От чего умер джордж гершвин. Сообщение о творчестве джордж гершвина. Удачный эксперимент Гершвина

24.06.2019

Джордж Гершвин (англ. George Gershwin, настоящее имя Jacob Gershowitz - Яков, или Джейкоб Гершовиц; 1898-1937) - американский композитор и музыкант.

Биография
Гершвин родился 26 сентября 1898 г. в нью-йоркском квартале Бруклине, в семье еврейских эмигрантов из Белоруссии (Могилёв). Настоящие имя и фамилия композитора - Джекоб Гершовиц. С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальными американскими композиторами тех лет - Генри Кауэллом, Уоллингфордом Риггером и Джозефом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).

В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина - «When You Want ‘Em You Can’t Get ‘Em». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссеров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of 1916». В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.

В 1918-1919 годах на Бродвее появилось много произведений Гершвина: «Swanee» вошла в мюзикл «Синбад» и имела ошеломляющий успех в исполнении Эла Джонсона. А постановка «La, La Lucille» 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.

В 1920-1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для «George White’s Scandals», а в 1922 году написал даже настоящую оперу - «Blue Monday» (известную как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества - «Rhapsody in Blue» («Джазовая рапсодия»).

В 1924 году Гершвин создал мюзикл «Lady, Be Good!», который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было «Of Thee I Sing», 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию, впервые присужденную музыкальной постановке.

Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы.

В начале 1937 года у него обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина помещают в Лебенен-клинику, где он умер утром 11 июля 1937 года, не придя в сознание после операции по удалению опухоли.

Джордж Гершвин родился под именем Яков Гершовиц 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из Одессы. Его отец, Мойше Гершовиц (после переезда в США, сменивший имя на Моррис Гершвин), переехал в Бруклин из Санкт-Петербурга в начале 1890-х годов; мать, Роза Брускина, несколькими годами раньше. Джордж был вторым ребёнком в семье (всего детей было четверо). В 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Намного позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальным американским композитором тех лет - Иосифом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).

В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в музыкальном издательстве Джерома Ремика (англ.). Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина - «When You Want ’Em, You Can’t Get ’Em». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом у публики, Гершвин привлёк внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссёров. Например, Зигмунд Ромберг (англ.) включил музыку Гершвина в своё ревью The Passing Show of 1916 (англ.). В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах. Его учителями были Ч. Хамбитцер (фортепиано), Р. Голдмарк (гармония) и другие.

В 1918-1919 годах на Бродвее исполнялось много произведений Гершвина: песня Swanee (англ.) вошла в шоу Эла Джолсона «Sinbad» и имела ошеломляющий успех - Джолсон многократно записывал её на пластинках и исполнил в нескольких фильмах. А постановка La La Lucille (англ.) 1919 года была полностью основана на сочинениях Гершвина.

В 1920-1924 годах Джордж Гершвин создавал по нескольку десятков произведений для George White’s Scandals (англ.), а в 1922 году написал даже настоящую оперу - Blue Monday (известную также как «135th Street»), после премьеры которой был приглашен в джаз-бэнд Пола Уайтмена в качестве композитора. Именно для Уайтмена Гершвин сочинил жемчужину своего творчества - «Rhapsody in Blue» («Рапсодия в блюзовых тонах»).

В 1924 году Гершвин создал мюзикл Lady, Be Good (англ.), который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Самым удачным их шоу было Of Thee I Sing (англ.), 1931; за него они получили Пулитцеровскую премию (1932), впервые присуждённую музыкальной постановке.

Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Порги и Бесс» (1935), поставленная по роману Дюбоса Хейворда (англ.), принимавшего участие в написании либретто для оперы.

В начале 1937 года у Гершвина обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина поместили в клинику «Седарс Синай», где он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли.

Джордж Гершвин – американский пианист, композитор, автор лучшей американской балладной оперы.

Композитор и исполнитель из США Джордж Гершвин стал первопроходцем в написании произведений, сочетающих современные джазовые ритмы с классической музыкой.

Вершиной его творчества стала «Порги и Бесс» (1935 г.), опера, имевшая мировой успех. Ее признали лучшей балладной оперой в Америке.

Путь к музыке

Родители Джорджа были еврейскими эмигрантами, уехавшими из России незадолго до его рождения. К музыке они не имели никакого отношения, отец был сапожником, а мать – дочерью скорняка. В 1898 г. 26 сентября у них родился сын Яков, который позднее сменил свое имя на Джорджа. В семье он был вторым. У него был старший брат Айра, с которым в дальнейшем они совместно работали над многими произведениями.

В школе Джордж не отличался особыми успехами, чем очень печалил своих родителей, которые хотели видеть его школьным учителем. А вот к музыке его тянуло с ранних лет. В 8 лет он впервые услышал Макса Розенцвейга, известного скрипача, сыгравшего на концерте в школе. Музыканту тоже понравился этот увлеченный музыкой мальчик, и они подружились. Джордж часто бывал дома у Розенцвейга и даже стал самостоятельно на фортепьяно подбирать популярные мелодии.

Когда выяснилось, что его успехи в игре на этом инструменте выше, чем у обучающегося музыке Айры, родители решили, что именно он должен идти по данному пути. Оба мальчика были этому решению несказанно рады.

Первые шаги композитора

Найти своего учителя Джорджу оказалось непросто. Хорошего музыкального наставника удалось встретить только через несколько лет. Им оказался Чарльз Хамбицер, посоветовавший ему также брать уроки оркестровки и гармонии. По воле случая игру 15-летнего музыканта услышал менеджер издательства «Ремик и К». И его взяли пианистом-популяризатором, платя $15 в неделю.

В свободное время Гершвин сочинял музыку к песням. Его песней «Когда вы захотите» заинтересовалась, а затем исполнила Софи Такер, модная певица. И благодаря этому молодой композитор стал постепенно набирать популярность на Бродвее. Макс Дрейфус, директор издательства Хармса, предложил Джорджу писать музыку за $35 в неделю. Имя Джорджа Гершвина стало часто появляться в прессе, а в 1922 году известный пианист Берил Рубинштейн назвал его выдающимся музыкантом.

Удачный эксперимент

В начале 1924 года, благодаря двум месяцам напряженной работы Гершвина, появилась «Рапсодия в блюзовых тонах». Он писал музыку рапсодии для 2-х пианино, а аранжировщик Фред Гроф – аранжировку для джазового отделения. 12 февраля состоялась премьера «Рапсодии», которая в афишах была представлена как «музыкальный эксперимент». Зрители собрались разные, присутствовали и музыкальные «киты» Рахманинов, Стравинский, Годовский. Глиссандо на кларнете, исполненное Гершвином в самом начале, вызвало огромный интерес зала. А по завершении «Рапсодии» раздались оглушительные овации. Симбиоз джаза и классики, невиданный до сих пор, никого не оставил равнодушным.

Союз братьев

Слава принесла материальную обеспеченность. Семья переехала в новый пятиэтажный дом, а Джордж отправился в Европу на целых три года. Оттуда был привезен набросок поэмы-симфонии «Американец в Париже». Это произведение позднее вошло в репертуары многих мировых оркестров. У музыканта было еще много творческих замыслов, и он пригласил брата Айру работать в соавторстве с ним.

Айра, чтобы имя Гершвина было единственным на музыкальном небосклоне, взял себе творческий псевдоним Артур Фрэнсис и занялся написанием либретто. Братья создали более 20 мюзиклов, шедших на Бродвее и в кино. А музыкальный спектакль «О тебе пою» (1931 г.) получил Пулитцеровскую премию. Эта награда была вручена музыкальной постановке впервые.

«Порги и Бесс»

Прочитав роман Хейворда «Порги и Бесс», Джордж проникся его поэтическими образами, а в его голове зазвучали мелодии будущей оперы. Он написал автору о своем о своем желании создать ее, но Хейворд ответил только через 6 лет, в 1932-м. На написание оперы ушло 20 месяцев, и Гершвин с самого начала был уверен, что это произведение будет его вершиной.

Премьера оперы состоялась в «Колониел-театре» в 1935-м. Ее приняли с восторгом, долго звучали овации и восторженные возгласы. В «Алвин-театре» за 1,5 года ее поставили 124 раза, однако материального достатка опера братьям не принесла. Слишком велики были расходы на ее постановку.

Последние годы жизни

Работа над «Порги и Бесс» была очень изнуряющей, и это подорвало здоровье музыканта. Хотя внешне он выглядел прежним, но стал нервным и раздражительным. Врачи рекомендовали Джорджу забыть на время о музыке, но он даже не представлял, как сможет это сделать. А в начале 1937-го у него обнаружили опухоль мозга. Болезнь развилась стремительно, и спасти его врачи не смогли. 11 июля того же года Джорджа Гершвина не стало. Молодой, даже не достигший 39-летнего возраста, композитор умер, не реализовав до конца свой огромный творческий потенциал.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Джордж Гершвин биография и творчество американского композитора изложены в этой статье.

Джордж Гершвин краткая биография

Родился будущий композитор 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из Одессы. Настоящее его имя – Янкель Гершовиц.

Детство провел в районе Ист-Сайд, Нью-Йорк. Родители даже не подозревали, каким музыкальным талантом обладал Джордж, пока не купили пианино для его старшего брата. Взяв пару уроков музыки у разных педагогов, Гершвин решил посвятить свою юность е многочасовым импровизациям за музыкальным инструментом.

Через 2 года состоялся первый композиторский дебют Джорджа Гершвина: его музыка прозвучала на сцене одного из music-холлов на Бродвее. Композитора заметили нью-йоркские продюсеры. Одно из музыкальных произведений Гершвина, - это песня «Swanee», - вошла в мюзикл «Синдбад».

В 1919 году был поставлен мюзикл «Ла Ла Люсиль», музыка к которому была полностью написана Гершвиным. За 6 лет композитор создал музыку к более 40 спектаклям. Слава композитора быстро его нашла, но он не собирался останавливаться. По словам Джорджа, он мечтал стать «настоящим композитором». Гершвин не стеснялся просить об уроках композиции таких знаменитых современников как: Шенберга, Стравинского, Равеля, оттачивая свою игру на фортепиано.

С 1920 по 1924 года Гершвин плотно работает, сочиняя ежегодно десятки произведений, среди которых знаменитая опера «Blue Monday». Тяготение Джорджа к блюзу и джазовой музыке ярко проявляется в их совместной деятельности с джаз-бэндом Пола Уайтмена. Для этого коллектива Гершвин сочиняет «Рапсодию в стиле блюз». На премьере, которая прошла с большим успехом, присутствовал сам .

Кроме сочинения классических произведений, Джордж Гершвин пишет с успехом музыку для театральных представлений и Голливуда. В 1932 году он получает Пулитцеровскую премию (кстати, впервые эту премию вручили за музыкальную постановку), а уже в 1935 году проходит удачная премьера самого большого и масштабного произведения композитора – опера «Порги и Бесс».

Джордж Гершвин в 10 лет

Джазовая эпоха в Америке славится действительно выдающимися музыкантами. В список талантливых, и даже гениальных, композиторов заслуженно входит Джордж Гершвин. Музыкант прожил яркую, но короткую жизнь.

Джордж Гершвин – биография, факты, фото

Детство

Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Бруклине. Будучи еврейского происхождения, настоящее имя мальчика Яков Гершовиц. Его любовь к джазовой музыке появилась еще в детстве. Мальчик не упускал возможности посетить все джазовые концерты, которые проходили в городе.

С 12 лет он сам начал учиться игре на фортепиано, которое, кстати говоря, предназначалось для старшего брата. Юноша так и не получил впоследствии музыкального образования, но это не помешало ему стать звездой мировой джазовой индустрии.

Знакомство в 1915 году с музыкантом Чарльзом Хамбицером позволило Гершвину обрести достаточно вдохновения и получит полезных советов от маэстро, чтобы сделать еще один шаг навстречу успеху.

За мюзикл Of Thee I Sing Гершвин получил Пулитцеровскую премию

В молодые годы Джордж Гершвин много времени уделял сочинению музыки, импровизациям и технике исполнения. В 16 лет он начал работать в музыкальном магазине, попутно привлекая посетителей своей игрой на пианино. Музыкант играл в ресторанах, часто выступал на публике, набирался опыта в различных популярных стилях музыки.

Дебют на Бродвее

Несмотря на протесты родителей, Джорджу все же удалось продолжить свой музыкальный путь. В 18 лет пианист впервые выступил на Бродвее, где его заметили продюсеры музыкальной индустрии.

Имя молодого музыканта благодаря усердной работе стало часто появляться в прессе, а блестящее исполнение композиций привлекало в его жизнь все новых людей, например, венгерского композитора Зигмунда Ромберга. Его талант покорил сердца американских слушателей.

В 1919 году вышел мюзикл «Ла Ла Люсиль», который полностью был основан на импровизациях Джорджа Гершвина. Ему не нужно было больше подрабатывать в маленьких ресторанчиках, его музыку заказывали самые крупные мюзиклы, и тем не менее, он не забывал учиться у лучших своих современников: Шенберга, Равеля, Стравинского.

Rhapsody in Blue

Его мечта стать «настоящим композитором» постепенно сбывалась. Бродвей наполнился удивительными сочинениями Джорджа Гершвина, одно из них – опера Blue Monday.


Оркестр Пола Уайтмена

Страсть к музыке и захватывающие импровизации знакомят пианиста с джазовым оркестром Пола Уайтмена. Там же рождается популярная рапсодия Rhapsody in Blue.

Американец в Париже

В этот период композитор уезжает путешествовать на 3 года в Европу, где продолжает развиваться музыкально.


За роялем Морис Равель

Всемирно известными становятся многие его произведения, в том числе мюзиклы Lady Be Good, Oh, Kay! (1926), Of Thee I Sing (1931) – последний мюзикл, за который он был удостоен Пулитцеровской премии.

Ошеломительный успех сочинения «Американец в Париже» по возвращении Гершвина на американскую сцену был очевиден. Эмоции и стремительная музыка, смесь различных жанров, богатство национальных культур – это и наполняло композиции музыканта.


Джордж и Айра Гершвины в 1937 году

Родная кровь помогла ему обрести еще большую популярность, когда пианист стал создавать произведения вместе с родным братом Айрой. Вместе они творили композиции для киностудий, писали музыку для постановок. Одна из композиций мюзикла Lady Be Good стала лучшей любовной балладой прошлой эпохи.


Джордж Гершвин на Майами-бич в 1930 году

Имя Гершвина было уникальным, оно закрепилось на джазовой сцене настолько прочно, что его композиции и по сей день фигурируют в современных фильмах: «Великий Гэтсби», «На 50 оттенков темнее», «Улыбка Моны Лизы» и другие.

Опера «Порги и Бесс»

Яркость, значимость и сочетание классики и негритянского джаза отличали стиль Гершвина от остальных. Период зрелого творчества музыканта приходится на 1930-е годы, когда рождается самая знаменитая опера «Порги и Бесс».

Используя собственные алгоритмы сочинения музыки, Джордж Гершвин создал шедевр, на который потратил 2 года. Молодой гений полностью погрузился в работу в Южной Каролине, отгородился ото всех, чтобы создать истинно значимое произведение в его творчестве. Фольклор и оркестровые сюжеты, фантазийные задумки Гершвина придали особый оттенок звучанию оперы.

«Порги и Бесс» считается одной из самых сложных и многоактовых в творчестве Гершвина. Здесь соединены хор, соло, речитативы и органически сплетенные между собой мотивы.

Сама идея пришла в голову маэстро в 1926 году во время чтения книги «Порги» Дюбоза Хейуорда. Уже тогда композитор не мог уснуть и продумывал сюжет для будущего шедевра, но смог приступить к нему гораздо позже из-за большого количества других проектов.

«Порги и Бесс» считается одной из самых сложных творчестве Гершвина

Впервые опера была поставлена в Бостоне в 1935 году – восторженному ликованию зрителей не было предела. Нескончаемый восторг, а также тот факт, что представление посетили люди разных рас, принесли автору признание.

Личная жизнь

Джордж Гершвин сумел покорить сердца миллионов женщин, но тем не менее за свою непродолжительную жизнь так и не женился, хотя и был несколько раз влюблен.

Среди его возлюбленных есть ученица музыканта Александра Белых, а также Кей Свифт, которой в итоге он посвятил песню Oh, Kay! Тем не менее классик был предан только музыке, и именно она пленяла его и занимала все временя.


Джордж Гершвин и Джинджер Роджерс на репетиции Shell we dance

Гершвин был удостоен награды на церемонии вручения «Оскар» в 1937 году за композицию из фильма They Can’t Take That Away from Me. Но яркая жизнь молодого композитора оказывается под угрозой.