Звук [ш]
Подготовительный этап
Занятие 1
Пространственная ориентировка
Перекрестная ориентировка.
Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.
«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
Упражнение для губ
«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].
Упражнения для языка
«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.
«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
Координация дыхания, артикуляции и фонации
Игровые задания
«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.
Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.
Занятие 2
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.
Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.
Упражнения для губ
«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.
Упражнения для языка
«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5-6 раз.
«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5-6.
«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.
«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].
Занятие 3
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.
Упражнение для губ
Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».
Упражнения для языка
«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.
«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем - нижние.
«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.
Развитие фонематического восприятия
Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик. )
шарик, мишка, малыш.
Занятие 4
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
Упражнение для губ
«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.
Упражнения для языка
«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем - нижней.
Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.
«Чашечка».
Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?
Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.
«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).
Развитие фонематического восприятия
Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.
Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю - те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю - те, в названиях которых звук в конце.
Занятие 5
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».
Упражнение для губ
«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».
Упражнения для языка
«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.
«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.
Занятие 6
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.
«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.
Упражнения для губ
Повторение упражнений предыдущих занятий.
Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык - «чашечкой» (снаружи рта).
Упражнения для языка
Повторение упражнений предыдущих занятий.
«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.
Развитие фонематического восприятия
Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых - [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].
Постановка звука [ш]
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]
Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1-2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.
Приемы работы по постановке звука [ш]
Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания
Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.
Формирование зрительного образа звука [ш]
Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.
ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]
Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.
Пластическое изображение формы языка кистями рук
Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой - небо.
Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.
Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:
Постановка звука “ш”, а именно - коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.
Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:
Важное условие - абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.
Индивидуальное логопедическое занятие начинается с . Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:
Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.
Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.
Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.
Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно - его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.
Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.
У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.
Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:
Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.
Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?
Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.
Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.
Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата
Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.
Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.
Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.
Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям
Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:
Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.
Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы
Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.
Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание
Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.
Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.
Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения
Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.
Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.
Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.
Катание с горки . Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.
Ложечка . Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.
Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.
Такое случается в 4 случаях из 10 – ребенок не выговаривает некоторые буквы русского алфавита. Как быть в такой ситуации? В данной статье предлагаются полезная информация и дельные советы для изучения произношения этой буквы. Ведь звук «ш» является сложным для малышей.
Для начала стоит проверить уровень умений вашего ребенка: возможно, проблемы и нет вообще. Нарушения бывают двух видов: когда ребенок плохо произносит конкретный звук и когда заменяет его совершенно на другой из-за полной неспособности произнести. Последний вариант в практике логопедов встречается чаще. Например, малыш говорит «парик» вместо «шарик».
Данная проблема со звуком «ш» делится на несколько типов:
Ребенок в данном случае просовывает язык между зубами, и выговорить совсем не получается. Вместе этого слышен шепелявый звук.
Чтобы проверить произношение вашего малыша без логопеда, придерживайтесь схемы: общая проверка, проверка звука изолированно и в отдельных слогах со звонкими и глухими согласными.
Иногда при таком способе проверки обнаруживаются проблемы с другими шипящими согласными. Поэтому отнеситесь к процессу со всей ответственностью и добавьте разнообразных по звучанию сочетаний звуков.
Для проверки и тренировки (если она понадобится) можно подготовить набор карточек с картинками и звуками: для малыша это будет приятная игра. Такие коллекции также легко найти в обычных книжных магазинах. В них все слоги и слова подобраны специальным способом, с максимальным разнообразием позиций нужных звуков.
Если вы уже долго, но безрезультатно пытаетесь научить малыша правильно говорить «ш» – обратитесь к логопеду. Как правило, многие садики нанимают их на несколько часов в неделю. Он сможет грамотно поставить речь в короткие сроки.
Перед началом занятий с малышом обязательно проведите зарядку для ротовой полости. Состоять она будет из нескольких несложных упражнений.
Поставьте малыша перед зеркалом: так ему будет очень весело строить рожицы, и стараться он будет усерднее. Можно также разбавлять процесс интересными смешными историями.
Практикуем следующий перечень упражнений для постановки произношения:
Все упражнения выполняются перед зеркалом и сопровождаются самыми разными веселыми историями, какие вы только сможете придумать.
Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизмом, который аналогичен сигматизму свистящих (С, 3, Ц). Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.
Виды сигматизма те же, что и у свистящих.
Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.
Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.
Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.
Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.
Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.
Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по-лость.
Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш
Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.
1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «ГоворилСА, а получилось что?»
2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.
3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с. Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.
Упражнения для губ . Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука «У»). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.
Упражнение для развития выдоха . Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки - ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.
Упражнение для языка . Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.
Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.
Упражнение . Произнесение длительного звука «Ш». Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук «Ш - Ш - Ш».