Океанский лайнер «Британик» - последний из серии «Олимпик. Судьба трех суперлайнеров: "Титаника", "Британика" и "Олимпика"

10.10.2019

С момента страшной катастрофы прошел век

Ровно 100 лет назад, 21 ноября 1916 года, произошло крупнейшее кораблекрушение – в море снова затонул... «Титаник».

Впрочем, правильнее будет сформулировать иначе: затонул корабль внешне, как две капли воды, похожий на «Титаник».

Такое сходство вполне понятно: ведь в осенней катастрофе 1916-го погиб брат-близнец знаменитого океанского лайнера – «Британик». О судьбе этого исполинского судна знают немногие. А между тем гибель его во многом «скопирована» с крушения «Титаника» и тоже окружена тайнами и сопровождалась странными обстоятельствами.

"Британик"

Их было три. – Три однотипных трансатлантических лайнера-исполина, построенных на английских верфях по заказу крупнейшей транспортной компании «White Star Line».

«Старший брат» – «Олимпик», благополучно проплававший по морям-океанам четверть века и «умерший естественной смертью» (то есть разрезанный на металлолом).

«Средний брат» – тот самый печально знаменитый «Титаник».

И, наконец, «младший братишка». С именем его не все однозначно. В первоначальном варианте руководители WSL утвердили название «Гигантик». То есть эта серия супер-кораблей посвящена была героям греческой мифологии: олимпийцам, титанам и гигантам. Однако после гибели «Титаника» спохватились, что в таком варианте заложена «логическая мина». Ведь, согласно античным легендам, в результате сражений титаны и гиганты оказались повержены. Причем повержены олимпийцами! Чтобы не «накаркать» печальную судьбу третьему из своих лайнеров (который тогда еще только начали собирать на стапеле), господа-директора решили сменить ему имя. В итоге «Гигантик» превратился в «Британика», – тоже звучно и кроме того патриотично!

Узнать некоторые подробности короткой, но непростой биографии этого уникального пассажирского судна корреспонденту «МК» помогли материалы, собранные энтузиастом – историком Дмитрием Мазуром.

Изделие №433

«Британик» был заложен на верфи в Белфасте под кодовым обозначением «изделие №433» 30 ноября 1911 года и спущен на воду 26 февраля 1914-го. Уже через несколько месяцев, сразу после гибели «Титаника», его строительство было на некоторое время приостановлено: потребовалось время, чтобы в конструкцию этого гигантского парохода инженеры внесли изменения, учитывавшие печальный опыт апрельской морской трагедии 1912 года. На «Британике» увеличили число водонепроницаемых переборок в корпусе (причем они проходили теперь и через пассажирские отделения, достигая уровня верхней палубы), сконструировали двойные борта, дополнительно защищающие отсеки на случай встречи с айсбергом... Возросло количество спасательных средств. Каждый из пяти установленных на пароходе мощных кранов-шлюпбалок мог даже при большом крене судна благополучно спустить на воду разом пять спасательных шлюпок. Для большей оперативности передачи получаемых радиограмм о навигационной обстановке по маршруту на капитанский мостик его соединили пневмопочтой с рубкой радиста...


"Титаник"

В итоге всех усовершенствований лайнер должен был стать самым безопасным и, главное, «самым непотопляемым» судном в мире. Специалисты-проектировщики утверждали, что «Британик» сможет удержаться на плаву даже с шестью затопленными водой носовыми отсеками по одному борту. («Титанику» «позволялось» затопить лишь четыре отсека, так что, окажись в роковую ночь 14 апреля на «рандеву» с айсбергом не он, а «Британик», страшной трагедии на море не было бы).

«Младший» стал самым крупным из трех «братьев»-лайнеров. Он был на несколько метров длиннее «Титаника», чуть шире него и имел водоизмещение без малого на 2000 тонн больше (48158 тонн против 46328). Каюты трех классов рассчитаны на 2575 пассажиров, а экипаж корабля составлял 950 человек.

«Британик» хотели сделать также самым комфортабельным и роскошным из всей троицы супер-лайнеров WSL. Например, для удобства пассажиров расширены были ресторан и курительный салон 1-го класса. Кроме того проектом предполагалось оборудовать на судне игровую комнату для детей, еще одну парикмахерскую, гимнастический зал для путешествующих 2-м классом, 4 электрических лифта... На парадной лестнице даже собирались орган установить для устройства концертов!

Однако осуществлению этих планов помешала начавшаяся мировая война. В новых условиях было уже не до скоростных трансатлантических рейсов. Достройка «Британика» значительно замедлилась, а осенью 1915-го в судьбе его произошли коренные перемены. 13 ноября английское Адмиралтейство реквизировало огромный пароход, чтобы переоборудовать его для военных нужд в госпитальное судно.

На такой шаг морское руководство Великобритании подтолкнула непростая обстановка, складывавшаяся на средиземноморском театре военных действий. В самом разгаре была Дарданелльская операция, затеянная Францией и Англией против Германии и Турции. Войска союзников по Антанте высадились в районе Галлполи и активно пытались расширить плацдарм, чтобы взять под контроль важнейший на пути из Черного моря в Средиземное пролив Дарданеллы. При этом французы и англичане несли серьезные потери. Британцам, необходимо было эвакуировать морем многочисленных раненных, заболевших «солдат Его Величества». Именно для этой цели в помощь уже имеющимся госпитальным судам и понадобился огромный «Британик».

В течение считанных недель супер-лайнер переоборудовали под плавучий госпиталь. Обеденный зал и гостиная 1-го класса, расположенные в центральной зоне палубных надстроек, были превращены соответственно в операционную и главную палату. В близлежащих каютах на палубе «В» решено было разместить медицинский персонал – врачей, фельдшеров, медсестер. Другие пассажирские каюты приспособили под палаты для раненых. Несколько трюмных помещений превратились теперь в склады медоборудования и препаратов, а одно из них – даже в морг... Для постороннего наблюдателя самым заметным стало изменение внешнего вида «Британика». Его окрасили в принятые по международному соглашению цвета госпитального судна, которые должны гарантировать его неприкосновенность для военных кораблей любой страны: белые борта, на каждом из которых нанесена вдоль всего корпуса зеленая полоса и изображены три больших красных креста.


"Британик"

В декабре 1915 года несостоявшийся трансатлантический лайнер, который именовался теперь «Госпитальное судно Его Величества Британик», официально включили в состав английского флота. Он мог перевозить свыше 3000 больных и раненых, медицинский и обслуживающий персонал состоял из почти 450 человек, а судовая команда – из 675 человек. Капитаном «Британика» назначили Чарльза Бартлетта.

23 декабря полностью укомплектовавшись на рейде Саутгемтона персоналом и погрузив все необходимые припасы пароход-госпиталь отправиться в свой первый рейс. Он взял курс на Средиземное море. Конечным пунктом маршрута была перевалочная госпитальная база англичан, созданная ими на греческом острове Лемнос. Корабль прибыл туда через 8 дней, погрузил очередную партию раненых и отправился назад к британским берегам.

В общей сложности до весны 1916-го «Британик» совершил три рейса по эвакуации раненых в Дарданелльской операции. Каждый из этих походов был отнюдь не безопасным, ведь в Средиземном море активно действовали немецкие подводные лодки.

Потом на средиземноморских полях сражений наступило затишье, в связи с чем плавучий госпиталь поставили на прикол за ненадобностью. Военно-морское командование собиралось даже, ради экономии денег на обслуживание огромного судна, вернуть его назад прежнему владельцу – компании WSL. К началу лета официально успели исключить этот пароход из списков Британского флота, однако вслед за тем пришлось отыгрывать назад. Ситуация в Средиземноморье вновь изменилась, там начался очередной всплеск активности военных действий: союзники вновь перешли в наступление.

4 сентября на капитанский мостик «Британика» вновь поднялся его прежний капитан – Чарльз Бартлетт. А через несколько дней огромное судно в четвертый раз отправилось к греческим островам забирать раненых. Еще один такой рейс был выполнен в конце октября – начале ноября 1916-го. Лайнер-госпиталь отшвартовался у родных английских берегов 6 ноября. После этого ему полагался «тайм-аут» для проведения профилактики паровых котлов, машин... Однако обстоятельства этому помешали: английские войска на средиземноморском театре военных действий несли неожиданно большие потери, госпитальная перевалочная база на острове Лемнос переполнялись, поэтому нужно было срочно вывозить оттуда раненых. Так что стоянка «Британика» в Саутгемтонском порту продлилась всего 5 суток. Уже в воскресенье, 12 ноября огромный пароход вновь вышел в море, отправившись к греческим островам.

Этот шестой рейс – «вне расписания» – оказался для судна роковым.

Как тонул «непотопляемый»

9 дней спустя «Британик» благополучно достиг греческого архипелага. 21 ноября 1916 года судно шло по проливу между материковой частью Греции и островом Кеа со скоростью 20 узлов (около 36 км/час). Внезапно в носовой части по правому борту раздался взрыв, заметно тряхнувший огромный пароход, вслед за ним – еще один.

Корабельный хронометр показывал в этот момент 8.12 утра, – время завтрака медицинского персонала. Встревожившихся было медсестер успокоили: ничего серьезного, можно продолжать трапезу. Однако капитан Бартлетт уже понимал, что ситуация становится все более опасной. Корабль стал крениться на правый борт, оседая носом в море. Приказ немедленно задраить все водонепроницаемые переборки не помог: потоки воды почему-то продолжали распространяться по отсекам. Трюмные доложили на мостик, что в результате сильного взрыва не только разрушена переборка в носовой части, но еще повреждена шахта главной пожарной магистрали, по которой вода теперь проникает в другие отсеки, – в том числе даже в котельные. При этом герметичные двери в переборках оказались почему-то в момент взрыва открыты, а теперь их никак не удавается задраить под напором прибывающей воды.

Свою лепту в агонию «самого непотопляемого» корабля внесли иллюминаторы в его бортах. Большинство из них было открыто: медицинский персонал устроил утреннее проветривание кают. Теперь, когда «Британик» заметно сел носом, через эти круглые «окошки» море стало легко захлестывать помещения на нижних палубах правого борта.

На лайнере находилось 1134 человека – администрация плавучего госпиталя, медицинский и обслуживающий персонал, команда. Понимая, что его корабль тонет, капитан Бартлетт распорядился давать в радиоэфир сигнал SOS, а до прибытия помощи начать эвакуацию.

В целом она проходила достаточно спокойно и четко, однако, по воспоминаниям очевидцев, несколько случаев паники все-таки было. Например, группа корабельных пожарных стала спускать шлюпку, не получив разрешения офицеров, распоряжавшихся спасательной операцией. В это время «Британик» еще двигался вперед с весьма приличной скоростью и суденышко это, захлестываемое волнами, почти сразу опрокинулось. К счастью никто из паникеров-пожарных не погиб.

Но без жертв, увы, все-таки не обошлось. Огромный корабль погружался в море носом, все больше кренясь на правый борт (по странному капризу госпожи Фортуны все происходило точно так же, как с «Титаником!»). В какой-то момент корма задралась так высоко, что из воды показались гребные винты. Они вращались, поскольку машины лайнера продолжали работать. И вот под эти «вентиляторы» стало вдруг затягивать две большие шлюпки со спасающимися людьми, только что спущенные кормовыми шлюп-балками. Оба спасательных суденышка раздробило в щепки, а находившихся в них неудачников стало перемалывать, словно в гигантской мясорубке, – под лопастями погибло более 20 человек, другие были ранены... Еще несколько человек так и не смогли выбраться из внутренних отсеков гибнущего корабля.

В 9.07 «младший брат» «Титаника» опрокинулся на правый борт (при этом внутри его корпуса раздался страшный грохот рушащихся механизмов) и вслед за тем быстро пошел на дно. «Самый непотопляемый» корабль исчез в морской пучине всего через 55 минут после взрыва (а ведь тот же «Титаник» продержался на плаву почти 2 часа 40 минут!). Капитан Бартлетт, соблюдая морскую традицию, до последнего мгновения находился на своем гибнущем корабле. Оказавшись в воде, он сумел, благодаря надетому спасательному поясу, удержаться на поверхности и доплыл до ближайшей шлюпки.

Сигналы бедствия, подаваемые радистом «Британика», были услышаны на нескольких английских кораблях, которые поспешили на помощь. Уже к 10 часам утра к месту кораблекрушения первыми прибыли «Скоурж» и вспомогательный крейсер «Героик», потом еще несколько кораблей... На них поднимали из шлюпок людей с «Британика».

В общей сложности удалось спасти 1104 человека. Число жертв катастрофы «Британика» составило 30 человек. Этот плавучий госпиталь стал самым крупным судном, погибшим во время Первой мировой войны. А операция по спасению с него людей была признана едва ли не самой успешной.

Причина трагедии «Титаника» всем известна: столкновение с огромным айсбергом. В случае с гибелью его близнеца абсолютной ясности до сих пор нет.

Согласно официально существующей версии, «Британик» оказался жертвой немецкой подводной лодки. Еще за несколько дней до трагедии германская субмарина U-73, которой командовал капитан Густав Зисс, поставила мины в проливе между островом Keа и материком. На одну из таких мин и наткнулся супер-лайнер.

Долгое время затонувший в 1916-м гигантский корабль оставался «невидимкой». Лишь в 1975 году точное место его гибели установила экспедиция знаменитого французского исследователя Жака Ива Кусто. На следующий год водолазам удалось обследовать лайнер, лежащий на глубине около 120 метров. Увиденное ими с одной стороны подтверждает официальную версию: в носовой части судна, лежащего на правом борту, есть пробоина от взрыва. Но помимо этого подводные разведчики обнаружили и другие повреждения корпуса «Британика».

Впоследствии члены экспедиции выдвинули иную версию гибели огромного парохода. Именно эта версия дает объяснение парадоксальному факту: почему же «непотопляемый» «Британик» затонул гораздо быстрее своего не столь совершенного «среднего брата». Согласно этой версии на борту госпитального (а потому неприкосновенного для германских кораблей) «Британика» англичане нелегально перевозили оружие в Египет. Выполняя свой шестой (оказавшийся гибельным) рейс, лайнер должен был зайти в порт Александрии для разгрузки военной контрабанды. Однако об этой секретной операции сумела узнать немецкая разведка. Во время промежуточной стоянки «Британика» в Неаполе на его борт германским агентам удалось протащить и спрятать в одном из угольных бункеров хитроумное взрывное устройство. Некоторое время спустя, в проливе Кеа адская машина сработала, вызвав еще и вторичный взрыв угольной пыли, скопившейся в полупустых уже к тому моменту бункерах огромного корабля (этот «запоздавший» взрыв слышали многие из тех, кто находился на борту «Британика»). Детонация взрывоопасной угольно-воздушной смеси привела к серьезным повреждениям соседних с бункерами водонепроницаемых переборок и других систем в трюмах корабля, нарушила герметичность отсеков, что и привело к их быстрому затоплению.

Выглядит слишком фантастично? – Но даже некоторые из тех специалистов. которые отвергают данную конспирологическую версию, соглашаются с тем, что вторичный «угольный» взрыв все-таки мог произойти под влиянием взрыва мины, на которую наткнулся «Британик».

Более тщательно исследовать лежащий на дне «Британик» экспедиции Кусто не позволило отсутствие в те годы соответствующего оборудования для глубоководных работ. Уже в наши дни группе дайверов удалось проникнуть внутрь корпуса затонувшего лайнера и обследовать некоторые из отсеков. Увиденное лишь подтвердило существовавшую прежде информацию: герметичные двери в водонепроницаемых переборках почему-то не задраены.

х х х

«Посмертная» судьба «Титаника №2» до сих пор не определена. Власти Греции, в территориальных водах которой лежит это затонувшее судно, ратуют за то, чтобы включить «Британик» в списки объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Находятся энтузиасты, предлагающие поднять лайнер и восстановить его в первоначальном виде. Есть и более реальный план: создать виртуальный музей этого погибшего исполина, установив в разных местах его видеокамеры. Транслируемые виды различных частей лежащего на дне корабля при помощи компьютера будут объединяться в единую панорамную «картинку», которой смогут любоваться пришедшие в музей посетители.

Между тем при попытке реализовать любой из этих проектов следует учитывать, что на данный момент у затонувшего «Британика» имеется полноценный владелец, без согласия с которым даже спускаться под воду для «рандеву» с «младшим братом» «Титаника» нельзя. Зовут этого господина Саймон Миллз. Хозяином легендарного корабля он стал в 1996 году. Тогда высокие военные чины в Великобритании вдруг спохватились, что на балансе у их ведомства до сих пор еще остаются некоторые корабли, участвовавшие в Первой мировой (среди них – гигантский плавучий госпиталь), и решили устроить необычную распродажу этих раритетов. Миллз, к тому времени уже давно интересовавшийся историей «Титаника», узнав о столь эксклюзивной торговой акции, подал заявку и приобрел «Британик» задешево. Сам «судовладелец» конкретизировать понесенные им расходы на эту сделку не торопится, но в печати упоминалась сумма 25 тысяч долларов.

Справка «МК»

Англичанке Вайолетт Джессоп «повезло» стать участницей аварий на всех трех супер-кораблях компании WSL. В сентябре 1911 года она находилась на борту «Олимпика», исполняя обязанности одной из стюардесс лайнера, когда он, столкнулся в Саутгемптонском заливе с крейсером «Хок», получил большую пробоину и вынужден был срочно возвращаться в порт. В апреле 1912-го Вайолетт, тоже будучи зачислена в штат стюардессой, плыла на «Титанике» и оказалась в числе спасшихся после катастрофы. А 21 ноября 1916 года при эвакуации людей с тонущего «Британика» медсестру Джессоп погрузили в одну из тех двух злополучных шлюпок, которые затянуло под вращающиеся винты лайнера. Однако и на сей раз англичанка избежала гибели.


Вайолетт Джессоп

Судьба трёх суперлайнеров: "Титаника", "Британника" и "Олимпика"

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства. Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта.

Этой аварии суждено было войти в морскую летопись как первой среди других подобных, в результате которой было обнаружено новое явление - взаимное присасывание кораблей и судов - одна из важных причин столкновения кораблей. Именно в связи с аварией крейсера «Хок» и лайнера «Олимпик» это явление было впервые изучено, и из него сделали вполне ясные и научно обоснованные практические выводы.

Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году. "Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить. "Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В годы Первой мировой войны лайнер получил ласковое прозвище Old Reliable, «надежный старина».

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Такие открытки вручались солдатам Канадского экспедиционного корпуса, которые возвращались домой на «Олимпике» в начале июля 1919 года. Это был последний рейс «Олимпика» в качестве войскового транспорта; из Галифакса он проследовал в Ливерпуль, куда прибыл 21 июля.

«Войсковой транспорт Его Величества «Олимпик» покидает Саутгемптон.

КОРАБЛЬ, НА КОТОРОМ Я ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ

Канадский экспедиционный корпус, 1914-1919

Монс — Сен-Элуа — Нев-Шапель — Ипр-2 — Фестубер — Живанши — Ла-Бас — Лоо — Плогстеерт — Сен-Жюльен — Ипр-3 — Сомма — Курселет — Вими — Холм 70 — Пашендаль — Амьен — Аррас — Камбре — Валансьен — занятие Монса 11 ноября»

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

«Олимпик» входит в Нью-Йоркскую гавань. Открытка, напечатанная в Детройте.

А такие «шелковые» открытки продавали на борту самого лайнера в качестве сувенира.

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером.

Судьба "Британника"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британник". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британник" был спущен на воду.

Длина лайнера составляла 275,2 м, ширина 28,7 м, осадка 10,5 м, валовая вместимость - 50 000 р.т. Главный двигатель мощностью 50 000 л. с. Скорость 21,0 узлов.

При постройке судна были учтены уроки гибели лайнера «Титаник». Он получил двойное дно, что увеличило ширину корпуса на 2 фута, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено шестью продольными переборками, которые должны были уменьшить размеры затопления в случае повреждения обшивки. Лайнер «Британник» получил 16 водонепроницаемых переборок, было увеличено количество шлюпок.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британнике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно. И уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

Утром 21 ноября лайнер «Британник» вошел в пролив Кеа в Эгейском море, направляясь к Лемносу. Но примерно в 8.00 огромный корабль содрогнулся от страшного удара. Лайнер «Британник» подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73, и сразу начал погружаться носом. Капитан Чарльз Э. Бартлетт приказал радистам подать сигнал бедствия. Экипаж работал слаженно и спокойно. Немедленно были спущены шлюпки, поэтому из 1066 человек, находившихся на борту в момент взрыва, погибли только 30. Это произошло потому, что две шлюпки были спущены слишком поспешно и их разнесло на куски огромными винтами лайнера.

Через 55 минут после взрыва лайнер «Британник» высоко задрал корму и ушел под воду. Он затонул на глубине 106,5 м, поэтому уперся носом в дно моря еще до того, как окончательно скрылась под водой корма. Сигнал бедствия был принят британскими военными кораблями, и вскоре на место катастрофы прибыл эсминец «Скодж». Чуть позже эсминец «Фоксхаунд». С их помощью спасательные шлюпки добрались до маленького островка Мальта (не та, разумеется). Там экипажу лайнера «Британника» пришлось ждать госпитальное судно, которое доставило моряков в Марсель. Капитан Чарльз Э. Бартлетт последним покинул тонущее судно.

Остается неясным, почему лайнер «Британник», несмотря на все усовершенствования, затонул так быстро, даже быстрее лайнера «Титаник». Скорее всего, это произошло потому, что медсестры открыли большинство иллюминаторов, чтобы проветрить отсеки перед приемом раненых. Когда пароход сел носом, открытые иллюминаторы оказались в воде. Если бы они были закрыты, то лайнер «Британник», скорее всего, уцелел бы.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

Исследователи выяснили, что:

1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва.

2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте (лежат рядом с лайнером).

3) По грунту разбросан уголь и части интерьера судна (больничные койки, другое оборудование).

4) Деревянные части "Парадной Лестницы" (которая таковой к последнему плаванию уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично).

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Корабль «Олимпик» пережил множество ярких событий. На момент спуска на воду это было судно, которое считалось новым чудом света. Его слава померкла перед «Титаником», который имел такое же устройство и появился два года спустя, но утонул в первом же своем плавании.

Класс лайнеров «Олимпик»

В кораблестроении существует традиция. Согласно ей, названия даются как суднам, так и проектам, к которым они относятся. По этой причине обыватели часто путают корабль «Олимпик» с одноименным классом

Всего их было три. Первым был «Олимпик», построенный в 1910 году. Вторым оказался «Титаник», ставший всемирно известным после своего крушения.

Последний корабль данного класса получил название «Британник». Он появился накануне Первой мировой войны и сразу же стал выполнять военные миссии, в том числе перевозил раненных солдат. После пяти успешных рейсов был подорван на немецкой мине в 1916 году.

Индустрия кораблестроения в начале XX века

В эти годы гражданский флот европейских стран занимался в основном тем, что покорял новые рекорды скорости и прокладывал самые невероятные маршруты для доступа к труднодоступным регионам. Атлантический океан стал как никогда важен в качестве маршрута, так как здесь курсировали суда из стремительно развивающихся Соединенных Штатов Америки в Европу и обратно. Перевозились важные грузы и большое число эмигрантов. Еще одна важная примет эпохи - нарастающее соперничество между мировыми державами накануне Первой Мировой Войны.

Британская судоходная компания White Star Line эту гонку проигрывала. Ее главными конкурентами были немцы и другой английский производитель - Cunard Line. Последний стал лидером отрасли после того, как с его верфи в океан вышли два лайнера нового поколения - «Мавритания» и «Лузитания». Они отличались не только большими размерами, но и быстроходными качествами. «Лузитания» в 1907 году побила рекорд скорости в водах Атлантики, который оставался недосягаем еще более 20 лет.

На этом фоне магнат Джон Морган, который был владельцем White Star Line, решил переплюнуть конкурентов и поставил перед своими инженерами задачу создать нечто по-настоящему колоссальное. Таким проектом стал корабль «Олимпик» и два его «брата».

Характеристики

По сравнению с другими судами, новые лайнеры отличались гораздо большими размерами. Их тоннаж превышал тоннаж той же "Мавритании" в полтора раза. Такие габариты не позволяли взять рекорда скорости, иначе бы двигатель затрачивал слишком много ресурсов.

Вместо этого было решено, что приоритетом нового судна станет его ослепительная роскошь. Другим преимуществом считалась безопасность. Конструкторы уверяли, что новые корабли непотопляемы благодаря системе из нескольких отсеков. Если в корпусе появится брешь, затопит лишь небольшую часть корабля, что поможет удержаться ему на плаву.

Эта уверенность обернулась трагедией. Если «Олимпик» действительно пережил множество рейсов, то «Титаник» - корабль-символ - погиб в первом же своем плавании.

Двигатель новинки работал на паровых котлах, а его мощность составляла 50 тысяч лошадиных сил. Судно вмещало 2435 пассажиров, его обслуживал экипаж в составе 860 человек. Длина составляла 269 метров, ширина - 18 метров. Эти безумные цифры сразу же привлекли внимание прессы и общественности к новому проекту. Показательно то, что старые порты не были готовы принять такие большие суда, из-за чего приходилось перестраивать пристани там, где пролегал маршрут «Олимпика».

Внутренние помещения лайнера были разделены на три класса, в зависимости от платежеспособности пассажиров. Особенным блеском отличался обеденный зал, который был рассчитан на более чем 500 человек и являлся самым большим помещением на судне в мире. Интерьеры первого класса были выполнены в стиле нового времени.

Начало эксплуатации

Первый рейс лайнера пролегал от английского Саутгемптона до французского Шербура, который находился в Нормандии. Уже оттуда корабль незамедлительно отправился в Нью-Йорк. Так как плавание во многом носило тестовый характер, экипаж судна проверял надежность и практичность многих новых задумок, реализованных на корабле. Основываясь на этом опыте, конструкторы привнесли некоторые изменения в устройство следующего проекта под названием «Титаник».

В первые годы эксплуатации случалось немало инцидентов, которые, однако, не носили фатального характера для «Олимпика». Широкую огласку получило столкновение лайнера с крейсером «Хоук». Хотя в происшествии никто не погиб, началось судебное разбирательство, активно освещаемое в прессе.

Причиной тому стало то, что «Хоук» принадлежал государственному флоту. White Star Line обвинила экипаж крейсера в ошибке, однако суд принял решение в пользу защищающейся стороны. Кроме того, капитан «Олимпика» Смит был признан виновным в неправильных действиях, а компания-владелец обязалась выплатить компенсацию.

После крушения «Титаника»

Если эксплуатация «Олимпика» была в целом успешной, то второй корабль класса потерпел крушение в первом же рейсе. Репутация White Star Line висела на волоске. Для того чтобы убедить общественность в безопасности перевозок, компания начала переоснащение своего лайнера.

Кроме того, началась забастовка экипажа. Это было связано с тем, что никто не хотел плыть на корабле, оснащенном теми же шлюпками, что были на «Титанике». Они плохо себя зарекомендовали в роковую ночь в северной Атлантике.

Шлюпки были заменены. Помимо этого, конструкторы обновили обшивку судна. Спустя год после символичного крушения «Олимпик» снова отправился в США.

Первая мировая война

Однако использование «Олимпика» в качестве судна для гражданских перевозок длилось недолго. Спустя всего несколько лет начался конфликт с немцами, и британское государство реквизировало лайнер для выполнения военных приказов.

Судно служило в Средиземном море и было оснащено соответствующей артиллерией. Камуфляж должен был защитить корабль от немецких субмарин. Так или иначе, но «Олимпику» удалось пережить войну, успешно переправляя раненных в госпитали. Это считалось чудом, особенно на фоне гибели близнеца «Британника» и пассажирской «Лузитании».

Конец эксплуатации

После войны судно вновь стало гражданским. В 30-е годы корабль «Олимпик» уже считался технологически устаревшим судном. Поэтому с каждым рейсом становилось понятно, что скоро его спишут на металлолом. Тогда же компания-владелец слилась с Cunard Line.

Свой последний рейс «Олимпик» совершил по привычному маршруту - из Саутгемптона в Нью-Йорк. Это было 257 путешествие гиганта. Что ни говори, у него была счастливая судьба. История корабля была дольше, чем у его близнецов - затонувшего «Титаника» и подорвавшегося на мине «Британника».

Накануне разбора на металлолом мебель из кают и залов, как была продана с аукциона и разошлась по множеству фешенебельных заведений.

Сравнение с «Титаником»

Это сопоставление напрашивается само собой. Люди часто спрашивают про "Олимпик" (корабль): "Что с ним случилось?". Просто по аналогии с "Титаником".

Наверно, самым любопытным, если не мистическим фактом при сравнении является то, что Смит, который был печально известным капитаном затонувшего «Титаника», до этого командовал именно «Олимпиком». Но затем его перевели на другой трансатлантический лайнер. Как самого опытного из персонала компании. Считается, что он застрелился, когда понял, что по его ошибке начал тонуть великий корабль. «Олимпик» и «Титаник» практически не отличались внешне. Единственный значительный признак, по которому можно было понять, кто из них кто, это палуба А. «Титаник» был остеклен в этом месте, в то время как «Олимик» оставался открытым.

Были еще небольшие отличия в размещении инфраструктуры. Например «Титаник» - корабль с кафе на второй палубе. У «Олимпика» такого заведения на этом месте не было.


Гибель "Британика".

28 октября 1914 г. немецкая подлодка U-73 под командой Густава Зисса поставила мины в канале Kea — между островом Kea и материковой Грецией.

12 ноября 1914 года лайнер "Британик", переоборудованный в госпитальное судно,покинул Саутгемптон и отправился в Мурдос (Средиземноморье) для эвакуации раненых английских солдат. В 12 часов ночи 15 ноября лайнер прошел Гибралтарский пролив, а 17 ноября достиг Неаполя. Там корабль сделал остановку для дополнительной загрузки угля и воды. Первая стадия его миссии была завершена. Покинуть Неаполь "Британику" не давал шторм, но вскоре погода улучшилась и капитан повел лайнер дальше.

21ноября 1916 года "Британик" достиг пролива между Грецией (Мыс Sounion) и островом Кеа. В 8 час.12 мин.утра судно внезапно сотряслось от взрыва в носу с правого борта.За ним последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал сразу выбежали из столовой, где по расрорядку дня был накрыт завтрак.

Капитан Бартлетт и Старший помощник Хам стояли на капитанском мостике и сразу же поняли серьезность всей ситуации.Капитан мгновенно взял инициативу в свои руки и принялся руководить ходом спасательной операции. Он приказал закрыть водонепроницаемые переборки и подготовить к спуску все спасательные шлюпки. Первые сообщения о масштабах взрыва были пугающими: передние 4 отсека быстро заполняются водой.Ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 была не в состоянии закрыться, позволяя воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для проветривания кают.Всем стало ясно, что "Британик" скоро затонет.

Спасательные работы велись четко по служебным инструкциям, все было направлено на недопущение паники. Расчет капитана состоял в том, чтобы как можно быстрее дойти до острова Кеа и посадить корабль на мель. "Британик" стремительно погружался носом, одновременно кренясь на правый борт. Сигналы бедствия приняли несколько судов, 4 корабля уже шли на помощь. Шлюпки загружались должным образом, всем еще хорошо помнилась трагедия "Титаника", который являлся братом-близнецом "Британика".

Вот из воды показались огромные винты корабля. Они продолжали вращение, так как в топках еще горел огонь. 2 шлюпки, спущенные без ведома 3-го помощника капитана Дэвида Лоса, не смогли далеко отплыть от представляющих большую опасность лопастей, были затянуты водоворотом и в конце концов разрублены на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты, так как третью шлюпку уже несло на них. Список жертв мог бы пополниться, но внимательность капитана спасла людей в шлюпке. Прошло около часа со времени подрыва на плавающей немецкой мине. "Британик" уже начал задевать носовой частью дно Эгейского Моря (глубина в том месте была около 120 метров, длина Британика- больше 250 метров). Но вдруг корабль пошатнулся и стал стремительно заваливаться на правый борт. Начали с невыносимым скрежетом рушиться дымовые трубы... В 9:07 утра судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили из воды.Через минуту лайнер исчез в бездне. Через час на место катастрофы подошли 4 судна, принявших сигналы бедствия. Было спасено 1036 из находившихся на борту "Британика" 1066 человек.Под винтом погиб 21 человек. Плюс еще 9 человек погибли на судне.

В 1976 году Жак-Ив Кусто в 64 километрах южнее Афин открыл точное местонахождение останков «Британика». Судно лежало на боку на глубине 118 метров практически целое. Хорошо был виден разлом, вызванный ударом о дно. Кусто обнаружил, что корабль находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством еще в 1916 году. Это несовпадение породило несколько теорий. Дошло до того, что некоторые исследователи даже предположили, что британское правительство само потопило корабль в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну Соединенных Штатов.

Однако в 2003 году международная команда дайверов раскрыла секреты корабля.

«Единственное видимое повреждение "Британика" — это большой разлом в передней части носа, идущий через весь корпус к левому борту. Разлом появился, когда судно ударилось носом о дно. Доказательством тому является огромное вздутие, возникшее в результате повреждения конструкций судна при мощном ударе лайнера о морское дно... На глубине 118 метров видимость была просто фантастической, и лучи света освещали самый большой из затонувших океанских лайнеров во всем его величии... Огромные винты лайнера, лежащего на морском дне с креном на правый борт и освещенного ярким греческим солнцем, — пугающая картина, которую забыть просто невозможно». Это слова фотографа Лэя Бишопа, участника исследовательской группы.

На протяжении всего прошедшего времени,с монента гибели "Британика",немцы утверждали, что установили мины по всему району, и ни в коем случае не торпедировали «Британик» в ноябре 1916 года, в то время как он совершал рейс в качестве госпитального судна. Экспедиции удалось обнаружить минное поле прямо по курсу «Британика» — именно там, где указывали немецкие архивные документы. Сонар показал даже взорванную мину с закрепленной на ней якорной цепью.Теперь можно с уверенностью утверждать, что «Британик» был потоплен немецкой миной.

Участник экспедиции Ричард Стивенсон проник внутрь судна и проверил герметичные двери. Ричард осуществил погружение в котловую номер шесть. Эта задача потребовала всех его навыков в подводной спелеологии, он использовал ребризер Inspiration, позволяющий избежать повреждения конструкций пузырьками воздуха и их обрушивания, а также помогающий сохранить анаэробную среду внутри судна. Для безопасности и связи был проложен сигнальный конец. В котловой его цифровая камера четко показала дорожки между подставками для котлов и угольные тачки, составленные в углах. Само его присутствие в этом черном, как смоль, помещении на глубине около 114 метров доказывает, что он прошел через открытые двери, расположенные в переборках.Была достигнута одна из основных целей экспедиции. «Британик» действительно затонул из-за того, что все переборочные двери были открыты и вода заполнила все отсеки в течение считанных минут.

Фантастический факт:-Медсестра Вайолетт Джессоп сумела выжить после того, как лайнер "Британик"в ноябре1916 года подорвался на немецкой мине, а шлюпку, в которую она села для эвакуации, затянуло под вращающийся гребной винт. Четырьмя годами ранее эта же медсестра находилась на борту «Титаника» — корабля того же класса — и также сумела выжить. А в 1911 году Вайлетт была на борту «старшего брата» этих двух лайнеров — «Олимпика», когда тот столкнулся с крейсером «Хоук», хотя в той аварии никто не пострадал.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом пассажирского кораблестроения. Могущественные корабельные компании Англии, Германии, Франции вели между собой конкурентную борьбу за лидерство по пассажирским перевозкам. Одна из ведущих компаний «Уайт Стар Лайн», которую приобрёл американский финансист П. Морган, мечтавший о монополии в северной Атлантике, принимает решение о постройке трёх гигантских по тем временам лайнеров. Первые «Олимпик» и «Титаник» были заложены в 1908 и 1909 годах. Третий корабль «Британик» был заложен в ноябре 1911 года.

Борьба за «Голубую ленту Атлантики»

Главное направление того времени - это Америка, которая очень быстро развивалась и нуждалась в новых рынках сбыта. Кроме того, множество эмигрантов из Европы отправлялись в Новый Свет в поисках лучшей жизни. Торговля с Европой требовала всё большего количества кораблей, так как на то время это был единственный способ сообщения между материками.

Океанские лайнеры боролись за право обладать «Голубой лентой Атлантики» - переходящим призом за скорость, с которой требовалось пересечь Северную Атлантику. Это был условный приз престижа. Он представлял собой в то время голубой вымпел, поднимавшийся на мачте лайнера-рекордсмена. Именно за него шла борьба между морскими судоходными компаниями, которые строили всё более мощные, быстроходные и комфортные суда. В 1897 году немецкий лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» стал обладателем «Голубой ленты». Престижу британских судовых компаний был нанесён удар. Они стремились возвратить лидерство и пассажиров.

Предшественники «Британика»

Была спроектирована серия лайнеров класса «Олимпик». Строительство кораблей проводилось на верфи «Харланд энд Вольф» в североирландском Белфасте. Первый из запланированных лайнеров «Олимпик» был спущен на воду в 1910 году. После достройки он прошёл ходовые испытания и 14.06.1911 г. ушёл в первый рейс из британского Саутгемптона в Нью-Йорк. Спустя некоторое время «Уайт Стар Лайн» принимает решение, согласно которому на строящемся «Титанике» были выполнены изменения с учётом замечаний по первому судну.

В ноябре 1911 года на той же верфи, где строился «Олимпик» закладывается киль «Британика». Судно предстояло выполнить с учётом всех недоработок по двум кораблям. Это был третий лайнер этой серии. Но судьба у кораблей была трагичная. Во время выполнения своего пятого по счету рейса, выходя из Саутгемптонского залива «Олимпик» задел правым боком крейсер Британии «Хок», в результате чего получил значительную пробоину. Ее размер составил 12 метров. Лайнер был вынужден встать на ремонт на верфь Белфаста.

Второй из морских лайнеров этой серии «Титаник» поражал гигантскими размерами, совершенством, роскошью и комфортом для пассажиров. Он должен был, по замыслу владельцев, составить значительную конкуренцию ведущим компаниям «Кунард Лайн» и немецкой HAPAG и получить «Голубую ленту». Но этим планам не суждено было сбыться. "Титаник" погиб от столкновения с айсбергом в первом своём рейсе.

Создание «Британика»

Третий лайнер серии «Олимпик» ещё только строился, когда его собрат «Титаник», потерпевший страшную аварию в столкновении с айсбергом, пошёл ко дну. Эта трагедия, унёсшая жизни 1500 человек, потрясла мир. Первоначальное название третьего корабля было «Гигантик», но после трагедии его хозяева решили назвать судно «Британник», считая, что это имя будет более патриотичным и уместным.

Решив создать серию непотопляемых лайнеров, руководство «Уайт Стар Лайн» принимает решение - строительство третьего из них засекретить, и на корабельной верфи заложенный корабль числился под №433. Но удержать в тайне строительство судна «Британик» не удалось. Компания решила в этом лайнере объединить все достоинства его собратьев и исключить все их недостатки.

Конструктивные изменения

Трагедия «Титаника» приостановила строительство корабля «Британик», так как работала комиссия по расследованию причин катастрофы. На основании сделанных компанией выводов в конструкцию строящегося корабля были внесены существенные изменения, целью которых являлось создание непотопляемого корабля. На случай столкновения лайнера с айсбергом была разработана двойная внутренняя корпусная обшивка судна.

Следующая мера касалась водонепроницаемых пяти перегородок, достигавших верхних палуб. По расчётам конструкторов это позволило бы избежать затопления всех отсеков. Изменения коснулись и архитектуры судна. Колодец, разделявший ют и надстройку, был полностью перекрыт и превращён в шельтердек. Дополнительные каюты 3 класса были устроены на надстройке палубы юта.

Корабль «Британик» оснастили 5-ю парами кранов-шлюпбалок 12-метровых размеров, при помощи которых каждая из них свободно спускала на воду 5 шлюпок при большом крене корабля. На лайнере свободно могли разместиться 40 шлюпок. Но они так и не были установлены.

Спуск на воду и ходовые испытания

Работы по строительству корабля проходили с задержками, спуск на воду отменялся несколько раз. Может это послужило непроведению «крещения» корабля (традиционного разбития бутылки шампанского) в момент спуска его на воду. Это посчитали плохим предзнаменованием.

Первый выход на атлантическую линию компанией был запланирован на июнь 1915 года, и об этом было заявлено. Мало чем отличаясь внешне от своих «братьев-близнецов», судно «Британник» являлось лучшим в этой серии. Все конструкторские доработки были невиданными по тем временам новшествами. Расчётные показатели давали право считать «Британик» самым непотопляемым кораблём.

У компании снова появилась надежда стать самой престижной и получить «Голубую ленту Атлантики». Было официально объявлено, что лайнер выйдет на атлантический маршрут летом 1915 г., но первая Мировая война внесла в жизнь корабля свои коррективы.

Начало войны

Война оказала своё влияние на всё судостроение. Сырьё на строительство кораблей отдавали только тем верфям, которые сотрудничали с Адмиралтейством. «Харланд энд Вольф» продолжала строительство океанских гражданских кораблей, поэтому их строительство продвигалось крайне медленно.

Порт Саутгемптон был реквизирован, то есть он стал военным, поэтому свои корабли «Уайт Стар Лайн» перевела в порт Ливерпуля. Многие океанские лайнеры и грузовые суда также были реквизированы. Эта участь ожидала «Олимпик», ставший военным транспортником, и «Британик», который был превращён в госпитальное судно. На мечте пересечь Атлантику и получить голубую ленту престижа был поставлен жирный крест.

Военный госпиталь

В октябре 1914 года «Британик» был переоборудован в военный госпиталь. На его борту было устроено несколько операционных, специальных помещений реанимации, кают для медицинского персонала, гимнастический зал, складские помещения, перевязочные и, конечно же, каюты для раненых. Вместимость плавучего госпиталя составляла 3300 коек.

Корабль, как медицинское судно, получил и отличительную окраску. Корпус был окрашен в белый цвет с продольной зелёной полосой и нанесёнными по ней красными крестами с боков, трубы его были покрыты жёлтой краской.

Военная служба

12.12.1915 г. «Британик» выполнил переход из Белфаста в Саутгемптон, где принял на борт медперсонал, медикаменты и припасы. 23.12.1915 г. корабль вышел из порта и направился к берегам Средиземного моря. Командиром корабля стал самый лучший капитан «Уайт Стар Лайн» - Карлос Бартлет. Вся Европа была охвачена пожаром мировой войны. Средиземноморье не стало исключением.

Англия и Франция, будучи союзниками, воевали против Германии и Турции и высадили свои войска в Галлиполи, при проведении Дарданелльской операции. Англичане терпели неудачу, им необходимо было подкрепление и вывоз раненых. Эта миссия была возложена на госпитальные корабли, которые выполняли поставленную задачу в Средиземном море, переполненном немецкими подводными лодками.

За 1916 год «Британик успешно выполнил пять рейсов, эвакуировав в Англию более 13000 человек. Чем дольше продолжалась война, тем большей опасности подвергался лайнер, который не был приспособлен к маневрированию в узких для него проливах Средиземного моря. Он создавался для бескрайних просторов Атлантики и по причине своих огромных размеров был уязвим для германских субмарин, которые в буквальном смысле «нашпиговали» море минами.

Гибель «Британика»

Шестой, последний раз «Британик» отправился в Средиземноморье в ноябре 1916 года. 21 ноября он проходил пролив между греческими островами Кеа и Китнос за очередными, подлежащими эвакуации ранеными. Ровно в 8:00 раздался глухой взрыв, за которым последовал гул и вибрация. Капитан К. Бартлет, который ещё только завтракал, понял, что корабль подорвался на вражеской мине. Он немедленно занял свой пост.

Первое, что попытался сделать капитан, - развернуть корабль и выбросить его на мель, но этого ему не удалось. Команда в спешке готовилась покинуть судно. Капитан смог предотвратить панику и взять ситуацию в свои руки.

Лайнер стал заваливаться на правый борт. Вскоре над поверхностью воды показались вращающиеся гигантские лопасти винта, под которые затянуло две лодки. Поняв, что гибель остальных спасающихся неминуема, капитан приказал остановить машины. Лайнер продолжал погружаться в морскую пучину. Поступающая на верхнюю палубу через открытые иллюминаторы вода предрешила исход. Корабль пошёл ко дну.

Поведение капитана К. Бартлета - это образец морского командира. Благодаря его выдержке и профессионализму спасти удалось 1104 человека. Он покинул борт самым последним. При такой масштабной катастрофе погибли всего 30 человек, которых затянуло под гребные винты. Спасение потерпевших бедствие людей с «Британика» вошло в историю мирового мореплавания.

Поиски затонувшего «Британика» увенчались успехом только в 1975 году. Его обнаружила экспедиция Жак-Ив Кусто на глубине 112 метров неподалёку от греческого острова Кеа. Его останки принадлежат историку мореходства С. Милзу.

Первая версия гибели корабля

Общественность Англии, шокированная гибелью непотопляемого лайнера, не могла прийти в себя от того, что он затонул всего за 57 минут. Газетами высказывалась версия, что корабль был атакован немецкой подлодкой и поэтому получил пробоины, несовместимые с жизнью судна.

Версия торпедной атаки была опровергнута командиром немецкой подлодки. Капитан Зейсс сообщил, что в проливе была поставлена минная банка, которая и стала причиной гибели «Британика». В качестве доказательства был представлен журнал, где не было записи о приказе торпедировать плавучий госпиталь. Официальной версией было признано, что лайнер подорвался на мине, выставленной немецкой субмариной. Но многие считают невыясненным, как погиб корабль "Британик". Интересные факты были получены спустя шестьдесят лет после трагедии.

Вторая версия гибели «Британика»

Эту версию озвучил всемирно известный исследователь Жак-Ив Кусто. Согласно ей, корабль втайне перевозил оружие. Об этом стало известно немецкой разведке, которая установила адскую машинку в угольный бункер корабля во время его нахождения на дозаправке в Неаполе. При взрыве её произошёл вторичный взрыв угольной пыли, которой в бункерах было предостаточно. Этим можно объяснить гул, который слышали некоторое время после взрыва. Но детонацию угольной пыли мог вызвать и взрыв мины за бортом.

"Океаник III"

Потеряв два своих самых лучших лайнера, «Уайт Стар Лайн» не оставила своих планов на получение "Голубой ленты". Она мечтала о реванше и возлагала надежды на более быстрый, мощный и надежный корабль. Компания в январе 1928 года подала заявку «Харланд энд Вулф» на строительство "Океаник III", который представлял собой усовершенствованную серию "Олимпик", с дизель-электрическими двигателями. Но разгоревшаяся Великая депрессия, поразившая и судоходный бизнес, поставила на этом проекте окончательную точку.

Послесловие

Единственным оставшимся из трёх кораблей близнецов был "Олимпик". Он прожил славную корабельную жизнь, стал легендой британского кораблестроения и прослыл самым надежным лайнером. Но суеверные моряки видят взаимосвязь между судьбами кораблей и их первоначальными названиями "Олимпик", "Титаник" и "Гигантик" ("Британик"). Согласно древнегреческой легенде "Титаники" и "Гигантики" погибли в борьбе с "Олимпиками".

Об этом говорит случай, произошедший с "Олимпиком в 1929 году. Он шел курсом на Нью-Йорк. Когда оставалось несколько часов пути, корабль по непонятной причине начало трясти. Других судов поблизости не было, двигатели работали нормально, что исключило возможность потери лопасти винта. Но ужас охватил моряков, когда они узнали, что корабль находится в месте гибели "Титаника". Не успокоило команду и сообщение, что в этом месте произошло землетрясение. Капитан Паркер после возвращения ушел в отставку.