Особенности инфантильного глотания. Важность жевания для красивого лица Правильное глотание

17.06.2024

Как глотание влияет на формирование прикуса

Что важно знать родителям о функции глотания их детей? Почему неправильное глотание влияет на формирование неправильного прикуса?

Как Вы думаете, сколько мышц участвует в акте глотания? Целых 22 мышцы! При глотании работают не только челюстно-лицевые мышцы, но и мышцы глотки, а также подъязычной области. Ведь глотание – это сложный рефлекторный мышечный акт, при котором в результате сокращения одних и расслабления других мышц пищевой комок перемещается через глотку и пищевод в желудок .

Выделяют два вида глотания: инфантильный (с рождения ребенка и до 2 лет) и соматический (от 2 лет).

Почему младенец во время приема пищи, а именно при сосании, может одновременно дышать?

Малышам присущ инфантильный (лат. infantilis младенческий) тип глотания, в процессе которого благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в ротик малыша, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку, то есть осуществляется пассивное протекание жидкости к глотке. А у взрослых это абсолютно невозможно. Ребенок рождается уже с заложенным, хорошо развитым рефлексом глотания, который перестраивается к прорезыванию молочных зубов (24-30 месяцев).

По мере прорезывания молочных зубов функция сосания заменяется функцией жевания, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический (греч. soma тело). То есть, до 2 – 2,5 лет инфантильный, младенческий тип глотания является нормальным. После прорезывания всех молочных зубов педиатры и детские стоматологи рекомендуют родителям изменить рацион питания ребенка – ввести в рацион пищу для пережевывания: фрукты, сырые овощи, подсушенный хлеб. При употреблении только жидкой или мягкой пищи, даже несмотря на наличие зубов у малыша, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

Признаки соматического глотания:

  • Губы сомкнуты без напряжения
  • Круговая мышца рта неподвижна
  • Лицо спокойно, мимические мышцы вокруг рта неактивны
  • Язык отталкивается от слизистой оболочки нёба сразу позади верхних передних зубов

Если после прорезывания всех молочных зубов во время глотания у Вашего ребенка:

  • губы не смыкаются
  • губы сомкнуты, но в момент глотания язык отталкивается от губ, губы сжимаются, сокращается круговая мышца рта
  • язык находится между зубов и отталкивается от губ (Вы можете проверить – при глотании разведите губы ребенка, и если язык находится между зубами – нарушение глотания)
  • участвует подбородочная мышца, при глотании можно наблюдать ямочки на коже подбородка
  • участвуют мышцы шеи

Все это признаки инфантильного (атипичного) глотания, которое после 2 – 2,5 лет жизни ребенка не является физиологичным, а, наоборот, приводит к множеству ортодонтических проблем: ведь человек глотает около 600 раз в сутки, в том числе 200 раз во время еды, 50 раз во время сна, 350 раз в остальное время и большинство глотков делается бессознательно. При таком частом давлении языка на зубы происходит чрезмерный наклон передных зубов вперед.

Из-за того, что язык большее время находится между зубами, формируется открытый прикус, и если даже выровнять зубы и исправить прикус, но не нормализовать положение и функцию языка, зубы снова займут прежнее положение и прикус «искривится».

При сжатии губ во время атипичного глотания происходит сильное блокирующее давление на передний участок челюстей.

В результате преобладания внешнего мышечного давления (щеки, губы) над внутренним (язык) происходит:

  • деформация зубных рядов
  • формирование неправильного прикуса
  • искривление зубов
  • нарушение артикуляции языка
  • формирование неправильного произношения звуков (чаще всего межзубной сигматизм)

При инфантильном типе глотания язык выполняет лишь самые простые движения, язычная мышца развивается слабо. Нередко в таких случаях ошибочно ставится диагноз – макроглоссия.

Причины, вызывающие атипичное глотание:

  • длительное сосание соски, соски-пустышки
  • соска подобрана неправильно (при искусственном вскармливании): большая по размеру, большое отверстие в соске, нефизилогическая форма соски и другое
  • позднее введение прикорма в рацион малыша
  • позднее или недостаточное включение в рацион твердой пищи
  • позднее прорезывание молочных зубов
  • ранняя потеря, удаление передних молочных зубов
  • частые простудные заболевания у ребенка
  • короткая уздечка языка
  • ротовое дыхание

Что нужно делать, если у ребенка наблюдается атипичное глотание?

Прийти на консультацию к ортодонту. Доктор внимательно осмотрит Вашего ребенка, установит причину и предложит соответствующее лечение в зависимости от ситуации и возраста малыша. Для маленьких детей, как правило, назначается гимнастика для губ и языка. Также существуют специальные ортодонтические аппараты для тренировки мышц. Частая практика – ортодонт работает совмесно с логопедом. Если же причина атипичного глотания в короткой уздечке языка – доктор направит Вашего ребенка на консультацию к хирургу-стоматологу для проведения пластики уздечки языка. Если у Вашего ребенка частые насморки, он спит с открытым ротиком и Вы слышите, что ребенок иногда храпит, то доктор порекомендует отвести ребенка на консультацию к ЛОР-врачу.

врач-ортодонт Антонина Фартушная

Все родители желают своему ребенку лучшего, мечтают, что он вырастет умным, красивым, здоровым и успешным. И каждому родителю стоит узнать, что все это - здоровье, красота, успехи в учебе и общении - может зависеть от такой простой вещи, на которую далеко не все обращают внимание: от положения языка во рту и от формирования правильного прикуса.

На что влияет положение языка?

Язык принимает участие во многих важных процессах:

  • определяет вкус и температуру пищи;
  • помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
  • обеспечивает глотание;
  • участвует в формировании речи.

А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.

Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.

Прикус - это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:

  • не нарушает процесс приема пищи;
  • не искажает речь;
  • не портит внешние характеристики лица.

При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:

  • верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
  • все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
  • условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.

Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.

Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.

В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании, весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.

Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.

У детей, которые дышат через рот, формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным - вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.

Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано, что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.

Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.

Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.

В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.

Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.

Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.

Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы, так и всего организма ребёнка.

  • нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
  • нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
  • носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
  • улучшает функцию ЦНС, за счет достаточного получения кислорода;
  • улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
  • за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.

Правильный прикус и анатомическое положение языка - залог здоровья и благополучия вашего ребенка.

Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:

  • Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
  • Травматичные роды;
  • Недоношенность;
  • Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
  • Искусственное вскармливание;
  • Несвоевременное введение прикорма;
  • Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
  • Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
  • Преждевременная потеря молочных зубов;
  • Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.

На что следует обратить внимание родителям и насторожиться

  • Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
  • Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.

Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.

  • Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.

Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.

Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.

Как исправить нарушения прикуса и положения языка.

Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.

Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.

Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур

  1. Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
  2. Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.

  3. Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.

Миофункциональная гимнастика.

Включает упражнения для мышц лица, особенно тех, что участвуют в глотании, жевании и речеобразовании. Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.

Ношение миофункциональных трейнеров.

Они изготовленные из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.

С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.

В результате ребёнок любого возраста:

  • меньше болеет;
  • становится более выносливым физически;
  • лучше обучается;
  • становится эмоционально сбалансированным;
  • с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица.

Эффект видимый и стойкий, так как специалисты устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.


Владельцы патента RU 2349295:

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для устранения инфантильного типа глотания. Способ включает формирование движений языка, обеспечивающих анатомически нормальное глотание путем выполнения комплекса упражнений с индивидуально подобранной по размеру указкой. Способ позволяет обеспечить воздействие на все основные зоны языка в последовательности, соответствующей движениям языка при анатомически правильном глотании, что способствует более эффективной коррекции инфантильного типа глотания. 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано в ортодонтии для устранения инфантильного глотания у детей.

Неправильное положение языка при глотании, например, вследствие привычки у ребенка сосания пальцев связано с риском развития открытого прикуса. Ребенок просовывает язык между фронтальными зубами, вызывая аномалию окклюзии, протрузию верхних резцов, нарушение речи в виде шепелявости. Эти дефекты приобретаются в течение многих лет.

Для устранения вредной привычки конструируют пластинку на верхнюю челюсть с заслонкой для языка (Кн. Стоматология детей и подростков, 7-е изд. Под ред. Ральфа Е.Мак-Дональда, Дейвида Р.Эйвери, Мед. Информ. Агентство, М., 2003 г., с.676-677).

Более обоснованными способами лечения признаны миофункциональные, когда ребенок тренируется в правильном глотании. В частности, ребенок должен сомкнуть зубы, поместить кончик языка напротив резцового сосочка и затем глотнуть. При этом мышцы расслабляются. Когда ребенок научится подобным образом глотать с помощью лингвальной пластинки с заслонкой для языка, ребенка отучают просовывать язык в образовавшуюся между зубами щель. Указанные способы имеют недостаточный терапевтический эффект и длительное время лечения.

Известен способ устранения инфантильного типа глотания, предложенный доктором Хинцем из Германии. Способ осуществляют с помощью вставляемой в полость рта вестибулярной пластинки, на которой укреплена бусинка. При этом способе ребенка обучают вращать бусинку поднятием средней части языка вверх (В.М.Чапала. Миофункциональная коррекция вестибулярных пластинок (В.М.Чапала. "Миофункциональная коррекция зубочелюстных аномалий и речевых нарушений с применением вестибулярных пластинок." Методические рекомендации).

Недостатком способа является то, что раздражение наносится на одну зону языка, а это во многих случаях не обеспечивает формирование необходимых глотательных движений языка, кроме того, эффективность лечения по этому способу достигается только у детей до шестилетнего возраста.

В качестве ближайшего аналога предлагаемого изобретения принят способ, при осуществлении которого врач с помощью "петли для языка" охватывает тело языка и, прилагая некоторое усилие, обеспечивает придание ему более переднего положения (Журнал "Ортодонтия" 2004 г. №2). Недостаток тот же, что и в предыдущем способе: воздействие только на одну зону языка, что малоэффективно.

Предлагаемым изобретением решается задача обеспечения воздействия на все основные зоны языка и на весь язык в последовательности, наиболее соответствующей движениям языка при анатомически правильном глотании и повышении на этой основе устранения дефектов в глотании пищи, в том числе у детей старше шести лет. Изучение этого процесса показало, что последовательность активных сокращений различных зон языка и завершающих движений всего языка совпадает с направлением прохождения пищи от входа в ротовую полость до входа в пищевод. А именно: кончик языка, его средняя часть и корневая. Завершает процесс проглатывания пищи движение всего языка.

Сущностью изобретения является обеспечение воздействия на язык и его зоны в последовательности, соответствующей соприкосновению зон языка с пищей при анатомически правильном глотании, то есть воздействуют сначала на кончик языка, затем на его среднюю часть, потом на корневую часть, а затем на весь язык. При этом воздействуют на зоны языка и весь язык с помощью двух функциональных проволочных или пластмассовых приспособлений, называемых указками, показанных на фиг.1 и 2.

На фиг.1 дан схематический эскиз указки для надавливания на кончик языка и его среднюю часть, где 1 - треугольник указки, вершина которого заовалена, 2 - П-образный выступ указки, 3 - амортизаторы, 4 - держатель. На фиг.2 дан схематический эскиз для надавливания на корневую часть языка и на всю его поверхность, где 3 - амортизаторы, 4 - держатель, 5 - заоваленный конец указки, 6 - выступы для установки указки на зубы, 7 - средняя часть указки. Амортизаторы указок обеспечивают возможность отклонения указок при воздействии на них частями языка после надавливания на них в процессе лечения и для смягчения нажатия.

Способ осуществляют следующим образом, сначала врач или медсестра объясняют ребенку, что язык можно условно разделить на три зоны, участвующие в глотании, а именно кончик языка, среднюю часть и корневую. Затем ребенку указывают эти зоны на его языке с помощью указок 1 и 2: несколько раз дотрагиваются до кончика языка треугольником 1, до его средней части языка - П-образным выступом 2, до корневой части - заоваленным концом 5 и до всей поверхности языка - средней частью 7. Эти приемы позволяют ребенку научиться ощущать расположение зон языка, а также привыкнуть к ощущению элементов указок.

После этого переходят к приемам, подготавливающим самостоятельное применение ребенком указок. Для этого после введения указки №1 в полость рта ребенка П-образный выступ 2 на ней используют в качестве опоры на небе и просят ребенка несколько раз дотянуться кончиком языка до треугольника 1 на указке. Затем в качестве опоры на небе используют треугольник 1 и просят ребенка несколько раз дотянуться средней частью языка до позиции 2. После этих приемов вместо указки №1 в полость ребенка вводят указку №2: выступами 6 ее фиксируют на шестых зубах верхней челюсти, просят ребенка несколько раз дотронуться корневой частью языка до конца 5, а затем, перевернув указку №2 позицией 5 вверх и используя позицию 1 в качестве опоры на небе, просят ребенка несколько раз дотянуться всей поверхностью языка до средней части 7 указки. Для закрепления полученных навыков и укрепления мышц языка вслед за этим проводят упражнения с обеспечением сопротивления на надавливание треугольником, безболезненно надавливают на кончик языка и предлагают ребенку несколько раз поднять кончик языка, преодолевая сопротивление указки. Точно так же предлагают ребенку по несколько раз поднять среднюю часть языка, его корневую часть и весь язык при надавливании, соответственно П-образным выступом, заоваленным концом 5 указки №2 и средней частью 7.

Приемы, подготавливающие самостоятельное применение ребенком указок, завершают одним-двумя циклами десятикратно повторяемых ребенком под наблюдением врача или медсестры упражнений на "надавливание-сопротивление" в указанной выше последовательности в использовании указок №1 и №2 и их элементов.

После этого ребенку выдают указки №1 и №2, индивидуально подогнанные к размерам его полости рта, и дают задания в домашних условиях ежедневно в течение 30 дней самостоятельно, многократно в течение каждого дня выполнять описанные выше упражнения на "надавливание - сопротивление". При явке к врачу через указанный период устанавливают необходимость и продолжительность выполнения упражнений в последующие периоды.

Заявителем по предлагаемому способу проведена коррекция инфантильного типа глотания у 27 детей различного возраста: от 7-и до 12-ти лет, из них у 11 девочек (таблица). Практика показала, что во всех случаях, за исключением одного, в период от 30 до 45 дней были получены положительные результаты - тип глотания был приведен к анатомически нормальному.

Рецидивов в отдаленном периоде наблюдения - до 1-го года - не наблюдалось. Что касается упомянутого выше отрицательного случая, то, как выяснилось, положительный результат у этого пациента, мальчика 7-и лет, не был достигнут из-за недостаточного внимания родителей к его лечению. Это подтвердилось, в частности, тем, что при усилении родителями внимания к обеспечению мальчиком многократности ежедневного выполнения рекомендованных упражнений через 40 дней процесс глотания у него нормализовался.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что поставленные изобретением технические задачи полностью решены: предлагаемым способом обеспечивается воздействие на все зоны и на весь язык в целом, а эффективность лечения приблизилась к 100%.

Инфантильный тип глотания у мальчика 8 лет Пети К. Проба на сглатывание слюны показала, что подчелюстные мышцы не участвуют в процессе глотания. При отпивании воды из стакана ребенком производились всасывающие движения. При открытом рте по просьбе врача ребенок смог поднять в сторону неба только кончик языка. Лечение проведено по предлагаемому способу. Сначала ребенку разъяснили и с помощью указок №1 и №2 указали на его языке три зоны: кончик языка, среднюю и корневую части. Для этого по 2-3 раза дотронулись до названных частей языка в следующем порядке: треугольником 1 до кончика языка, затем П-образным выступом до средней части, после этого заоваленным концом 5 указки №2 до корневой части, а затем средней частью 7 указки №2 ко всей поверхности языка.

После этого перешли к подготовке ребенка к освоению им упражнений на "надавливание-сопротивление". Для этого указку №1 опирали на небо и просили ребенка дотянуться несколько раз кончиком языка до треугольника 1. После этого в качестве опоры на небе использовали треугольник 1 и просили ребенка прикоснуться несколько раз к П-образному выступу 2. Затем вместо указки №1 вводили в полость рта ребенка указку №2 и выступами 6 на ней фиксировали на шестых зубах верхней челюсти. После этого просили ребенка прикоснуться несколько раз корневой частью языка к заоваленному концу 5 указки №2. Затем, используя поз.5 в качестве опоры на небе, просили ребенка прикоснуться несколько раз всей поверхностью языка к средней части 7.

После подготовительных приемов перешли к освоению ребенком упражнений на "надавливание-сопротивление". Для этого треугольником 1 безболезненно надавливали на кончик языка и просили ребенка 5-6 раз поднять кончик языка, преодолевая сопротивление указки. Затем такое же упражнение при надавливании П-образным выступом 2 на среднюю часть языка, при надавливании концом 5 указки №2 на корневую часть языка и при надавливании средней частью 7 на всю поверхность языка.

Тренировка глотательных мышц это лучший способ улучшить свою способность глотать. Вот, несколько различных упражнений разработанных экспертами в области дисфагии для реабилитации.

Упражнение Шейкер

Лягте на спину и поднимите голову, как если бы вы пытались зафиксировать свой взгляд на пальцах. В то время как вы делаете это, старайтесь не поднимать плечи. Это простое упражнение улучшает глотательные способности, если оно выполняется от 5 до 57 раз в день в течение не менее шести недель. Если это упражнение получается у вас хорошо, увеличивайте продолжительность каждого подъема головы и количество повторений.

Движение гиоидный подъем

Это довольно простое упражнение, хотя это может звучать больше как задача, выполняемая в одном из реалити-шоу. Положите несколько небольших кусочков бумаги (около 2,5 сантиметров в диаметре) на одеяло или полотенце. Затем возьмите какой-нибудь мелкий, чистый предмет в рот и начните сосать один из кусочков бумаги за кончик. Продолжайте сосать, пока есть упомянутая бумага. Делайте это над чашкой или похожим контейнером, и остановитесь, когда бумага закончится. Это позволит выплюнуть бумагу в контейнер. Ваша цель, - выплюнуть от 5 до 10 кусочков бумаги в контейнер.

Движение Мендельсона

Это простое упражнение очень эффективно для улучшения глотательного рефлекса. Оно заключается в глотании собственной слюны. Обычно, когда слюна входит в пищевод, во время глотания, ваше "Адамово яблоко" (жесткая область примерно на полпути вниз по передней части шеи) движется вверх, а затем вниз. Для этого упражнения, держите кадык в верхней точке в течение примерно 2 до 5 секунд каждый раз. Вы можете помочь ему оставаться там сначала пальцами, для того, чтобы лучше понять движение, которое собираетесь сделать. Но упражнения сможет помочь вам только тогда, когда Вы сможете задерживать кадык без посторонней помощи. Повторяйте это упражнение несколько раз в день.

Глоток с полным усилием

Цель этого упражнения состоит в улучшении контакта между различными мышцами используемые во время акта глотания. В сущности, упражнение состоит в глотании. Но, когда вы это делаете, вы должны попытаться сжать все мышцы участвующие в глотания так сильно, как можете. Вам не нужно глотать пищу во время выполнения упражнения. Просто делайте это сухой глоткой. Выполняйте это упражнение от 5 до 10 раз, 3 раза в день.

Надгортанный глоток

Вы должны попробовать это упражнение без пищи в первую очередь. Когда оно будет хорошо получаться у вас, вы можете попробовать его с едой во рту. Это упражнение состоит из простых шагов. Во-первых, сделайте глубокий вдох. Задержите его, сделайте движение, как будто вы глотаете, и прокашляйтесь как бы, для устранения остатков слюны или пищи, которые, как бы, пошли вниз мимо ваших голосовых связок.

Движение супер надгортанный глоток

Это упражнение похоже на надгортанный глоток, описанный выше, но с дополнительной изюминкой. После того как вы сделайте глубокий вдох, потерпите при глотании. Создаваемое давление, помогает при глотании и увеличивает силу вашей глотательной мышцы.

По материалам сайта


Недавно в обсуждении твердой пищи и детей мы коснулись важного вопроса – развития лицевого скелета у детей и особенностей их питания. Ведь это связано в очень важными аспектами здоровья: привлекательности лица, красивой речи, прикуса, здоровья зубов и множества других важный для будущего особенностей. По сути, речь идет о трех важных аспектах: носовое дыхание, достаточная жевательная нагрузка, отсутствие вредных сосательных привычек. Больше о здоровом питании, включая детское, на онлайн-курсе .

Формирование лица у детей.

Развитие лицевого скелета у детей очень чувствительно к формированию правильного прикуса, положения языка, тонуса мышц. Ученые говорят об «орофасциальном» комплексе, все части которого влияют друг на друга. В течение всей жизни лицевой череп непрерывно изменяется: меняются его форма, строение, прочность и эластичность. Наиболее изменчива при этом нижняя треть лица, внешние границы которой практически совпадают с границами полости рта, где центральное место занимает непарный мышечный орган – язык, который, располагаясь в замкнутом пространстве и выполняя свои функции, непосредственно влияет на зубочелюстную систему, в том числе формируя ее патологическое состояние.

Например, привычно открытый рот в состоянии покоя (несомкнутые губы, слабость круговой мышцы рта) часто приводит к неправильному развитию формы зубных дуг и лицевых структур. Со временем у некоторых пациентов это приводит к нарушениям прикуса, косметическим проблемам и неправильному росту и положению челюстей. Примеры изменений, происходящих по причине постоянно открытого рта в состоянии покоя – это вертикальный рост лица, скошенный внутрь подбородок, рост нижней трети лица вниз и кзади (а не вперед и вниз) и вялые, атоничные губы. Важно понимать, что сомкнуты губы и язык в куполе нёба в состоянии покоя – чрезвычайно важны для обеспечения нормального роста и развития челюстно-лицевых структур.

Рост лицевого скелета происходит в ответ на функциональные потребности и регулируется мягкими тканями, окружающими костную систему. Таким образом, работа жевательных мышц и мышц языка и объем воздуха, проходящего через полость носа, играют важную роль в развитии костных структур и прикуса!

Орофациальные миофункциональные нарушения.

Влияние сосательных привычке на формирование прикуса и лицевого скелета. В настоящее время доказано, что патологические сосательные привычки могут негативно влиять на структуры полости рта и лица. Орофасциальные проблемы, т.е. “оро”- связанные со ртом, а “фасциальные” – связанные с лицом. Патологические сосательные привычки влияют на изменение прикуса и морфологию лица. (Relationship between facial morphology, anterior open bite and non-nutritive sucking habits during the primary dentition stage 2014 Dental Press J Orthod. 2014 May-June;19(3):108-13.)

Орофациальные миофункциональные нарушения (OMН) включают в себя неправильные мышечные паттерны и вредные привычки, затрагивающие движения языка, губ и нижней челюсти. Они включают: неправильное положение языка и губ в покое заключается в том, что рот открыт, губы не смыкаются, язык находится в нижнем переднем положении, упираясь в зубы или находясь между ними. Неправильный паттерн глотания заключается в том, что язык располагается и функционирует неправильно, прокладываясь между зубами или сбоку.

Обращаю ваше внимание, что лишь избыточные, патологические привычки сосания приведут к реальным проблемам. Это либо слишком длительное закусывание губ, многочасовой палец во рту, сосание после трех лет и так далее. Единичные эпизоды не влияют на развитие лицевого скелета!

Вредные оральные привычки.

1. Сосание: сосание большого и других пальцев, пустышки, предметов. Подсасывание губы или щеки

2. Губные привычки: сосание губ, закусывание, зажевывание губ.

3. Грызть ногти и закусывать предметы.

4. Отсутствие нормального смыкания губ

5. Язык: неправильное положение языка, прокладывание языка между зубами, инфантильное глотание.

6. Ротовое дыхание.

7. Ленивое жевание.

Подобные привычки могут приводить к следующим нарушениям развития зубочелюстной системы относятся следующие: открытый прикус (как следствие вредных привычек сосания); сагиттальная щель на фоне протрузии резцов; сагиттальная щель при сужении верхней челюсти и дистальном прикусе; локальная деформация зубного ряда вследствие вредных привычек; перекрестный прикус в переднем или боковых отделах; преждевременная потеря молочных зубов.

Не все так плохо.

Важно отличать физиологические сосательные привычки и патологические. Cосание пальца максимум к 7 месяцам, а затем идет на спад. К 3 годам должно полностью прекращаться. Также важные частота и интенсивность. Различайте эпизоды и постоянное сосание. Очень часто наблюдается компульсивное сосание, связанное со стрессом и самоуспокоением.

Исследования показали, что от привычки сосать пустышку малыша нужно отучить до 1 года. В случае, если функция сосания не была своевременно «погашена» - она может проявляться у ребенка! вплоть до периодов дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста.

Но в период сменного прикуса (7-13 лет), практически к самому его завершению, отмечался значительный процент самокоррекции прикуса. Эти случаи были выявлены при диагностировании открытого прикуса в переднем отделе, сагиттальных аномалиях (когда зубы верхней челюсти наклонены и выпирают вперед), при некоторых видах перекрестного прикуса.

В этот же период, при сохранении привычки сосать палец, у детей формировались и другие патологии прикуса, причем, именно в период активного прорезывания постоянных зубов. К числу этих патологий относится формирование следующих патологий: глубокий прикус, когда жевательные зубы у детей образуют супер-контакт, а передние резцы верхней челюсти практически полностью перекрывают нижние с формированием травмы в области десневых сосочков; смещение контактов зубов — состояние, на грани перекрестного прикуса.

Ротовое дыхание.

Если ребенок вынужден долгое время дышать ртом из-за заложенного носа, то он выглядит слегка глуповатым. Это заметили английские врачи еще в 19 веке. А вот хирург Уильям Уотсон заметил, что когда при удалении гландов восстанавливалость носовое дыхание, то и ребенок начинал выглядеть умнее! Это послужило причиной моды удалять гланды для увеличения интеллекта ребенка. Конечно, это не так, но тем не менее, ротовое дыхание- это серьезная проблема.

Проблемы с носовым дыханием возникают по причине увеличенных миндалин или аденоидов, искривления носовой перегородки, гипертрофированных носовых раковин и аллергии или анатомических дефектов носовой полости или глотки; вредных привычек, например, сосания большого пальца или других пальцев, языка, губ, закусывания щек, кусания ногтей, скрежетания зубами или стискивания зубов; слабости соединительных тканей и гипотонуса мускулатуры челюстно-лицевой области; структурных или физиологических деформаций, укороченной уздечки языка и ряда других причин.

Ротовое дыхание может возникать и при ослабленной лицевой мускулатуре, чаще всего – ослабленной круговой мышцей рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различные аномалии прикуса, характерные скученностью зубов.

Привычки, связанные с языком.

Прокладывание языка – привычное положение языка между зубами. Конечно, прокладывание языка не может сдвинуть зубы, поскольку длительность силового воздействия языка на зубы во время глотания (доли секунды) недостаточна, чтобы их сдвинуть. Требуется более длительный период (шесть часов или более) легкого, постоянного давления на зубные ряды, чтобы вызвать их сдвиг.

Ротовое дыхание.

При ротовом дыхании правильное положение языка невозможно - он располагается на дне полости рта, в области нижней челюсти. При этом свод верхней челюсти языком не поддерживается и соответственно, не обеспечивается возможность правильного развития её апикального базиса. Часто формируется высокое или «готическое» нёбо, забирая объём пространства нижних носовых ходов. Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ухудшает ситуацию.

Инфантильное глотание.

Инфантильное глотание характерно для детей до 2-х лет и характеризуется низким положением языка и пассивным протеканием жидкости к глотке. Соматическое глотание характерно для детей с 2 лет.Язык поднимает и прижимает пищу спереди назад к твердому и мягкому небу. Этим движением пища оттесняется в глотку. Многие дети при глотании воды надувают щеки. Некоторые делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается силовое воздействие, причем в определенном направлении. Это может привести к деформации зубных рядов и нарушению положения отдельных зубов.

При инфантильном глотании язык упирается в губы и щеки. По мере прорезывания молочных зубов, сосание заменяется жеванием, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический. При соматическом глотании язык располагается в передней трети твердого неба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Но если ребенок потребляет только жидкую или полужидкую пищу, то, несмотря на наличие у него зубов, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, естественно формирует и поддерживает правильную форму зубных рядов. У детей же с инфантильным типом глотания язык в покое и при глотании располагается между верхним и нижним зубными рядами, и поэтому в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговая мышца рта, что создаёт избыточное внешнее давление на зубные ряды при каждом глотательном движении.

В результате преобладания внешнего давления периоральной мускулатуры над давлением языка изнутри возникают деформации зубных рядов, ведущие к нарушению артикуляции и неправильному произношению звуков - упираясь в верхние резцы, язык толкает их наружу, формируя открытый прикус.

Ленивое жевание.

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как «ленивое жевание». Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса.

Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания. Эту функцию нужно разделять на функцию откусывания и функцию пережевывания. Если ребенок откусывает пищу боковыми зубами, то формируется глубокий прикус. На положение зуба влияют по вертикали две группы сил: одна — сила выталкивания — связь с прорезыванием зуба и формированием корня этого зуба. Другая — это сила жевательного давления, связанная со смыканием зубов. Если эта нагрузка действует только на боковые зубы, то боковые зубы внедряются вследствие того, что нагрузка на них оказывается чрезмерной.

Передние зубы удлиняются, так как давление на них отсутствует, возникает глубокий прикус. Одностороннее жевание приводит к образованию перекрестного прикуса. Вялое жевание, то есть отказ от жесткой пищи, приводит к тому, что нарушается естественное стирание зубов. В наибольшей степени это касается клыков и моляров. Это приводит к мезиальному прикусу, когда нижние клыки блокируют верхние, или перекрестному прикусу в боковых отделах.

Внешние признаки инфантильного типа глотания: язык ребёнка в покое и при глотании располагается между зубами верхней и нижней челюстей; рот приоткрыт; в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговой мышцы рта, создавая избыточное давление на зубные ряды при каждом глотательном движении. В результате формируется мышечный дисбаланс – внешнее давление приоральной мускулатуры преобладает над давлением языка изнутри. В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, обеспечивает и поддерживает правильную форму зубных рядов.

Заключение.

1. Вредные орофасциальные привычки негативно влияют на развитие лицевого скелета и привлекательность. Это действительно так, поэтому родителям важно контролировать эти привычки и понимать их важность. Очень важно обеспечить носовое дыхание и отсутствие вредных сосательных привычек. Eur J Paediatr Dent. 2013 Dec;14(4):299-302. Oral habits as risk factors for anterior open bite in the deciduous and mixed dentition - cross-sectional study.

2. Важно различать физиологические и патологические привычки. Незначительные, редкие эпизоды сосания или закусывания не являются проблемой. Но длительное их сохранение, постоянная выраженность, частота и высокая интенсивность – опасны и требуют искоренения.

3. Психологические методы эффективны. Установлено, что контроль, наказания и положительное подкрепления хорошо работают. Ведь это всего лишь привычки и их можно изменить, как и любые другие привычки. Научите детей правильно справляться со стрессом и негативными эмоциями. Cochrane Database Syst Rev. 2015 Mar 31;(3):CD008694. doi: 10.1002/14651858.CD008694.pub2. Interventions for the cessation of non-nutritive sucking habits in children.

4. Очень важна для развития и тренировки зубов и мышц адекватная нагрузка твердой пищей. Жевательные упражнения и твердая пища заметно усиливают эффективность жевания и укрепляют жевательные мышцы. Int J Paediatr Dent. 2012 Mar;22(2):146-53. The effect of chewing exercise in preschool children on maximum bite force and masticatory performance.

5. Для коррекции нарушений можно использовать разные устройства. Существуют различные миофасциальные тренажеры, которые могут быть полезны для тренировки мышц. Трейнеры, вестибулярная пластинка с бусинкой и другие. Трейнеры особенно эффективны в возрасте 3-9 лет и подбираются согласно возрасту ребёнка: для детей 3-5 лет – модель Infant, для детей 6-10 лет – модель T4K.

6. Жевание является фактором насыщения и способствует съедению меньшего количества пищи и лучшему контролю сытости. Тщательное жевания приводит к снижению количества потребляемых калорий на 13%. PLoS One. 2014 Apr 2;9(4):e93370. doi: 10.1371/journal.pone.0093370. eCollection 2014. Slow food: sustained impact of harder foods on the reduction in energy intake over the course of the day.

Литература.

Использованы иллюстрации и часть информации с сайта http://www.apkpro.ru/