Портрет христа леонардо да винчи. А Вы сможете понять, что не так на этой картине Леонардо да Винчи? Удивительный факт о «Тайной вечере»

23.06.2020

«Спаситель мира» — картина Леонардо Да Винчи, которая долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. Сохранилось порядка 20 работ леонардесков на этот сюжет. Не исключено, что одна из них и есть сильно испорченный оригинал Леонардо, законченный кем-то из его мастерской.

Парижская версия

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу вдова Людовика XII.

В 1982 г. картина участвовала в выставке работ мастера в его родном городе Винчи; эту выставку курировал Карло Перетти, опытный специалист по атрибуции леонардесков. Несмотря на все усилия, маркизу не удалось доказать принадлежность парижского «Спасителя» кисти Леонардо. В большинстве современных каталогов он приписывается Франческо Мельци или Марко д’Оджоно.

В 1999 г. картина была продана на аукционе «Сотбис» за $332 000.

Нью-йоркская версия

Известна также гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевы Генриетты Марии. Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам. Возможно, именно эта работа поступила в 1688 г. в собрание герцога Бекингема. Во всяком случае, в 1763 г. его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся.

В конце 2011 г. Лондонская Национальная галерея объявила о том, что на предстоящей выставке работ Леонардо вместе с его достоверными произведениями миланского периода, привезёнными в Лондон со всей Европы, будет выставлен и «Спаситель мира» из частной коллекции в Нью-Йорке. В 1900 г. его приобрёл как работу миланской школы один из богатейших людей викторианской Англии, баронет Фредерик Кук, владелец роскошного дворца Монсеррат в Синтре. В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта.


Репродукция из каталога коллекции Кука, 1913. Картина до реставрации. (слева)

«Спаситель мира» из коллекции Кука был искажён позднейшими записями и исправлениями: в эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 г. наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов.

В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей. Детали реставрации не раскрываются. После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США, причём только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами согласился признать авторство Леонардо. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы и как бы светящейся длани Христа, воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато, сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах».

Хотя Карло Перетти и оспаривает атрибуцию этой картины Леонардо, рыночная стоимость нью-йоркского «Спасителя» оценивалась летом 2011 г. в $200 млн. В 2012 г. попытку приобрести картину предпринял Музей искусств Далласа. Год спустя за 79 млн долларов полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев.

11 октября 2017 года было объявлено, что картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» 15 ноября будет выставлена на торгах Christie"s в Нью-Йорке. Стартовая цена лота приблизительно оценивается в 100 млн долларов.

Дмитрий Рыболовлев выставил на аукцион принадлежащую ему работу Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Торги пройдут 15 ноября, сообщил во вторник нью-йоркский аукционный дом Christie’s. Картина оценивается в $100 млн. В Christie’s не называли продавца картины. То, что полотно продает семейный траст Рыболовлева, подтвердил The Wall Street Journal представитель российского миллиардера - в прошлом владельца «Уралкалия», а ныне владельца футбольного клуба Monaco.
На полотне «Спаситель мира» изображен Иисус Христос в синих одеждах, в левой руке он держит стеклянный шар, правая поднята в знаке благословения. Картина датируется около 1500 г. В отличие от остальных сохранившихся до наших дней работ Леонардо (их менее 20), «Спаситель мира» находится в частной, а не музейной коллекции.

В середине XVII в. картиной владел английский король Карл I, хотя есть свидетельства того, что изначально она была написана для французского королевского двора, рассказал Financial Times старший специалист по полотнам старых мастеров Christie’s Алан Уинтермьют. Затем на протяжении нескольких столетий картиной владели разные европейские монархи.
Долгое время она считалась утраченной. А в 1958 г. была продана на аукционе всего за 45 фунтов (тогда около $125) как одна из работ «школы да Винчи». Об авторстве самого Леонардо стало известно только в середине 2000-х гг. В 2005 г. в ходе реставрации полотно освободили от слоев краски, наложенных поверх оригинального изображения. Таким образом, «Спаситель мира» стал последней обнаруженной картиной да Винчи после «Мадонны Бенуа», найденной в начале прошлого века.
Специалисты Christie’s называют картину да Винчи «святым Граалем», ее обнаружение - «большее событие, чем открытие новой планеты», говорит Лоик Гоузер, сопредседатель отдела послевоенного и современного искусства Christie’s.

Публика впервые увидела полотно в 2011 г. на выставке работ да Винчи в лондонском музее National Gallery. В дальнейшем «Спаситель мира» стал одним из предметов спора между швейцарским арт-дилером Ивом Бувье и Рыболовлевым, его бывшим клиентом. Спустя два года после выставки в National Gallery при посредничестве Sotheby’s картина была продана Бувье за $80 млн, а тот перепродал ее Рыболовлеву за $127,5 млн.
Эта надбавка к цене впоследствии стала поводом для иска, который российский миллиардер подал, обвинив Бувье в мошенничестве. Судебные разбирательства продолжаются, но права семьи Рыболовлевых на картину не оспариваются. Миллиардер надеется, что «предстоящий аукцион наконец положит конец этой очень болезненной истории», заявил его представитель Брайан Кателл.
Дмитрий Рыболовлев, владелец клуба Monaco, может стать персона нон грата в княжестве

Картина оценена ниже, чем Рыболовлев заплатил за нее в 2013 г. Адвокат Бувье Рон Соффер сомневается, что российский миллиардер нуждается в деньгах от ее продажи. «Если он продает полотно Леонардо да Винчи только для того, чтобы заработать очки в этом деле, можно только развести руками», - заявил он WSJ.
Рыболовлев увидел в публикациях о «монакогейте» попытки повлиять на правосудие
Если «Спаситель мира» будет продан дороже предварительной оценки, то станет второй картиной, проданной в Нью-Йорке в этом году более чем за $100 млн. В мае на Sotheby’s более чем за $110 млн продали безымянную работу Жана Мишеля Баския.

15 ноября 2017 года картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» продана на аукционе Christie"s в Нью-Йорке за $400 млн. + комиссия аукциона $50 312 500 итого $450 312 500$. После продажи картина «Спаситель мира» стала самым дорогим в мировой истории произведением искусства.

Но как он сравнивается с некоторыми из самых ценных картин? Посмотрите ниже, чтобы узнать... ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ!


Обмен (Interchange)
Виллем де Кунинг
1955, 200.7×175.3 см


Номер 17А Джексон Поллок 1948

Как сообщает Bloomberg, осенью минувшего года известный миллиардер, коллекционер и меценат Кен Гриффин установил абсолютный максимум суммы частной сделки по продаже произведений искусства. Гриффин приобрел у голливудского магната Дэвида Геффена, чья коллекция до заключения данной сделки оценивалась в 2,3 миллиарда долларов, картины классиков абстрактного экспрессионизма Виллема де Кунинга «Interchange (Обмен)» и Джексона Поллока «Номер 17А», уплатив за них 300 и 200 миллионов долларов.

Таким образом, «Обмен» Куннинга разделил пальму первенства с картиной Поля Гогена Nafea Faa Ipoipo («Когда свадьба?»), проданной в 2015 году за аналогичную сумму 300 миллионов долларов Музейному управлению Катара.

17.11.2017, 17:10

Картину Леонардо да Винчи продали за 450 млн долларов

На аукционе продали уникальную картину "Спаситель мира" кисти Да Винчи за 450 млн долларов. К сожалению, имя новый владелец так и не сообщил своего имени. Теперь для всех интрига - кто же новый владелец "Спасителя мира" Да Винчи?

Вечером 15 ноября случилась сенсация в художественных кругах: картина "Спаситель Мира" или "Сальватор Мунди", приписанная Леонардо да Винчи, была продана на аукционе за 400 миллионов долларов плюс сбор в размере 50 миллионов долларов. "Спасительмира" стала самым дорогим на планете произведением живописи.

"Спаситель мира" Леонардо Да Винчи

На аукционе Christie’s в Нью-Йорке 15 ноября неизвестный покупатель выложил за него немыслимую сумму – 450,3 млн долларов. Это стало логичным завершением 11-летней эпопеи с переоткрытием, исследованием, реставрацией и перепродажей картины.

На картине Иисус с каштановыми локонами пристально смотрит на зрителя. В его левой руке покоится хрустальная сфера, а правая поднята в благословляющем жесте. По словам профессора Мартина Кемпа из Оксфорда, "Спаситель буквально держит на ладони благополучие мира и его обитателей".

Леонардо однозначно представил Искупителя не божеством, а человеком – что крайне необычно для того времени – без короны или нимба.

Журналисты попытались всевозможными способами узнать, кто же таинственный покупатель, но ничего не смогли добиться.

"Мы не комментируем личности покупателей, извините, - отрезал генеральный директор Christie’s Гийом Серутти. - Предложения поступали со всех уголков мира".

Отказ аукционного дома раскрыть инкогнито - даже пол и регион обитания - таинственного магната поставил в тупик искусствоведов, дилеров и коллекционеров. На свете проживает не так много миллиардеров, способных купить картину за 400 млн долларов и доплатить еще 50 миллионов сборов.

Предполагается, что это либо миллионер из США, который решил подарить музею на родине картину Да Винчи, так как во всей стране существует лишь одна картина Да Винчи - "Портрет Джиневры де Бенчи".

Портрет Джиневры де Бенчи - другая картина да Винчи

Либо это может быть миллиардер-коллекционер с Востока или Китая, который не перед чем не остановится чтобы добыть такую редкость.

Точно известно, что "Спаситель Мира" принадлежал королю Карлу I Английскому (1600 – 1649). Запись о картине содержится в реестре королевской коллекции, составленной через год после казни монарха.

В период с 1763-го по 1900 годы о панели ничего не известно. За это время Христу дописали более густую бороду, а его лицо и волосы были настолько перекрашены, что образ изменился практически до неузнаваемости.

В 1958 году "Спаситель Мира" был продан с молотка всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов США в ценах 2017 года). Далее панель вновь исчезла почти на полвека и появилась только в 2005 году на региональном американском аукционе уже безо всякой атрибуции.

Во время реставрации было обнаружено, что работа принадлежит руке Леонардо Да Винчи. В процессе реставрации доктор Модестини заподозрила, что работает с произведением Леонардо да Винчи.

"Я шла домой и думала, что сошла с ума. У меня дрожали руки", – вспоминала ученый.

Доказательствами авторства называют мастерство исполнения волос и складок одежды Христа; фирменный прием да Винчи "сфумато" - растушевку краски ладонью; состав краски; детальную прорисовку рук. Скептики обращают внимание на то, что автор не сумел правильно передать искажение картинки, которое создал бы стеклянный шар. Никаких документальных свидетельств работы Леонардо над "Спасителем мира" не сохранилось.

В 2011 году "Спаситель Мира" впервые был показан публике на выставке "Леонардо да Винчи. Художник при дворе Милана" в Национальной галерее в Лондоне. Однако в 2013 году "Спаситель Мира" вновь оказался на аукционном подиуме. Тогда его купил за 80 млн долларов швейцарский арт-дилер Ив Бувье и через несколько дней перепродал российскому магнату Дмитрию Рыболовлеву уже за 127,5 миллиона.

Спустя несколько лет миллиардер заподозрил арт-дилера в мошенничестве при сделках с произведениями искусства и подал в суд. "Сальватор Мунди" стал одним из камней преткновения в юридических сражениях. Бувье все обвинения отметает.

Рыболовлев решил продать картину, и в этот раз уна ушла за рекордую сумму - 450 млн долларов.


Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» - 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, - продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 312 500 долларов (включая премию).

Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете, - сообщает обозреватель сайта об искусстве «Артхив» Влад Маслов. Ныне известно лишь менее чем о 20-ти картинах гения Возрождения, и «Спаситель Мира» - последняя, остающаяся в частных руках. Другие принадлежат музеям и институтам.

Работу называют «величайшим художественным открытием» последнего столетия. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча коллекционеров, антикваров, советников, журналистов и зрителей. Ещё несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. Битва ставок началась со 100 млн долларов и длилась менее 20 минут. После того, как цена с 332 млн долларов за один шаг выросла до 350-ти миллионов, сражение вели лишь два претендента. Цена в 450 миллионов, названная покупателем по телефону, стала финальной. На данный момент личность нового владельца исторический картины - включая пол и даже регион проживания - сохраняются в тайне.

Предыдущий рекорд на открытых торгах установило полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» - 179,4 млн долларов на распродаже Christie’s в Нью-Йорке в 2015 году.

Наиболее высокая цена за работу какого-либо из старых мастеров была заплачена на торгах Sotheby’s в 2002 году - 76,7 млн долларов за «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса. Полотно принадлежит частному коллекционеру, но выставлено в Художественной галерее Онтарио в Торонто.

А самой дорогой работой самого да Винчи стал рисунок серебряной иглой «Лошадь и всадник» - 11,5 млн долларов на распродаже в 2001 году.

Хотя нынешний владелец «Спасителя Мира» пока сохраняет инкогнито, имя продавца известно. Это миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев - шеф футбольного клуба AS Monaco. При исследовании провенанса экспертам удалось выяснить, что «Спаситель Мира» был продан в 1958 году как предполагаемая копия всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов в нынешних ценах). После этого он исчез на десятилетия и вновь появился на региональном аукционе США в 2005 году уже без атрибуции. Предположительно, цена составляла менее 10 тыс. долларов. В 2011 году, спустя годы исследований и реставрации, картина появилась на выставке в Национальной галерее в Лондоне, что окончательно закрепило за ней авторство Леонардо да Винчи.

В 2007 - 2010 годах «Спасителя Мира» реставрировала Диана Модестини из Нью-Йорка. «Грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а повреждённые фрагменты аккуратно и скрупулёзно восстановлены», - пишут эксперты Christie’s, добавляя, что подобные потери «ожидаемы в большинстве картин старше 500 лет».




ОТПРАВИТЬ:


Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира", ПРОДАНА за $450 312 500 и стала самым дорогим в мировой истории произведением искусства.

ПОЧЕМУ ВЛАДЕЛЬЦУ НЕ ПОВЕЗЛО И ПОЧЕМУ ЭТУ КАРТИНУ РЕШИЛИ ПРОДАТЬ, СПРАШИВАЙТЕ В ЛИЧКУ! БАРЫГА, ЧТО КУПИЛ-ИДИОТ! С ЧЕМ ЕГО ДУРАКА И ПОЗДРАВЛЯЮ!

ЗАХОЧЕТ МНЕНИЕ, ПУСТЬ САМ СПРАШИВАЕТ, ПОЧЕМУ ЭТОЙ КАРТИНЫ В ПРИРОДЕ НЕТ И НЕ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ!

«Спаситель мира» — картина Леонардо Да Винчи, которая долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. Сохранилось порядка 20 работ леонардесков на этот сюжет. Не исключено, что одна из них и есть сильно испорченный оригинал Леонардо, законченный кем-то из его мастерской.

Парижская версия

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу вдова Людовика XII.

В 1982 г. картина участвовала в выставке работ мастера в его родном городе Винчи; эту выставку курировал Карло Перетти, опытный специалист по атрибуции леонардесков. Несмотря на все усилия, маркизу не удалось доказать принадлежность парижского «Спасителя» кисти Леонардо. В большинстве современных каталогов он приписывается Франческо Мельци или Марко д’Оджоно.

В 1999 г. картина была продана на аукционе «Сотбис» за $332 000.



Нью-йоркская версия

Известна также гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевы Генриетты Марии. Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам. Возможно, именно эта работа поступила в 1688 г. в собрание герцога Бекингема. Во всяком случае, в 1763 г. его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся.

В конце 2011 г. Лондонская Национальная галерея объявила о том, что на предстоящей выставке работ Леонардо вместе с его достоверными произведениями миланского периода, привезёнными в Лондон со всей Европы, будет выставлен и «Спаситель мира» из частной коллекции в Нью-Йорке. В 1900 г. его приобрёл как работу миланской школы один из богатейших людей викторианской Англии, баронет Фредерик Кук, владелец роскошного дворца Монсеррат в Синтре. В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта.


Репродукция из каталога коллекции Кука, 1913. Картина до реставрации. (слева)

«Спаситель мира» из коллекции Кука был искажён позднейшими записями и исправлениями: в эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 г. наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов.

В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей. Детали реставрации не раскрываются. После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США, причём только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами согласился признать авторство Леонардо. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы и как бы светящейся длани Христа, воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато, сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах».

Хотя Карло Перетти и оспаривает атрибуцию этой картины Леонардо, рыночная стоимость нью-йоркского «Спасителя» оценивалась летом 2011 г. в $200 млн. В 2012 г. попытку приобрести картину предпринял Музей искусств Далласа. Год спустя за 79 млн долларов полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев.

11 октября 2017 года было объявлено, что картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» 15 ноября будет выставлена на торгах Christie"s в Нью-Йорке. Стартовая цена лота приблизительно оценивается в 100 млн долларов.

Дмитрий Рыболовлев выставил на аукцион принадлежащую ему работу Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Торги пройдут 15 ноября, сообщил во вторник нью-йоркский аукционный дом Christie’s. Картина оценивается в $100 млн. В Christie’s не называли продавца картины. То, что полотно продает семейный траст Рыболовлева, подтвердил The Wall Street Journal представитель российского миллиардера - в прошлом владельца «Уралкалия», а ныне владельца футбольного клуба Monaco.
На полотне «Спаситель мира» изображен Иисус Христос в синих одеждах, в левой руке он держит стеклянный шар, правая поднята в знаке благословения. Картина датируется около 1500 г. В отличие от остальных сохранившихся до наших дней работ Леонардо (их менее 20), «Спаситель мира» находится в частной, а не музейной коллекции.

В середине XVII в. картиной владел английский король Карл I, хотя есть свидетельства того, что изначально она была написана для французского королевского двора, рассказал Financial Times старший специалист по полотнам старых мастеров Christie’s Алан Уинтермьют. Затем на протяжении нескольких столетий картиной владели разные европейские монархи.
Долгое время она считалась утраченной. А в 1958 г. была продана на аукционе всего за 45 фунтов (тогда около $125) как одна из работ «школы да Винчи». Об авторстве самого Леонардо стало известно только в середине 2000-х гг. В 2005 г. в ходе реставрации полотно освободили от слоев краски, наложенных поверх оригинального изображения. Таким образом, «Спаситель мира» стал последней обнаруженной картиной да Винчи после «Мадонны Бенуа», найденной в начале прошлого века.
Специалисты Christie’s называют картину да Винчи «святым Граалем», ее обнаружение - «большее событие, чем открытие новой планеты», говорит Лоик Гоузер, сопредседатель отдела послевоенного и современного искусства Christie’s.

Публика впервые увидела полотно в 2011 г. на выставке работ да Винчи в лондонском музее National Gallery. В дальнейшем «Спаситель мира» стал одним из предметов спора между швейцарским арт-дилером Ивом Бувье и Рыболовлевым, его бывшим клиентом. Спустя два года после выставки в National Gallery при посредничестве Sotheby’s картина была продана Бувье за $80 млн, а тот перепродал ее Рыболовлеву за $127,5 млн.
Эта надбавка к цене впоследствии стала поводом для иска, который российский миллиардер подал, обвинив Бувье в мошенничестве. Судебные разбирательства продолжаются, но права семьи Рыболовлевых на картину не оспариваются. Миллиардер надеется, что «предстоящий аукцион наконец положит конец этой очень болезненной истории», заявил его представитель Брайан Кателл.
Дмитрий Рыболовлев, владелец клуба Monaco, может стать персона нон грата в княжестве

Картина оценена ниже, чем Рыболовлев заплатил за нее в 2013 г. Адвокат Бувье Рон Соффер сомневается, что российский миллиардер нуждается в деньгах от ее продажи. «Если он продает полотно Леонардо да Винчи только для того, чтобы заработать очки в этом деле, можно только развести руками», - заявил он WSJ.
Рыболовлев увидел в публикациях о «монакогейте» попытки повлиять на правосудие
Если «Спаситель мира» будет продан дороже предварительной оценки, то станет второй картиной, проданной в Нью-Йорке в этом году более чем за $100 млн. В мае на Sotheby’s более чем за $110 млн продали безымянную работу Жана Мишеля Баския.

15 ноября 2017 года картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» продана на аукционе Christie"s в Нью-Йорке за $400 млн. + комиссия аукциона $50 312 500 итого $450 312 500$. После продажи картина «Спаситель мира» стала самым дорогим в мировой истории произведением искусства.

Но как он сравнивается с некоторыми из самых ценных картин? Посмотрите ниже, чтобы узнать... ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ!


Обмен (Interchange)
Виллем де Кунинг
1955, 200.7×175.3 см


Номер 17А Джексон Поллок 1948

Как сообщает Bloomberg, осенью минувшего года известный миллиардер, коллекционер и меценат Кен Гриффин установил абсолютный максимум суммы частной сделки по продаже произведений искусства. Гриффин приобрел у голливудского магната Дэвида Геффена, чья коллекция до заключения данной сделки оценивалась в 2,3 миллиарда долларов, картины классиков абстрактного экспрессионизма Виллема де Кунинга «Interchange (Обмен)» и Джексона Поллока «Номер 17А», уплатив за них 300 и 200 миллионов долларов.

Таким образом, «Обмен» Куннинга разделил пальму первенства с картиной Поля Гогена Nafea Faa Ipoipo («Когда свадьба?»), проданной в 2015 году за аналогичную сумму 300 миллионов долларов Музейному управлению Катара.

Часть 40 - Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира", ПРОДАНА за $450 312 500 и стала самым дорогим в мировой истории произведением искусства.

Оригинал записи и комментарии на

Леонардо да Винчи. Спаситель мира. Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби

В конце 2017 года искусствоведческий мир пережил двойной шок. Была выставлена на продажу работа самого . А такого события можно ещё 1000 лет ждать.

Да ещё и продана она была почти за пол-миллиарда долларов. Такое и вовсе вряд ли когда-нибудь повторится.

Но за этими новостями не все успели как следует рассмотреть саму картину «Спаситель мира»*. А ведь она полна очень занимательных деталей.

Одни из них говорят о том, что шедевр и вправду написал Леонардо. Другие, напротив, заставляют усомниться в том, что именно этот гений ее создал.

1. Сфумато

Как известно, сфумато изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей.

Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени. Именно в этой технике создана его знаменитая .

В «Спасителе» сфумато тоже есть. Причём оно здесь гипертрофировано. Мы видим лицо Иисуса словно в тумане.

Тем не менее, «Спасителя» называют мужской версией «Моны Лизы». Отчасти из-за схожих черт. Здесь можно согласиться. Похожи и глаза, и нос, и верхняя губа.

А также из-за сфумато. Хотя если поставить их рядом, сразу бросается в глаза, что лицо Спасителя мы видим, как сквозь густой туман.



Справа: Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг.

Так что это деталь двоякая. Вроде она и говорит об авторстве Леонардо. Но уж слишком навязчиво. Как будто кто-то подражал мастеру, но переборщил.

Ещё кое-что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя».

Леонардо был склонен придавать своим героям андрогинные черты. Его персонажи мужского пола имеют женские признаки. Вспомните хотя бы ангела в картине «Мадонна в скалах». У Спасителя черты лица тоже довольно мягкие.


Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр, Париж

2. Шар, как символ нашего мира

Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.

Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?

Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.


Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518 гг. Лувр, Париж

Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.

Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности.

Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.

Ещё одна примечательная деталь есть у руки, которая держит шар.

При близком рассмотрении мы можем рассмотреть пентименто. Это когда невооруженным взглядом видны изменения художника.

Обратите внимание, что ладонь изначально была меньше, но мастер ее сделал шире.


Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби

Эксперты считают, что наличие пентименто всегда свидетельствуют об авторстве.

Но это палка о двух концах. Вполне возможно, что руку написал ученик. А Леонардо лишь поправил ее.

3. Композиция «Спасителя»

Это как раз та деталь, которая говорит против оригинальности картины.

Дело в том, что вы не найдёте ни одного портрета у Леонардо, где бы он изображал героя в четкий анфас. Его фигуры всегда обращены к нам в пол-оборота. Не важно, берёте вы раннюю работу или самую позднюю.

Леонардо делал это намеренно. Более сложной позой он пытался вдохнуть жизнь в своего героя, придавая фигурам хоть немного динамики.



Слева: Портрет Джиневры Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Справа: Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж

4. Леонардовское мастерство

Как анатому, Леонардо очень хорошо удавались руки изображённых. Правая рука и вправду написана очень умело.

По-леонардовски изображена и одежда. Естественно выписаны складки рубашки и рукава. Тем более, что эти детали совпадают с предварительными набросками мастера, которые хранятся в Виндзорском замке.


Рисунки Леонардо да Винчи. Около 1500 г. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон

Достаточно сравнить «Спасителя» Леонардо с работой его ученика. Мастерство сразу видно на контрасте.


5. Леонардовские цвета

В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская «Мадонна в скалах». Именно этот музей первым признал оригинальность «Спасителя мира». Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.

Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».


Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508 гг. Национальная Лондонская галерея.

Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.

Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.

Можно долго гадать, написал ли Леонардо «Спасителя» сам «от и до». Или лишь подправил детище своего ученика.

Но за 500 лет картина была сильно повреждена. Да ещё и горе-владельцы подрисовали Иисусу бородку с усами. Видимо, их не устраивал андрогинный вид «Спасителя».