Мировая цивилизация кратко. Древние цивилизации, тайны которых до сих пор не разгаданы. Цивилизация долины Инда

26.06.2020

На заре человечества южную часть Месопотамии, которую в классическую эпоху называли Вавилонией, заселяла самая первая цивилизация на Земле. Ныне это территория современного Ирака, простирающаяся от Багдада до Персидского залива, площадью в общей сложности около 26 тыс. кв. км.

Место отличается очень сухим и жарким климатом с выжженными и выветренными, низкоплодородными почвами. Речная равнина, лишенная камней и минералов, болота, затянутые тростником, полное отсутствие древесины - именно такой была эта земля более трех тысяч лет тому назад. Но народ, заселявший эту территорию и известный всему миру как шумеры, был наделен решительным и предприимчивым нравом, незаурядным умом. Он превратил безжизненную равнину в цветущий сад и создал то, что впоследствии назовут не иначе как "первая цивилизация на Земле".

Происхождение шумеров

Достоверных сведений о происхождении шумеров нет. До настоящего времени ученым-историкам и археологам сложно сказать, были ли они коренными жителями Месопотамии или пришли на эти земли извне. Второй вариант рассматривается как наиболее вероятный. Предположительно представители пришли со стороны гор Загроса, или даже Индостана. Сами шумеры о своем происхождении ничего не писали. В 1964 году впервые было высказано предложение о рассмотрении данного вопроса с различных аспектов: лингвистического, расового, этнического. После этого поиски истины окончательно углубились в языковедение, в выяснение генетических связей шумерского языка, считаемого в настоящее время изолированным.

Шумеры, которыми была основана первая цивилизация на Земле, сами себя так никогда не называли. По сути, это слово обозначает территорию, юг Месопотамии, на Шумеры же звали себя «черноголовыми».

Язык шумеров

Лингвисты определяют шумерский язык как агглютинативный. Это обозначает, что образование форм и производных идет путем добавления однозначных аффиксов. Язык шумеров состоял в основном из односложных слов, поэтому сложно даже представить сколько их было, - одинаково звучащих, но отличающихся по смыслу. В древних источниках, по подсчетам ученых, их около трех тысяч. При этом больше 100 слов употребляется всего по 1-2 раза, а наиболее часто используемых всего 23.

Как уже было сказано, одна из главных особенностей языка - обилие омонимов. Скорее всего, существовала богатая система тонов и ларингальных звуков, который в графике глиняных табличек прочесть сложно. Кроме того, первая цивилизация на Земле имела два диалекта. Литературный язык (эме-гир) использовался наиболее широко, а жрецы говорили на тайном наречии (эме-саль), доставшемся от предков и, скорее всего, не тоновом.

Шумерский язык был посредником и использовался на всей территории южной Месопотамии. Поэтому его носитель не обязательно являлся этническим представителем этого древнего народа.

Письменность

Вопрос о создании шумерами письменности остается спорным. Однако факт заключается в том, что они ее совершенствовали и трансформировали в клинопись. Они очень ценили искусство письма и относят его появление к самому началу создания своей цивилизации. Вполне вероятно, что на заре истории письменности использовалась не глина, а другой, более легко разрушающийся материал. Поэтому много информации утеряно.

Самая первая цивилизация на земле до нашей эры, если быть беспристрастным, создала свою собственную систему письма. Процесс был длительным и сложным. Изображенная древним художником газель - это искусство или послание? Если он сделал это на камне, в тех местах, где много животных, то это будет полноправным сообщением для его товарищей. Оно говорит: «Здесь много газелей», а значит, будет хорошая охота. Сообщение вполне могло включать несколько рисунков. Например, стоит добавить льва, и уже звучит предупреждение: «Здесь много газелей, но есть опасность». Данный исторический этап считают первой ступенью на пути к созданию письменности. Постепенно рисунки трансформировались, упрощались и стали носить схематический характер. На картинке вы видите, как происходило это превращение. Люди заметили, что на глине легче делать оттиски тростниковой палочкой, а не рисовать. Исчезли все закругления.

Древние шумеры - первая цивилизация на земле, которая обрела свою состояла из нескольких сотен знаков, причем наиболее употребляемыми были 300. Большинство из них имело несколько схожих значений. Клинопись использовалась в Месопотамии почти 3000 лет.

Религия народа

Работу пантеона шумерских богов можно сравнить с ассамблеей, во главе которой находился верховный «царь». Такое собрание делилось далее на группы. Основная из них известна под именем «Великие Боги» и состояла из 50 божеств. Именно она, по представлениям шумеров, вершила судьбы людей.

Согласно мифологии был создан из глины, замешанной на крови богов. Вселенная состояла из двух миров (верхнего и нижнего), разделенных землей. Интересно, что уже в те времена у шумеров существовал миф о всемирном потопе. Кроме того, до нас дошла поэма, повествующая о сотворении мира, отдельные эпизоды которой очень тесно пересекаются с главной христианской святыней - Библией. К примеру, последовательность событий, в частности, сотворение на шестой день человека. Ведутся горячие споры о подобной связи языческой религии и христианства.

Культура

Шумерская культура является одной из самых интересных и ярких среди остальных народов, населявших Двуречье. К третьему тысячелетию она достигла своего расцвета. Люди жили в период активно занимались скотоводством и земледелием, рыболовством. Постепенно исключительно сельское хозяйство сменяло ремесленничество: развивалось гончарное, литейное, ткацкое и камнерезное производство.

Характерными особенностями архитектуры являются: возведение построек на искусственных насыпях, распределение вокруг внутреннего двора помещений, разделение стен вертикальными нишами и введение цвета. Два самых ярких памятника монументального строительства 4 тыс. до н. э. - храмы в Уруке.

Археологами найдено довольно много предметов искусства: скульптуры, остатки изображений на каменных стенах, сосуды, металлические изделия. Все они выполнены с большим мастерством. Чего стоит великолепный шлем из чистого золота (на фото)! Одно из интереснейших изобретений шумеров - печати. На них изображали людей, животных, сцены из быта.

Раннединастический период: 1 этап

Это время, когда подлинная клинопись уже была создана, - 2750-2600 годы до н. э. Для этого периода характерно существование большого количества городов-государств, центром которых было большое храмовое хозяйство. За их пределами существовали большесемейные общины. Основной производительный труд лежал на так называемых храмовых клиентах, которые были лишены права собственности. Уже существовала духовно-политическая верхушка общества - военный вождь и жрец и, соответственно, их ближайшее окружение.

Древний народ обладал незаурядным умом и определенным изобретательским талантом. В те далекие времена люди уже пришли к идее орошения, изучив возможность собирать и направлять в нужное русло илистые воды Евфрата и Тигра. Обогащая почву на полях и в садах органикой, они повысили ее урожайность. Но масштабные работы, как известно, требуют большой рабочей силы. Первая цивилизация на земле была знакома с рабством, более того, оно было узаконено.

Достоверно известно о существовании 14 шумерских городов в указанный период. Причем наиболее развитым, процветающим и культовым был Ниппур, где располагался храм главного бога - Энлиля.

Раннединастический период: 2 этап

Данный период (2600-2500 гг. до н. э.) характеризуется военными конфликтами. Столетие началось поражением правителя города Киш, что предположительно вызвало нашествие эламитов - жителей древнего государства на территории современного Ирана. На юге в военный союз объединился ряд городов-номов. Намечалась тенденция к централизации власти.

Раннединастический период: 3 этап

На третьем этапе раннединастического периода, спустя 500 лет после того момента, когда появилась первая цивилизация на Земле (по предположениям археологов), происходит рост и развитие городов-государств, а в обществе наблюдается расслоение, нарастание социальных противоречий. На этой почве обостряется борьба правителей номов за власть. Один военный конфликт сменялся другим в погоне за гегемонией одного города над всеми. В одном из древнешумерских эпосов, датируемым 2600 г. до н. э., говорится об объединении Шумера под властью Гильгамеша - царя Урука. Спустя еще двести лет большая часть государства была завоевана царем Аккада.

Набиравшая силу Вавилонская империя поглотила Шумер к середине второго тысячелетия до н. э., а шумерский язык утратил статус разговорного еще раньше. Однако еще в течение нескольких тысячелетий он сохранялся в качестве литературного. Это приблизительное время, когда цивилизация шумеров перестала существовать в качестве политической целостной формации.

Очень часто можно встретить информацию о том, что мифическая Атлантида - это первая цивилизация на земле. Атланты, населявшие ее, являются предками современных людей. Однако большая часть научного мира называет этот факт не более чем выдумкой, красивой историей. Действительно, с каждым годом информация о загадочном материке обрастает новыми подробностями, но при этом не имеет какого-либо исторического подкрепления фактами или археологическими раскопками.

В связи с этим все чаще звучит мнение о том, что первая цивилизация на земле возникла в четвертом тысячелетии до нашей эры, и это были шумеры.

Введение

История конца ХIХ - начало ХХI веков ознаменовалась масштабными и динамичными изменениями, затронувшими все сферы жизни общества в большинстве стран мира. Для лидеров мирового развития (страны Северной Америки и Европы) это время стало завершением процесса модернизации, для других государств - эпохой её начала. Модернизация - один из важнейших этапов в развитии человечества. Она означает переход от традиционного общества к обществу индустриальному, базой которого являются рыночная экономика, развитая промышленность и демократическое политическое устройство, включающие парламентаризм, гражданские свободы, разделение властей.

Современная мировая цивилизация: пути развития

Социально-экономические и социокультурные процессы, протекавшие в XX веке, привели к тому, что человечество к концу второго тысячелетия вступило в качественно новый этап своего развития. Радикальные изменения в жизни людей не растягиваются, как раньше, на столетие, а протекают в течении десятилетий, а то и нескольких лет. Масштабы этих изменений приобрели глобальный размах, на планете уже нет уголков, где не ощущались бы последствия научно-технического прогресса, воздействие на некоторые не оказала бы массовая культура. Изменения коснулись всех сторон жизни человека. Все это позволяет утверждать, что индивидуальная цивилизация, возникшая в Европе в конце XVIII в. И впоследствии охватившая весь мир, уступает место новой, условно называемой постиндустриальной, информационно цивилизации. Мир в начале третьего тысячелетия не стал воплощением мечты писателей-фантастов прошлых эпох об обществе без нищеты, голода и воин, когда все народы, отменив границы, станут жить в братском единстве. Не осуществились и другие предложения, например, об открытых неисчерпаемых источников энергии, создании разумных машин, переселение людей на планеты Солнечной системы. В то же время не оправдались пессимистические прогнозы о гибели человечества в огне новой мировой войны, чудовищном перенаселении, глобальных катастроф. Индустриальный Запад сумел сохранить лидирующие позиции в мире в течении всего XX столетия. Попытки Советского Союза вступили в конкуренцию с Западом, осуществляя свой вариант модернизации, основанной на коммунистической идеологии, не увенчалась успехом. В конце XX века в большинстве стран мира утвердился принцип демократии рыночной экономики. Социалистическая модель сохранилась нетронутой лишь на Кубе и в Северной Корее. В то же время в начале 21 века наметилось снижение темпов роста экономики Запада. Лидерами по темпу роста оказались развивающиеся страны, в первую очередь Китай, Индия, Бразилия. Экономический рост США замедлился. В 2008 году здесь разразился масштабный экономический кризис, вскоре охвативший все страны мира. Россия встретила рубеж веков подъемом экономики - впервые за годы реформ наметился ее реальный рост. Увеличение валового внутреннего продукта в 2007 году составило 8, 1 %. Наиболее активно прогрессировали отрасли, главной статьей экспорта которой являются нефть, газ и другие сырьевые товары. Поэтому мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, отрицательно сказался на экономическом развитии страны. В условиях значительных колебаний цен на энергоносители на мировых рынках Россию не может удовлетворить роль исключительно поставщика сырья. Руководством страны поставлена задача повысить конкурентоспособность продукции отечественной промышленности, как на внутреннем, так и на внешним рынке в первую очередь за счет развития передовых, инновационных технологий. Задача укрепления положения страны в системе международного разделения труда служит ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). К концу второго тысячелетия на карте мира не осталось крупных колониальных владений, число независимых государств приблизилось в двумстам. Модернизация за пределами Европы и Северной Америки в 20 веке протекала противоречиво. Некоторые страны Азии и Латинской Америки добились значительных успехов в освоении достижений западной цивилизации, а кое в чем превзошли своих "учителей". Но важной чертой модернизации в этих странах сохранение местных национальных традиций и культуры, успешно противостоящих натиску вестернизации. С другой стороны народы стран Азии и Африки продолжают жить в бедности. Им так и не удалось создать развитую и эффективную экономику. Поэтому они занимают маргинальное положение в мировой экономике и политике, все больше отставая от развитых стран. Тем не менее разнообразие и противоречивость современного мира уже не является препятствием для глобального сотрудничества. Экономические процессы в различных регионах планеты столь взаимосвязаны, что в известном мире можно говорить о единой мировой экономике.

ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН»

Кафедра философии

Реферат на тему:

«Возможно ли существование глобальной цивилизации и глобальной культуры»

Выполнил: Хасанов Э.Д.

Проверила: Казарова Т.В.

Введение.

Понятия культуры и цивилизации.

Общее понятие «глобальной цивилизации».

Западная и Восточная цивилизации, а так же их роль в формировании «глобальной цивилизации».

«Глобальная цивилизация».

«Глобальная культура».

Выводы.

Источники.

Введение .

Мы живём в эпоху глобализации, которая представляет собой процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (таких как экономические и политические связи, культурный и информационный обмен) на социальную действительность в отдельных странах.

В этом процессе есть как положительные, так и отрицательные стороны, однако в моей работе речь пойдёт не о самой глобализации, а о том, что вытекает из неё. А именно я попытаюсь раскрыть тему о, так называемой, «глобальной цивилизации» и «глобальной культуре».

Исходя из того, что в наше время многие страны и народы (зачастую многонациональные) находятся в тесном контакте и взаимодействии друг с другом, можно предположить, что помимо налаживания различных экономических, политических и прочих связей, между этими странами идёт определённый обмен культурными особенностями (особенностями цивилизационного характера, если угодно). На основе этого можно сделать вывод, что мы имеем предпосылки для формирования той самой «глобальной цивилизации». Но обо всё по порядку…

Понятия культуры и цивилизации .

Прежде чем говорить о понятиях «глобальной цивилизации» и «глобальной культуры», следует пояснить, что собой представляют эти понятия.

Итак, у понятия «культура» имеется две основных трактовки: классическая и постклассическая.

В классическом понимании культура представляет собой совокупный результат материальной и духовной деятельности человека, благодаря которой воспроизводится его сущность.

В постклассической культура имеет следующие значение, это система сверхбиологических программ поведения и деятельности, в которой определяется образ жизни общества.

Как мы видим, трактовки совершенно различны, однако у понятия «цивилизации» их гораздо больше и многие из них противоречивы:

  1. Цивилизация в понимании просвятителей.

«Цивилизация – это высшая ступень исторического развития общества, которая характеризуется господством знаков и их властью, также равноправием граждан и свободой личности, гуманизмом и соблюдением прав человека».

    Цивилизация в понимании историков.

«Цивилизация – это этап развития общества, который следует за первобытностью. Её характеризуют такие признаки, как наличия государства, существование городов, разделение труда, производящее хозяйство и т.д.».

    Цивилизация по А.Тойнби.

«Цивилизация – это сообщество, образуемое на основе единой системы ценностей с характерными чертами хозяйства, политической организации и культуры».

Культура (по Тойнби) являлась условием возникновения цивилизации.

    Цивилизация по О.Шпенглеру.

«Цивилизация – это последний этап в истории народа, свидетельствующий о том, что культура народа мертва».

Шпенглер считал, что цивилизация являлась концом всему, абсолютной гибелью народа. Его мнение кардинально отличалось от прочих, но, как и другие, имело место быть.

Из такого огромного разнообразия трактовок учёным-культурологам, да и не только им, следовало выбрать то, что более прочих бы подходило для понимания. В итоге они остановились на исторической трактовке, сочтя её наиболее приемлемой.

Ну а теперь вернёмся к главному вопросу. Поговорим сначала о «глобальной цивилизации».

Общее понятие « глобальной цивилизации ».

Сложно не заметить, что между государствами, населениями, составляющими эти государства, уже существует определённая связь. Так, к примеру, английский язык уже стал универсальным языком общения. Можно сказать, что если вы заговорите по - английски в любом уголке земного шара, то вас скорее всего поймут. Другой пример, глобальная сеть интернет, она объединяет весь мир, это универсальное средство коммуникации.

Глобализация является предвестником формирования глобальной цивилизации. Внешнюю (материальную) оболочку нарождающейся глобальной цивилизации представляет собой мировая экономика, а ее внутреннее (духовное) ядро – система общечеловеческих ценностей.

В некоторых научных источниках «глобальную цивилизацию» понимают следующим образом: «Глобальная цивилизация - современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации».

Таким образом, современное человечество вступает в новый этап интернационализации, которая представляет собой объединение в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:
1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;
4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Западная и Восточная цивилизации , а так же их роль в формировании « глобальной цивилизации ».

В Хартии Земли, принятой ООН, говорится о таком понятии, как устойчивое развитие, в котором речь идёт об объединении всего человечества, как единой «социокультурной семьи». Эта «семья» видит мир, как целостную систему, где все её компоненты: экология, безопасность, производство, потребление и многое другое, - являются общими. А все решения, принимаемые на счёт той или иной части этой системы, должны быть согласованны и нести в себе положительный характер для всего человечества.

Концепция устойчивого развития, рассматриваемая, как духовная программа объединенного человечества, задает новое социокультурное направление, качественно отличающиеся от нынешней природопокорительской («завоевательной») технократической стратегии. Это направление будет определяться диалогом культур Востока и Запада. То, что мы сегодня называем Востоком, представляет собой единую массу твердой суши: Россия, Китай, Индия – громадный кусок Суши, «Срединная Земля», как ее называл великий английский географ сэр Хэлфорд Макиндер. То, что мы именуем сегодня Западом, является одним из мировых океанов, полушарием, в котором расположены Атлантический и Тихий Океаны.

Противостояние морского и континентального миров – вот та глобальная истина, которая лежит в основе объяснения цивилизационного дуализма, постоянно порождающего планетарное напряжение и стимулирующего весь процесс истории. Следует отметить, что ни одна из вышеназванных цивилизационных моделей (ни западная, ни восточная) сама по себе не может стать основополагающим стержнем духа глобальной цивилизации. Каждая из них содержит такие элементы культуры, которые неблагоприятны для устойчивого человеческого развития. Это эгоизм человеческого рода по отношению к природе, характерный для западной цивилизации; это отчуждение человека в восточной культуре.

Духовное пространство глобальной цивилизации формируется на новом уровне интегрального синтеза, превосходящем существующие формы цивилизационного развития. «Глобальный мир, – пишет И.А. Василенко, – необходимо созидать в диалоге цивилизаций как общее пространство многогранной духовности – всегда открытое и вечно совершенствующееся в процессе понимания другого».

Китайский философ Чжан Шаохуа полагает, что в нашей современной жизни уже присутствует эмбрион духа глобальной цивилизации. Его образуют философские идеи:

а) единства всех вещей;

б) единства всего человечества;

в) единство Неба и человека.

« Глобальная цивилизация ».

Если все существовавшие до сих пор цивилизации носили региональный характер, то глобальная цивилизация является общечеловеческой цивилизацией. Она выражает, с одной стороны, единство биологической природы всех людей, с другой – социокультурную целостность человечества. Идея глобальной цивилизации исходит из того, что человек и человечество внутренне едины, что они представляют собой взаимоотражения друг друга. Лишь то, что является необходимым для развития индивидуальной природы человека, представляет ценность для человечества в целом, и наоборот.

Глобальная цивилизация, с одной стороны, вводит индивида в сферу человеческого «рода», с другой – превращает силы «рода» в способности индивида. Подлинный смысл глобальной цивилизации состоит в том, что она гуманизирует (очеловечивает) процесс глобализации и глобализирует человеческую природу. Глобальная цивилизация делает ударение на глубинной природе человека, и в этом смысле она выступает как подлинно гуманистическая цивилизация.

До сих пор творческая природа человека была ограничена узкими рамками национальных традиций, религиозных ограничений и государственных границ. Лишь в последние несколько лет люди раскрыли творческий потенциал глобальной цивилизации. Развитие человека, независимо от национальной или религиозной принадлежности, сегодня становится главным приоритетом общества, стоящим выше любых родоплеменных и государственных интересов.

Как мы можем видеть, «глобальная цивилизация» далеко не вымысел, а абсолютно реальное явление, которое набирает свои обороты. Ну что же касается культуры, может ли она стать глобальной?

« Глобальная культура ».

Должен сказать, что мнений о «глобальной культуре» очень много: одни утверждают, что формирование единой культуры возможно и уже началось; другие, напротив, говорят, что это невозможно. По правде говоря, я придерживаюсь второй точки зрения, т.к. считаю, что нельзя создать такой культуры, которая была бы во всём идеальна и устраивала бы все народы и религии на Земле. Однако я не отрицаю и того, что вполне реально объединение общих идей, пронизывающих все мировые культуры, а уже на основе этих общих идей возможно построение некой межкультурной среды, которая бы объединяла все культуры в одну, но при этом не растворяла их индивидуальные особенности.

«Глобальная культура» - это довольно сложный вопрос, однозначного ответа на который нет. Из всего того, что мне удалось прочитать по теме, я могу сделать вывод, что становление одной общей культуры гораздо более проблематичный процесс, нежели формирование «глобальной цивилизации». А связано это с тем, что культуре свойственно большое разнообразие, т.к. каждый этнос или группа имеет свои особенности, на которых и строится их индивидуальная культура. Мне с трудом представляется возможность объединения всех мировых культур в одну, скорее получится некая «субстанция», где индивидуальные особенности просто перестанут существовать. Ведь в одной культуре существуют одни порядки, обычаи и традиции, которые в другой неприемлемы; этим различиям просто не удастся ужиться вместе, т.к. они будут противоречить друг другу.

Выводы.

Итак, что можно сказать в итоге. Думаю то, что такие вопросы, как «глобальная цивилизация» и «глобальная культура», действительно, актуальны на сегодняшний день. А учитывая то, что мы живём во времена глобализации, когда человечество всей планеты, медленно, но верно объединяется, мы невольно встаём перед фактом, что мы являемся участниками этого процесса. И то, каким будет итоговый результат, зависит от всех нас.

Да, «глобальная цивилизация» - это наше ближайшее будущее, т.к. предпосылок для её создания уже предостаточно. А вот о «глобальной культуре» можно ещё поспорить. Ведь нельзя же совместить эти два понятия, т.к. они определённо различаются. «Глобальная цивилизация» даст нам возможности, которые откроют двери на новый уровень экономических, политических, экологических и прочих материально-вещественных отношений. Однако она не сможет дать человеку духовной пищи в той степени, которая ему необходима. Конечно, если ограничить культурный кругозор человека, то ему и не понадобится больше того, что он имеет (что и происходит в данный момент во многих странах с людьми). Но если человек стремится к познанию и познанию глубокому, то ему просто необходимо иметь доступ к культурным ценностям, наследию и богатствам его и других народов. «Глобальная культура», если такова и появится, сможет дать человеку тот объём духовных знаний, который сможет обогатить его сполна и сделать из человека просвещённую духовную натуру, которая будет совмещать в себе десятки культур. Но может сложиться и так, что эта культура просто станет ненужной, потеряв все свои особенности, достоинства и недостатки. В такой культуре могут раствориться многие понятия, например, понятия добра и зла, любви и ненависти, радости и горя и многое другое. Ценности одной культуры будут тесниться с ценностями другой, а в итоге все они могут потерять свою ценность, став лишь простым упоминанием о нормах человеческого существования.культуры . На несоответствие между цивилизацией и культурой указал еще Ж. Ж. Руссо... многочисленных нитей культуры . На основе синтеза культур формируется единая, общепланетарная цивилизация с глобальной культурой , с единым...

  • Культура и цивилизация . Построение типологии культур и цивилизаций

    Реферат >> Культура и искусство

    Семь чудес света» и пр. Культура и цивилизация . Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг... «чисто хронологический смысл словам цивилизация и культура и увидел в них смену... станка. Современные СМИ, создав "глобальную деревню", создают и "нового...

  • Глобальные проблемы современности (21)

    Лекция >> Философия

    ... культуры , и окончательная победа техники в культуре , вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. В культуре ... связанная с ним «пристройка», называемая цивилизацией . Когда в списке глобальных катастроф, составленном знаменитым писателем...

  • Культура и теория цивилизаций

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Намечается различие между понятиями цивилизации и культуры . Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-механических элементов... и одно во всем; локальное равно глобальному . В качестве иллюстрации идеологии единства можно...

  • Историю человечества можно сравнить с биографией одной семьи - с течением времени одни домочадцы уходят, другие появляются на свет, и каждый проживает жизнь по-своему, оставляя те или иные воспоминания о себе. В случае с глобальной «семьёй» homo sapiens в роли её членов выступают целые цивилизации - некоторым из них удаётся просуществовать тысячи лет, а кое-кому не дано протянуть и нескольких веков, однако так или иначе, место погибшей цивилизации тут же занимает следующая - в этом великая справедливость и великий смысл Истории.

    1. Цивилизация ольмеков


    Ольмеки - одна из древнейших цивилизаций Центральной Америки, с выдающейся культурой и необычайно высоким для своего времени уровнем развития науки и технологий.

    «Визитной карточкой» ольмеков считаются гигантские скульптуры в виде голов, расположенные в современной Мексике. Расцвет ольмекского государства пришёлся на период между 1500-м и 400-м годами до нашей эры, по словам историков, этот народ достиг впечатляющих успехов в архитектуре, сельском хозяйстве, медицине, письменности и других отраслях знания. У ольмеков имелся довольно точный календарь и математическая система, в которой использовалась цифра «0», что можно считать настоящим прорывом.

    Просуществовав более тысячи лет, цивилизация ольмеков по невыясненным до сих пор причинам пришла в упадок, однако на её руинах возникли другие государства, такие как…

    2. Империя ацтеков


    © www.hdwallpapercorner.com

    «Золотым веком» ацтекской цивилизации считается период между 1428-м и 1521-м годами - в это время империя охватывала огромные территории, где проживало, по некоторым оценкам, около 5 млн человек, при этом население её столицы, Теночтитлана, располагавшейся на месте современного Мехико, составляло примерно 200 тыс.

    Ацтеки многое позаимствовали у цивилизации ольмеков, в том числе - религиозные верования, ритуальные игры, традиции человеческих жертвоприношений, язык, календарь и некоторые достижения науки и культуры. Империя ацтеков была одним из самых богатых и высокоразвитых государств доколумбовой Америки - достаточно упомянуть хотя бы о построенных ими сложнейших акведуках, предназначенных для орошения знаменитых плавучих садов.

    С изолированностью ацтекского государства от всего остального мира, а заодно и с самим государством, было покончено, когда отряду испанского конкистадора Эрнана Кортеса был разрешён въезд в Теночтитлан. Можно представить себе удивление испанцев, ожидавших встречи с «примитивными варварами» - их глазам предстал огромный богатый город с широкими улицами и потрясающе красивой архитектурой.

    Вероятно, жадность, зависть испанцев к богатству горожан, а также европейские заболевания и современное оружие конкистадоров и привели к уничтожению

    ацтекского государства и геноциду великого народа, а всего через несколько лет жертвой европейских захватчиков пала другая индейская цивилизация…

    3. Империя Инков


    Государство инков, занимавшее территорию современных Перу, Аргентины, Боливии, Чили, Колумбии и Эквадора, просуществовало более трёх веков - с начала XIII-го до конца XVI-го, когда в страну пришли конкистадоры под началом испанца Франсиско Писарро.

    Столица империи инков располагалась в горах, на месте современного города Куско. Благодаря необычайно высокому по тем временам уровню развития технологий инки сумели выстроить эффективную систему сельского хозяйства, превратив горные склоны в плодородные поля и разработав технологии их орошения. О высочайшем мастерстве инкских архитекторов свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени строения города Мачу-Пикчу и другие сооружения. На основе астрономических наблюдений и своей математической системы инки создали точный календарь, они разработали собственную письменность, достигли заметных успехов в медицине и других науках. Учёные до сих пор ломают голову, как народу, не обладавшему современными инструментами и приспособлениями, удавалось возводить архитектурные и инженерные шедевры.

    Знакомство с европейской цивилизацией стало для инков (как и для других коренных народов Американского континента) настоящей трагедией - большая часть населения была уничтожена европейскими болезнями, оружием конкистадоров и начавшимися междоусобицами различных племён, а их города были разграблены.

    Такова печальная участь некогда могущественной страны, размеры которой были сопоставимы с крупнейшими евроазиатскими государствами, например, тем, что мы называем…

    4. Персидская империя


    Персидская империя на протяжении нескольких веков входила в число основных игроков на мировой политической арене. Обладая выдающимися технологиями и знаниями, персы построили уникальную по своей разветвлённости и качеству сеть дорог, связывавшую самые развитые города империи, разработали не имевшую аналогов систему канализации, создали алфавит и цифры. Они первыми начали использовать ассимиляцию завоёванных народов вместо их истребления, стараясь сделать религиозные и культурные традиции иноземцев частью своей культуры, благодаря чему им удалось создать одно из самых больших и влиятельных государств на планете, такие примеры в истории человечества довольно редки и один из них…

    5. Македонская империя


    Своим существованием это государство, по большому счёту, обязано одному человеку - Александру Великому. Его империя охватывала часть современных Греции и Египта, территорию бывшей державы Ахеменидов и часть Индии. Александр сумел подчинить себе множество стран благодаря своему таланту полководца и высокому уровню подготовки войск. Не последнюю роль в создании империи сыграла также ассимиляция народов захваченных территорий - браки между солдатами македонского войска и представительницами местного населения.

    После смерти Александра Македонского империя просуществовала около трёх веков. В результате многочисленных конфликтов между наследниками легендарного завоевателя страна распалась и большая её часть вошла в состав другого великого государства, под названием…

    6. Римская империя


    Римская цивилизация зародилась в городах-государствах на территории современной Италии, главным из которых был, конечно, Рим. Империя формировалась под сильным влиянием греческой цивилизации - римляне позаимствовали у греков многие идеи государственного и общественного устройства, которые они сумели с успехом воплотить в жи

    знь, в результате чего на карте мира появилась одна из величайших в истории человечества империй. Под властью кесарей разрозненные области Италии объединились, а за счёт успехов римских военачальников молодое государство постепенно превратились в самую влиятельную империю мира, включавшую в себя современные Италию, Испанию, Грецию, Францию, значительные части Германии и Великобритании, области в Северной Африке (в том числе - Египет) и обширные территории на Ближнем Востоке.

    Победному шествию римлян по миру помешал развал империи на западную и восточную части. История Западной Римской империи закончилась в 476-м году, Восточная Римская империя, которую ещё называют Византийской, просуществовала почти на тысячу лет дольше - до 1453-го года.

    Единая Римская империя была одним из крупнейших государств за всю историю человечества, по величине её превосходили лишь некоторые гиганты, к примеру…

    7. Монгольская империя


    Государство, охватывавшее самую обширную в истории смежную территорию, появилось на свет по воле великого монгольского полководца, имя которого стало практически синонимом успешной завоевательной политики. История империи Чингисхана длилась чуть более полутора веков, с 1206-го года по 1368-й - за это время под властью первого великого хана и его преемников оказались территории современной России, Индии, Китая и некоторые страны Восточной Европы, в общей сложности площадь захваченных земель составляла около 33 млн км2. Военные успехи монголов объясняются, прежде всего, широким применением кавалерии - у их противников просто не было шанса справиться с бесчисленными ордами искусных всадников, появлявшихся будто ниоткуда и разбивавших пехоту в пух и прах.


    От продолжения завоевательной политики монголов удержала смерть великого хана Угэдэя, третьего сына Чингисхана. Кто знает - если бы не стечение обстоятельств, возможно, Западная Европа познакомилась бы со всеми «прелестями» монгольского нашествия. В ходе борьбы за власть нескольких монгольских политических лидеров, империя распалась на четыре государства - Золотую Орду, Ильханат на Ближнем Востоке, империю Юань в Китае и Чагатайский улус в Средней Азии.

    Стоит отметить, что монголы не были безмозглыми варварами, какими их часто пытаются представить в своих работах западные историки. На захваченных территориях они вводили довольно гуманные по отношению к коренному населению законы - например, строго запрещалось преследовать местных жителей за их религиозные убеждения. Столь прогрессивной внутренней политике стоило бы поучиться например, элите такого государства, как…

    8. Древний Египет


    Расположенное в долине реки Нил государство в разных формах существовало более 4 тыс лет. Истории египетской цивилизации посвящены бесчисленные исследования, тысячи книг, художественных и документальных кинофильмов, однако учёные продолжают спорить о технологиях и знаниях древних египтян, которые позволили им создать, например, знаменитые пирамиды Гизы и другие чудеса архитектурной мысли.

    Период расцвета Древнего Египта характеризуется высочайшим уровнем развития традиционной религии, египетского языка, медицины, архитектуры, сельскохозяйственных технологий, математики и различных видов искусств. Египет входит в тройку древнейших государств на планете, в их числе - Шумерская и

    Индская цивилизации, последняя также носит название…

    9. Хараппская цивилизация


    Индская цивилизация далеко не так известна, как Древний Египет, хотя оба государства сформировались примерное в одно время - в середине четвёртого тысячелетия до нашей эры. Период существования цивилизации, располагавшейся на территории современного Пакистана, охватывает более полутора тысяч лет.

    Одной из отличительных особенностей хараппской цивилизации можно считать мирную, созидательную политику властей, причём как внутреннюю, так и внешнюю.

    Пока правители других стран вели войны и запугивали собственных граждан, считая главным инструментом укрепления власти насилие, первые лица Хараппского государства все силы направляли на развитие общества, укрепление экономики и совершенствование технологий.


    Археологи утверждают, что в ходе изучения поселений Индской цивилизации они обнаружили лишь небольшое количество оружия, при этом полностью отсутствовали человеческие останки с признаками насильственной смерти, что позволяет сделать вывод о миролюбивости Индского государства.

    Хараппцы жили в чистых, хорошо спланированных городах с системами канализации и водоснабжения, практически в каждом доме была ванная и туалет. К сожалению, нам мало известно об Индской цивилизации, однако имеющаяся информация, свидетельствует, что она была одной из самых прогрессивных стран той эпохи.

    Доброжелательность и миролюбие были свойственны и народу, создавшему государство на островах Карибского бассейна - мы знаем его под именем…

    10. Араваки


    Араваки - собирательное название целой группы народов, населявших острова Карибского моря и северную часть Южной Америки. Именно араваки первыми из индейских племён познакомились с Христофором Колумбом по его прибытии в Новый Свет. По разным оценкам, во времена первой экспедиции

    Колумба численность островных араваков составляла от 300 до 400 тыс человек, хотя в некоторых источниках приводятся другие цифры - до нескольких миллионов.

    Обладая развитой культурой, араваки были очень дружелюбны друг к другу и к чужеземцам - по свидетельствам участников экспедиции, аборигены кричали приближающимся к их островам европейским судам: «Таинос!», что в переводе с местного наречия означает «мир». Отсюда пошло второе общее название островных аравакских племён - таино.

    Таино занимались торговлей, земледелием, рыболовством и охотой, в отличие от многих других индейских племён, они практически не участвовали в военных конфликтах. Единственным народом, с которым араваки враждовали, были каннибалы, проживавшие на территории современного государства Пуэрто-Рико.

    Аравакская цивилизация характеризуется высокоорганизованной структурой общества, его иерархичностью, а также приверженностью населения общечеловеческим ценностям - например, аравакские женщины имели право отказать мужчине в заключении брака, что для индейцев было неслыханным, впрочем, как и для многих европейцев того времени.

    С приходом завоевателей государство араваков быстро пришло в упадок - численность населения в разы сократилась из-за отсутствия иммунитета к болезням Старого Света и вооружённых конфликтов с испанцами. В настоящее время таино считаются вымершими, хотя на некоторых островах Карибского моря сохранились остатки культуры этой некогда высокоразвитой цивилизации.

    7 полезных уроков, которые мы получили от компании Apple

    10 самых смертоносных событий в истории

    Советская «Сетунь» - единственная в мире ЭВМ на основе троичного кода

    12 ранее не издававшихся снимков лучших фотографов мира

    10 величайших перемен последнего тысячелетия