Культура обряд обычай традиция что такое. Обычаи, обряды и ритуалы в традиционной культуре. Вопросы и задания к источнику

01.07.2020

В отличие от манер и этикета обычаи присущи широким массам людей. Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ по­ведения людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые ре­комендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные сан­кции - неодобрение, изоляция, порицание. У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса, обычай «печатать могилу» и др.

Врезка

М. Куприянова Английский этикет

У большинства слово «этикет» ассоциируется с чем-то вроде белой накрахмаленной скатерти, которая вытаскивается по праздникам. Между тем, пользуясь правилами этикета каждый день, вы получаете дополнительное удовольствие от общения с окружающими. Несколько слов о кон­кретных правилах хорошего тона. Кто должен проходить в дверь первым - муж­чина или женщина? На этот счет существуют две легенды. Наши предки, чтобы проверить, оби­таема ли пещера, первой запускали женщину. Если она возвращалась, мужи смело осваивали убежище, если нет- искали другое. В эпоху Средневековья женщина шла впереди мужчины и тем самым как бы охраняла его - культ Пре­красной Дамы был так силен, что было немыс­лимо напасть не только на женщину, но и на ее спутника. Сегодня мужчина должен идти впере­ди женщины тогда, когда он может защитить ее от возможной опасности, скажем, входя в зал Ресторана или в лифт. В остальных случаях он шествует сзади.

Приближаясь к двери, женщина ожидает, что мужчина откроет ее. На такую же услугу она может рассчитывать, выходя из машины. ^ какой стороны от женщины должен идти муж­чина - справа или слева? Поскольку он обязан вас П 0 Ддерживать правой, самой сильной своей ру-

кой, надо двигаться справа. Но из этого правила есть два исключения: если ваш спутник военный и если вы двигаетесь по улице, то выбирать надо наименее опасную или грязную сторону. Кто кого приветствует первым? Во французском военном уставе сказано, что первым здоровает­ся более вежливый. Но согласно этикету моло­дой должен приветствовать старшего, мужчи­на - женщину. А вот рука для пожатия подает-



ся в обратном порядке: женщина - мужчине, старший - младшему.

Вообще рукопожатие - не очень желательная форма приветствия для женщины. Протягивая руку, она часто не знает, то ли перста ей пожмут, то ли поцелуют. Поэтому женщине лучше пода­вать руку в расслабленно-неопределенном виде, чтобы у мужчины был выбор. Адаптировано и сокращено по: Московский ком­сомолец. 1994. 7 апреля.

Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам. "арту, 1965. Т. 2. С. 144.

Обычай регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы. Примерами обычаев являются празднование Нового года, свадьбы, хождение в гости и т.д. Соблюдение норм обычая обеспечивается силой об­щественного мнения группы.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, на­зывается традицией (от лат. tradicio - передача, предание). Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. В качестве традиции выступают цен­ности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, одно­полчан, подъем национального или ко­рабельного флага. Одни традиции вы­полняются в обыденной обстановке, а другие - в праздничной, приподнятой. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Традиция есть способ воспроизвод­ства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основ­ного содержания культуры - ценностей и норм. Традиции сохраняют все самое ценное в культуре.

Механизмом такой передачи являются:

♦ фольклор, т.е. изустное предание;

♦ имитация, повторение образца поведения. Адекватность достигается пу­тем многократного повтора действий, и в этом велика роль ритуалов.

В доиндустриальных обществах большая часть, а в дописьменных - все содержание культуры передавалось через традиции.

Значение традиций для жизни общества трудно переоценить. Они игра­ют роль, подобную наследственности в живом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и куль­турные разрушения и утраты могут привести к деградации общества.

Традиции не дают распасться «связи времен», аккумулируют культурный опыт предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки. Пре­рывание культурной традиции (в результате природных катастроф, войн) ве­дет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-истори­ческой памяти (общественная амнезия), в результате чего народ перестает ошущать себя субъектом истории, подобно тому как человек, потерявший память, перестает ощущать себя личностью. Таким народом (и обществом) легко манипулировать, как ребенком.

Поэтому иногда культурная традиция прерывается не только насильствен­но, но искусственно. Некоторые силы в самонадеянном нетерпении пыта­ются «загнать клячу истории», совершив «большой скачок». Основным спо­собом этого является разрыв связи поколений, натравливание «прогрессив­ных» детей на «отсталых» отцов: гитлерюгенд в Германии, хунвейбины в Китае. Печальные последствия этого общеизвестны. Вообще стремление отречься от старого мира, разрушить все до основания, сбросить Пушкина с парохода современности есть проявления крайнего бескультурья, социоло­гической безграмотности и национального беспамятства.

Реализация социокультурных норм часто выражается в обрядах и ритуа­лах - строго определенной последовательности символических действий, воп­лощающих те или иные социальные идеи.

Обряды сопровождают самые важные моменты в жизни человека - рожде­ние (крещение, наречение именем), взросление (инициация), создание семьи (венчание, свадьба), смерть (отпевание, погребение, поминки). Социальный смысл обряда состоит в способствовании лучшему усвоению индивидом груп­повых ценностей и норм. Сила обряда заключается в его эмоционально-психо­логическом воздействии наличность. На это направлена эстетическая сторона обряда - музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т.д.

Часто обрядность связывают только с религией. На самом деле обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действи­тельности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инагурация президента и т.д. Свои ритуалы существуют даже в тюрьме. На­пример, ритуал «прописки», т.е. приема новичка в тюремное сообщество; ри­туал «опускания» - перевода в низкостатусную группу, низшую «касту».

Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семей­ными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными.

В средневековой Англии существовал такой обычай. Когда подмастерье, за­нятого неквалифицированной грязной работой, переводили в мастера-печат­ники, которые были заняты чистой высококвалифицированной работой, то­варищи напоследок устраивали мойку наоборот. Юношу погружали в чан с от­ходами. Это могла быть запасенная заранее простокваша, куда в течение нескольких дней плевались, мочились и делали все, что приходило на ум, кол­леги. Через обряд посвящения, т.е. обряд перехода с одной работы на другую, проходили буквально все. Он сохранился в Англии вплоть до недавних дней, но в чисто символической форме.

Многие старинные обряды связаны с хлебом. Побратимство - разделе­ние лепешки между названными братьями, свадебный обряд - ритуал раз­деления хлеба между мужем и женой. «Хлеб-соль» - это приветствие явля­ется символом радушия и гостеприимства. При религиозном обряде прича­стия верующие «вкушают плоть» Бога в виде хлеба.

Церемония и ритуал

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.

Церемония - последовательность действий, имеющих символическое зна­чение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых со­бытий для общества или группы. Коронование - яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно спланированный набор же­стов и слов, исполняемый лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драмати­зировать данное событие, вызвать у присутствующих благоговейный трепет. Пример ритуала - принесение жертвы языческому богу.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, обя­зательная часть ритуала взлета самолетов - ожидание команды «Взлет разрешен».

Ритуал прощания включает такие: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п. Ритуал зашиты науч­ной диссертации представляет собой сложный по составу набор элементов.

История многих ритуалов уходит в глубокую древность. Например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I в. до н.э.). Ходить по огню и да­же плясать босыми могут на всех континентах. Так поступают, в частности, севе­роамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болга­ры. На Руси не ходили по раскаленным углям, но во время празднования прихо­да весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

По мнению К. Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выпол­няет три функции: запрета борьбы между членами группы; удержания их в замк­нутом сообществе; отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Накопление агрессии тем опаснее, чем лучше знакомы друг с другом члены данной группы, чем больше они понимают и любят друг друга. Иногда на незначительные жесты лучшего друга, стоит тому кашлянуть или высморкаться, мы отвечаем такой реакцией, как если бы нас уда­рил пьяный хулиган. Человеческая культура целиком основана на ритуале. Не-ритуализованных действий типа ковыряния, почесывания, чихания, плевков и т.п. в ней осталось очень мало. Их называют некультурными действиями.

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его при­держиваемся, необходимы обществу. Но они нужны и каждому человеку. Ведь соблюдение ритуалов и культурных образцов требует контроля со сто­роны нашего сознания и воли, а настоятельный контроль за своим поведе­нием еще больше развивает сферу морали и нравственности.

Нравы и запреты

Разновидностью обычая являются нравы. Нравы - это особо значимые для группы и высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение.

Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказы­вается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» проис­ходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское moralis означает «нравственный». Нравы - обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и освященные обычаи». Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, оби­жать слабого, издеваться над инвалидами и т.п.

Особой формой нравов являются особые запреты, которые называют табу. Это полинезийское слово обозначает систему запретов на совершение определен­ных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов), нару­шение которых в первобытном обществе каралось сверхъестественными силами.

Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, сло­во, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных,

в частности, с прикосновением к трупу. Табуирование (процесс наложения табу) было широко распространено в архаичных обществах, но и в современ­ных культурах табу не исчезло.

Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табуированию подвергаются отдельные стороны: кровно-родственных отношений - запрет на инцест (кровосмешение); процес­са питания - запрет на каннибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман. Табуируются осквернение могил или оскорбление чувства патриотиз­ма. Табу - самый сильный из существующих в человеческом обществе вид соци­ального запрета, нарушение которого карается особенно жестко.

Мода и увлечения

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и жела­ний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вку­сы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.

Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль,

Врезка

Запреты в еде и питье

Они есть в разных религиях. В православии в вопросах приема пищи соблюдается принцип христианской свободы. Христос освободил лю­дей от обязанности соблюдать в еде и питье предписания Моисеева Закона, изложенные в Ветхом Завете.

И все же некоторые запреты существуют: нельзя есть удавлененых и крови (т.е. мяса, содержа­щего кровь), ибо «кровь есть душа». Нельзя пре­даваться излишествам в пище и пьянству, ибо «пьяницы царства Божия не наследуют». Особый режим питания у православных во время постов. Богопослушные иудеи едят кошерную пищу, т.е. ритуальную, приготовленную по специальным правилам. Она делится на несколько категорий - растительная, рыбная и мясная. При этом рыб­ная не считается кошерной, если у рыбы нет че­шуи. Мясная пища считается кошерной, если у животного не было ран. Правоверные иудеи не едят мяса с кровью. Кроме того, евреи могут употреблять в пищу только животных с раздво­енными копытами и отрыгивающих жвачку. Мяс­ную пищу они не едят после молочной в течение шести часов, зато молочную после мясной есть можно, но предварительно прополоскав рот. Самые подробные правила, касающиеся пищи, разработаны в исламе. Помимо прямых запре­тов есть также косвенные, означающие порица­ние или неодобрение. Безоговорочно запреща­ется употреблять свинину. Такой запрет суще­ствовал еще в Древнем Египте, среди иудеев, а затем и ранних христиан. Причина в том, что свинина в жарком климате портится быстрее и

возможностей отравиться этим мясом больше, чем бараниной или говядиной. Очень строго ислам запрещает употребление алкоголя. Грехом для мусульманина считается даже присутствие при пьяном застолье. Появ­ление запрета на спиртное не случайно. Пьян­ство мешало исполнению религиозных предпи­саний. Для правоверного мусульманина счита-

ется грехом пропустить хотя бы одну из пяти обязательных ежедневных молитв. Порицается, хотя и не запрещается, есть мясо мула. Это послабление историки объясняют фактом присоединения к исламу тюркских на­родов, в меню которых традиционно присутство­вала конина. Разрешается есть рыбу. В шариа­те - мусульманском своде законов и правил - отдельно оговаривается, какие части тела жи­вотных нельзя употреблять в пищу: кровь, по­ловые органы, матку, гланды, спинной мозг, желчный пузырь и т.п. Наконец, мясо даже «съе­добных» животных становится запретным, если животное заколото не по правилам шариата. Сокращено по источнику: АиФ. 1994. № 9.

манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он показывает, насколько че­ловек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.

Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого по­коления свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п.

Мода - смена увлечений, овладевших большими группами.

Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Обычно это какие-то незначительные нормы - в одежде, питании, поведении и т.п. Если вкус может сохраняться у человека на про­тяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду. Пристрастие к твисту, корот­ким юбкам или «летающим тарелкам» можно назвать и модой, и увлечени­ем. В отличие от увлечения мода выражает социальные символы. Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а пото­му, что слаксы - символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные вея­ния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Если обычаи и нравы - устойчивые и долговременные социальные нор­мы, то мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковремен­ных образцов поведения. Мода - периодическая смена образцов массового поведения: в одежде, музыкальных вкусах, архитектуре, искусстве, речевом поведении. Обычай ориентирован натрадиции,амода - на современность, обновление, нововведение.

Мода не характерна для примитивных обществ, но становится распростра­ненным явлением в сложном, индустриальном обществе. Ее не удалось обна­ружить в кастовом обществе. В сословном обществе мода была ограничена кру­гом аристократов, в классовом обществе она подчиняла себе массы людей. Так называемое массовое, или поточное, производство, когда изготовляется стан­дартизованная и дешевая продукция, является таковым потому, что удовлетво-

Врезка

Версальская мода

С середины XVII в. законодателем моды стал французский двор короля Людовика XIV. Это был период расцвета абсолютной монархии во Франции. Проявлением ее в моде стала мода дворянская и королевская, продолжательница моды испанской, приспособленная к вкусам французов. Строгую геометрию сменили яркие тона и краски, сложный покрой. С этого време­ни французский вкус и мода завоевали всю Ев­ропу и не переставали владеть ею в течение столетий. Мода барокко ввела новые материа­лы и украшения; шелк и кружева вытеснили бархат. Одежда стала очень живописной. В сво­бодно развевающемся платье воплотилась фан­тазия, а вместе с ней стремление к эксцентрич­ности и роскоши. Дворяне носили камзолы, из­готовленные из парчи и украшенные золотыми

лентами, жилеты, узкие брюки до колен, шелко­вые чулки. Около 1640 г. появились парики с завитыми локонами. Законодателем моды был король. Людовик XIV любил экстравагантную одежду, носил башмаки, украшенные лентами шириной 40 см. Любимцам короля было разре­шено носить синий плащ на красной подклад­ке, расшитый золотом.

ряет потребности широких масс потребителей. С массовым производством в современное общество пришло массовое искусство и его элемент - мода.

Мода обладает свойством быстро приходить и быстро исчезать. Цикл смены вкусов и пристрастий людей очень короткий - несколько лет. Нередко на но­вом этапе возвращается то, что уже когда-то существовало. Цикл возвращения старого длится 20-30 лет. Например в 1980-е гг. среди молодежи в моде были рваные джинсы и косынки на лбу; так одевались хиппи еще в 1960-е гг. В моду у тинэйджеров вошли твист, шейк, узкие брюки, платья без рукавов, галстуки «пожар в джунглях», прогулки у водоемов и культурные беседы (о природе, погоде, музыке, книгах). В обиход вернулась культура 1960- 1970-х гг., т.е. одеж­да, манеры, музыка и дух поколения их родителей. Тинейджеров «новой вол­ны» стали называть фанатами родительского детства (стилягами).

Моде и увлечениям подчиняются не все сегменты человеческого поведе­ния. Религиозные действия, политическая деятельность, семейная жизнь в большей степени регулируются обычаями и традициями и в меньшей - мо­дой и увлечениями.

Вкусы определяются теми климатическими и географическими условия­ми, в которых проживает народ. Так, у зулусов и монголов, не имеющих вы­хода к морю, рыба никогда не была модным деликатесом, а в Океании редко едят мясную пищу. Основным продуктом (массовой модой) здесь является рыба, но жителям не хватает белка и они едят даже насекомых.

Однако при всем разнообразии человеческих вкусов есть один продукт, который употребляют все народы, - хлеб. Вплоть до Средневековья в боль­шей части цивилизованного мира в качестве хлеба использовали пресные лепешки. Лишь в самом начале средних веков лепешки в Европе были от­теснены хлебом из квашеного теста. Дрожжи появились в Египте 3,5 тыс. лет назад, но дрожжевой хлеб поначалу был доступен только избранным. Опыт его выпечки был заимствован из Египта в Древней Греции и Древнем Риме, где пекарь был возвышен над прочими ремесленниками. Когда люди освои­ли технологию выпечки дешевого хлеба, он стал модным продуктом, доступ­ным широким слоям населения.

Ценности

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность считается ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и нечистоплотность осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды же мо­гут выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценно­стям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних выс­шей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи ввели термин «ценностные ориентации». Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориен­тации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческо­го сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что вы­соко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а пси­хологическая установка на их соблюдение - ценностной ориентацией. Изу­чая методом опроса ценностные ориентации современных россиян, социоло­ги могут выяснить: а) какими именно ценностями они предпочитают руковод­ствоваться на работе и в быту; б) как понимаются, правильно или неправильно, стоящие за частными ориентациями общественные идеалы.

Даже простейшие нормы поведения олицетворяют то, что ценится груп­пой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:

♦ нормы - правила поведения;

♦ ценности -абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правиль­ное и неправильное, должное и недолжное

Основой восточной культуры Японии и Китая выступает сыновняя почти­тельность (по-китайски «сяо»). Она включает такие официально признан­ные обязанности, как уважение" к родителям, беспрекословное повиновение им, долг всю жизнь заботиться об отце и матери. Соблюдение одного только этого культурного стандарта так перестроило социальные отношения в об­ществе, что китайский народ сегодня, пожалуй, превосходит все другие по части уважения к старшим.

Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространен­ные привычки соблюдать личную гигиену (умываться, чистить зубы, смор­каться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают цен­ностями и переводятся обществом на язык предписаний.

Предписания - это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письмен­ной, формальной или неформальной).

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь челове­ка - ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма. Одни нормы очевид­ны, воспринимаются на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумыва­ясь. Другие требуют напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место, здороваться при встрече со знакомыми кажется очевид­ным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение Родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.П. Сар­тра) - выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.

Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, когда те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного типа, но и разных типов, например религиозные и патриотические: верующему, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Люди научились различными способами разрешать (полностью или частич­но, реально или иллюзорно) ценностные конфликты. К примеру, правосла-

вие и католичество не дают надежды на спасение неправедно нажившему бо­гатства человеку: «богатый да не войдет в царство Божие». Чтобы замолить грех стяжательства, русские купцы жертвовали громадные деньги на строительство храмов, приютов для бедных. В Западной Европе нашли более радикальный выход - протестантизм оправдывал богатство. Правда, протестантизм оправ­дывает только нажитое неустанным личным трудом. Поэтому протестантская этика сослужила человечеству великую службу, став в конечном итоге учени­ем не оправдывающим богатство, а призывающим к прилежному труду.

Рис. 34. Чтобы замолить грех стяжательства, русские купцы жертвовали громадные деньги

на строительство храмов

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым че­ловек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали Десять заповедей предусматривают сохранение че­ловеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодей­ствуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество вправе само устанавливать, что является ценностью, а что нет. К примеру, к традицион­ным ценностям американской культуры относятся личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи как признак благо­получия, уважение к науке. В русской культуре всегда ценился не индивидуализм, а коллективизм, который иногда уважительно называют соборностью, неличный успех, а общественное благо, не выгода и утилитаризм, а сострадание и милосер­дие. В то же время такие ценности, как упорный труд и уважение к науке высоко ценятся не только в американской культуре, но и в русской. А какие сходства и различия еще вы можете обнаружить? Поразмышляйте над этим.


История народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено всем многообразием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности).

Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.

Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств известно точно - 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).
Демографическая ситуация прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века - уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.
Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предлагают классифицировать народы мира. Основания классификации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).
Географическая классификация вам хорошо известна: выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.
Языковая классификация дает представление об этническом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она основана, во-первых, на представлении о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с другими народами. В-третьих, родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.
Индоевропейская языковая семья - одна из самых распространенных на Земле. В нее входят все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.
Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропейской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Существует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только гипотеза.
Антропологическая классификация основана на принципе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.

Вместе с тем существует бесспорная реальность физического (телесного) разнообразия людей. Различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Выделяются четыре большие расы - европеоиды (евразийская раса), монголоиды (азиатско-американская раса), негроиды (африканская раса) и австралоиды (океанийская раса).
Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расы постоянно смешиваются между собой, вследствие чего «чистых» рас не существует: все они обнаруживают массу признаков смешения. Не случайно в наши дни в составе больших рас принято выделять 25 малых.
У многих людей, представляющих на первый взгляд тот или иной «чистый» тип этноса, находят признаки древних или сравнительно недавних смешений. Великий русский поэт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим: «Пушкин - это наше все!») - потомок не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» - Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли негров). А женой Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка - Христина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно. Важно усвоить истину: в современном многоэтническом мире «чистых» рас нет.
Этническая картина современной России также пестра в расовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Самый большой этнос - русский (около 120 млн из 140-миллионного населения России), а самая малая этническая общность - керки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны проходит граница между ареалами (областями распространения) двух больших рас - европеоидной и монголоидной. Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Ярким его примером может служить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, что на службу русскому царю в XII-XIV вв. перешло значительное количество выходцев из Золотой Орды, ставших основателями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились и брали себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы - в целом несколько сот дворянских родов, имевших тюркские корни. При этом россияне никогда не были расистами или националистами - людьми, не приемлющими представителей какой-нибудь расы, этноса, нации. Патологические проявления расизма и национализма (и, как теперь часто говорят, нацизма), с которыми мы порой стал
киваемся сегодня, - это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной деятельности нечистоплотных политиков, преследующих корыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нарушаются конституционные права человека.
НИ Основные понятия: этнос, нация.
ЯННТермины: национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности.
Проверьте себя
1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в нашей науке? 2) Чем различаются определения понятия «этнос»? 3) Какой признак этноса считается основным? 4) Почему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5) Почему утверждают, что национальный менталитет - это своего рода память
о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6) Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называл их сверхнациональными? 7) Что служит подтверждением этнического многообразия современного человечества?
Подумайте, обсудите, сделайте Персидский поэт и философ Саади (1210-1292) писал:
Все племя Адамово - тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал вовек, -
Так скажут ли люди, что ты человек?
Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Согласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясните свою позицию. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные традиции, национальная кухня, национальный доход, валовой национальный продукт, национальные особенности, Национальный филармонический оркестр России, многонациональный народ России. Понятие «национальный» используется здесь в разных смыслах, поскольку разную трактовку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком смысле надо понимать каждую из этих формулировок. В состав традиции специалисты включают обычаи, ритуал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои
особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убедительности приведите примеры. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной и кровной национальной принадлежности. И если государство записало в паспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этнолог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на территории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приводит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хачатурян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не только по культуре, но и по самосознанию является русским.
Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями этнической идентичности являются звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный ответ. А вы какого мнения? Объясните.
Поработайте с источником
Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал, что условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным, нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».
Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. - М., 1987. - Т. 1. - С. 315.
ЛН Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит основная мысль фрагмента? 2) Какие черты российской ментальности сформировались под воздействием описанных условий жизни? 3) Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказывают современные условия жизни?

Формы преемственности культуры. Традиция как основная форма передачи межпоколенного опыта, формирования и сохранения национального характера народа 1. Ритуал, обряд, обычай Культура не могла бы выжить, когда бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению. В течение истории сложились несколько таких способов или форм. Первичные формы преемственности культуры всегда связаны с культом. Они существуют для того, чтобы передать нечто сакральное и в этом своем качестве наиболее ценное для членов общности. Это – ритуалы. Ритуал объемлет те формы поведения, которые по своей сути являются знаковыми, символическими и не имеют утилитарно-практического характера. Антрополог М.Дуглас определяет ритуалы как типы действий, служащие для выражения веры или приверженности определенным символическим системам . Вне ритуала не совершается ни магическое действие, ни религиозный культ. Его священная цель - постоянное воспроизведение, своеобразное духовное восстановление в настоящем в большей или меньшей степени мифических событий, связанных с важными этапами в прошлом народа или группы и тем самым подчеркивающих их единство. Например, ритуальный ремонт лодки индейцами кечуа определенным способом происходит лишь потому, что ее именно так чинил праотец кечуа: тем самым все кечуа подчеркивают свою преданность и мифическому предку, и друг другу. Вне ритуала поломанную лодку они будут ремонтировать более удобным образом. Но тогда это будет просто починка лодки, не несущая глобального символического наполнения. В силу своего символического характера ритуал играет роль механизма регуляции внутриэтнических связей: поддерживает определенную иерархию этнических статусов; помогает членам этносов в усвоении групповых норм и ценностей; дает им осознание сакрально обусловленной сплоченности и солидарности, а, следовательно, и защищенности; помогает снять напряжение обыденной жизни; в кризисные моменты дает ощущение поддержки свыше, оказываемой общности. Впоследствии государства используют эту символическую мощь ритуала для собственных нужд: с течением времени он распространяется на область государственных церемониалов и церемониальных форм бытовых отношений (этикет). Постепенно ритуал приобретает характер систематического следования некоторым традиционным правилам, которые зачастую не соответствуют изменившимся потребностям, но поддерживаются по соображениям, связанным с интересами правителей, а отчасти - с неповоротливостью социальных институтов, с инерцией массовой психологии. Но, как оказалось, "отбрасывание одного за другим элементов ритуала последовательно, шаг за шагом ведут либо к уничтожению, либо к трансформации соответствующих институциональных образований, которые частично состоят именно в этих ритуализированных структурах действий... Революции начинаются с антиритуалистического протеста и завершаются тотальным сломом соответствующих институтов” [там же, 129 ] . В любом случае, ритуал означает посвящение, приобщение к данной религии и системе ценностей, к этносу, к государству. Так, единство исламской цивилизации в огромной степени поддерживается строгими и ритуально освященными предписаниями шариата. Вторая исторически существующая форма преемственности культуры – обряд. Обряд – это десакрализованный ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и человеческой общности (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом члена общности в какое-либо другое качество, например, обряды инициации; семейные, календарные обряды), посредством чего утверждает социальную значимость жизненных состояний членов общности (этноса). Религиозная суть ритуала, лежащего в основе обряда, чаще всего утеряна, но он продолжает жить по принципу "так было от века” и тем самым демонстрирует отличие данного этноса от всех остальных. Так, далеко не все знают, что суть белорусского обряда колядования – спасение богини Громовницы от злого духа зимы Зюзи (Ситиврата); немногие знают, что традиционно водимая по кругу с припевками и прибаутками коза – символ Громовницы, которая должна быть спасена, чтобы родить Божича, а от этого рождения зависит приход лета, но сам этот обряд является неотъемлемым атрибутом жизни белоруса до сих пор. Обряд – это то, что из культа перешло в быт, потеряло магически-религиозный или государственно-установленный смысл (наши современники, как правило, празднуют Первое Мая просто как праздник весны, отнюдь не связывая его с Днем солидарности трудящихся). В обрядах и ритуалах передается опыт религиозных, социальных и родовых отношений. Наряду с языком они сохраняют единство некоей человеческой общности – племени, этноса, нации. Третья традиционная форма преемственности культуры – обычай. В отличие от обряда и ритуала, обычай имеет не только религиозно-магические, но и практические корни. Обычай - это стереотипизированный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов. Это привычно соблюдаемая часть быта, осколки ритуалов и обрядов, утративших свое первичное значение, но сохранивших функцию соединения людей повседневно принятыми нормами; это регуляторы поведения в быту, постепенно перешедшие из сознания в привычку. Это религиозные и моральные нормы, утратившие свой сознательный характер, но сохранившие обязывающее в быту значение. В качестве примера приведем "чистый четверг” в донельзя секуляризированное время так называемого "застоя”. Атеисты, не имевшие представления о том, что такое "чистый четверг” и для чего он, все же день напролет мыли, скоблили, выбивали ковры и т.п. Хотя в качестве основного регулятора человеческого взаимодействия обычай выступает, в основном, на ранних стадиях человеческого общежития и в так называемых "традиционных обществах”, тем не менее он продолжает существовать и функционировать и на уровне динамичных, развитых этнических систем, олицетворяя более или менее обязательный образец поведения в быту. Человек, не исполняющий обычаев, так или иначе отторгается от общества. Таким образом в обычаях проявляет себя власть социума. Стабильность обычая, его сопротивляемость переменам столь велика, потому что обычаи всегда формируются в обществе и воспринимаются обществом как ценность, а в силу такого восприятия определяются "принудительностью коллективного требования” [ там же, 644 ] . И в этом смысле можно говорить о том, что одна из основных функций обычая в обществе - сохранение, спасение безвозвратно ушедшей жизни. Обычай - это социальный навык, столь часто повторяемый членами группы, этноса или представителями какой-либо цивилизации, что в результате он приобретает характер действия машинального, полуавтоматического и общего для всех. Можно назвать его сверхиндивидуальной привычкой. В этой сверхиндивидуальности (общественности) и обязательности обычая и таится его сила. В своей работе "Человек и люди” выдающийся испанский философ и культуролог Х. Ортега-и-Гассет подразделяет обычаи на два типа: обычаи, слабые и мягкие и обычаи, сильные и жесткие. Первые - это те, которые назывались "обычаями и нравами”, т.е. привычные нормы поведения, питания, взаимоотношений. Они учреждаются в обществе на протяжении длительного периода времени и так же долго и постепенно выходят из обращения. Сильные и жесткие обычаи, как правило, насаждаются политиками и государственными деятелями: таковы, например, приветствие с рукой, сжатой в кулак ("Рот Фронт!”) или с острой, как нож, выброшенной вперед ладонью ("Хайль!”). Они созданы в определенных политико-идеологических целях, возникают молниеносно и столь же молниеносно исчезают; скорее, это не столько обычаи, сколько политические или идеологические клише. Обычай гораздо более связан с практикой повседневной жизни, нежели обряд или ритуал. И хотя обычай чаще всего имеет дочернее отношение к этим формам преемственности, но отношение это все же двустороннее. Как ритуал или обряд могут, утратив свой смысл, превратиться в обычай, так же возможно и превращение обычая в обряд или ритуал. Так обычай обрезания у евреев и арабов, возникший чисто из гигиенической необходимости, был затем сакрализирован в священных книгах и стал обязательным ритуалом. То же произошло и с запретом на поедание свинины, первично возникшем оттого, что в условиях жаркого климата в организме свиней размножаются смертоносные для человека бактерии. И ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как в бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение. 2. Традиция как ценность Слово "традиция” происходит от лат. traditio ("передача”) и имеет, казалось бы, вполне очевидный смысл. Традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение длительного времени. Это определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, а также уже знакомые нам ритуалы, обряды и обычаи. Но при таком определении понятие традиции полностью идентично понятию наследия. Многие исследователи считают, что традиция - это даже не то, что передается, а сам способ передачи культурного наследия. В этом смысле традиция есть передача "в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся норм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры” . К сожалению, это определение практически игнорирует то, что традиция вовсе не всегда передается через отношения "отцов и детей”, как выразился М. Блок, "гуськом”. После изобретения и широкого распространения письменности передача определенных ценностей сразу от "дедов” и "прадедов”, минуя "отцов”, стала обычным делом. Кроме того, оно не учитывает и еще одного важного момента: для того, чтобы что-то передалось, нужно, чтобы это что-то было не просто объектом, транслируемым с помощью некоего механизма, но и определенной ценностью. Любая традиция определяется отношением к ней народа или группы. И следовательно, главное наполнение традиции - это сам факт ее отбора как особенно ценного, того, что в силу этой ценности нельзя позволить себе утерять. Наконец, традиция содержит в себе не только "нормы поведения, навыки и понятия”, но и символический круг ментальных смыслов, архетипов и отношений, который члены этноса во многом связывают со своим языком и со способами невербальной коммуникации. Итак, традиция включает в себя модели чувствования, мышления, поведения, и, кроме того, нормы, навыки, обычаи, культурные достижения, представляющие собой ценность для членов этноса, а также способы их трансляции от поколения к поколению. Традиция - это не все наследие народа, но его некоторая часть- та, которую члены этноса оценивают (положительно или отрицательно) как нечто значимое для себя. И кроме того, традиция - это сам процесс такой оценки, последующего усвоения, а также механизм межпоколенной передачи. Только понимая традицию как ценность, можно говорить о ней как о содержательной форме преемственности культуры. Интересный пример такого ценностного отношения, в результате которого элемент наследия превращается в традицию, мы находим в истории польской культуры. Начиная со второй трети 18 в. излюбленным головным убором поляков была так называемая "конфедератка”, и этот факт носил характер обыкновенной моды. Но с 60-х годов, после того, как многие участники польского восстания оказались за границей, в эмиграции, конфедератка превращается в символ единства поляков - как тех, кто остался на родине, так и тех, кто оказался за ее пределами. Лишь тогда, когда элементы наследия прошлого для нас являются не просто сведениями из учебника истории, а значимыми, актуальными (позитивными или негативными) элементами нашего бытия, мы можем говорить о них как о традиции. "Традиция - это не просто социальный факт, объективированный в общественных институтах и обычаях... традиция - это присутствие прошлого в нас самих, делающее нас чувствительными к влиянию этого социального факта”, - писал французский социопсихолог М. Дюфрен [ 75 , 312 ] . С другой стороны, традиция в определенном смысле отделена от личности, она - одновременно и в нас (постольку, поскольку мы воспринимаем ее как основу нашего укоренения в мире), и вне, сверху нас (поскольку традиция никогда не есть принадлежность индивида, а всегда - группы, народа, цивилизации). Уже в этом коллективном санкционировании традиции как ценности и заложена сила ее влияния на членов любого этноса. Ведь существование любой сплоченной общности невозможно без признания ее членами неких общих ценностей. Впрочем, у этой медали есть и другая сторона: именно в силу своего ценностного наполнения традиция меняется с переменой ценностей. Потому "на реке наследия появляются и исчезают острова традиции” [ там же, с.328 ] . 3. Традиция как выбор Любая традиция в некотором смысле является метаморфозой: ведь она - часть совокупного человеческого опыта. Изменяясь, "совокупный человек” изменяет и традицию. Наше культурное прошлое не просто дано нам: это не родимое пятно. Вера в возможность сохранения элементов наследия в неприкосновенности иллюзорна, как иллюзорно было бы предположение, что мы живем в том же мире, в котором жили наши родители или деды. Это не означает нашего разрыва с традицией, а всего лишь тот непреложный факт, что традиция при всей своей устойчивости развивается и модифицируется в связи со сменой эпохи, социально-исторических условий и изменений в ментальности народов. Модификация - неизбежная судьба традиционных представлений. Раньше этот процесс был сравнительно медленным, растягивался на столетия, а теперь происходит в течение жизни одного поколения. Причины модификации традиции могут быть связаны с государственным, внутренним давлением, с военным давлением извне, с эмиграцией и другими социополитическими факторами. Иногда традиция уходит бесповоротно, и тогда мы говорим об утрате либо утере традиции. Самые значительные причины такой утраты традиции современными этносами - это процессы ассимиляции, модернизации, вестернизации. В этом отношении показательна карикатура, два десятилетия назад напечатанная в одном из американских журналов. На ней изображен процесс инициации на Самоа, когда вместо того, чтобы проводить соответствующие обряды, вождь протягивает юношам книгу М. Мид "Взросление на Самоа” и говорит: "Здесь вы найдете все, что нужно знать о наших священных традициях”. Человек современного этноса или цивилизации находится в постоянном процессе выбора между своей и чужой, навязываемой ему ситуацией традициями. Иранский философ С.Х.Наср пишет об этом: "Современный мусульманин не может не вести постоянную священную войну (джихад) не только в самом себе, чтобы сохранить здравый ум и душевное здоровье, но и в окружающей его среде для того, чтобы защитить великолепие духовного и художественного наследия своих предков и передать их следующему поколению. В данной ситуации он одновременно испытывает тягу со стороны исламской традиции и со стороны секуляризма и модернизма. Современный мусульманин, особенно тот, который испытал основательное воздействие западной культуры, испытывает огромное напряжение, так как его ум и душа сформированы на совершенно иных основаниях, чем у западного человека, живущего в секуляризированном постиндустриальном обществе” 64, 481-482 ] . Но такое понимание выбора традиции как выбора между двумя традициями далеко не исчерпывает специфики этого явления. Традиция в любом случае предполагает выбор, поиск и даже изобретение. Ведь существует не одно "прошлое” народа, а различные, порой даже конфликтующие версии его истории. Например, греческие светские интеллектуалы в 19 в. призывали возвратиться к наследию древней Эллады, которое, по их мнению, определило всю последующую греческую, да и в огромной степени - европейскую историю. А служители церкви смотрели на ту же самую историю как на воплощение священной миссии православия. Такие расхождения обычно не нарушают общности этнического самосознания. Каждое поколение вновь начинает деятельность по интерпретации своего прошлого, и в этом состоит залог активного изменения этноса и создания нации. "Традиционные представления и действия, - пишет Э. Шилз, - являются не только делом пассивного принятия уже установленного. Существует и активный поиск традиции как формы связи с прошлым, если установленные традиционные представления оказываются неприемлемыми. Подчас "прошлое создается” для легитимизации представлений и действий теми, кто в настоящем не находит такой основы. Обретаемая традиция объявляется настоящей, восстанавливается "истинный” источник вместо "искаженного” и "подлинный” ряд передачи взамен "извращенного”. Происходит "возрождение” реабилитируемого прошлого, большей частью приобретающего сходство с "золотым веком”...” [ там же, 24 3 -244 ] . Традиция не лежит упакованная в шкафу и не ждет, когда ее достанут, отряхнут с нее пыль и начнут ей следовать. Она скорее избирается и даже моделируется в соответствии с самой исторической ситуацией, причем, каждый этнос, каждая страта общества, каждая субкультура моделирует ее по-своему, выбирая из традиции то, что наиболее соответствует необходимости времени и ментальности народа или группы. Традиция связана с ее интерпретацией, с творчеством. Э. Гуссерль выделял два типа традиции - традицию активную и пассивную. Пассивная традиция - это некий набор правил, в соответствии с которым человек живет, "как все”, потому что так принято в его группе. Но есть иной подход к традиции: мы можем анализировать ее, воссоздавать, наполнять новым содержанием. Потому в современном обществе практически не существует бесспорных традиций. В связи с этим возникает важный вопрос: а должна ли традиция непременно иметь что-нибудь общее с прошлым? Безусловно, должна. И это общее - сама вера в то, что данное явление имело место в прошлом. "Лишь неисправимо наивные рационалисты могут требовать от традиции "исторической точности” в том значении, что составляющие ее образцы были точно такими же, как в прошлом... Когда независимая Гана ссылалась на свое римское прошлое, мы, вероятнее всего, имели дело с чистой выдумкой, подобной большинству генеалогических мифов. Когда современная республика Мали ищет свое начало в средневековом государстве с таким же названием, ситуация иная, поскольку такое государство действительно существовало” . Но почему и в том, и в другом случае мы имеем дело с традицией? Потому что оба народа верят именно в эти первоистоки своего бытия и ищут в них подтверждение собственной национальной идентичности и собственного национального достоинства. Главным, таким образом, представляется не действительное положение дел в незапамятные времена, а существование соответствующей традиции в современности. Именно эта вера и делает традицию испытанным веками образцом прошлого, на котором держится настоящее. 4. Черты традиции Важнейшей особенностью традиции является уверенность членов этноса в том, что она вытекает из прошлого и в силу древнего происхождения высокоавторитетна. Назовем эту черту "привязанностью к прошлому” . То или иное представление о связи с прошлым - залог принятия традиции в качестве модели поведения и мироотношения. Важно и то, что это прошлое постоянно воссоздается в настоящем - в этом заключается мифологичность традиции. Человек, как и народ, реального прошлого не помнит - он постоянно воссоздает его. Прошлое всегда познается через призму настоящего и всегда связано с "вкладыванием” современных ценностных ориентиров в понятие традиции. Важнейшим качеством традиции является ее общественный характер. Традиция распространяется исключительно в обществе и воспринимается большинством его членов как наилучший в силу давности ее существования ориентир. Думается, что значительную роль в этом играют ее анонимность и органичность. Любая традиция, даже в том случае, если она идет от конкретной личности (как, например, возникшая в прошлом веке традиция ношения пальто, которая появилась и прижилась в обществе благодаря графу Д " Орсэ) всегда предполагает растворение имени этой личности в огромном количестве людей, воспринявших традицию. В этом смысле показательно, что наиболее традиционной частью искусства является совершенно анонимное устное народное творчество, т.е., фольклор. Органичность традиции состоит в том, что она воспринимается членами того или иного народа (или социума) как должное. В определенном смысле можно говорить, что традиция (историческая или "изобретенная”) связана с некой степенью несвободы. Этой гипотезой мы обязаны Л.Г. Ионину, который подтверждает ее выразительным примером: "Чем отличаются церковь и терем "в русском стиле”, возведенные в 80-е годы прошлого века в имении Саввы Морозова "Абрамцево”, от "настоящих” палат и церквей XVII столетия? По сути дела - ничем. Но ведь о "настоящих” зданиях не говорят, что они построены в русском стиле, а говорят, что они построены в традиции русской архитектуры. Почему? По той причине, что говорить о стиле можно только тогда, когда есть выбор, когда художник (или заказчик) может, имеет возможность выбрать для себя способ самовыражения. Савва Мамонтов мог бы построить для себя в Абрамцеве какое-то другое здание - с башенками в мавританском стиле, подобно знаменитому особняку на Воздвиженке в Москве (бывший Дом дружбы народов), но он выбрал стиль a la russe . Но мог бы русский архитектор XVI или XVIII века построить какое-нибудь здание в традициях мавританской архитектуры? Разумеется, нет. Традиция не дает свободы. Однако, художник, творя внутри традиции, совсем не ощущает несвободы. Он, грубо говоря, не знает, не догадывается о том, что можно делать и по-другому, а поэтому и не выбирает... Появление и осознание иных возможностей стало началом конца традиции” . К последнему, не бесспорному утверждению, мы вернемся - при разговоре о взаимоотношениях традиции и инновации. В связи с этой "несвободой” традиции многие исследователи говорят о относительной ее нерефлективности, бессознательности. Нередко традиция заменяет человеку и общности необходимость самостоятельного мышления: очень многое из того, что мы делаем, так или иначе мы делаем в силу традиции ("потому что так принято”, "так было от века” и т.д.). М. Шелер пишет об этом: "Массы никогда не будут философами. Эти слова Платона справедливы и сегодня. Большинство людей свое мировоззрение черпает из религиозной или какой-то другой традиции, которую они всасывают с молоком матери” . Так и было в архаических обществах, где отступление от традиции казалось окружающим настоящим бунтом. Но уже с эпохи Ренессанса традиция понемногу начинает рационализироваться. Эта рационализация происходит в двух планах. Во-первых, она связана с выбором традиции. Выбор этот всегда доказывается путем поиска в данной традиции не только факта давности, но и ее преимуществ - реальных или воображаемых. Так, большинство русских мыслителей 19 и 20 вв. противопоставляло европейскому индивидуализму соборность, общинность как особую национальную черту российского народа не только в силу исторической давности общины как традиционной формы социального устройства на Руси, но и в силу ее коллективизма, ее прочных межчеловеческих связей, противостоявших отчуждению человека. Несмотря на неизбежное историческое отмирание общины, русское национальное самосознание так никогда до конца и не смогло принять идеи индивидуализма и факта человеческого отчуждения. В этом смысле можно сказать, что не столько сама традиция, сколько выбор тех или иных традиций на протяжении истории определяет самоидентификацию членов этноса и самосознание нации.

Во-вторых, зачастую традиция рационализируется для того, чтобы авторитетом старины подкрепить некое новое явление. Даже нередко революции "подкрепляются” авторитетом традиции (достаточно вспомнить, что во время и в первые годы после Великой французской революции активно использовались античные аналогии, герои революции изображались в тогах, античные сюжеты широко использовались в драматургии, античные мотивы - в архитектуре, интерьере, в женской моде). Здесь мы вновь имеем дело с интерпретацией, избирательностью традиции, которая порой изменяется до неузнаваемости и тем самым содержит в себе залог инновации.

источник http://www.gumer.info

  1. В каком значении употребляется понятие «этнос» в нашей науке?
  2. Чем различаются определения понятия «этнос»?
  3. Какой признак этноса считается основным?
  4. Почему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией?
  5. Почему утверждают, что национальный менталитет - это своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей?
  1. Каковы, по мнению И. А. Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называл их сверхнациональными?
  2. Что служит подтверждением этнического многообразия современного человечества?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Персидский поэт и философ Саади (1210-1292) писал:

    • Все племя Адамово - тело одно,
    • Из праха единого сотворено.
    • Коль тела одна только ранена часть,
    • То телу всему в трепетание впасть.
    • Над горем людским ты не плакал вовек,
    • Так скажут ли люди, что ты человек?

Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Согласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясните свою позицию.

2. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные традиции; национальная кухня; национальный доход; валовой национальный продукт; национальные особенности; Национальный филармонический оркестр России; многонациональный народ России. Понятие «национальный» используется здесь в разных смыслах, поскольку разную трактовку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком смысле надо понимать каждую из этих формулировок.

3. В состав традиции специалисты включают обычаи, ритуал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убедительности приведите примеры.

4. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной национальной принадлежности. И если государственный орган вписал в паспорт ту или иную формулировку, значит, так и есть. Этнолог В. А. Тишков называет такую ситуацию «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на территории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приводит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хачатурян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не только по культуре, но и по самосознанию являлся русским.

Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями этнической идентичности является звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный ответ. А вы какого мнения? Объясните.

Поработайте с источником

Русский историк В. О. Ключевск ий (1841 - 1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал следующее обстоятельство.

Условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным, нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».

Ключевский В. О. Соч. В 9 т. - Т. 1. - М., 1987. - С. 315.

Вопросы и задания к источнику

  1. В чем состоит основная мысль фрагмента?
  2. Какие черты российской ментальности сформировались под воздействием описанных условий жизни?
  3. Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказывают современные условия жизни?

Каждый народ, населяющий нашу планету, не возникает из ниоткуда. Корни любой нации мира, отголоски минувшей истории составляют неповторимую канву, в которую вплетены судьбы людей. Уникальные обычаи, устоявшиеся традиции и даже самые невероятные и экзотические обряды составляют незримый, но сугубо индивидуальный культурный багаж каждой народности. Обычаи и обряды - неотъемлемая сторона жизни. Часть из них пришла к нам из религий, другая - из огромного множества примет, преданий, верований и суеверий. Познакомимся с сущностью и глубинным смыслом некоторых традиций жителей России.

Венчание: трогательное таинство

Язычество как первая религия славян подарило нам Масленицу, великолепные и святочные гадания. Традиционно русские свадьбы играли осенью или зимой, в интервалах между длительными постами. Особой популярностью пользовался так называемый «свадебник» - период от Рождества до Масленицы.

В Прощеное воскресенье - последний день гуляний - все просили прощения друг у друга, освобождаясь от накопившихся обид, одаривали родных. Кульминация праздника - сожжение чучела как символа заканчивающейся долгой зимы. «На богатый урожай» пепел развеивали над полями. Жгли костры из соломы и ненужных старых вещей, чтобы освободиться от всего лишнего. Вечером блинами поминали умерших родственников.

Христианская Пасха

Христианство даровало нам замечательный праздник святой Пасхи. Разнообразны обычаи народов разных стран в праздновании этого дня. Не будем останавливаться на православных церковных обрядах. Они величественны и красивы. Рассмотрим традиционно бытовые обычаи. Пример обрядовых действий, наиболее распространенных в России, - выпечка пасхальных куличей и окрашивание яиц, символы бессмертного тела Христова, которые освящают в храмах. Это настолько распространенные обряды, что их не избегают и атеисты.

Утром после всенощных бдений и прохождения крестных ходов вокруг церквей начинается празднование чудесного воскрешения Христа. Люди поздравляют друг друга словами "Христос воскрес!", получая ответ "Воистину воскрес!" и обмениваясь освященными куличами и яйцами. Название этого обычая - Христосование. Эти традиционные обряды настолько распространены, что пасхальным угощением обмениваются не только верующие, но и атеисты.

На свете существует немало обрядов. Обычаи, пример которых приведен в статье, являются наиболее распространенными в России.