Образ матери в произведении. Презентация на тему: "Образ матери в произведениях русской литературы. «В жизни мне сияньем самых ярких звёзд Светит, ни на миг не угасая Образ твой, что так велик и прост,". Скачать бесплатно и без регистрации. II. Определени

23.06.2020

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Научно-практическая конференция учащихся
«Ступени к успеху»

Номинация «Лучшая исследовательско - реферативная работа»

Образ матери сквозь века

Работу выполнили: Кошель Алина,

Брянский Артём,

Яковлев Денис,

учащиеся 10 «А» кл.,

Руководитель: Бабич

Елена Александровна,

учитель русского языка и

литературы

высшей квалификационной

Арсеньевский городской округ

2013 год

    Введение

Образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Тем не менее, образ матери как литературная категория, несмотря на очевидную значимость и устойчивость в русской литературе на протяжении всего ее существования, остается по существу не исследованным в отечественной филологии. Исходя из данного противоречия и назревшей необходимости, мы решили обратиться к изучению проблемы воплощения образа и темы матери в русской литературе. Хронологические рамки исследования ограничены периодом ХI Х-XX столетия, однако для того, чтобы раскрыть тему более полно, мы были вынуждены обращаться также к истории литературы предшествующих периодов.

Основная трудность при отборе материалов по проблеме темы матери в русской поэзии обусловлена тем, что эта тема в науке о литературе до сих пор практически не освещена. В связи с этим работа велась как тщательный отбор и объединение разрозненных сведений из различных художественных и научных источников.

Цель исследовательской работы: проследить, как в русской литературе, верной своим традициям, изображён образ женщины-матери, и доказать, что этот образ всегда будет присутствовать в русском слове.

В своём исследовании мы обратились к прозе и поэзии XIX - XX веков. Работая над исследованием, мы поставили перед собой следующие задачи:

рассказать, какое место занимает образ женщины-матери в художественной литературе;

показать бессмертие образа матери во времени; провести небольшое исследование о взаимоотношениях наших сверстников с мамой.

Актуальность проблемы : на белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов - «мама». Слово это несет в себе тепло-тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. Каждую секунду в мире рождается три человека, и они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Солнце согревает все живое, а её любовь согревает жизнь малыша. Но главное, мать приобщает дитя к своей родине. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувства поколений. Разве что-либо может быть актуальней? Каждый год 26 ноября в нашей стране отмечается День Матери.

Мама! Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу - это произведения о матери.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

    Основная часть

    Образ матери в устном народном творчестве

Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

История темы матери ведет свое начало от самого возникновения русской словесности. Первые появления темы матери в литературе мы можем наблюдать в фольклорных произведениях, в бытовом обрядовом фольклоре, в свадебных и похоронных песнях. Тогда же в произведениях, не связанных с обрядом, в так называемых духовных стихах, начинает культивироваться высокий образ материнства через образ особенно чтимой в народе Богоматери. Ярким примером вхождения земного конкретного образа матери в письменную литературу является «Повесть об Улиании Осорьиной». Мать автора предстает в этом почти агиографическом произведении святой, но идеализация ее образа идет уже «на сниженной почве», и святость ее заключается в «хозяйственном служении домочадцам».

Народ всегда чтил мать! В устной поэзии с древних времен ее облик наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, защитница собственных детей, радетельница за всех обездоленных и обиженных.

Не случайно в народе также живёт много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение: "Нет милее дружка, чем родимая матушка”, "При солнышке светло, при матушке тепло”, "Птица рада весне, а младенец матери”, " У кого есть матка, у того голова гладка”, " Маменька родимая – свеча неугасимая” .

Сколько всего придумано и написано про мать, сколько стихов, песен, мыслей! Можно ли сказать что-то новое?!

Есть много примеров, когда героизм женщины-матери спасал своих детей, своих родных. Один из таких примеров – это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины – матери. (Былина «Авдотья Рязаночка»). Эта былина замечательна тем, что не мужчина – воин, а женщина – мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму «пошла Рязань на полону».

Образ матери в русской поэзии XX века преемственно связан также с поэзией X I X века, в первую очередь с именами Лермонтова и Некрасова, в чьем творчестве этот образ играл заметную роль.

У Лермонтова тема матери, только начинающая входить в классическую высокую поэзию, имеет автобиографическое начало, что подтверждают стихотворения «Кавказ» (1830), а также «Ангел» (1831). Тенденции реализма, постепенно усиливающиеся в поэзии Лермонтова, приближение женского образа к более земному, ведут к иному способу воплощения темы матери – объективному («Казачья колыбельная» с ее образом простой матери из народа).

В ранней русской литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Неслучайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

    Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами

С души моей тлетворные следы

Поправшей всё разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

(Из стихотворения Н.А. Некрасова «Мать»)

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская», стихотворение «Внимая ужасам войны», поэма «Кому на Руси жить хорошо»…

« Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в стихотворении «Мать»

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

"Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!"

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее - тернового венка...

(Из стихотворение Н.А. Некрасова «Мать»)

Еще одно горе довелось ему видеть «в золотую пору малолетства»- горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а муж у нее был невежественный, жестокий и грубый. Целыми днями она оставалась в усадьбе одна, а муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми часами играла на рояле и плакала и пела о своей горькой неволе. «Она была певица с удивительным голосом», - вспоминал поэт о ней впоследствии.

Играла ты и пела гимн печальный;

Ту песню, вопль души многострадальной,

Твой первенец наследовал потом.

С участием относилась она к принадлежащим ее мужу крестьянам и нередко вступалась за них, когда тот угрожал им расправой. Но попытки обуздать его ярость не всегда удавались ей. Бывали случаи, что при этих попытках муж набрасывался и на нее с кулаками. Можно себе представить, как ненавидел его в такие минуты сын!

Елена Андреевна хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала малолетнему сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступны его пониманию. Через много лет, уже пожилым человеком, он вспоминал в стихотворении «Мать»:

Исполненный мелодии и ласки,

Которым ты мне сказывала сказки

О рыцарях, монахах, королях.

Потом, когда читал я Данта и Шекспира,

Казалось, я встречал знакомые черты:

То образы из их живого мира

В моем уме напечатлела ты.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час».

«Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам.

Некрасов утверждал, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины (см. стихотворения «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»).

    Некрасовские традиции в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…» (Стихотворение «Письмо матери»)

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Нам кажется, что идея стихотворения «Письмо матери» заключается прежде всего в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад. Действительно, на первый взгляд может показаться, что все чувства героя обращены именно к конкретному человеку, и отчасти это может быть действительно так, но и доказательств того, что «мать» здесь не собирательный образ Родины, нет. Конечно, некоторые эпизоды достаточно трудно сопоставить именно с Россией. Например, «часто ходишь на дорогу».

Также идеей стихотворения можно считать желание поэта обратить наше внимание на то, что мы не должны забывать своих матерей. Мы должны чаще навещать их, ухаживать за ними и просто любить их. Лирический герой сожалеет о том, что не делал так и хочет измениться.

А. Яшин в 1964 году написал стихотворение «С матерью наедине». Даже его название достаточно похоже на «Письмо матери». Однако идею А. Яшин невозможно истолковать неоднозначно. Это именно обращение к людям, призыв к тому, чтобы они прислушивались к мнению тех, кто подарил им жизнь, любили их. Ситуации, описанные в этих двух стихотворениях, также похожи. И в том и в другом случае лирический герой – это личность, из «которой ничего не вышло» (как говорится у А. Яшина). Также и в «Письме матери» и в стихотворении «С матерью наедине» отмечается, что «Ведь нет всё равно ничего на свете милей твоего немудрёного крова». Данным примером мы хотим доказать, что, действительно, тема любви к матери относится к вечным темам. Однако именно стихотворения С. Есенина, который к 1924 году, уже отточил своё мастерство, кажутся нам наиболее понятными и приятными для каждого русского человека. Потому что именно этот автор умел, как никто другой, проникнуться сам и передать своим читателям тот самый «русский дух», который столь нам дорог.

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем.

    Горький плач матери в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

(Из стихотворения Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны)

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

«Реквием» - поэма сложная, в ней нет, на первый взгляд, целостности, нет единого героя, общей сюжетной линии. Она вся словно собрана из осколков зеркала, в каждом из которых – новая героиня, новая судьба. И женщина из стихотворений то сливается с личностью автора, то противопоставляет себя другим, то объединяет свою судьбу с судьбами многих. Но всегда, в любом случае, героиня «Реквиема» - женщина, мать и жена.

Уже в первом стихотворении «Уводили тебя на рассвете..» картине придано широкое обобщение. Здесь нет личных мотивов, лирическая героиня сравнивает себя со «стрелецкими женами», воющими «под кремлевскими башнями». Смысл понятен: пролитую кровь нельзя оправдать ничем.

Личная тема появляется в 3,4,5 стихах. Это и очень точные временные детали («17 месяцев кричу»), и ласковое обращение («на тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели»), это и характеристика самой лирической героини – «царскосельской веселой грешницы». Но за матерью и сыном встают тысячи подобных жертв, поэтому она стоит, «трехсотая с передачею», в тюремной очереди.

Образ матери становится сквозным и главным в поэме. Ахматова, рассказывая о своей судьбе, о своих страданиях, подразумевает общий характер такой судьбы:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Более того, название поэмы (реквием – заупокойная служба в католической церкви), христианская символика позволяют сопоставить этот образ с образом Богородицы. Именно эта мысль прямо высказывается в десятом стихотворении поэмы:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

Слишком велико страдание матери, теряющей всего ребенка. Ничто не может сравниться с этим горем.

17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой…

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями сталинского режима.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

X глава поэмы – это кульминация – прямое обращение к евангельской проблематике. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страдающей матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии.

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, её утрата – невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын – Бог, единственный на все времена спаситель. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Таким образом, Ахматова выходит за рамки выражения личных переживаний. Поэма многоголосна, в ней сливаются голоса тех женщин, которые стояли в бесконечных тюремных очередях в ожидании «каменного слова», с робкой надеждой на чудо. И поэтесса не может, не вправе забыть это. Она обязана донести весь ужас тех дней до потомков. «Реквием» стал криком измученной души, сотни душ. Никогда не забудется подобное:

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»

«Ревкием» - гениальный сплав судьбы страны и судьбы самой Ахматовой. И мы благодарны этой великой женщине, создавшей поэтическую летопись эпохи.

5. Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

(М. Исаковский «Русской женщине»)

Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла,

но они не могут защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей. Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни. Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

А мать – мученица, страдалица, она всегда думает о детях, даже в последние минуты жизни: «Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, твои волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, её никто не в силах убить.Живи, живи, живи вечно. Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!» (Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба»)

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой» (В. Гроссман)

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

Повесть «Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…»

Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.

Так будет, «…и может тогда невыдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли, соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви… Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды!» (Из повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»)

Поистине прекрасные слова, хорошее наставление. Но в реальной жизни все намного сложнее, и порой отношения детей и матерей носят странный характер.

Нам стало интересно, как же складываются отношения с мамой у мальчишек и девчонок нашего класса.

Мы провели анкетирование, в котором участвовало 20 человек. (Приложение №1)

В результате исследования мы пришли к выводу, что у всех опрошенных отношения с матерью доброжелательные. (Приложение №2). Но иногда возникают конфликтные ситуации, в результате которых виноваты мы сами. 70 % одиннадцатиклассников считают, что виновниками конфликтов являются и дети, и родители. (Приложение №3)

А на вопрос: «Часто ли вы говорите своим мамам ласковые слова?» - 80 % ответили «редко». (Приложение № 4)

    Заключение

Таким образом, мы считаем, чтобы улучшить отношения с матерью, нам самим нужно быть чуткими и внимательными к ней.

Мы призываем всех: берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем и теплотой!

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот, от забот…

Как необыкновенно важно в наш компьютерно-эмансипированный век не утратить самого высокого предназначения женщины. Ведь для маленького человека, вступающего в жизнь, где любовь, добро и красота вечно воюют с предательством, злом и безобразием, где ошибиться и запутаться легче, чем в любой физической задаче, первым учителем должна стать прежде всего мать. И как правильно заметил когда-то Жан-Жак Руссо: «Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщине»

Говорят, наше время добавило сложности и в непростые отношения "отцов и детей”. Наверное, это так, потому что личные контакты человека с человеком сужаются, снижается культура человеческого общения. Эти и другие издержки прогресса, несомненно, сказываются и на семье. Есть немало равнодушных, холодных сыновей и дочерей, для которых мать – не ближе, чем «соседка по квартире». Причин тут немало, и, к сожалению, не всегда в трудно складывающихся отношениях повинны дети, много зависит и от родителей, а в частности, и от матери, потому что мама играет важную и, пожалуй, главную роль в воспитании ребёнка. Она словно сама создаёт нового человека, формируя окружающий мир ребёнка. Не случайно говорят, что глаза матери – глаза её ребёнка, слова матери - слова её ребёнка. И когда малыш впервые ступает на землю, он видит мир таким, каким видит его мать.

И сколько бы нам не было лет – 5, 15 или 50 – нам всегда нужна мать, ее ласка, ее внимание, ее любовь, И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. Не так ли?!

Действительно, произведения о матери – это одна из святых страниц в нашей литературе. Это не только воплощение любви, счастья, но и вдохновения. И поэты следующего поколения обязательно примут эту тему для исследования.

Образ матери будет жить в веках.

    Список информационных ресурсов

1. А.Ахматова. Сборник стихотворений. Издательство Москва 1998 г.

    В. Гроссман. Роман «Жизнь и судьба», издательство Москва 1987 г.

    3..В. Закруткин. Повесть «Матерь человеческая», издательство Москва 1991 г.

4. Есенин С. А. В стихах и жизни: Стихотворения. – М.: Республика, 1995.

    Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2-х т. Т. 2. Стихотворения и поэмы. Л., Сов. Писатель, 1989.

    Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2 – Л. «Наука», 1981.

    Русские народные пословицы и поговорки. – М.: Просвещение, 1990.

    Вкус ягоды Ямальской: стихи, проза. –М.: ОАО «Внешторгиздат», 1999.

    «Мамочка, любимая, родная», Сборник стихотворений, пословиц, поговорок, изречений. Губкинская ЦБС, 2002.

    М. Цветаева. Сборник стихотворений. Издательство Москва 1998 г.

Приложение №1

Анкета «Мои отношения с мамой»

    Можно ли назвать ваши отношения с матерью доброжелательные?

да

нет

    Как часто возникают у вас конфликты с мамой?

часто

редко

не возникают

    Приложение №3

    Приложение №4


Тема матери столь издавна и органично присуща русской поэзии, что

представляется возможным ее рассмотрение как особого литературного явления. Беря исток от самого зарождения русской словесности, эта тема последовательно проходит через все этапы ее развития, но даже в поэзии XX века сохраняет свои главные черты.

В русский фольклор образ матери переходит из общего для всех народов в эпоху матриархата культа Великой Богини, из славянских языческих верований, особого почитания на Руси матери-земли. В народных верованиях женское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землей», жило и в языческой, и в христианской форме вплоть до XX века, сочетаясь на Руси наряду с главным впоследствии поклонением Богородице .

Первые проявления образа матери мы можем наблюдать в фольклорных произведениях, изначально - в бытовом обрядовом фольклоре, в свадебных и похоронных песнях. Уже здесь заложены основные его черты, свойственные ему и впоследствии - в особых эпитетах при прощании с матерью: Как денной нашей заступушки,/ Ночной да богомольницы… .

Такая характеристика давалась обычно в народе Богородице, ее называли «скорая помощница, теплая заступница», «печальница наша», «заступница наша и молебница, защитница всему роду христианскому». Так образ матери каждого соотносился с небесным высшим материнским образом.

В похоронных заплачках выражалась также глубинная связь матери с

матерью-сырой-землей, а в девичьих свадебных причитаниях при разлуке с

«матушкой» и родным домом, так же, как и в рекрутских песнях, образ матери стоял в связи с образами родных мест, родины.

Итак, три главных ипостаси образа матери, которые сохраняются в поэзии вплоть до наших дней, существовали уже на заре словесного искусства Руси - Богоматерь, мать, родина: «В кругу небесных сил - Богородица, в кругу природного мира - земля, в родовой социальной жизни - мать, являются на разных ступенях космической божественной иерархии носителями одного материнского начала. «Первая мать - пресвятая Богородица,/ Вторая мать - сыра земля, / Третья мать - как скорбь приняла…» .

Образ Богоматери, особенно чтимой в народе, чаще всего воплощался в народных духовных стихах и апокрифах, где «страсти Христовы» переданы через страдания матери («Сон Богородицы», «Хождение Богородицы»). Г. П.

Федотов подчеркивает особенность русского образа Богородицы, которая отличает ее образ от западно-католического: «В образе Ее, не юном и не старом, словно безвременном, как на православной иконе, народ чтит небесную красоту материнства. Это красота матери, а не девы» . При этом образ божественной небесной Матери в народных стихах наделен чертами человечески-женскими. Ее плачи по Сыну совпадают по своему образному и лексическому составу с похоронными заплачками простых матерей. Этим также подтверждается сближенность в народном сознании образов Божьей Матери и земной матушки человека.

В фольклоре же находим еще одно существенное для развития темы матери явление: эта тема могла воплощаться от первого лица, когда образ матери раскрывался через ее речь о себе, через ее переживания и внутренний мир. Таков образ матери прежде всего в плачах матерей по детям, где мать непосредственно выражает свою скорбь, отчасти и в колыбельных, в которых заложена мысль одновременно о будущем ребенка и о судьбе самой матери. Этот способ воплощения образа матери - от лица самой матери - перейдет в поэзию XX века.

В древнерусской письменной литературе продолжается линия развития

образа Богоматери, идущая от духовных стихов - в апокрифах, в произведениях о чудотворной силе этого образа. Так, в «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище», Богоматерь спасает русский народ, но при этом образ Ее стоит здесь наравне с образом всей русской земли, за которую идет битва, а также сырой земли, почвы, к которой преклонил слух князь Дмитрий, чтобы она подсказала ему исход битвы.

Ближе к литературе нового времени, в XVII веке, в литературу вновь входит образ земной матери, в связи с возрастанием личностного начала, авторства, углубления психологизма, с таким понятием, которое Д. С. Лихачев определил как «индивидуализация быта». Эти тенденции особенно заметны в ключевом для развития образа матери произведении - «Повесть об Улиании Осорьиной», где «идеал матери изображен в лице Юлиании Лазаревской сыном ее Калистратом Осорьиным» . Мать автора предстает в этом почти агиографическом произведении святой, но идеализация ее образа идет уже «на сниженной почве», ее святость заключается в «хозяйственном служении домочадцам» (Д. С. Лихачев).

В литературе XIX века тема матери была продолжена в творчестве многих писателей и поэтов. Прежде всего - в творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В поэзии М. Ю. Лермонтова тема матери, только начинающаяся входить в классическую высокую поэзию, имеет автобиографическое начало (известна его запись о песне, которую «певала покойная мать» - с этой записью напрямую соотносятся стихи того же периода: «Кавказ», а также «Ангел», где не случайно именно песня несет некое прекрасное воспоминание). В поэзии М. Ю. Лермонтова был заложен сложный единый узел из романтического воспоминания о собственной матери, постепенного усложнения, психологизации и «снижения» женского образа в его лирике, а также из образов земной природы и молитв к Богоматери. Все нити этого узла тянутся от начала существования русской литературы - через поэзию М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова - дальше, вплоть до наших дней, и каждая из них имеет важное значение как составляющая темы матери в литературе. Приближение женского образа к реальности, тенденции реализма, постепенно усиливающиеся в поэзии М. Ю. Лермонтова, ведут к иному способу воплощения темы матери - объективному, когда образ матери в поэзии почти равен отдельному литературному персонажу. Так, его «Казачья колыбельная», связанная с бытом, с фольклорными традициями, отразила общий уклон литературного процесса по пути «демократизации» (Д.Е. Максимов) и представила первый образ простой матери из народа в последующей галерее подобных.

Следует также подчеркнуть особую роль Н.А. Некрасова в становлении

темы матери в русской поэзии - поэты XX века шли в создании образа матери именно от Некрасова. Его поэтическое наследие предоставляет богатый материал решения этого образа, как в романтическом, так и в реалистическом ключе. Так, все, что было связано с родной матерью поэта, составило в его поэзии область, как будто оставшуюся не тронутой общим уклоном его творческого пути к реализму («Родина», «Рыцарь на час»). Вершина развития подобного «идеального», даже обожествленного образа матери - предсмертное стихотворение Н. А. Некрасова «Баюшки-баю», где мать прямо наделена божественными чертами и возвышается до образа Богоматери и одновременно другой некрасовской святыни - родины. Но в поэзии Н. А. Некрасова как реалиста с самого начала присутствует и образ матери, воплощенный «на сниженной почве». Эта линия в его творчестве идет еще с пародии на лермонтовскую «Казачью колыбельную» 1840-х годов. Позже она приведет к народному образу матери («Орина, мать солдатская», поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»), созданному по эпическим законам, на принципах объективной реальности. Это уже не мать поэта, которую он воспевает и увековечивает со своих субъективных позиций, а некий персонаж, возникающий в стихотворении со своей историей, личностными особенностями и речевой характеристикой.

Особенно трогательно писал о своей маме С. А. Есенин. Образ матери неразрывно связан в его стихах с образом деревенского дома с голубыми ставнями, берёзы у околицы, дороги, уходящей вдаль. Поэт как будто просит прощенья у старушки "в старомодном, ветхом шушуне". Во многих стихах он просит её не тревожиться за судьбу непутёвого сына. В образе матери для него как бы объединились все матери, ждущие возвращения домой своих сыновей. Возможно, в природе матери заложено стремление взять на себя заботы своих подрастающих детей, оградить их от жизненных невзгод, бед. Но часто в этом стремлении слишком заботливые мамы доходят до крайностей, лишая своих детей какой-либо инициативы, приучая жить под постоянной опекой.

Она стояла у его колыбели, она любила его как сына. «Мамка моя…»,- говорил он о ней. Ей посвящали стихи известные поэты, о ней в веках остались воспоминания. Арина Родионовна, няня великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Биографы А. С. Пушкина назовут её благороднейшим и типичнейшим лицом русского мира. Поэт любил её родственною, неизменною любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам. Весь сказочный русский мир был известен ей, и передавала она его чрезвычайно оригинально. В числе писем к А. С. Пушкину от всех знаменитостей русского общества находятся и записки от старой няни, которые он берег наравне с первыми, а о привязанности к ней поэта говорят стихотворения, ей посвященные, например: «Подруга дней моих суровых…»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе. . .

Н. В. Гоголь был одним из первых русских писателей, создавших образ русской матери в повести «Тарас Бульба». «Спало всё во дворе… одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?» - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и её прекрасные свежие щеки без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. За каждую каплю крови их она отдала бы всю себя.

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, … а она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне» .

1. Образ матери в литературе.
2. Сыновья любовь Некрасова.
3. Обобщенный образ матери.

Будешь жить ты в памяти людской, Пока в ней жить моя способна лира.
Н. А. Некрасов

Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань и русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не слишком часто, и до Н. А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью. Обычно образ матери упоминался вскользь или возникал где-то на заднем плане, и его присутствие ограничивалось кругом семейных обязанностей. Исключением можно считать лишь казачью колыбельную М. Ю. Лермонтова. В ней мать открывает для сына мир, в котором видит его воином и героем. Говорит поэт в этой песне и об извечном уделе матери томиться тоской, ждать и молиться за сына.

Более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Некрасова. До нас дошло не много свидетельств о взаимоотношениях с матерью самого поэта. Но все они говорят о том, что Некрасова связывало с матерью чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.

Мать, по всей видимости, была восприемницей и его первых литературных опытов. Первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, Некрасов, по его собственному признанию, «посвятил матери в день ее именин». Он тосковал по ней в годы учебы в ярославской гимназии и впоследствии в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни, хранил в сердце ее светлый образ. Некрасов был убежден, что именно мать оказала решающее влияние на становление его личности, его поэтической и человеческой совести:

Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою.

В стихотворении «Рыцарь на час», ожидая своей скорой кончины, он призывает усопшую мать явиться к нему:

Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою залозила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь...

В разных стихотворениях поэт многократно рисует ее портрет. Портрет страдалицы с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах. Это трогательный портрет доброй и кроткой женщины, всю свою жизнь «простоявшей под грозой»:

С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах
Пред грозой величаво — безгласная...

Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих:

Но лишний раз не сжало чувство страха
Его души — ты то дала рабам, —
Но лишний раз из трепета и праха
Он поднял взор бодрее к небесам...

А когда над ней самой разразилась гроза, она, не дрогнув, приняла удар, с мужеством и смирением, беспокоясь лишь о будущем своих детей:

Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость Бога звала.

В произведениях Некрасова мы видим образы женщин-матерей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Княгиня Волконская — жена декабриста сосланного в Сибирь и мать. Ее сын родился тогда, когда муж уже находился в заключении. Княгиня переживает мучительную борьбу между долгом жены и долгом матери. Вопреки сопротивлению родных, осуждению общества, власти и закона она решается ехать вслед за мужем. Но это означает не только ее отказ от всего, к чему она привыкла, — отказ от дворянских прав, но и отречение от сына, которого она возможно, никогда больше не увидит. Не без внутренних колебаний решается женщина-мать на такой шаг. Ей нелегко согласиться на разлуку с сыном. Но в конечном счете она приходит к выводу, что став взрослым, сын поймет и оправдает ее. Более того, она считает, что если не поедет к тому, кому она сейчас нужнее, сын со временем, разобравшись в ситуации, будет презирать ее за то, что она лишила отца утешенья:

Зачем не пошла ты за бедным отцом?
И слово укора мне бросит.

По мнению поэта, мать служит высоким нравственным примером для сына и тем самым, даже не будучи рядом с ним, она передает ему все лучшее, что есть в ней самой.

Таким же примером является и мать-крестьянка Груша из стихотворения «В дороге». Несчастная женщина, по воле барина воспитанная как барышня, обученная грамоте, игре на фортепиано и прочим «дворянским манерам и штукам», по воле нового барина стала женой мужика и была обречена на тяжелую и безрадостную крестьянскую жизнь. Но она уже не может вернуться к прежнему укладу жизни. Героиня не приучена к тяжелому труду, ей неловко в крестьянской одежде и невыносимо попрание всех ее духовных запросов. Ее муж — добрый по характеру человек — глубоко сочувствует жене (и даже почти не бьет!), но ничем не может облегчить ее долю. Единственной отрадой для Груши становится сын, которого она не только не бьет сама и не позволяет бить мужу, но и прививает ему полученные навыки и знания:

Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет.
Бить не бьет, бить и мне не дает.
Да недолго пострела потешит.

Образы матерей-крестьянок мы видим во многих произведениях Некрасова. Это и безымянная молодая женщина из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская», и величавая труженица Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и женские образы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — Домна, мать Митеньки, Матрена Корчагина. Все они бесправные и задавленные тяжелой женской долей, тяжелее которой, по словам Некрасова, сложно сыскать, тем не менее поражают своими высокими нравственными качествами, духовной силой, а главное — силой материнской любви. Любовь матери к своему ребенку Некрасов считал единственной, по-настоящему искренней, чистой и преданной любовью.

Одна лишь мать, по его глубокому убеждению, никогда не предаст и не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут. В небольшом, но удивительно емком и значительном по глубине и силе стихотворении «Внимая ужасам войны...», поэт размышляет о гибели солдата в бою и о страданиях, которые причиняет эта гибель близким людям. Мать, потерявшая сына на войне, вызывает у поэта наибольшее сочувствие:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя .

Поэту больше всего жаль мать. Потому что именно для нее гибель сына — величайшая трагедия. Друзья и жены, как бы ни была велика их скорбь, рано или поздно утешаться и забудут. И лишь один человек на свете «одна душа», «до гроба» будет помнить и скорбеть о погибшем. Слезы матери — единственные, по-настоящему искренние слезы. Некрасов поэтично сравнивает облик скорбящей матери с обликом плакучей ивы:

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы,
Одни я в мире подсмотрел
Святые искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Со страниц разных произведений Некрасова встает обобщенный портрет матери целого народа величавой и стойкой труженицы, долготерпеливой страдалицы, беззаветно преданной своим детям и готовой ради них на любую жертву.

Любви

матерей…

Велика и многообразна русская поэзия, сумевшая за время своего развития и существования вобрать в себя и вместить все бури социальных сотрясений и преобразований. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. В то же время она всегда умела уловить и выразить тончайшие и сокровенные движения души человеческой; и в суровые годины, поднимаясь до набатного грома, поэзия не обрывала свою чистую и тонкую мелодию влюблённого сердца; она открывала и укрепляла глобальные философские истины, потрясала существовавшие доселе представления о миропорядке.

Из этого великого моря, отразившего, кажется, все бездны, можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас объёмистые сборники и целые тома стихотворений о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине. Любая из этих тем заслужила и получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях мастеров поэзии.

Но есть ещё одна святая страница в нашей поэзии, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, любой непотерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков, - это поэзия о матери.

Гамзанов написал, преклоняясь перед матерью:

Встаньте все и выслушайте стоя,

Сохранённое во всей красе

Слово это древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,


В нём исток всего. Ему конца нет.

Встаньте, я произношу его: мама!..

Мама! Как ёмко, как прекрасно это слово! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от Матерей!»

Что может быть на свете священнее матери!..

С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, увидев радостную маму, смеётся, счастливый…

Солнце согревает всё живое, а материнская любовь согревает жизнь малыша. У мамы самое доброе и ласковое сердце. Вспоминаются строки из стихотворения Л. Николаенко:

Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,

Наверно, за то, что живу и мечтаю,

И радуюсь солнцу, и светлому дню.

За это тебя я, родная, люблю…

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда; и до смерти страдает и терзается потерявший в начальные годы свои самое дорогое на свете существо – мать; и даже заканчивая свой вроде бы не зря и с пользой прожитый век, не может без слёз и горечи вспоминать об этой незажившей боли, об этом страшном уроне, каким отяготила его немилосердная судьба.

Не случайно всем сердцем мы откликаемся на поэзию Г. Лысенко, поэта из Владивостока, биография которого легко угадывается за строчками стихов: беспризорное послевоенное детство, небезоблачная юность… Поэтом написано стихотворение, посвящённое памяти матери:

Рукой отливку свеженькую трону:

Тепла ещё. Другую вспомню медь.

Мать перед смертью бросит в печь икону –

Тогда б и мне такого не посметь.

Тогда и мне ночь показалась длинной.

Мать умерла.

Я с дерзостью наивной

Винил во всём не бога, а врачей.

Казин свою непостижимую горечь и утрату показал в заключительных строках стихотворения «На могиле матери»:

Гнетёт и горе, и недоуменье,

Гвоздём засело в существо моё,

Стою – твоё живое продолженье,

Начало потерявшее своё.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери и почтительно оберегающего её старость; и с презрением - кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, и в горькую старческую пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. Очень актуальным для таких людей будет стихотворение поэта А. Ремизовой о чувствах к матери «Берегите матерей»:

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Мать возьмёт на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки…

В печатной литературе, которая была первоначально уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Может быть, причина такого явления проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернеров, но и кормили, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счёте, не сказываться и на творчестве будущих поэтов.


Не случайно у не написано ни одного стихотворения о своей родительнице и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Всем нам известны любимые пушкинские строки:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня…

И действительно, ничто человеческое не было чуждо Александру Сергеевичу. В этих строчках мы слышим его живой голос, переливы живого чувства поэта.

По-настоящему глубоко и сильно тема матери звучала в демократической поэзии. Николай Алексеевич Некрасов создал удивительно целый и ёмкий образ крестьянской женщины-матери. Достаточно вспомнить его стихотворения «…Есть женщины в русских селеньях», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Рыцарь на час», поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо».

Облик матери уже в устной народной поэзии приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельнице за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эту тему продолжил в своём творчестве. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поэт описал любовь к детям крестьянской женщины Матрёны Тимофеевны. Смерть Дёмушки стала ужасной трагедией для матери. Все тяготы тяжёлой крестьянской жизни, смерть ребёнка всё же не могут сломить Матрёну Тимофеевну. Проходит время, у неё каждый год рождаются дети, и она продолжает жить, растить своих детей, выполнять тяжёлую работу. Матрёна Тимофеевна готова на всё, лишь бы защитить своих ненаглядных чад. Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать её сына Федота. Матрёна бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел:

Подпаска малолетнего

По младости, по глупости

Простить…, а бабу дерзкую

Примерно наказать!

За что вытерпела наказание Матрёна Тимофеевна? За свою безграничную любовь к детям, за готовность пожертвовать собой ради них.

Традиции Некрасова были своевременно подхвачены и широко, и полнокровно разработаны не только такими поэтами, как И. Суриков, И. Никитин, но в ходе дальнейшего литературного процесса и более поздними авторами. Из них, прежде всего, следует назвать имя Сергея Есенина, создавшего удивительно искренние и эмоциональные стихи о своей матери, крестьянке по роду и занятиям, поэтому в чём-то продолжающей собой галерею некрасовских образов.

Одно из стихотворений С. Есенина «Письмо матери» адресовано самому близкому человеку на Земле и начинается с обращения:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

… Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Образ стихотворения выражает мотив встречи. Из есенинских строк:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

можно узнать, что мать Есенина жива и с тревогой ждёт встречи с сыном.

В тяжёлые минуты жизни его сердце тянулось к родительскому очагу. Многие русские поэты не раз писали о матерях, но мне кажется, что есенинские стихотворения можно назвать самыми трогательными признаниями в любви «милой, родной старушке». Его строки полны пронзительной сердечности.

Мирный труд, продолжение рода, единение человека с природой – вот те идеалы, по которым должна настраиваться история. Всякое отступление от этой веками налаженной жизни грозит непредсказуемыми последствиями, приводит к трагедии, к несчастью.

Название этому несчастью – война. Радость жизни омрачается воспоминаниями об убитых и не вернувшихся. И сколько не будут простоволосые матери выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слёз – не замыть тоски! Именно о таких состарившихся, пригнутых к земле от неусыпного материнского горя написано немало стихотворений поэтами А. Твардовским, Я. Смеляковым, Д. Блынским, О. Берггольц, М. Максимовым, А. Дементьевым…

Невозможно без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки из стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны» о святых искренних слезах матерей:

…Святые, искренние слёзы –

То слёзы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

Эту тему продолжает А. Недогонов в стихотворении «Материнские слёзы» несмотря на то, что сын вернулся с войны:

…Пятый снег закружился, завьюжил дорогу

Над костями врага у можайской берёзы.

Сын седой возвратился к родному порогу…

Материнские слёзы, материнские слёзы!..

Иная эпоха продиктовала свои мотивы. Образ матери стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском. Всё она вынесла и превозмогла, и поэтому в нашем сознании понятия «родина» и «мать» давно слились воедино.

Прекрасный, отважный образ матери-героини описан в стихотворении «Мать»:

… И сама, как птица-мать, навстречу –

Отвести врага на малый срок.

И схватил один её за плечи,

А другой сорвал с неё платок.

Но какой огонь ещё был спрятан

В этой слабой, высохшей груди!

Усмехнулась, глядя на солдата:

Со старухой справился? Веди! –

Повели, поволокли на муки

За любовь и честь держать ответ.

Заломили ей, связали руки –

Руки, что трудились столько лет.

Что варили пищу, рожь косили,

Что соткали вёрсты полотна,

Что сынов-богатырей взрастили,-

Далеко сыны. Кругом война…

Били – не убили. Как собаку,

Бросили. Очнулась от росы.

Вот и ладно. Можно хоть поплакать,

Чтобы слёз не увидали псы…

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма и даже трагизма и почти всегда, и прежде всего, звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости мира?

Невозможно остаться равнодушным к поэме «Реквием».

Описать все ужасы ежовщины попросила её незнакомая женщина, так же как и, стоявшая в тюремных очередях в Ленинграде. И Анна Андреевна откликнулась. А иначе и не могло быть, ведь как она сама говорит:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был…

Репрессии обрушились не только на друзей, но и на семью Ахматовой: был арестован и сослан сын – Лев Гумилёв, а затем муж – , а ранее, в 1921 году, был расстрелян первый муж – ёв.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне… -

пишет она в «Реквиеме», и слышится в этих строках мольба несчастной женщины, потерявшей своих близких.

Перед нами проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Мы видим то простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, Сына которой распяли. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на лице любимого человека, которого уводят на рассвете. Она будет плакать по нему так же, как когда-то под стенами Кремля плакали стрелецкие жёнки. То вдруг перед нами образ матери, так похожей на саму Анну Ахматову, которая не может поверить, что всё происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей»… Разве могла она когда-нибудь подумать, что будет стоять трёхсотой в очереди в Кресты. А теперь вся её жизнь в этих очередях:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой...

Не разобрать, кто «зверь», кто «человек», ведь арестовывают невинных людей, и все мысли матери невольно обращаются к смерти.

А потом звучит приговор – «каменное слово», и надо убить память, сделать окаменелой душу и снова учиться жить. И мать вновь думает о смерти, только теперь - своей. Она кажется ей спасеньем, и не важно, какой она примет вид: «отравленного снаряда», «гирьки», «тифозного чада», - главное, что она избавит от страданий и душевной пустоты. Эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, тоже потерявшей сына.

Но понимает мать, что это только безумие, ведь смерть не позволит унести с собой:

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья…

Значит, надо жить ради того, чтобы назвать поимённо тех, кто погиб в сталинских застенках, вспоминать всегда и везде стоявших « и в лютый холод, и в июльский зной под красною ослепшею стеною».

В поэме есть стихотворение, называющееся «Распятие». В нём описываются последние минуты жизни Иисуса, его обращение к матери и отцу. Слышится непонимание того, что происходит, и приходит осознание, что всё происходящее бессмысленно и несправедливо, ведь нет ничего страшнее, чем смерть невинного человека и горя матери, потерявшей сына.

В поэме А. Ахматова показала свою причастность к судьбе страны. Известный прозаик Б. Зайцев, прочитав «Реквием», сказал: «Можно ль было предположить, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – жёнах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?» И невозможно лирической героине забыть матерей, вдруг ставших седыми, вой старухи, потерявшей сына и не воплотить их образы в поэме. И звучит по всем погибшим в страшное время репрессий поэма «Реквием», как поминальная молитва.

Как скупо и трагично это звучит, как просто и близко всё к нашему времени. И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны. И над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби вырастает согбенная фигура матери.

В 2005 году Лысенко Мила написала ещё один «Реквием по мальчишкам 131 майкопской бригады» к печальной дате 2 января 1995 года, когда наша жизнь взорвалась вместе с разрывами первых снарядов в Грозном. Её сын воевал на этой войне. Мать вспоминает: «Да, эти снаряды не только разорвали жизнь наших мальчишек, служивших в майкопской 131 мотострелковой бригаде, они разорвали жизни сотен, тысяч семей. Те, кто умер и те, что живы – мы всегда это помнить должны…» Вот как описывает Мила образ матери, любовь к сыну, память к детям в «Реквиеме по мальчишкам 131 майкопской бригады»:

…Асфальт в крови, огромные завалы…

Горят машины, пламя – словно днём!

А дома в телевизор смотрят мамы,

Моля судьбу: «Лишь только б не о нём!»

На почте прочитала телеграмму,

Сознанье потеряла вдруг она,

А это сын, храня здоровье мамы –

Ей не сказал, куда пошёл тогда.

А эта мать, своим не веря снам,

Ждала, и мысленно от пули заслоняя,

Теряя силы, алу шаль плела,

Как будто ею сына защищая.

И защитила, и нашла его,

Когда уже и силы на исходе,

В далёком городе контуженный лежал,

И всё ж живой, худой, но ходит, ходит!

Но как же много их, которые прождав,

Искать поехали своих родных мальчишек!

Как много месяцев ходили по дворам,

Расспрашивая, плакали всё тише.

Потом узнали их с большим трудом

Из тысячи таких же обожжённых,

Затем их хоронили всем полком,

Играя музыку на нервах оголённых.

И приходя сюда в десятый раз

Нам хочется сказать, роняя слёзы:

Родные, вы живые все для нас,

И будете живыми годы, годы!..

Даже в самые, казалось бы, спокойные времена над матерью висел и тревожил зловещий рок, поэтому русская мать из дальних веков несёт на себе печать вечной страдалицы. Благополучные люди, беззаботно купающиеся в своём счастье, редко поднимаются до понимания страданий ближнего; может быть, поэтому мать в нашей литературе, вдоволь хватившая лиха, чаще всего лицо сострадательное, способное понять и утешить обойдённого и непризренного, поддержать слабого и вселить веру в разочаровавшегося. О силе материнского чувства чётко и ёмко сказано в стихотворении Л. Татьяничевой «Сыновья»:

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну что смогу я им ответить –

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня…

Но, приобретая черты символа и выполняя огромную общественную миссию, мать никогда не теряла привычные человеческие черты, оставаясь радушной хозяйкой и умной собеседницей, старательной работницей и прирождённой песельницей, широкой в застолье и мужественной в горе, открытой в радости и сдержанной в печали, и всегда доброй, понимающей и женственной.

Материнство само по себе - целый мир.

Обобщая всё вышесказанное, преклоняясь перед поэтами, которые умело, искренне, с любовью описали образ матери, попытаюсь создать литературный портрет в нескольких строках стихотворения в прозе собственного сочинения: «Ты в моих помыслах такая! Небесная голубизна – светла, ясна. В прозрачности глубоких красок неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний остановилась ты, подняв дитя, чтобы оно могло взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане. А на лице твоём покой и благодать – две спутницы твои и каждой матери, которая готова страдать и ждать, когда дитя – ей, первой ей, произнесёт своё вот-вот родившееся слово.

Как не гордиться ей, одной из матерей, начальным зёрнышком огромной жизни, которому она дала родиться – как каждая на свете мать, что миру дарит детство, пренебрегая мукою своей. Так солнце дарит миру на рассвете свой первый луч, младенца нового земного дня. И тот, кто может взвесить на руке песчинку, незаметную в песке, способен ощутить весь вес планеты. Так и мать, своё дитя, подъемля – всю Землю держит. И только потому её святой позволено назвать».

По существу, образ матери в русской поэзии стал своеобразным эталоном женских достоинств. Щедрое воображение поэтов рисует нам существо почти безупречное, но язык не поворачивается сказать, что подобное пристрастие где-то порой неминуемо приводит к идеализации: ведь действительно мать была и остаётся личностью незаурядной!

Мать!.. Несомненно, это одно из самых глубоких и гармоничных созданий отечественной поэзии!

Литература

1. «Встаньте все и выслушайте стоя…» // Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 39

2. Горький об Италии. – М.: Художественная литература, 1973.- с.59

3. «Люблю тебя, мама…» // Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 39

4. Рукой отливку свеженькую трону // Крыша над головой.- В.: Дальневосточное книжное издательство,1979.- с. 10

5. На могиле матери // Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 107

6. Берегите матерей // Научно-методический журнал «Классный руководитель», 2004 № 3.- с. 110

7. Пушкин // Пушкин. – М.: Детская литература, 1978. – с. 174

8. Некрасов на Руси жить хорошо // Некрасов. – Т.3.- М.: Правда, 1954. – с. 83-96

9. Есенин матери // Есенин. – М.: Художественная литература, 1985.- с. 76

10. «Внимая ужасам войны…» //Некрасов произведения. В 2-х т. Т. 1.- М.: Художественная литература, 1966. – с.110

11. Материнские слёзы // Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 53

12. Твардовский // Твардовский. – М.: Детская литература, 1985. – с.18

13. Ахматова // Ахматова и поэмы.- М.: Молодая гвардия, 1989.- с. 147-157

14. Сыновья // Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 39

15. Ты в моих помыслах такая. Стихотворение в прозе // Образ матери в поэзии.- Д.: 2008

Приложение к работе «Образ матери в поэзии»

Творческая работа учащейся II курса группы № 82

по профессии «Повар, кондитер»

Валуйской Анастасии Сергеевны

«Образ матери» (6 рисунков)


Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Песня из к/ф «Мама»

Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери.

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно — с 1998 года.

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Каждую минуту на планете происходит чудо. Это чудо — рождение ребенка, появление нового человека на свет. Когда рождается маленький человечек, то, конечно же, он ничего не понимает и практически ничего не знает. Почему практически? Да потому что малыш точно знает, что где-то рядом должна быть его мама – самый родной и близкий человек. Да-да, мама и ребенок неразрывно связаны друг с другом и эта связь начинается в утробе матери. «Мама» — самое святое слово на свете. Любовь к матери заложена самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Место матери всегда особое в нашей жизни, исключительное. Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни.

На протяжении всей истории человечества воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Образ матери столь издавна и органично присущ русской литературе, что представляется возможным его рассмотрение как особого литературного явления, которое имеет глубинные корни и занимает важное место как в классической, так и в современной литературе. Беря исток от самого зарождения русской словесности, образ матери последовательно проходит через все этапы ее развития, но даже в литературе XX века сохраняет свои главные, от начала свойственные ему черты. Русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Не случайно, говоря о национальном русском космосе, русском сознании, русской модели мира, философы и культурологи говорили, прежде всего, о «материнском» в основании русского. Мать-земля, мать-Россия, Богоматерь - главнейшие и высшие аспекты этого материнского. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

Именно этому празднику в Центральной городской библиотеке посвящена выставка «Образ матери в русской литературе».

На выставке представлены следующие книги:

** Сборник стихотворений «Мать» — своеобразная антология русской и советской поэзии, посвященная дорогой и близкой для каждого человека теме — теме матери. В сборник вошли лучшие произведения поэтов, созданные почти за три столетия.

** Сборник «Мама», в котором собраны произведения посвященные матери. Вы ощутите благоговейную любовь и беспредельную благодарность, которые питал к матери Петр Ильич Чайковский; узнаете, какой нежной и мужественной матерью была Мария Николаевна Волконская. Строки Льва Толстого и Максима Горького, Николая Некрасова, проникновенные слова Александра Фадеева и Александра Твардовского помогают нам лучше понимать и ценить наших матерей.

** Сборник Николая Алексеевича Некрасова , в котором образ женщины – матери ярко представлен во многих его произведениях: «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», поэма «Кому на Руси жить хорошо».

** Сборник великого русского поэта С. А. Есенина , создавшего удивительно искренние стихи о своей матери-крестьянке.

** Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой .

** Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

** «Матерь человеческая» Виталия Закруткина — героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

На выставке читатели смогут познакомиться и с другими произведениями русских и советских писателей и поэтов.

Выставка представлена в зале абонемента ЦГБ до конца ноября 2014 года.