Писатель Веллер швырнул стакан в голову ведущего ток-шоу «Право голоса. Веллер объяснил скандал на «Праве голоса»: «Помесь глупости и оскорбления Я думаю, что это лечится

20.10.2019

Сегодня мне опять пришлось плеснуть водой в лицо хаму. На сей раз им оказался г-н Веллер!
В 13.15 началась запись очередной программы «Право голоса» с ведущим Романом Бабаяном. Тема звучала так: «Сила России». Уточню: имелось в виду следующее – наш Парад Победы 9 Мая, шествие Бессмертного полка и реакция на эти два события «мировой» и некоторой части «нашей» общественности.
Первые сорок минут записи прошли нормально. Участники выступали, иногда перебивали друг друга, бросали реплики. Словом, обычное телевизионное ток-шоу.
Г-н Веллер, стоявший первым с противоположной стороны, отговорил своё. Стали (почти по очереди) выступать другие. В том числе и я. В середине моего спича разгорелась общая дискуссия и мне с трудом удалось прервать её и продолжить своё выступление. Если ты не готов к этому – не участвуй в телевизионных ток-шоу.
Ещё не все участники данного спора получили возможность выступить, как г-н Веллер решил ещё раз взять слово. Роман Бабаян дал ему такую возможность. Веллер начал говорить. Я вклинился в его спич своей репликой. Вполне корректной по форме, хотя, разумеется, язвительной. Веллер возмутился и, перейдя к обращению ко мне на ты, произнёс в мой адрес нечто прямо оскорбительное. За что и получил содержание стоящего передо мной стакана воды в лицо. Это его не успокоило, а, напротив, возбудило. В ответ он произнёс новую оскорбительную фразу. Тут я уже было запустил в него самим стаканом, но, по счастью, у меня сработал механизм рационального мышления. Дело в том, что за спинами участников этого ток-шоу стоят зрители. И я бы мог попасть тяжёлым стаканом в кого-то из них.
Все растерялись, включая, по-моему, и Романа Бабаяна. Я же громко сказал, что покидаю передачу, в которой участвует хам и к тому же явно больной человек. Что и сделал.
Как всегда бывает в таких случаях, меня уговаривали вернуться. Я сказал, что это возможно только в том случае, если из студии удалят Веллера.
Для организаторов передачи это всегда большая проблема. И без того «что-то» пошло не так, а тут ещё нужно прерывать запись, что-то делать с Веллером (а он явно будет сопротивляться, возможно – с последствиями для окружающих)… Словом, мне, опять – как обычно в таких случаях, сказали: «Не волнуйтесь, мы весь этот кусок вырежем».
Я сказал, что «вырезать» нужно Веллера из студии – только тогда я вернусь, а как раз из записи, на мой взгляд, вырезать ничего и не надо. И уж если вы приглашаете нездоровых людей на передачи, то хотя бы нужно им перед записью колоть успокоительное… В 14.15 я уехал…
Не знаю, чем закончилась запись. Не знаю, в каком виде и когда она выйдет в эфир. Я бы оставил всё, как было на самом деле. Но право руководства программы и телеканала решать.
Так как на следующей неделе я буду отсутствовать в Москве, то не увижу эту программу в эфире. И не смогу сразу же среагировать на то, в каком виде запись выйдет к телезрителям. Поэтому я и решил рассказать сразу, что и как было…
Теперь вы понимаете, почему я включил в программу обучения в Высшей школе телевидения МГУ клиническую психологию?
Для справки. Участники передачи с нашей стороны: (по порядку расположения от ведущего) Андрей Климов, я, Евгений Тарло, Виссарион Алявдин. С противоположной стороны: Веллер, Владимир Рыжков, Сергей Станкевич, Илья Шаблинский.

«Когда заявляют, что я говорю неправду, то действительно теряешь над собой контроль»

Случилось страшное. На самом деле вполне обыденное для нашего ТВ. Но необычное для такого писателя. Михаил Веллер, участвуя в программе «Право голоса» канала ТВЦ, в ведущего Романа Бабаяна. Что это было: «попал под лошадь» или дело принципа? Восстание замечательного человека против лжи на ТВ или нервы-нервы? Да, не вынесла душа поэта. Чего не вынесла? Слово Михаилу Веллеру.

Тот самый эфир. Стакан уже летит.

Данная передача на ТВЦ вообще имеет не совсем адекватный характер. Это стало понятно с момента, когда один из гостей заявил, что территория или город принадлежат той стране, которая победила в войне, то есть действует право силы. Это многое объясняет.

А затем в ходе дискуссии я повторил то, о чем за 20 лет рассказывал много раз. В 1990 году, года за полтора до распада СССР, после первого Съезда Советов, в Эстонии прошел общественный совет. И счетчики этого Совета, выписывая адреса из домовых книг республики, обходили по списку все квартиры во всех районах и городах Эстонии и задавали один вопрос: хотели бы вы быть гражданином независимой Эстонской республики?

Если человек говорил «нет», ему говорили: извините за беспокойство. Если человек отвечал «да», ему выдавали белую картонную карточку, где уже стояли подпись, печать и номер. Записывали только в карточку его фамилию и имя, и делали запись в учетной книжке, которую с собой таскали.

После распада СССР, когда Эстония стала независимой, по этой карточке давали гражданство всем, кто за ним обращался, независимо от национальности, знания языка, ценза оседлости, сотрудничество в спецорганах и т.п.

Вот когда я это рассказал, то, к моему изумлению, ведущий Роман Бабаян сказал: «Всем, кто был с карточкой? Да не может этого быть! Не было этого». Тут я вышел из себя, потому что перед этим прошло больше часа дискуссии с моментами неумными, лживыми и неверными, сбил со стойки стакан, который упал на пол и разбился. Я его отнюдь не кидал, тем более не в ведущего и тем более не в голову. И буквально таки стукнув себя кулаком в грудь, сказал: «Это ты мне говоришь?! Не буду я участвовать в твоей передаче». С чем и ушел. Происшедшее считаю помесью глупости и оскорбления со стороны ведущего.

И еще: эта информация пошла в интернете с подачи Дмитрия Линтера, одного из основателей и руководителей организации «Ночной дозор», собиравшего отряд в несколько сот человек для поездки в Крым. Таким образом изначально этому человеку просто нельзя верить, хотя я не испытываю к нему никакой антипатии, мы впервые увиделись. Что касается меня, то я отличаюсь от подавляющего большинства участников ток-шоу, на которые, безусловно, давно пора прекратить ходить, тем, что говорю правду, не имея ни одного ни карьерного, ни материального, ни служебного, ни дружеского стимула врать, кроме того, что мне это противно. И когда заявляют, что я говорю неправду, то действительно теряешь над собой контроль.

Известный ведущий телевизионного шоу «Право голоса» Роман Бабаян был неожиданно атакован писателем Михаилом Веллером во время спора о положении русских, проживающих в Прибалтике.

Писатель Михаил Веллер устроил громкий скандал во время записи общественно-политического ток-шоу «Право голоса» на телеканале ТВЦ.

Истерику Веллера вызвала поддержка ведущим Романом Бабаяном мнения о плачевной ситуации с правами российских соотечественников, проживающих в Прибалтийских государствах.

Очевидец скандала, общественный деятель и правозащитник Дмитрий Линтер рассказал, что во время съёмок «Права голоса» эксперты обсуждали взаимоотношения со странами Балтии, наличие на их территориях войск НАТО и исходящие от них угрозы.

В комментарии для «Русской Весны» Дмитрий Линтер назвал произошедшее «какой-то антирусской истерикой», подчеркнув, что при всём уважении - Веллер гениальный писатель, но, видимо, сходит с ума.

Скандал разгорелся после того, как Линтер высказал участникам шоу свою оценку положения русских в Эстонии и Латвии:

«Был на записи передачи „Право голоса” на ТВЦ. В общем для меня главный итог, что при обсуждении прибалтийской темы Веллер попытался подраться с ведущим Романом Бабаяном. Веллер - гений, ему можно чудить и сходить с ума. Роман очень достойно держался. Результатом стал разбитый стакан у ног Романа. Он также был облит водой. А Веллер ушел из эфира. Ругаясь и проклиная передачу и всех нас. Причина конфликта была в том, что Веллер доказывал, что в Эстонии давали гражданство всем желающим вне зависимости о национальности.

Все это случилось после моих слов о преследованиях русских в Прибалтике и краже гражданства у части жителей по национальному принципу. В общем, как я и говорил, политика прибалтов в отношении русских - это подлость, расизм и комфорт.

Веллер сначала со мной согласился, но затем впал в какое-то истеричное состояние и накинулся на Романа. В общем, Веллер великий писатель. И он художник и так видит мир. Но при столкновении с реальностью его эстонский мир рушится и он впадает в невменяемое состояние.

Не знаю, когда покажут передачу и будет ли этот эпизод с истерикой Веллера и с киданием стаканов. Но мне кажется, что либеральная мысль России понесла некоторую утрату. Кидаться стаканами и истерить - это не комильфо. Особенно в солидной компании компетентных и серьезных мужиков. Но писатель он классный. Пускай пуляет стаканами и топит за нацистов-эстонцев. Главное, чтобы никого не задел и не травмировал», - сказал «Русской Весне» Дмитрий Линтер.

«Очень переживает он, что его правда не совпадет с реальностью», - резюмировал Линтер.

Почему простым обывателям так нравятся страшные фильмы? Оказывается, это возможность понарошку пережить свои страхи, стать увереннее и даже выпустить пар. И это действительно так – нужно лишь выбрать для себя захватывающий фильм ужасов, который заставит как следует попереживать за героев.

Сайлент Хилл

История развивается в городе Сайлент Хилл. Обычным людям не хотелось бы даже проезжать мимо него. Но Роуз Дасилва, мама маленькой Шерон, просто вынуждена отправиться туда. У не нет другого выхода. Она считает, что только так поможет дочери и убережет ее от психиатрической больницы. Название городка не взялось из ниоткуда – Шерон постоянно повторяла его во сне. И вроде бы излечение очень близко, но по пути в Сайлент Хилл мать и дочь попадают в странную аварию. Очнувшись, Роуз обнаруживает, что Шерон пропала. Теперь женщине нужно найти дочь в проклятом городе, полном страхов и ужасов. Трейлер к фильму доступен к просмотру.

Зеркала

Бывший детектив Бен Карсон переживает не лучшие времена. После случайного убийства коллеги его отстраняют от работы в управлении полиции Нью-Йорка. Дальше уход жены и детей, пристрастие к алкоголю, и вот уже Бен ночной сторож сгоревшего универмага, оставшийся наедине со своими проблемами. Со временем трудотерапия дает свои плоды, но все меняет один ночной обход. Зеркала начинают угрожать Бену и его семье. В их отражении возникают странные и пугающие образы. Чтобы сохранить жизнь своим близким, детективу нужно понять, чего хотят зеркала, но проблема в том, что Бен никогда не сталкивался с мистикой.

Убежище

Кара Хардинг посл смерти мужа одна воспитывает дочь. Женщина пошла по следам отца и стала известным психиатром. Она изучает людей с раздвоением личности. Среди них есть и те, кто утверждает, что этих личностей гораздо больше. По мнению Кары, это лишь прикрытие серийных убийц, поэтому все ее пациенты отправляются на смертную казнь. Но однажды отец показывает дочери случай пациента-бродяги Адама, который не поддается никаким рациональным объяснениям. Кара продолжает настаивать на своей теории и даже пытается вылечить Адама, но со временем ей открываются совершенно неожиданные факты…

Майк Энслин не верит в существование загробной жизни. Будучи писателем в жанре «ужасы», он пишет очередную книгу о сверхъестественном. Она посвящена полтергейстам, обитающим в отелях. В одном из них Майк и решает поселиться. Выбор падает на печально известный номер 1408 гостиницы «Дельфин». По мнению владельцев отеля и жителей города, в номере обитает зло, убивающее постояльцев. Но ни этот факт, ни предупреждение старшего менеджера не пугает Майка. А зря... В номере писателю придется пережить настоящий кошмар, выбраться из которого можно только одним способом…

Материал подготовлен при помощи онлайн-кинотеатра ivi.