Отношение фамусова к национальной самобытности цитаты. Чацкий и Фамусов. Сравнительная характеристика героев (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Что Грибоедов говорил устами главного героя комедии об обучении

04.07.2020

А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии "Горе от ума", оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место.Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел "великосветское общество" того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями "века нынешнего" и "века минувшего".

Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель "века минувшего", недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что "на поселенье".Помещики не считают своих крепостных людьми.Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой:
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку.
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения:
Чтоб наших дочерей учить всему -
И танцам!и пенью!и нежностям!и вздохам!
И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли:
Ученье - вот чума, ученость - вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений
И его окончательное о просвещении и образовании в России-"забрать все книги бы, да сжечь".
Представители "фамусовщины" думают только о чинах, богатсве и выгодных связях.К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. "Мне только бы досталось в генералы",-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый .Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе:
А у меня, что дело, что не дело.
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов служит не делу, а лицам.Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов.Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, "сгибался вперегиб", "отважно жертвовал затылком", зато был уважаемым человеком, "пред всеми знал почет".
Фамусовскому обществу чужда родная , русские обычаи, традиции, даже язык.Чацкий с иронией говорит,что в свете "господствует смешенье языков: французского с нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что "дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных". Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова.Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.К "кандидату в женихи" предъявляются определенные материальные требования:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,-
Тот и жених.
Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:"кто беден, тот тебе не пара".А вот полковник Скалозуб-"и золотой мешок, и метит в генералы". Чины, мундиры, деньги - это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов.
Главный представитель "века нынешнего"-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый .Чацкий совершенно по-другому относится "к звездам и чинам".Он потому и ушел со службы, что "служить бы рад, прислуживаться тошно".Он ненавидит карьеризм и подхалимство:
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!...
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком...
Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление "набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле":
Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется-враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает "Нестора недодяев знатных", который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный добрый наш народ
Хотя по языку нас за немцев.
Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством,благородным желанием помочь родине и изменить к лучшему.Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он "проиграл битву, но выиграл войну".Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.Гончаров писал:"Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы".Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя.Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.

Нестерова И.А. Фамусов и Чацкий, сравнительная характеристика // Энциклопедия Нестеровых

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" не теряет свою актуальность, так как является отражением человеческих слабостей и пороков, которые остаются неизменными несмотря на исторические перемены.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского к комедии "Горе от ума". 1912 год.

Великая комедия А.С. Грибоедова Горе от ума" была задумана автором в 1816, а увидела свет лишь в 1825 год, да и то не в полной версии, а отрывки. Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком.

Комедия попала под пристальное внимание критиков. Многие из них в своих работах единодушно отмечают, что комедия "Горе от ума" держится особняком в литературе. И. А. Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" сравнивает комедию со столетним стариком, чувствующим себя бодро и свежо между могилами старых и колыбелями новых людей, и говорит о том, что "Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их и переживет еще много эпох и все не утратит своей актуальности.

В бессмертной комедии нам показана Москва, запечатленная с особой нежностью, очень точно передан быт московского дворянства, его интересы, стремления, взаимоотношения.

Именно благодаря картине московского братства, представленного "фамусовским обществом", выражение "грибоедовская Москва" приобрело нарицательный смысл.

Но все же основой пьесы А. С. Грибоедова стал извечный конфликт "отцов и детей", столкновений интересов "века нынешнего", который символизирует Чацкий, и "века минувшего", очень точно переданного в образе Фамусова. Чацкий и Фамусов противопоставлены на фоне двух разных мировосприятий, двух разных воплощений Москвы.

Фамусов консервативен и совершенно не желает воспринимать тот факт, что мир меняется. Он взращивает вокруг себя таких же твердолобых и хитрых лизоблюдов как и он сам. При этом Чацкий не может претендовать на полноценное олицетворение "века нынешнего", так как он слишком упрям и при этом не готов прикладывать усилия для того, чтобы менять "фамусовское общество". Он не хочет начинать с малого или довольствоваться малым.

Чацкий, как и всякий либерал, не умеет быть понятным. Он чужд как представителям "фамусовского общества", так и простым людям.

Столкновение "века нынешнего" и "века минувшего" происходит из-за того, что люди, подобные Чацкому враждебны представителям "фамусовского общества". Павел Афанасьевич и его единомышленники не могут понять всей правоты идей молодого человека.

Уже из первого действия становится ясно, насколько разные люди Павел Афанасьевич Фамусов и Александр Андреевич Чацкий. В первых же эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, службе ("а у меня что дело, что не дело… подписано, так с плеч долой"). Из разговора Софьи с Лизой мы узнаем, что Павел Афанасьевич, "как все московские", ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье:

Кто беден, тот тебе не пара.

Совсем иным предстает перед нами в первом действии Чацкий. Искренний, оживленный свиданием с любимой девушкой, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает жизнь и времяпрепровождение дворян фамусовского круга.

В первом действии назревает идейный конфликт между Фамусовым и Чацким, который разворачивается во втором действии. В их споре проявляется несогласие решительно по всем вопросам.

Павел Афанасьевич пытается поучать Чацкого:

"Именьем, брат, не управляй оплошно.
А главное – поди-ка послужи".

Он подкрепляет свои поучения ссылкой на придворные порядки екатерининских времен, когда его дядя Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает Чацкого служить, "на старших глядя". И тут грибодовский герой отвечает фразой которая стала фразеологизмом:

"Служить бы рад, прислуживаться тошно."

Он считает, что нужно служить "делу, а не лицам", и одобряет тех молодых людей, которые "не торопятся вписаться в полк шутов". Александр Андреевич защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя искусству. В ответ на это Павел Афанасьевич объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Фамусов – человек, не признающий в людях низкого сословия человеческого достоинства, считающий вполне законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно. Чацкий же, напротив, выказывает уважение простым людям, называет русский народ "умным, бодрым", а против таких крепостников, как Фамусов, направляет свой гнев в знаменитом монологе "А судьи кто?.."

Различия во взглядах, культуре, морали ярко прослеживается в речи Чацкого и Фамусова. Речь Фамусова – это речь не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит с Чацким, отстаивает свои взгляды, порой проявляя и остроумие.

Чацкий – человек образованный, речь его логична, богата интонациями, образна, в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Он страстно отстаивает свои права и глубоко верит в силу разума, в силу слова. Люди, подобные Чацкому, громили старый мир, едва это представлялось возможным. Слово Чацкого было тогда его делом, его заслугой. Оно соответствовало его просветительским взглядам. Однако к словам не мешало бы и дела какие-либо демонстрировать. Отсутствие конкретных действий, излишний пафос в сочетании с большим умом и честностью создает образ идеалиста, который не хочет или не может что-то поменять в закостенелом мире взяточников и подлецов, к которому принадлежит Фамусов. В этом и есть основная трагедия Чацкого.

Знаменитая комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова была создана уже после Отечественной войны 1812 года, когда в России наступил период духовного подъема. Поэтому в этом произведении обсуждаются самые наболевшие общественные темы и вопросы государственной службы, воспитания и образования, подражания всему заграничному и презрения к своему национальному.

Характер Чацкого

Характер одного из главных героев этого произведения - Чацкого - довольно простой, но эмоциональный портрет его весьма многообразен, однако в общем он изображает Чацкого как положительного человека, который проявляет максимализм во всех своих действиях и чувствах. Он имеет незаурядный ум, ищущий познаний и совершенства, и обладает очень честолюбивым нравом. Отношение Чацкого к службе нужно рассматривать через призму того, что он был человеком просвещенным и мог трезво оценивать проблемы политики. Он не оставался равнодушным, когда притесняли русскую культуру и затрагивался вопрос человеческой гордости и чести. Однако Чацкий совсем не разбирался в делах любовных, постоянно рвался в бой и вскоре, как обычно, испытал разочарование.

Биография Чацкого

Чтобы подробнее раскрыть такую тему, как отношение Чацкого к службе, для начала нужно разобраться, кто он такой. Итак, Александр Андреевич - молодой дворянин, покойный отец которого был другом Фамусова. Он возвращается из-за границы в Москву, чтобы повидаться со своей возлюбленной Софьей Фамусовой, с которой он не виделся целых три года. Будучи детьми, они дружили и любили друг друга, но Софья не могла простить Чацкому его неожиданного отъезда за границу, который отбыл, даже не оповестив ее об этом. И поэтому их встреча прошла в холодной и равнодушной атмосфере из-за Софьи.

Прототипом Чацкого у Грибоедова послужил который резко критиковал России и из-за своих сочинений был объявлен сумасшедшим. Его труды в Российской империи были запрещены и не публиковались.

Отношение Чацкого к службе

С чего же разгорелся весь конфликт Чацкого с обществом? Все началось с беседы с Молчалиным. Чацкий не может понять, как Софья могла полюбить такого человека. Когда в дом Фамусова съезжаются гости, Чацкому удается пообщаться с каждым, и с каждым таким разговором будет увеличиваться противостояние.

Чацкий в открытую выступает против крепостного права и против тех людей, которые считаются «столпами» дворянского общества, например, таких как Фамусов. Ему также ненавистны порядки екатерининского века.

Чацкий считает себя свободной и независимой личностью, которой чужда рабская принадлежность. Но Фамусов и все его общество - это вельможи екатерининского века и особые «охотники поподличать».

Отношение Чацкого к службе негативное, и поэтому он уходит со службы. Чацкий с огромным желанием мог бы служить Родине, но ему совсем не хочется прислуживать начальству, в то время так в светском обществе Фамусова бытует мнение о том, что служба лицам, а не делу является источником личных выгод.

Отношение к богатству, чинам и т.д.

Отношение Чацкого к чинам и богатству отличается тем, что он хочет, чтобы человека оценивали по его личным качествам и достоинствам. Он признает свободу мыслей каждого человека в своих высказываниях и убеждениях. В свою очередь, не расценивает этих прогрессивных взглядов героя, оно оценивает людей по дворянскому происхождению и количеству крепостных. А мнение высшего общества свято и непогрешимо. Чацкий выступает за просвещение страны в литературе и искусстве путем научной работы, за единение светской интеллигенции с простым народом и против подражания иностранцам.

А вот комфортнее без книг и учений, оно рабски подражает всему заграничному, особенно французскому.

В любви Чацкий ищет искренности чувств, а в высшем свете везде присутствует притворство и брак по выгодному расчету.

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Комедия «Горе от ума» скоро уж 200 лет как является украшением репертуаров многих театров. Все помнят цитаты Чацкого. И все знают, кто ее написал. Дипломат и поэт Грибоедов, статский советник. Для более полной характеристики этой личности следует напомнить, что этот человек, высокоэрудированный и компетентный, по своему темпераменту был гусаром. Он знал, что такое отстаивать законы чести, и мог отстоять ее на дуэли.

Грибоедов - в тройке самых образованных людей России начала XIX века

А еще Александр Сергеевич был образованнейшим человеком своего времени, знавшим большинство и Азии. Это поразительно - свободно общаться, кроме родного, на немецком, французском, итальянском, английском, греческом, турецком, арабском языках. Кроме того, он сослужил великую службу России как дипломат-виртуоз. Разработанный им мирный договор с Персией подарил России 2 ханства. И в этом смысле, как утверждали его современники, один лишь Грибоедов стоил 20-тысячной армии. Несмотря на опалу, даже император Александр I не смог не оставить без внимания и награды старания дипломата. Вот какую силу представляли его образованность и ясный ум!

Удивительно ли то, что тема просвещения прозвучала в главном произведении жизни Александра Грибоедова? Отношение Чацкого к образованию тезисно перекликается с точкой зрения самого дипломата-драматурга. Однако сначала нам стоит какой была сама Россия Грибоедова.

Малокультурная, необразованная Россия начала XIX века

По словам известного философа Бердяева, страна Россия была «огромным, необъятным мужицким царством», руководимым поместным дворянством, «малокультурным и ленивым», а также мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом. При этом при всем слой людей образованных и культурных был незначительным. Вот и ответ, почему высказанное отношение Чацкого к образованию вызывает такой негатив

Ведь даже император Александр I, пришедший к власти как либерал-прозападник, во времена написания бессмертной комедии Грибоедова возглавил антиевропейскую оппозицию, приблизился к религиозному мистицизму.

Александр Сергеевич Грибоедов - патриот и гражданин

Что делать, когда фамусовские слова «книги все собрать да сжечь» становятся сутью негласно поддерживаемой царем реакционной позиции чиновничества и помещиков? Они не просто боятся ремикса французской революции у себя в Отечестве, они боятся, что их потеснят на Олимпе российской власти.

Вот почему отношение Чацкого к образованию их пугает: ведь грамотность в перспективе вызовет изменение курса страны на антикрепостнический, либеральный.

Александр Грибоедов в своей «крамольной» комедии поднимает действительно острый для России вопрос, фактически влияющий на ее будущее. Причем его интерпретация должного уровня заслуживает пристального внимания.

Что Грибоедов говорил устами главного героя комедии об обучении

В 1816 году в России, в среде военных образованных дворян, возникает Это те люди, которые во время увидели либеральную жизнь Европы, заметили динамику развития западных демократий. Они ожидали от императора Александра I принятия конституции, отмены крепостного права.

Отношение Чацкого к образованию фактически совпадает с позицией декабристов. Предложим вашему вниманию соответствующие фразы главного героя комедии.

Остры и лаконичны вышеупомянутые цитаты Чацкого! Что же этими фразами хотел выразить Александр Сергеевич? Он показывает несостоятельность действующей на то время системы русского дворянского обучения. Во-первых, его показной характер. Нередко нераспознанными оказывались псевдогувернанты. Нанимая их, без контроля оставалось то, чему реально они могут научить. Отношение Чацкого к образованию и просвещению, несмотря на его недавнее посещение заграницы, - прорусское. Он не считает разумным, например, слепое следование опыту немцев. Более того, молодой человек уверен, что «умный и бодрый» верующий русский народ, обладая инстинктом правды, многие внутренние проблемы решает эффективней, чем западные советчики.

Кто оппонирует Чацкому по вопросу образования

Поместное дворянство пользовалось неограниченной властью над своими крепостными рабами, исправно зарабатывающими им доход. Умный был барин либо глупый, образованный либо нет - разницы не было. Он был богат и полностью повелевал своими подчиненными. Создавал ли такой статус поместному дворянству стимулы серьезно учиться? Отнюдь.

В отличие от классических помещиков, дворяне, пребывающие на госслужбе, вынуждены были иметь определенное образование, хотя его критерии были, мягко скажем, невысоки. Чиновником является тот же Фамусов. Возникает вопрос: много ли ума нужно, чтоб работать с документами, следуя принципу «подписано, так с глаз долой»? Высоким военным чином является Скалозуб. Вот именно его образование и умственные способности вызывают лишь сожаление...

Взгляды Фамусова противоположны взглядам Чацкого

Ревностное отношение Чацкого к образованию и просвещению, в котором ощущается прогосударственная позиция, сталкивается с инертной, примитивной позицией Фамусова. Ощущается, что лично его в свое время учили (как метко сказал Пушкин) «как-нибудь». Впрочем, этот московский дворянин со средним состоянием, не утруждая себя чтением книг, не жалеет времени на пустые светские формальности. И что характерно, его ближний круг знакомых дворян и чиновников солидарен с ним.

Образование Чацкого, в отличие от Фамусова и Молчалина, соответствует стандартам «нынешнего веку». Автор не вдается в детали, но упоминает, что и за кордон Александр Андреевич поехал-то, чтобы «ума набраться».

Вместо заключения

Впрочем, Александр Андреевич в своем трепетном отношении к образованию не одинок, как показывает проведенный читателями анализ Чацкого, точку зрения которого разделяют внесюжетные персонажи комедии. Это, например, упомянутый Скалозубом, его двоюродный брат, князь Федор, ботаник и химик, а также «упражняющаяся в расколах и безверье» профессура московского педагогического института.

Поэтому уход Чацкого из фамусовского дома мы не воспринимаем как полное игнорирование обществом его взглядов на образование.