Музей народного искусства что хорошего. Режим работы и цены

27.09.2019

Музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве (музей ДПИ, ВМДПНИ) — уникальная выставочная площадка, где представлена коллекция предметов, созданных мастерами народного искусства, среди них есть работы известных художников и творения начинающих талантов.

Отдельные залы посвящены русскому народному искусству; предметам искусства XVII — начала XX веков; советскому фарфору; русской лаковой миниатюре, изделиям из дерева и кости, ткани, драгоценных металлов, керамики, стекла; отделы редкой книги, моды и дизайна.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства был основан в 1981 году. Сегодня коллекция, насчитывающая более 100 тысяч экспонатов, занимает здание дворцового комплекса XVIII века. В 2017-м при музее открылся Центр моды и дизайна.

Панорама здания музея:

Музей работает как культурно-просветительский центр, организует экскурсии, мастер-классы, проводит тематические образовательные мероприятия. Афиша выставок часто обновляется, отслеживать интересные события можно на странице официального сайта Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Выставки в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве

В музее часто выставляются привозные экспозиции, в том числе из музеев других стран, посвященные национальной одежде, посуде и традиционным предметам быта, а также современному декору ручной работы. Обычно временные выставки организуются на третьем этаже.

И, конечно, для посетителей подготовлены постоянные экспозиции, расположенные на двух этажах комплекса.

На первом демонстрируется выставка «Русская лаковая миниатюра» , открытая в 2014 году. В четырех залах выставлены несколько сотен произведений лаковой живописи.

На втором этаже находятся залы «Традиционное народное искусство», «Декоративно-прикладное искусство России XVIII — первой трети XIX века» и «Галерея советского фарфора» .

Гости музея увидят уникальные образцы народного декоративно-прикладного творчества — резные деревянные украшения и бытовые предметы (наличники, лобовые доски, мебель, посуду), национальные костюмы, расшитые золотом, льняные и шелковые кружева, глиняные и деревянные игрушки.

Про культуру XVIII — XIX вв. рассказывают произведения русских мастеров, создававших предметы декора для царского двора. Среди них хрустальные кубки, фарфоровая посуда, мебель из красного дерева, бронзовые часы, сундуки, церковная утварь, вазы, миниатюры и многое другое.

Изделиям Государственного фарфорового завода отведен целый зал, особенно примечательна в нем коллекция предметов 1920-1930-х годов.

Экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну» занимает несколько залов в центральной части музея. Она прослеживает путь развития русского прикладного искусства с 1830-х по 1900-е годы, представлены экспонаты Кустарного музея, мастеров художественного кружка Саввы Мамонтова.

Центр моды и дизайна

Центр занимается изучением истории и эволюции русской моды и дизайна, их значении в мировой культуре. Регулярно организуются лекции, творческие встречи и мастер-классы.

Режим работы и цены

Двери Музея декоративно-прикладного и народного искусства открыты ежедневно, кроме вторника. В понедельник, среду, пятницу и воскресенье посетить экспозицию можно с 10:00 до 18:00; в четверг — с 10:00 до 21:00, в субботу — с 12:00 до 20:00. Касса закрывается на час раньше.

Центр моды и дизайна работает ежедневно, с 10:00 до 21:00, в субботу с 12:00 до 21:00. Вторник — выходной день.

Стоимость билетов:

  • Комплексный билет (постоянная экспозиция + временные выставки + экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну»): взрослые — 450 руб., пенсионеры, учащиеся от 16 лет — 250 руб.;
  • Входной билет (постоянная экспозиция + временные выставки): взрослые — 300 руб., пенсионеры, учащиеся от 16 лет — 150 руб.;
  • Входной билет на экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну»: взрослые — 250 руб., пенсионеры, учащиеся от 16 лет — 100 руб.;
  • Входной билет на выставку Центра моды и дизайна: взрослые — 250 руб., пенсионеры, учащиеся от 16 лет — 100 руб.

Экскурсии проводятся для организованных и сборных групп, один сеанс — 1,5 часа. Услуги гида оплачиваются дополнительно ко входному билету.

Стоимость услуг:

  • Экскурсия по основной экспозиции и выставкам: группа до 5 человек — 1500 руб./группа; сборная группа до 20 человек — 180 руб./чел.;
  • Экскурсия по экспозиции «Русский стиль. От историзма к модерну»: сборная группа до 20 человек — 300 руб./чел.

Кроме экскурсий музей предлагает широкий выбор абонементов, музейных занятий и квестов.

Солнечный, теплый...
Взяв его в руки ощущаешь, накопленную за века, силу и энергию.
А если чуть-чуть потереть пальцами или между ладонями - то можно ощутить ели уловимый аромат древнего соснового леса.
Ведь камень, о котором пойдет речь - затвердевшая живица древнейших хвойных деревьев верхнемелового и палеогенового периодов.

Янтарь (Amber), а речь пойдет именно о нем, использовался человеком с глубокой древности. Установлено, что янтарь был известен верхнепалеолитическому человеку: куски янтаря обнаружены внутри жилища этого времени в Межиричи (Украина). На Восточном побережье Балтийского моря известны исторические центры добычи и обработки янтаря эпохи неолита: район Куршской косы и Паланги в Литве и Сарнате в Западной Латвии.
В виде украшений янтарь был в ходу и в Древней Руси. Находили археологи его в Новгороде, на Рязанской земле. По мнению ряда исследователей янтарь поступал в качестве сырья из Приднепровья и Прибалтики. Часть попавшего посредством торговли в Новогород янтаря шла как поделочный материал на нужды самих новгродцев, а часть шла на продажу в Среднюю Азию и на Восток.

Янтарь - это смола древних деревьев Pinus suссinifera (Сосна янтароносная), которые на сегодняшний день сохранились только в Новой Зеландии и в национальном парке Калифорнии.
Классический цвет янтаря - желтый, камень прозрачный или полупрозрачный. Цвет варьирует от очень светлого желтого до насыщенного желтого, он может быть оранжево-желтым, коричнево - желтым, медовым, коричневым, встречаются черные и зеленоватые образцы. Бело - желтоватый непрозрачный янтарь тоже встречается часто - такую окраску ему придают мельчайшие пузырьки воздуха, попавшие в смолу при её образовании. Специалисты - оценщики насчитывают около 350 разновидностей этого камня.

14 марта во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась интерактивно-познавательная выставка -

Выставка, которая продлится до пятого декабря, раскрывает невероятные секреты происхождения, добычи, истории и полезных свойств загадочного солнечного камня. Особенностью выставки является полное интерактивное погружение в мир необычного минерала, история которого насчитывает более 75 миллионов лет.
Прогулка по залам выставочного пространства начинается в древних лесах доисторической эпохи, где и зарождалась солнечная смола. Здесь можно познакомиться с уникальным экспонатом, на котором виден настоящий отпечатком лапы динозавра.
Здесь же можно увидеть потрясающие по красоте и научной ценности, застывшие в камне насекомых Юрского периода.

На выставке представлены основные вехи истории янтаря: начиная с эпохи палеолита, когда именно из этого камня было изготовлено первое в мире ювелирное украшение, затем к янтарным изделиям древнего Египта, Греции, Рима, и шедеврам средних веков Европы и Китая.

В экспозиции можно увидеть совершенно уникальные и необыкновенные предметы ювелирного искусства, выполненные из янтаря.

Выставка, открытая в Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, совместный проект с "Музеем Янтаря".

В интерактивной части экспозиции посетителям представится удивительная возможность самим добыть свой кусочек солнечного камня, возрастом от 40 до 60 миллионов лет, а также
увлекательный мастер-класс от ведущих мастеров по обработке древней окаменевшей смолы, с возможностью самостоятельно обработать кусочек этого волшебного дара солнца и времени.

За увлекательный рассказ об этом удивительном камне, о его свойствах и секретах работы с ним большое спасибо Михаилу Авиденкову.

Кстати, он поделился с нами секретом, как отличить натуральный янтарь от подделки.
Ведь ни для кого не секрет, что в наше время технического прогресса подделка дело несложное, да и нехитрое.
Однако, необходимо понимать различие между подделкой и глубокой переработкой янтаря с применением инновационных технологий. Добросовестные переработчики не скрывают происхождения камня и способа его обработки (переработки), в отличие от мошенников, выдающих изделия из отходов производства за высококачественный натуральный янтарь.
Существует так называемый прессованный янтарь, который изготавливается из 100 % натурального сырья, имитации и фальсификации янтаря - из материалов имеющих минимальное содержание янтарного сырья или без него. В имитацию янтаря из эпоксидной смолы, которые имеет большое распространение, нередко даже вводят какое-нибудь «ископаемое» насекомое.
К тому же, в настоящее время существует множество пластмасс, которые очень хорошо воспроизводят основные свойства натурального янтаря.
Так вот, что бы отличить натуральный янтарь от подделки. достаточно поместить его в лучи ультрафиолета. Солнечный камень начинает светиться изнутри. Думаю вы догадались, какое изделие является подделкой.

Открытием для меня стало существование зеленого янтаря. Обработанный и отшлифованный, он напомнил мне Green Gold. Камень, с которым я впервые познакомилась в Бразилии. Копал обладает той же природой, что и янтарь, но, в отличие от закаленного и окаменелого янтаря, представляет собой намного более молодой образец древесной смолы (до 250 лет). Копал является незрелым образцом древесной смолы по сравнению с янтарем. В Колумбии находятся крупные месторождения копала, нередко продаваемого под видом янтаря - экспертиза установила, что тамошним образцам меньше 250 лет - ничтожный возраст по сравнению с подлинным древним минералом. Если при покупке минерала вы видите Колумбию как поставщика - можете быть уверены, что перед вами копал.

"Время есть всё время... Оно неизменно. Его нельзя ни объяснить, ни предугадать. Оно просто есть. Рассмотрите его миг за мигом - и вы поймете, что мы просто насекомые в янтаре".
Курт Воннегут

Уникальная экспозиция приурочена к году Камня, проходящему в 2018 году в Музее
Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в рамках программы «Достояние России. Традиции для будущего».
Обязательно идите на выставку семьей, с детьми.
Удивительные открытия гарантированы.

Расположенный в комплексе зданий, являющихся архитектурным памятником конца XVIII века, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства открыл свои двери в июле 1981 года. Здание, занимаемое музеем, имеет богатую историю и в народе называется «Дом Остермана».

Изначально усадьба принадлежала семье дворян, а позже перешла по наследству в пользование графу Остерману, по указу которого здание и было перестроено в его современный вид. После пожара в 1812 году усадьба сильно пострадала и восстановлена она была лишь в 1834, когда ее занимала Московская Духовная семинария. Основные изменения, касаемо конструкции здания, произошли в период с 1840 по 1855 года. В этот промежуток усадьба заметно расширилась и даже получила двухэтажную пристройку по проекту П.Е. Баева.

После Великой Отечественной войны, здание нынешнего музея долгое время занимали Президиум и Совет Министров РСФСР. Кроме того, на территории усадьбы не раз оставались приезжие делегаты, откуда и пошло название улицы. Здание музея декоративно-прикладного и народного искусства не раз посещали известные личности.

С 1981 года здание усадьбы занимает Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Его экспозиция представлена в нескольких отдельных залах, каждый из которых посвящен своему виду декоративно-прикладного искусства. Так, в фондах музея представлены изделия из камня, стекла, металла, керамики, а также коллекция редких книг и миниатюр из кости.


Режим работы:

  • понедельник, среда, пятница, воскрсенье — с 10.00 до 18.00;
  • четверг — с 10.00 до 21.00;
  • суббота — с 12.00 до 20.00;
  • вторник — выходной.

Стоимость билетов:

  • взрослым — 250 рублей;
  • студентам, пенсионерам — 130 рублей;
  • дети до 16 лет — бесплатно.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

Всеросси́йский музе́й декорати́вно-прикладно́го и наро́дного иску́сства (ВМДПНИ) - музей декоративно-прикладного искусства , основанный в 1981 году. Расположен в дворцовом комплексе XVIII века , построенном графом Иваном Остерманом . По состоянию на 2018-й, музейная коллекция состоит из более чем 120 тысяч предметов и включает в себя изделия из художественного металла, камня, стекла и ткани .

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Здание музея, 2012 год
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771610656980005 (ЕГРОКН)
объект № 7735748000 (БД Викигида)
Дата основания 1981
Адрес Россия , Москва , Делегатская улица , 3
Директор Елена Титова
Сайт Официальный сайт
Медиафайлы на Викискладе

История

Здание

Музей расположен в дворцовом комплексе XVIII века, построенном по указу государственного деятеля Ивана Остермана в 1782-1787 годах в стиле русский классицизм . С 1834 по 1918 год в помещениях дворца находилась Московская духовная семинария . После революции 1917 года здания были национализированы , а главный корпус и примыкающие флигели использовались для собрания губернских советов . После Великой Отечественной войны в дворцовом комплексе размещались рабочие помещения Президиума Верховного Совета и Совета Министров РСФСР .

Основание и работа музея

В 1979 году закончилось строительство правительственного комплекса на Краснопресненской набережной , куда переехали Президиум Верховного Совета и Совет министров РСФСР. В освободившихся помещениях в доме графа Остермана было решено создать Музей декоративного-прикладного и народного искусства. В течение короткого срока внутренние помещения перестроили для размещения в здании запасников и коллекций музея, организовали приём и хранение документов, выработали систему внутренней документации. Одним из первых работников стал военный строитель Александр Митрофанов, занимавшийся ремонтом и перестройкой зданий. Первым директором назначили художника по стеклу и бывшего административного работника Союза художников Антонину Степанову. Также были наняты научные сотрудники: З. А. Малаева, Л. Л. Пирогова, И. М. Денисова, О. М. Поляшова, С. С. Морозова. Дизайнером экспозиции стал художник Г. Г. Курочкин . Открытие первой экспозиции состоялось в 1981-м, спустя шесть месяцев после основания . С момента создания при музее функционируют научно-методический центр и реставрационные лаборатории .

С 1996 по 2015 год на первом этаже здания располагался Музей современной истории России . Из-за занимаемой им площади Музей декоративно-прикладного искусства был лишён большей части экспозиционного пространства. На освободившейся в 2016 году площади открыли расширенную экспозицию «Декоративно-прикладное искусство XVIII-XIX веков», включающую экспонаты из запасников: осветительные приборы из стекла и хрусталя, интерьерные изделия из фарфора и бронзы конца XVIII-XIX веков, образцы русской дворцовой мебели XVIII-XIX веков , среди которых особый интерес представляют каминные часы «Минин и Пожарский », изготовленные парижским бронзовщиком Пьером-Филиппом Томиром и воспроизводящие в интерьерном формате памятник Ивана Мартоса , стоящий на Красной площади .

В 1999 году в состав музея вошёл Музей народного искусства имени Сергея Морозова , в середине 1990-х пришедший в упадок из-за потери государственного финансирования .

Начиная с 2000-х музей неоднократно сталкивался с попыткой выселения. В 2005 году по инициативе политолога Павла Бородина рассматривалось предложение о размещении в здании аппарата союзного государства России и Беларуси , однако благодаря поддержке Министерства культуры музею удалось сохранить здание за собой . Государственный деятель Герман Греф также высказывал предложения о размещении в главном корпусе Общественной палаты .

В октябре 2017 года в залах второго этажа открылась выставка «Русский стиль. От историзма к модерну », охватывающая период с конца XIX до начала XX века .

Экспозиция

Формирование

По состоянию на 2018 год, экспозиция музея насчитывает более 120 тысяч экспонатов. Основу коллекции составили предметы из Музея кустарных изделий, Музея народного искусства имени Сергея Морозова, а также материалы НИИ художественной промышленности и Союза художников СССР . Также в музей вошли произведения, переданные министерством культуры РСФСР, Государственным историческим музеем , выделившим более тысячи предметов XVII -XIX веков, а также музеем «Кусково », который отдал работы советских художников по фарфору. Деньги на дальнейшие закупки экспонатов выделялись из государственного бюджета. Часть коллекции музей получил из научных экспедиций работников в Архангельскую , Вологодскую , Нижегородскую , Магаданскую области, а также на Дальний Восток и в Якутию . Экспозиция построена по тематическому принципу: в каждом зале представлены предметы из определённого материала .

Коллекция

Изделия из камня и металла

В коллекцию музея входят более 13 тысяч предметов, выполненных из камня и художественного металла. Прикладное искусство начало развиваться на территории России в XI веке , когда мастера Киева , Новгорода , Чернигова , Смоленска , Владимира и Рязани начали украшать оружия и изделия из золота и серебра финифтью и драгоценными камнями. Начиная с XV века производство металла сильно возросло - каменные и металлические основания стали использоваться в большинстве изделий. В экспозицию музея входят светцы , сундуки с металлической оковой XVII века, братины , потиры , блюда с чеканными изображениями царской семьи , работы из художественного металла с Урала , из Москвы, Подмосковья , Нижнего Новгорода и других городов. В зале также экспонируются произведения советского и постсоветского периодов .

Изделия из дерева

Начиная с XI века резьба по дереву стала одним из главных украшений домов, общественных зданий, а также крупных и речных судов. В музее представлены элементы крестьянского декора: карнизы, фризы , колонки с капителями в самобытной трактовке, а также оконные и светолочные наличники . Фрагменты домовых росписей попали в музей из коллекции Л. А. Кожевниковой и И. П. Работновой, сформировавших собрание предметов в ходе экспедиций в 1950-1960-е годы. В этом зале также хранятся игрушки и бытовая утварь, выполненная в стилистике деревянного быта. В витринах можно увидеть коллекцию инструментов, выполненных в стиле хохлома , а также изделия резьбы по дереву, выполненные мастерами Якутии, Тобольска , Чукотки , а с XVIII века - и Москвы, Вологды , Великого Устюга , Новгорода и Сольвычегодска . В 2014 году в музее открылась новая постоянная экспозиция предметов лаковых миниатюр .

Изделия из керамики

Коллекция керамики является одной из крупнейших в музее и насчитывает более 12 тысяч единиц хранения. В залах представлены все виды керамических изделий, начиная с гончарных и заканчивая фарфоровыми. В отдельной витрине хранятся предметы отечественной майолики , в том числе из-под города Гжель , а также изделия с Императорского фарфорового завода XIX века и завода Гарднера в Вербилках . Среди ценных экспонатов в музее представлены сервизы царской семьи «Кабинетский», «Георгиевский», «Андреевский» и «Владимирский», скульптуры Жана Доминика Рашетта , предметы из мануфактур Тереховых и Поскочина, керамика из мастерских Абрамцево и Талашкино , скульптура Николая Андреева «Тульская крестьянка», выполненная в 1910 году в мастерской Строгановского училища , а также керамические работы таких мастеров, как Исидор Фрих-Хар , Илья Слоним , Иван Ефимов , Владимир Фаворский , Изабелла Агаян , Сергей Орлов .

Изделия из стекла

История изготовления стекла в России берёт своё начало с -XI веков, а с XVII века стеклоделие перешло на промышленную ступень развития. В XIX и XX веках производство стало одной из ведущих отраслей России - уже в 1913 году количество заводов достигло трёхсот. Коллекция музея содержит редкое собрание императорских кубков с выгравированными именами членов семьи, вазы, хрустальные предметы XIX века с национальными образами и сценами из победы над Наполеоном , произведения 1860-1890-х годов в русском стиле , а также современное художественное стекло .

Ткани

В музее представлены разные техники ткачества, популярные в XV-XXI веках: традиционные костюмы, вышивка, кружевоплетение, ковроткачество, вязание, авторский текстиль. Большинство предметов было получено из частных коллекций исследователя прикладного искусства Николая Соболева и знатока живописи Н. В. Руднева. С передачей в 1999 году коллекции Музея народного искусства в экспозиции появилась крестьянская вышивка XVIII века. В отдельном зале представлены народные костюмы российский губерний и современных федераций .

Как научно исследовательский центр музей уделяет внимание рассказу о способах изготовления предметов декоративно-прикладного искусства. Так, в экспозицию входят эскизы к фарфору и фарфоровой пластике Ленинградского фарфорового завода, Дмитровского фарфорового завода, Волховских , Дулёвых и Конаковских мануфактур. В отдельной витрине представлены работы ведущих художников: В. Воробьевского, И. Разнича, В. Городецкого, коллекция набросок С. Милютина и эскизы для стеклянных форм Бориса Смирнова .

Примечания

  1. , с. 547-558.
  2. Владимир Гуляев. В старинной московской усадьбе (неопр.) . Наше Наследие. Дата обращения 2018-07-2018.

All-Russia Museum of Decorative Applied and Folk Art

Музей основан в 1981 г. и размещен в городской усадьбе графов Остерманов-Толстых. Архитектурный комплекс сложился в XVII-XIX вв. Основу коллекции составили материалы, переданные предприятиями художественной промышленности и народных художественных промыслов.

Реликвии

Коллекция художественных тканей Н.Л. Шабельской; собрания художественных лаков, самоваров, резных изделий из кости.

Коллекция

Коллекция музея охватывает период с XVI в. до 1990-х гг. и включает свыше 107 тыс. единиц хранения основного фонда. В их числе изделия народных художественных промыслов России XVII-XX вв.: резьба и роспись по дереву, деревянная и глиняная игрушка, фарфор Гжели, подносы Жостова и Урала, лаковая миниатюра, самовары, каслинское литье, изделия из кости и камня, кружево, ткачество; художественный фарфор; художественный металл; русская народная игрушка; русская вышивка и ткани; головные уборы. Произведения декоративно-прикладного искусства народов России: якутская и чукотская резьба по кости; тувинская резьба по камню; мордовская, марийская, чувашская вышивка; ювелирные изделия из Бурятии и Дагестана. Произведения современных художников декоративно-прикладного и народного искусства. Личные фонды исследователей народного искусства (B.C. Воронова, В.М. Василенко, И.А. Крюковой и др.). Научная библиотека, включающая много редких изданий.

Экспозиция

«История русского декоративно-прикладного и народного искусства XVII-XX вв.». Залы личных собраний (коллекции русского фарфора М. Мироновой и А. Менакера, самоваров Г.А. Кубрякова).

Экскурсии

Проводятся обзорные и тематические экскурсии, посвященные истории русского декоративного искусства, народных художественных промыслов и ремесел. В музее проходят фестивали детского народного творчества «Мастера», заседания «Клуба искусствоведов».

Адрес:

ул. Делегатская, 3. Тел.: 921-01-39, 923-77-25, 923-17-41. Время работы: ежедневно с 10 до 18 ч, во вторник и четверг - с 12 ч 30 мин до 20 ч, кроме последнего четверга месяца. Выходной - пятница.
Проезд: М. «Сухаревская», «Маяковская», трол. 10, «Б», до ост. «Театр кукол Сергея Образцова».