

    Итого по классу В. ур- 0%

    Ср. ур-42,8%

    Н. ур. -57,2% В. ур- 25%

    Н. ур. -0% В. ур- 0%

    Ср. ур- 28,6%

    Н. ур. - 71,4% В. ур- 25%

    Вывод : в начале учебного года дети имеют низкий и средний уровень представлений о себе, стране, малой родине, традициях страны. 55% не знают о традициях малой родины, традиционных праздниках и обычаях этих праздников. Не сформирована активная жизненная позиция по решению доступных для них проблем окружающей природной среды. К концу учебного года, вследствие проводимой воспитательной работы , у воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии : нет обучающихся на низком уровне сформированности представлений.