Николай дубов. Дубов николай иванович Произведения Виктора Некрасова

08.08.2020

Дубов Николай Иванович (22 октября (4 ноября) 1910, Омск - 24 мая 1983, Киев) - писатель. Лауреат второй премии Всесоюзного конкурса на лучшую книгу для детей (1950) - за повесть «На краю земли». Лауреат Государственной премии СССР (1970) - за роман «Горе одному».

Родился в семье рабочего. Когда ему было 12 лет, семья переехала на Украину.

С 1930 года работал разметчиком на судоремонтном заводе, был сотрудником заводской многотиражки.
С 1933 года сменил несколько городов, пробовал себя в разных профессиях (журналист, библиотекарь, заведующий клубом и др.), некоторое время учился на историческом факультете Ленинградского университета. В годы Великой Отечественной войны по состоянию здоровья не попал на фронт, работал на оборонном заводе.

С 1944 года жил в Киеве.
Работал в газете «Сталинское племя» (1944-1949), журнале «Советская Украина» (1949-1950). В эти же годы дебютировал в художественной литературе как драматург; его пьесы «У порога» (1948) и «Наступает утро» (1950) пользовались недолгим и локальным успехом. Начиная с 1950-х, основным направлением его творчества стала проза о юношестве и для юношества.
Николай Дубов входил в четверку ведущих русскоязычных писателей Киева, тесно друживших между собой (Н. И. Дубов, В. П. Некрасов, Л. Н. Волынский, М. Н. Пархомов), о которой писали как о «киевской школе современной русской прозы».

Произведения:

  • На краю земли, 1960;
  • Огни на реке, 1952;
  • Сирота, 1955;
  • Жёсткая проба, 1960. В 1967 году повести «Сирота» и «Жёсткая проба» объединены автором в роман-дилогию «Горе одному»;
  • Небо с овчинку, 1961;
  • Мальчик у моря, 1963;
  • Беглец, 1966;
  • У отдельно стоящего дерева, 1966;
  • Горе одному, роман, 1967;
  • Колесо Фортуны, роман, 1978;
  • Родные и близкие, 1980.

  • Основные издания:
  • Собрание сочинений в 3-х тт. - Москва: Детская литература, 1970-1971;
  • Собрание сочинений в 3-х тт. - Москва: Молодая гвардия, 1989-1990.

  • Экранизации:
  • 1953 - Огни на реке;
  • 1965 - Какое оно, море? (по повести «Мальчик у моря»);
  • 1990 - Воспоминания без даты (по повести «Беглец»);

  • На фасаде писательского дома Ролит в Киеве (ул. Богдана Хмельницкого (Ленина), 68), где жил и работал Н. И. Дубов, в 1987 году установлена мемориальная доска, скульптор Н. Рапай.
    Имя Н. И. Дубова присвоено одной из детских библиотек Киева.

    Произведения Виктора Некрасова

    Умер Николай Иванович Дубов

    Статья-некролог для радиопередачи

    13 июня 1983 г.

    Машинопись хранится в Государственном архиве-музее литературы и искусства Украины, фонд № 1185, опись № 1, дело № 9, стр. 21-23

    Уходят, уходят, уходят друзья…
    Вот и Николай Иванович Дубов ушел. Как сказано в некрологе в «Литгазете» - выдающийся русский советский писатель. Напечатан некролог внизу шестой полосы, персональных подписей, как было, например, под некрологом недавно скончавшегося Федора Абрамова - нет, только Правления - Союза писателей СССР, УССР, Киевской писательской организации. Значит выдающийся, да не очень.

    Совсем недавно, в ноябре 1980 года, мы праздновали 70-летие Николая Ивановича. И тогда я еще обратил внимание, и говорил по поводу этого по радио, на то, что, хотя и опубликовали в газете Указ о его награждении орденом Трудового Красного Знамени, статьи о нем, о его творчестве, не поместили. Появилась она что-то через месяц или даже больше после его юбилея (Многие даже говорили, что это, мол, после нашей радиопередачи).
    Выдающийся, да не очень…

    Я Николая Ивановича хорошо знал. И давно. Познакомились сразу же после войны, году в 46-м или 47-м. Писателем тогда он еще не был, работал в редакции газеты «Юный ленинец». Помню, я тогда немного на него даже обиделся. К принесенному мною в редакцию военному рассказу отнесся весьма кисло и что-то стал критиковать. Это было уже после выходов моих «Окопов» и я был весьма удивлен - решил, что завистник и сноб. Но я ошибся. Ни тем, ни другим он не был - просто он был очень прямым и принципиальным человеком. И нужно сказать, оба этих качества жизнь его не облегчали.

    Очень уж он принципиальный, этот ваш Дубов, очень уж он умный… Умнее всех, видите ли… Такого мнения о нем были у нас в Киеве, в Союзе писателей.

    И действительно, что уж говорить - на собрания не ходит, при голосованиях воздерживается, а если где-нибудь все же появится, обязательно станет критику наводить. И то плохо, и то плохо, а если похвалит какую-нибудь повестушку, то обязательно ущербную, чтобы не сказать клеветническую. За правду, мол, заступается…

    Все это происходило в пятидесятые и последующие годы. В литературу он вошел в 1954 году. Как драматург и прозаик, получил премию на республиканском конкурсе за пьесу «У порога», и в том же году, на Всесоюзном конкурсе на лучшую книгу для детей, за книгу «На краю земли».

    Виктор Некрасов и Леонид Волынский в квартире в Пассаже, Киев, 1950-е.
    На переднем плане перед объективом кто-то держит книгу для юношества «На краю земли», написанную некрасовским другом Николаем Дубовым. Ироничный подтекст заключается в том, что рукопись Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» была передана им в редакцию «Знамени» под первоначальным названием также «На краю земли».

    Кое-кто считает, что Дубов писатель детский. Действительно, он много писал для детей и про них, но взрослые его читаю с наименьшим интересом. Нет, он не детский писатель, он - если уж выбирать какие-то определения, - писатель-моралист. Проблемы морали - вот его тема. Честность, благородство, правдивость, верность, взаимопомощь, дружба - все эти понятия близки ему не только как писателю, но и как человеку.

    Признаюсь, когда мы - за рюмочкой или без - предаемся своему любимому занятию - перемываем косточки близких - тот карьерист, тот трус, тот бездарность, - дойдя до Дубова, все хором, в одно слово - вот это честный человек, может быть, самый честный среди нас…

    Вот и не любили его за это в Киеве. Начальство, разумеется, за все тридцать лет нашего с ним знакомства, ни одно произведение Дубова не печаталось на Украине, ни одно не было переведено на украинский язык. Может, это пример украинского национализма? - спросят меня. Нет, это вид другого заболевания - это аллергия, идиосинкразия к честному, по-настоящему принципиальному человеку.

    Если так, то почему же его все-таки печатали? Не в Киеве, так в Москве? Почему государственную премию дали? В год его юбилея «Наш современник» опубликовал его «Родные и близкие», его лебединую песню?

    На это отвечу так - на Софроновых и Грибачевых, на Збанацких и Дмитерко, Вышеславских и Кондратенко (двое последних из «невеликого але мiцного загону росiйских письменникiв на Украïнi») - на этой проверенной обойме далеко не уедешь. Без Шукшиных и Распутиных не обойтись. Дубов и не тот, и не другой, но он все же Дубов, за него можно не краснеть.

    Николай Иванович Дубов прожил, в общем, долгую жизнь - 72 года. А прожить, писать и ни разу не соврать - в нашей стране это великая заслуга. Вот за это и давать бы Героя Соцтруда. Задумываюсь, напрягаюсь - а много ли у нас таких, писателей, что дожили до такого возраста без единого пятнышка? Раз-два и обчелся. Паустовский, Соколов-Микитов, Каверин. Из них один Каверин еще жив…

    Николай Иванович относился к их когорте. К когорте правдивых. Таким остался до последних своих дней. Никакие кампании, разоблачения и выведения на чистую воду его не коснулись. Не было такой силы в мире, которая могла бы заставить его подписать какое-нибудь письмо против кого-нибудь. За - да, против - нет!

    Из жизни ушел по настоящему честный и принципиальный человек, к тому же, хороший писатель.
    Русская литература осиротела…

    Отрывок из воспоминаний Григория Кипниса

    <...>
    Мы познакомились в конце сороковых, я тогда делал первые шаги в журналистике, а познакомил нас сотрудник республиканской газеты Я. Богорад - бывший командир партизанского отряда, человек исключительной скромности и человечности, Виктор его очень любил. Что больше всего объединяло нас? Пожалуй, минувшая война, мы еще сильно чувствовали ее недавнее дыхание. По-настоящему сблизились к середине 50-х, когда я уже работал корреспондентом «Литгазеты». В Киеве образовалась тогда небольшая группа интересных прозаиков, пишущих на русском языке. Живя в Киеве, они, тем не менее, печатались преимущественно в Москве: для нашего местного идеологического климата их правдивые произведения не подходили. Их было четверо: Н. Дубов - 1910 года рождения, В. Некрасов - 1911-го, Л. Волынский - 1912-го и самый молодой М. Пархомов - 1914-го. Как видите, почти погодки, почти однолетки. Тогда еще сорокалетние - сейчас даже не верится. За исключением Дубова, который по состоянию здоровья не воевал, а работал, если не ошибаюсь, токарем на военном заводе, все - бывшие фронтовики. Первые трое - постоянные и весьма активные авторы «Нового мира». Позднее один известный литературный критик назовет эту четверку «киевской школой современной русской прозы». Они очень дружили, хотя были совершенно разными.

    Николай Дубов, которого почти все почтительно называли Николаем Ивановичем, был человеком строгого нрава, достаточно суровым и требовательным (ко всем и к себе), немногословным, добрым. Он часто прогуливался с необыкновенно красивым и умным, угольно-черным громадным ньюфаундлендом по имени Бэр (я называл его уважительно Борис Николаевич). Одна за другой появлялись дубовские повести «Сирота», «Жесткая проба», «Небо с овчинку», «Мальчик у моря», «Беглец», наконец, роман «Горе одному». И была у этих произведений весьма оригинальная, я бы сказал, парадоксальная судьба: сначала их печатал «Новый мир» для своих взыскательных читателей, а вслед за тем они выходили отдельными книгами в издательстве «Детская литература». Книги для подростков? Да, но и для взрослых тоже. И Государственную премию СССР он получил тоже по разделу детской литературы. О творчестве Дубова много писал (и статьи, и отдельную книгу) Лев Разгон - тот самый, который в наше время широко известен своими рассказами о сталинских репрессиях, в те годы он только вернулся из лагеря в Москву.
    <...>


    Николай Иванович Дубов с женой Верой Мироновной и друзьями-писателями:
    Леонидом Наумовичем Волынским (слева) и Михаилом Ноевичем Пархомовым (справа)


    Коктебель, Дом творчества писателей. 1961.
    Вера Мироновна Дубова (жена писателя Н. И. Дубова), Григорий Исаакович Полянкер, Виктор Платонович Некрасов.
    Слева Зинаида Николаевна, мама Виктора Платоновича.
    Фотография из архива АДВМ (Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко).

    Фотографии из архива Татьяны Вороновой

    Николай Иванович Дубов. Киев, 1960-е годы.
    Фотография Александра Бормотова.

    Николай Иванович Дубов. Киев, 1960-е годы..


    Николай Иванович Дубов. Киев, 1960-е годы.
    Фотография Александра Бормотова.


    Григорий Кипнис и Николай Дубов. Киев, середина 1960-х годов.
    Фотография Александра Бормотова.

    Социалистический реализм - художественное направление в литературе и искусстве, в целом являвшееся ведущим в СССР. Как следует из названия, оно изображает концепцию жизни человека в социалистическом обществе. Основными принципами этого жанра считались 3 понятия: народность, идейность и конкретность.

    Произведения в жанре социалистического реализма создавали такие творческие деятели, как Михаил Шолохов, Николай Островский, Владимир Маяковский и другие. В их числе - Николай Дубов. За свою жизнь он создал около десятка повестей и романов.

    Биография

    Будущий писатель, чье полное имя - Николай Иванович Дубов, родился 4 ноября 1910 года в городе Омске. Его родители были обычными представителями рабочего класса.

    Когда мальчику было 12 лет, он с семьей переехал в Украину. Окончив там школу, Николай Дубов какое-то время работал на заводе. До начала Великой отечественной войны Дубов сменил множество различных профессий, в том числе был и журналистом. Также учился на историческом факультете Ленинградского университета, но не окончил его.

    В 1941 году, не попав на фронт по причине плохого состояния здоровья, Николай Дубов вновь вернулся на завод и проработал там до 1944 года.

    В конце войны переехал в Киев, где провел всю свою оставшуюся жизнь. Именно в Киеве Дубов начал свою литературную деятельность. Работая в газетах и журналах, одновременно публиковал свои первые произведения - пьесы «У порога» и «Наступает утро», которые, впрочем, не пользовались большим успехом. В начале 1950 годов Николай Дубов стал известен как автор книг для юных читателей 14-18 лет.

    Библиография

    Первым произведением Дубова, написанным для юношества, стала повесть «На краю земли», вышедшая в 1951 году. Главные герои - четверка друзей, живущих в маленьком селе на Алтае. От лица одного из них ведется повествование. Как и все молодые люди, эти ребята мечтают о приключениях и великих открытиях. Именно об этом и рассказывает повесть Дубова.

    Следующая публикация писателя - повесть «Огни на реке» - вышла в 1952 году. Главным героем вновь является ребенок, на этот раз - мальчик Костя, приехавший к своему дяде на Днепр. Его ждут новые впечатления, друзья, знакомство с миром природы. Эта история стала настолько известна, что в марте 1954 года состоялась премьера одноименного комедийного фильма режиссера Виктора Эйсымонта, снятого по мотивам произведения Дубова.

    Один из самых популярных романов Николая Дубова - «Горе одному», состоящий из двух повестей «Сирота» и «Жесткая проба», которые были написаны как самостоятельные произведения и ранее выходили отдельно, а в 1967 году были объединены в роман-дилогию. В основе сюжета - жизнь мальчика Леши (а позднее - взрослого Алексея) Горбачева, которую нельзя назвать счастливой: из-за войны он остался сиротой и попал в детский дом.

    Награды и премии писателя

    Герой нашей статьи является лауреатом двух литературных премий. Первой из них - премии Всесоюзного конкурса за лучшую книгу для детей - он был удостоен в 1950 году за дебютную повесть для молодого поколения «На краю земли».

    В 1970 году Дубов получил Государственную премию СССР за роман «Горе одному».

    Страница:

    Николай Иванович Дубов

    Дубов Николай Иванович — прозаик.

    Уважение и доверие людей по наследству не получишь, их заслужить надо.

    Дубов Николай Иванович

    Родился в семье рабочего. Еще на паровозоремонтном заводе, куда поступил после окончания школы (1930), начал писать корреспонденции в местную газету, стал ее сотрудником, а впоследствии — редактором. Во время Великой Отечественной войны работал на оборонном предприятии, затем вернулся к журналистике. Начатая им еще в 1945 повесть «У отдельно стоящего дерева», посвященная судьбе советских военнопленных, по обстоятельствам времени не могла появиться в печати и, в доработанном виде, опубликована лишь в 1966.

    Дубов дебютировал в литературе пьесами «У порога» (1949) и «Наступает утро» (1950), а вскоре стал писать для детей. Первая его книга «На краю земли» (1951) чрезмерно перегружена событиями и назидательными рассуждениями взрослых персонажей, введенных в повесть согласно насаждавшемуся в ту пору издательствами и критикой «штатному» расписанию, на что Дубов жаловался в выступлении на Всесоюзном совещании по детской литературе (1952): «Педагоги требуют, чтобы в книге была школа и обязательно образ безукоризненного учителя... пионервожатые — чтобы была пионерская организация и образ совершенно безупречного пионервожатого; профсоюзные деятели — чтобы была профорганизации и профработник...».

    Однако уже следующая повесть Дубова «Огни на реке» (1952) несравненно более самостоятельна. Само название книги, рассказывающей о недолгом, но оказавшемся для мальчика Кости крайне важным пребывании в семье дяди-бакенщика, имеет определенный символический смысл: в образе Ефима Кондратьевича и подобных ему тружеников воплощены нравственные ориентиры, исподволь становящиеся путеводными для юного героя. И в последующем творчестве Дубова «основным» все отчетливее делается, говоря его собственными словами, «процесс кристаллизации нравственных критериев и устоев... процесс становления личности». Наиболее подробно он прослежен в повестях «Сирота» (1955) и «Жесткая проба» (I960), впоследствии объединенных в романе «Горе одному» (Государственная премия СССР, 1970). По сравнению с Лешкой Горбачевым прежние герои Дубова выглядят счастливчиками. Сиротство, бродяжничество, суровая школа детдома, наконец, ранняя трудовая жизнь сталкивают Лешку с самыми разными людьми, заставляют переживать горестные разочарования в друзьях и в тех взрослых, кто сначала был для него образцом. Один из немногих в тогдашней детской литературе, Дубов изобразил затяжной драматический конфликт своего героя с демагогами, ревнителями дутых успехов и показного благополучия.

    Но наибольшей художественной выразительности главная тема Дубова достигнута в повестях «Мальчик у моря» (1963) и «Беглец» (1966). Название первой из них снова, как и «Огни на реке», может быть истолковано символически: очутившись в рыбацкой артели, Сашук живо воспринимает и красоту природы, и «море» самой жизни. Оно открывается ему не только в праздничных картинах ладного труда, но и в первых долетающих до него тяжелых и горьких «брызгах» сложных взаимоотношений и неурядиц между людьми. В еще более жестоких обстоятельствах происходит повзросление Юрки («Беглец»). Судьба подростка, из тех, кого принято именовать «трудными», живущего в духовно убогой среде, неожиданно пересекается с внешне благополучным существованием приезжего «отпускника», архитектора Виталия Сергеевича. Ставший для мальчика предметом восторженного обожания и в самом деле умный, душевный человек, он, как выясняется, и есть истинный беглец — от жизни и борьбы за свои убеждения и любовь. «Неудача» же бегства самого Юрки от опостылевшей ему семьи (он отказывается от своего замысла, узнав, что измучивший всех ложью и пьяными выходками отец ослеп) обнаруживает в «недоразвитом», грубоватом подростке чувство долга, сострадание к матери и младшим братьям.

    Менее удачен роман Дубова «Колесо Фортуны» (1978), продолжающий «приключенческую» линию его творчества и связанный общими героями и местом действия с более ранней повести «Небо с овчинку» (1963). Детективный сюжет, завязывающийся с появлением в украинском селе американского туриста (на самом деле эмигрировавшего после революции местного помещика Ганыки), довольно искусственно сочетается с повествованием о событиях из эпохи Екатерины II. Повесть Дубова «Родные и близкие» (1979) рассказывает о семье, испытавшей и все тяготы войны и последующих лет, и возникшие в более поздние времена между ее членами расхождения во взглядах на жизнь и в нравственных принципах. Среди критических и публицистических выступлений Дубова выделяется одна из первых в советской печати статья на экологическую тему «Как гибнет море» (Новый мир. 1956. №6). Дубов перевел на русский язык известную книгу польского автора Я.Парандовского «Мифология».

    НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ДУБОВ

    Даты жизни : 4 ноября 1910 – 24 мая 1983
    Место рождения : город Омск
    Русский советский писатель
    Известные произведения : «Мальчик у моря», «Беглец», «Горе одному»

    Несколько лет назад, когда в Интернете составлялся рейтинг самых любимых и популярных отечественных писателей, читатели включили в сотню значимых и повлиявших на их жизнь книг произведения замечательного и, к сожалению, сегодня уже редко упоминаемого детского автора – Николая Ивановича Дубова. Хотя его книги и сегодня не залеживаются на полках, а взрослые дяди и тети почти всегда вспоминают и имя автора, и его книги. Хотя бы «Огни на реке», если разговор идет о самом старшем поколении, или «Колесо фортуны», если спрашивать сегодняшних мам и пап.
    Николай Иванович Дубов родился 22 октября 1910 года в Сибири, в Омске, жил на Алтае, в Украине, Ленинграде, Москве, Ташкенте. Он из семьи рабочего и начинал свой трудовой стаж на судоремонтном заводе тоже рабочим.
    Совсем еще молодым человеком Дубов стал писать в стенгазете, в заводской многотиражке, в городской газете. Писать ему не только хотелось, писать ему было о чем. Он успел и поработать, и людей повидать, пожить среди них.
    А в 1929 году стал журналистом. Дубов учился на историческом факультете Ленинградского университета, работал педагогом, заведовал библиотекой и клубом. Во время войны работал на оборонном заводе, а потом опять стал журналистом. Писать книги по современным меркам он начал довольно поздно. Уже совсем взрослым и многое повидавшим человеком, когда ему было глубоко за тридцать.
    Его пьесы пользовались недолгим и локальным успехом в 1948 и 1950 годах. Начиная с 1950-х, Дубов фактически бросил сочинять пьесы и избрал путь, которому остался верен до конца - он писал прозу о юношестве и для юношества.
    Так появились наделавшие много шуму повести «Сирота» и «Жестокая проба», которые в 1967 году Дубов объединил в роман под названием «Горе одному». Через три года писатель получил за эту книгу Госпремию СССР. Но к этому времени мальчишки и девчонки взахлеб читали «Огни на реке» и «Мальчик у моря», «Беглеца» и «У отдельно стоящего дерева».
    Последние годы жизни он провел в Киеве, в знаменитом доме № 68 на улице Богдана Хмельницкого, где обитала настоящая писательская коммуна. Там Дубов написал еще один свой замечательный роман «Колесо фортуны» (1980), в котором сочетаются две временные плоскости: современный ему украинский колхоз, в который попадает насмешливо изображаемый турист из США, и XVIII век, где в саркастических тонах рисуется образ Екатерины Великой.
    За этой книгой засиживались допоздна и московские, и киевские ребята. Последним повезло больше, они могли и сами прийти к писателю в дом № 68, чтобы спросить о том, что осталось недописанным, или рассказать о своих проблемах.
    А дом действительно был удивительным. Сегодня на его фасаде 27 мемориальных досок в память о живших здесь писателях. В разное время в этом доме проживали почти все украинские литературные классики советской эпохи: Павло Тычина, Максим Рыльский, Виктор Сосюра, Микола Бажан, Александр Корнейчук, Андрей Малышко, Олесь Гончар, Николай Дубов. Свое название дом получил от группы, инициировавшей строительство, - кооператива работников литературы - РОЛИТ.
    Книги Николая Дубова печатались главным образом в московском издательстве «Детская литература». А еще он переводил с польского - например, детскую смешную повесть Эдмунда Низюрского «Приключения Марека Пегуса» и книги 3. Косидовского «Когда солнце было белым» и Я. Парандовского «Мифология (верования и легенды древних греков и римлян)». По двум книгам Николая Дубова - «Огни на реке» и «Мальчик у моря» - сняты кинофильмы.
    А еще в Киеве Николая Дубова знали не только по его книгам, но и по собаке. У него был огромный черный ньюфаундленд по кличке Бэр. Сейчас в Киеве эта порода не редкость, хотя она сильно изменилась. Как-то измельчала, что ли. И нынешние ньюфы выглядят полукарликами. А вот Бэр действительно смотрелся настоящим гигантом. В 60-е годы прошлого века он был едва ли не единственным ньюфаундлендом в Киеве. Поэтому на человека, который по утрам гулял с таким псом, внимание обращали все. И все знали, это идут писатель Дубов и Бэр. Кстати, Николай Иванович подробно описал своего ньюфаундленда Бэра в повести «Небо с овчинку». Каждое утро Николай Иванович с Бэром шли с улицы Ленина (где какое-то время жил писатель) до угла Владимирской и бульвара Шевченко. Здесь стоял киоск, торговавший водкой на разлив и пирожками с требухой. Николай Иванович покупал сто граммов и один пирожок на закуску. Водку выпивал сам, а пирожок отдавал Бэру. После этого они возвращались домой, где ничего не подозревающая жена Николая Ивановича - Вера Мироновна - кормила мужа завтраком и радовалась, что у того такой хороший аппетит. Затем Дубов садился за работу, а Бэр заваливался спать у письменного стола.
    Эти утренние прогулки продолжались много лет, пока врачи не запретили Николаю Ивановичу спиртное даже в малых дозах. И его жена по утрам стала удивляться, куда же исчез хороший аппетит мужа. Но больше всех страдал Бэр. Ведь ему-то ветеринары есть пирожки с требухой не запрещали...
    Это лишь один маленький штришок из жизни Николая Дубова, который очень не любил о себе рассказывать и почти никогда не давал никому интервью.
    Но все, что он хотел сказать - есть в его книгах. И любят их за откровенность и честность, за отсутствие идеологической подоплеки. Они, конечно, не могли не быть привязаны к той эпохе, в которой жил и сам Дубов, и его герои. Но даже в то время его повести и романы очень сильно отличались от книг других авторов.
    Вот, например, как описывает героев книг Дубова еще один замечательный писатель, прошедший 18 лет сталинских лагерей и ссылок, Лев Разгон, с которым Дубов был довольно дружен.
    «...Его мальчишки, подростки и юноши в книгах для тех же самых мальчишек и подростков выживали и оставались нормальными честными людьми не благодаря, а вопреки окружающей действительности. Они черпали силы не в отвлеченных идеях, а в человеческих поступках обычных взрослых, не совершивших никакого подвига, кроме разве одного - не стать подлецом или безвольной тряпкой...»
    «...В книгах Дубова много веселого и грустного, много больших и маленьких событий. Но в них нет, не бывает незначительного, пустяшного, написанного, чтобы читатель просто посмеялся, просто пустил слезу от жалости. Все, что происходит с его героями, очень важно. И не только для них, а для всех, кто читает книги Дубова. В этих книгах, как и в жизни, добро и зло не могут мирно жить рядом, не ссорясь, не мешая друг другу. Нельзя стать хорошим и настоящим человеком, только соблюдая правила хорошего поведения: вот это можно делать, а вот этого нельзя... Надо ненавидеть недоброе, нечестное, показное, неправдивое. Надо не обходить эту мерзость, а драться с ней, драться, не раздумывая, выгодно ли это тебе, будет ли тебе от этого хорошо...»
    А вот еще один замечательный отрывок из предисловия Льва Разгона, который удивительно подходит к нашим сегодняшним событиям и борьбе вокруг Химкинского леса. Да и не только вокруг этого леса, но и многих других рощ, парков, дубрав, безжалостно вырубаемых по всей стране.
    «...Нельзя прожить настоящую, радостную жизнь, не научившись видеть красоту родной природы, не защищая эту красоту. В книгах Дубова с такой большой любовью рассказывается о красоте весенней степи, об омытом утренней волной морском береге, о могучем лесе, о небольшой чистенькой речушке, вьющейся между лугами... Без всего этого, без этой красоты родной земли очень трудно жить. И ее нельзя оставлять на растерзание злым бездельникам и тупым людям, готовым ради дешевого удовольствия, ради грошовой выгоды загадить реки, растоптать луга, вырубить лес...»
    Много лет назад одна юная читательница написала Николаю Дубову: Знаете, за что я Вас полюбила? За то, что Вы уважаете детей». Еще раз стоит напомнить, что Дубов не любил публичности, поэтому и данные о нем очень обрывочны, хотя он жил почти в наше время. Есть книга Льва Разгона о Николае Ивановиче, но она почти недоступна современному читателю.
    А еще есть письма, которые Дубов очень любил писать своим друзьям и сотоварищам по перу. В его обширных, порой на половину печатного листа письмах почти полностью отсутствуют бытовые моменты, - литература составляет главное их содержание. И из них видно, что он еще был и прекрасным критиком, тонко умел чувствовать и анализировать чужие тексты.
    Многие письма Дубов писал уже упоминавшемуся не один раз Льву Разгону. Часть из них была опубликована шесть лет назад Украинским институтом иудаики в журнале «Дух i Лiтера».
    Киев 25.V. 76.
    Дорогой Левушка! Я тоже несколько наслышан о «появлении и росте национального самосознания», процессе действительно мировом. В нем, ты считаешь, «нет ничего удивительного и такого, что должно вызвать сопротивление». Удивительного нет, а вот долженствующее вызвать не только сопротивление, но и решительный отпор бывает. И, к сожалению, все чаще. Не может вызвать осуждения национальное самосознание, которое в прошлом и настоящем своего народа находит достоверные основания для гордости и т.д. Но если это самосознание для самоутверждения пытается унижать другие народы, клепать на них - это уже не национальное самосознание, а национализм. Ты считаешь «писателя имеющим право на любой взлет своего воображения. Даже если в основе его лежит... национальное самосознание». Надо думать, ты при этом полагаешь себя отчаянным свободолюбцем. Можешь считать меня ретроградом и реакционером, т.к. я не всякие «взлеты» приемлю. Был, например, такой писатель Адольф Шикльгрубер и совершил «взлет» под названием «Майн Кампф». А другой писатель, пожелавший остаться неизвестным, «взлетел» в «Протоколах Сионских мудрецов». И тот и другой как раз и исходили из «роста национального самосознания, стремились его усилить и ускорить», в чем весьма преуспели. Надеюсь, о последствиях напоминать нет надобности? Подобного толка взлеты современные ведут к убийствам в Мюнхене и в аэропорту Лод, к депортации иностранцев в Уганде, к бандам вроде Баадер-Майнгоф, пластиковым бомбам и т.д. Ты ведь усердно читаешь газеты...
    Твой Ник. Д.
    8 февраля 1980 года
    Дорогой Левушка! Ты назвал повесть «жестокой». Господи! До чего же ты закоснел в клятой детгизовщине, которая по прямой линии идет от «Задушевного слова». Переводные картинки, расписанные голубыми и розовыми слюнями, - вот что такое «добрые» сочинения. Но какое отношение они имеют к литературе? От первого на Земле шумерского эпоса о Гильгамеше, через «Илиаду», «Одиссею», греческие трагедии, через дантов «Ад», трагедии Шекспира ко всему бесконечно многообразному потоку мировой литературы - это все «добрая» литература? Неужели «добр», по-твоему, «Евгений Онегин» или «Цыганы»? Неужели тебя веселила и радовала будто бы комедия «Горе от ума», которую Мейерхольд поставил под более верным названием «Горе уму» и которую спустя почти 150 лет впервые правильно прочитал и поставил как трагедию Товстоногов? Может быть, «добры» также «Маскарад», «Герой нашего времени», «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души», весь Достоевский, весь Толстой, весь Антон Чехов (не Антоша Чехонте, когда он еще резвился)? А в советской литературе самые «добрые» фадеевский «Разгром», «Дни Турбиных» Булгакова, сочинения Платонова, а ныне «Живи и помни»?
    Надеюсь, ты не заподозришь меня в желании таким способом «подверстаться» к великим. Я сейчас говорю не о своей повести, а о позиции писателя. Для честного писателя возможна только одна-единственная, которую с потрясающей силой и краткостью определил Радищев: «Я оглянулся окрест, и душа моя содрогнулась»... Вот только когда душа писателя содрогается от сострадания к людям, он и пишет правду о жизни. А она жестока, эта правда, как жестока сама жизнь. Только не приукрашенная, не смягченная («оптимистическая»...) правда может тронуть сердце читателя, заставить его «над вымыслом слезами облиться» и, быть может, как-то повлиять на него. Если душа писателя теряет способность содрогаться при виде окружающего, он перестает быть писателем. Жестокой литературы не существует вообще, жестока жизнь. Имеют хождение сочинения, воспевающие жестокость («Джеймс Бонд» и ему подобные), но это не литература, а пропагандистская проституция. Ходили и ходят в писателях любители «навевать сон золотой». Вот уж они пишут куда как чувствительно, нещадно давят на слезные читательские железки, дабы растрогать, но тут же подпускают что-нибудь умилительное, дабы утешить и обнадежить, иными словами, чтобы увести читателя от жизни подлинной. Пробуждать у читателя «чувства добрые» можно лишь, говоря ему правду о жизни, как бы ни была она горька, а не подвирая и стараясь его разжалобить. Твой Ник. Д.

    Фочкин, О. Взрослый мир детского писателя [Николай Иванович Дубов] /О. Фочкин //Читаем вместе. – 2010. - № 11. – С. 46-47.

    Николай Иванович Дубов

    Дубов Николай Иванович - прозаик.

    Родился в семье рабочего. Еще на паровозоремонтном заводе, куда поступил после окончания школы (1930), начал писать корреспонденции в местную газету, стал ее сотрудником, а впоследствии - редактором. Во время Великой Отечественной войны работал на оборонном предприятии, затем вернулся к журналистике. Начатая им еще в 1945 повесть «У отдельно стоящего дерева», посвященная судьбе советских военнопленных, по обстоятельствам времени не могла появиться в печати и, в доработанном виде, опубликована лишь в 1966.

    Дубов дебютировал в литературе пьесами «У порога» (1949) и «Наступает утро» (1950), а вскоре стал писать для детей. Первая его книга «На краю земли» (1951) чрезмерно перегружена событиями и назидательными рассуждениями взрослых персонажей, введенных в повесть согласно насаждавшемуся в ту пору издательствами и критикой «штатному» расписанию, на что Дубов жаловался в выступлении на Всесоюзном совещании по детской литературе (1952): «Педагоги требуют, чтобы в книге была школа и обязательно образ безукоризненного учителя... пионервожатые - чтобы была пионерская организация и образ совершенно безупречного пионервожатого; профсоюзные деятели - чтобы была профорганизации и профработник...».

    Однако уже следующая повесть Дубова «Огни на реке» (1952) несравненно более самостоятельна. Само название книги, рассказывающей о недолгом, но оказавшемся для мальчика Кости крайне важным пребывании в семье дяди-бакенщика, имеет определенный символический смысл: в образе Ефима Кондратьевича и подобных ему тружеников воплощены нравственные ориентиры, исподволь становящиеся путеводными для юного героя. И в последующем творчестве Дубова «основным» все отчетливее делается, говоря его собственными словами, «процесс кристаллизации нравственных критериев и устоев... процесс становления личности». Наиболее подробно он прослежен в повестях «Сирота» (1955) и «Жесткая проба» (I960), впоследствии объединенных в романе «Горе одному» (Государственная премия СССР, 1970). По сравнению с Лешкой Горбачевым прежние герои Дубова выглядят счастливчиками. Сиротство, бродяжничество, суровая школа детдома, наконец, ранняя трудовая жизнь сталкивают Лешку с самыми разными людьми, заставляют переживать горестные разочарования в друзьях и в тех взрослых, кто сначала был для него образцом. Один из немногих в тогдашней детской литературе, Дубов изобразил затяжной драматический конфликт своего героя с демагогами, ревнителями дутых успехов и показного благополучия.

    Но наибольшей художественной выразительности главная тема Дубова достигнута в повестях «Мальчик у моря» (1963) и «Беглец» (1966). Название первой из них снова, как и «Огни на реке», может быть истолковано символически: очутившись в рыбацкой артели, Сашук живо воспринимает и красоту природы, и «море» самой жизни. Оно открывается ему не только в праздничных картинах ладного труда, но и в первых долетающих до него тяжелых и горьких «брызгах» сложных взаимоотношений и неурядиц между людьми. В еще более жестоких обстоятельствах происходит повзросление Юрки («Беглец»). Судьба подростка, из тех, кого принято именовать «трудными», живущего в духовно убогой среде, неожиданно пересекается с внешне благополучным существованием приезжего «отпускника», архитектора Виталия Сергеевича. Ставший для мальчика предметом восторженного обожания и в самом деле умный, душевный человек, он, как выясняется, и есть истинный беглец - от жизни и борьбы за свои убеждения и любовь. «Неудача» же бегства самого Юрки от опостылевшей ему семьи (он отказывается от своего замысла, узнав, что измучивший всех ложью и пьяными выходками отец ослеп) обнаруживает в «недоразвитом», грубоватом подростке чувство долга, сострадание к матери и младшим братьям.

    Менее удачен роман Дубова «Колесо Фортуны» (1978), продолжающий «приключенческую» линию его творчества и связанный общими героями и местом действия с более ранней повести «Небо с овчинку» (1963). Детективный сюжет, завязывающийся с появлением в украинском селе американского туриста (на самом деле эмигрировавшего после революции местного помещика Ганыки), довольно искусственно сочетается с повествованием о событиях из эпохи Екатерины II. Повесть Дубова «Родные и близкие» (1979) рассказывает о семье, испытавшей и все тяготы войны и последующих лет, и возникшие в более поздние времена между ее членами расхождения во взглядах на жизнь и в нравственных принципах. Среди критических и публицистических выступлений Дубова выделяется одна из первых в советской печати статья на экологическую тему «Как гибнет море» (Новый мир. 1956. №6). Дубов перевел на русский язык известную книгу польского автора Я.Парандовского «Мифология».

    А.М.Турков

    Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 663-664.

    Далее читайте:

    Русские писатели и поэты (биографический справочник).

    Сочинения:

    Повести. М., 1960;

    Горе одному: роман. М., 1970;

    СС: в 3 т. М., 1970-71.

    Литература:

    Разгон Л.Э. Мир, в котором дети не гости: Очерк творчества Николая Дубова. М., 1969; 2-е изд. М., 1972;

    Ивич А. Дубов // Природа. Дети (Пришвин. Паустовский. Дубов. Панова): Очерки. 2-е изд. М., 1980.