Образ ларисы дмитриевны огудаловой вой из бесприданницы. Образ Ларисы Огудаловой «Они правы, я вещь, а не человек. Особенности жанра и композиционного построения

23.06.2020

Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «... кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.

Но Лариса - натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя.

Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.

Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.

Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», - говорит она, стоя у решетки.

Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь».

Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда ник^о не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «...смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

Сменная (вечерняя) общеобразовательная школа №44

Класс 10

Учитель русского языка и литературы

Е.В. Кравченко

Тема Образ Ларисы Огудаловой в драме А.Н.Островского « Бесприданница»

Цели урока:

Образовательная – Систематизировать и обобщить знания учащихся по формированию образа главного героя, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса;

Сконцентрировать внимание учащихся на роль деталей, на понимание их художественной функции, на отражение в них позиции автора.

Развивающая – формировать умения и навыки аналитического характера;

Формировать умения выражать свою точку зрения в монологической форме;

Развивать индивидуальную и коллективно-мыслительную деятельность;

Формировать умение работать с книгой.

Воспитательная – развивать стремление быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке;

Формировать самостоятельность мышления, познавательный интерес, эмоции, волю;

Развивать коммуникативные качества личности;

Развивать внимание к художественно-языковой форме изучаемого произведения.

Тип урока : Урок систематизации и обобщения знаний.

Основной метод : аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста).

Формы: коллективная и индивидуальная.

Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, диск – dvd ,презентация; тексты пьесы, аудиозапись.

Оформление доски-эпиграф, проблемные вопросы.

Музыкальное оформление: романс « А напоследок я скажу…», муз.А.Петрова, ст.Б.Ахмадулиной; « Под лаской плюшевого пледа»

ст.М. Цветаевой, муз. А.Петрова « Романс о романсе», муз.А.Петрова, сл. Б.Ахмадулиной (тексты песен в приложении)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,

Синий огонь кипит в отчаянных очах.

Воительница в любви, что драма тебе, что срам?

И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

П.Вегин

3.Мини-тест (материалы в приложении).

4.Слово учителя

Созданная в 1878 году драма « Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А.Н.Островского, в ней изображён мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам « горячего сердца». Но в « Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов- это уже не то « тёмное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растёт «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих отношений.

Давайте мысленно перенесёмся в Щелыково, где работал драматург над пьесой. О чём он думал в стенах своего кабинета? Она была написана в то время, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина. А газеты того времени наперебой: « Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; « Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»…»

Но почему так трогает эта « неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чём же её тайна?

Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом.В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Кто такая бесприданница? Во времена Островского слово « бесприданница» имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Разница есть и мы задумываемся.Кто же она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? Деньги? А может быть что-то ещё? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса- единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других?

Над этими и другими вопросами мы будем работать на сегодняшнем уроке.

5.Историческая справка и значение имён героев- сообщение ученика

Как всегда у Островского символический смысл имеют в « Бесприданнице» имена и фамилии героев. Лариса –в переводе с греческого -чайка. Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова кнур-боров, хряк, кабан.Паратов этимологически связан с прилагательным поратый - бойкий, сильный, усердный. Вожеватов происходит от словосочетания вожеватый народ, имеющий значение развязный, беспардонный.В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой значимым оказывается всё. Харитами от греческого-харис-изящество, прелесть, красота- величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана.Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать- обмануть, обольстить, надуть.Юлий Капитонович Карандышев- от слова карандыш- недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями.

6.Просмотр нескольких первых фрагментов фильма (небольшое обсуждение, справка по истории создания и творческой судьбе фильма)

7.Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы

а. Что вы узнаёте из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

Прим.ответ: На первый взгляд, первые два явления пьесы -это экспозиция, содержащая в себе информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву- эти новости являются основными для героев.

б Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

Прим.ответ: .Мы узнаём, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.

в.Перескажите разговор Вожеватого и Кнурова. Как ведёт себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

Прим.ответ: Задето его самолюбие,но он не подаёт виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль -его предпочли другому.

г.Как вы думаете, какова же роль этой сцены?

Прим.ответ: Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за «измену» и показать свою независимость и превосходство .

д.Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

Прим.ответ: События второго действия- это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым (чтение этих сцен по ролям)

е.Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

Прим.ответ : Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.

ж.Какова же кульминация пьесы?

Прим.ответ: Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить её от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать, он решает отомстить.

з.Пересказ событий четвёртого действия. Какое решение принимает Лариса и почему?

Прим.ответ: Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может. Поэтому от отчаяния она решает принять предложение Кнурова уехать с ним за границу, иными словами- стать его «вещью».

и.Как показано Островским убийство Ларисы?

Прим.ответ : Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение её от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки .(звучит романс « А напоследок я скажу…»)

8.Анализ первого действия.

Куда уходит героиня в первом действии? С кем она прощается?

Какие же это пути у Ларисы?

Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для неё идеалом?

Почему же разговор о Паратове заканчивается мыслями о смерти?

Прим.ответы : Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса, а путь к смерти. Может быть, к смерти духовной.

Она видит перед собой красивого, успешного человека, но подсознательно понимает, что впереди только обман.

Её искренние чувства, любовь к Паратаву не оправданы, счастье с таким человеком не возможно.

9.Анализ монолога о Ларисе, когда Паратов узнаёт о её замужестве.

О чём свидетельствуют здесь многоточия (Паратов думает)

Но когда человек думает, он может притворяться? Соединим эти фразы. Что получим?

Прим.ответ : « Что ж… Бог с ней..! Замуж…выходит… Всё-таки на душе у меня полегче стало…»

10.Анализ действия 2, явл.3:

Куда рвётся Лариса? Почему её не привлекают подарки? О чём она мечтает?(романс « Под лаской плюшевого пледа»)

Прим.ответ : В сердце героини живёт любовь. О ней мечтает Лариса. Любовь для неё, по мнению Островского, спасение мира сего. Но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает. Вот почему ей так страшно, беспокойно, необыкновенно тяжело.

11.Групповая работа

Анализ разговора с матерью (действ.2, явл. 6): чего боится Лариса?

Анализ действ.2, явл.8:

Почему нет приветствия?

Почему Лариса позволяет думать о себе « что угодно»?

Почему всё же признаётся в любви?

Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему её любовь?

Прим.ответ : Любовь Ларисы для Паратова- утешение его гордости. Но не этого ждёт Лариса. Однако решается с ним ехать.

Анализ действ.3, явл.12-е:

Что заставляет Ларису выбрать этот путь?

Каков же финал пути к Паратову?

Прочитайте монолог Ларисы о смерти. Какой вывод можно сделать? В чём трагедия героини?

Прим.ответ: Ларисе остаётся смерть. Допета её печальная песня, прерван её грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной бездушия и жестокости. Трагедия героини- трагедия одинокой души.

Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в её желаниях?

Прим.ответ : Лариса-чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит её желание- «уедемте отсюда», « поскорее отсюда вырваться», « бежала б я отсюда куда глаза глядят».

Все ею восхищаются, претендуют на неё, но её заветное желание- бежать.

Она одна, наедине со своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают её судьбу.

Кем является Лариса для окружающих её людей? Как она сама к ним относится?

Прим.ответ: Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ларису. Заставляет её лгать, притворяться, хитрить. И Ларисе хочется бежать из родного дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них она считает идеалом мужчины .

Почему в самый напряжённый момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поёт романс «Не искушай меня без нужды»?

Прим.ответ: Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Она ждала его -своего искусителя. И вот он пришёл.Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нём.Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность. Вновь ошибается и уже теряет всякую надежду.

12.Слово учителя

Рвётся её очередная связь с жизнью, с окружающими людьми.И вот она готова выйти замуж за Карандышева, которого не любила и никогда не смогла бы полюбить. Но обмануть себя, укрыться за Карандышевым Ларисе не удаётся.

Просмотр видеофрагмента фильма « Жестокий романс» (Монолог Ларисы).

Обсуждение основных образов драмы

Опираясь на текст, расскажите о Кнурове, Вожеватове, Харите Игнатьевне, Карандышеве.

Кнуров в доме Огудаловых.

Вслушайтесь в первую его фразу (фрагмент из фильма): « Как вы думаете о своей дочери? Что она такое?»

Случайно ли здесь местоимение что?

Прим.ответ: При всей своей страсти Кнуров прежде всего обольщён красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения, мотив блеска!

Деньги, блеск, драгоценности! Соблазняется ли Лариса этим?

Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему удаётся завладеть душой Ларисы?

Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого?

Прим.ответ: Печорин у Лермонтова, Онегин у Пушкина

Но почему Лариса так идеализирует Паратова?

13.Кульминация драмы- Лариса поёт романс на слова Баратынского (звучит романс- просмотр слайдов)

Случаен ли у Островского этот романс?

Паратов -идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстаёт перед нею?

Что означает цитата из Лермонтова словами Ларисы: « В глазах -как на небе светло…»?

Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении?

Прим.ответ : Христос в пустыне искушается дьяволом.

Говорят ли герои драмы о Боге?

А как православие определяет искушение?

Прим.ответ: Это испытание веры.

14.Слово учителя:

Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.

Социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой.Но сам Островский исследует прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального порядка. Только так можно рассматривать финал « Бесприданницы».Островский, как и вся русская классика 19 века, верен христианской традиции. Поступки своих героев он обязательно соотносит с моральными принципами православия.

Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую историю Ларисы, мы приходим к тому, что короткая жизнь её- это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального плана Ларисой отвергаются, то духовные захватывают без остатка.

Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может.Она знает, что её хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: « Уж если быть вещью, так одно утешение- быть дорогой.»

Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для неё- естественный выход. Её душа по-прежнему чиста.Уходя из жизни, она всех прощает. Она умирает со словами любви, таким образом осуществляется её мечта- бежать из этой жизни, которую она не принимала.

15.Итог урока. Оценивание устных и письменных ответов.

16.Домашнее задание:

Сочинение по темам:

- « Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову».

- «Женские образы в пьесах Островского».

-«Молодое поколение в пьесах Островского»

- « Люди с горячими сердцами в драмах «Гроза» и « Бесприданница»

-« Жестокие нравы «тёмного царства» в пьесах А.Н.Островского.

Приложение

Мини-тест

1.Узнайте персонажей пьесы по толкованию имён:

А) любезная, прелестная. « способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;

Б) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;

В) упрямый коротышка, недоросток.

2.Узнайте персонажей пьесы по описанию:

А) он учился русскому языку у бурлаков, а французскому- у английского лорда;

Б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе»-лакея;

В) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.

3.Ответьте на вопросы, используя текст пьесы:

А)По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?

Б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?

В) Чем отличается «Ласточка» от «Самолёта»?

Г) Почему утренняя чашка чая Вожеватого в 21,67 раз дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?

4.Какой персонаж цитирует Гамлета: «…башмаков ещё не износила…О женщины!.. Ничтожество вас имя!»:

А) Карандышев Б) Кнуров В) Паратов Г) Вожеватов

5.Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для неё минуты ?

6.Какое приданое было у невесты Паратова?

А) нефтяные шахты Б) золотые прииски

В)крупное пароходство Г) она была бесприданницей

7.Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой» в «Бесприданнице»? Почему Лариса считает Паратова героем?

8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду её автор?

9.Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:

А) «Старшую сестру увёз какой-то…, князёк.»

Б) « И возит на этом…Ларису Дмитриевну, сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет.»

В) «Человек с большими… и малыми способностями.»

Г) « На свете нет ничего невозможного, говорят…»

Список используемой литературы

1.История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.

2.История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

3.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

4.Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

5.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

6.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

7.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

8.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000 г

Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.

Но Лариса – натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя.

Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.

Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.

Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», – говорит она, стоя у решетки.

Огудалова Лариса Дмитриевна — главная героиня пьесы, бесприданница. В ремарке описана лаконично: «одета богато, но скромно», о ее внешности мы больше узнаем по реакции окружающих. Примыкает к амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.

Л. любит Паратова как человека, воплощающего и способного подарить ей иную жизнь. Она «отравлена» Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком мире, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Л. это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами этого мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают его образу привлекательность.
Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может простить его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам вроде претенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда...»

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности своим жребием и тяга к иной жизни побуждают Л. к попытке самой решить свою судьбу. Кажется, что в этот романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели, потому что совершен в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов, за тем миром, который существует только в стихах и романсах.

Так же как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Л. глаза на ее подлинное положение — приза, который оспаривают друг у друга мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете... нечего и искать».

В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с пошлостью, фальшью, «красивостью»: цитаты из М. Ю. Лермонтова и Е. А. Баратынского сочетаются с высказываниями типа «Сергей Сергеич... это идеал мужчины», «Bы — мой повелитель». В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Л., он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувства: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга». Это сочетание делает роль Л. чрезвычайно выигрышной, она привлекла таких актрис, как М. Н. Ермолова и В. Ф. Комиссаржевская.

У Островского были написаны произведения про женщин, у которых не легкая жизнь. И это пьеса одна из них. Тут же автор показывает несчастную любовь, и к чему она может привести.

Главная героиня попадает в такую жизнь, которая показывает всю жестокость общества. Автор хочет показать, что люди забывают, что они являются ими. А Лариса попадает примером такой жизни. Они даже не задумываются о чувствах других. Думаю только о выгоде и о развлечениях. Главная героиня обладает приятными качествами, но в скором времени они ей и повредят. Она добрая девушка, и имеет хорошее воспитание. Оно показывается тогда, когда Лариса достаточно хорошо относится ко всем, и с уважением. Я считаю, что ее мать относится к ней несправедливо. Главная цель матери в жизни, это за счет своего вранья, получить, что она хочет. Также, когда искала жениха своей дочери, имела задачу найти богатого. Не думала она совсем о счастье Ларисы. Считая, что если будут деньги, ей будет неплохо житься. Мать и дочь достаточно разные, и это сразу заметно. Главная героиня потерпела разочарование в любви, да и прошло немного и времени. Но ей уже говорят искать жениха, ведь время идет и неважно будет ли она его любить.

Лариса испытывает сильную боль, и никто ее не понимает. В ее доме только и есть, что непонимание. Главная героиня, как будто одна осталась на этом свете. Я думаю, что последняя ее капля была, это когда приехал Паратов. Это было достаточно жестоко, когда ухаживал целых два месяца и потом просто бросил.

Что же остается главной героини, это выйти за Карандышева. Она была достаточно несчастная с ним, да и пропал ее смысл жизни вообще. Жених ее является тем типом людей, которые имеют высокомерие, но при этом никто в этой жизни. Над ним смеются другие, а он этого не видит, и думает, что становится одним из них. Последним спасением Ларисы - деревня. Она все хочет туда уехать, почувствовать покой. Там же пение птиц, что очень успокаивает девушку и дает ей новые силы.

Главная героиня думает, что Паратов не плохой человек. Да и для нее он идеал. Но как было бы не больно признавать, но он тот же жестокий, как все их общество. Она даже готова вернутся к нему, и уехать куда угодно с ним. Паратов не достоин главную героиню, хоть она этого даже не понимает. Окрыленная своей любовью, она забывает обо всем. И опять же она доверяется ему, что приводит в начальную ошибку.

Сочинение про Ларису

В мире, где не любят и все эгоистичны, отзывчивая и чувствительная Лариса вначале ощущает себя неуютно. Отчетливо видно, как в самом начале, сидя на берегу, она любуется на Волгу, глубоко ушедшая в свои мысли. Вокруг нее бушуют дешевые страсти, борьба амбиций, мелкие вожделения. Героиня же находится в полном одиночестве со своими мыслями и мечтами. С большой неохотой, как бы придя в себя, возвращается она в мир, где ее окружают люди. Лариса, по натуре романтическая девушка с тонким психологическим чутьем и болезненной чуткостью. Все ее эти черты принуждают сопереживать разгульную жизнь в отчем доме. Когда же Паратов уехал, и она опозорилась на одной из вечеров из-за мошенника, предложившего ей руку и сердце при всех гостях, то тогда она просто в порыве отчаяния решила обручиться с Карандышевым. Она думает уйти из жизни, но, что-то неизвестное не пускает в загробный мир, держит ее в жизни.

В Ларисе отсутствует целостность и мужественный характер Катерины из «Грозы», решимость Параши. Она представляет себя в роли вещи. И как только она это осознает, неприятное слово произносится ею вслух. Лариса начинает относиться к себе апатично, она равнодушна к людям. С бесстыдным вызовом, с выражением отчаяния и опустошенной души она заявляет, что будет содержанкой у Кнурова, потому что любой предмет должна иметь своего хозяина.

С особой милостью она принимает свою погибель, заключенную в выстреле Карандышева. Девушка считает это благодеянием. Она принимает смерть с благодарностью и умирает под шумное цыганское пение, посылая своим прощальный поцелуй. Во всех ее действиях - и в смерти рядом с весельем цыган, и в словах, где звучит речь, наполненная прощением и чувствами - есть некое кощунство. От этой драматической сцены отдает полным равнодушием, где Лариса полностью разочаровалась в жизни. Тяжело осуждать героиню за ее душу, в которой томилось сплошное разочарование, и за то открытую бесстыдную для такой девушки речь, произнесенной перед ее кончиной. Горестно осознавать, что такая милая девушка не смогла найти свою любовь и погибла, так и не изведав женского счастья.

Вариант 3

В произведении А.Н. Островского героиня столкнулась с расчетливостью и материальной потребностью мира, которая вытеснила истинную любовь. Здесь открыто выражена драма человеческой личности в расчетливом обществе. Лариса Дмитриевна стала жертвой этого мира.

Она милая девушка, хорошо относится к своей матери и окружающим людям. Её мать практичная особа, ищет богатого и выгодного жениха для своей дочери. Но Лариса Дмитриевна сердечно переживает, ведь в её сердце живет истинная любовь и преданность к любимому человеку. Она уже успела разочароваться в нем, когда тот неожиданно исчезает после встреч с ней. У девушки чуткая и ранимая натура, забыть своего возлюбленного не получается. Мать навязывает девушке брак с Карандышевым, считая, что тот выгодный жених для её дочери. Но Ларисе он противен, суть жениха состоит в высокомерии и ничтожестве. От своих переживаний девушка ищет спасения в деревне. Она утешается песнями, в её душе звучит различная музыка: от цыганских песен до русских романсов.

Когда появляется её любимый, Лариса готова простить ему многое. Но до конца она не знает своего возлюбленного, не понимая в том, что его сущность отличается от её: примитивностью, расчетливостью и самолюбием.

Паратов хочет весело провести остаток «холостых дней», для этого он приглашает Ларису Дмитриевну прокатиться с ним по реке Волге, где потом и признается, что не готов жениться на ней. Сцена разговора двух людей после поездки полна драмы и разочарований. Девушка с ужасом узнает, что её любимый уже обручен и её использовал, как развлекательную вещь. Как жить дальше? Лариса не знает. Отдать всю себя, душу и тело, не получив ничего взамен, печально. Душа у девушки растерзана. Выйти замуж за другого человека она не хочет, не спасет её и этот выход. Её единственный выход – умереть. Спасает её Карандышев, выстрелив в свою несостоявшуюся невесту. Умирая девушка благодарит его за то, что он помог уйти из этого ничтожного мира, в котором исчезли её любовь и иллюзии. Лариса ощущает себя продажной вещью, где преобладает расчетливость.

В заключение сочинения хочется отметить, что драматический эпизод заключается в том, что внутреннее содержание у Ларисы чище, чем у других людей. Материальная потребность вытеснила в мире буквально все: любовь, добро, душевность. Лариса поняла, что любовь стоит после денег и положения в обществе и не смогла жить в нем. В драматической пьесе Островский заострил данную проблему, добился того, чтобы читатель понял соотношение чувств и расчетов. Если многие будут выбирать деньги и расчет, то навсегда исчезнет преданность и главное чувство – любовь!

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Куприна Изумруд

    Писатель любит описывать жизнь животных, щедро делится с нами своими наблюдениями. Главная позиция в рассказе отдана молодому, шустрому жеребцу с необычной кличкой – Изумруд

  • Анализ рассказа Солженицына Матрёнин двор 9 класс

    Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в середине 50-х гг. прошлого столетия. Повествование ведется от первого лица, своеобразного человека, мечтающего о жизни в глубинке родной страны, в отличие

  • Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

  • Доктор в романе Обломов Гончарова (характеристика и образ) сочинение

    Доктор в романе Обломов был немолодым сдержанным мужчиной, низкого роста, с небольшим брюшком, румяными щеками и блестящей лысиной, которую на затылке окружали густые волосы черного цвета.

  • Сочинение Летний дождь

    Дождь всегда один и тот же, он не меняется, но мы смотрим на него по-разному. Осенний дождь приносит печаль и раздумья, зимний дождь – слякоть и зыбь, весенний дождь – радостный и громыхает громом